Исцеляет бесноватого, слепого и немого. Обличает речи фарисеев, будто Он силою веельзевула изгоняет бесов. Притча о разделившемся царстве. О хуле на Духа Святого. От плодов познается древо, и об исходящих из благого и лукавого сердца. Книжники и фарисеи ищут от Него знамения. Отвечает знамением Ионы роду прелюбодейному. Больше Ионы Пророк проповедует, и не каются. Притча о нечистом духе, возвращающемся в человека с семью лютейшими духами. Вызывают Его из дома к Матери и братьям, но Он указывает на учеников и творящих волю Отца: она паче матери и братьев. 13 . Иисус при море сидит в корабле и с корабля учит народ на берегу притчами. Притча о сеятеле и истолкование ее. Ответ ученикам, для чего учит Он притчами. Притча о поле, на коем посреди доброго семени враг человека посеял плевелы. Истолкование притчи. Притча о зерне горчичном и о закваске. Притча о сокровище, сокрытом на поле, о многоценной жемчужине. Притча о неводе, захватившем рыб всякого рода. Разбор их, подобный разбору праведных и злых при кончине века. Затем пошел Иисус в отечество Свое (Назарет). Учит в синагоге. По люди говорят: ведь Он простой плотников Сын, – и соблазняются о Нем. И не сотворил там сил многих за неверие их. 14 . Ирод Четверовластник (Антипа, сын Ирода Большого) 3 услышал об Иисусе и думает, что это Иоанн, убитый им, восстал. Ирод всадил Иоанна в темницу и потом, обещав дочери Иродиадиной голову его, велел усекнуть его в темнице. Ученики Иоанновы пришли возвестить Иисусу; и, услышав то, что Он отошел кораблем один в пустынное место, народ пошел за Ним пеши. Исцеляет недужных. Вечером, не хотя отпустить народ, насыщает их пятью хлебами и двумя рыбами, пять тысяч человек. Учеников отослал на корабле на тот берег. Ночью на море волнение, и Иисус идет за ними по морю. Петр, понадеясь, идет Ему навстречу и утопает, но Иисус поддержал его. Ученики поклоняются Ему: воистину Ты Сын Божий. Прибыли в землю Геннисаретскую. Приносят Ему болящих на исцеление. 15 . Книжники и фарисеи из Иерусалима осуждают учеников, что не умывают рук, когда едят хлеб. Иисус обличает их, что они разоряют закон за свое предание, и народу проповедует, что выходящее из уст, а не входящее сквернит человека. Изъясняет это ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В Свщ. Писании говорится о невозможности уничтожения души, например: " не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить... " (Мф. 10, 28); " Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы " (Лк. 20, 38). Вышеприведенные цитаты, а также известная притча о богатом и Лазаре (Лк. 16, 9—31) являются убедительным опровержением мнения адвентистов 7-го дня и некоторых других протестантов, которые учат, что душа человека умирает вместе с его телом и потом воскресает вместе с телом в последний день. Свщ. Писание говорит о том, что душа сохраняет сознательное существование и после смерти, до дня Второго Пришествия и всеобщего Воскресения. В 1 Тим. (6, 16) говорится, что Бог есть Единый имеющий бессмертие. Как совместить эти слова с учением о бессмертии души? В христианстве бессмертие души понимается как дар милости Божией. По словам свт. Епифания Кипрского, " Создавшему возможно уничтожить бессмертное " , т. е. Бог, если бы захотел, мог бы уничтожить Свои творения, обладающие свойством бессмертия. Но сам по себе тварный дух по своей собственной воле не может самоуничтожиться. 1.2. Частный суд Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. В Свщ. Писании Ветхого Завета в Сир. (11, 26-27) о частном суде говорится: " Легко для Господа — в день смертный воздать человеку по делам его... и при кончине человека открываются дела его " . В Новом Завете сказано: " ...человекам положено однажды умереть, а потом суд " (Евр. 9, 27). Косвенным свидетельством о частном суде после телесной смерти является также притча о богаче и Лазаре. Что такое суд? Когда говорят о суде, то обычно имеют в виду некоторый процесс, который состоит из двух частей: 1) исследование правоты или виновности подсудимого; 2) произнесение над ним приговора. В Церковном Предании суд Божий над человеком обычно таким образом и описывается. Но нужно отдавать себе отчет в том, что это есть не более чем несовершенный образ Суда Божия, потому что Бог не нуждается в том, чтобы исследовать правоту или виновность человека, поскольку Он как Всеведущий все о нем знает. Поэтому первую часть этого процесса следует понимать в смысле приведения души к осознанию своего нравственного состояния.

http://sedmitza.ru/lib/text/443344/

В Свщ. Писании о телесной смерти говорится как о переходе человека из одного состояния в другое, из одной формы бытия в другую. Апостол Петр говорит: «…скоро должен оставить храмину мою…» (2 Пет. 1, 14), а в следующем стихе он называет свою смерть «отшествием». Примерно в тех же терминах говорит о телесной смерти ап. Павел: «…когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах…» (2 Кор 5, 1), или «…имею желание разрешиться и быть со Христом…» (Флп. 1, 23), или «…время моего отшествия настало» (2 Тим. 4, 6). В Свщ. Писании говорится о невозможности уничтожения души, например: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить…» (Мф. 10, 28); «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). Вышеприведенные цитаты, а также известная притча о богатом и Лазаре (Лк. 16, 9-31) являются убедительным опровержением мнения адвентистов 7-го дня и некоторых других протестантов, которые учат, что душа человека умирает вместе с его телом и потом воскресает вместе с телом в последний день. Свщ. Писание говорит о том, что душа сохраняет сознательное существование и после смерти, до дня Второго Пришествия и всеобщего Воскресения. В 1 Тим. (6, 16) говорится, что Бог есть Единый имеющий бессмертие. Как совместить эти слова с учением о бессмертии души? В христианстве бессмертие души понимается как дар милости Божией. По словам свт. Епифания Кипрского, «Создавшему возможно уничтожить бессмертное», т. е. Бог, если бы захотел, мог бы уничтожить Свои творения, обладающие свойством бессмертия. Но сам по себе тварный дух по своей собственной воле не может самоуничтожиться. 1.2. Частный суд Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. В Свщ. Писании Ветхого Завета в Сир. (11, 26-27) о частном суде говорится: «Легко для Господа — в день смертный воздать человеку по делам его… и при кончине человека открываются дела его». В Новом Завете сказано: «…человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27). Косвенным свидетельством о частном суде после телесной смерти является также притча о богаче и Лазаре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

314. …чудное сказание о пророке Ионе во чреве китове. — См.: Книга пророка Ионы. 315. Не забудьте тоже притчи господни, преимущественно по Евангелию от Луки — Все канонические Евангелия (кроме Евангелия от Иоанна) включают в свой текст „притчи господни“ — краткие иносказательные повествования, в наглядной форме передающие отвлеченную мысль. Евангелие от Луки содержит большее, в сравнении с другими, количество притч; некоторые из них многократно обрабатывались в изобразительном искусстве и поэзии (например, притча о добром самаритянине, притча о потерянной драхме, притча о богатом и Лазаре). Некоторые притчи Евангелия от Луки лежат в основе важнейших ситуаций „Братьев Карамазовых“, например притча о дележе наследства. 316. …из Деяний апостольских обращение Савла…— Согласно новозаветному преданию, гонитель христиан Савл однажды на пути в Дамаск увидел свет с неба и услышал голос Христа, который вопросил его: „Савл, Савл, что ты гонишь Меня?“ (Деяния апостолов, гл. 9, ст. 4). Пораженный юноша прибыл в Дамаск уже христианином и впоследствии стал апостолом, приняв уничижительное имя Павла (от лат. paulus — малый). 317. …великой из великих радостной страдалицы, боговидицы и христоносицы матери Марии Египтяныни…— По агиографическому преданию, Мария Египетская (память чтится церковью 1 апреля ст. ст.) в молодости была блудницей. Случайно услышав о христианском учении, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в Иерусалим, затем сорок семь лет прожила в пустыне, предаваясь молитве и покаянию. 318. И рассказал я ему, как приходил раз медведь к великому святому, спасавшемуся в лесу…— Имеется в виду эпизод из жития Сергия Радонежского. (Ср. запись в черновых материалах: „Люби животных, Медведь и Сергий“, — см.: XV, 244. Сергия Радонежского (1314–1392), Феодосия Печерского (?—1074) и Тихона Задонского Достоевский называет выразителями народных исторических идеалов (см.: Там же. XXII, 43). 319. …„на день и час, на месяц и год“. — Ср.: „И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год…“ (Откровение Иоанна, гл. 9, ст. 15).

http://predanie.ru/book/68775-bratya-kar...

Второе предсказание Спасителя о своей смерти и воскресении 64. Подаяние на храм статира, предуказанного во рту рыбы 65. Наставления Иисуса Христа ученикам (пред отшествием из Галилеи): о смиренномудрии, о избежании соблазнов, о цели пришествия Христова, об исправлении согрешающих и о прощении обид 66. Отшествие Иисуса Христа из Галилеи в Иудею, и прохождение чрез Самарию 67. Послание семидесяти учеников на проповедь 68. Праздник Кущей 69. Неосуждение женщины, уличенной Фарисеями в тяжком грехе, и вторая проповедь в Храме 70. Благодарение Богу Отцу при возвращении семидесяти учеников 71. Притча о милосердном Самарянине 72. Посещение дома Марфы и Марии (в Вифании) 73. Учение о молитве 74. Обличение фарисеев и законников, на обеде у Фарисея 75. Обличение фарисеев и законников, на обеде у Фарисея 76. Исцеление скорченной женщины, в субботу 77. Исцеление слепорожденного 78. Учение о добром Пастыре 80. Ответ Иисуса Христа на вопрос о малом числе спасающихся, и предсказание о Своей смерти в Иерусалиме 81. Исцеление водяной болезни, на обеде у начальника Фарисеев, и, здесь же предложенное в притчах, учение о качествах наследников Царствия Божия 82. Изображение в притчах любви Божией к кающимся грешникам, и – благоразумия, необходимого при употреблении земных благ 83. Учение о святости брака и высоком достоинстве девства 84. Притча о человеке богатом и нищем Лазаре, и о рабе, пришедшем с поля 85. Исцеление десяти прокаженных 86. Учение о пришествии царствия Божия 87. Притчи: судья и вдова, Фарисей и мытарь (о неослабности и смирении в молитве) 88. Благословение детей, совет богатому юноше, и притча о работниках, получивших равную награду 89. Получение известия о болезни Лазаря и объявление о его смерти 90. Третье предсказание Иисуса Христа о своей смерти и воскресении, и ответ сынам Зеведеевым 91. Иисус Христос в Иерихоне: исцеление двух слепцов; посещение Закхея, и притча о десяти минах 92. Воскрешение Лазаря 93. Вечеря в доме Симона Прокаженного 94. Вход Господень в Иерусалим 95.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Решительно восстает Иларий против, очевидно, довольно широко распространенного на Западе мнения, что души умерших как добрых, так и злых до всеобщего Суда подвергаются одной и той же участи – охраняются как бы под стражей в подземной темнице. Выразителем этого мнения был Лактанций 2745 . Суд Божий настигает умерших тотчас по смерти их, доказательством чего служит евангельская притча о богатом и Лазаре. Душа Лазаря была отнесена на лоно Авраама, душа богача – на место мучений. И это произошло вскоре после их смерти, когда братья богача были еще живы 2746 . Подземный мир, в котором содержатся души как святых, так и грешных, Иларий представляет себе на основании притчи о богатом и Лазаре совершенно так же, как Тертуллиан . Преисподняя имеет два отделения: лоно Авраама, или место блаженных, в котором находятся души праведников, наслаждаясь заслуженным покоем, и страну мучений, где души нечестивых страдают в пожирающем огне еще до воскресения. То и другое разделены между собой непроходимой бездной 2747 . Трудно установить, к какому моменту загробного существования относит Иларий испытание всех душ посредством огня. О таком огне говорят Ориген 2748 , Лактанций 2749 , Амвросий 2750 и другие. Это довольно распространенное мнение мы находим и у Илария. Говоря о том, что никто не может без боязни ожидать дня Суда, Иларий прибавляет: «Не потому ли, что мы должны будем дать отчет во всяком праздном слове, мы стали бы желать дня Суда, в который мы должны будем подвергнуться неугасимому огню, причиняющему великие страдания для очищения души от греха? Душу блаженной Марии меч пройдет, дабы открылись помышления сердец у многих ( Лук. 2:35 ). Если Сама Дева Божия имела подвергнуться суровости Суда, то кто же осмелится желать Суда Божия?» 2751 Из приведенных слов мы видим, что испытание посредством этого огня Иларий ставит в ближайшее отношение ко дню Суда и что от действия его он не исключает никого, даже Деву Марию. Меч, который по предсказанию праведного Симеона должен был пронзить душу Девы Марии, Иларий понимает в смысле указания на этот огонь Суда. Чтобы понять это толкование, нужно принять во внимание те библейские места, на которых основывалось учение об огне у писателей, отмеченных ранее. Это пламенный меч архангела, приставленного охранять рай от вторжения изгнанного из него Адама ( Быт. 3:24 ). Этот пламенный меч и теперь ограждает рай, и никто не может иметь к нему доступ иначе, как пройдя предварительно через этот огонь, через который праведные проходят без ущерба, а отягощенные грехами подвергаются более или менее мучительным страданиям соответственно тяжести своих грехов 2752 . Кроме того, ссылались на слова апостола Павла ( 1Кор. 3:13 ). Когда Иларий говорит о мече, который должен пронзить душу Девы Марии, в смысле огня испытания, то, очевидно, он имеет в виду пламенный меч, преграждающий доступ к раю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Знаешь, в одном монастыре есть одна подгородная слободка, и уж всем там известно, что в ней одни только „монастырские жены живут“ — Скверно тем только, что русизм ужасный, француженок совсем еще нет, а могли бы быть, средства знатные. — Ср. в „Войне и мире“ (т. 1, ч. 2, гл. VI) сцену переправы, при отступлении русских войск к Вене, где между офицерами происходит такой диалог: „Нет, а чего бы я желал, — прибавил он, прожевывая пирожок в своем красивом влажном рте, — так это вон туда забраться. Он указывал на монастырь с башнями, видневшийся на горе. Он улыбнулся, глаза его сузились и засветились. — А ведь хорошо бы, господа! Офицеры засмеялись. — Хоть бы попугать этих монашенок. Итальянки, говорят, есть молоденькие. Право, пять лет жизни отдал бы!“ (Толстой Л. Н. Полн., собр. соч.: В 90 т. М.; Л., 1930. Т. 9. С. 166–167). 17 Ведь невозможно же, думаю, чтобы черти меня крючьями позабыли стащить к себе, когда я помру. Ну вот и думаю: крючья? А откуда они у них? Из чего? Железные? — Представление о том, что после смерти души грешников черти утаскивают в ад, зацепив их крючьями, отражено в иконах, изображающих Страшный суд. В духовном стихе о богатом и убогом Лазаре убогий Лазарь, не получивший от богатого помощи, просит у бога смерти: Сошли ты мне, господи, скорую смерть, Пошли ты мне, господи, грозных ангелов, Грозных, немилостивых, Чтоб вынули душеньку сквозь ребер моих Железными крючьями. Но бог, сострадая убогому Лазарю, посылает ему тихих ангелов, которые вынимают его душу „и хвально, и честно В сахарны уста“ и уносят ее в рай. Когда же богатый Лазарь просит у бога долгой жизни, — Послал ему господи грозных ангелов, — Грозныих, немилостивых; Вынули душеньку сквозь ребра его Железными крючьями; Понесли душеньку во ад к сатане, Положили душеньку на огненный костер. (Баренцев В. Сборник русских духовных стихов. СПб., 1860. С. 71–72; см. также: Бессонов П. Калеки-перехожие. М., 1861. Вып. 1. С. 77–80, 84–87 — сводный вариант Евангельская притча о богатом и Лазаре, положенная в основу этого стиха, в дальнейшем упоминается в тексте романа (Наст. том. С. 365). 18

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Гл. 15. Притчи: о заблудшей овце (1–7), о потерянной драхме (8–10) и о распутном сыне (11–32). Гл. 16. Притча о неверном управителе (1–13). Обличение фарисеев по этому случаю (14–18). Притча о богаче и нищем Лазаре (19–31). Гл. 17. О соблазнах (1–2). О прощении согрешающего брата (3–4). Об умножении веры (5–6). Притча о рабе (7–10). Исцеление 10 прокаженных (11–19). О наступлении Царствия Божьего и пришествии Сына Человеческого (20–37). Гл. 18. Притчи: о судье и вдове (1–8), о мытаре и фарисее (9–14). Благословение детей (15–17). Разговор с богатым об опасностях богатства в деле спасения и с учениками по поводу этого (18–30). Новое предеказа» ние Господа о Своих страданиях, смерти и воскресении (31–34). Исцеление слепца иерихонского (35–43). Гл. 19. Господь в доме Закхея мытаря (1–10). Притча о минах (11–27). Вход в Иерусалим и плачь об Иерусалиме (28–44). Очищение храма и замыслы врагов Господа (45–48). Гл. 20. Ответ на вопрос о власти Господа (1–8). Притча о винограднике (9–19). Ответы Господа на вопросы: фарисеев – о дани Кесарю (20–26) и саддукеев – о воскресении мертвых (27–39). Христос – чей сын (40– 44). Предостережение от книжников (45–47). Гл. 21. Вдовица с двумя лептами (1–4). Пророчество о разрушении Иерусалима и втором пришествии Христовом (5–38). Гл. 22. Замысел Иуды (1–6). Тайная Вечеря (7–23). Наставление о смиренномудрии (24–30). Предсказание об отречении Петровом (31– 38). Гефсиманская молитва (39–46). Предательство Иудино (47–53)-Христос на суде Синедриона и отречение Петрово (54–71). Гл. 23. Иисус Христос на суде у Пилата (1–6), Ирода (7–12) и опять Пилата (13–24). Шествие на Голгофу (25–32). Распятие Христа (33– 38). Покаяние разбойника (39–43). Смерть Господа (44–49). Погребение Господа и жены мироносицы (50–56). Гл. 24. Путешествие ко гробу Христову жен мироносиц (1–11) и Петра (12). Явление Воскресшего путникам еммаусским (13–35) и апостолам, бывшим вместе (36–49). Вознесение Господне (50–53). 1 Ирин. Advers. haeres. Ill, 1. 1. Ориг. у Евсев. Церк. Ист. VI, 25. Клим. Ал. у Евсев. там же VI, 14. Тертулл. Contr Marcion. IV, 2. 5. Евсевий Церк. Ист. III, 24 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Притча о Церкви Значительная, если не большая, часть Евангельских притчей имеет в виду поведение конкретного человека. Возьмем, к примеру, притчу о богаче и Лазаре или о мытаре и фарисее, о двух должниках, о талантах, о сеятеле и так далее. Везде фигурируют люди в их отдельности, с их личным нравственным и духовным выбором. Притча же о злых виноградарях отличается тем, что описывает поведение целой группы людей, причем именно как группы, то есть некоего общества, хотя, возможно, и не очень многочисленного, но объединенного ради какого-то одного дела и одной цели. Вчитавшись внимательнее в саму лексику и вглядевшись пристальнее в набор образов, используемых в притче, - столь явно библейских, - мы понимаем, что первоначальное назначение этой группы очень схоже с тем, как определяет смысл своего бытия Церковь, народ Божий. Уже это, пока чисто внешнее, формальное наблюдение позволяет сделать вывод, что основной темой притчи о злых виноградарях является тема Церкви - ни больше, ни меньше. Конфликт неизбежен Упомянем и еще одно, также пока лишь чисто внешнее обстоятельство. Если мы посмотрим, где эта притча находится в Евангелии, то увидим, что во всех трех синоптических Евангелиях она занимает место в последних главах перед повествованием о Страстях: в Мф. - это 21-я глава, в Мк. - 12-я, в Лк. - 20-я. Эта притча, как и некоторые другие довольно резкие высказывания и обличения, были произнесены Господом в Иерусалиме, куда Он буквально накануне торжественно вошел и где сразу же над ним стали быстро сгущаться тучи, - все это происходило в первые дни Страстной седмицы. Собственно, именно подобные речи и привели Иисуса на Крест. Что же так уязвило тогдашних слушателей Христа, и - еще более важный вопрос - почему и для кого актуальна эта притча сегодня? Библейский образ, использованный в притче, - образ виноградника, позаимствован из притчи в 5-й главе книги пророка Исаии, начинающейся нежными, трогательными, почти как из любовной лирики, словами: «Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его» (Ис. 5, 1). Далее в тексте Исаии говорится о том, как хозяин (аллегория Бога) насадил виноградник (аллегория народа Божия), окружил его всяческой заботой, рассчитывая снять хороший урожай, но вместо этого получил только дикие ягоды. Суров приговор бесплодному винограднику (народу): «отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении» (Ис. 5, 5-6).

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/18...

Таковы Библейские обоснования православного учения о молитвах за умерших. К сожалению, появились теперь люди – сектанты, которые не хотят молиться за умерших и говорят, что это бесполезно. На что же ссылаются они? Они кощунственно ссылаются на Св. Писание и, читая притчу Господню о богатом и Лазаре, по словам Писания, из ада в рай нет перехода, говорят они. Но может ли быть названа правильною ссылка сектантов на притчу о богаче и Лазаре? Ни в коем случае, и вот почему. Притча эта взята из времен ветхозаветных, когда между лоном Авраамовым и адом была действительно пропасть великая. Чтобы показать печальное состояние ветхозаветного грешника, не имеющего возможности при всем своем желании перешагнуть эту пропасть, Господь и произнес свою притчу о богаче и Лазаре. Теперь же, с наступлением Нового Завета и до страшного суда Христова, этой пропасти между адом и раем больше не существует. Она уничтожена искупительными страданиями Христа, Который победив смерть, Сам возвестил находящимся «во аде» об уничтожении этой пропасти. Вот, что повествует об этом св. апостол Петр: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам сошед проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя во время строения ковчега, в котором немногие спаслись от воды» ( 1Пет.3:18–20 ). Следовательно, если в аду сделалась возможной проповедь о спасении, то получило возможность и само спасение. За что ублажаем мы Пресвятую Богородицу? За что ублажаем мы Пресвятую Богородицу? Мы почитаем Ее, как Матерь нашего Спасителя и как непрестанную заступницу и молитвенницу за людей у престола Ее Божественного Сына, а нашего Господа и Царя Небесного Иисуса Христа. Да как не почитать и как не ублажать Небесную Царицу мира? Если родившую и воспитавшую земного царя мы почитаем выше всех вельмож и сановников царских, то тем более должны мы ублажать Ту, Которая родила Царя Небесного и явилась Матерью Самого Господа?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010