Закрыть itemscope itemtype="" > Империя и Церковные Соборы " Собор Державный " Главы из книги 01.05.2001 476 Время на чтение 14 минут В распространенности и устойчивости соборной практики до первой четверти четвертого века, то есть до Первого Вселенского Собора, сомневаться не приходится. Только среди подручной литературы, среди настольных книг, не вдаваясь в специальное исследование на тему о древних Церковных Соборах, которое бы только отвлекло от основной цели нашей работы, мы обнаружили сведения более чем о тридцати Поместных Соборах, которые созывались до Собора в Никее. - в 160-170 годы. По свидетельству А.П.Лебедева (без конкретных указаний), были поместные соборы по вопросам времени празднования Пасхи и против ереси Монтана (17) . - 170-е годы. Собор в Иераполе Фригийском 26 епископов под председательством епископа Аполлинария против монтанистов и лжепророков (18) . - 190-192 годы. Поместные Соборы - Римский (под председательством Виктора), Александрийский, Палестинский (под председательством Феофила Кесарийского и Наркиса Иерусалимского), Осроинский, Понтийский (под председательством Пальмы), Коринфский (под председательством Вакхила Коринфского), Галльский (под председательством Иринея Лионского) и Эфесский (под председательством Поликрата). Все по поводу времени празднования Пасхи (19) . - около 196 года. Под председательством Феофила, епископа Кесарийского Палестинский собор греческих епископов о времени праздновании Пасхи (20) . - около 220 года. Карфагенский собор из 70 епископов африканских под председательством Агрипина Карфагенского (21) . - около 230 года. Иконийский собор (22). - около 230 года. Синадский собор (23). - середина 3-го века. Ежегодные поместные соборы в Кесарии Каппадокийской по председательством Фирмилиана Кесарийского (24) . - между 247-264 годами . Арсинойский собор в Египте под председательством Дионисия Александрийского против ереси хилиазма (25) . - между 250-253 годами . Римский собор под председательством Корнилия против ереси катаров (26) .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

Соборы Западной церкви Кроме семи действительных Вселенских Соборов, в Западной церкви признаются и другие многие соборы вселенскими, подобными первым семи Соборам. Всех таких мнимо вселенских соборов в Западной церкви тринадцать, а именно: Константинопольский IV, бывший еще до разделения с Восточною Церковью, в 869 г. против патриарха Фотия. Латеранский I, бывший в Риме, в Латеранской базилике, в 1122 г., при папе Калликсте I и императоре Генрихе V. Здесь находилось 300 епископов и более 600 аббатов. Предметом собора был спор об инвеституре, который и разрешен так называемым «Калликстинским конкордатом», не восстановившим прочного мира между церковью и империей. Сверх того, сделаны разные постановления касательно церковной дисциплины и освобождения Святой Земли из рук неверных. Латеранский II, в 1139 г., при папе Иннокентии II, в присутствии императора Конрада III. На нем было до 1000 церковных сановников. Собор имел целью прекратить расколы и ереси, потрясавшие Западную церковь , а, главным образом, учение Арнольда Брешийского, восстававшее против злоупотреблений духовной власти, на которое и была произнесена анафема. Латеранский III, состоявший из 302 епископов, в 1179 г., при папе Александре III и императоре Фридрихе I. Здесь умиротворен раздор церквей, произведенный антипапами, осуждены еретические заблуждения вальденсов и приняты меры против развращения нравов в духовенстве. Латеранский IV, в 1215 г., при папе Иннокентии III и при императоре Фридрихе II. Кроме 72 архиепископов, на нем было 412 епископов и 800 аббатов. Собор произнес анафему на еретиков – альбигойцев и утвердил начатое против них преследование. Лионский I, созванный папою Иннокентием IV, в 1245 г., против императора Фридриха II. Присутствовавших епископов было 140. Лично находились из коронованных глав император константинопольский Балдуин II и Людовик, король французский. Собор произнес анафему на Фридриха, не дождавшись его прибытия; здесь же дана красная шляпа кардиналам и определен крестовый поход под предводительством Людовика.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

ИНТЕРВЬЮ С ПРОТОИЕРЕЕМ МАКСИМОМ КОЗЛОВЫМ Протоиерей Максим Козлов среди прихожан Протоиерей Максим Козлов на занятиях воскресной школы ЧТО ТАКОЕ УНИЯ И КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Наш корреспондент беседует со специалистом в области сравнительного богословия, автором учебных пособий о богословских разногласиях между Православной и Римо-католической церквями, преподавателем Московской Духовной Академии протоиереем Максимом Козловым.   - Отец Максим, этим летом много говорилось о встрече Святейшего Патриарха Алексия и Папы Иоанна-Павла II, однако встреча так и не состоялась. Как бы вы прокомментировали это? Надо отметить, что не состоялась встреча и несколько лет назад, во время экуменического конгресса в Австрии в Грацце, когда в последний момент ватиканская администрация стала настаивать на изменении в повестке дня этой встречи. А именно: на исключении наиболее актуальной для православной стороны униатской тематики. Собственно, проблема униатства и есть главнейшая проблема, как неоднократно указывал Святейший Патриарх, препятствующая на настоящий момент самой возможности этой встрече. - А не могли бы вы подробнее рассказать об униатстве? Униатство, или католичество восточного обряда, папство начало практиковать фактически с первого столетия после отпадения от единства Вселенской Церкви. Так называемые унианальные соборы, на которых те или иные части православной церкви пытались присоединить к папскому престолу, имели место уже в XI веке. Наиболее известные: Лионский 1274 г., Ферраро-Флорентийский с унией, заключенной в 1438 г. и, относящийся непосредственно к канонической территории нашей церкви, Брест-Литовский собор, или Брест-Литовская уния 1599 года.   На этих соборах, пользуясь малодушием, половинчатостью, богословской и жизненной уступчивостью части Православной Восточной иерархии, католики отторгали от единства Вселенского Православия те или иные части поместных церквей, или целые поместные церкви. Оставляя привычный восточный богослужебный обряд, но навязывая ренегатам православия католическую догматику.

http://pravoslavie.ru/guest/o_maxim.htm

Краткие церковно-исторические сведения Отцы, учители церкви и церковные писатели первого тысячелетия, упоминаемые в данной книге Время их жизни и деятельность (указаны по годам их кончины). До Миланского эдикта Свящ.-муч. Климент, третий еп. Римский 101 Свящ.-муч. Игнатий Богоносец , ап. Антиохийский 107 Мученик Иустин Философ 165 Свящ.-муч. Поликарп, кп. Смирнский 167 Свящ.-муч. Ириней, еп. Лионский 202 (Тит Флавий) Климент, пресв. Александрийский около 220 Тертуллиан , пресв. Карфагенский около 223 Ориген , уч. Александрийский 254 Свящ.-муч. Киприан, еп. Карфагенский 258 Вселенские Соборы Первый (Никейский 1-й) – 325 г., по поводу ереси Ария – при архиеп. Константинопольском Митрофане, Римском папе Сильвестре, императоре Константине Вел., число отцов – 318. Второй (Константинопольский 1-й) – 381 г., по поводу ереси Македония – при архиеп. Константинопольском Григории Богослове , папе Дамасе, импер. Феодосии Великом. Число отцов – 150. Третий (Ефесский) – 431 г., по поводу ереси Нестория (ереси Феодора еп. Мапсуетского, поддержанной Несторием, архиеп. Константинопольским); при архиеп. Кирилле Александрийском , папе Целестине, импер. Феодосии Малом. Число отцов – 200. Четвертый (Халкидонский) – 451 г., по поводу ереси монофизитов (Евтихия, константиноп. архимандрита, Диоскора, еп. Александрийского, и др.); при патр. Константиноп. Анатолии, папе Льве Вел., импер. Маркиане. Число отцов – 630. Пятый (Константиноп. 2-й) – 553 г., по вопросу «о трех главах,» связанному с осужденной на третьем Вселенском соборе ересью Феодора Мапсуетского и Нестория; при архиеп. Константиноп. Евтихии, папе Виргилии, импер. Иусиниане Вел. Число отцов – 165. Шестой (Константиноп. 3-й) – 680 г., по поводу ереси монофелитов; при патр. Контантиноп. Георгии, папе Агафоне, импер. Константине Погонате. Число отцов – 170. Седьмой (Никейский второй) – 787 г., по поводу ереси иконоборцев; при патр. Константине Тарасии, папе Адриане, имп. Константине и имп. Ирине. Число отцов – 367. Ереси, волновавшие христианскую Церковь в первое тысячелетие

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Дуранд. Гравюра. 1-я пол. XVII в. [лат. Durandus] Вильгельм, Старший (1230/31, Пюимисон, близ Безье, Лангедок - 1.11.1296, Рим), средневек. литургист, канонист и политический деятель, еп. Манда. Учился в Лионе, был регулярным каноником в Маглоне. В 1255 г. отправился для изучения права в Болонью, где, будучи учеником Бернарда Пармского († 1266), получил степень д-ра. Преподавал каноническое право в Модене. Папа Климент IV пожаловал ему титулярный каноникат в Бове и Шартре. В 1262 г. Д. стал папским капелланом и субдиаконом в Римской курии, затем занимал пост auditor generalis causarum palatii (одного из судей, к-рые рассматривали апелляции тех, кто обращались к Римскому престолу). Присутствовал на конклаве 1268 г. и был секретарем на II Лионском Соборе (см. ст. Лионские Соборы ) (1274), предположительно участвовал в выработке его постановлений. Папа Николай III отправил Д. в качестве легата в Болонью. В 1278 г. он был назначен ректором и генеральным капитаном (rector et capitaneus generalis) Патримония св. Петра в Тоскане, а в 1279 г. стал деканом в Шартре. В 1281 г., как генеральному викарию Романьи, а затем в 1283 г., как ректору и комиту (comes) Болоньи, Урбино и Анконской марки, Д. пришлось вмешаться в борьбу гвельфов и гибеллинов в Романье. Он успешно подавил восстание Ги де Монтефельтро, разрушил крепость-оплот мятежников Кастель-делле-Рипе и в 1284 г. основал на ее месте Кастельдуранте (совр. Урбания). В 1285 г. кафедральный капитул Манда избрал его епископом (кафедра пустовала с 1278). Рукоположен во епископа осенью 1286 г., но не занимал кафедру до 1291 г. (еп-ством управлял его племянник Вильгельм Дуранд Младший). В 1295 г. папа Римский Бонифаций VIII хотел сделать Д. архиепископом Равенны, но тот отказался и в сент. того же года был назначен ректором Романьи и Анконской марки, где вновь вспыхнуло восстание гибеллинов. Пробыл на посту недолго, скончался в нояб. 1296 г. Сведения о принадлежности Д. к доминиканцам или каноникам-августинцам не находят достаточного подтверждения.

http://pravenc.ru/text/180595.html

СВЯТОЙ ДУХ КАК БОГ ОБОЖЕНИЕ В ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ Становление современного западного мира тесно связано с христианством, и духовные традиции христианского Запада – дар созидания институциональных форм, использования позитивных достижений творческого духа, а также тенденция к проведению границ между рациональным знанием и духовным опытом, между вероучением и мистическим видением – весьма часто отождествляются с христианством как таковым. Однако на протяжении первого тысячелетия истории христианства интеллектуальное и духовное лидерство принадлежало христианскому Востоку – в частности, Антиохии, где ученики …в первый раз стали называться Христианами ( Деян. 11:26 ), и грекоязычному миру, где проповедовал апостол Павел, – тому Востоку, который объединял сирийцев, египтян, евреев и греков, Востоку, для которого, собственно, и были изначально написаны Новозаветные тексты. Здесь бушевали великие догматические споры и созывались соборы. На этих соборах присутствовали и посланники Запада, в основном как наблюдатели, хотя и пользовавшиеся почетом и сами с почтением относившиеся к происходящему. У христианского Востока были свои искушения: греческий интеллектуализм, культурная раздробленность, своекорыстная политика императоров. В дальнейшем восточнохристианский мир неоднократно страдал от вражеских вторжений и различных бедствий, в результате чего он в определенном смысле потерял свою историческую значимость. Тем не менее восточное христианство сумело пронести свой духовный призыв через все испытания, и возможно именно теперь, когда традиционные ценности, сформировавшие Запад, поочередно меняются, этот призыв приобретает новое, неожиданное звучание. «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» Это известное изречение свт. Афанасия Великого , перекликающееся с аналогичным высказыванием сщмч. Иринея Лионского (ок. 130–203) 339 часто приводят в качестве иллюстрации отказа от изначального библейского понимания христианской веры в пользу пантеизма платонического толка. Однако это совсем не так. Конечно же, термин «обожение» ( θωσις, θεωποησις) взят из религиозного лексикона неоплатоников, ставшего общепринятым в христианском богословии и духовной мысли с той поры, как только христианство обратило свою проповедь к эллинистическому миру. Но вот содержание учения об обожении отражает смысл парадоксального утверждения св. апостола Иоанна о том, что Слово было Бог и что Оно стало плотию ( Ин. 1:1,14 ), дабы тварный человек не мог хвалиться в своей плоти пред Богом, но мог быть во Христе Иисусе ( 1Кор. 1:29–30 ), членом Его тела, ожидая эсхатологического исполнения времен, когда Бог будет всё во всём ( 1Кор. 15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП (1309-1377), распространенное название периода в истории папства, восходящее к Петрарке . Почерпнутая им из Свящ. Писания метафора «вавилонского пленения» поначалу выражала недовольство патриотически настроенных итальянцев пребыванием папы во Франции, засильем французов в Римской курии , а в позднейшей историографии - негативную оценку этого периода в целом, ныне пересмотренную. Инициированное франц. кор. Филиппом IV смещение папы Бонифация VIII в 1303 г. открыло новую эпоху в истории католич. Церкви, характеризующуюся постепенным ограничением папской власти над национальными Церквами и расширением власти европ. монархов. Тем не менее переезд пап в г. Авиньон (Юж. Франция) нельзя расценивать однозначно как капитуляцию перед франц. королем. Ориентация на Францию наметилась еще ок. сер. XIII в. в ходе борьбы папства с Римско-Германской империей , когда папа Урбан IV передал корону Сицилийского (Неаполитанского) королевства (до того принадлежавшего Штауфенам ) Карлу Анжуйскому, брату франц. короля. В XIII в. во Франции учились многие куриалы и кардиналы, в т. ч. буд. папы. Большинство пап-неитальянцев происходили именно из Франции, откуда с XIII в. поступала и значительная часть папских доходов. В сфере франц. влияния, в Лионе, состоялись два из трех «вселенских» Соборов католич. Церкви XIII в. (см. Лионские Соборы ). Избранный папой в 1305 г. архиепископ Бордо (папа Климент V ) не решился ехать в Рим из соображений безопасности и без всякого принуждения со стороны короля остался во Франции, с 1309 г. находясь в Авиньоне. При нем кардиналы-итальянцы составили уже меньшинство в Римской курии. Окруженный принадлежавшим папе с 1274 г. графством Венессен и владениями дружественной папе Анжуйской династии, Авиньон имел ряд преимуществ перед Римом: в нем отсутствовали влиятельные кланы знати и богатые, юридически самостоятельные и сплоченные в общину горожане, к-рые могли бы вмешиваться в политику папы, теперь находившегося на безопасном удалении также от римско-герм. императоров. Если прежде, начиная со 2-й пол. XI в., папы ввиду внешней и внутренней угрозы нередко покидали Рим и это затрудняло работу курии, не позволяло создать эффективный адм. и финансовый аппарат, то в Авиньоне, при длительном пребывании в нем, папы сумели упрочить централизацию Церкви, сосредоточить в своих руках значительные финансовые ресурсы.

http://pravenc.ru/text/62770.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Богоматерь на земле. Глава 8. Почитание Богоматери Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению Мы видели уже, что усердное почитание Богоматери верующими началось еще при жизни Ее. Вселенские соборы утвердили это почитание и усвоили Пресвятой Деве название «Богородицы». Игнатий Богоносец, современник Христа (по преданию, тот младенец, которого Господь взял на Свои руки при произнесении слов: «если не обратитесь и не будете, как дети»), мученик Иустин Философ, Ириней, епископ Лионский, Дионисий Александрийский, — отцы II-ro и III-ro веков, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Ефрем Сирин — IV век, — все они в пламенных выражениях свидетельствовали достоинство Богоматери. В V веке Кирилл, патриарх Александрийский, восставал против ереси Нестория, который отрицал, что Деву Марию должно называть Богородицей. Третий Вселенский собор осудил ересь Нестория и утвердил почитание Богоматери. То же было сделано на IV, V, VI и VII Вселенских соборах. Феодот, епископ Анкирский, произнес слово, в котором ясно вылилось церковное учение о Богоматери: «Кто не признает Марию Богородицею, тот отчужден от Бога». Скажем несколько слов об установлении праздников Богоматери. Празднование «Зачатия Богородицы», 9 декабря, началось не позже VII века, так как Андрей, епископ Критский, скончавшийся в 722 г., уже написал канон на этот праздник. Установление праздника Рождества Богородицы восходит к V и даже IV веку, так как уже тогда в честь этого праздника строили храмы. Есть предание, что день рождения Богородицы открыт был одному подвижнику, раньше же его не знали точно. Относительно Введения во храм известно, что в V или VI веке в Иерусалиме был храм в честь этого праздника, стоявший на месте притвора Соломонова, где некогда провела отрочество Свое Приснодева. Праздник Благовещения установлен был уже в IV в., так как о нем упоминают Афанасий Александрийский и Иоанн Златоуст. Есть свидетельство, что впервые он был установлен еще апостолами.

http://sedmitza.ru/lib/text/440269/

Конец иконоборчества во Франкской империи А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Практика и обычай, т.е. здравое церковное предание, с течением времени победили грубую доктрину германцев и франков. Особенно спустя сто лет, когда при папе Иоанне VIII (872- 882 гг.) Анастасий Библиотекарь дал правильный латинский перевод актов VII Вселенского собора и этим отнял y франков почву для искажения представлений ο доктрине VII собора 787 г. Нашелся, однако, во Франкской империи, с легкой руки Людовика Благочестивого и более решительный иконоборец — епископ Туринский Клавдий. Он был родом испанец. Его возвел на кафедру в 814 г. сам Людовик. Β 824 г. Клавдий приказал по своей епархии уничтожить не только иконы, но и кресты, несмотря на общенародное иконопочитание. Будучи крайним рационалистом, Клавдий ополчился и на почитание святых мощей, и на паломничество в Рим. Протестантские крайности Клавдия подняли против него голоса многих священников и епископов Франции на защиту икон. Писали против Клавдия аббат Теодемир и монах парижского аббатства Сен-Дени Дунгал, родом ирландец, впоследствии профессор университета в Павии (Северная Италия). Поднял голос и выдающийся участник Парижского собора 825 г. епископ Орлеанский Иона. Это показывает, что многие франкские епископы примыкали по франкскому патриотизму к антигреческим течениям, но не отступали от преданий римской церкви. Клавдий грубо возражал Теодемиру: «Если вам угодно почитать дерево, сложенное в крест только потому, что Иисус Христос был пригвожден ко кресту, то почему же не почитать тогда ясли, ибо Он лежал в яслях, и даже ослов, потому что Он сидел на осле, и многие другие вещи.» Мощи святых Клавдий не считал почтеннее костей животных. Свое огрубение и ожесточение он считал не подлежащим суду епископов, которых он называл «собором ослов.» Лионский ученый Агобард один высказался за отрицание икон. Подавляющее большинство, отвращаясь от крайностей Клавдия и следуя за народной практикой, высказалось в защиту икон. Так известный архиепископ Реймский Инкмар уравнивал почитание икон с почитанием креста и мощей, a Иона Орлеанский в своем «Трактате об иконах» обстоятельно, серьезно, благочестиво, но и с подобающей резкостью опровергает все доводы и выходки Клавдия.

http://sedmitza.ru/lib/text/435443/

Разделы портала «Азбука веры» ( 62  голоса:  4.5 из  5) Глава 8. Почитание Богоматери Мы видели уже, что усердное почитание Богоматери верующими началось еще При жизни Ее. Вселенские соборы утвердили это почитание и усвоили Пресвятой Деве название «Богородицы». Игнатий Богоносец, современник Христа (по преданию, тот младенец, которого Господь взял на Свои руки при произнесении слов: «если не обратитесь и не будете, как дети»), мученик Иустин Философ , Ириней, епископ Лионский, Дионисий Александрийский — отцы II-ro и III-ro веков,— Афанасий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Василий Великий , Ефрем Сирин — IV века, — все они в пламенных выражениях свидетельствовали Достоинство Богоматери. В V веке Кирилл, патриарх Александрийский, восставал против ереси Нестория, который отрицал, что Деву Марию должно называть Богородицей. Третий вселенский собор осудил ересь Нестория и утвердил почитание Богоматери. То же было сделано на IV, V, VI и VII вселенских соборах. Феодот, епископ Анкирский, произнес слово, в котором ясно вылилось церковное учение о Богоматери: «Кто не признает Марию Богородицею, тот отчужден от Бога». Скажем несколько слов об установлении праздников Богоматери. Празднование «Зачатия Богородицы», 9го декабря, началось не позже VII века, так как Андрей, епископ Критский, скончавшийся в 722 г., уже написал канон на этот праздник. Установление праздника Рождества Богородицы восходит к V и даже IV веку, так как уже тогда в честь этого праздника строили храмы. Есть предание, что день рождения Богородицы открыт был одному подвижнику, раньше же его не знали точно. Относительно Введения во храм известно, что в V или VI веке в Иерусалиме был храм в честь этого праздника, стоявший на месте притвора Соломонова, где некогда провела отрочество свое Приснодева. Праздник Благовещения установлен был уже в IV в., так как о нем упоминает Афанасий Александрийский и Иоанн Златоуст . Есть свидетельство, что впервые он был установлен еще апостолами. Точно так же, по преданию, апостолы установили праздник Успения Богоматери. С давних времен этому празднику предшествует пост. В Иерусалиме у гробницы Приснодевы, на Афоне в русских монастырях, в Гефсиманском скиту, что у Троице-Сергиевской Лавры, празднование Успения отличается особою торжественностью, и заутреней совершается точно такое же пение над плащаницей Богоматери, как и над плащаницей Спасителя в Великую Субботу.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010