2 . He имеет оснований для себя учение об исхождении Св. Духа и от Сына и в Св. Предании. Мысль, что Дух Св. исходит и от Сына, явилась только с V века в качестве частного мнения немногих, и только у западных писателей. Доказательства, представляемые западными в подтверждение того, будто учение об исхождении Св. Духа и от Сына – учение древне-церковное, на самом деле не доказывают этого. Это достаточно ясно и неоспоримо показано богословами Восточной Церкви 22 . Свидетельства, приводимые из писаний древних отцев и учителей церкви в доказательство древности этого учения, частью явно искажены и повреждены, частью не настолько ясны и определенны, чтобы неопровержимо доказывать, будто древние отцы учили о Духе Св. так, как ныне учит Римская Церковь , частью неправильно объясняются, а иные даже вовсе не принадлежат тем древним учителям, которым усвояются (из подложных или неподлинных произведений). Прямые и подлинные свидетельства об исхождении Св. Духа и от Сына находятся только у писателей западных, и то начиная с Августина и у его почитателей. Также же малодоказательными являются и ссылки на учение Соборов. В подтверждение учения об исхождении Св. Духа и от Сына могут быть указываемы и указываются только на Соборы Толедские и другие, бывшие в Испании, вносившие в свои исповедания веры Filioque, и на Собор Аахенский при Карле В. в 809 г. Ho все эти СоборыСоборы Поместные, бывшие на одном Западе, и при том поздние. Что же касается ссылок еще на соборы Лионский (1274 г.) и Флорентийский (1439 г.), на которых будто бы и греки исповедали вместе с латинами правоту учения латинского о Св. Духе, то по своему характеру, цели и побуждениям оба эти собора вовсе не Вселенские Соборы, и не были приняты ни в свое время, ни после всею Православною Церковью; Вселенскими (XIV и ΧV Вс. Соб.) они именуются западными писателями совершенно неосновательно. 3 . Наконец, и само в себе западное учение о Св. Духе заключает многие несообразности. Так, им, по замечанию патр. Фотия (в его «Окр. посл.»), вводится во Св. Троицу два начала: одно для Сына и Св. Духа, а другое для Св. Духа, и таким образом единоначалие разделяется на двоеначалие, чем нарушается догмат о единстве Божием. При том же ни откуда не видно и не следует, для чего бы Дух Св. исходил и от Сына, когда один Отец есть достаточная причина исхождения Св. Духа. Далее, оно ведет к мысли о последовательности во времени рождения и исхождения в Боге, к признанию, что Отец первоначально рождает Сына, а Дух Св. исходит от Отца и уже родившегося Сына, следовательно, после Сына. Но всякая преемственность или последовательность во времени по отношению к бытию божеских ипостасей, конечно, должна быть отвергнута; такая последовательность возможна и есть на самом деле только в проявлениях или откровениях миру лиц Св. Троицы. Можно усматривать в этом учении и другие несообразности, напр., слияние ипостасей Отца и Сына (савеллианизм) мысли о большем единстве Отца с Сыном, чем Духа с Отцом и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Закрыть itemscope itemtype="" > Империя и Церковные Соборы " Собор Державный " Главы из книги 01.05.2001 476 Время на чтение 14 минут В распространенности и устойчивости соборной практики до первой четверти четвертого века, то есть до Первого Вселенского Собора, сомневаться не приходится. Только среди подручной литературы, среди настольных книг, не вдаваясь в специальное исследование на тему о древних Церковных Соборах, которое бы только отвлекло от основной цели нашей работы, мы обнаружили сведения более чем о тридцати Поместных Соборах, которые созывались до Собора в Никее. - в 160-170 годы. По свидетельству А.П.Лебедева (без конкретных указаний), были поместные соборы по вопросам времени празднования Пасхи и против ереси Монтана (17) . - 170-е годы. Собор в Иераполе Фригийском 26 епископов под председательством епископа Аполлинария против монтанистов и лжепророков (18) . - 190-192 годы. Поместные Соборы - Римский (под председательством Виктора), Александрийский, Палестинский (под председательством Феофила Кесарийского и Наркиса Иерусалимского), Осроинский, Понтийский (под председательством Пальмы), Коринфский (под председательством Вакхила Коринфского), Галльский (под председательством Иринея Лионского) и Эфесский (под председательством Поликрата). Все по поводу времени празднования Пасхи (19) . - около 196 года. Под председательством Феофила, епископа Кесарийского Палестинский собор греческих епископов о времени праздновании Пасхи (20) . - около 220 года. Карфагенский собор из 70 епископов африканских под председательством Агрипина Карфагенского (21) . - около 230 года. Иконийский собор (22). - около 230 года. Синадский собор (23). - середина 3-го века. Ежегодные поместные соборы в Кесарии Каппадокийской по председательством Фирмилиана Кесарийского (24) . - между 247-264 годами . Арсинойский собор в Египте под председательством Дионисия Александрийского против ереси хилиазма (25) . - между 250-253 годами . Римский собор под председательством Корнилия против ереси катаров (26) .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

Бывшие – после означенных соборов и после состоявшегося разделения – соборы лионский и ферраро-флорентийский, – в которых вместе с западною церковью принимала участие и Церковь Восточная, – остаются с именем святых и вселенских на западе, но отзываются самыми горькими воспоминаниями на востоке. Эти соборы, ни по характеру их образования, ни по результатам их совещаний, ни по самым следствиям для Церкви, не сравниваются и не могут быть сравниваемы с древними Вселенскими соборами. Для видимого отличия этих соборов от древних Вселенских довольно сказать, что свобода совещаний об исследуемом предмете, единодушие веры, взаимное общение братской любви, – которые лежали в основе совещаний древних Вселенских соборов, и необходимо требуются самою идеею этих соборов, – все эти начала были лишь искомыми на лионском и флорентийском соборах. Известно, что главным предметом совещаний на этих соборах было воссоединение разобщенных церквей: но и эта цель не была достигнута означенными соборами. Составлявшиеся по политическим целям византийских императоров и своекорыстным видам римских пап, соборы лионский и ферраро-флорентийский устанавливали только временные, формальные сделки (унии) между востоком и западом, которые, в конце концов, еще больше усиливали разобщение и предубеждение между членами восточной и западной церквей 163 . Но неудачи соборных совещаний в Лионе и Флоренции не произвели отрезвляющего действия на запад. Западная церковь , увлекаясь своим независимым положением и правами римского первосвященника, не стесняется усвоять титло вселенских другим своим соборам, бывшим после лионского и флорентийского, в которых предстоятели Восточной Церкви уже не принимали никакого участия. Объявленный папою в настоящее время новый вселенский собор в Риме служит свежим доказательством высокомерия римского епископа и неправых действий всей западной церкви. В самом деле, своевольное отпадение Рима от единства вселенской веры и Вселенской Церкви видимо разделило собою древний христианский мир на две половины, ставшие совершенно отличными одна от другой по духу, направлению и по самому течению их исторической жизни; так что западная церковь без восточной никак не составляет собою полного тела древней Вселенской Церкви. А потому и постановления ее соборов никак не могут выражать собою голоса всей Вселенской Церкви и пользоваться ее авторитетом. Эти постановления, как закон и правило, принимаемые последователями западной церкви, справедливо, как произведения схизматической лжи и заблуждения, отвергаются сынами Церкви Восточной. С тем же своевольным отпадением запада от вселенского единства для него исчезли и те общие вопросы веры, которые обыкновенно служили главным предметом соборных совещаний и давали собою самим соборам право быть и называться Вселенскими. Но эти более внешние явления дополняются еще внутренними следствиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Определения собора объявляются под формулой, «auctoritatesedis apostolicae prohibentus» 1687 . Следующий собор был созван Иннокентием II в 1139 году, также в Риме. Роль явившихся на собор епископов состояла лишь в том, что они выслушали папские декреты и были свидетелями, как папа вырывал посохи из рук прелатов, посвящённых его соперником (Пирлеоном), и срывал с них паллиумы 1688 . – Александр III созывает в Риме в 1179 году новый собор. Но и этот собор имел лишь совещательное значение 1689 . Современники называли его собором верховного понтифекса 1690 . Дальнейшими генеральными соборами описываемой эпохи были: латеранский IV (от 1215 г.), два лионских (1245 и 1274 г.), венский (1311 г.). Положение соборных членов на них было не лучшее. На латеранском соборе епископы молча выслушали папские декреты 1691 , и Иннокентий III объявил их под формулою: «sacra universali synodo approbante sanctitus» 1692 . Немногочисленные члены (всего 144) лионского собора от 1215 года, на котором был осуждён Фридрих II, были тенденциозно подобраны папой; присутствовали преимущественно епископы Франции и Испании и не было представителей из Италии и Германии 1693 . На втором лионском соборе аббатов было в два раза больше, чем епископов. Присутствовавшие на соборе выслушали папские декреты и этим вся роль их и ограничилась. Впрочем, некоторые декреты не были даже и прочитаны на соборе, а объявлены были папой после 1694 . Относительно вьенского собора один из современников справедливо заметил: «на нём Климент V все делал по собственному усмотрению, так что собор ни отвечал, ни соглашался» 1695 . Та же участь постигла и соборы национальные и провинциальные. Впрочем, хотя по-новому, лже-исидорову праву все соборы низводились на степень совещательных учреждений при папе и, хотя папы делали попытки, часто удачные, к осуществлению требований этого права, однако национально-провинциальные соборы до XI века, вообще говоря, сохраняли ещё своё значение. За промежуток времени от второй воловины IX и до XI века история указывает несколько выразительных фактов, когда национально-провинциальные соборы действовали самостоятельно и даже вопреки папским желаниям 1696 , когда они давали отпор папским притязаниям на главенство над ними 1697 , когда протестовали против этих притязаний, защищая традиции и ссылаясь иногда на древние каноны 1698 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

В VII столетии Церковь Королевства франков, признавая примат Римского престола, его вероучительный авторитет, в своей внутренней жизни обладала административной автономией: короли франков в принятии церковных решений, включая и поставление епископов, имели больший вес, чем папы, так что галликанство, хорошо известное из истории взаимоотношений папства и королевской власти абсолютистской Франции, укоренено в древней церковной традиции Галлии. Франкская империя 481–814 гг.      Епископат и соборы Галльской Церкви Как и в предшествовавшее столетие, в VII веке первенство в епископате этой страны принадлежало архиепископу Арля, или Арелата. Эту кафедру после кончины Виргилия в 602 году занял Флориан. В списке архиепископов Арля имеются лакуны. Неизвестно, кто занимал эту кафедру с 614 по 632 год, когда на нее взошел Феодосий. С 679 по 682 год Арелатский престол занимал Феликс. Его преемником был Вульберт. Имена этих архипастырей присутствуют в «Арелатском сакраментарии», правда, не сообщающем о них иных сведений. При высокой степени самостоятельности архиепископов Арля по отношению к папам, они не обладали обширными полномочиями в самой Галльской Церкви. «Во времена святого Григория Великого Арелатский митрополит как папский викарий еще должен был получать подтверждение своих полномочий из Рима. Подсуден он был только папе, а не местному епископату» , но впоследствии поставление на кафедру Арелата стало совершаться епископами самой Галлии. В VII столетии за Арелатской кафедрой сохранилось лишь первенство чести: на соборах Галлии, состоявшихся в этом веке, председательство принадлежало уже, как правило, митрополитам Лиона, которые титуловались также и архиепископами и даже патриархами. Впоследствии Лионская кафедра заняла первое место в диптихе Галлии, и по сей день примасами Франции признаются архиепископы Лиона. Лионскую кафедру в VII столетии занимали Секундин, Аридий, Теодорих (Тьерри), Гандерик, Вивенциол, Аннемунд, Генезий, Ламберт и Годвин. Высшим органом власти Галльской Церкви служили соборы, которые созывались в разных городах государства франков. Характерной чертой этих соборов был смешанный состав большинства из них – участие в них епископов и светских сановников, так что эти соборы, подобные тому, что состоялся в Париже в 614 году, относятся одновременно и к истории государства франков, и к истории Галльской Церкви, тем более что и принимаемые на них решения затрагивали не только область церковного управления и суда, но и политические темы. Смешанными были также соборы, состоявшиеся в Клиши в 627 году и в Париже в 638-м.

http://pravoslavie.ru/109840.html

   См.: Τρεμπλα Π.Ν. Δογματικ. Т. 1—3. Аθναι, 1959—1961.    См.: Θεοδρου . στορα τν δογματων. θναι, 1963.    См.: Σκουτρη Κ.Β. Ιστορα δογματων. Т. 1—2. θναι, 1998—2004.    См.: Иустин Попович. Догматика Православной Церкви. Т. I-III. Белград, 1980.    См.: Stniloae D. Teologia Dogmatik Ortodox. Vol. 1—3. Bukureti, 1978.    Древние догматисты, как правило, строили свои системы в соответствии со структурой Символа веры, поэтому порядок изложения материала в них обычно следующий: о Едином Боге, о Сыне Божием, домостроительство Сына, Святой Дух, Церковь, эсхатология.    См.: Светлов П. Я. Христианское вероучение в апологетическом изложении. Т. 1—2. Киев, 1910—1912.    Лосский В. Н. Предание и предания//Лосский В. Н. Богословие и боговидение. М., 2000. С. 537.    Там же. С. 542.    Augustini Hipponensis Epistula 120. 13//PL. Т. 33. Col. 458.    Викентий Лиринский, преп. Памятные записки. 2//Викентий Лиринский, преп. О Священном Предании Церкви. СПб., 2000. С. 19. (Далее: Викентий Лиринский, преп. Памятные записки.)    Карташев Л. В. Вселенские соборы. М., 1994. С. 7.    Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 11.    См.: Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 62—64.    Филарет Московский, свят. Слово 156, в день обретения мощей святителя Алексия//Филарет Московский, свят. Творения. В 5 т. Т. 4. М.: Новоспасский монастырь, 2007. С. 148.    Филарет Московский, свят. Слово 180, на вечерне дня Святой Пасхи//Филарет Московский, свят. Творения. Т. 4. С. 299.    Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви сост. свят. Филарет (Дроздов). Варшава, 1930. С. 5. (Далее: Пространный катихизис.)    Иоанн Златоуст, свят. Беседы на Евангелие от Иоанна. 78, 2//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 8. Кн. 2. М.: «Радонеж» православное братство, 2002. С. 522.    Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. Кн. III. Гл. 4, 1//Ириней Лионский, сщмч. Творения. М., 1996. С. 225. (Далее: Ириней Лионский, сщмч. Против ересей.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Евсевий своим рассказом, наоборот, ясно показывает, что Ириней, по крайней мере, дважды писал Виктору по вопросу о Пасхе. Излагая историю пасхального спора 190–192 гг., он говорит, как по требованию папы были созваны соборы в разных городах мира и какие на них были вынесены постановления. Между прочими упоминается и собор Лионский во главе с Иринеем. Большинство соборов, по выражению Евсевия, «дали от себя одинаковый отзыв», и от них (в частности, и от Лионского) имеются послания ( γραφ). 1970 Только послание малоазийских Церквей, подписанное Поликратом Ефесским, несогласно было с мнением большинства. Это несогласие и вызвало Виктора на опасный шаг отлучения восточных Церквей от общения. Оба эти события (соборы и их послания, с одной стороны, и отлучение – с другой) церковным историком соединяются так: «вслед за сим (соборы) предстоятель Римской церкви ( π τοτοις μεν τς ωμαων προεστς)» и т. д. 1971 π τοτοις указывает, что между соборами и отлучением существует историческая последовательность: после первых начинается новый фазис спора. Ясно также отсюда, что Виктор получил ответ не только от Поликрата, но и от всех других соборов, между прочим, очевидно, и от Лионского. Иначе едва ли могло быть. Так решительно действовать мог он только тогда, когда знал, что большинство разделяет его мнения. Не узнав последнего, он мог оказаться в ложном положении: отлучить себя самого от общения со всей Церковью. В частности, необходимо было ему получить ответ и от Лионской церкви. Последняя с Римом находилась в некоторой связи. Но более всего имела родство с малоазийскими Церквами. Виктор не мог быть уверен, что она держится иной от малоазийской практики; а не получив ответа, не мог и действовать. Может быть, и лионских христиан пришлось бы отлучить? Если же послание Иринея от имени собора было получено им прежде отлучения малоазийских Церквей, то, несомненно, в нем Ириней не мог касаться этого факта и тем более «порицать» Виктора за такое отлучение и разрушение церковного единства. 1972

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Ряд общих соборов западной церкви начинает Латеранский собор 1123 г, за ним следуют: Латеранский II (1139), III (1179), IV (1215) Лионский I (1245), II (1274) Венский (1311), реформационные соборы XV в. – Пизанский (1409), Констанский (1414–1418) и Базельский (1431–1443) и собор Флорентийский (1439). Положение этих соборов до Венского включительно было проникнуто мыслью о папском самовластии, служившей основой средневекового церковного устройства. Соборы эти собирались только с целью утвердить своим согласием предначертания папы. Соответственно такому значению постановление этих соборов, они помещались в собраниях правил от имени папы, а не собора. Другою мыслью были проникнуты реформаторские соборы XV в.; они высказывали положение, что высший авторитет в церкви должен принадлежать общим соборам, а Базельский собор низложил самого папу и издал несколько постановлений, ограничивающих власть римского епископа. Результатом этих постановлений для Франции была м. пр. практическая санкция Карла VII (1437 г.), ставшая основным законом для Галликанской церкви. Но постановления реформаторских соборов XV в. не долго имели силу; в XVI в. папы снова заняли прежнее положение в церкви. Этому способствовало между прочим появление немецкой реформации. По поводу реформации созван был папой Евгением IV собор в Триденте в 1542 г., который закончил свои заседания в 1563 г. На этом соборе произнесено отлучение на реформаторов и их учение, пересмотрено и подтверждено догматическое учение католической церкви, а с другой стороны возобновлены, изменены и дополнены канонические нормы. Постановления касающиеся ц. дисциплины изложены особо в Decretum de reformatione. Особенного внимания заслуживают постановления о брачном праве, изложенный в XXIV Sessio собора. Постановления собора были представлены на утверждение папе, и этим опять восстановлено его прежнее положение, поколебленное соборами XV в. Последний западный собор, превосходящий своею важностью все предшествовавшие соборы западные, есть недавний Ватиканский собор, созванный папской буллой 29 июня 1869 г. Aaterni Partis Unigetus Filius. На этом соборе сделано постановление о непогрешимости папских постановлений и решений издаваемых им ex efficio или ex cathegra.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

63 См.: Τρεμπ λα Π.Ν. Δογματικ . Т. 1—3. Аθ ναι, 1959—1961. 64 См.: Θεοδ ρου . στορ α τ ν δογμ α των. θ ναι, 1963. 65 См.: Σκουτ ρη Κ.Β. Ιστορ α δογμ α των. Т. 1—2. θ ναι, 1998—2004. 66 См.: Jycmuh Попови06;. Догматика Православне Цркве. Т. I-III. Београд, 1980. 67 См.: Stniloae D. Teologia Dogmatik Ortodox. Vol. 1—3. Bukureti, 1978. 68 Древние догматисты, как правило, строили свои системы в соответствии со структурой Символа веры, поэтому порядок изложения материала в них обычно следующий: о Едином Боге, о Сыне Божием, домостроительство Сына, Святой Дух, Церковь, эсхатология. 69 См.: Светлов П. Я. Христианское вероучение в апологетическом изложении. Т. 1—2. Киев, 1910—1912. 70 Лосский В. Н. Предание и предания//Лосский В. Н. Богословие и боговидение. М., 2000. С. 537. 71 Там же. С. 542. 72 Augustini Hipponensis Epistula 120. 13//PL. Т. 33. Col. 458. 73 Викентий Лиринский, преп. Памятные записки. 2//Викентий Лиринский, преп. О Священном Предании Церкви. СПб., 2000. С. 19. (Далее: Викентий Лиринский, преп. Памятные записки.) 74 Карташев Л. В. Вселенские соборы. М., 1994. С. 7. 75 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 11. 76 См.: Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 62—64. 77 Филарет Московский, свят. Слово 156, в день обретения мощей святителя Алексия//Филарет Московский, свят. Творения. В 5 т. Т. 4. М.: Новоспасский монастырь, 2007. С. 148. 78 Филарет Московский, свят. Слово 180, на вечерне дня Святой Пасхи//Филарет Московский, свят. Творения. Т. 4. С. 299. 79 Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви сост. свят. Филарет (Дроздов). Варшава, 1930. С. 5. (Далее: Пространный катихизис.) 80 Иоанн Златоуст, свят. Беседы на Евангелие от Иоанна. 78, 2//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 8. Кн. 2. М.: «Радонеж» православное братство, 2002. С. 522. 81 Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. Кн. III. Гл. 4, 1//Ириней Лионский, сщмч. Творения. М., 1996. С. 225. (Далее: Ириней Лионский, сщмч. Против ересей.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

§ 43. Важнейший предмет, о котором рассуждали в сие время на Соборах, было единение Церкви Восточной с Западною. Таковы Соборы в Константинополе при императоре Иоанне и Мануиле Комнинах (в 12-м в.), и таков же Собор в Иерусалиме (1443 г. в.), на котором отвергнуто было единение Флорентийское. Важнейшие Соборы на Западе, имевшие целью соединение Церквей, были Лионский II (1274 г.) и Флорентийский (1438). Сверх сих, на Западе почитаются Вселенскими Соборами четыре Латеранские (1123, 1139, 1179 и 1215), составленные против некоторых злоупотреблений, вредных для Церкви: Лионский I (1245), отлучивший императора Фридерика II от Церкви; Виенский (во Франции 1311 г.), который имел целью улучшение клира и уничтожение ордена Тамплиеров; Собор Пизский (1409), низложивший двух, и Собор Константский, отрешивший трех пап. Два последние старались о преобразовании Церкви. Для сей же цели папа Мартин V (1423) созвал Собор в Павии, а Евгений IV (1431 г.) в Базеле. Но когда Евгений увидел действия Собора, противные его видам, то составил новый Собор в Фарраре, а наконец, усилив его греками, перенес во Флоренцию. Впрочем ни Собор Базельский, желавший ограничить вселенскую власть пап, ни папа, простиравший власть свою и на Церковь Восточную, не достигли вполне своей цели. – Последний Собор, признаваемый на западе Вселенским, был Тридентский (от 1542 до 1564 продолжавшийся). На нем изложено яснее учение Церкви Римской и довершено отлучение от нее протестантов 193 . Из Российских Соборов примечательны: три Киевские, один для постановления митрополита Илариона (1051 г.), другой для посвящения митрополита Климента (1147 г.), третий на еретика Мартина (1157 г.); Владимирский (после 1274 г.) и Московский (1347 г.) о церковных делах; Московские же: 1441 г. против отступника митрополита Исидора, 1491 г. против жида Захария, 1554 г. против последователей литовского аптекаря, который отвергал Божество Иисуса Христа, церковные правила и почитание святых, и 1572 г., дозволивший царю Иоанну Васильевичу четвертый брак (это случилось в то время, когда у нас митрополита не было 194 ). Духовное просвещение в Греции и в России

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010