К Вселенским соборам примыкает также Трулльский собор (691–692 гг.), собранный императором Юстинианом II в башне (trullus) императорского дворца. На нем присутствовали 227 участников во главе с патриархами Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским и легатом папы Римского. Собор посвятил свои деяния церковно–дисциплинарным вопросам. 102 канона этого собора, именуемого Шестым, или Пято–Шестым, в Православной Церкви имеют авторитет правил Вселенского собора. Многие из правил Трулльского собора вошли в классический канонический сборник Католической церкви –Декрет Грациана 423 . Однако в новое время католические канонисты и патрологи стали отвергать вселенский авторитет этих правил. Трулльский собор суммирует церковное нормотворчество эпохи Вселенских соборов. Помимо указанных (и т.н. 8 Вселенского собора, созванного в Константинополе в 869 г.), Католическая церковь считает Вселенскими также соборы: 1, 2, 3 и 4 Латеранские (1123, 1139, 1179, 1215 гг.); 1 и 2 Лионские (1245 и 1274 гг.); Вьенский (1311–1312 гг.); Констанцский (1414–1418 гг.); Базельский (1431 г.), который большинство западных канонистов не признает Вселенским, и Ферраро–Флорентийский (1439 г.; для некоторых канонистов Запада этот собор – продоление Базельского; таким образом, создается Базельско–Флорентийский собор в 1431–1449 гг.); 5 Латеранский (1512–1517 гг.), не всеми католиками причисляемый к Вселенским; Тридентский (1545–1563 гг.); 1 и 2 Ватиканские (1869–1870 и 1962–1965 гг.); всего по римскому счету выходит 21 Вселенский собор. В католической традиции постановления Вселенских соборов рассматриваются как одна из особо торжественных форм папского законоговорения. В западных сборниках канонические акты соборов помещаются под именами тех пап, при которых соборы имели место 424 . б) Правила Поместных соборов. К числу Поместных соборов, правила которых включаются в восточные канонические собрания в качестве общеобязательных для Церкви, относятся соборы: Анкирский (314 г.; к правилам этого собора в древних и новых канонических сборниках присоединяются 6 канонов, именуемых правилами Анкирского собора, но принятых собором в Кесарии Каппадокийской в том же 314 г.); Неокесарийский (не позднее 319 г.); Гангрский (сер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соборы Западной церкви Кроме семи действительных Вселенских Соборов, в Западной церкви признаются и другие многие соборы вселенскими, подобными первым семи Соборам. Всех таких мнимо вселенских соборов в Западной церкви тринадцать, а именно: Константинопольский IV, бывший еще до разделения с Восточною Церковью, в 869 г. против патриарха Фотия. Латеранский I, бывший в Риме, в Латеранской базилике, в 1122 г., при папе Калликсте I и императоре Генрихе V. Здесь находилось 300 епископов и более 600 аббатов. Предметом собора был спор об инвеституре, который и разрешен так называемым «Калликстинским конкордатом», не восстановившим прочного мира между церковью и империей. Сверх того, сделаны разные постановления касательно церковной дисциплины и освобождения Святой Земли из рук неверных. Латеранский II, в 1139 г., при папе Иннокентии II, в присутствии императора Конрада III. На нем было до 1000 церковных сановников. Собор имел целью прекратить расколы и ереси, потрясавшие Западную церковь , а, главным образом, учение Арнольда Брешийского, восстававшее против злоупотреблений духовной власти, на которое и была произнесена анафема. Латеранский III, состоявший из 302 епископов, в 1179 г., при папе Александре III и императоре Фридрихе I. Здесь умиротворен раздор церквей, произведенный антипапами, осуждены еретические заблуждения вальденсов и приняты меры против развращения нравов в духовенстве. Латеранский IV, в 1215 г., при папе Иннокентии III и при императоре Фридрихе II. Кроме 72 архиепископов, на нем было 412 епископов и 800 аббатов. Собор произнес анафему на еретиков – альбигойцев и утвердил начатое против них преследование. Лионский I, созванный папою Иннокентием IV, в 1245 г., против императора Фридриха II. Присутствовавших епископов было 140. Лично находились из коронованных глав император константинопольский Балдуин II и Людовик, король французский. Собор произнес анафему на Фридриха, не дождавшись его прибытия; здесь же дана красная шляпа кардиналам и определен крестовый поход под предводительством Людовика.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Известно, что уже первые Вселенские Соборы утвердили Символ веры , где сказано об исхождении Святого Духа, «Иже от Отца исходящаго». Третий и Четвертый Вселенские Соборы постановили: «Решил Святой и Вселенский Собор, что другой веры нельзя никому позволять, или перенимать, или исповедовать, или других учить. А те, кто бы решался иную веру исповедовать... хотя бы они были епископами, или духовными, пусть будут отстранены от епископства, а духовные от духовного звания». Поэтому не будем удивляться, что папа Иоанн VIII после примирения с царьградским патриархом Фотием писал ему о «Filioque» в 879 г. следующее: «Пусть знает Твое братство, что когда недавно к нам пришел тот, которого Ты послал, и расспрашивал нас о Святом Символе (веры), то нашел, что мы его сохраняем нерушимым, как он был нам с самого начала передан, что мы к нему ничего не прибавили и ничего не отняли, ибо мы хорошо знаем, что тех, которые осмеливаются такое делать, ждет тяжелая кара. И снова сообщаем Твоей высокочтимости, чтобы Ты, что касается этого слова (de hoc articulo), из-за которого появились соблазны в Божиих Церквах, имел полное убеждение о нас, что мы не только не произносим его, но также и тех, кто первые решились из-за своей неразумности это делать, считаем отпавшими от Священного Писания ; они извращают святое учение Христа Господа и апостолов и других отцов, которые, соборно сойдясь, передали Святой Символ веры . Их мы к Иуде причисляем, ибо отважились такое самое злодеяние, как он, пополнить; правда, они не предают смерти Господне Тело, но верующих, которые являются членами Его Тела, разрывают и отталкивают одних от других и обрекают их на вечную смерть или с большей радостью, как сделал тот названный предатель-ученик, замучивают» 63 Несмотря на это, Римская Церковь позднее, на соборах Латеранском четвертом (1215), Лионском втором (1274) и Флорентийском (1439) приняла «Filioque» в качестве догмата. Видите, насколько катастрофичны догматы Римской Церкви, которая объявила себя непогрешимой! Но здесь речь шла о престиже Римской Церкви, чтобы доказать, что она является «учащей Церковью», ибо в первом тысячелетии, в действительности, Греческая Церковь была учащей (все Вселенские Соборы происходили под ее эгидой).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таинство брака Католическая Церковь считает нерасторжимым, хотя в определенных случаях он может быть признан недействительным. Совершителями таинства здесь выступают сами брачующиеся, священник выступает более как свидетель, что также не вполне согласуется с природой этого таинства, которое в ранней Церкви скреплялось и освящалось евхаристической Чашей. Священное Писание и Священное Предание в учении РКЦ 2. Изменения в каноне Священного Писания Католическая Церковь значительно расширяет канон Ветхого Завета, и, согласно определению Тридентского Собора, включает в него неканонические книги. 3. «Учительство Церкви» Подобным же образом Католическая Церковь значительно расширила по сравнению с Православной само содержание Священного Предания и область его применения. Свщ. Предание может развиваться, но законные границы такого развития в тот или иной период времени определяет, прежде всего, первосвященник Рима. Возможность расширения Свщ. Предания получила законодательное закрепление в решениях II Ватиканского Собора, который определил церковное учительство, как новый род познания богооткровенной истины. Таким образом, в современной католической традиции существуют три равноправных источника веры: Свщ. Писание, Свщ. Предание и учительство Церкви, из которых ни один не может существовать без других. Все это дает возможность оправдать самые серьезные изменения в церковной жизни, понимании истин веры и слова Божия. 4. «Вселенские» соборы и символические книги РКЦ Признаются Вселенскими многие соборы, которые не получили признания неразделенной Церкви или проходили уже после Великого раскола: так называемый IV Константинопольский (869–870), I, II, III, IV и V Латеранские соборы, I и II Лионский, Венский, Констанцский, Ферраро-Флорентийский, Тридентский, и два Ватиканских собора. Достоинство Свщ. Предания присвоено целому ряду постановлений этих соборов и церковной власти, которые образуют свод символических книг Римо-католической Церкви, т. е. нормативных вероучительных документов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

• ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ – собрания высшего духовенства христианской Церкви, иногда с участием представителей монашества, на которых обсуждаются церковные вопросы и выносятся решения по догматическим и дисциплинарным вопросам, имеющим значение для всей Кафолической Церкви. Вселенские соборы, признанные Православной Церковью, собирались с санкции императоров, но не все санкционированные императором соборы оказывались вселенскими. Вселенский статус собора обычно определялся со временем через принятие его святыми, а затем Церковью на следующем Вселенском соборе. В Православной Церкви почитаются Вселенскими семь соборов. У римокатоликов счет Вселенским соборам продолжился и после разделения Церквей; до настоящего времени, по их счету сосгоялся 21 Вселенский собор. Нехалкидонские «монофизитские» церкви признают только первые три собора (расхождение «монофизитских» церквей с остальными христианскими церквами началось с Халкидонского собора, осудившего монофизитство); несторианские церкви признают только решения двух первых Вселенских соборов. • ВУЛвГАТА (лат. Vulgata, подразум. editio – общераспространенный перевод) – латинский перевод Библии , сделанный в IV в. н. э. Иеронимом по заказу папы Дамаса с использованием ранее существовавших переводов. Тридентский собор 1546 г. объявил перевод Иеронима каноническим; с внесением некоторых текстологических исправлений он до сих пор используется Католической Церковью. • гноми (от греч. γνμη – ум, сознание, намерение, воля, замысел) – одно из важнейших понятий в теории волевого акта у Немесия и Максима Исповедника (см. в настоящей «Антологии» комментарии к Немесию и статьи о полемике Максима Исповедника с моноэнергизмом и монофелитством). • ГНОСТИЦИЗМ (от греч. γνσις – знание, познание) – собирательный термин, обозначающий множество эклектических религиозно-философских течений поздней античности, выступивших одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифо-философским эллинистическим фоном и вероучениями иудаизма, зороастризма, вавилонских мистериальных культов. Следует различать термины «гностицизм» и «гносис», т. к. за вторым закрепилось более широкое толкование. В христианской полемике с гностицизмом сформировалось понятие о лжеименном (т. е. псевдо-) гнозисе и гнозисе истинном. О гностицизме и гно-зисе см. в настоящей «Антологии» статьи об Ириние Лионском, Клименте Александрийском , Оригене и Евагрии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Однако в 1434 г. русский митрополит Герасим, поставленный в предшествующем году Константинопольским патриархом и вернувшийся в Смоленск (до поставления он был здесь епископом), поддержал инициативу Свидригайлы и отправил посольство к папе Евгению IV, которое заверило его в готовности Герасима заключить унию. Папа ответил письмом 20 октября 1434 г., потребовав созыва поместного собора православного русско-литовского духовенства, который принял бы формальное решение об унии, после чего предлагал заключить ее в Риме. Отвечал ли митрополит папе, неизвестно. Вскоре Герасим, обвиненный в поддержке врагов Свидригайлы, был арестован и предан сожжению. На этом оборвались, очевидно, переговоры об унии с представителями духовенства. 101 Однако этот вопрос не выходил из круга внимания Базельского собора. Председатель собора кардинал Джулиано Чезарини выступил в июле 1434 г. с большой речью на эту тему, закончив её призывом преодолеть разногласия и добиться заключения унии. 102 О том же писал и папа Евгений IV в послании собору от 20 октября того же года. 103 Затем в течение трех лет шли переговоры между Базелем и Римом с одной стороны и Константинополем с другой о подготовке совместного собора с участием как латинского, так и греческого духовенства. 104 После долгих переговоров по ряду вопросов, в частности, и по вопросу о месте, в котором собрался бы такой совместный собор, было достигнуто предварительное согласование различных точек зрения. Ферраро-Флорентийский собор (1438–1445 гг.). Собор открылся 8 января 1438 г. в Ферраре, а с 26 февраля следующего года он продолжил свою деятельность во Флоренции, куда был перенесен под предлогом эпидемии чумы, разразившейся в Ферраре. На этом соборе обсуждалась и, как казалось, была решена давняя проблема Римско-Католической Церкви: соединение Восточной й Западной Церквей. Не в первый раз поместные соборы Римско-Католической Церкви утверждали унию. Она была провозглашена уже на I Лионском соборе в 1245 г. и на ΙΙ Лионском соборе в 1274 г. Известно, насколько нереальными оказались эти решения. Но и на этот раз уния не стала более жизненной.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

586 Таковыми соборами римскою церковью признаются именно следующие: вселенским собором – константинопольский бывший в 869 г. против патр. Фотия, IX-м – латеранский I, бывший в Риме, в латеранской базилике, в 1122 г., Х-м – латеранский II, в 1139 г., – латеранский III, в 1179 г., – латеранский IV, в 1215 г., – лионский I, в 1245 г., – лионский II, в 1274 г., XV-м – виенский, во Франции, в 1311 г., – констанский, 1414–1418 г, – базельский, в 1431–1443 г., ΧVIII-м – ферраро-флорентийский, 1438–1439 г., – латеранский V, в 1512 г., ХХ-м – тридентский, 1542–1563 г., – римский, 1854 г. и последним, – ватиканский, в 1870 г., провозгласивший непогрешимость папских постановлений и решений, издаваемых им ex cathedra или ex officio. 587 Курганова Ф. А. проф. Исторический очерк греко-болгарской распри. Пр. Соб. 1873 г, III ч. 102 стр. и след. Ср. еще ответное послание русского Св. Синода (от 1903 г.) на послание (от 1902 г.) константинопольского патриарха. Церк. Вестн. 1903 г. 25. 588 Например: проф. Н. А. Заозерский. О церковной власти 412–444 стр., – Беляев А. Д. проф. О соединении церквей. Серг. пос. 1897 г. 101–102 стр., – епископ Сергий в ст. «Что нас разделяет со старока-толиками? «Церк. Вестн. 1902 г. 45, – проф. А. Ф. Гусев. Старокатолический ответ на наши тезисы. Пр. Соб. 1903 г. Янв. 123–124 стр. Лапин Н. в ст. Собор, как высший орган власти. Пр. Соб. 1903 г. дек. 643–645 стр. Некоторые впрочем думают и иначе. Так, по мнению проф. А. П. Лебедева, «раскол патриарший положил конец вселенским соборам”... Патриарх римский «отделился от союза с восточною церковью”, а «без согласия всех (т. е. пяти) патриархов не может быть вселенского собора, – так мыслила древняя церковь ,... не может быть истинно-вселенского собора «ни на востоке, ни на западе” (Духов. древн. всел. церкви 245–246 стр.). Таких же мыслей, по заявлению проф. Лебедева, держался и митр. Филарет (Разг. между испыт. и уверенным. Спб. 1815 г. 61 стр.). Но вследствие отпадения от кафолической церкви хотя бы и первейшего патриарха, церковь не перестает быть церковью, а, следовательно, не лишается права созывать и вселенские соборы. Митр. Филарет в другом случае, в 1860 г. находил «мысль о соборе вообще не удобоисполнимою в настоящих обстоятельствах» лишь по соображениям политического характера (см. Собр. мнений и отзывов м. Филарета по делам прав. церкви на востоке. Спб. 1886 г. 105 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

643 В течение какого-то времени в египетских и сирийских церквях годовщину Никейского собора отмечали ежегодно. 644 Собор оппозиции, который Иоанн Антиохийский, прибыв, провел в том же городе в поддержку Нестория и под покровительством императорского посланника Кандидиана, состоял из сорока трех членов и отлучил от церкви Кирилла, равно как и Кирилл отлучил Нестория. 645 Сам собор в послании ко Льву указывает лишь на пятьсот двадцать участников; Лев же (Ер. 102) говорит о шести сотнях участников; распространенное мнение (Tillemont, Me moires, t. xv, p. 641) гласит, что участников, считая депутатов, было шестьсот тридцать. 647 Осуждение покойного папы как еретика на вселенском соборе настолько не соответствует притязаниям пап на непогрешимость, что римские историки попытались оспаривать этот факт или ослаблять его значение с помощью софизмов. 648 Ες Νκαιαν. Названия Nice и Nicene неверны, но их используют Гиббон и другие известные англоязычные авторы. 650 Латиняне называют его четвертым, потому что не признают Четвертый Константинопольский (или Второй Трулльский) собор 692 г. по причине его канонов, а пятый, 754 г., – потому что на нем было осуждено поклонение изображениям, впоследствии санкционированное на Втором Никейском соборе 787 г. 651 По поводу количества церковных соборов, предшествующих Трентскому, даже римские богословы не приходят к единому мнению. Галликане насчитывают двадцать один, Беллармин восемнадцать, Гефеле только шестнадцать. Не вызывают сомнений, помимо восьми уже перечисленных греко–латинских соборов, следующие восемь латинских: Первый Латеранский (Римский), 1123 г.; Второй Латеранский, 1139 г.; Третий Латеранский, 1179 г.; Четвертый Латеранский, 1215 г.; Первый Лионский, 1245 г.; Второй Лионский, 1274 г.; Флорентийский, 1439 г.; (Пятый Латеранский, 1512 – 1517, иод вопросом); и Трентский, 1545 – 1563 г. Общий характер трех реформаторских соборов в Пизе, Констанце и Базеле, в начале XV века, и Пятого Латеранского собора, 1512 – 1517 г., оспаривается римскими богословами и по–разному рассматривается с галликанской и ультрамонтанской точки зрения. Гефеле считает их отчасти вселенскими – постольку, поскольку они были признаны папой. [Но в пересмотренном издании своей Conciliengeschichte, 1873 sqq., он насчитывает двадцать вселенских соборов, в том числе Ватиканский, 1870 г. См. Appendix, р. 1032]. В правление папы Пия IX к латинским спискам вселенских соборов прибавился еще один, Ватиканский, 1870 г., который считается двадцатым (епископ Hefele, в пересмотренном издании его Conciliengesch., i, 60) и на котором было объявлено о непогрешимости папы во всех его официальных заявлениях, а тем самым будущие вселенские соборы объявлялись ненужными. В результате возник раскол со старокатоликами, возглавляемый такими выдающимися учеными, как Доллингер, Рейнкенс, Рейш, Ланген. См. мою книгу Creeds of Christendom, vol. 1, 134 sqq.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

С течением времени умножались на ниве Божией и плевелы между чистою пшеницею ( Мф.13:25–38 ). Во втором и третьем веках, число лжеучителей и дерзновенные мудрования их относительно основного догмата веры о Божестве Спасителя нашего требовали со стороны предстоятелей Церкви строгой бдительности в защите оного от перетолкований, и благовременной деятельности в утверждении истинной веры в душах, освящённых именем и благодатию Иисуса Христа. Святая обязанность предстоятелей свято выполнена сонмом святых и доблестных пастырей и учителей Церкви. Чем сильнее тема, тем более возжигается светильников. Память первейших светильников Церкви сего времени досточтима для нас, сколько по святости их жизни, столько и по силе, ясности и убедительности их учения вообще и в особенности о Божеском Лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Кому не известны имена: священномученика Иринея Лионского, св. Иустина Мученика-Философа, священномученика Ипполита, священномученика Киприана Карфагенского, св. Дионисия Александрийского, св. Григория Чудотворца и священномученика Мефодия Патарского? Их писания, направленные то против ересей, то к защите христианства от языческой философии, то к общему созиданию верующих в меру возраста исполнения Христова ( Еф.4:3 ), составляют драгоценные памятники того же чистого верования вселенской Церкви, до первого Вселенского Собора, относительно всех предметов веры, какое мы исповедуем в Символе Никейско-константинопольском. Представив из сих писаний несколько изречений, прямо относящихся к нашему предмету, мы докажем подлинными словами святых отцов ту истину, что вера в Божество Спасителя Иисуса Христа и до Никейского Собора была известна и исповедуема Церковью так же, как исповедовали оную Соборы Никейский и Константинопольский и последующие. С сим намерением, соблюдая возможную краткость, приводим некоторые изречения из писаний: Святого Иренея Ученик св. Поликарпа, сотрудник и потом преемник знаменитого Пофина Епископа Лионского 376 , св. Ириней оставил нам Изложение веры, в котором, по его уверению, заключается исповедание веры, общее всей Церкви того времени, преданное от самих апостолов и учеников их.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

77. Деяния Вселенских Соборов в русском переводе. Т. 1. — С. 330, уточнено по изданию Кармириса. Τ. 1. — С. 139. 78. Деяния Вселенских Соборов. Т. 1 — С. 332–333. 79. Слово 39-е на святые светы явлений Господних. 80. Christ in Eastern Christian Thought. — 1975. — Р. 29 81. Леонтий Иерусалимский Против несториан. Т. 5. — С. 28.//Минь. Т. 86. — Кол. 1748//Мейендорф. — С. 74. 82. Леонтий Иерусалимский. Указ соч. — С. 74. 83. Малиновский И. И. Православное догматическое богословие. Т. 3. С. 109–110. 84. Соколов В., священник. Леонтий Византийский. Его жизнь и литературные труды. Опыт церковно-исторической монографии. — Сергиев Посад, 1916. С. 330–331. 85. Свт. Ириней Лионский Против ересей//Пер Преображенского. Т. 5 — С. 484. 86. Тертуллиан. О плоти Христовой. — С. 5. 87. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 3. — Гл. 4. 88. Послание к Епиктету, епископу Коринфскому. Π. 6. Творения святителя Афанасия. Ч. 3. — С. 296. 89. Лебедев А. П., профессор. Вселенские Соборы IV и V веков. — СПб., 1904. — С. 103. 90. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 3. — Гл. 12. 91. Там же. Кн. 3 — Гл. 17. 92. Церковная история. — Гл. 7. С 32. 93. Деяния Вселенских Соборов. Τ. 2. — 2-е изд — С. 149. 94. Точное изложение православной веры. Кн. 3. — Гл. 12. 95. Точное изложение православной веры. Кн. 4. — Гл. 14. 96. Простр. катихизис «От чего именно спасти человека пришел на Землю Сын Божий? — От греха, проклятия и смерти Что такое проклятие? — Осуждение греха праведным судом Божиим, и от греха происшедшее на Земле зло, наказание человекам». 97. Архимандрит Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. — Сергиев Посад, 1895. — С. 146–147. 98. Свт. Ириней Лионский. Т. 5. — С. 489. 99. 1 Пет. 2, 21–23//Богословские труды. Вып. 21. — М.: издание Московской Патриархии. — С. 63. 100. Поучение в Неделю Фомину//Иеромонах Иоанн (Кологривов). Очерки по истории русской святости — Брюссель, 1961 — С. 297–298 101. Митрополит Николай (Ярушевич). Слова и речи. Τ. 2. — С. 40.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010