963 В Mission und Ausbreitung des Christentums in der ersten drei Jahrhun-derten. Bd. I-II. Leipzig, 1906.2 Aufl. 967 «Сколько из наших христиан претерпели без малейшего стона сожжение не руки только, но всего тела... Я сопоставляю своих мужчин с Муцием или Аквилием, или Регулом; но у нас не только мужчины, даже отроки и женщины наши, вооружившись терпением в страданиях, презирают ваши кресты, пытки, зверей и все ужасы казней» (Migne. PL. Т. III. Col. 353; русск. перев. (Сочинения древних христианских апологетов. М., 1867). С. 366).Ср.: Евсевий. Церковная история. V, 1,20–24,37–40,41 –42,52,53–56. 980 «Pulchra in figura ecclesiae de Maria prophetata sunt» (De institutione virginis. Cap. XIV – у Mignéя PL. Т. XVI. Col. 526–527). 987 Это считают почти несомненным многие исследователи; см., напр.: Ziegler(S. 26–27), Freppel (P. 172) и др. Последний находит даже сходство в стиле послания с языком подлинных сочинений Иринея (Ibid.). 989 Подтверждение этому можно найти почти на каждой странице самого послания, где христиане решительно отличают себя от «мучеников» (см., напр.: V, 1,4 (у Schwarmz’a S. 171;русск. перев.С.227);также V, 1,6;V, 1,11 и др.). 990 А. И. Покровский видит в сообщении Евсевия «довольно ясные следы особого Галльского собора по поводу монтанизма» около 178 г. Собор этот, по мнению автора, был «вызван восточным Иерапольским, вынесшим резкое и категорическое осуждение монтанизму. В противоположность ему, Лионский высказывается в более мягком, примирительном духе и, в общем, скорее берет даже монтанистов под свою защиту» (Соборы древней Церкви. С. 164–165). – Однако едва ли предположение А. И. Покровского о созыве в Галлии собора по поводу раскола монтанистов соответствует действительности. Время гонений нужно признать особенно неудачным для этого. Что касается отношения мучеников лионских к новому движению, об этом мы скажем несколько далее. 991 Мученики, по словам лионских христиан, негодовали, если кто-либо из них (христиан) в письме ( δ πιστολς) или разговоре называл их так (мучениками). См.: Euseb. НЕ. V, 2, 2 (у Schwarmz’a S. 183; русск. перев. С. 244).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Таким способом католическое учение сделалось бы запутанным и полным противоречия хаосом, который внутри церкви мог бы быть поддерживаем только посредством гнета и насилия, а вне ее служил бы беззащитным предметом поношения и неопровержимым упреком со стороны внецерковных богословов». 20 В противовес констанцким и базельским определениям паписты давно указывали на лионский 2 собор 1274 г. и ферраро-флорентийский. На этих же последних соборах обосновывались и ватиканские отцы, которые цитировали лионские и флорентийские определения сначала в адресе своем на имя Пия 9, а потом и в самом соборном декрете о папской непогрешимости. Ссылаясь в подтверждение доктрины папской непогрешимости на лионские и ферраро-флорентийские соборы, для придания этим ссылкам особого веса и значения, ватиканские отцы подчеркивали и оттеняли при этом факт присутствия на поименованных соборах представителей восточной церкви. Дёллингер первый доказал несостоятельность и этих аргументов. Цитата ватиканских отцов из лионского собора 1274 г. заключается в том, что представители востока, трактовавшие здесь с латинянами об условиях воссоединения церквей, будто бы признали авторитет папы верховным в делах веры. Дёллингер на это возражает: «Неверно, будто бы на втором лионском соборе (1274 г.) греки и латиняне согласно приняли такое исповедание веры, в котором объявляется, что «споры относительно веры должны быть решаемы приговорами папы». Ни греки, ни латиняне, т.е. собравшиеся в Лионе западные епископы, отнюдь не усваивали себе такого исповедания веры; умерший папа Климент 4 – вот кто послал это исповедание императору Михаилу Палеологу, как условие принятия его в церковное общение. Михаил, еще не обеспеченный в обладании только что отвоеванною им у неприятеля столицею и сильно угрожаемый со стороны латинского императора Балдуина и сицилийского короля Карла, имел крайнюю нужду в папе, который один мог усмирить его главного врага, и потому согласился на предписанные ему папами условия церковного подчинения, хотя греческие епископы и народ упорно противились этому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Так учило Священное Предание, ведущее свое начало от апостолов. Священномученик Киприан Карфагенский и г-н Осипов – величины не одинаковые, и поэтому Алексей Ильич пускается в обходный маневр: он говорит, что Киприан Карфагенский совершенно прав, когда пишет, что только в Церкви спасение; что он также верит, что вне Церкви невозможно спастись, но он предлагает совсем немногое – заменить у св. Киприана понятие о Церкви своим теософским универсумом, и тогда все будет в порядке. Господин Осипов цитирует святого священномученика Иринея Лионского , а именно, его высказывание о двух воскресениях из мертвых, где отражены ошибочные хиллиастические взгляды этого отца, т. е. выбрано худшее из всего, что можно было найти в творениях этого великого святого. Если бы святой Ириней Лионский считал возможным спасение язычников, то он не посвятил бы свою жизнь борьбе с гностиками, пытавшимися соединить язычество с христианством или, другими словами, с языческими теософами, прикрывающимися именем христиан. Святой Ириней Лионский постоянно противопоставляет общины гностиков Церкви, а их фантастические теогонии – Священному Преданию, ведущему начало от апостолов. Очевидно, что г-н Осипов хочет иметь Иринея Лионского своим союзником, но из творений этого отца можно заключить, что вряд ли святой Ириней согласился бы на такой союз. Надо отметить, что последним собором Русской Православной Церкви, который канонизировал большее число святых, чем все ее предыдущие соборы, было принято специальное постановление, где говорится, что это не означает канонизации всех взглядов, высказываний, богословских трудов и экклезиологических позиций новоявленных святых, т. к. в большинстве случаев основой для канонизации новопрославленных святых послужил их мученический подвиг за Христа. Если не говорить об экклезиологических трудах новомучеников, то прежде всего следует обратиться к творениям священномученика архиепископа Илариона Троицкого , которые представляют собой наиболее значительный вклад в экклезиологию на фоне всего богословия XX столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

во взаимной между собою борьбе. Весь XV-й в. Наполнен событиями этой борьбы и все внимание пап было поглощено этой борьбой. Правда, в это время не раз взоры их обращались и на православный восток, но при этом вопрос о соединении церквей не составлял уже для них цели, а представлялся только средством усилить численно свою партию, противодействовать авторитетом православных пастырей и восточных императоров, преобразовательным стремлениям опасных для них соборов. Вопрос о вселенской унии был на втором плане; так называемые западные вселенские соборы XV в. заслоняли собою в глазах пап вопрос о вселенской унии. Папам XV в. было не до хлопот о господстве над восточною церковью, когда их собственное наследие объявило, что настал конец папского абсолютизма, безграничных папских притязаний. Итак вопрос о соединения церквей в рассматриваемый период был более чем когда-либо, вопросом церкви восточной, а не западной. Восточную церковь волновал этот вопрос, породив в ней различные партии, вступившие между собою в борьбу. Востоку этот вопрос стоил многих жертв, страданий и крови; западу же почти ничего не стоил. На востоке зачинались стремления в духе унии, на востоке становились особенно и ощутительны их следствия. Запад, более уже не входивший в непосредственные столкновения с востоком, примыкал к этому вопросу со стороны.   ГЛАВА I. Лионская уния (посл. полов. XIII стол.) Характер ее и сравнение с флорентийской Как с самым лучшим подтверждением всего сказанного выше относительно состояния вопроса о соединения церквей на востоке с половины ХШ века, мы встречаемся с так называемою лионской уний, непосредственно следовавшею за восстановлением восточной империи. Лионская уния, со всеми ее особенностями, есть плод крестовых походов и ближайшим образом 57-летнего существования латинской империи, результата предшествовавших двухвековых отношений между православными и латинянами. В ней, как в картине, обрисовалось все, что создала история предыдущих двух столетий на почве отношений между церквями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

1 . Алфавитная синтагма иеромонаха Матфея Властаря . Буква «y». Глава 11 [Текст]. – Москва, 2006. 2 . Бердников, И.С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. В 2 т. Т. 1 [Текст]/ И. С. Бердников . – Казань, 1913. 3. Берман, Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования [Текст]/Г. Дж. Берман. – Москва, 1998. 4 . Вишневский, А. А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция [Текст]/А. А. Вишневский. – Москва, 2006. 5 . Горчаков Михаил , протоиерей. Церковное право. Краткий курс лекций [Текст]/ Михаил Горчаков , протоиерей. – Санкт-Петербург, 1909. 6 . Гроций, Гуго. О праве войны и мира. Книга I, глава XV [Текст]/Гуго Гроций. – Москва, 1994. – С. 75. 7 . Джероза, Либеро. Каноническое право в Католической церкви [Текст]/Либеро Джероза. – Москва, 1996. 8 . Дюшен, Л. История Древней Церкви. В 2 т. Т. 1 [Текст]/Л. Дюшен. – Москва, 1912. 9 . Ириней Лионский . Против ересей. Книга IV, глава X [Текст]/ Ириней Лионский . – Санкт-Петербург, 2008. 10. Лебедев, А.П. Духовенство Древней Вселенской Церкви от времен Апостольских до X века [Текст]/ А.П. Лебедев . – Санкт-Петербург, 2003. 11 . Мышцын, В. Н. Устройство христианской Церкви в первые два века [Текст]/В.Н. Мышщын. – Москва, 2020. 12 . Ориген. Против Цельса. Книга 2, глава IV [Текст]/ Ориген // Ориген . О началах. Против Цельса. – Санкт- Петербург, 2008. 13 . Павлов, А.С. Курс церковного права [Текст]/ А.С. Павлов . – Санкт-Петербург, 2002. 14 . Покровский, А.И. Соборы Древней Церкви эпохи первых трех веков [Текст]/А. И. Покровский . – Сергиев Посад, 1914. 15 . Послание патриархов Восточно-кафолической церкви о православной вере (1723 г.) [Текст]//Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. – Москва, 1900. 16 . Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Долматинско-Истрийского [Текст]. В 2 т. Т. 1. – Москва, 2001. 17 . Преподобный Никодим Святогорец . Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями [Текст]. В 4 т. – Екатеринбург, 2019. 18 . Робертсон, Дж. С. История христианской Церкви от Апостольского века до наших дней [Текст]/Дж. С. Робертсон. – Петроград, 1916.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Господин Осипов цитирует святого священномученика Иринея Лионского , а именно, его высказывание о двух воскресениях из мертвых, где отражены ошибочные хиллиастические взгляды этого отца, то есть, выбрано худшее из всего, что можно было найти в творениях этого великого святого. Если бы святой Ириней Лионский считал возможным спасение язычников, то он не посвятил бы свою жизнь борьбе с гностиками, пытавшимися соединить язычество с христианством или, другими словами, с языческими теософами, прикрывающимися именем христиан. Святой Ириней Лионский постоянно противопоставляет общины гностиков Церкви, а их фантастические теогонии – Священному Преданию, ведущему начало от апостолов. Очевидно, что г-н Осипов хочет иметь Иринея Лионского своим союзником, но из творений этого отца можно заключить, что вряд ли святой Ириней согласился бы на такой союз. Надо отметить, что последним собором Русской Православной Церкви, который канонизировал большее число святых, чем все ее предыдущие соборы, было принято специальное постановление, где говорится, что это не означает канонизации всех взглядов, высказываний, богословских трудов и экклесиологических позиций новоявленных святых, так как, в большинстве случаев, основой для канонизации новопрославленных святых послужил их мученический подвиг за Христа. Если говорить об экклесиологических трудах новомучеников, то, прежде всего, следует обратиться к творениям священномученика архиепископа Илариона Троицкого , которые представляют собой наиболее значительный вклад в экклесиологию на фоне богословия XX столетия. Но так как священномученик Илларион Троицкий вслед за святым Киприаном Карфагенским категорически утверждает, что вне Православной Церкви – исторической Церкви – спасение невозможно, то, несмотря на некоторые ошибки Троицкого, его имя вызывает у модернистов всех направлений раздражение, подобное аллергии. Для подтверждения своей гипотезы о том, что Таинство Крещения не обязательно для спасения, г-н Осипов ссылается на пример святых, которые не успели получить крещение до своей мученической смерти. Но разве профессор богословия не знает, что Предание, ведущее начало от апостолов, говорит о том, что мученик, не получивший водного крещения, крестится своей кровью, что само мученичество имеет некий аналог с крещением: смерть со Христом и воскресение во Христе. Это Предание запечатлено в православной литургике: об этом пишет преподобный Иоанн Дамаскин в книге «Точное изложение православной веры», которая завершает и как бы подытоживает богословие патристического периода и в то же время является первым, дошедшим до нас систематическим руководством по теологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

68 Лосский В. Н, Догматическое богословие.//Богословские труды. Вып. 8. М.: издание Московской Патриархии. – С. 17. 69 Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Послание 10-е к пресвитеру Кледонию против Аполлинария первое. Минь. Т. 37. кол. 177. 70 Флоровский г. В. Восточные отцы IV века: Из чтений в Православной Богословском Институте в Париже. — 1931. – С. 115, 119. 71 Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Пер. протоиерея П. Преображенского. СПб., 1900. – С. 240. 72 Минь. – Т. 26, кол. 996. 73 Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Указ. соч.//Творения свт. Григория Богослова. М., 1889. Ч. 4. С. 161—162. Минь. Т. 37. кол. 181. 74 Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. Прим. 131. 75 См. Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. – Казань, 1863. – С. 521. 76 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 3. – Гл. 28. 77 Св. Иоанн Дамаскин. Указ. соч. – Кн 3. – Гл. 20. 78 Деяния Вселенских Соборов в русском переводе. Т. 1. – С. 330, уточнено по изданию Кармириса. ?. 1. – С. 139. 79 Деяния Вселенских Соборов. Т. 1 – С. 332—333. 80 Слово 39-е на святые светы явлений Господних. 81 Christ in Eastern Christian Thought. – 1975. — Р. 29 82 Леонтий Иерусалимский Против несториан. Т. 5. – С. 28.//Минь. Т. 86. – Кол. 1748//Мейендорф. – С. 74. 83 Леонтий Иерусалимский. Указ соч. – С. 74. 84 Малиновский И. И. Православное догматическое богословие. Т. 3. С. 109—110. 85 Соколов В., священник. Леонтий Византийский. Его жизнь и литературные труды. Опыт церковно-исторической монографии. – Сергиев Посад, 1916. С. 330—331. 86 Свт. Ириней Лионский Против ересей//Пер Преображенского. Т. 5 – С. 484. 87 Тертуллиан. О плоти Христовой. – С. 5. 88 Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 3. – Гл. 4. 89 Послание к Епиктету, епископу Коринфскому. ?. 6. Творения святителя Афанасия. Ч. 3. – С. 296. 90 Лебедев А. П., профессор. Вселенские Соборы IV и V веков. – СПб., 1904. – С. 103. 91 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 3. – Гл. 12.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

Внутренним критерием отеческого и апостольского Предания святые отцы выставляли: 1) согласие или по крайней мере непротиворечие Священному Писанию (св. Ириней Лионский – Iren. Adv. haer. Г, 33, 8//PG. T. 7. Col. 1077B; р. п.: C. 409; свт. Кирилл Иерусалимский – Суг. Hieros. Catech. 4, 17//PG. T. 33. Col. 477A; р. п.: C. 51) и 2) согласие всех свидетелей [Предания] между собою (св. Ириней Лионский – Iren. Adv. haer. I, 10, 2; III, 2, 1//PG. T. 7. Col. 553A, 846AB; р. п.: C. 50:221). «Вот подлинное учение – пишет свт. Афанасий об отеческом Предании – и вот признак истинных учителей, как передали отцы – согласно между собою исповедовать одно и то же и не входить в споры ни друг с другом, ни со своими отцами» (Athanas. Alex. De decret. Nie. Syn., 4//PG. T. 25. Col. 429C; р. п.: T. 1. C. 404). Этот принцип «согласия отцов» [или consensus patrum (лат.)] впоследствии был обработан прп. Викентием Лиринским в сочинении «Commonitorium» – «Воспоминание» (написано 434 г.) в определении формулы Предания: quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est. Hoc est etenim vere proprieque catholicum, quod ipsa vis nominis ratioque declarat, quae omnia fere universaliter comprehendit 67 (Vicent. Lirin. Commonit. 2, 1//PL. T. 50. Col. 640), то есть Предание отличается древностью, повсеместностью (кафоличностью) и согласием в учении. Непререкаемый и непогрешительный авторитет имеют отцы только в своём согласии (consensus patrum). Этот принцип приняли и Вселенские Соборы и никогда не решали вопроса на основании свидетельства одного какого-либо отца, даже весьма авторитетного 68 . Впрочем, это не значит что для состава [этого] consensus " а требуется принимать во внимание всех отцов, ибо далеко не все из них имели повод высказаться по данному вопросу. Для этого достаточно свидетельств нескольких «признанных» отцов, которые из различных стран и разных времен твёрдо и единогласно выражают известную истину, как учение апостольское или церковное при отсутствии противоположных свидетельств со стороны других (нескольких) отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

С течением времени умножались на ниве Божией и плевелы между чистою пшеницею ( Мф. 13:25–38 ). Во втором и третьем веках, число лжеучителей и дерзновенные мудрования их относительно основного догмата веры о Божестве Спасителя нашего требовали со стороны предстоятелей Церкви строгой бдительности в защищении оного от перетолкований, и благовременной деятельности в утверждении истинной веры в душах, освященных именем и благодатью Иисуса Христа. Святая обязанность предстоятелей свято выполнена сонмом святых и доблестных пастырей и учителей Церкви. Чем сильнее тьма, тем более возжигается светильников. Память первейших светильников Церкви сего времени досточтима для нас, сколько по святости их жизни, столько и по силе, ясности и убедительности их учения вообще и в особенности о Божеском Лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Кому не известны имена: священномученика Иринея Лионского, св. Иустина Мученика-Философа, священномученика Ипполита, священномученика Киприана Карфагенского, св. Дионисия Александрийского, св. Григория Чудотворца и священномученика Мефодия Патарского? Их писания, направленные то против ересей, то к защищению христианства от языческой философии, то к общему созиданию верующих в меру возраста исполнения Христова ( Еф. 4:3 ), составляют драгоценные памятники того же чистого верования вселенской Церкви, до первого Вселенского Собора, относительно всех предметов веры, какое мы исповедуем в Символе Никейско-константинопольском. Представив из сих писаний несколько изречений, прямо относящихся к нашему предмету, мы докажем подлинными словами святых Отцев ту истину, что вера в Божество Спасителя Иисуса Христа и до Никейского Собора была известна и исповедуема Церковью так же, как исповедовали оную Соборы Никейский и Константинопольский и последующие. С сим намерением, соблюдая возможную краткость, приводим некоторые изречения из писаний: Святого Иринея Ученик св. Поликарпа, сотрудник и потом преемник знаменитого Пофина Епископа Лионского 71 , св. Ириней оставил нам Изложение Веры, в котором, по его уверению, заключается исповедание веры, общее всей Церкви того времени, преданное от самих Апостолов и учеников их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Ректор СПбДА (1841–1847), с 1842 г. в сане епископа Винницкого, викария Подольской епархии. В дальнейшем епископ Саратовский (1847), Астраханский (1856), архиепископ (1858). С 1870 г. на покое. 23 2Пет 1. 19 : «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших». 25 Из чтения диакона после прокимна на последование Недели Православия: «Еще же Соборы святых отец и их преда­ния и писания, Божественному Откровению согласная, приемлем и утверждаем». Из молитвы, читаемой иереем на том же последовании, после сугубой ектении: «Но видяще многих поползновения, прилежно Тя, Всеблагий Господи, молим: призри на Церковь Твою и виждь, яко Твое спасительное благовестие, аще и радостно прияхом, но терние суеты и страстей творит оное в некиих малоплодно, в некиих же и безплодно, и по умножению беззаконий овии ересьми, овии расколом противящеся евангельской Твоей истине, отступают от достояния Твоего, отревают Твою благодать и повергают себе суду Твоего Пресвятаго Слова». 26 «Она [истина] открывается лишь усиленным, настойчивым поискам, когда исследуют, достойно ли то или иное имени Господа и Бога всемогущего. Толкование всегда должно соответствовать правде и добродетели, объясняемые места Писания, кроме того, должны обнаруживать тот же смысл, что и подобные им» ( Климент Александрийский . Строматы. Глава седьмая. XVI. Двоякий способ отличать истину от ереси: во-первых, ссылка на Писание как критерий истинности или лживости любо­го учения//Отцы и учители Церкви III века: Антология: В 2 т. Сост., биографич. и библиографич. статьи иером. Илариона (Алфеева) . М., 1996. Т. I. С. 290). «.Доказательства, находящиеся в Писаниях, не могут иначе быть представлены, как из самых Писаний» (Св. Ириней Лионский . Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. Книга третья. XII. 9//Св. Ириней Лионский . Творения. Изд. в русском переводе прот. П. Преображенским . СПб., 1900 (Репринт: М., 1996. С. 261). 31 Ответ Обществу Любителей Духовного Просвещения на избрание Попечителем оного//Сочинения Филарета, митро­полита Московского и Коломенского. Слова и речи : В 5 т. Т. 5. М., 1885. С. 558.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010