Кто имеет память смертную, тот никогда не может согрешить». И с этими словами предал дух свой Господу. И подлинно, братие, не может согрешать! «Во всех делах твоих помни о конце твоём, и во век не согрешишь» , — учит премудрый сын Сирахов (Прем.Сирах.7:39) (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 93)». Страсть гнева Определение страсти    Гнев — есть желание зла огорчившему. Существует три основных вида гнева: внутренний — смущение, раздражение; внешний — брань, крик, ярость, ударение, убийство; злопамятность — желание мести, ненависть, вражда, обида.    Гнев появляется чаще всего вследствие неудовлетворенности каких-либо страстей. Прп. Иоанн Лествичник говорит об этой страсти следующее: «Матерей у меня много, и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объедение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется надмением. Дщери же мои суть: памятозлобие, ненависть, вражда, самооправдание. Сопротивляющиеся же им враги мои, которые держат меня в узах, — безгневие, кротость и смиренномудрие» (Леств.8:29).    Гнев был дан человеку Богом для защиты от дьявола и греха, а человек использует гнев не по назначению.    Способствует развитию страсти гнева фильмы-боевики и компьютерные игры, построенные на принципе единоборств. Священное Писание о страсти    «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф.5:21-22).    «Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых» (Еккл.7:10).    «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1:20).    «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф.4:26). Средства борьбы со страстью    Главные средства борьбы с гневом — кротость, терпение и незлобие.    1) Одним из средств борьбы с гневом является умеренное употребление пищи по слову прп. Иоанна Лествичника (Леств.8:16).    2) Начальное орудие против гнева — молчание уст при смущении сердца (Леств.8:3).    3) Важнейшее оружие против страсти гнева — обязательная просьба о прощении пред тем, кого обидел.    4) Слеза истинного плача угашает пламень гнева (Леств.8:1).    5) Одним из средств борьбы с гневом является, по слову аввы Дорофея, молитва об оскорбившем: «Боже! Помоги брату моему и мне, ради молитв его».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

   Вот как разрастается в нас зло от малого, почти незаметного семени; на дне сердца, как мы заметили, лежит семя зла — самолюбие; от него идут полные его силою три отрасли зла — три его видоизменения: самовозношение, своекорыстие, чувственность, а сии три рождают уже бесчисленное множество страстей и порочных наклонностей; как в древе главные стволы пускают от себя множество ветвей и отростков, так образуется в нас целое дерево зла, которое, укоренившись в сердце, расходится потом по всему нашему существу, выходит вовне и покрывает все, что окружает нас. Подобное дерево, можно сказать, есть у каждого, чье сердце хоть сколько-нибудь любит грех, с тем только различием, что у одного полнее раскрывается одна, у другого другая сторона его».    Существует и иное разделение страстей на восемь главных (можно считать его дальнейшим подразделением трех названных на более конкретные страсти), и все остальные сводятся к этим восьми. Ими являются: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Преподобный Иоанн Лествичник описывает связь страстей между собой следующим образом: «Матерь блуда есть объедение; уныния же матерь — тщеславие; печаль и гнев рождаются от трех главных страстей (сластолюбия, славолюбия и сребролюбия); матерь гордости — тщеславие»«(Леств.26:39). Обозрение главных страстей и борьба с ними Восемь главных страстей    Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.    Страсти бывают двух родов: естественные, вырождающиеся из естественных потребностей, как, например, чревоугодие и блуд, и не естественные, не коренящиеся в естестве, как, например, сребролюбие. Действия же их проявляются четверояко: некоторые действуют только в теле и чрез тело, как чревоугодие и блуд, а некоторые проявляются и без содействия тела, как тщеславие и гордость; далее, иные возбуждаются совне, как сребролюбие и гнев, а иные исходят из внутренних причин, как уныние и печаль. Такого рода обнаружение действия страстей подает повод допустить в них еще два рода, деля их на плотские и душевные: плотские в теле зарождаются и тело питают и услаждают; а душевные из душевных склонностей исходят и душу питают, на тело же нередко действуют разрушительно. Эти последние врачуются простым врачеванием сердца — внутренним; а плотские двояким лекарством врачуются — и внешним, и внутренним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

Добродетель послушания Определение добродетели    Прп. Иоанн Лествичник пишет: «Послушание есть совершенное отречение от своей души, действиями телесными показуемое; или, наоборот, послушание есть умерщвление членов телесных при живом уме. Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения... Послушный, как мертвый, не противоречит и не рассуждает ни в добром, ни во мнимо худом; ибо за все должен отвечать тот, кто благочестиво умертвил душу его (т.е. наставник). Послушание есть отложение рассуждения и при богатстве рассуждения» (Леств.4:3). Священное Писание о добродетели    Удивительное послушание оказывает Исаак Аврааму: «И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров» (Быт.22:9).    «Спроси отца твоего, и он возвестит тебе старцев твоих, и они скажут тебе» (Втор.32:7).    «И Он (Иисус) пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них (родителей). И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк.2:51).    «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин.6:38).    «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39).    «Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:6-8).    «Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян.4:19). Важность послушания    В «Древнем Патерике» повествуется, что Бог ничего не требует от новоначального, кроме послушания. Всем известны такие высказывания: «Послушание — корень смирения. Послушание выше поста и молитвы. Послушание — добровольное мученичество». Почему это так? Приведем несколько примеров.     Добродетель послушания выше других добродетелей: Пришли однажды к Великому Памво из скита четыре брата, одетые в кожу, и каждый из них рассказывал ему о добродетели другого. Один много постился, другой был нестяжателен, третий стяжал великую любовь, о четвертом они говорили, что он уже двадцать два года прожил в повиновении старцу. Авва Памво отвечал им: «Скажу вам, что выше всех добродетель четвертого. Каждый из вас по своей воле приобрел ту добродетель, которую имеет, а тот, отвергшись своей воли, исполняет волю другого. Такие люди подобны исповедникам, если они до самого конца пребудут в послушании».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

падение лицом на землю: «И пал Авраам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним» ( Быт.17:3 ) – «Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! Один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество?» ( Чис.16:22 ). «И поднял Давид глаза свои, и увидел Ангела Господня, стоящего между землею и небом, с обнаженным в руке его мечом, простертым на Иерусалим; и пал Давид и старейшины, покрытые вретищем, на лица своя» ( 1Пар.21:16 ). – «И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, – и покланялись и повергались пред Господом лицем до земли» ( Неем.8:6 ). – «И, ото шед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:39 ). 9. Примеры, объясняющие ту мысль, что кто с усердием молится, с тем молится Ангел Хранитель Св. Иоанн Лествичник говорит: «Когда при каком-либо изречении своей молитвы почувствуешь внутреннее услаждение, либо умиление, то остановись на оном: ибо тогда Ангел Хранитель вкупе с нами молится». («Леств.»). I. Известно из житий святых, что Ангел Хранитель молился, например, с пр. Маркеллом, как это видел Сергий – игумен, с ним в монастыре живший. (Ч.-М. 29 декабря). II. В юношеских летах благочестивый Григорий, впоследствии епископ Аграгантийский, ходил к разным старцам, чтобы научиться их примером благочестивой жизни и иноческим подвигам. Однажды приближается он к келье одного великого старца и слышит приятное пение многих лиц. Подойдя ближе, он услышал голоса только трех поющих. Когда же подошел к дверям кельи, то услышал, что поет один старец и оканчивает девятый час. Не смея постучаться в двери, чтобы не нарушить спокойствия молящегося, он стоял, объятый страхом. По окончании молитвы, святой тот старец увидел стоящего юношу и тотчас узнал духом, кто стоит перед ним, и сказал: «Чадо Григорие, войди сюда». В больший пришел страх богобоязненный Григорий, когда услышал, что незнакомый старец называет его по имени. Войдя в келью, он увидел одного старца, никого другого он не мог увидеть, и удивлялся, что пел один старец, а слышался голос многих поющих, и уразумел, что Ангелы Божии пели с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ужас объял молодого человека, он был вне себя, не находил сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшую с ним перемену и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и проглотил преподанные ему Святые Дары». Молитва Определение    Прп. Иоанн Лествичник пишет: «Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде страшного суда» (Леств.28:1). Священное Писание о молитве    «Пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк.6:12).    «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк.1:35).    «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39).    «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол.4:2).    «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15:8). Важность молитвы    Схимонах Силуан: «Мир стоит молитвою. И когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет».    Протоиерей Валентин Свенцицкий: «Человек, молящийся и не молящийся — это люди двух разных миров».    Святитель Феофан Затворник: «Молитва — барометр духовной жизни».    Протоиерей Павел Флоренский: «Молитва — это вдыхание в себя благодати Божьей».    Святой прав.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

64 Ср. Иуст. Апол. I: 14, 3; 15, 9; Диал. 35, 8; 96, 3; 133, 6; Дидаск. V, 14, 22 (рус. пер. с. 145). Выражение находится также в одном оксиринхском папи­русном фрагменте неизвестного Евангелия. 75 Т.е., требовать назад, по пояснению Вриенния. Христианин не может употребить насилия или обратиться к языческому суду, ср. 1Кор.6:1 ; Пост. Апост. 2, 46 (рус. пер. с. 76). Гарнак предлагал изменить «хотя бы и мог». В Пс.-Клим. Recognit. читаем: «Мы даем даже тем, от которых не на­деемся получить обратно». См. комментарий Ирин. Лион. ПЕ IV, 13, 3 (рус. пер. с. 348). Ср. Иоанн Леств., слово 26 (гл. 74 по рус. пер., с. 188; гл. 47 по греч. изд. 1883 г.): «Благочестивым свойственно давать всякому просящему; более же благочестивым – давать и не просящему; а не требовать назад от взявшего (в особенности же когда [такая] возможность) – свойственно одним только бесстрастным» (на это место обратил внимание Вриенний со ссылкой на PG 88, 1029). 80 Параллельные места: Дидаск. IV: 3, 1–2; 4, 3 (рус. пер. с. 121,122); Клим. Алекс. Fragm. ex Nicetae catena in Matth. 5, p. 42 (Resch, Agrapha, 31967, p. 195); Ерм . Зап. 2,5 – восходят вместе с Дидахэ 1, 5 к общей традиции. 81 Ср. Мф.5:26 ; Лк.12:59 . В сравнении с еванг. параллельными места­ми, два момента поражают в этом отрывке, отсутствующем в Пост. Апост.: во-первых, истолкование «изречения» исключительно эсхатологическое [ср. Терт. De anima 35; 58; О мол. 7; Клим. Алекс. Какой богач спас. 40, 5 (рус. пер. с. 41); Кипр. Письма LV, 20, 3 (по рус. пер. письмо 43, дорев. изд. т. 1, с. 231, по переизд. с. 532); Секст, Изреч. 39]; во-вторых, у Мф. речь идет о возвращении долгов, в то время как интерполятор Дидахэ 1, 3Ь-2, 1 гово­рит о необходимости избегать брать в долг без достаточной нужды. 82 Ср. Сир.12:1 . По мнению одних исследователей, это «изречение» восходит, возможно, к греч. переводу, отличающемуся от LXX; другие пыта­ются восстановить еврейский оригинал. Ср. Прор. Сивилл 2, 79; Иос. Флав. Иуд. война 2, 134. Тертуллиан (О крещ. 18), писал: «[Слова] «всякому про­сящему у тебя дай» ( Лк.6:30 ), – имеют особое приложение, относясь к милостыне». Наиболее близкая цитата (восходящая к Дидахэ или к общему источнику) имеется у Кассиодора (Expos, psalm. 40, CPL 900/Ed. M.Ad­riaen, 1958, lin.48): Desudet eleemosyna in manu tua donee invenias iustum cui cam trades («Пусть запотеет милостыня в руке твоей, пока не найдешь пра­ведного, которому вручишь ее»).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

il tempo, la zoé e il bios, problema dei Padri Cappadoci, in Augustinianum 16 (1976), ce. 107–116. 496 Там же, с. 228. Воистину этот опыт легко ли примирить с известным исто- щанием Святого Духа... нисходящего в мир, но его личность скрывается в самом богоявлении? См. С. Evdokimov, L " Esprit Saint et l " Église.., Paris 1969, с. 90 и Lossky, op. cit., с. 165. 497 См. I. Hausherr, L " erreur fondamentale et la logique du Messalianisme, OCP 1 (1935); ce. 328–360; Et. de spirit, orientale, OCA 183, Roma 1969, ce. 64–96. 503 Ориген, О началах I, 8, GCS 5, с. 104; см. I. Hausherr, Penthos. La doctrine de la componction dans l " Orient Chrétien, ОСА 132, Roma 1944, ce. 101 слл. 507 См. DS 4, 1, col. 645; Симеон пишет: Если Он (Дух) нуждается в том, чтобы .присутствовать в человеке и пребывать в нем осознанно (γνωστς), это не имеет никакого права называться духовным (Катех. 10, SC 104, Paris 1964, с. 143). 515 См. Жития Отцов, III, п. 181, PL 73, 799b; V, XVII, η. 19, col. 976bc; VII, XXVIII, η. 4. col. 1050c; I. Hausherr, Direction spirituelle en Orient autrefois, ОСА 144, Roma 1955, с. 51. 522 См. I. Hausherr, Contemplation et sainteté, RAM 14 (1933), с. 192; Hésychasme et prière, ОСА 176, Roma 1966, с. 34. 529 4 Мак. 7, 15; Le quatrième livre des Maccabees, под ред. A. Dupont-Sommer, Paris 1939, с. 116. 535 Афанасий, Житие св. Антония 47, PG 26, 912Ь; эта формула повторяет- ся в Житии Варлаама и Иосафата 12 (103), PG 96, 965Ь, под ред. G. R. Woodzard и H. Mattingly, с. 172. 540 Леств. Райск., 15, PG 88, 880d; девство всегда рассматривалось как дар Святого Духа, см. с. 541 См. С. Th. Camelot, Gnose chrétienne, DS 6 (1967), coll. 509–524; W. Völker, Der wahre Gnostiker nach Klemens von Alexandrien, TU 57, Berlin 1952. 542 Ириней, Против ересей H, 39, Harvey I, с. 345; см. I. Hausherr, Direction spirituelle en Orient autrefois, OCA 144, Roma 1955, с. 40. 543 См. T. Spidlik, «Fous pour le Christ» en Orient, DS (1964), coll. 752–761; G. Oury, Idiota, 7, 2 (1971), col. 1242–1248.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

1:4). По мысли священномученика Иринея Лионского, «Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божиим» . В русле православной традиции предназначение человека понимается как обожение человека. Для догматического богословия и аскетики обожение предстает как совершенное соединение человека с Богом в энергии (синергия). В эпоху Средневековья эта антропологическая традиция получает развитие, «Лествица» преподобного Иоанна детально описывает аскетический путь к обожению. Начинается он ступенями покаяния (Леств. 1-7), продолжается – ступенями борьбы со страстями (Леств. 8-26), затем следует ступень священного безмолвия (συχα, Леств. 27), ступень священной молитвы (с опытом умно-сердечной и непрестанной молитвы, см. Леств. 28), ступень бесстрастия (Леств. 29), ступень Божественной любви (Леств. 30). Оговоримся, что ступень бесстрастия отмечена чертами, характерными для опыта обожения. «Лествица» возводит человека от земли (место обитания человека) к небу («место Божие»), 29-ю ступень «Лествица» называет «земным небом, или богоподражательным бесстрастием (το πιγεου ορανο τς θεομιμτου παθεας)» . При этом бесстрастие является атрибутом Божества, богоподражательным бесстрастие названо, потому что через бесстрастие человек становится богоподобным, обоженным. Бесстрастие считается опытом совершенства (τελειτητος), как начало христианского совершенства. Более высокий опыт совершенства кратко описан в Леств. 30 и подробнее обозначен у аввы Исаака Сирина – это опыт чистой молитвы и созерцания Божественного Света . В эпоху позднего Средневековья святитель Григорий Палама дал богословское обоснование опыту исихастов. Обозначим данную антропологическую стратегию по названию православной аскетической традиции. Итак, диалог на темы основного богословия может идти от лица человека исихастского . В Средние века исихастская стратегия доминировала; она сохранилась и в наши дни. До сих пор есть подвижники, которые идут исихастским путем, и исследователи, ориентирующиеся на «паламитское богословие»; тем не менее в Новое время доминировал новый идеал –  человек разумный .

http://bogoslov.ru/article/6177457

Поскольку диаволу известно значение исповеди, он делает все, чтобы убедить нас либо не исповедоваться вовсе, либо делать это «как бы от лица иного или складывать вину своего греха на других» (Леств.4:63). Однако для того, чтобы обнажить свою рану перед духовным отцом, требуется духовное мужество. Преподобный Иоанн Синайский призывает: «Обнажай струп свой врачу сему». Открывая свой недуг, необходимо брать всю вину на себя, говоря со смирением: «Отче, моя язва сия, моя рана сия; она произошла не от иного кого-нибудь, но от моей собственной лености; никто не виновен в ней, ни человек, ни злой дух, ни плоть, ни другое что-либо, но только мое нерадение» (Леств.4:61). При этом не следует стыдиться или, вернее, необходимо победить стыд своего греха и его обнажения. Открывая духовнику свои внутренние язвы, следует «как наружным видом, так и внутренним чувством и мыслию» уподобиться осужденному преступнику. Более того, преподобный Иоанн советует: «И если можно, то омочай слезами ноги судии и врача твоего, как ноги самого Христа» (Леств.4:62). Тот же святой утверждает, что он видел исповедующихся, которые проявили столь смиренное расположение и исповедовались со столь печальным видом, с такими мольбами и криками отчаяния, что смягчали суровость судии и «гнев его преклоняли на милосердие» (Леств.4:66). Естественно, что человек испытывает стыд, намереваясь исповедовать свою рану, однако этот стыд должен быть побежден. «Не скрывай своего срама» (Леств.22:40). Вслед за его обнажением, объявлением немедленно приходит внутренняя тишина. Сохранилось известие о том, как некий усердный монах, будучи одержим бесом хулы, изнурял тело свое постом и бдением, но никакой не получил от этого пользы. Когда же он решил открыть этот помысел духовному врачу, описав его на бумаге, то немедленно исцелился. По его собственным словам, «он еще не успел выйти из келлии старца, как эта страсть исчезла» (Леств.23:54). Отсюда явствует та истина, что исповедь не состоит в человеческом усердии, но совершается силою Божией. Божественная благодать исцеляет душу. Ни пост, ни бдение не могут принести большой пользы, если они не сочетаются с откровением помыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

«В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: нет Бога!» ( Nc. IX, 25 ). »Погибели предшествует гордость, и падению – тщеславие» (Пр. XVI, 18). 203. Оставил ли нам Спаситель живые образы самопревозношения и смирения? Иисус Христос сказал притчу о мытаре, уничижавшем себя в своей молитве, и фарисее, хвалившем пред Богом свои заслуги. Спаситель закончил притчу, произнеся суд: «ибо всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя, возвысится» ( Лyk. XVIII, 10–14 ). 204. Как учат святые истреблять в себе тщеславие и не допускать гордыни? «Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление безчестия» (Леств., ел. 22-е, 39). «Не будь славолюбив и в сердце своем не держи самовосхваления ...» (Св. Антоний Вел., Устав). «Приучи язык свой говорить: прости мне, и придет к тебе смирение» (Св. Антоний Вел., Уст.). «Если уничижишь себя, будешь иметь в сердце покой» (Авва Пимен, Добротол.). «Кто пленен гордостью, тому нужна помощь самого Бога...» (Леств., ел. 23, 27). Но кто победил свое тщеславие, тот отдалил гордость и уже не впадет в нее. 205. Как проявляется смирение? Св. Иоанн Леств. указываешь три признака смирения: а) душа радостно принимает уничижение, как врачевство; б) утоляет в себе всякое движение гнева; в) не верит своим добродетелям (Леств., ел. 25, о смиренномудрии, 8). 206. Возможно ли определить: что есть смирение? Смирение естественно образуется в душе при жизни по заповедям Христовым и тогда познаем действия смирения. Само слово показывает, что смирение – это пребьгоание души в соединении с миром Христовым. Смирение является основанием для других добродетелей. 207. Что есть смиренномудрие? Это есть образ мыслей, всецело заимствованный от Христа. Сердечный навык, который приобретается по мере упражнения в смиренномудрии, есть смирение. « Истинное смиренномудрие – характер евангельский, нрав евангельский, образ мыслей евангельский » (Еп. Игнатий Брянч., Аскет., опыты, о истин, и лож. смиренномуд., стр. 616).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010