138 С Игнатий Богоносец говорит гордыни бегай: гордым бо противится Господь (Посл к Ирону диак. л. 83 на обор К 1824 г) «Гордость есть отступление от Бога, говорит опытная мудрость. Она начинается от крайняго тщеславия а средина ея состоит в уничтожение ближняго, в безстыдном собственных своих трудов проповедании, в желании похвал, в нелюблении обличения; оканчивается же она на отрицании от Божия помощи, хвастостве своею добродетелию. .. Гордым сам Господь противится ( Иак. 4 , б): так ктож о них сожалеть может? Не чист пред Господом всяк высокоумный так ктож таковаго очистить может? Воззваша ко Господу и не бе спасаяй ( Пс. 17, 41 ), за тем, что взывали гордо: и не услыша их: конечно для того, что они тех причин, для истребления коих молились, не пресекли». (Леств. ст. 23. л. 151–152. К, 1832 г.). 143 Клевета, по Лествечнику, есть большая и сокровенная пиявица, высасывающая и истребляющая кровь любви. (Леств. ст. 10. л. 98. К 1852 г.). 148 Жизнь человеческая, говорит Св. Димитрий, ниже единыя черты (мгновения ока) времене весть стояти, но течет скоро, нам не ощущающим: скоро, ибо вмале является, потом же исчезает, якоже и странный мимо грядый путем, вмале видимый бывает, и абие далее отходит, и от очес вземлется (Лет. ч. 2 стр. 121. К. 1861 г.). 153 Бес. 78 на Еванг. Матф. ч. 3, стр. 439. М. 1864 г. В другом месге говорит тот же Златоуст Христос заповедал так сиять жизнию твоею, чтобы не только удивлялись смотрящие на тебя, но чтобы и Господа твоего прославляли. А ты, противное творя, и вместо прославления причиняя Ему хулу, совсем нерадишь. Такое ли есть дело благочестивыя души и закон Божий совершенно ведущия? (Толк, на Быт. ч. 1. л. 37. В кн, кратк. п. ч. 3 л. 34. К, 1782 г.). 155 О том, что дороже душа пли мир есть превосходное слово у Св. Димитрия митрополита Ростовскаго Твор. ч. 3. стр. 168–178. К 1857 г. 157 Что же такое есть корыстолюбие? Корыстолюбие есть ненасытное желание чрезмернаго богатства; есть страсть, постоянно и неутомимо снедающая душу человека и не дающая ей ни малейшаго успокоения; – есть страсть, помрачающая разсудок, потемняющая разум и заставляющая человека забывать цель своего бытия и назначения; – есть страсть, влекущая и привязывающая душу, вопреки ея природе, к материальному, удаляя от дурнаго; – есть страсть, содержащая в себе семена всех пороков, гибельнейшая из страстей, полная холодности и совершенно несвойственная природе человека – существа разумнаго, носящаго образ Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

" Нет другого кратчайшего пути к вышним чертогам, кроме пути послушания, - говорит Григорий Синаит. - Как преслушание быстро низринуло нас с Адамом в бездну погибели - в ад; столь же скоро и послушание возводит на небо, и передает нас царице добродетелей - любви " (§120,121.Доброт.). Св. Диадох говорит, что послушание есть первая добродетель для новоначальных, потому что оно исторгает в нас самомнение и рождает смирение. Посему для тех, кои охотно сохраняют его, бывает входом и дверью любви ко Христу (§41.Доброт.). Ибо по мере отвержения своей воли и преданности воле Божией, подавляется самолюбие и вместо сего возрастает любовь к Богу посредством деятельного исполнения заповедей Божиих. Но и при всем успехе в духовном совершенстве истинный послушник бывает далек от самомнения, тщеславия и гордости, потому что весь успех приписывает не своему благоразумию, а благоразумным наставлениям своего отца; и сознает, что не своими силами совершает добрые дела, а силою благодати, которая помогает ему не за его заслуги, а за молитвы его отца (Леств.15:9). " Благодушный послушник, - говорит св. Лествичник, - хотя бы и мертвых воскрешал, хотя бы и дар слез получил, хотя бы внутренней брани освободился, однако же думает, что все это совершила молитва духовного его отца. Почему пребывает он чуждым всякого тщеславия, не превозносится тем, что сделал помощью другого, а не своим старанием. Но безмолвник (живущий по своей воле) не умеет упражняться в вышесказанных добродетелях; самомнение внушает ему, что он сам собой делает добрые дела (Леств.4:54,55). Самочинник, последуя своей необузданной воле, не может успешно отсекать страсти и очищать свое сердце. Ибо без постороннего возбуждения не может принудить себя к высшим подвигам, воспротивиться преобладающим наклонностям ко греху; без понуждений от наставника не имеет ни твердой решимости, ни постоянства, чтобы неутомимо подвизаться в деле спасения. Оттого нередко падает, иногда по неопытности даже сам не зная причины своего падения, и по падении часто не имеет сил восстать без посторонней помощи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

Письмо 134 Ты жалуешься на то, что сестры из-за тебя соблазнялись за посещение тебя родными, и говоришь, что и к другим ходят; а еще и за М. С–ву возводят на тебя соблазны, и скорбишь о сем зело, укоряя и зазирая сестёр. Так всегда бывает, когда мы смотрим на свои дела сквозь завесу самолобия, и не хотим себя укорить. Посещение родных потому, может быть, соблазняло сестёр, что необычно во многом числе, и не малое время продолжалось: ходят и к другим, но редко и мало их бывает; я же тебе говорил, что даже и сестры с зятем частый вход может подать соблазн, и ты дала слово не учащать. Лучше укорить себя за пристрастие к родным, нежели возлагать на других укор за соблазнение. Чрез сие скорее успокоишься, нежели чрез оправдание себя: здесь гордость, а там смирение; а св. Иоанн Лествичник учит в 4 степени, что правильное или неправильное обличение отвергши, своего спасения отвергся. А касательно М–и и очень большой подала соблазн: ты могла делать ей наставления нравственные, помогать имуществом, а иметь старание о сватовстве совсем не твое дело: это многих соблазнило, но я молчал, пока время не пришло. Пусть бы делала это Н. С–на, ей прилично: в этом ты верно будешь оправдываться, что этого не было; после этого я замолчу, ибо делать ясные доводы и своды для меня невместительно: а из сего заведется токмо крамола, да ссора. Я говорю: лучше смириться и положить вину на себя, что подала сестрам соблазн, молить Бога, да известит им Господь простить тебя, в самооправдании же никакой пользы не получишь. Не думай, чтоб ты была умнее других, а считай себя последнею и разумом и делами, да оправдишься пред Богом. Ибо мняйся что быти ничтоже есть ( Гал.6:3 ); а хотяй мудр быти в вас буй да бывает, яко да премудр будет, пишет св. Апостол ( 1Кор.3:18 ). Прочти-ка о гордости и о смирении у св. Леств. и св. аввы Дорофея , и поверь свои внутренние чувства: найдешь там довольно дряни, а хорошего мало, или ещё и ничего. Ты называешь себя ослом, но слово твоё несть истинно; когда бы ты говорила от смирения, то и от других бы понесла укоризну; когда какими показывает нас зеркало, и другие о нас так думают и говорят: за что же на них скорбеть? Не сочти, чтобы я написал сие, скорбя на тебя, отнюдь нет, – но, желая тебе истинной пользы и спокойствия, а когда иначе примешь, Бог с тобою. Иеромонах Макарий. 29 июля 1844 года. Читать далее Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

И если канонические правила не запрещают священнику брать в руки ножницы ([Правила] Трульск[ого собора], 21, 42), то их и не надо бояться. Что же касается подробностей, какой длины должны быть волосы, то это вопрос уже второстепенный. В общем, я тоже за длинные волосы, но не непомерно длинные. А «венец»? «Венец» никогда прямо не предписывался, и воскрешать традиции надо с разбором. О Владыке Гурии я слышал много хорошего от его духовенства и от его бывшего регента. Вот и здесь следы его хороших влияний – в следующее воскресенье будут к стихирам воскресным добавлять по триоди стихиры св. Григорию на подобен «Kiuмu похвальными», потом услышим стихиры на подобен «Радуйся живоносный», потом (Иоанну Леств[ичнику]) на подобен «О преславнаго». Чудные напевы! Это все привез сюда быв[ший] регент Влад[ыки] Гурия. Таких архиереев сейчас мало. Но даже у Владыки Гурия уставность сочетается с такими «традиционными» диссонансами, как «Высокопреосвященнейший Владыко, благослови» (сам слышал в Минске). Тороплюсь закончить письмо и потому лишь вкратце коснусь молебного пения. Молитва «за землю русскую», обращения к «заступникам земли русской» – понятно. Но не кажется ли Вам, что такие выражения, как «молитвами Богородицы и всех святых русских», как бы устраняют других, нерусских святых от участия в молитве? А как бы получилось, если бы украинцы стали обращаться к всем «украинским святым»? В прошлом письме Вы так добродушно и весело пошутили по поводу моего «предупредительного поздравления», что я, читая, разразился громким смехом, хотя был только один в комнате. Сейчас воздерживаюсь от преждевременного пасхального приветствия. Целую руки Ваши. Ваш недостойный Д. Огицкий. Ставрополь, 10 марта 1960 Д. 42. Л. 73–75 об. Подлинник. Автограф. Частично опубл.: МЖП. 1997. 7. С. 73–74. 27. 9 апреля 1960 г. Ваше Преосвященство, дорогой мой, родной мой Владыко! Меня до глубины сердца трогает Ваше бесконечно доброе ко мне отношение, которого я, ничтожный и многогрешный, никак и ничем не заслужил. Господь да воздаст Вам за все Своими милостями! Целую святительские руки Ваши. Все, о чем спрашиваете, получил, хотя слово «лично» было подчеркнуто без достаточных к тому оснований. Спаси Вас Господи! Прочитать еще не удосужился – все дела, хлопоты, беспокойства. Думаю начать с рассказов Скабаллановича, чтобы дать отдых голове. Они очень своеобразные и, вероятно, никто, кроме Н. М. Скабаллановича , не смог бы ничего подобного сочинить. В них отразилась и эрудиция, и любовь к богослужению, и, я бы сказал, почти детское простодушие их достойнейшего автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

283 Военачальника Сисару застигла смерть на постели; Амнона, сына Давидова, – после угощения вином в кругу родства. Один спрашивал: который час? И пока справлялись о часах, он уже умер. Другой читал собственную речь к гостям, которые только что собрались к нему на вечер в именины, и пал на пол мертвым. 287 Святые угодники, более, чем мы могли бы припомнить себе смерть без очевидных, осязательных напоминаний ее. Однако, и они прибегали к этим напоминаниям. Так, например, блаж. Иероним держал пред глазами своими череп человеческий. Другие заживо делали себе гроб (св. Тихон Задонский и многие), или выкапывали себе могилу (на Афоне), и по временам ложились на ночь в эти могилы. 288 Один святой обмирал, следов., испытал смерть на самом деле. После этого мысль о смерти сделалась для него всегдашнею. И он до того убедился в истине слов: поминай последняя твоя, и во век не согрешиши, то пред смертью ничего другого не хотел сказать в совет просившим у него совета, как только эти слова (Леств. 100:18). 289 Иные из них своими еще устами, в сознательном состоянии, просили и прочитать им «отходную»; так один, простясь со всеми, велел читать канон «на исход души», сам взял в руки кадильницу, покадил ею около себя на постели, и умер (из русских князей, в мире Андрей, а в монашестве Иоасаф; память 19 сент). Но как жалко вспомнить, что ныне многие из православных и не знают о каноне «на исход души», и не просят священника, чтоб прочесть этот канон, а едва-едва успевают привести умирающего к исповеди и св. причастию. 290 Один благочестивый мирянин всегда с усердием молился о своей христианской кончине и надеялся, что не умрет без исповеди, однако ж, случилось как бы противное. Когда он – как казалось всем – умер, тотчас приходит к нему родственник его и друг. Родственник осудил его, – как же это он напрасно надеялся не умереть без исповеди. Но, что же оказалось? Он был только обмершим. Вскоре он пришел в сознание, поспешил напутствоваться, и – тогда совсем скончался. 291 Один капиталист сделался болен. Болезнь его была такого рода, что позволяла ему заниматься торговыми делами. И вот, когда уже и священник был приглашен к нему, он все еще продолжал принимать своих доверенных с докладами о делах. Он диктовал телеграммы туда и сюда, а священник в зале, между тем, ждал от него приглашения со Святыми Дарами. И что же? Только лишь он хотел повести дело со священником, – тотчас умер. А другой больной страдал органическим повреждением без особенной боли, и, таким образом, также считал себя безопасным от смерти, – читал только романы. Священник сам пришел к нему и напомнил ему о смерти. Он крепко пожал руку священнику, уверяя в том, что, имеющий столько силы в руке, конечно, не опасно же болен. Но затем, всего чрез сутки, он бросился было пригласить к себе священника, но уже было поздно. Священник и поспешил прийти к нему, но он только успел сказать: «умираю».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

И он приводит дыхательный метод, как более легкий для концентрации. И другие молитвы могут также действовать в сердце, вести к мистическому единению и созерцанию, как показал опыт западной церкви. И обычная изустная молитва может перейти во внутреннюю молитву и стать умной молитвой, но концентрация внимания в умной молитве сразу облегчает переход к внутренней молитве. «Не нужно многословия в молитве, но монология, то есть часто говорить одно и то же» ( Марк Подвижник , Ком. к Иоанну Леств., Patr. M., t. 6,1149). Дыхательный метод Модификация умной молитвы с дыханием была известна и Григорию Синайскому. Никифор Монах говорит: «Дыхание есть естественный путь к сердцу. И так, собрав свой ум в себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понудь его сойти в сердце и там остаться. Ум, когда соединяется с сердцем, исполняется неизреченной сладости и веселья. Тогда видится ему, как воистину царствие небесное внутри есть, которое теперь, узревая в себе, и чистою молитвою ища, да прибудет и укрепится в нем, он все внешнее считает нестоящим внимания и нисколько непривлекательным» (Patr. M., 147, 963–964). Каллист и Игнатий дают более детальное описание метода, называя его «естественным методом вхождения внутрь сердца вниманием через дыхание с вторением Иисусовой молитвы». «Метод сей немало способствует к сосредоточению помышлений ума. Известно тебе, брате, как мы дышим: втягиваем в себя воздух и выпускаем его. На сем жизнь телесная держится и от сего зависит теплота тела. И так садись в безмолвной келии своей, собери ум свой, введи его в путь дыхания, коим воздух входит внутрь, и принудь его вместе с вдыхаемым воздухом сойти в сердце, и держи его там; держи, но не оставляй молчащим и праздным, а дай ему следующую молитву (Иисусову). И пусть он имеет сие непрестанным своим делом и никогда не оставляет его» (Добр. 5,363, или Patr. M., 1.147). Григорий Палама (Солунский) дополняет дыхательный метод следующими указаниями: «Так как у тех, кои недавно вступили в подвиг сей, ум, и будучи собираем, часто отскакивает во вне, и им должно также часто возвращать его внутрь, а он, у ненавыкших еще к сему делу, ускользает как крайне подвижный и трудный, удерживаемый вниманием в созерцании единственного, то некоторые советуют им воздерживаться от частого дыхания и несколько сдерживать его, чтобы вместе с дыханием и ум удерживать в себе, пока с Божьей помощью, через навыкнование в сем, приучив ум не отходить на окружающее и не смешивать с тем, сделать сильным и сосредоточению на едином. Это впрочем (сдерживание дыхания), как всякий видеть может, следует и само собою за вниманием ума; потому что, при усиленном размышлении о чем-либо, дух сей (дыхание) неспешно входит а выходит, особенно у безмолствующих телом и духом» (Добр. 5,313–320).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/l...

Как учит преподобный Филофей Синайский, «причина того, что иной блудно смотрит, заключается в том, что прежде внутреннее око соблудило и омрачилось. Также причина желания слышать срамное заключается в охотном слушании душевными ушами всего, что скверные демоны нашептывают внутри в пагубу нам» (Добр. Т.3. С.417). Человек изменяется внутренне, глаз сердца блудодействует, и уже после этого изменяются и все внешние телесные чувства. Поэтому и подвиг человека должен быть прежде всего внутренним. Точно так же если человек удерживает помыслы внутри себя и лелеет их, то услаждение возрастает и ум дает соизволение и на греховное деяние. «Как яйца, согреваемые под крыльями, оживотворяются, так и помыслы, не объявляемые духовному отцу, переходят в дела» (Леств.26:207). Из вышеизложенного хорошо ясно и то, каковы бывают последствия закосневших и получивших развитие помыслов. К рассмотрению этих последствий мы и переходим. Последствия помыслов Если помысел закоснеет в нас, мы становимся рабами пристрастия. «Закоснение помысла обличает пристрастие человека» (Преп. Марк Подвижник . Добр. Т.1. С.546). Пристрастие – это когда человек прилепляется к сотворенным вещам и только их желает приобретать. Ум, утративший связь с небесною пищей и воспоминание о небесном, постоянно стремится к чувственным и тварным вещам мира. Это и называется пристрастием. Сюда направляет ум закосневший в нем помысел. Человек становится невоздержным, он уже не может сдерживать себя. «Тот невоздержник, кто питается помыслами» (Добр. Т.1.С. 542). Как мы уже заметили, человек, предоставивший помыслу действовать невозбранно, вынужден будет осуществить его. «Кто не борется с грехом мысленно и не возражает ему, совершает его телесно» ( Γεροντικν. Σ.61). Кроме того, если человек закоснеет в помысле и не будет препятствовать его осуществлению, то страсть окрепнет, так что будет бороть и мучить его еще сильнее ( Авва Дорофей . С.187). Помыслы томят и сокрушают нас, создавая затруднения даже в личных отношениях. «...Мы все время томимся от своих помыслов друг против друга и мучим себя...» 59 Помыслы оскверняют, загрязняют душу ( Γεροντικν.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Из-за многочисленных конфликтов личного характера, которых трудно избежать и которые всегда более травмирующие и более опасные для здоровья человека, чем внешние травматизирующие влияния, мы сами создаем условия ослабления организма и появления болезни. Заболев какой-то болезнью (а ни одна болезнь не приходит внезапно, без предупреждения), которую нельзя (полностью) вылечить ни за неделю, ни за месяц, мы должны открыто и честно спросить себя — в какой степени мы способствовали появлению и развитию болезни из-за очевидно (по)грешной житейской позиции или отношения к окружающим и к самим себе. Мы ничем не сможем помочь процессу улучшения и выздоровления (установлено, что и рак может быть вылечен, если душевно-духовная основа человека работает в правильном направлении), если обвиняем окружающую нас близкую и далекую среду в том, что она виновна в нашей болезни. В душевной жизни этой категории пациентов чередуются ненависть и примирение. Затем это пагубное состояние переходит в продолжительную депрессию и ослабление естественных защитных сил организма — на месте веры, надежды и любви. Депрессия может увеличить или продолжить агонию хронической болезни. За депрессией, скрытой или проявленной, психотерапевты и духовники распознают подавленную вину больного, которая давит на телесно-душевно-духовную организацию человека, подобно камню на спине Сизифа. Современная психология насчитывает сегодня большое число так называемых «скрытых самоубийц», которые вследствие нераспознанной и неочищенной ненависти к самим себе, с течением времени «убивают себя» посредством, алкоголя, наркотиков, курения, переедания, вождения машины с превышенной скоростью, азартных игр и чаще всего посредством хронических психосоматических болезней (язва, колит, гипертония, астма, кожные болезни и т. д.). Реакция людей на острые или хронические телесные болезни, которые приковывают их к кровати, различна. Святой Иоанн Лествичник, отмечая эту разницу, говорит: «Немало внимания нам нужно тогда, когда тело болеет. Потому что бесы, видя нас, что лежим на земле бессильные от изнеможения вооружиться против них через телесный подвиг, пытаются напасть на нас с особой жестокостью. Живущие в мире мучаются бесами переедания и блуда, если имеют в изобилии все потребное; если пребывают в подвижнических местах, отдаленных от всякого утешения, то искушаются бесами уныния и ропота». (Леств. 26, 9–20).

http://pravmir.ru/vera-i-bolezn/

II. Преп. Марк Подвижник учит: «Полезна горькая полынь для тех, у которых испорчено пищеварение; так и злонравным полезно подвергаться злоключениям. То и другое служит врачевством, доставляя телесное здравие первым и приводя к покаянию вторых» (Гл. 115). «Не думай, что всякая скорбь попускается человекам за грехи их: искушаются и благоугождающие Богу. Писание говорит: «Нечестивые и беззаконницы ...изженутся» ( Пс.36:28 ); оно же говорит: «вси... хотящии благочестно жити о Христе... гоними будут» ( 2Тим.3:12 ). «Подвергшись какому-либо бесчестию от человеков, узнай, что этим тебе уготовляется слава от Бога, – и пребудешь в бесчестии беспечален и несмущен; в славе же, когда она придет, верен и не осужден» (Гл. 68). III. Св. Иоанн Лествичник пишет: «Невозможно змею совлечь с себя старой чешуи иначе, как пролезши сквозь тесную скважину; и нам невозможно свергнуть с себя греховные навыки и впечатления, – невозможно свергнуть ветхость души и одежду ветхого человека, если не пройдем по узкому пути поста и бесчестия» (Гл. 15). «Высохшее болото уже не принимает к себе свиней, – и плоть, иссушенная подвигами, уже не упокоивает в себе бесов». (Леств., гл. XVII). IV. Преп. авва Дорофей учит: «Веруй, что все, относящееся до нас, до самомалейшего, состоит под Промыслом Божиим,– и будешь претерпевать встречающиеся тебе скорби без смущения». – «Веруй, что бесчестия и досады суть врачевства от гордости, которою заражена душа твоя». – «Молись об укоряющих тебя, как об истинных врачах твоих, при убеждении несомненном, что ненавидящий бесчестие ненавидит смирение, и убегающий от огорчений убегает от кротости». V. Преп. Илия Отшельник учит: «Если кто, в присутствии твоем, начнет порицать брата; то не промолчи перед порицателем, не устыдись его, не согласись с ним, не согреши перед Богом. Со смирением скажи порицателю: “Брат, прости меня: и я грешник, достойный всякого сожаления; тот порок, о котором говоришь, принадлежит и мне, и я не могу выслушивать обличение в нем”. (Слово 4). «Если брат сделает тебе зло, и кто-либо, в присутствии твоем, начнет злословить его, – озаботься охранить сердце твое, чтобы не возобновилось в нем чувство злобы на брата.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

а) Наставления, извлеченные из творений св. подвижников, св. отцов и учителей церкви, о средствах борьбы с сладострастными пожеланиями. I. Воздерживайся в пище и питии. 1 . «Аще хощеши победити блуд», говорит св. Нил, «возлюби алчбу и жажду, и бдение, и воспоминай смерть, и николи же беседуй с женою и победиши». (св. Нил в прологе). 2 . «Изнуряй плоть свою», говорит св. Максим исповедник , «постом и бдением, и упражняйся неленостно в пении и молитве, и освящение целомудрия найдет на тя, любовь Божию носящее». (св. Макс. Сот. 1 гл. 45). 3 . От лица этой страсти некто говорят: «ежели ты мою и свою познаешь немощь, то тем самым свяжешь мне руки; если пресечешь обжорство, то свяжешь мне ноги так, что далее шествовати не возмогут; ежели прилепишься послушанию, то тек самым от меня разрешишься; ежели снищешь смиренномудрие, то тем отсечешь главу мою». (Леств. ст. 15). 4 . «Весом вкушай хлеб и мерою пей воду, – и дух блуда убежит от тебя». (Авва Евагрий). 5 . «Владычествующий над чревом иссушает похоть, и ум его не порабощается блудным помыслом». (Авва Фалассий). 6 . «Думающий сохранить целомудрие среди пресыщения и роскоши, подобен тому человеку, который, возлежа среди блата, надеется остаться чистым». (Иннокен. архиеп. херс.). 7 . «Кто наполняет чрево и обещается быть целомудренным, тот подобен утверждающему, что соломою остановит действие огня. Как невозможно соломою удержать стремительность разливающегося огня, так и невозможно пресыщением остановить жгучее стремление непотребства». (Препод. Нил синайский ; сн. «Добротол»., т. II, стр. 261). 8 . Брат был борим блудом и пошел к старцу, прося его, чтоб он помолился Богу об освобождении его от нечистой похоти. Старец сжалился о брате и молился о нем Богу в продолжение семи дней. Когда на восьмой день брат, по данному ему приказанию, пришел, то старец спросил его: «брат! как твоя брань?». Он отвечал: «отец! мне нисколько не сделалось легче». Старец, услышав это, удивился и опять ночью начал молиться о брате. Тогда предстал ему диавол и сказал: «поверь мне, старец, – в первый день, когда ты стал молиться Богу за него, я тотчас отступил от него, но он имеет собственного беса и собственную брань от гортани и чрева своего; уже в этом я не виноват! он сам себе причиняет брань тем, что ест, пьет и спить без меры, сколько хочет: по этой причине брань беспокоит его». («Отечн.», еписк. Игнатия, стр. 452).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010