Перфил дозволил своим последователям есть рыбу, лук, чеснок и картофель, оставив в силе запрещение вкушать мясо и употреблять спиртные напитки. Плотское сожительство воспрещалось лишь с законными женами (правда не всегда); с духовницами же оно дозволялось. Сам Перфил в начале часто менял духовниц. Но в 60–70 годах минувшего столетия он имел при себе двух постоянных духовниц – Авдотью Максимовну и Матрену Максимовну (родная сестра Авдотьи 10 ). В конце 70-х годов минувшего столетия Перфил дозволил своим последователям употребление спиртных напитков. В 1872 году Перфил, по приговору Саратовского Окружного Суда, был сослан в Закавказский край за распространение хлыстовской секты, но в 1873 году он был прощен и возвращен в Тамбовскую губернию в виду раскаяния и обращения в Православие. С этого времени он поселился в г. Борисоглебске, где приписался к местному мещанскому обществу. Нередко он совершал поездки по общинам своих последователей, которые были рассеяны по всему пространству юго-восточной части Европейской России и на Кавказе. (На Северном Кавказе последователи Перфила носили название «шалопутов»). Наружно Перфил исполнял все обряды Православия и «для сокрытия» секты рекомендовал всем своим последователям ходить в церковь и исполнять церковные требы. Сам он не раз притворно обращался в Православие. В 1876 году он записался в члены С.-Петербургского Общества распространения Священного Писания в России. Это давало ему возможность беспрепятственно разъезжать всюду по общинам своих последователей. С 1880 года и до самой своей смерти (в 1885 году) Перфил безвыездно жил в г. Борисоглебске. К нему стекались многочисленные его последователи, которые приносили ему щедрые материальные даяния. Явиться на поклон к «батеньке» – так звали Перфила – было первой обязанностью каждого его последователя. В декабре 1885 года Перфил скончался в г. Борисоглебске и был погребен по православному обряду. Личность Перфила примечательна во многих отношениях. Уже в 40-х годах минувшего столетия он играл в своей общине роль «духовника» или «настоятеля».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

В 1764 г. К. м. был зачислен в разряд третьеклассного. При настоятельнице (1762-1765) игум. Митродоре (Долгинцевой; † 31 дек. 1765) в К. м. проживали 15 монахинь, служили 2 священника: Иоанн Матчин и Михаил Нифонтов, дьячок Михаил Матчин, пономарь Василий Калмыков, а также плотник Дмитрий Сойников, бондарь Федор Сойников и портной Василий Гусельников. В 70-х гг. XVIII в. Троицкий храм был отремонтирован, убранство украшено лепными изображениями: в куполе - Господа Саваофа, по сторонам - ангелов и 4 евангелистов в парусах. В 1773-1774 гг., при игум. Епистимии, нижняя ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери была обновлена; в кон. XVIII в., при игум. Афанасии, с зап. стороны монастыря выстроена каменная ограда; в 1818 г., при игум. Анфии (Навроцкой), отлит для монастырской колокольни взамен разбитого колокол в 194 пуда; в 1829 г., при игум. Досифее, выстроены настоятельские кельи. По плану 1822 г. владения К. м. простирались на 40 саж. в длину и 53,5 саж. в ширину. В 1824 г. коллежский секретарь С. Г. Гладков пожертвовал в пользу К. м. дом и сад, прилегавшие к мон-рю с юго-вост. стороны. В 1827 г. Е. М. Спешнева передала мон-рю земли с сев. стороны, на к-рых впосл. сооружены просфорная и игуменский корпус, в 1829 г. Е. К. Коптева пожертвовала 2 дома с флигелем. В 1832 г., при игум. Тавифе, были выстроены каменная ограда и св. врата при въезде в обитель с 2 небольшими кельями по сторонам. В 1836 г. по инициативе настоятельницы (1831-1849) игум. Тавифы († 1867) к зап. стене Троицкого храма была пристроена теплая церковь в честь монастырской святыни - Новодворской иконы Божией Матери. С сев. и юж. сторон теплого храма были устроены коридоры, служившие входом в верхнюю Троицкую холодную ц. Курская купеческая вдова А. И. Гладкова пожертвовала 5000 р. ассигнациями на постройку теплой церкви. По преданию, однажды К. м. посетила странница, которая, взглянув на монастырскую Новодворскую икону, со слезами упала пред ней в молитве. Затем женщина рассказала, что, уже потеряв надежду на выздоровление, однажды во сне увидела икону Богородицы, Которая обещала ей полное исцеление, если она разыщет образ. Получив облегчение от недуга, женщина странствовала в поисках и, найдя эту икону в К. м., окончательно исцелилась. В память о чуде, явленном от Новодворской иконы, был освящен престол новопостроенного храма, а образ разместили за правым клиросом. В 1851 г. в Новодворском храме были устроены 2 придела: северный - в память явления Иверской иконы Божией Матери и южный - во имя прп. Мирона. Под храмом размещалось неск. келий. При игум. Алевтине были сделаны серебряные вызолоченные ризы на местные иконы Спасителя и Божией Матери в Новодворской ц.

http://pravenc.ru/text/2462325.html

И Макар Тихоныч, обманувши в торговом деле какого-то неопытного сибиряка, не сомневается: «Надо будет завтра на Рогожское съездить, Господа поблагодарить» («В лесах»,1,383). За что благодарить-то? За удачный обман. И обман тот стоит на крепости характеров охранителей благочестия. А само благочестие на чём? Мудрый Чанурин выражается без обиняков: «Пустосвяты они, дармоеды, больше ничего!.. Слухи пошли, что начальство хочет скиты порешить… Хорошее, по-моему, дело… Греха меньше будет надо правду говорить… Кто в скитах живут? …Постники?.. Подвижники?.. Земные ангелы?.. Держи карман!.. …Сказываю, что иночество самое пустое дело. Работать лень, трудом хлеба добывать не охота, ну и лезут в скиты дармоедничать… Вон у меня есть сестрица родимая… Послушать её — так что в обителях худого ни случится — во всём один бес виноват. Сопьётся старица — бес споил, загуляет с кем — он же, проворуется — тот же бес в ответе… Благо ответчик-от завсегда наготове, свалить-то есть на кого…» («В лесах»,2,145–146). Он же время спустя повторяет то же: «Служба-то у них — работа прибытка ради, доходное ремесло, больше ничего. Как бондарь долбилом — так попы да матери кадилом деньгу себе добывают. Всяк из них спасается, да больно кусается — попадись только в лапы. Вериги на плечах, а чёрт на шее…» («На горах»,2,220–221). Автор «Лесов» и «Гор» (так он сам часто называл свои романы для краткости) показывает внутреннюю жизнь раскола как существование, полное настроений, внутренних распрей, раздоров, даже вражды. И то не единственно в заволжских скитах, но и в Москве, в одном из центров староверия, в Рогожской слободе. Скитская игуменья мать Манефа, твёрдая ревнительница древлего благочестия (правда, Чапурин о ней, о своей сестре, также нелестно отзывается), рассказывает о рогожских нравах: «Наперечёт знаю всех рогожских уставщиков и других книжных людей тоже знаю. По именам называть не стану, осуждать не годится, а прямо тебе скажу… Иной книжен и начитан, да слабостью одержим — испивает. Другой разумен и дело церковное, пожалуй, не хуже твоего сумеет обделать, да утроба несытая, за хорошие деньги не только церковь, Самого Христа продаст… У иного ветер в голове — ради женской красоты и себя и дело забудет… А иной нравом не годится: либо высокоумен и спесив не в меру, либо крут и на язык не воздержан… Петр апостол трижды от Христа отрекся, а наши-то столпы, паши-то адаманты благочестия раз по тридцати на дню от веры во время невзгод отрекаются… Да не только во время невзгод, завсегда то же делают… Знакомство с господами имеют, жизнь проводят по-ихнему.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

—44— там; вообще – в умственном труде, определяемом целями их воспитания в высшем духовно-учебном заведении. – Студенты всех курсов слушали от 14 до 30 лекций в неделю, именно: на I курсе: студенты первой группы – 26 лекций, второй – 30; на II курсе: студенты первой и второй группы – 27 лекций; на III курсе: студенты первой и второй группы – 30 лекций и на курсе: студенты первой и второй группы – 14 лекций. – Студентам I, II и III курсов назначено было по три сочинения и одной проповеди, при чем относительно сочинений соблюдался порядок, указанный в § 124 устава духовных академий, т.е. по наукам богословским было назначено не менее двух третей общего числа сочинений. – Студенты IV курса писали одну проповедь и сочинение на степень кандидата богословия на следующие, предложенные наставниками и утвержденные Его Высокопреосвященством темы: Алексинский Федор: «Симеон, новый Богослов, и его учение о созерцательной жизни»; Артамонов Петр: «Призвание пророка Иеремии. (Опыт толкования 1-й главы книги пр. Иеремии)»; Бондарь Семен: «Арабский перевод книги пророка Амоса»; Бугославский Петр: «Современное состояние проповеди во Франции»; Бутомо Павел: «Греки и южно-руссы в истории книжно-обрядовых исправлений при патриархе Никоне »; Величкин Николай: «Богослужение Великой Константинопольской Церкви на основании Типика, изданного проф. Дмитриевским»; Пругов Александр: «Богослужение Московского Успенского собора в ΧVII столетии»; Зеленцов Василий: «Библейское учение о Промысле»; Зерцалов Григорий: «Государственное положение раскола и гражданские права раскольников в царствование Императора Николая I»; Ивановский Михаил: «Православное учение о Церкви в связи с разбором римско-латинской книги: Церковное предание и русская богословская литература»; Купленский Александр: «Преподобный Макарий Египетский »; Левитский Александр: " Три книги о вере —45— к Автолику Св. Феофила Антиохийского , как памятник греческого языка и словесности»; Лилеев Михаил: «Критический разбор учебной литературы по истории и обличению русского раскола»; Любомудров Георгий: «Нравственное учение блаженного Августина »; Максимов Василий: «Свидетельства памятников права поместных православных церквей об участии в церковном управлении»; Малинин Алексей: «О бессмертии души (Историческое обозрение главных направлений в учении о бессмертии души и положительное решение вопроса)»; Минин Петр: «Психологические основы аскетизма»; Нарский Николай: «Признаки и причины упадка религиозности в русском образованном (светском) обществе второй половины ΧVIII в.»; Пампулов Иван: «Евфимий, последний Терновский патриарх»; Платонов Александр: «Паломничество в древней Руси»; Попович Савва: «Арсений III Черноевич, патриарх Сербский»; Попов Иосиф: «Иезуиты и янсенизм.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Большинство их находится в пределах Кубанской и Терской областей и в Ставропольской губернии. Сюда принадлежат: 1) Секта Романа Лихачева. Основателем ее является бывший апостол Перфила ейский мещанин Роман Петров Лихачев («Ромаша»). Он считается в секте живым христом-преемником Перфила. Последователи Романа проживают в западных отделах Кубанской области. Здесь в некоторых селениях число их достигает значительной цифры. Так, в станице Уманской, Ейского отдела, их насчитывается около 300 человек. Последователи Романа не едят мяса, не употребляют табак и спиртных напитков, избегают общения с православными, но тщательно скрывают свою принадлежность к секте и для вида придерживаются Православия. Сам Роман на свои средства выстроил православную церковь вблизи станицы Старощербинской, Кубанской области. Брак и деторождение в секте не возбраняются. Также и внебрачные сожительства встречают в секте снисходительное отношение. До смерти Перфила Роман состоял в числе его апостолов и управлял «западно-кубанским» округом в его секте. Свое «апостольское» звание Роман получил при содействии одной из «богородиц» Перфила – Агафьи Башкетовой («Ганя» Ейская), на дочери которой женился. После смерти Перфила Роман объявил себя христом и образовал собственную секту. Он перестал почитать двух сожительниц Перфила – Авдотью Максимовну и Матрену Максимовну. Обстоятельство это оттолкнуло, было, от него многих его приверженцев. Но последовавшая затем административная высылка его в западнорусский край окружила его ореолом «мученика» и вернула ему прежнее значение в секте. В настоящее время Роман Лихачев проживает у себя на хуторе, между станицами Крыловской и Батуринской, Кубанской области. 2) Секта Матрены Черкасовой. Основателем ее был один из апостолов Перфила – Петр Яковлев Свиногузов, проживающий в с. Ладовская Балка, Медвеженского уезда, Ставропольской губернии. После смерти Перфила он объявил себя христом. Таким же признавали его и его последователи. Кроме законной жены Свиногузов имел сожительницу – девицу Матрену Дмитриевну Черкасову («Матрюша»), которая после его смерти и сделалась в секте главной руководительницей («вождем», «мамашей»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Арсением, сопровождавшим почившего до самой могилы; за гробом двигалась вся масса парода как стоявшего в церкви, так и ожидавшая шествия около Академии: новые толпы, собравшиеся на улицах и перекрестках, встречали и провожали процессию, а грустный звон лаврских колоколов не умолкал почти до тех пор, пока она не достигла кладбищенских пределов. Шествие несколько раз останавливалось, чтобы совершить литию, и тогда народ густым кольцом окружал гроб, молясь за умершего. – По прибытии на кладбище гроб с телом почившего внесен был в кладбищенскую церковь , и здесь в последний раз совершена была над ним панихида, за которою один из студентов произнес речь, а два других прочли свои стихотворения. Затем, тело почившего перенесено было к месту последнего успокоения и пред самим опусканием гроба в зияющую могилу сказана была прочувствованная речь студентом. По окончании же религиозного обряда отпевания, из окружающей толпы выступила простая, бедно одетая женщина и над свежей могилой обратилась с теплыми словами к почившему, —137— принося ему благодарность за благодеяния. Простые, но трогательные слова женщины, прерванные плачем, сильно подействовали на присутствующих; и – правда: эти слова и эти слезы беднячки были лучшим венком на могилу Ив. Н-ча, любившего бедных. В чувстве глубокой скорби, уже в 5-м часу вечера, возвратились с печальных проводов родные и сослуживцы Ив. Н-ча на поминальную трапезу, сознавая, что потеряли хорошего человека, умного и неутомимого деятеля. Да будет же ему вечная память! А Спасский Арсений (Стадницкий), еп., Заозерский Н.А., Глаголев Н.А., Тихомиров В.П., Левитский А.М., Моисеев Н.Г., Любомудров Г.В., студ.; Малинин А.П. студ.; Маранкудакис Дионисий, иерод.; Бондарь С.Д.; Остроумов Н.И.; Платонов А.И.; Островский Ф.Л., свящ.; Бенеманский М.И.; Виноградов М.А.; Соболев А.М., свящ.; Любомудров Г.В. [Памяти профессора И. Н. Корсунского († 10 декабря 1899). Слова, речи и стихи при погребении проф. И.Н. Корсунского].//Богословский вестник 1900. Т. 1. С.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В качестве Христа, Лубков пользуется неограниченной властью среди своих последователей, Он является наивысшей инстанцией в новоизраильской секте. Сопротивление ему считается сопротивлением самому Богу и влечет за собой извержение из секты в «ад кромешный», т.е. в мир. В качестве вождя, Лубков избирает и поставляет всех высших чинов секты и посылает своему народу «приказы» или «повеления». До 1905 года эти повеления, в видах конспирации, подписывались условными обозначениями: П.М. (т.е. Папа, Мама), П.М.С.В.Э. (т.е. «Папа, Мама, Сын Вольного Эфира»), С.Б.Б., т.е. «Сын Божий, Бог», «Сын Белого Бизона»; В.П.М.С.Б.Б (т.е. Ваш папа Мама Сын Божий Бог или сын Белого Бизона), Сл.Св.П.М.С.В.Э.21В. (т.е. Слово Свет Папа Мама Сын Вольного Эфира 21-го века), Св.Ц.Ц.П.М.21в. (свет Царь Царей Папа Мама 21-й век). Наиболее частыми из этих инициалов являются П.М., т.е. Папа–Мама. Название Сын Вольного Эфира заимствовано из поэмы Лермонтова «Демон». Этим наименованием Лубков хочет сказать, что он, в содружестве с Предвечной Премудростью, является истинным сыном вольного небесного мира. По свидетельству Лубкова, сам Бог , явившийся ему, сделал его сыном Эфира и взял в надзвездные края, назвав его «царем мира». Сожительница Лубкова считается его помощницей. Ей принадлежит крупнейшая роль в Новоизраильской секте. Без совета с ней ничего не совершается. «Она первая у Бога, самый главный Христа член» – поется в новоизраильской песне. Ей усвояются в секте такие наименования, какие в Православной Церкви принадлежат только Пресвятой Богородице. Ее именуют в секте «царицей и владычицей» 28 , «благословенной», «пренепорочной матерью всевышнего Бога» 29 . В одной новоизраильской песне («Слава в вышних Богу») 30 о сожительнице Лубкова поется так: «слава царице, пресвятой владычице». В другой песне («Тайну скрытую, утаенную от веков») 31 сожительница Лубкова называется «святой»: «А престол святая мама, на какой книга лежит». За «мамой» следуют 7 архангелов (управителей округов) 4 евангелиста, 12 апостолов, 12 пророков и 72 мужей равноапостольных. Все они составляют «небесный кругозор», «живой, небесный Иерусалим». Во главе местных общин стоят «старшие», предстоятельствующие в молитвенных собраниях общин.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Один из видных сотрудников Лубкова – Аникей Кабанец, состоявший в сожительстве с девицей Матреной Никитиной, сожительствовал ранее с ее родной матерью. (кабанец выбыл в Южную Америку). Крестьянин Константин Комов (бывший апостол Фома в секте Лубкова) сожительствует с девицей Дуняшей, а его родной сын сожительствует с родной сестрой Дуняши. В настоящее время Комов обратился в Православие и проживает в ст. Ханской, Кубанской области. Крестьянин Павел Рогозин, живущий в деревне Измайловке, Бугурусланского уезда, Самарской губернии, сошелся с женой своего родного брата (Степана Рогозина) Марией. В хуторе Вольном, Хоперского округа Донской области, Захар Данилов Зотьев вступил в сожительство с Анисьей Дмитриевной Якушевой, родной племянницей его законной жены. В том же хуторе Моисей Терентьев Григорьев вступил в сожительство с вдовой Варварой Михайловной Якушевой несмотря на то, что родная дочь его – Екатерина Григорьевна уже состоит в сожительстве с Феофаном Якушевым, сыном Варвары Якушевой. В сел. Левая Россошь, Воронежской губернии, крестьянин Афанасий Завалкин женился на дочери крестьянина Даниила Лущилина (брак был повенчан по православному обряду). С переходом Лущилиных и Завалкиных в новоизраильскую секту мать Афанасия Завалкина вступила в сожительство с Даниилом Лущилиным – отцом Афанасия Лущилина. В хут. Вольном, Донской области, Кузьма Терентьев Григорьев и Василий Дементьев Маркин поменялись женами. Казак станицы Ханской, Кубанской области, Салов, разошедшись с женой, переменил трех сожительниц; впоследствии он вернулся в Православие и снова сошелся с законной женой. В 1906 году Лубков разрешил своим последователям оставаться в браке, заключенном в Православии. До 1905 года секта Новый Израиль находилась «под сокрытием». Сектанты формально принадлежали к Православию и исполняли все правила и обряды Православной Церкви. В 1905 году Лубков «вывел свой народ из рабства Египетского»; он приказал своим последователям выйти из Православия. С этого времени и начинается открытое существование Нового Израиля, как особой секты.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

«постники» прозываются «голубцами». Прот. Буткевич ошибочно рассматривает их, как особую разновидность хлыстовщины. (Обзор русск. сект, 2-е изд. Петр. 1915 г., стр. 145). 8 Поэтому постники (а также последователи других хлыстовских толков) называют свои собрания «апостольской» и " пророческой литургией», в отличие от «литургии мирской», совершаемой в церкви внешней (Православной). Применением такого названия хлысты хотят указать на апостольские или пророческие проявления «Духа» в их собраниях. 9 Имя «Израиль», в числе прочих названий, усваивают себе все вообще хлысты. Заимствуя это название из библии, где оно усваивается народу еврейскому, как избранному народу Божию, хлысты применением его к себе хотят указать, что они являются народом избранным, в котором обитает сам Бог. 10 Обе они были крестьянки с. Афанасьевки, Тамб. губ. – Авдотья Максимовна была девица, Матрена Максимовна – вдова-солдатка. 11 Дело Таганрогского Окр. Суда (1891 г.) о распространении хлыст. секты в г. Таганроге и в Ростовском округе, Донск. обл. – Следств. производство, т. I: показание Петра Бурдюже, л. д. 35. 12 Дело Саратовского Окружного Суда по 2-му уголовному отделению о кр-не Перфиле Катасонове, обвиняемом в распространении хлыстовской ереси, о кр-нах Вас. Осип. Стасенкове и Прасковье Федор. Кожевниковой, обвиняемых в убийстве, и кр-не Конст. Колесникове, обвиняемом в недоносительстве. Нач. 9 декабря 1871 года. Окончилось 12 февраля 1872 года. Арх. 90. 13 Грасс (Die russischen Secten B. I. Die Gottesleute oder Chlüsten. [Leipzig 1907]. S. S. 197–198, 205–206) говорит о Федоре Поселяненко (sic) и Федоре Кирилловиче, считая их за двух разных «Христов». В действительности Федор Поселяненко (т.е. Послениченко) и Федор Кириллович – одно и то же лицо. 15 В 80 г.г. мин. стол. От «Матрюши» отделилась небольшая группа последователей Евдокима Козина, которых г. Кальнев, а за ним Прот. Буткевич, Плотников, Маргаритов и др. духовные сектоведы называют «новохлыстами». Последователи Козина проживали в некоторых станицах Майкопского и Лабинского отделов Кубанской обл.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Царицына. «Клюшинцы» не едят мясо и рыбу, избегают общения с православными и скрывают свою принадлежность к секте. Брачная жизнь в секте, при жизни Клюшина, стояла не высоко. Сам Клюшин имел двух сожительниц одновременно. Ему подражали многие из его последователей. По свидетельству землевладельца Степана Чепракова (о нем упомянуто выше), половая распущенность в секте клюшинцев составляла обычное явление. После смерти Клюшина в его секте явилось два «христа»: Николай Могильников и Василий Сидоров или Шляхов (оба – крестьяне с. Преградного, Медвеженского уезда). Каждый из них считает себя истинным преемником Клюшина. Большинство «клюшинцев» пошло за «Васей» Сидоровым. Последний развивает сейчас энергичную деятельность среди перфиловцев всего Северного Кавказа: разъезжает по общинам, проповедует и т.п. Сам он не ест мясо, рыбу, яйца, часто постится и проповедует строгое половое воздержание. Аскетическая жизнь и проповеднический дар создали Сидорову широкую популярность в среде перфиловцев. В течение последних 6 лет к нему примкнуло много бывших последователей Матрены Черкасовой, Екатерины Егурневой и Дарьи Касаткиной. Вообще секта Сидорова обнаруживает заметное стремление к постоянному численному возрастанию. Обе ветви «клюшинцев» характеризуются господством крайнего молитвенного экстаза на их собраниях. По свидетельству очевидцев, экстатические проявления в секте «клюшинцев» носят нередко грубый, жесткий характер. 9) Секта Кондратия Уклеина. Основателем ее был есаул Терского казачьего войска Кондратий Леонтьев Уклеин. Он был один из учеников Перфила Катасонова и сотрудников Петра Лордугина и после их смерти сделался руководителем («христом») небольшой группы перфиловцев. По смерти Уклеина руководительство в секте перешло к его жене, а по смерти последней к ее родственнику казаку Аверину. Аверин скончался около пяти лет тому назад. Уклеинцы проживают в Баталнашинском отделе Кубанской области. В последнее время большинство их «обратилось» к Василию Сидорову. Вообще секта «уклеинцев» распадается и в настоящее время насчитывает не более 60–70 взрослых членов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010