После выступления Святейшего на уходе митрополита Филарета со своего поста настаивали митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Псковский и Великолукский Владимир (Котляров), Оренбургский Леонтий (Бондарь), митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Митрополит Филарет упорствовал и отказывался это сделать. Его нежелание повлекло более резкие выступления епископов. Митрополит Владимир (Котляров) внес предложение о голосовании по вопросу снятия митрополита Филарета с занимаемого им поста. Тогда митрополит Филарет (Денисенко) выступил с заявлением, которое не могло быть понято иначе, как изъявление готовности оставить пост главы Украинской Церкви и подчиниться воле Архиерейского Собора, голосу большинства священнослужителей и мирян Украины: «Я чувствую, что нужен пророк Иона, и я готов им быть. Но я прошу, чтобы этого Иону бросили так, чтобы в Украине не взбунтовалось море, поэтому прошу предоставить украинскому епископату провести выборы нового предстоятеля Украинской Православной Церкви в Киеве. Я даю архипастырское слово, что такой Собор будет проведен, что никакого давления оказываться не будет. Патриарх Алексий своим указом утвердит нового предстоятеля. Украинская Православная Церковь должна полностью осуществить свои права, данные ей Архиерейским Собором 1990 г . Также я прошу дать мне возможность продолжать служение у Престола Божия и не отправлять меня на покой». Святейший Патриарх поблагодарил митрополита Филарета за его готовность сложить с себя полномочия предстоятеля Украинской Церкви, заверил, что тот сможет продолжить архипастырское служение на одной из кафедр Украины. Глава " киевского патриархата " Филарет (Денисенко) Исходя из заявления митрополита Филарета Архиерейский Собор огласил следующее определение: «Архиерейский Собор принял к сведению заявление преосвященного Филарета, митрополита Киевского и всея Украины, о том, что во имя мира церковного он подаст прошение на предстоящем Архиерейском Соборе Украинской Православной Церкви об освобождении его от обязанностей предстоятеля Украинской Православной Церкви. Архиерейский Собор с пониманием отнесся к позиции преосвященного митрополита Филарета, выразив ему признательность за многолетние архипастырские труды на Киевской кафедре, благословил нести епископское служение на другой кафедре Украинской Православной Церкви».

http://pravoslavie.ru/5404.html

Война перечеркнула безумные планы новой власти об искоренении Православия на Белой Руси. Из ссылок и лагерей возвращаются епископы и священники. Первые послевоенные годы ознаменованы возвращением Церкви храмов и монастырей, созданием новых приходов. С 1953 года в Бобруйске вновь появляется викарный  епископ Митрофан (Гутовский) . После двух лет служения в Бобруйске (1953-1955 гг.) Преосвященного Митрофана на Бобруйской кафедре сменил Преосвященный Леонтий (Бондарь) , бывший епископом Бобруйским в 1956-1961 годах. По решению советского руководства Белоруссия должна была стать первой республикой, «свободной от религиозного дурмана». Изгнание в 1961 году за пределы Белоруссии владыки Леонтия стало предвестником новых гонений на веру. Повсеместно разрушались храмы, закрывались приходы, преследовались священнослужители. В это время с духовной карты города исчезают последние православные храмы: в 1963 году у верующих отнимают Никольский собор и сжигают Софийскую церковь. Остатки церковной утвари из обоих храмов переносятся в переоборудованный для богослужебных целей частный дом на улице Шмидта, который со временем перестраивается и освящается как Николо-Софийский храм. В течение 27 лет духовная жизнь города сосредотачивается в его пределах. Возрождение Возрождение православной веры в городе связано с учреждением в 1989 году Могилевской епархии, которую возглавил владыка Максим (Кроха). В 1990-1991 гг. верующим возвращаются здания Георгиевского и Свято-Духова храмов. В 1998 году при Георгиевском храме создается духовно-просветительский центр. К 2000 году в городе появляются еще два православных прихода: Свято-Иверский в Киселевичах и Илиинский на Луковой горе. В 2003 году верующим возвращается здание Никольского собора (бассейн). Определением Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 2004 года создается Бобруйско-Быховская епархия. На новую кафедру назначается владыка Петр, возглавлявший до этого Мозырско-Туровскую епархию . В 2005 году архиерей назначается епископом Друцким, викарием Витебской епархии . 27 марта 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принято решение о наречении и хиротонии иеромонаха Серафима (Белоножко) во епископа Бобруйского и Быховского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3150666...

Ногинск, до 1930 года носивший название Богородск, — родина Патриарха Пимена († 1990), который очень чтил преподобного. Знаменательно, что его малая родина не только первой приняла крестный ход с мощами преподобного Серафима, но и прибыли они туда в день рождения покойного Первосвятителя. Этим же вечером Патриарх Алексий II в сослужении сонма архипастырей совершил молебен и утреню перед мощами преподобного. Всю ночь приезжали приложиться к мощам жители города и окрестностей. На следующий день, 24 июля, Литургию и молебен отслужили Святейший Патриарх Алексий II, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архи­епископы Оренбургский и Бузулукский Леонтий (Бондарь), Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров), Ивановский и Кинешемский Амвросий (Щуров), Самарский и Сызранский Евсевий (Саввин), Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (ныне митрополит Омский и Таврический ), Тамбовский и Мичуринский Евгений, Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий, епископы Можайский Григорий, Истринский Арсений (ныне митрополит Липецкий и Задонский ), Подольский Виктор (Пьянков), Тобольский и Тюменский Димитрий (ныне митрополит) , Бендерский Викентий (ныне митрополит Ташкентский и Узбекистанский) . Молебен под открытым небом Сразу после службы крестный ход отправился дальше в путь и вскоре прибыл в Орехово-Зуево. «Раку с мощами пронесли на руках около километра по центральной улице до храма в честь Рождества Богородицы, — рассказывает коррес­пондент ЖМП. — Несмотря на дождь, горожане заполнили не только всю улицу, но и крыши окрестных домов. В храме Святейший Патриарх совершил Литургию и молебен в сослужении тех же архиереев, что и накануне, а также архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека. В 16:00 вновь был отслужен молебен, мощи изнесли из храма, и крестный ход отбыл во Владимир». У древней границы города под сводами Золотых ворот торжественную процессию встретили епископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), светские власти города. Раку с мощами установили на паперти перед колокольней собора. Святейший Патриарх отслужил молебен под открытым небом. Вся соборная площадь, до отказа заполненная молящимися, мерцала в наступивших сумерках огоньками свечей... На ночь мощи внесли в храм, где перед ними духовенство епархии непрестанно совершало молебны с акафистами. Утром 25 июля Святейший совершил Божественную литургию в Успенском соборе, а на следующий день крестный ход отправился далее через Боголюбово и Вязники в Нижний Новгород.

http://e-vestnik.ru/church/zapeli_pashu_...

После кончины Святейшего Патриарха Пимена, 3 мая 1990 г., состоялось заседание Священного Синода, на котором Местоблюстителем был избран митрополит Киевский Филарет. 7 мая Священный Синод вынес постановление о созыве с 6 по 10 июня Поместного Собора для избрания Патриарха Московского и всея Руси. Синод также постановил провести до 26 мая епархиальные собрания для избрания делегатов на Собор по следующей квоте: по одному клирику и мирянину от епархий, а также по одному представителю от монастырей, духовных академий и семинарий. Все епископы, находящиеся на кафедрах, по уставу об управлении Русской Православной Церковью являются членами Поместного Собора. 6 июня в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор, которому предстояло обсудить программу Поместного Собора. Архиерейский Собор избрал трех кандидатов на Патриарший престол. Каждый архиерей мог голосовать за 1, 2 или 3 архиереев, вычеркивая остальных из списка. Тайным голосованием были избраны митрополит Ленинградский Алексий, митрополит Ростовский Владимир и митрополит Киевский Филарет. 7 июня открылся Поместный Собор. В заседаниях Собора участвовало 317 делегатов. Важнейшим деянием первого дня заседаний явилось избрание Патриарха. Поместный Собор утвердил процедуру избрания, предложенную архиерейским Собором: Архиепископ Могилевский Максим (Кроха) предложил не голосовать за кандидатов, а по примеру Поместного Собора 1917 г. избрать Патриарха жребием. Это предложение Собором не было принято. Проведено было тайное голосование. Вечером председатель счетной комиссии митрополит Сурожский Антоний объявил результаты тайного голосования: 139 голосов было подано за митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, 107 – за митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира и 66 – за митрополита Киевского и Галицкого Филарета. Во втором туре за митрополита Алексия проголосовало 166, а за митрополита Владимира – 143 члена Собора. В конце вечернего заседания старший по хиротонии архипастырь Русской Церкви, архиепископ Оренбургский Леонтий (Бондарь), обратился к новоизбранному Патриарху Алексию с поздравлением. В ответном слове Патриарх Алексий II поблагодарил всех членов Поместного Собора за избрание и поздравление и сказал: «Я сознаю трудность и подвиг предстоящего служения. Жизнь моя, которая от юности посвящена служению Церкви Христовой, подходит к вечеру, но освященный Собор возлагает на меня подвиг Первосвятительского служения. Я приемлю это избрание, но в первые минуты прошу Высокопреосвященных и Преосвященных архипастырей, честной клир и всю боголюбивую паству всероссийскую своими молитвами, своей помощью помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении… Я сознаю свою немощь и уповаю на ваши святые молитвы и помощь в предстоящем моем служении». 2

http://azbyka.ru/vybory-patriarxa-v-russ...

Во время обеда, как и положено в Духовной школе, читалось «Житие», при этом соблюдалась тишина, приличествующая моменту. Если кому требовалась соль, горчица и т.п., то он просил передать их взглядом или жестом. Порядок и дисциплина в Семинарии сложились не сразу, это был результат работы не одного года и не одного человека. В этом отношении много потрудился в свою бытность инспектором нынешний Митрополит Оренбургский Высокопреосвященнейший Леонтий (Бондарь). Это было еще до моего призыва в армию в 1954 году, тогда еще не было нового семинарского корпуса, и мы питались в братской трапезной. Было тесно, душно… Вот кто–то за столом заговорил… Отец инспектор, а он неукоснительно присутствовал за трапезой, уже тут как тут: наклонившись над «нарушителем спокойствия», ничего не говоря, напряженно слушает минуту–другую, потом, как бы не доверяя одному уху, поворачивается другим и опять слушает, наклонившись еще ниже. При этом нарушитель не то что говорить, даже жевать переставал. В наше время так же не разрешалось ходить в спальни до отбоя, да, кстати, они закрывались на ключ после уборки. Спальни открывали только перед отбоем. Спустя годы, считаю эту меру оправданной: вместо того, чтобы валяться на кровати, учащиеся шли прогуляться на свежем воздухе, что для людей, просидевших шесть часов в закрытом помещении и занятых умственным трудом, совершенно необходимо. Должен сказать, что мы нисколько не ощущали потребности спать днем. Кроме того, в спальне делать было нечего, так как в спальнях личные вещи не хранились, а находились в специальной кладовой. Вещами в наше время семинаристы вообще не обрастали. Послеобеденные прогулки в наше время были своего рода неким ритуалом. Особой популярностью пользовалась дорога, что идет от Георгиевского храма к лесу и дальше вдоль опушки, обрамленной деревьями белой акации. В хорошую погоду наша братия группами по два–три человека, с интервалами метров так сто, двигалась по этой дороге. Затем, дойдя до места, где дорога углубляется в лес, головная группа разворачивалась и шла обратно, и так все последующие группы.

http://pravoslavie.ru/30018.html

В 1994 году митрополит Оренбургский и Бузулукский Леонтий (Бондарь, †1999) отправил на приход игумена (ныне – архимандрит) Викторина (Радуту). – Три года до моего назначения здесь не было постоянного священника. Когда приехал, конечно, все ужасало: храм рушился, электропроводка стариннейшая, того и гляди пожар! А у меня ни средств, ни людей, а только помощь Божия, – рассказывает отец Викторин. – Но нашлись люди – провели проводку, облагородили храм… Потом строиться начинали. Опять – ни кирпича, ни палочки… Но милостью Божией нашлись добрые люди, помогли. И предприятия помогали: из Оренбурга, Орска, Сорочинска, Саракташа, из других мест. Так что все, что тут есть, – не наши труды, не наши старания, а только милость Божия. Жили на первых порах очень трудно. Ютились, где придется: лежанки в три яруса делали (число насельников доходило до ста человек). Одному из фанеры будку соорудили, другая семья в грузовике поселилась. Потом отстроились потихоньку. В настоящее время в обители на попечении 35 человек. Из них 25 верующих, живущих по монастырскому уставу и 10 рабочих – это мужчины, оставшиеся без крова, которые трудятся и живут в обители. Самым молодым послушникам здесь по 26 лет (Сергей и Иван из Миасса), а самой старшей – монахине Нонне (Абутковой) исполнилось 90 лет. Всего же в обители двое иноков, одна инокиня, монах Софроний (82 года), архимандрит Викторин (Радута) и иеромонах Венедикт (Коннов). Каждый день начинается с молитвы в храме. Община находится на самообеспечении, насельники трудятся в огороде и на полях, выращивают овощи, ухаживают за животными. Правда, далеко не все способны трудиться. А хозяйство здесь большое. Только пашни более 300 гектаров. Имеется сельхозтехника, склады, гаражи. Община выращивает зерновые культуры, которые потом идут на муку и корм для скота. Его тоже немало: 18 коров, гуси, индюки, кролики. Студенецкая обитель живет и развивается. И если кто-то был здесь три-четыре года назад, то увидит это особенно явственно: храм Покрова Пресвятой Богородицы подремонтирован, у него появились новые купола и двери, территория огорожена красивой оградой, за ней прекрасные цветники, чуть поодаль – овощи. Несмотря на финансовые трудности, реконструкция корпусов все же идет. Так, недавно было отремонтировано семейное общежитие.

http://sobory.ru/article/?object=08177

Дополнительно к 3 кандидатам от Архиерейского Собора на Поместном Соборе были предложены в качестве кандидатур имена митрополитов Крутицкого Ювеналия, Минского Филарета, Волоколамского Питирима, Ставропольского Гедеона (Докукина) и Сурожского Антония. Кандидатуру митрополита Антония председательствовавший на Соборе митрополит Филарет (Денисенко) отвел, напомнив, что устав не допускает избрания Патриархом лица, не имеющего советского гражданства. При открытом голосовании за четырех дополнительно предложенных кандидатов выяснилось, что митрополита Гедеона поддержало менее 12 человек, поэтому в списки для тайного голосования внесены были имена только трех митрополитов. Из 316 голосовавших митрополита Питирима поддержало 128 соборян, митрополита Филарета - 117 и митрополита Ювеналия - 106. Председатель Собора объявил, что ни один из дополнительно выдвинутых кандидатов не получил поддержки половины членов Собора. Таким образом, в списке для голосования остались три кандидата, выдвинутых архиерейским Собором. Архиепископ Могилевский Максим (Кроха) предложил не голосовать за кандидатов, а по примеру Поместного Собора 1917 г. избрать Патриарха жребием. Председатель поддержал это предложение, но оно, не встретив сочувствия у соборян, не было принято. Проведено было тайное голосование. Вечером председатель счетной комиссии митрополит Сурожский Антоний объявил результаты тайного голосования: 139 голосов было подано за митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, 107 - за митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира и 66 - за митрополита Киевского и Галицкого Филарета. Во втором туре за митрополита Алексия проголосовало 166, а за митрополита Владимира - 143 члена Собора. После оглашения окончательных результатов голосования новоизбранный Патриарх ответил на обращенный к нему вопрос председателя Собора положенными по чину словами: «Избрание меня освященным Поместным Собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси со благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю». Затем составили Соборный акт об избрании Святейшего Патриарха и соборную грамоту, адресованную ему. Под тем и другим документом поставили подписи все архиереи - члены Поместного Собора. В конце вечернего заседания старший по хиротонии архипастырь Русской Церкви, архиепископ Оренбургский Леонтий (Бондарь), обратился к новоизбранному Патриарху Алексию с поздравлением. В ответном слове Патриарх Алексий II поблагодарил всех членов Поместного Собора за избрание и поздравление и сказал:

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Богословский православный факультет в Варшаве действовал с 1925 по 1939 год. На факультете преподавали видные ученые и богословы. Курсы Церковной истории и церковного права вел профессор М.В. Зызыкин, философию студенты изучали под руководством профессора Н.С. Арсеньева. Немного преподавал на факультете и будущий Патриарх Румынский Иустин (Моисеску) Богословское образование в стенах Варшавского университета являлось высшей ступенью духовного образования в условиях отсутствия Духовных академий в Польше. Потому среди выпускников этого факультета мы видим многих православных архиереев. Это не только будущий архиепископ Вениамин (Новицкий), но и постриженик Почаевской лавры будущий архиепископ Мстислав (Волонсевич), митрополит Леонтий (Бондарь), епископ Митрофан (Зноско-Боровский), архиепископ Пантелеймон (Рудык), архиепископ Дамаскин (Малюта), а также юрист и историк К.Н. Николаев и многие другие. Жизненный путь и возраст Сергия Новицкого приближался к 30 годам. Духовное образование было почти завершено и приходили сроки для принятия священного сана. В своем дальнейшем жизненном пути будущий владыка определился. Он пришел к выводу, что семейная жизнь не для него, и его сердце, все его существо расположено к монашеству. Свято-Успенская Почаевская лавра В Варшавском университете произошли судьбоносные для Сергея встречи. Среди студентов факультета он повстречал людей, посвятивших себя с ранней юности служению Богу – наместника Свято-Успенской Почаевской лавры архимандрита Дамаскина (Малюту) и своего ровесника – почаевского иеромонаха и миссионера в среде униатов Галиции отца Пантелеймона (Рудыка). В период с 1925 по 1928 год они, как и Сергий Новицкий получали высшее богословское образование в Варшаве. Отец Дамаскин с юности проходил монашескую школу на Афоне, затем много лет – в Почаевской лавре, знал несколько иностранных языков. С 1920 по 1931 год он являлся наместником этого крупнейшего монастыря и просветительского центра. Поддерживал связь с монархическими кругами, противостоял как националистическим украинским церковным тенденциям, так и полонизации православия.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/24/...

Болезненным был процесс закрытия крупных соборов и монастырей Минской епархии. Власти добивались закрытия храмов, если в городе их было два и более, особенно при наличии у прихода нескольких приписных церквей. Храмы закрывались под предлогом возврата церковных зданий, ранее занятых под общественные учреждения и «захваченные» религиозными общинами в годы немецкой оккупации. Так власти поступили с соборами в Могилёве и Гомеле. В Кобрине местные власти использовали стихийное бедствие для подтасовки фактов и незаконного закрытия собора. Но, закрывая отдельные церкви, власти разрешали объединение нескольких приходов в одном городе, их переезд в здания приписных церквей или же предоставляли право аренды другого помещения. Это помогало сохранить религиозные общины при изъятии церковных зданий.  Решения о закрытии монастырей (в том числе Гродненского и Полоцкого), принимались в Москве на уровне Патриархии и Совета по делам РПЦ. Местный архиерей лишь выполнял волю Святейшего Патриарха в этом вопросе. При этом соблюдались договорённости между Патриархией и Советом о безболезненном переводе монашествующих в другие монастыри или переезде к родственникам. В Белоруссии переселение монашествующих было отличительным — сёстры двух женских обителей переехали на территорию мужского монастыря в Жировицах. При митрополите Гурии в июле 1960 г. был закрыт Гродненский монастырь, Полоцкий переехал в 1961 г. уже при новом архиерее. Массовое закрытие приписных церквей в Белоруссии произошло в ноябре–декабре 1960 г., после отъезда митрополита Гурия в Ленинград. Временно управляющим Минской епархией на тот момент был епископ Леонтий (Бондарь).  Закрытие храмов на территории СССР в 1960–1961 гг. было массовым по причине ликвидации церквей, не имеющих «двадцаток» и исполнительных органов, где служба проводилась один или несколько раз в год. Совет по делам РПЦ заранее подготовил законодательную базу для ликвидации приписных церквей, что позволило государству провести столь масштабное антицерковное мероприятие. Несмотря на то что Минская епархия не обошлась без потерь, всё же при митрополите Гурии они были минимальными. Находясь в крайне непростых условиях государственно-церковных отношений, он сохранил религиозные общины там, где власти, пользуясь новыми постановлениями, изымали церковные здания.

http://bogoslov.ru/article/6172391

Священник Александр Введенский Освящение храма в деревне Андреевка Оренбургского уезда. Оренбургские Епархиальные ведомости. – 1901 г., 15 декабря, 24, с. 918-924 Монастырь вырос из иноческой общины в количестве восьми человек, собравшейся вокруг схиархимандрита Серафима (Томина), и ютились они первоначально в его домике в г. Оренбурге, в котором находится домовая церковь св. вмч. Пантелеимона. Во время своего посещения Оренбургской епархии по случаю освящения храма во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова в селе Черный Отрог в 1996 г., Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, благословил преобразовать общину в монастырь. 10 сентября 1996 года Михаило-Архангельский храм передан из прихода Свято-Покровской церкви п. Саракташа в иноческую общину. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 1998 года монашеская община была преобразована в Свято-Андреевский мужской монастырь. Священноархимандритом монастыря до октября 2015 года являлся Высокопреосвященнейший Валентин, митрополит Оренбургский и Саракташский, ныне – Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Вениамин, митрополит Оренбургский и Саракташский. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил обитель иконой апостола Андрея Первозванного. Свято-Андреевский монастырь со дня его основания живет по строгому уставу. Богослужебный круг не прерывается ни на один день. Службы уставные, без сокращений. Когда монастырю был передан храм Архистратига Божия Михаила и впервые приехали его осмотреть – тогда еще живой – правящий Оренбургской епархией, митрополит Оренбургский и Бузулукский Леонтий (Бондарь, †1999) и отец Серафим, то увидели весьма плачевное состояние храма и построек. Ведь дом священника и церковную сторожку уже собирались разобрать на кирпич, а в храме, оскверненном за долгие годы безбожия, располагалась зернодробилка, и только вмешательство протоиерея Николая Стремского (благочинного Саракташского благочиннического округа, настоятеля Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия п. Саракташа) спасло от полного разорения то, что еще оставалось от некогда прекрасного архитектурного комплекса.

http://sobory.ru/article/?object=19409

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010