Так, в обращении раскольничьего «Львовского епархиального совета УАПЦ» от 29 декабря 1989 года говорилось о «кампании реставрации католицизма» и «втором окатоличивании Галиции» как «выражении групповых интересов людей, издавна открыто или скрыто ориентировавшихся на Польшу», о предательстве национальных интересов Едва ли с этим можно было согласиться. Справеливости ради надо отметить, что уния давно превратилась в своебразную национальную идеологию галичан, с чем Польша наоборот всегда боролась, действительно стремясь (и зачастую небезуспешно) латинизировать униатов Не могли при этом раскольники удержаться и от того, чтобы высказаться в адрес Москвы, которой, по их словам, выгодно разделение украинцев по конфессиональному признаку. Парадоксально, но автокефалисты таким образом инкриминировали униатам пособничество Москве! Состоявшаяся 17 февраля 1990 года учредительная конференция Львовского краевого братства обвинила в разделе украинцев по конфессиональному признаку «чуждые религии силы, ведущие свои политические игры», а именно «две церковные империи» Ватикан и Московскую Патриархию В свою очередь, греко-католики не оставались в долгу, поливая грязью УАПЦ и ее вожаков. Их обвиняли в том, что автокефалистская затея будто бы инспирирована КГБ, а сами раскольники дискредитируют идею «национальной украинской церкви» Интересно отметить, что имели место в Галичине и повторные захваты храмов: уже отбитую раскольниками-автокефалистами у православных церковь иногда с боем занимали греко-католики. Бывали и вовсе удивительные ситуации. Так, уже несколько позже, в 1990-1991 годах церковь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Самбор Львовской области от униатов совместными усилиями обороняли две общины, поочередно служившие в храме одна, принадлежавшая к канонической УПЦ, и другая раскольничья. Вместе они избрали общим настоятелем храма отца Александра Швеца, священника из юрисдикции канонической УПЦ В сентябре 1989 года раскольники обрели свой печатный орган газету «Наша bipa Православ " я» (позднее «Наша bipa»), редактором которой стал бывший правозащитник-диссидент Евген Сверстюк Через это издание раскольники принялись «воцерковлять» националистическую идею и нести ее в массы.

http://sedmitza.ru/lib/text/440061/

Инок Иларион столько страдал от пакостей бесовских в своей келье, что наконец сказал Феодосию: «не могу более оставаться в своей келье». «Никак не оставляй, брат, своей кельи, отвечал ему Феодосий, дабы злые духи не похвалились, что победили тебя: раз победив, они будут более делать пакостей и возьмут власть над тобой». Потом, перекрестив его, сказал: «иди, ты не будешь более видеть их». Иларион точно более не видел их. Преподобный начальник общежития не терпел того, чтобы инок держал у себя собственность. Обходя по кельям, если находил у кого пищу, или одежду сверх устава, или из имения что-нибудь; то бросал найденное в печь, как часть вражью, приобретённую непослушанием. Он говорил ученикам своим: «будучи монахами, отрекшись от мирского, не должны мы собирать имения, ничего не должны иметь в келье, чтобы со всем усердием и всей полнотой мыслей совершать служение Богу». Один брат, удалявшийся из монастыря, принёс с собой, при возвращении в обитель, небольшое имение, приобретённое ремеслом швеца. Феодосий всегда рад был, когда уходивший из обители возвращался в неё. Но теперь сказал он брату: «если хочешь быть совершенным иноком, брось это дело своеволия в печь». Инок исполнил волю Феодосия и, как сказал о нём Феодосий, уснул потом в обители. Преподобный игумен не допускал, чтобы что-нибудь делали без благословения его. Не терпел, чтобы святое стадо его вкушало и пищу, которая была плодом преслушания, и повелевал бросать её в воду или в огонь. Случилось, что, когда шёл он на праздник св. Димитрия, принесли ему очень чистые хлебы. Он велел келарю предложить их на трапезе для оставшейся братии. Келарь пожалел и оставил их на следующий день. Когда преподобный увидел на трапезе эти хлебы, то позвал келаря и сказал: лучше бы не заботиться о завтрашнем дне и сделать по моему приказанию. Потом велел одному из братий собрать куски того хлеба в короб и выбросить в реку; а келарю за преслушание назначил епитимию. Собрав множество иноков, преп. игумен не любил собирать запасы для обители, а, заботясь прежде всего о спасении душ, во всём возлагал упование на Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Потом обошёл он с учеником Пахомием восточную сторону Кубенского озера, ища себе безмолвного уединения. На святой Луке найдя запустевшую обитель, поставил хижину, возобновил храм св. Николая и восстановил древний общежительный монастырь. На святой Луке Дионисий удостоен священства, рукоположенный Ростовским архиепископом Григорием, в то же время, как хлопотал он о пустынном храме 9 . Он провёл здесь несколько лет, изнуряя себя голодом и жаждой. Жизнь его была весьма суровая, так что ученик Пахомий стал наконец тяготиться суровостью жизни. Дионисий с своей стороны желал составить общежитие для спасения многих. «Я слышал, сказал Дионисий Пахомию, что на восточной стороне Кубенского озера есть пустынное место; там желал бы я, если угодно Господу, составить общежительный монастырь; ты останься здесь – и пусть остаётся с тобой недавно пришедший к нам брат». Дионисий оставил Пахомия с миром на святой Луке, а сам удалился 10 . За 15 вёрст от Луки, в глухом лесу на реке Глушице, подвижник Божий поставил себе хижину, под черёмушным деревом и стал подвизаться по-прежнему. Спустя несколько времени пришёл к нему старец, и он обрадовался ему как ангелу; затем начало проходить по два и по три и селились вблизи кельи Дионисия. В 1403 г. построен был небольшой храм Покрова Пресвятые Богородицы. Князь Кубенский Димитрий присылал для того своих плотников. Григорий, архиепископ Ростовский, преподавая благословение на составление обители и создание храма, говорил старцу: «советую тебе составить общежитие, чтобы ничего не называть своим, а всё иметь общим, как жили при Апостолах» 11 . Преподобный выполнил совет архипастыря – и прежде всего для себя самого: следуя правилам общежития, он занимался то плотничеством, то работой швеца. Точно так для другого, более обширного, храма, построенного в 1412 г., преподобный сам писал иконы. – Он назначил послушания братиям по церкви и по монастырским работам и строго надзирал потом за соблюдением порядка. «Дети, говорил он братиям, не смущайтесь трудами пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Аудиоверсия книги Льюиса «Расторжение брака», в которой он полемизирует с точкой зрения, выраженной в книге английского художника и поэта Уильяма Блейка «Бракосочетание Небес и Ада» (1793). Диск дополнен статьей епископа Диоклийского Каллиста «Можно ли считать К. С. Льюиса «анонимным православным»?». Читает народный артист России Рафаэль Клейнер.   Деяния святых апостолов. Новый Завет – детям. – ООО «Дионика», издательский Совет Русской Православной Церкви. Формат CD-ROM (mp3). 2005 год/Представляет Всеволод Бучирин //Фома. - – ноябрь 2006. – С.118. – (рубрика « Мультимедиа »). Рассказ о жизни, чудесах и проповеди апостолов максимально приближен к библейскому тексту, но изложен так, чтобы быть доступным даже детям младшего школьного возраста. На диске есть также рассказ о призвании апостолов и словарик с живым и внятным объяснением непонятных слов. Реклама : С.119. Путеводитель : С.120-121. Отклики: В помощь храму. Сообщение редакции о множестве писем с откликами на очерк писателя Максима Яковлева « В Марий-Эл над Красной Речкой » (Фома, – октябрь 2006, С.80-84, рубрика «Позитив») и просьбами дать сведения о том, куда можно перечислить средства на восстановление храма. Приводятся полные данные финансовых реквизитов храма преподобных Зосимы и Савватия Оптинских чудотворцев в селе Красная Речка//Фома. - – ноябрь 2006. – С.122. – (рубрика « Отклики »). Время не властно/ Елена Валентиновна Егорова, С.-Петербург. Отклик на статью Марины Борисовой « В плену у времени » (Фома, 2006, С.24-25, рубрика «Тема номера: Эликсир молодости»), где рассказано про отца Василия Швеца, служившего в деревенском храме на Псковщине//Фома. - – ноябрь 2006. – С.122. – (рубрика « Отклики »). Автор письма, бывшая когда-то духовным чадом отца Василия, под влиянием прочитанного съездила в эти места и с радостью делится добрыми известиями о судьбе храма и самого батюшки. Памяти батюшки / Прихожане храма св. вмц. Екатерины в Академии художеств , Санкт-Петербург//Фома. - – ноябрь 2006. – С.122. – (рубрика « Отклики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-43-...

В докладе протоиерея Александра Архангельского митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому) от 13 июля 1944 года говорилось, что во время оккупации Крыма протоиерей кладбищенской церкви г. Симферополя Николай Швец зачитал прихожанам антифашистское воззвание Патриаршего Местоблюстителя мит­рополита Сергия (Страгородского), распространять которое среди верующих помогал диакон Александр Бондаренко. «Их патриотический подвиг поддержал старец Викентий, бывший обновленческий епископ... Все они были расстреляны немецким гестапо... о. Н. Швеца обвиняли еще в том, что он крестил евреев»9. Через четыре дня после начала войны, 26 июня, в Богоявленском соборе митрополит Сергий отслужил молебен «О даровании победы». С этого времени во всех храмах Московского Патриархата стали совершаться подобные молебствия по специально составленному тексту «Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в дни Отечественной войны»10. В проповеди, произнесенной Патриаршим Местоблюстителем после молебна 26 июня, также содержалось прямое указание на то, что положение в СССР перед войной было неблагополучно: «Пусть гроза надвигается. Мы знаем, что она приносит не одни бедствия, но и пользу: она освежает воздух и изгоняет всякие миазмы. Да послужит и наступающая военная гроза к оздоровлению нашей атмосферы духовной... Мы уже видим некоторые признаки этого очищения»11. Так началось активное участие Русской Православной Церкви в патриотической борьбе. В речи на Архиерейском Соборе 1943 года мит­рополит Сергий, вспоминая июнь 1941-го, говорил: «О том, какую позицию должна занять наша Церковь во время войны, нам не приходилось задумываться...»12 Получив послание Патриаршего Местоблюстителя, Ленинградский митрополит Алексий (Симанский) сразу же сделал его достоянием всех православных города. Послание зачитывалось в храмах северной столицы, и люди уходили на фронт как на подвиг, благословленный Церковью. А 26 июля митрополит сам написал обращение к верующим и духовенству «Церковь зовет к защите Родины». Отмечая горячий отклик ленинградцев на послание Патриаршего Местоблюстителя, владыка Алексий поддержал инициативу приходских советов и многих верующих по оказанию помощи обороне страны13.

http://e-vestnik.ru/history/blagosloveni...

А в докладе крымского протоиерея А. Архангельского митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому) от 13 июля 1944 г. говорилось, что во время оккупации протоиерей кладбищенской церкви г. Симферополя Николай Швец зачитал прихожанам антифашистское воззвание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), распространять которое среди верующих помогал диакон Александр Бондаренко. «Их патриотический подвиг поддержал старец Викентий, бывший обновленческий епископ… Все они были расстреляны немецким гестапо… о. Н. Швеца обвиняли еще в том, что он крестил евреев» [xii] . В других источниках говорится, что в спасении евреев участвовали все трое погибших священнослужителя: протоиерей Николай Швец, диакон Александр Бондаренко и епископ Викентий (Никипорчук) [xiii] . При этом часть украинских националистов добровольно и активно участвовала в уничтожении евреев. В основном они относились к Греко-Католической Церкви, но некоторые также к автокефальной Украинской Православной Церкви. Уже с первых месяцев оккупации немецкие гражданские и военные власти искали поддержки антиеврейских мероприятий со стороны украинского духовенства. И в ряде регионов, особенно на первом этапе принятия антиеврейских мер, им удалось этого добиться. Так, в отчете 2-го кавалерийского полка СС об уничтожении евреев от 12 августа 1941 г. говорилось: «Украинское духовенство проявило готовность сотрудничать с нами и принимать участие во всех акциях». В архипастырском послании главы автокефальной Украинской Православной Церкви архиепископа Луцкого Поликарпа (Сикорского), от 19 июля 1941 г., также приветствовалась нацистская политика. В начальный период Великой Отечественной войны руководство автокефальной Украинской Церкви и часть духовенства были настроены крайне антисемитски. Так, например, в воскресной проповеди в храме г. Ковеля в мае 1942 г. говорилось: «Когда последний еврей исчезнет с лица земли, мы выиграем войну». Месяц спустя священник этой церкви Иоанн Губа благословил отряд украинской полиции перед уничтожением нескольких тысяч евреев Ковеля [xiv] .

http://bogoslov.ru/article/2226184

Вскоре еп. Викентий был арестован и расстрелян, но не его контакты с Румынским Патриархом послужили причиной. В докладе протоиерея А. Архангельского Патриаршему Местоблюстителю Русской Церкви митрополиту Алексию (Симанскому) от 13 июля 1944 г. сообщалось, что протоиерей кладбищенской церкви Симферополя Николай Швец зачитал прихожанам воззвание Патриаршего Местоблюстителя Сергия, распространять его среди верующих помогал диакон А. Бондаренко. «Их патриотический подвиг поддерживал старец Викентий, бывший обновленческий епископ... Все они... были расстреляны немецким гестапо... о. Н. Швеца обвиняли еще в том, что он крестил евреев». [lxxxvi] Другой же епископ, Владыка Серафим (Кушнерюк), и раньше занимавший антирумынскую позицию, стал открыто демонстрировать прогерманскую ориентацию, порвал с автономной Украинской Церковью и объявил себя самостоятельным епископом. В ноябре 1943 г. он и члены его благочиннического совета были вывезены в Германию. [lxxxvii] Сходная ситуация экспансии Румынской Церкви имела место на Востоке Украины. В сообщении полиции безопасности и СД от 7 декабря 1942 г. говорилось: «Так как старая Православная Церковь (тихоновцы) в Ворошиловске принципиально отвергает объединение с так называемой обновленческой Церковью... обновленческая Церковь обратилась к Патриарху румынских православных в Бухарест с просьбой прислать епископа и других священнослужителей в сельские округа. Установление связи с Бухарестским Патриархом произошло через представителей румынского координационного штаба, которые посещали богослужения обновленческой Церкви и передавали большие денежные пожертвования. Упомянутый Патриарх также посылал подарки. Обновленческая Церковь Ворошиловска стремится оказаться в подчиненном положении по отношению к Бухаресту». [lxxxviii] Подобные контакты существовали даже в районах Дона, Кубани и Северного Кавказа, в связи с чем К. Розенфельдер писал в меморандуме от 31 января 1943 г.: «Снова и снова случается, что Православная Церковь в районе боевых действий ищет возможности присоединиться к Румынскому Патриархату. Так как уже по чисто политическим причинам подобного рода усилия неприемлемы, я считаю необходимым срочно предоставить возможность представителям Православной Церкви в районе боевых действий установить связь с церковным управлением в области гражданской администрации». [lxxxix]

http://bogoslov.ru/article/656557

А в докладе крымского протоиерея А. Архангельского митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому) от 13 июля 1944 г. говорилось, что во время оккупации протоиерей кладбищенской церкви г. Симферополя Николай Швец зачитал прихожанам антифашистское воззвание Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия и был расстрелян гестапо: «Н. Швеца обвиняли еще в том, что он крестил евреев» 676 . Однако часть украинских националистов добровольно и активно участвовала в уничтожении евреев. В основном они относились к Грекокатолической Церкви, но некоторые также к автокефальной Украинской Церкви. Именно о приверженцах последней идет речь в ужасном донесении оперативной команды СС 5 осенью 1941 г. В нем говорится об уничтожении 229 евреев в г. Хмельника, а также о том, что население города с таким энтузиазмом восприняло весть об избавлении от них, что отслужило благодарственный молебен 677 . Руководство же автокефальной Украинской Церкви хотя и не одобряло антиеврейских акций, но и не осуждало их. На Западной Украине, в Галиции большинство украинцев принадлежало к Грекокатолической Церкви. Ее глава, митрополит Львовский Андрей Шептицкий, лично спасал евреев во Львове и в беседах с различными людьми категорически осуждал холокост. Львов был занят германскими войсками 30 июня 1941 г. И уже утром 1 июля тысячи проживавших в городе евреев были согнаны украинцами в немецкой форме во двор тюрьмы и почти все там расстреляны. На следующий день украинская вспомогательная полиция, подчиненная оперативной группе СС, также участвовала в еврейских погромах. Некоторые из преследуемых, среди них раввин Давид Кахане и сын убитого раввина И. Левин, нашли убежище в резиденции митрополита, где они пережили эту акцию 678 . Пример Андрея Шептицкого вдохновил и грекокатолических монахов. Они укрывали евреев в своих монастырях. В феврале 1942 г. Шептицкий обратился с письмом к Гиммлеру, в котором протестовал против того, что «украинских вспомогательных полицейских принуждают расстреливать евреев». В ответе рейхсфюрера СС говорилось, что митрополит не должен вмешиваться в дело, «которое его не касается».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скудна моя жатва с нивы греческой. Обильнее её жатва с нивы арабской. Снять ее помог мне о. Илья Панаиоти, умный, любознательный, хорошо владеющий языком новогреческим и учившийся у нас по-русски. До поездки в Вифлеем я почти ничего не знал об арабских переводах Св. Писания и церковных книг. Из немецких введений в Св. Писание Н(ового) Завета Гуга 1826 г. 287 и Де Ветте 1833 г. 288 мне известно было о сем предмете только вот что. Иоанн Севильский, епископ в Испании, живший в половине VIII века, первый из известных по времени и имени переводчиков арабских перевел Св. Писание с латинского на арабский язык для душевной пользы христиан, тогда уже непонимавших глаголания латинского. Потом появлялись подобные переводы с наречий сирийского, коптского и греческого. Издал их Ерпений. В Сирской Антиохии перевел Псалтирь по-арабски с греческого Абдалла ибн ал-Фауль ранее XII столетия. Сей недостаток ведения моего неожиданно восполнен был в Вифлееме, о чем и начинаю речь свою. О. Илья Панаиоти первее всего познакомил меня с двумя арабскими достоуважаемыми им переводчиками: с Абдаллой ибн ель-Фаделем и хури-Масаадом Нэшу. Первый родом антиохиец, саном диакон, жил за 1000 лет назад (впоследствии я узнал, что он умер в 1056 году, в глубокой старости) и перевел на арабский язык Шестоднев Иоанна Златоустог о и творения Исаака Сирина ; второй жил в Каире и занимался переводами в 1740 году. Потом с помощью того же Панаиота рассмотрены и описаны были мною следующие арабские рукописи и печатные книги. Рукописи. 1 . Евангелие на бумаге, написано в городе Алеппо псалтом Гавриилом, сыном Иакова Швеца, и пожертвовано алеппским купцом Сааде и женой его Феклой в святой Вифлеем в святительство алеппского митрополита Мелетия, вифлеемского митрополита Афанасия и Иерусалимского патриарха Паисия в 7153 (1645) году от Адама, 15 февраля, а переплетено 16 июля 1713 года. 2 . Служебник на бумаге, содержит вечерню, утреню и литургии Василия Великого , Иоанна Златоустог о и Григория Двоеслова на сирском языке с переводом арабским. Нет ни начала, ни конца. В литургиях Златоустого и Василия положено пред освящением даров произносить тайно моления: Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа... Сердце чисто созижди во мне, Боже... Не отвержи мене от лица Твоего... Диакон возглашает: Со страхом Божиим и верою приступите (любовию не прибавлено).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бог правду видит, да не скоро скажет Мифы и правда нашей истории 17.04.2011 2179 Время на чтение 12 минут Памяти новопреставленного протоиерея Василия Швеца В ночь с 10 на 11 марта скончался 98-летний протоиерей Василий Швец. Мы ему обязаны важнейшим прорывом в правду нашей истории ХХ века о заступлении Царицы Небесной нашего народа в Великой Отечественной войне . Примерно в 1986-м году пришли ко мне перепечатанные на машинке странички в неподписанном конверте - самое привычное для нас тогда чтение, самиздат, 3-й или 4-й экземпляр. Сверху стояло: «Казанская икона Божией Матери - благословение России и Петербургу». Автор указан не был. Я прочитал этот вдохновенный текст, который дышал великой любовью к Царице Небесной, к России, к Петербургу - и просто мурашки прошли по спине: вся наша история, вплоть до нынешнего времени, до Великой Отечественной войны - сплошное чудо Божией Матери! После этих удивительных страниц навсегда осталось великое благоговение к Казанскому образу Пречистой, невозвратная надежда на нашу Заступницу Усердную . В конце их приводился для нас тогда совершенно новый, а ныне широко известный факт о том, что осенью 1941 года, в самые критические дни войны, митрополиту Гор Ливанских Илие (Караму) по его горячим молитвам явилась Матерь Божия и открыла, что нужно сделать, чтобы Россия не погибла. Открыть храмы, монастыри, духовные семинарии и академии; выпустить священников из тюрем, с фронтов, и им начать служить; Ленинг рад врагу не сдавать, обнести город Казанской иконой; перед этой иконой служить в Москве молебен; затем Казанская икона должна идти с войсками до границ России; икона эта должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя; когда война закончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена. В сказании говорилось: «Владыка связался с представителями Русской Церкви и с Советским правительством и передал им все, что было определено... Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия, митрополита Сергия и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение. Все произошло так, как и было предсказано».

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/18/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010