Лаврская администрация была очень осмотрительна в выбо­ре братии для монастыря, строго следило за соблюдением монастырского устава и нравственным пове­дением иноков. Наместники и братия назначались только из благонадежных и даровитых монахов. Чолнские насельники были достаточно образованны, долгое время обитель была главным и единственным центром просвещения на трубчевской земле. Кроме того, в Чолнском монастыре было хорошо развито ремесленное мастерство: резьба, переплет книг, швейное дело. Многие иноки достигали в своем деле совершенства. Известны имена мастеров: Исаакия Дерена, занимавшегося переплетением книг, Дорофея Семенко — швеца по профессии, Иосифа Клименко — резчика по дереву. С древних времен при монастыре выращивали фруктовый сад. Из местных саженцев были выведены знаменитые сорта груш, которые назывались «трубчевские дули». Позднее они были отмечены высокой наградой на Парижской выставке. Среди первых настоятелей Чолнского монастыря из­вестны игумен Иона, строитель старец Маркелл, строитель Иов, строитель старец Савватий, игумен Нектарий (Рудницкий), строитель старец Измаил и другие. В числе насельников монастыря были иеромонах Клеопа, ученик старца Паисия (Величковского), установивший новый устав по афонскому образцу; схимонах Афанасий Площанский; бывший архиепископ Орловский и Севский Досифей (Ильин), выбравший после ухода на покой для проживания Чолнскую обитель. Полный перечень известных исторических лиц, при­частных к монастырю, весьма значителен. Некоторые из них похоронены на его территории. До XVII столетия немногочисленные строения обители были деревянными, каменное строительство началось на рубеже XVII-XVIII веков. Первым каменным зданием стал собор Рождества Христова (1718); в 1731 году была сооружена каменная церковь Антония и Феодосия Печерских и нижний этаж (подклет) трапезной, в 1733 году — церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на основном этаже того же здания, а к 1741 г. была завершена вся трапезная. Большинство других каменных построек монастыря (коло­кольня, трапезная при соборе, братская поварня и ограда с баш­нями) возведено на рубеже XVIII-XIX веков при архимандрите Кесарии (Плюгине). В последующее время были сооружены лишь отдельные хозяйственные и жилые постройки. Для про­живания монахов было построено пять двухэтажных корпусов, для приема богомольцев — двухэтажная гостиница.

http://sobory.ru/article/?object=07137

Демобилизовался в ноябре 1945-го из Германии после сердечного приступа на сцене, когда выступал перед союзным командованием с силовым номером: русский богатырь поднимал на мизинце четырех немецких девушек. Вернувшись после демобилизации в Ленинград, Василий Федосеевич долго не мог устроиться на работу, пока не встретился со своим однополчанином, который предложил ему престижную и хорошо оплачиваемую работу начальника снабжения Леншвейпромсоюза Ленинградской промысловой кооперации. В это время началось постепенное его обращение на путь духовного служения. Рубежом в жизни Василия Федосеевича стал рассказ митрополита Гор Ливанских Илии (Карама) во время его пребывания в Ленинграде (в 1947 году). Он поведал о том, как предстательством Пресвятой Богородицы была спасена Россия во время Великой Отечественной войны. В 1948 году получил в подарок Евангелие. После этого он ушел из кооперации и устроился на работу препаратором в Центральном рентгенологическом, радиологическом и раковом институте и одновременно учился на курсах. В 1949 году перешел в Институт онкологии Академии медицинских наук лаборантом рентгеновского отделения. Окончив курсы фотографа-рентгенолога, Василий Федосеевич с 27 февраля 1950 по 10 февраля 1955 года занимал должность заведующего фото-, макро-, микролабораторией в Первом мединституте. Будучи опытным снабженцем, Василий Федосеевич раздобыл уникальную немецкую аппаратуру и создал лучшую в стране гистологическую лабораторию (для фотографирования срезов тканей тела, опухолей, микро и макро). К нему приезжали ученые и медики со всей страны готовить материал для диссертаций, платили за помощь в работе, эти деньги впоследствии были потрачены на восстановление храма в Каменном Конце. Здесь он познакомился с учениками академика Павлова. Их рассказы о глубоко верующем академике произвели на Василия Федосеевича огромное впечатление. Переворот в сознании Василия Федосеевича произвело посещение старца Серафима Вырицкого в 1949 году — они беседовали всю ночь. Старец пророчествовал о судьбе России и Православной Церкви. Отец Серафим благословил Василия Федосеевича поселиться в Вырице, после чего он купил половину дома в поселке.

http://e-vestnik.ru/church/on_byl_poisti...

Например, в станице Прохладная обновленцам принадлежал собор, а сторонникам Патриархии лишь маленькая церковь . Репрессии гитлеровцев особенно затронули Ставрополье, где была расстреляна целая группа священнослужителей 458 . В Крыму, входившем в состав РСФСР, по сообщению СД от 12 декабря 1942 г., духовенство, сопровождавшее румынские войска, крестило 200 тыс. человек. Всего в области было открыто 70 православных храмов. Германские власти первоначально организовали для духовно-административного руководства церковный подотдел. В докладе протоиерея А. Архангельского митрополиту Алексию (Симанскому) от 13 июля 1944 г. указывалось, что заведующий подотделом А. Д. Семенов покровительствовал «всякого рода сектантам – штундистам, баптистам, евангелистам и т. д. Эти родственные немцам 459 секты получали от Семенова равное количество молитвенных домов с православными храмами, несмотря на то, что православное население г. Симферополя во много раз больше горсточки сектантов». В докладе сообщалось, что протоиерей кладбищенской церкви Симферополя Николай Швец зачитал прихожанам воззвание Патриаршего Местоблюстителя Сергия, распространять его среди верующих помогал диакон А. Бондаренко. «Их патриотический подвиг поддерживал старец Викентий, бывший обновленческий епископ... Все они... были расстреляны немецким гестапо ...о. Н. Швеца обвиняли еще в том, что он крестил евреев» 460 . С приездом епископа Серафима (Кушнерюка) Украинской автономной Церкви подотдел прекратил свое существование. Но архиерей вскоре занял профашистскую позицию, порвал с Украинской Церковью, объявил себя автономным епископом и перестал поминать патриарха Сергия. В ноябре 1943 г. епископ Серафим и члены его благочиннического совета эвакуировались в Германию. Большинство же священнослужителей Крыма проявили себя патриотами. Так, священник В. Соколов активно помогал партизанам, распространял советские газеты и новости радиопередач из Москвы. Протоиерей И. Крашаковский после освобождения полуострова с разрешения генерала Ветрова созвал всех верующих Симферополя в полуразрушенный немцами собор, в присутствии воинских частей совершил благодарственный молебен и произнес яркую речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как всегда, многие начинают вспоминать, а что сделала власть, чтобы предотвратить подобные события. Но нередко, именно при попустительстве властей, на «образцовый» Запад вывозились сливки общества, обучались, воспитывались и уже в соответствующем испорченном виде запускались в процесс. А у нас повторяли: «Мы хотели, как лучше, а получилось как всегда». И при этом как-то очень мало говорят про то, зачем люди выходят на улицу, на что они надеются. И в России на эти главные темы во властных коридорах говорят и думают как-то слишком мало. Многие чиновники, как страусы, пытаются спрятать голову в песок, чтобы не видеть надвигающихся событий. А, между тем, здравомыслящие люди хорошо понимают, что именно России, во всей этой глобальной битве, отводится особая роль: историческая, гуманистическая, духовно-нравственная - роль последнего пристанища, последней духовной и физической опоры, последней надежды, накануне глобального апокалипсиса. В начале високосного августа 2000 года я приехала Псково-Печёрский монастырь. В то время в определённых кругах православной общественности в очередной раз ждали конца света. Были бурные обсуждения по поводу электронных паспортов, электронных списков, документов, продажности всякой современной власти. Там в Печорах жили группы верующих без паспортов, без денег, но в ожидании великих событий... На службе в монастыре я встретила протоиерея Василия Швеца, с которым раньше общалась в Москве. Он тогда рассказывал про свои встречи с митрополитом Гор Ливанских Илиёй в ноябре 1947 года в ленинградском Владимирском соборе, где митрополит вспоминал о явлении ему Божьей Матери и о её повелении послать письмо Сталину, чтобы восстановить Церковь, облететь крестным перелётом Москву. Некоторые священники скептически относились к этим рассказам, что вызывает удивление: истинно верующие знают, что они прозрачны перед Богом, кем же надо быть, чтобы так обманывать людей. Так получилось, что именно тогда, в начале августа 2000 года, в тот монастырь, неожиданно для всех паломников, приехал недавно избранный президент Путин . Рассказывают, что его водили по лабиринтам пещер с очень мощным фонарём, а потом он беседовал с батюшкой Иоанном (Крестьянкиным).

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/27/av...

3. Крещение, бракосочетание и погребение принадлежат к помянутым настоятелям и все другие доходы по обычаю Восточной Церкви Настоятелям приличные. 4. Для больных ксёндз Менцицкий, или другой священнослужитель в помянутых Церквах обязан Святые Дары удерживать». Таким образом происходило склонение униатского населения в Латинство. За униатскими священниками, после перемены обряда, сохранялись жилые дома, прислуги, доходы. Им разрешалось служить в своих церквях и костелах. В 1800 г. последний настоятель греко-униатской церкви Околовского прихода Фелициан Хруцкий был «изгнан» из жилого дома тем же каноником Игнатием Менцицким. На этом закончилась униатская история в Околово. В 1840-х гг., после долгих разбирательств, возвращенные к Православной церкви католики с бывших униатов стали прихожанами Горненского Благовещенского и Прусовичского Свято-Никольского приходов. Практически отсутствуют сведения о религиозной жизни в д. Околово в 20 веке. Приходская жизнь в Околово возобновилась в начале 21 века. Толчком к этому стали усилия православного жителя Минска и старосты Околовского прихода Владимира Олеговича Швеца. Владимир Швец в интервью местным СМИ рассказал: «Строительство нашей церкви связано с иконой Казанской Божией Матери, которую мне передала мама. Маме же эта икона досталась от свекрови, репрессированной в 1938 году. Бережно храня Казанскую, мама прошла фронтами Великой Отечественной... Лик на иконе был темный, почти не просматривался. В 2000 году я привез из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры святой воды и не устоял от желания протереть ваткой, смоченной в этой воде, уголок иконы. Темный слой неожиданно легко снялся. Обновившуюся икону мы поставили рядом с цветком и на следующее утро увидели, что цветок покрылся прозрачными капельками. Перенесли в другую комнату, и уже другое растение украсилось влажными бусинками, похожими на росу… Размышляя о происходящем, мы с супругой решили, что наша икона должна быть на людях, что нужно построить часовню в память о тех, кто хранил ее и оберегал…»

http://sobory.ru/article/?object=13653

Закончил статью автор отзывами народных и международных артистов о таланте Василия Дровянникова и сообщением о том, что в его семье было еще одно дарование – родной брат Василия Степан. И будто пел он гораздо лучше Василия, но «сгубил талант и был всего-навсего певчим в церковном хоре». Пел до самого закрытия храма. Больше ничего о Степане Дровянникове краевед Швец не сообщает. На тридцать страниц панегирик сделавшему карьеру Василию и две строчки «неудачнику» брату – певчему храма святителя Николая. Вот бы о ком написать! Наверно, были у него возможности с помощью брата устроиться в Москве. Интересно, почему он предпочел остаться незаметным церковным певчим там, где шло раскулачивание, где от устроенного большевиками голода вымирали целые станицы, где справных казаков «ставили к стенке» родной хаты и расстреливали на глазах жен и детей? Вот где драматургия! Судьба двух братьев – двух талантливых певцов, «кубанских Шаляпиных». Тут не статья – целая повесть может получиться. Назовем ее «Кто кому пел» с эпиграфом «Пою Богу моему дондеже есмь». Я решил отыскать автора и поговорить с ним о Степане Дровянникове. Утром я спросил Дарью Дмитриевну, как найти Швеца. – Да он помер. Этой весной. – А вы не помните Дровянникова, который пел на клиросе? – Знаю, что пел, а про самого ничего не знаю. Он жил тихо. Я к ним не ходила. – А кто может рассказать о нем? – Да кто ж расскажет? Старики все перемерли. Мне уж девятый десяток. А пойди к тетке Тане. Ей девяносто пять. Она и расскажет. Дарья Дмитриевна подвела меня к калитке: – По той стороне иди до проулка. Перейдешь проулок – и ее дом на углу. Я захватил сумку с полотенцем и блокнотом и отправился к «тетке Тане». Калитка была заперта. Я стал звать хозяйку. Раздался хриплый лай. Я крикнул громче. Пес залился злобным с подвыванием лаем. Трудно было не отреагировать на такое собачье громогласие, но ни голосов, ни шагов на той стороне было слышно. Я пошел вдоль забора в надежде увидеть хозяйку в огороде. Никого. Ветки спелой вишни свисали через забор. Я вспомнил попутчицу, с которой ехал в автобусе. Она перебралась на Кубань из Мурманска и говорила о местном люде с большой нелюбовью: «Сорвешь вишню или грецкий орех поднимешь с земли – голову оторвут».

http://pravoslavie.ru/42934.html

Своим мнимым родителем на земле, в глазах людей – отцом и воспитателем, Иисус Христос имел Иосифа, по профессии – плотника. Это же ремесло унаследовал Сам. Отцы всюду и всегда имели обязанность научить ребенка какому-либо ремеслу. И легче всего, удобнее всего было передать навыки своего собственного занятия. Итак, Христос был плотником. Его руки держали пилу, стамеску, топор, рубанок. Его плечи и спина знали, что такое нытье наутро после тяжелой работы вчера. До Креста его плечи болели от работы, а руки носили мозоли прежде, чем были пробиты гвоздями. «Плотник, сын пастуха» – так звучит имя Господа в переводе на язык земных занятий «Христос, сын Давидов» – так говорят об Иисусе, имея в виду, что в Нем исполняются мессианские пророчества. «Плотник, сын пастуха» – так звучит имя Господа в переводе на язык земных занятий. Этого достаточно, чтобы все плотники чуть приосанились, а все пастухи почувствовали свою историческую значимость. Да, возлюбленные. Мы приучены думать, что государственные менеджеры высокого звена, банкиры, подиумные красавицы, актеры и олимпийские чемпионы достойны всеобщего внимания. Что это они – творцы истории и ее главные действующие лица. Но вот мы называем с вами имена садовника, пастуха и плотника, и – чудо! – вписанные в контекст Божественных событий, эти профессии предстают в новом свете и обретают неожиданную красоту. Добавим к этому списку Павла. Он был делателем палаток (совершенно необходимой вещи для всякого кочевого семейства). Наличие ремесла у этого апостола было данью раввинистическим традициям, согласно которым знаток Писаний обязан зарабатывать не словами Торы, а руками. «Не делай, – говорили они, – из слов Торы ни золотого венца (повода для гордости), ни лопаты (средства к заработку)». То есть – хочешь иметь духовную мудрость и знание? Приобрети также и профессию. Можно ли забыть, что Петр, приходящий на память сразу вместе с Павлом, тоже был работником физического труда? Его руки тянули сети и гребли веслами. Праздник апостолов Петра и Павла, с точки зрения их бытовых занятий, есть праздник «Рыбака и Швеца». Чем не повод иными глазами взглянуть на тех, кто сидит за швейной машинкой или глядит на поплавок?

http://pravoslavie.ru/122746.html

За усердное служение получил награды: в 1972 году — камилавку, в 1973-м — звание протоиерея, в 1975 году — наперсный крест, в 1986-м — палицу. Выйдя за штат 1 января 1990 года, отец Василий до 1995 года ездил служить в Каменный Конец. Потом несколько лет жил в Москве. Последние годы жил в Печорах. Главным содержанием его жизни в эти годы стала миссионерская деятельность по всей стране и в постоянных паломничествах по святым местам за границей. Батюшка совершил множество паломнических поездок в Иерусалим и по святым местам Греции, Италии, Польши. Отец Василий выделялся горячим молитвенным настроем, многие годы молился по ночам со слезами. Даже в холодном алтаре во время молитвы обливался потом. Много раз ему предлагали монашеский постриг, но он отказывался и говорил: «Я и так монах по духу, а если меня постригут, вы меня больше не увидите (монашество он понимал как затвор). Останусь как есть». Старцы советовали ему сидеть на месте в Каменном Конце и служить каждый день Литургию, но сам отец Василий главное призвание свое видел в апостольской проповеди, и с этим может согласиться каждый, кто имел счастье общаться с ним. Он действительно имел дар проповеди, дар зажигать в сердцах огонь евангельской веры. Скольких людей привел он в храм, исцелил от вредных привычек (курения, пьянства), из теплохладных превратил в ревностных христиан! Он отличался крайне благоговейным и истовым совершением богослужения. От всех присутствующих требовал строгого молчания, обязательных поклонов на трисвятом и на «приидите поклонимся…» Богослужение длилось по восемь — десять, а иногда до 16 часов. Отец Василий служил Божественную литургию практически ежедневно, стараясь не пропускать ни одного дня даже во время многочисленных поездок по стране. В Каменном Конце вечером, когда заканчивались все работы, читали сначала вечерние молитвы, потом 9-й час, вечерню и три канона к причастию. После вечерни отец Василий начинал исповедь и бесконечно длинную проповедь-беседу почти до утра. Ночью батюшка оставался в алтаре, молился там в одиночестве. Ложился спать под утро.

http://e-vestnik.ru/church/on_byl_poisti...

27 января 1952 года Василий Федосеевич женился на Ольге Константиновне. Та ждала его всю войну. Венчались в Троицкой церкви на Спасской улице Ленинграда 6 февраля 1952 года. Впоследствии по благословению старца Симеона Псково-Печерского супруги стали жить как брат и сестра. А когда супруг пошел работать в церковь псаломщиком, чтобы подготовиться к принятию священного сана, жена подала на развод — ее убедили в этом сестры. Теперь главным содержанием его жизни стали вера и Церковь. Василий Федосеевич близко общался с преподобными Серафимом Вырицким, Кукшой Одесским, Симеоном Псково-Печерским, Амфилохием Почаевским. Близко знал валаамских старцев, которые жили в Псково-Печерском монастыре. В 1954 году Василий Федосеевич впервые приехал в Печоры, исповедался у старца Симеона и стал приезжать к нему постоянно. Старец принял его в число духовных чад. Каждый год на лето Василий Федосеевич приезжал в Печоры и работал там. Отец Симеон позволял ему жить в своей мастерской; по словам отца Василия, это был один из счастливейших периодов в его жизни. Однажды он приехал в Печоры к отцу Симеону с портфелем, где были рентгенограммы и фотографии для чужих диссертаций. Старец посмотрел их и спросил: «Это с живых людей?» Василий Федосеевич ответил: «Нет, с мертвых». Старец сказал: «Мертвыми занимаетесь, а живые гибнут! Нам священники нужны». «Я уже старый», — возразил Василий Федосеевич, на что старец сказал, что у Бога годы никто не считал. Старец Симеон благословил его принять священство, предсказав долгую жизнь. Исполняя благословение старца, он решил стать священником, но перед этим произошло еще немало событий. Одним из сигналов стал обыск, который милиция устроила в его лаборатории. Нашли духовные книги, иконы, святыни — всё унесли в отсутствие хозяина. Василий Федосеевич, которого вызвали на беседу, жестко потребовал возвратить всё изъятое, сказал, что книги куплены в букинистических магазинах, о чем свидетельствуют штампы с указанием цены. Органы хотели уличить его в религиозности и запугать, но ничего не вышло: пришлось возвратить книги и извиниться.

http://e-vestnik.ru/church/on_byl_poisti...

Далее приводятся выдержки из слов старца: «По-человечески, конечно, можно сказать, что победил высокий воинский дух наших солдат. Несомненно, было и это. Но во всём переломе войны, в нашей Великой Победе мы должны усматривать прежде всего присутствие Господней милости к нам и повсеместную чудотворную помощь скорбной России, восставшей от своего неверия». «Солдаты стали открыто молиться перед боем. Многие командиры, да и сам маршал Жуков, напутствовали бойцов: “С Богом!” Свершилось истинное чудо: война обратила людей к вере. А это подвигло милость Божию к нашей стране, к нашей Церкви, к нашим людям». «Когда Господь уже решил дать помощь нашему народу, нашей армии, Он омрачил умы фашистам, а нашим военачальникам дал мудрость, воинскую смекалку, мужество и успех. Господь давал силы, энергию, разум нашим конструкторам и инженерам для того, чтобы одержать победу. Как говорится, без Бога – не до порога!» «Батюшка рассказывал, – говорится также в предисловии от редакции, – и о крестных ходах с чудотворными иконами Божией Матери, и о чудесных явлениях Пресвятой Богородицы солдатам, о Её заступничестве и помощи в критические минуты боев… Вы сами сможете прочесть об этом в книге, подготовленной по материалам бесед с о. Наумом, его избранным трудам и проповедям». Архимандрит Наум, как и другие известные священники-фронтовики, как и старец Троице-Сергиевой Лавры того же поколения иеросхимонах Моисей (Боголюбов), включил в публикуемое ниже слово отрывки из известного повествования протоиерея Василия Швеца (1913-2011) «Казанская икона Божией Матери – благословение России и Петербургу». См. о ней . О помощи в начале войны Перед самым началом Великой Отечественной войны одному старцу Валаамского монастыря во время службы в храме было три благодатных явления. В первый раз он увидел Божию Матерь, святого Иоанна Крестителя, святителя Николая Чудотворна и сонм святых – все они молили Господа, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России упадок веры и благочестия столь велик, что невозможно терпеть эти беззакония. Все святые и Богородица продолжали молиться со слезами. Наконец Спаситель сказал: «Я не оставлю Россию». Потом было второе явление: Божия Матерь и святой Иоанн Креститель стояли пред Престолом Господним и снова молили о спасении России. И вновь последовал тот же ответ: «Я не оставлю Россию». В третий раз старец увидел Пресвятую Богородицу стоящей пред Сыном Своим и со слезами умоляющей Его о спасении России. «Вспомни, Сын Мой, – говорила Она, – как Я стояла у Твоего Креста…» – и хотела опуститься на колени. «Не надо, – сказал Спаситель. – Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слез Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню».

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/29/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010