Но, прославляя святых и прибегая к их молитвенной помощи, мы должны сами быть добродетельными или, по крайней мере, ревновать о добродетели и чувствовать отвращение к своим порокам и грехам. А иначе святые отвратят от нас свое лицо и не будут за нас посредниками перед Богом, потому что они любят чистоту, святость и одно только доброе. Святых, просиявших благочестивой и праведной жизнью, очень много. По слову одного церковного историка, как звезды на небе просвещают все концы земли и указывают путь путешествующим и плавающим на морях, так и подвиги святых сияют и духовно просвещают и указывают путь хотящим спастись. И пусть никто не отчаивается в своем спасении, ибо примеры святых свидетельствуют, что люди всякого звании, сословия, пола при разных обстоятельствах и условиях жизни достигли вечного блаженства. Не место спасает человека, не условия, но одно только требуется – чтобы работой и жизнью нашей не нарушались требования совести и закона Божия. Из жизни святых угодников Божиих мы видим, что человека спасает вовсе не место, не тот или другой род службы и занятий. Спасают человека единственно добрая совесть и честное исполнение своих обязанностей. Кто слушается закона Божия и своей совести, тот спасется, где бы он ни был и в каких бы условиях ни жил. В житиях святых каждый найдет для себя пример, подходящий для его образа жизни, указание, каким путем надо идти ко спасению. Вот перед нами пример земледельца Филарета Милостивого, пример богатых Авраама и Иова. Бедный же пусть взирает на нищего Лазаря и древокола с острова Кипра, жившего ежедневным трудом и не имевшего даже крова и притом хвалившего Бога. Ремесленник да смотрит на швеца – святого Симеона Верхотурского, который своей иглой совершал дела милосердия и сеял слово Божие. Вот огородник Конон. Вот бродячий певец, флейтист, подвиг которого ставится наравне с подвигом великого подвижника – преподобного Пафнутия. Вот пастух Евхарист, вот кожевник Усмарь и прочие, и прочие. Вот бедная женщина, святая Тавифа, которая также своей иглой достигла праведной жизни. Вот две женщины, вся заслуга которых состояла в том, что они, будучи невестками, в семейной жизни сохраняли согласие и мир. Вот святая Нонна, спасшаяся смиренным несением своего жребия замужней женщины, и множество других примеров. Поэтому святой апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении и говорит: Имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия ( Евр. 12:1–2 ). Ему же от нас со Отцем и Святым Духом да будет честь и слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

В 1958-1959 гг. в К. м. были проведены мероприятия с участием лекторов-агитаторов и привлечением комсомольцев. Главе Кременецкого горсовета Сытникову предписали подготовить к 24 июля 1959 г. (предполагаемый день закрытия) 2 автобуса, 30 грузовых и 10 легковых машин. Но выселение сестер в этот день не состоялось благодаря активному сопротивлению архиеп. Львовского и Тернопольского Палладия и сестер. 29-30 июля 1959 г. 15 насельниц уехали домой, а 46 - в Корецкий мон-рь Ровенской обл., для переезда было задействовано 170 машин. В 1959-1990 гг. в корпусах К. м. находилась поликлиника, в закрытом Богоявленском храме был обустроен городской спортзал, в Николаевском домовом храме - морг, затем склад. 50-метровый монастырский колодец с целебной водой был заполнен больничным мусором. Здания консистории и семинарии занимал Кременецкий краеведческий музей. Главная святыня К. м., икона Божией Матери «Скорбящая», хранилась в храме Похвалы Пресв. Богородицы в Почаевской лавре. В 1959 г., когда по решению властей монастырское кладбище решили упразднить, останки митр. Алексия (Громадского) были тайно перезахоронены на Всехсвятском кладбище за монастырской стеной. 26 авг. 1990 г. по благословению архиеп. Тернопольского и Кременецкого Лазаря (Швеца) из Почаевской лавры в Кременец был совершен крестный ход во главе с наместником архим. Онуфрием (Березовским) . 23 янв. 1991 г. в К. м. из Корецкого мон-ря вернулись 5 монахинь, в т. ч. сестра Херувима (Бенещук), к-рая еп. Тернопольским и Кременецким Сергием (Генсицким) была возведена в сан игумении и поставлена настоятельницей (1991-1996) возрожденного мон-ря. Первоначально сестры жили в сырой и неотапливаемой «пономарке» при Богоявленском соборе, затем переселились в бывш. настоятельские покои монастырского корпуса. Заботами игум. Херувимы восстановлены ризница, б-ка, золотошвейная мастерская, отреставрирована колокольня. С 14 февр. 1996 г. на территории К. м. устроено новое монастырское кладбище. После смерти игум. Херувимы с 3 апр. 1996 г. настоятельницей К. м. стала мон. (впосл. игумения) Марионилла (Панасюк). К 2015 г. в обители проживало ок. 40 насельниц.

http://pravenc.ru/text/2459001.html

В тот же день митрополит Филарет собрал в Киеве своих сторонников на конференцию, в которой участвовало несколько священнослужителей и мирян, но не присутствовало ни одного архиерея. Конференция отвергла постановление Священного Синода Русской Православной Церкви. «Все решения Московского Синода относительно Украинской Православной Церкви не имеют действенности, потому что они приняты вопреки действующему уставу и акту о независимости и самостоятельности в управлении Украинской Православной Церкви. Все епископы, которые, пренебрегая действующим уставом Украинской Православной Церкви, отошли от ее канонического главы – митрополита Филарета, есть предатели Церкви и православного народа Украины и согласно с церковными канонами подлежат прещению. Признавая Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в настоящее время нашим каноническим главой,– отмечалось далее в постановлении конференции,– мы заявляем о своем намерении каноническим путем получить полную независимость Украинской Православной Церкви. Единогласно поддерживаем в этом нашего канонического предстоятеля митрополита Киевского и всея Украины Филарета» 736 . Архиерейский Собор, созванный в Харькове 27 мая митрополитом Ни-кодимом в составе 17 архипастырей, но в отсутствие митрополита Филарета, не пожелавшего явиться на Собор, выразил недоверие митрополиту Филарету и уволил его с Киевской кафедры. Епископ Волынский Варфоломей из Польши выслал на Собор телеграмму, в которой заявил о своем согласии с решением большинства архиереев. За учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил митрополиту Филарету свя-щеннослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу архиерейского Собора кириархальной Церкви. После этого состоялось избрание нового предстоятеля Украинской Церкви тайным голосованием. Каждый член Собора подавал записки с именами кандидатов. В первом туре за митрополита Харьковского Никодима было подано 7 голосов, за митрополита Ростовского Владимира (Сабодана) – 13, за архиепископов Полтавского Феодосия (Дикуна), Житомирского Иова (Тывонкжа), Ровенского Иринея (Середнего) – по 4 голоса, за архиепископа Черниговского Антония (Вака-рика) – 3 голоса, за митрополита Винницкого Агафангела и архиепископа Одесского Лазаря (Швеца) – по 2 голоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В апреле-мае 1977 года архиепископ Никодим находился в Аргентине для участия в торжествах по случаю 30-летия Благовещенского прихода. «Всякий раз, когда прибываешь к нашим верующим в Аргентине, испытываешь необычайную теплоту и радость», – писал сопровождавший владыку протодиакон Василий Дьолог . 1 мая праздничную литургию в соборе возглавили владыка Никодим, епископ Тимофей (Негропонте) (Константинопольский Патриархат) и епископ Платон. Богослужение посетили представители других христианских Церквей и аргентинские правительственные служащие, занимавшиеся религиозными вопросами. 16 июня 1985 года, в рамках визита в Аргентину в качестве посланника Патриарха Московского и всея Руси Пимена, митрополит Львовский и Тернопольский Никодим вновь послужил в Благовещенском соборе. К тому времени закончились ремонт храма и постройка нового здания Патриаршего Экзархата. После литургии владыка совершил их освящение. Затем участники богослужения и гости двинулись к площади равноапостольного князя Владимира, переименованной так в честь приближавшегося 1000-летия Крещения Руси (это переименование было результатом трудов тогдашнего Патриаршего экзарха Центральной и Южной Америки, епископа Аргентинского и Южноамериканского Лазаря (Швеца). Митрополит Никодим открыл обелиск с мемориальной доской. Архипастырское окормление приходов в провинции Мисьонес Правящий архиерей регулярно выезжал в разные районы Аргентины. Особо ему запомнились неоднократные посещения провинции Мисьонес , что в северо-восточной части страны, на границе с Парагваем и Бразилией. Провинция названа в честь миссий (исп. misiones) ордена иезуитов, действовавших здесь в XVII–XVIII веках. Главная достопримечательность Мисьонеса – комплекс из примерно 270 водопадов Игуасу. Владыка вспоминал, что «неумолчный гул, стоящий в этом месте и заглушающий все остальные звуки, пробудил в моей памяти выражение из “Откровения” Иоанна Богослова: “…шум вод многих” (Откр. 19: 6)» . Владыка Никодим с прихожанами В Мисьонесе с последней четверти XIX века селились иммигранты из западных областей Российской империи и Австро-Венгрии. Среди них были земляки и, возможно, дальние родственники владыки Никодима. Историческое название района, в котором родился святитель, – Северная Буковина. В средние века она входила в Галицкое и Галицко-Волынское княжества, позднее – в Австро-Венгерскую империю. В 1918–1944 годах переходила то Румынии, то Украине. С 1944 года относится к Украине и именуется Черновицкой областью.

http://pravoslavie.ru/46301.html

Но когда читаешь в той же книге «Россия перед вторым пришествием» о битве за Кенигсберг такие слова: «Перед самым русским штурмом “в небе появилась Мадонна” (так они (немцы) называют Богородицу), которая была видна всей немецкой армии, и абсолютно у всех (немцев) отказало оружие — они не смогли сделать ни одного выстрела… Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским» (с. 276), — то поистине героический подвиг и мужество русского солдата превращаются в дешевые и глупо срежиссированные эпизоды из кинофильма «Падение Берлина»… И, наконец, отметим, что видный иерарх нашей Церкви митрополит Ленинградский Антоний (Мельников; †1986) крайне отрицательно относился к сочинениям прот. Василия Швеца. Мы попросили игумена Сергия (Рыбко), настоятеля храма Сошествия Святаго Духа на апостолов, что на Лазаревском кладбище, высказать свое суждение о событиях Великой Отечественной войны в изложении протоиерея Василия Швеца. Я считаю, что рассказы о. Василия о Великой Отечественной войне, обнародованные им в конце 80х, не совсем правдоподобны. Я бы сказал даже, что нездоровые вещи пишет или рассказывает о. Василий. Конечно, может быть, он «зритель Божиих откровений» и ему одному это было открыто, но дело в том, что факты, о которых он говорит, исторически не подтверждены. Никто из современников о. Василия не подтверждает сведений, им приводимых, о молебнах и крестных ходах под Москвой и Сталинградом. Была совершенно другая эпоха, и, на мой взгляд, это было просто невозможно в то время. Если было бы возможно то, что описывает о. Василий, то «перестройка» и второе «крещение Руси» начались бы гораздо раньше, еще при Сталине! Но в том-то и дело, что мы знаем: после исторической встречи 1943 года в Кремле были репрессии духовенства 1949 года, вновь сажали священников и вообще верующих людей. И поэтому рассказы о. Василия больше похожи на какие-то сказки, благочестивые апокрифы. Я знал одного священника, принявшего сан в семьдесят лет, который провел всю войну в Москве. Это был благочестивый человек от юности своей, посещавший храм Божий. И когда ему при мне рассказали всю эту «историю» с Казанской иконой Божией Матери, с крестным ходом, благодаря чему якобы было остановлено наступление фашистов под Москвой, он выслушал, помолчал и сказал: «Сильно сладко сказано… не жили вы тогда и не знаете». Так что и по его мнению этого быть не могло, он прямо высказал недоверие и неприятие по отношению к «фактам», приводимым о. Василием.

http://sueverie.net/pravoslavnaya-mifolo...

с отцом Николаем Гурьяновым ЖМП 8 август 2011 /  23 августа 2011 г. " Он был поистине народным старцем... " Памяти протоиерея Василия Швеца 10 марта окончил подвиг земной жизни один из старейших священнослужителей Русской Православной Церкви, заштатный клирик Псковской епархии протоирей Василий Швец. Отец Василий прожил 98 лет, его жизнь началась в дореволюционной России, детство пришлось на время Гражданской войны, в молодости он попал под раскулачивание, воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Почти полвека он жил светской жизнью, поздно откликнулся на Божие призвание, но Господь дал ему послужить долгие годы с огромной ревностью. Священный сан принял в 50 лет и 48 лет прослужил у престола, претерпев все тяготы хрущевских гонений. После 1990 года, выйдя за штат, много лет занимался миссионерской деятельностью как духовник паломнических групп в поездках к святыням православия по всему миру. Он родился 24 февраля (9 марта) 1913 года в селе Ставницы Летичевского района Хмельницкой области. Родители Василия Феодосий Кондратьевич и Агафья Никитична были крестьянами. В семье говорили на украинском языке.  Дед Василия, Кондратий Швец, был чтецом в церкви, очень благочестивый, имел большую духовную библиотеку. Дед по матери (Никита Шумило) 25 лет служил в армии, в 1812 году вошел с русской армией в Париж, 26 лет был старшиной волости, включавшей 22 села. Отец Василия, Феодосий Швец, был старостой храма, отличался силой и здоровьем, но умер сравнительно молодым — во время пожара надорвался, когда срывал ворота у горящего амбара. Отец больше занимался со старшим сыном, а младший, Василий, был любимцем матери, постоянно помогал ей в работах по огороду и в торговле на рынке. Однажды во время пожара его забыли в горящем доме. В последний момент отец вынес его на руках сквозь огонь. Агафья Никитична, мать Василия, была очень ревностной к молитве, к церкви, состояла в сестричестве при храме, пекла просфоры, катала свечи, убирала в храме, занималась благотворительностью по благословению священника. Первые три ребенка Агафьи Никитичны умерли в младенчестве. Каждый год она ходила пешком в Киев и дважды — в Почаев. Дома постоянно читала жития святых и другую духовную литературу. Во время раскулачивания Агафья Никитична убежала ночью через окно, переплыла Буг, прошла пешком около 100 км, села на поезд и уехала на Белое море, потом жила в Ленинграде.

http://e-vestnik.ru/church/on_byl_poisti...

Однако никаких исторических сведений о подобной встрече не обнаруживается и, как мы увидим ниже, ее и не могло быть. Да и вообще очень сомнительно, чтобы Сталин мог советоваться в 1941 году с архиереем Антиохийской Церкви, тогда как русских архиереев Сталин принял у себя лишь в 1943 году. Это сродни другому мифу, приведенному в книге «Россия перед вторым пришествием»: «Бесспорным фактом является приезд к блаженной Матроне в Царицыно в октябре 1941 г. И.В. Сталина» (с. 271). Первая историческая встреча Сталина с тремя митрополитами Русской Православной Церкви Сергием (Страгородским) , Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) , радикально изменившая отношение советского государства к Церкви, произошла, как известно, 4 сентября 1943 года. Сталин тогда высоко отозвался о патриотической деятельности Православной Церкви, отметил и тот факт, что с фронта поступает немало писем с одобрением такой позиции духовенства и верующих, дал согласие на созыв Собора и избрание Патриарха, предложил открыть духовные академии и училища для обучения священнослужителей, разрешил издание ежемесячного церковного журнала (Журнал Московской Патриархии) и распорядился заняться проблемой освобождения архиереев и духовенства, находящихся в ссылках, лагерях и тюрьмах. Именно с сентября 1943 года стали повсеместно открываться тысячи храмов, закрытых ранее в годы безбожных пятилеток. Но вернемся к сочинениям прот. Василия Швеца. Не представляются правдоподобными его сообщения о крестном ходе с Казанской иконой Божией Матери вокруг блокадного Ленинграда, опять же по указанию митрополита гор Ливанских Илии, переданному им советскому правительству (с. 273). Что представлял собой блокадный Ленинград? Непрерывные бомбежки и артобстрелы, голод и отсутствие воды, кромешная тьма и лютые морозы зимой — вот реальная ситуация в городе на Неве, связанном только «дорогой жизни» через Ладожское озеро с остальной, неоккупированной территорией страны. Во время блокады, длившейся с 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года, митрополит Алексий (Симанский) постоянно пребывал в осажденном Ленинграде, так что ни о какой его встрече со Сталиным, как бы этого ни хотелось прот. Василию Швецу и составителю книги «Россия перед вторым пришествием», не могло быть и речи. Владыка Алексий постоянно совершал богослужения в кафедральном соборе, разделяя с вверенной его окормлению паствой героическое стояние в осажденном городе. Служил владыка один, без диакона, сам читал помянник о «всех от глада и язв скончавшихся» и каждый вечер служил молебен святителю Николаю, обходя с чудотворной иконой собор, в котором в то время и жил.

http://sueverie.net/pravoslavnaya-mifolo...

А на могиле Самог о Императора Павла происходит много чудес. Это дивная, посмертная страница в биографии (жизнеописании) Императора! Чудо непонятное для иных, но, тем не менее… осязаемое, так как каждый может видеть те многочисленные свечи, горение коих на гробнице Императора поддерживается изо дня в день многочисленными паломниками к этой гробнице, уединенной от центра суетного города. Приди, и увидишь! Что заставляет все это множество лиц ставить свечи на гробницу Императора Павла I и молиться у неё? Что влечёт их к его гробнице? Дивен Бог во святых Его, Бог Израилев! Во славе Его святых особенно проявляется Его дивное всемогущество. Он, Всесильный, силен и прославить верного раба Своего, – не тою славою, которая соделывается руками человеческими; не тою славою, которая венчает человека на страницах истории; но – славою о Христе Иисусе; тою славою, которая к нетленным мощам смиренного инока привлекает толпы богомольцев; – славою, которая к честным мощам швеца Симеона (чудотворца Меркушинского и Верхотурского) приводила недужных за исцелениями много раньше, чем этот мирянин был причтён к лику святых Православной Церкви. Не может укрыться светильник, стоящий на верху горы. И слава о заступнике за людей в их скорбях и напастях разнеслась далеко по России. Издревле, почти со времени самой кончины Благочестивейшаго Государя Императора Павла I Петровича (12 марта 1801 г.), многие люди разных классов, положений, званий и состояний – приходили в Петропавловский собор (Усыпальницу Русских Государей и всей Царской фамилии) и просили священников собора служить панихиды при гробнице Императора Павла I, повествуя иногда при этом о случаях заступления и помощи – после молитвы по Императоре Павле I – со стороны Его в разных тяжелых жизненных обстоятельствах, – особенно в делах тяжебных и судебных, - при явно наносимых обидах со стороны сильных слабым. Иногда присылались письма из разных местностей России с просьбой отслужить панихиду при гробнице Императора Павла I. И ныне присылают. В последние годы паломничество к этой гробнице увеличилось, – и не проходит почти ни одной недели (в 1911, 1912 и 1913 годах), в которую бы никто не обращался с просьбою о служении панихиды по Императоре Павле I. А с декабря 1913 года стали особенно много ставить свечей на гробницу Его. Панихиды почти ежедневны, а иногда – по нескольку. Все это побудило причт собора по возможности опрашивать молящихся при гробнице Императора Павла I: 1) давно ли они молятся, 2) по каким побуждениям, 3) видят ли благия последствия своих молитв, – и все эти сведения записывать.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/25/k_kano...

горе, Акарнанию, Этолию, посетил Арту, Превезу и отплыл на остров св. Маврикия и потом Кефалонию. Везде христиане слушали его с умилением и получали духовную пользу. Проповедь его была простая, как благовестие галилейских рыбарей, и споспешествуема благодатью и силой Духа Святого. Особенно в Кефалонии им возращено много духовных плодов. Там в часы его проповеди у одного швеца исцелилась сухая рука, одному знатному возвратился слух, один расслабленный на одре веровал сильнее от его поучений и через несколько дней окреп. Множество народа собиралось слушать человека Божия. Церкви не вмещали всех христиан. Посему он начал проповедовать на торжищах и полях. Водружая там большой деревянный крест 205 , он обыкновенно становился подле него на скамью и возвещал слово спасения по обетованию Господа: «дастся вам, да что возглаголете». Кончено поучение, крест оставлялся на своём месте, а скамью проповедник брал с собой. Из Кефалонии он отправился в Закинф в сопровождении христиан на десяти лодках, но здесь не имел успеха и отплыл в Корфу. Поселяне во множестве приходили сюда слушать его; впрочем, городские сенаторы, по наущению латин, упросили его удалиться во избежание смут в народе. Козма перешёл на твёрдую землю, в Албанию и, обходя сию варварскую страну, в которой ослабевало христианство от невежества, беззаконий и разбоев, своей проповедью обратил весьма многих к покаянию; жестоких смягчил, разбойников укротил, немилосердных сделал сострадательными, нечестивых благочестивыми, невежд наставил в законе Господнем; в городах и деревнях учредил училища, запретил торговать в воскресные дни; убедил богатых купить 4000 медных купелей для крещения в них детей по церковному чину; с помощью благотворителей роздал грамотным людям разные душеспасительные книги, наделил тысячи жён головными покрывалами и благословил детей, старцев, дев, юношей, мужей и жён крестиками и чётками. Его сопровождали по Албании 40 и 50 священников. Лишь только они исповедуют и помажут елеем верующих, преподобный Козма начинал поучать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

– Так, экзамен на «пять»! – и перекрестила, после чего добавила, – а это твое хозяйство, – и вручила мне папку с конспектами. Этот трудный экзамен я сдал на «отлично». Но самое удивительное было то, что на пальто, которое матушка облила маслом, ничего не осталось. Жирного пятна как не бывало. Однажды я раздробил палец, который долго не заживал. Решил поехать к матушке. Захожу во двор и вижу: сидит она у дома, а рядом с ней транзисторный приемник. – Птичка приехал. Тишина прежде всего. Лукавый! Замолчи! – и приемник выключился сам.– Ничего, сейчас промоем палец марганцовкой и перевяжем на два часа. Когда я вернулся к себе, боль прошла. Палец был в порядке. После хиротонии я служил священником в храме на Смоленском кладбище. Пришла туда мать Наталия и говорит: – Я так не хочу, чтобы тебя в Выборг перевели. Там даже иконы нерусские. Было это весной, а осенью перевели меня настоятелем Выборгского собора. За несколько лет до самих событий мать Наталия предсказала смерть Папы Римского, митрополита Никодима, Брежнева. Помнится, когда она говорила об их смерти, спрашивала вслух: – Господи, я правильно говорю? – И сама же отвечала: – Правильно... Она очень просила передать владыке Никодиму, чтобы он не ездил на похороны папы Римского. Но он все же поехал и скончался в Риме. Так же знаменательны воспоминания протоиерея Василия Швеца:   Отношения матери Наталии с животными и ее подарки – это был особый язык, который лишь через много лет общения становился понятным. Она вразумляла людей через животных. И как не вспомнить здесь библейскую ослицу, вразумившую пророка! Случилось, что я сильно заболел и вызвал двоюродного брата, который немедленно приехал. Он был ученый, заведующий кафедрой, человек верующий, но не любивший юродивых, так как считал их шарлатанами. Когда мы с братом беседовали, зашла ко мне в дом мать Наталия. Видно, она духом знала, что я болею, и почти сразу после ее прихода мне полегчало. Вдруг матушка схватилась за бок, согнулась и запричитала: – Ой, ой, болит! – Что старушка дурит? – спросил брат.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010