Закрыть itemscope itemtype="" > «В Первоиерархах Русского Зарубежья чувствовалось что-то из другого мира» Рассказы отца о семи Предстоятелях Русской Зарубежной Церкви 08.10.2022 545 Время на чтение 7 минут Источник: Православие.ру Ростислав Полчанинов, студент Белградского университета. 1938 г. Когда Русская Зарубежная Церковь обрела недавно седьмого в своей истории Первоиерарха, которым стал митрополит Николай (Ольховский), меня вдруг пронзила мысль о том, что есть в Русской диаспоре человек, который наверняка знал всех семерых Предстоятелей. И это 103-летний прихожанин Свято-Серафимовского храма в американском городе Си-Клифф Ростислав Полчанинов. Он родился еще в Новочеркасске в 1919 году и вместе с семьёй уехал из России с отступавшей Русской Белой армией генерала Врангеля, в штабе которого служил его отец в ноябре 1920 года. Будучи маленьким ребенком, он в Югославии приветствовал приехавшего в Сараево барона Врангеля, который поднял его высоко над головой, в молодости работал в знаменитой Псковской православной миссии, а русские скауты всего мира знают его как Славу. Разумеется, я тут же попросил Ростислава Владимировича об интервью, но через несколько дней мне ответила его дочь — Людмила Селинская. Оказалось, что РВП, как называет себя и он сам, и его друзья, слег с коронавирусом, который перешел в воспаление легких. Однако Людмила Ростиславовна любезно согласилась расспросить папу и потом пересказать мне его ответы. Сейчас Ростислав Владимирович мужественно борется с болезнью и по исцелении готов рассказать об общении с первоиерархами и о многолетней дружбе с митрополитом Лавром (Шкурлой). А пока у нас получилось вот такое интервью с помощью его дочери, в котором большая часть истории Русского Зарубежья проявляется глазами очевидца. Ростислав Полчанинов с дочерью Людмилой Селинской у входа в Свято=-Серафимовский храм. Рождество 2018 г. — Людмила Ростиславовна, ваш папа застал еще первого предстоятеля РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого). Что он помнит о встречах с ним?

http://ruskline.ru/opp/2022/10/08/v_perv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 3-8 ОКТЯБРЯ 2004 г. Заседал в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя и в Троице-Сергиевой лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) и при участии 146 архипастырей. 3 окт. после Божественной литургии в храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий II торжественно открыл заседания А. с. На первом пленарном заседании были приняты регламент, повестка дня и программа, избраны рабочие органы. Затем Святейший Патриарх представил А. с. доклад, в котором охарактеризовал состояние и деятельность РПЦ, вступившей в 3-е тысячелетие, и привёл статистические данные: к 2004 г. в Московском Патриархате насчитывалось 26 590 приходов, 652 мон-ря, 9468 воскресных школ и 2253 социальных центра. В своём докладе первосвятитель напомнил о знаменательных событиях церковной жизни, происшедших после Архиерейского юбилейного Собора 2000 г.: 950-летие Киево-Печерской лавры (2001), перенесение в Россию, на Украину и в Белоруссию мощей св. ап. Андрея Первозванного (2003), 100-летие прославления преп. Серафима Саровского (2003), празднование 700-летия св. блгв. кн. Даниила Московского (2003), торжественная встреча верующими во главе с патриархом чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери (2004), 250-летие со дня рождения преп. Серафима Саровского (2004). Отдельный раздел доклада патр. Алексия II был посвящён трудам по воссоединению с РПЦЗ. В мае 2004 г. по приглашению Святейшего Патриарха в Россию прибыла первая делегация РПЦЗ во главе с митр. Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром (Шкурлой) . Отмечая возрастающее взаимопонимание в обсуждении тем, служивших в прошлом источником разделений, участники собеседований подчеркнули необходимость избегать шагов, способных повредить процессу дальнейшего сближения. Выработка совместного понимания проблем, препятствующих восстановлению полноты общения, была поручена комиссиям, к-рые приступили к совместной работе.

http://pravenc.ru/text/1189668.html

Мониторинг СМИ Прорыв... в тупик? Говорить о воссоединении двух частей Русской Православной Церкви пока не приходится 15.05.2006 14:36 С утра в пятницу и все выходные российские СМИ торжественно сообщали о том, что в Сан-Франциско, наконец, дан ответ на вопрос: объединятся ли Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) и Русская Православная Церковь Московского патриархата (РПЦ)? Ответ – положительный. Сообщения подтвердили представители РПЦ. Ведущие политики присоединились к ликующему хору. В нем потонули комментарии экспертов, мнения делегатов Собора и, главное, скупые цитаты из документов этого исторического для русской эмиграции форума. А между тем, именно они объясняют, что же случилось на прошлой неделе в Калифорнии. Таких ликующих заголовков заметок и статей на церковную тему в наших СМИ не припомнить: «Раскол преодолен», «Русская церковь воссоединилась», «Встреча на мосту через пропасть», «Православные всех стран, соединяйтесь!», «Зарубежная Церковь едина со своим Отечеством»... Вопрос – насколько все это соответствует истине. Хорошо продуманная эйфория Для человека, помнящего, в каких выражениях еще лет пять назад говорилось в Патриархии о РПЦЗ (слово «раскольники» было тогда наиболее дипломатичным), бальзамом на душу пролились уже первые комментарии официальных представителей РПЦ о послании IV Всезарубежного Собора своей Боголюбивой пастве. Замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк (Головков) заявил: «Мы с радостью восприняли известие об эпохальном решении Всезарубежного Собора. Это историческое событие знаменует собой окончание раскола, произошедшего после революции 1917 года. Этот акт – один из последних преодолений разделения общества». Ни много, ни мало. В свою очередь, наместник Сретенского монастыря в Москве, архимандрит Тихон (Шевкунов), сопровождавший Владимира Путина при встрече в 2003 г. в Нью-Йорке с главой РПЦЗ митрополитом Лавром (Шкурлой), – с этой встречи, напомним, «процесс пошел» – так оценил итоги Собора: «За восемь десятилетий накоплено столько недоразумений, предрассудков и обид, что делегатам нужно было проявить поистине глубокую мудрость... Русская Церковь сумела показать обществу пример достижения единства, консолидации, преодоления множества проблем ради главного – служения Богу и своему Отечеству». Отец Тихон (которого эксперты называют, наряду с главой Берлинской епархии РПЦЗ архиепископом Марком (Арндтом), одним из «серых кардиналов» объединительного процесса) признался, что «был даже удивлен результатами голосования, когда из 126 делегатов только 6 выступили против принятого решения... Накануне некоторые аналитики в ряде газет высказали предположение, что Собор не примет никаких решений, так как большинство зарубежной паствы, по их мнению, выступает против объединения. Неблагоприятные прогнозы не только не оправдались, но и показали, что комментаторы не совсем понимают истинную ситуацию».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Москва. Церковь Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове (новая). Церковь. Действует.   Престолы: Воскресения Христова , Державной иконы Божией Матери , Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской , Тихона, Патриарха Всероссийского , Серафима (Чичагова) , Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Год постройки:Между 2004 и 2007. Архитектор:А.С. Тутунов (эскиз), М.Ю. Кеслер (проект), А.Н. Оболенский (руководитель) Ссылки:   Адрес: 142720, Московская область, Ленинский район, поселок Бутово, улица Юбилейная, дом 2. Координаты: 55.530941, 37.594383 Проезд: от станции метро «Бульвар Дмитрия Донского» автобусом 18; автобусом 108 до ост. «Новоникольское», далее пешком около 800 м; автобусом 94 до ост. «2-ая Мелитопольская, д. 17», далее пешком около 800 м; от станций метро «Южная», «Пражская», «Улица академика Янгеля», «Аннино» автобусом 249 до ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда от станции метро «Бульвар Дмитрия Донского» автобусом 18; автобусом 108 до ост. «Новоникольское», далее пешком около 800 м; автобусом 94 до ост. «2-ая Мелитопольская, д. 17», далее пешком около 800 м; от станций метро «Южная», «Пражская», «Улица академика Янгеля», «Аннино» автобусом 249 до ост. «Новоникольское». Электропоездом с Курского вокзала до станции «Бутово», далее пешком около 1,5 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рядом с тем местом, где с 1935 по начало 1950-х годов совершались массовые расстрелы и захоронения жертв, был выстроен православный храм Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. В 1994 году, на Радоницу, на месте возведения будущего храма был воздвигнут деревянный крест, 5 мая 1994 года при большом стечении православного духовенства было освящено место расстрелов российских мучеников за веру. В 1995 году территория захоронения площадью около 6 га была передана Русской Православной Церкви, и трудами общины, созданной из родственников пострадавших, здесь был построен небольшой деревянный храм и начато благоустройство захоронения. 15 мая 2004 года на месте закладки будущего собора Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым была совершена панихида. На богослужении присутствовала первая официальная делегация РПЦЗ во главе с ее Первоиерархом митрополитом Лавром (Шкурлой), находившаяся в России с 15 по 28 мая 2004 года. За год был завершен основной этап капитального строительства храма, и 28 мая 2005 года Патриарх Алексий Второй освятил крест, который был установлен на главном куполе храма. 11 декабря 2006 года было совершено малое освящение храма, совпавшее с днем памяти новомученика митрополита Серафима (Чичагова). Большое главное освящение храма состоялось 19 мая 2007 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым в сослужении Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Лавра.

http://sobory.ru/article/?object=16836

«Мы оказались в критическом положении» Беседа с епископом Каракасским Иоанном (Берзинем), управляющим приходами Русской Зарубежной Церкви в Южной Америке Епископ Каракасский Иоанн (в миру – Петр Берзинь) родился 16 марта 1957 года в городе Кума в Австралии, в семье латышей, вынужденно покинувших родину в годы Второй мировой войны. Закончил филологический факультет Австралийского национального университета, где специализировался на изучении древнегреческого и латинского языков. В 1982 году уехал в США и поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, которую окончил в 1985 году. В марте того же года был пострижен в мантию владыкой Лавром (Шкурлой), тогда архиепископом Сиракузским и Троицким, с наречением имени Иоанн в честь пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна. В апреле 1987 года рукоположен в иеродиакона, а 4 ноября того же года – в иеромонаха. В 1994 году награжден золотым наперсным крестом. В сентябре 2005 года возведен в сан игумена. Служил духовником женских Спасо-Вознесенской и Гефсиманской обителей на Святой Земле, окормлял миссионерскую общину преподобных Сергия и Германа Валаамских Чикагской и Средне-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви. В мае 2008 года Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви определил игумена Иоанна епископом Каракасским с вверением ему управления приходами в Южной Америке. Он стал первым архиереем Зарубежной Церкви, чье избрание, в соответствии c Актом о каноническом общении, утвердил Священный Синод Русской Православной Церкви. Хиротония новопоставленного епископа состоялась 22 июня 2008 года во время литургии, совершенной древним чином, при единоверческом приходе Рождества Христова в городе Ири (штат Пенсильвания, США). Каракасская и Венесуэльская кафедра вдовствовала со времени ухода на покой в 1984 году ее первого главы – архиепископа Серафима (Свежевского, 1899–1996). Последним архиереем Русской Зарубежной Церкви, назначенным в Южную Америку, был епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский Александр (Милеант; 1938–2005), видный богослов и просветитель, издававший знаменитые «Миссионерские листки» и поддерживавший богословский сайт на русском, английском, испанском и португальском языках. В своей епархии владыка Александр бывал наездами. В последние годы он страдал раковым заболеванием и жил в Калифорнии.

http://pravoslavie.ru/31111.html

Опыт раздвоенности РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_28576.html 19 апреля 2006 Протоиерей Виктор Потапов Опыт раздвоенности Христиане недостаточно ценят самое главное – церковное единство Источник:  http://religion.ng.ru НГ-Религии В Сан-Франциско с 6 по 14 мая текущего года будет проходить IV Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ожидается, что в ходе заседаний Собора будет окончательно определена официальная позиция РПЦЗ по вопросу о сближении с Московским Патриархатом (МП). Заметим, что сближение Церквей считают своевременным не только представители МП, но и российские государственные деятели. Так, президент РФ Владимир Путин не раз во время встреч с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и с Предстоятелем РПЦЗ митрополитом Лавром (Шкурлой) говорил о том, что воссоединение Церквей – " дело государственной важности " . В Московском Патриархате главной задачей процесса сближения считают не только установление евхаристического общения (возможности совместно совершать литургию и причащаться), но и установление полного административного единства. Среди иерархов и духовенства РПЦЗ этот сценарий вызывает споры, равно как и вопрос о сохранении Зарубежной Церковью собственности. Кроме того, в сознании ряда представителей РПЦЗ за годы разделения Церкви прочно укоренился стереотип, согласно которому Московский Патриархат являлся " пособником сталинского режима " . Несмотря на однозначно сформулированное в " Социальной концепции РПЦ " положение, согласно которому Церковь может отказать власти в поддержке, " если власть принуждает верующих к отступлению от веры " , преодоление стереотипа остается затруднительным. Своим мнением относительно перспектив восстановления церковного единства и роли IV Всезарубежного Собора в этом процессе с читателями " НГР " делятся известные деятели РПЦЗ – протоиереи Виктор Потапов и Игорь Шитиков. " Мы все чада Русской Церкви. Будем же уклоняться от соблазнов явного и тайного зла, воюющего на нас... Об этом молимся мы – пастыри на Архиерейском Соборе юбилейного года, понимая всю ответственность за Церковь. Молимся о полном нашем единомыслии, в котором заключаются сила и правда Церкви " .

http://religare.ru/2_28576_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Марк Смирнов Первые итоги воссоединения Полная нормализация отношений между Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом требует времени и терпения, считает архиепископ Марк (Арндт) Источник:  НГ-Религии Подписание Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью Московского Патриархата (РПЦ МП) и Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ) стало, бесспорно, важнейшим событием церковной жизни за многие годы. Однако в Зарубежной Церкви оно спровоцировало серьезный кризис, выразившийся в расколе – часть духовенства и мирян не приняла воссоединения. В то же время та часть, которая осталась верна Синоду РПЦЗ во главе с митрополитом Лавром (Шкурлой), значительно расширила свои контакты с Московским Патриархатом в первые же месяцы после подписания акта. Накануне очередного заседания зарубежного Синода, которое состоялось 5–7 сентября, ответственный редактор " НГР " встретился с архиепископом Берлинским и Германским Марком (Арндтом), чтобы побеседовать с ним о нынешнем положении Зарубежной Церкви. – Ваше Высокопреосвященство, я помню нашу встречу в 2002 году здесь же, в монастыре преподобного Иова Почаевского под Мюнхеном. Тогда наша газета впервые в российской печати опубликовала большое интервью с вами, в котором мы затронули тему воссоединения Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Тогда воссоединение казалось почти несбыточным, и не верилось, что оно так быстро произойдет. И я себя тешу мыслью, что, может быть, мы каким-то образом этот диалог ускорили. Все это происходило при вашем активном участии. Вы, можно сказать, были мотором этого процесса. С тех пор прошло пять лет. Вы удовлетворены итогами воссоединения? – Да. Я думаю, что пять лет не прошли даром. Это был процесс, нужный для того, чтобы обе стороны в какой-то мере познакомились друг с другом и поняли друг друга, устранили те трудности, которые, несомненно, существовали, закрывая возможность какого бы то ни было близкого общения. Этот период, с одной стороны, кажется очень коротким, если учесть, что мы были разъединены в течение 80 лет. Но, с другой стороны, пять лет – это тоже немало. И если бы мы слишком затянули этот процесс, то многие бы просто отчаялись. Примирение всегда требует взаимных уступок и снисходительности.

http://religare.ru/2_45387.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Берзинь Петр Леонидович; род. 16.03.1957, г. Кума, шт. Нов. Юж. Уэльс, Австралия), еп. Каракасский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Из правосл. семьи латышей, эмигрировавших в Австралию после второй мировой войны. В 1975-1979 гг. обучался на филологическом фак-те Австралийского национального ун-та, специализировался на изучении древнегреч. и лат. языков. В 1982 г. выехал в США и поступил в Свято-Троицкую джорданвиллскую духовную семинарию , к-рую окончил в 1985 г. 29 марта того же года Сиракузским и Троицким архиеп. Лавром (Шкурлой ; впоследствии митрополит, Первоиерарх РПЦЗ) пострижен в монашество с именем Иоанн в честь св. Иоанна Крестителя. 12 апр. 1987 г. рукоположен архиеп. Лавром во диакона, 4 нояб. того же года - во иерея. С 1988 г. служил в Австралии. В 1992-1996 гг. духовник Елеонского Вознесенского русского женского монастыря в Иерусалиме. В 1994 г. награжден золотым наперсным крестом. В 2000 г. нес послушание секретаря Ирийского еп. Даниила (Александрова), вик. Председателя Архиерейского Синода РПЦЗ по окормлению единоверцев. В том же году впервые посетил единоверческую общину Михаило-Архангельского храма с. Михайловская Слобода Раменского р-на Московской обл. В 2001-2005 гг. духовник Елеонского и Гефсиманского во имя равноапостольной Марии Магдалины жен. мон-рей в Св. земле. В сент. 2005 г. возведен в сан игумена. С 2005 г. окормлял миссионерскую общину преподобных Сергия и Германа Валаамских в Чикагской и Среднеамериканской епархии РПЦЗ. Пребывал в братии джорданвиллского во имя Святого Троицы мужского монастыря . 20 мая 2008 г. Архиерейским Собором РПЦЗ определен кандидатом во епископа Каракасского, управляющего приходами РПЦЗ в Юж. Америке, к-рые долгое время оставались без архиерейского окормления. 20 июня кандидатура И. была утверждена Свящ. Синодом РПЦ. 22 июня хиротонисан во епископа Каракасского. Хиротонию в единоверческом храме в честь Рождества Христова в г.

http://pravenc.ru/text/469456.html

Время собирать камни. Визит Митрополита Лавра в Россию показал, что единство Русской Церкви неизбежно РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_9443.html 26 мая 2004 Даниил Щипков Время собирать камни. Визит Митрополита Лавра в Россию показал, что единство Русской Церкви неизбежно Источник:  НГ-Религии До окончания первого за всю историю Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) официального визита ее главы в Россию осталось два дня. Уже можно подводить итоги. Визит готовился долго – с осени прошлого года. Он несколько раз откладывался: вероятно, велось предварительное согласование условий встречи глав двух Церквей. Ореол непредсказуемости неизменно сопутствовал каждому шагу в этом сложном диалоге, целью которого и та и другая сторона считает установление единства Русской Церкви, разделенной в результате Гражданской войны 1918-1920 гг. Началось все в сентябре 2003 года со встречи в Нью-Йорке президента России Владимира Путина с Предстоятелем РПЦЗ Митрополитом Лавром (Шкурлой) и иерархами этой Церкви. Тогда Путин оказал неслыханное доселе внимание " зарубежникам " и, в частности, пригласил Митрополита Лавра (от своего имени и от имени Патриарха Алексия II) в Москву. Многолетние консультации представителей обеих Церквей, предшествовавшие этому, не имели такого успеха, как приглашение, прозвучавшее из уст российского президента. " Зарубежники " оценили этот шаг: их идеологическое противостояние " советской " Церкви было сломлено. Начался процесс возвращения отделенной некогда части в " лоно Матери-Церкви " . В ноябре 2003 года Москву посетила делегация РПЦЗ во главе с идейным сторонником объединения и одной из ключевых фигур в этом процессе – архиепископом Берлинским и Германским Марком (Арндтом). В декабре состоялся Архиерейский Собор РПЦЗ, на котором было принято решение о визите Митрополита Лавра в Россию. Со стороны каждой из двух Церквей были образованы специальные комиссии, и в Москве стали ожидать Лавра. Митрополит приехал 14 мая. 18 мая он встретился с Патриархом Алексием II, и стало понятно главное: объединение Церквей состоится, остальное – дело времени и техники.

http://religare.ru/2_9443_1_21.html

Мониторинг СМИ Объединитель русского православия В Нью-Йорке прошла встреча с иерархами Зарубежной Церкви 16.09.2005 12:24 Особое место в насыщенной программе визита президента России Владимира Путина в Нью-Йорк заняла встреча с иерархами Русской Православной Церкви Зарубежом (РПЦЗ). 14 сентября Путин провел беседу с Первоиерархом РПЦЗ Митрополитом Лавром (Шкурлой). В ней Владимир Путин подчеркнул, что единство Церквей станет знаком объединения русского народа и он, как глава государства, готов «способствовать этому процессу». Как стало известно «НГ», на 6 мая 2006 года в Сан-Франциско намечено открытие Всезарубежного Собора, в котором примут участие более 200 представителей священства и мирян РПЦЗ. По окончании его работы Архиерейский Собор РПЦЗ примет окончательное решение по вопросам преодоления разногласий между двумя ветвями Русской Церкви. В 90-е годы прошлого века Патриарх Московский и всея Руси Алексий II неоднократно высказывался в поддержку диалога с представителями Зарубежной Церкви вплоть до восстановления единства, однако РПЦЗ эти инициативы игнорировала. Лишь после того как РПЦ в тексте «Социальной концепции» заявила о том, что Церковь может отказать власти в поддержке, «если власть принуждает верующих к отступлению от веры», отношение РПЦЗ к объединительному процессу постепенно начало меняться. Ключевую роль в ускорении объединительного процесса сыграл именно российский президент, в 2003 году посетивший Нью-Йорк и встретившийся с Митрополитом Лавром. Владимир Путин передал Митрополиту приглашение Алексия II посетить Россию, и исторический визит Предстоятеля РПЦЗ в Москву состоялся в мае 2004 года. Тогда же глава Зарубежной Церкви и Патриарх Алексий II были приняты Владимиром Путиным в Ново-Огарево. Президент России недвусмысленно дал понять, что государство заинтересовано в восстановлении нарушенного более 80 лет назад единства Церкви. Одним из основных вопросов, волнующих представителей Зарубежной Церкви, явился вопрос сохранения имущества. Президент России в Ново-Огарево заявил, что ни государство, ни Московский Патриархат не будут претендовать на собственность РПЦЗ.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010