Для современного сознания может показаться странным, что греки чествовали своих богов и играми; действительно, странно было бы представить Аполлона или Афину, чествуемых велосипедными гонками, или лаун-теннисом, или даже современной борьбой. Но игры греков носили совершенно иной характер, чем наш автомобильный, парусный, лыжный и иной спорт. Грек в играх искал красоты и служил красоте и увенчивал лавром не только силу, но прежде всего красоту и ловкость. Статуи греческих атлетов (их можно видеть в нашем Эрмитаже – 32, 62 и др.) поражают прежде всего выражением удивительной духовной красоты и благородства. И, во-вторых, игры и упражнения были, как теперь, искусственно выдуманным средством, прописанным врачом вместе с пилюлями против ожирения; они были естественной частью жизни грека, они входили, как главный элемент, в его воспитание так же, как танцы и игра на кифаре, военные упражнения так же, как игры и хороводы девушек, незаметно сливавшиеся с священными плясками и шествиями. Кроме общенародных празднеств и торжеств, каждая семья имела свои особые торжества и дни с особым значением. И прежде всего это были дни рождения, брака и смерти членов семейства. Религиозным центром дома была богиня Гестия – домашний очаг; ее именем клялись, и у нее совершалось большинство семейных обрядов. Но рядом с ней почитались и другие боги. Во время беременности молились Артемиде – Разрешительнице. При рождении сына на наружную дверь вешался оливковый венок, при рожденш дочери – шерсть, чтобы известить проходящих о событии. На пятый день ребенок обносился вокруг очага, а затем совершались обряды очищения ребенка и матери. Перед свадьбой молились Гере, Артемиде, Афродите и нимфам, а само бракосочетание состояло иъ жертвоприношений, процессий и пения гимнов. Относительно погребения у греков было множество обычаев, которые свято соблюдались, т. к. иначе умершему грозил гнев подземных богов. Мертвец считался нечистым, и поэтому его сжигали до солнечного восхода, чтобы не оскорбить солнце видом трупа. На священном острвове Делосе не было ни одной могилы. Покойников поминали на 3-й, 9-й и 20-й дни и затем ежегодно. IV. Основные черты греческой религии: антропоморфизм, принцип прекрасного и слабость нравственного момента. Сознание недостаточности этих начал, выразившееся в тайных культах, мистериях и философских учениях. Идейный переход от антропоморфического многобожия, аморализма и оптимизма к монотеизму, идеям греха и искупления. Философская, рационалистическая критика. Положительное философское творчество – Платон

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Именно таким событием явился двухнедельный визит в Константинополь султана грозных сельджуков Кылыч-Арслана II в 1162 г. Ему приготовили трон, обшитый золотом и украшенный драгоценными камнями и жемчугом, а сам принимавший гостя василевс Мануил Комнин щеголял на шее рубином размером с яблоко. Гостю дважды в день подносили изысканные еду и питье в золотых и серебряных сосудах, которые каждый раз оставляли ему в дар. Не было числа пиршествам, конным и прочим цирковым соревнованиям, вершиной которых стало потрясающее представление на воде с демонстрацией устрашающих возможностей «жидкого огня». В ответ султан решил тоже удивить собравшихся. Он приказал организовать прыжок с высокой вышки некоего «летуна», облаченного в просторное одеяние с множеством больших карманов, которые, как думалось, будут наполняться воздухом и помогут телу парить над землей. Когда убившегося экспериментатора уносили, народ, как повествуют источники, рыдал и корчился от смеха, довольный тем, что нашелся повод принизить варваров-сельджуков. В праздничные дни ромеи превращали улицы в восхитительное зрелище, украшая их плющом, лавром, миртом, розмарином, вывешенными из домов коврами и тканями. Горожане веселились вовсю: водили хороводы на площадях, пели гимны в честь виновника торжества; во дворце пировала высшая знать, не чуравшаяся личного участия в костюмированных представлениях – карнавалах. Василевс устраивал раздачи медных денег народу, на площадях на специальных длинных столах выставлялось даровое угощение, организовывались грандиозные зрелища на центральном Ипподроме с публичными представлениями. Примечательно, что сам ипподром византийцы иногда называли феатрон – дословно «театр». Он стал символом Византии. Недаром изображения ипподромных игр и представлений в XI в. украсили стены бесконечно далекого, но прославленного храма Софии Киевской. Уже император Константин I Великий сделал ипподром центральной фигурой Большого императорского дворца. Комплекс главного столичного Ипподрома со временем мог вмещать около 80 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одной из важных составляющих этого процесса являлся процесс канонического урегулирования статуса российских клириков РПЦЗ, пожелавших воссоединиться с Русской Церковью. Для этого был необходимо не только снять все наложенные ранее прещения, но и покаяться в собственных ошибках, совершенных в прошлом. Епископ Евтихий первый подал пример подведомственному клиру, и 3 октября 2006 г. он направил в адрес патриарха Московского и всея Руси Алексия II письмо, в котором «выразил искреннее раскаяние в действиях, приведших к созданию «вредоносного раскола». 26 нояб[ря] того же года [епископ] Е[втихий] обратился к Патриарху Алексию II с прошением о снятии наложенного на него прещения и о принятии в каноническое подчинение Московскому Патриархату. 22 дек[абря] Красноярский и Енисейский архиеп[ископ] Антоний (Черемисов) освободил его от ранее наложенного прещения» . Определением Священного Синода РПЦ от 26 декабря 2006 г., епископ Евтихий был признан состоящем в сане епископа, а вопрос его дальнейшего служения перенесен на время, когда вступит в силу Акт о каноническом общении . После окончательного решения о том, что Акт о каноническом общении будет подписан, из РПЦЗ начался отток непримиримых и настроенных отрицательно к РПЦ приходов в различные неканонические «истинно-православные» и греческие старостильные юрисдикции. Наконец, чаемое всеми православными верующими событие эпохального значения состоялось . «Акт о каноническом общении» был торжественно подписан 17 мая 2007 г. Святейшим патриархом Алексием II и митрополитом Лавром в Храме Христа Спасителя в Москве, где и была отслужена первая совместная Божественная литургия. На эти торжества прибыли более пятисот верующих из дальнего Зарубежья – членов РПЦЗ . Торжества прошли на самом высоком уровне, с участием Президента РФ, членов правительства и депутатов Государственной Думы, огромного количества представителей различных общественных организаций . Меньшая часть клириков и общин не признала данного объединения, образовав Временное Высшее Церковное Управление РПЦЗ ((ВВЦУ РПЦЗ епископа Агафангела (Пашковского), позднее возведенного в достоинство «митрополита» и «первоиерарха» . Большая же часть признала объединение и стала составной автономной частью Московского Патриархата. Существование единой РПЦЗ прекратилось. Клирики, не принявшие ни одной из многочисленных формаций, образовавшихся в результате отделения от РПЦЗ , перешли в многочисленные неканонические греческие старостильные группировки, псевдокатакомбные и старообрядческие юрисдикции.

http://bogoslov.ru/article/6193184

Борьба идей и стилей, ведущаяся тяжелыми, регулярными армиями ученых, критиков, философов, богословов, заостряется в нескольких крылатых формулах, — употребляемых одними как оружие, другими как знамя. Легкая кавалерия публицистов пользуется почти исключительно этим оружием, которое для широких масс кристаллизует духовное содержание века. Изменчива судьба слов; некоторые из них способны навести на элегическое раздумье не хуже похвальных надписей на гробницах древних, некогда славных, но ныне угасших фамилий. Символы, которые для наших дедов были знаком совершенства, бросаются нами для выражения презрения. Мы убиваем словом, которое некогда было увенчивающим лавром: так Локки убивает Бальдура веткой омелы 423 . Давно ли говорили о чувствительности, как о высоком строе души? В следующем поколении таким патентом на культурное благородство служило слово «позитивизм». Можно ли придумать что–нибудь более компрометирующее, чем эти титулы в наши дни? «Идеализм» и «реализм» по очереди, в вечной смене боевого счастья, то поднимаются, то падают на весах культуры. Я говорю об этом не от усталости душевной, не от того, чтобы вывести из этой неустойчивости оценок уроков релятивизма или иронии. Я убежден, что лежащая за поверхностью словесно–литературной борьбы человеческая драма истории полна глубокого смысла, хотя и трудно уловимого. Изучение судьбы слов, в которых эпоха выражает себя, дает ключ к ее глубине, невыразимой в слове. Я хотел бы предложить вниманию читателя несколько крылатых словечек нашего времени, чтобы за ними уловить дух «времени». Не только для того, чтобы узнать его, но и для того, чтобы с ним бороться. Почему я выбираю не положительные, а отрицательные лозунги века? Потому, что наше время лучше находит себя в отрицании старых, чем в утверждении новых ценностей. В борьбе со старым объединяются чуть ли не все; в поисках нового начинается разброд. Конечно, можно было бы найти несколько слов, в которых новое поколение пробует утверждать свой идеал жизни: порядок, единство, собранность, дисциплина, строительство, конструктивность… Но ни одно из них не приобрело священного смысла знамени, за которые борются и умирают.

http://predanie.ru/book/219978-stati-192...

8. А (Константин) с невероятной быстротой прибывает к уже угасающему отцу, который, препоручив его солдатам, передал ему из своих рук власть. Затем он принял отдохновение от жизни в своей постели, как того и желал. 9. Приняв власть, Константин Август прежде всего вернул христиан к культу и их богу. Это было его первое постановление по восстановлению святой религии. XXV 1. Несколькими днями позже его изображение, увенчанное лавром, было отправлено к злобному зверю. Тот долго обдумывал, стоит ли принимать его? 2. Обернулось так, что он чуть было не сжег его вместе с тем, кто его доставил, но придворные отвратили его от этого сумасбродного шага, напомнив об опасности того, что все воины, против воли и желания которых были назначены (никому) не ведомые Цезари, примут Константина и будут с превеликим воодушевлением сбегаться к нему, когда он придет с оружием в руках. 3. Тогда он с большой неохотой принял изображение и послал пурпур, чтобы казалось, будто он принял его в соправители добровольно. 4. Его расчеты были нарушены, ведь он уже не мог провозгласить (Августом) вне очереди того, кого хотел. 5. И тогда он решил назначить Августом Севера, как старшего по возрасту, а Константина постановил считать Цезарем, как Максимина, а не императором, в качестве какового он был выбран, чтобы сбросить его со второго места на четвертое. XXVI 1. Дела казались уже таким образом устроенными, когда неожиданно ему донесли о другой угрозе – его зять Максенций был провозглашен в Риме императором. 2. Причина этого мятежа была такова. Так как (Максимиан) решил поглотить весь мир, установив ценз, то дошел до такого безумия, что хотел даже народ римский лишить свободы от налогового рабства. Уже были назначены цензоры, которых послали в Рим для проведения народной переписи. 3. Почти в то же время он убрал лагеря преторианцев. Поэтому некоторые солдаты, оставшиеся в римских лагерях, улучшив момент, при содействии пришедшего в движение народа, убили нескольких судей и облекли Максенция в порфиру. 4. Получив это известие, (Максимиан) был изрядно встревожен неожиданностью дела, хотя и не слишком испуган. Он ненавидел этого человека, да и не мог назначить (разом) трех Цезарей. Казалось, по крайней мере, что он не собирался делать этого сразу.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-s...

036 У Эмпедокла мотив наказания совмещается с мотивом реинкарнаций только когда речь идет о судьбе демонов – «если какой-нибудь демон осквернит свои члены кровью и, следуя Ненависти, поклянется преступной клятвой, тридцать тысяч лет скитаться ему вдали от блаженных, рождаясь с течением времени во всевозможных обличиях смертных» (Фр.115. Плотин. Эннеды. 4,8,1). Для людей же грех, который, возможно (из текста это не следует) карается в перевоплощениях – нарушение вегетарианства («Пифагор и Эмпедокл провозглашают равенство в правах всех живых существ и заявляют, что тем, кто совершил насилие над животным, угрожают неумолимые кары» (Фр. 135. Цицерон. О государстве 3,11,19) 037 «Эмпедокл говорит, что наилучшее переселение для души человека, если жребий приведет его в животное – стать львом, а если в растение – лавром» (Фр. 126. Элиан. О природе животных. 12.7). Может, оттого Эмпедокл предписывал «от листьев лавра – совершенно воздерживаться!» (Фр. 140. Плутарх. Застольные вопросы 3,1,2). 038 «Собрались здесь души, которым вновь суждено вселиться в тела… Даже тогда, когда жизнь их в последний час покидает, им не дано до конца от зла,от скверны телесной, освободиться. Кару нести потому и должны они все — чтобы мукой прошлое зло искупить. Одни, овеваемы ветром, будут висеть в пустоте, у других пятно преступленья выжжено будет огнем… Время круг свой замкнет, минуют долгие сроки – вновь обретет чистоту, от земной избавленный порчи, душ изначальный огонь. Времени бег круговой отмерит десять столетий – души тогда к Летейским волнам божество призывает, чтобы, забыв обо всем, они вернулись под своды светлого неба и вновь захотели в тело вернуться» (Вергилий. Энеида. 6,713–751). 039 Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. Спб., 2000, с. 62. «У жрецов под рукой куча книг Орфея, и по этим книгам они совершают обряды, уверяя даже целые народы, будто и для живых и для тех, кто уже скончался, есть избавление и очищение от зла: оно состоит в жертвоприношениях и детских забавах, которые они называют посвящением в таинства» (Платон. Государство. 364е).

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Епарх города украсил город от Золотых ворот до Халки лавром, розмарином, миртом, розами и другими цветами и, кроме того, разноцветными скарамангиями и тканями и паникадилами, весь путь усеян был цветами, а на долине за Золотыми воротами были раскинуты шатры, где были пленники и расставлена военная добыча. Все подобное убранство города называлось изящным убором, и украшенный так город сравнивался с покоем новобрачных 137 . Политические права населения Константинополя выражались, кратко говоря, в муниципальном праве итальянских городов, что в Византии подразумевалось в термине το δκαιον της πλεως. Под суровым гнетом царей политические права городов, однако, скоро ограничены были тесными пределами цирка и представлений, в нем даваемых. Вследствие этого главнейшие сведения о политических правах городских жителей почерпаются из известий писателей о цирковых партиях. История этих партий представляет, однако, некоторые неясности и трудности. Историки предъявляют к ним резкие и суровые обвинения, хотя недостаточно определяют происхождение этих партий и руководившие бурными движениями их мотивы. Но т.к. под цирковыми партиями византийских писателей следует подразумевать городской народ, разделенный по димам – ο δμοι, то в «неистовствах» и «безрассудстве» этих партий ( τα μρη) можно видеть последние взрывы борьбы городов за политические права. В этом смысле вопрос о цирковых партиях имеет большой исторический интерес. Ввиду крайней скудости материалов, касающихся димов и партий цирка, стоит обратить внимание на малоизвестный памятник, находящийся ныне во дворе св. Ирины и воздвигнутый в честь циркового наездника Порфирия 138 . Городские димы наполняют своими бурными волнениями истории V и VI вв. Затем упоминания о них становятся все реже и реже – признак, что правительством нанесен был городам решительный удар. В Константинополе было четыре дима: венеты, прасины, левки и русий. В политическом и административном отношениях они находятся в зависимости от димарха и демократа, высших чинов в византийской служебной табели, которые не имели отношения к делам ипподрома.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

— Например? — Самый яркий пример — наша работа над статьями о Грузинской Православной Церкви и Грузии. Статьи сложные. Между нами существует немало разногласий — исторически, а сегодня и политически мотивированных. Например: как оценивать деятельность того или иного Экзарха Грузии синодальной эпохи? Или: как оценивать деятельность тех или иных грузинских национально ориентированных деятелей? Такие вопросы перед нами стояли, когда мы вместе с большой группой грузинских авторов делали эти статьи. И делали их очень долго и тщательно. Помимо того, что в Грузии у нас работает постоянное представительство, мне приходилось неоднократно летать в Грузию, чтобы оговаривать какие-то вещи напрямую с Патриархом-Католикосом всея Грузии Илией II. Представители духовенства и ученых Грузии приезжали в Москву и порой по нескольку суток просто не выходили из помещения нашего Центра, где буквально день и ночь шла работа над статьями. В результате — и это для нас самое главное — получились очень хорошие статьи. Но положительным итогом нашей работы стало еще одно важное событие. В очень сложный период истории политических отношений между Россией и Грузией, которые тогда сильно обострились, на презентацию тома, содержащего статьи о Грузии, прилетела большая грузинская делегация во главе с Патриархом-Католикосом Илией II и президентом Грузинской академии наук. Поскольку воздушного сообщения между Москвой и Тбилиси не было, был организован спецрейс, решение о котором принималось на самом верху. Но в итоге этот визит стал зримым свидетельством того, как работа ученых может помочь нашим политикам найти взаимопонимание и смягчить напряжение. Вторым примером может служить наше взаимодействие с Русской Православной Церковью заграницей, которое началось задолго до свершившегося в прошлом году объединения — еще в 1998-м. Тогда у меня была встреча в Америке с покойным митрополитом Лавром, возглавлявшим в то время Духовную семинарию в Джорданвилле. Мы договорились об участии РПЦЗ в работе «Православной энциклопедии» над статьями, которые касалась Русской Зарубежной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/423878.htm...

– Как будут решаться имущественные споры между РПЦЗ и РПЦ? В частности, одним из центральных вопросов остается имущество РПЦЗ на Святой земле, на которое претендуют РПЦ, МИД России, израильские власти и т. д. Как вы предлагаете урегулировать эти проблемы? – Что касается имущества, то владение недвижимостью и иным церковным имуществом также регулируется законодательством стран пребывания. Внезапные перемены в этой области также не имеют смысла, и поэтому необходимо сохранить статус-кво. К дальнейшим решениям можно стремиться через новые формы сотрудничества, созидательные для местной церковной жизни. Этим можно снять былые формы обостренного противостояния, имевшиеся доселе в тех или иных местах. – Какую роль в сближении двух частей церкви играет президент России Владимир Путин? Планируете ли вы встретиться с ним, и если да, то какие вопросы хотели бы обсудить? – Российский президент благосклонно относится к начавшемуся не без его поддержки процессу сближения двух частей единой Русской церкви. Конечно, буду рад встретиться с ним, но ввиду занятости президента этот вопрос пока еще выясняется. В данный момент я не буду говорить о тех вопросах, которые нам хотелось бы обсудить с президентом, поскольку, как я уже сказал, время у него ограничено и неясно, в каком объеме мы сможем затронуть интересующие нас вопросы. – В распространенной информации по поводу вашего визита говорится, что " в ходе визита ожидается подписание соглашения, определяющего канонические, пастырские и церковно-практические основы единства Русской церкви " . Правда, по другой информации, вы не собираетесь ничего подписывать. Как вы можете прокомментировать эти две противоречивые информации? – Визит будет носить ознакомительный характер, а также это добросовестное старание со стороны нашей церкви изыскать путь к осмыслению наших общих основ и взаимопонимания. Что же касается определения канонических, пастырских и церковно-практических основ единства Русской церкви, то эти вопросы будут обсуждаться и разрабатываться в ходе совместной работы комиссий, учрежденных Архиерейским собором Русской зарубежной церкви и Священным синодом Московского патриархата.

http://religare.ru/2_9340.html

Мы регулярно встречаемся с представителями Поместных Православных Церквей, совершающими свое служение в Москве, с властями и представителями дипломатического корпуса стран, в которых Православие является государственной или традиционной религией большинства. Более подробно о состоянии наших отношений с Поместными Православными Церквами сообщит Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл . Труды по воссоединению с РПЦЗ Разделение русского народа в результате революции и гражданской войны стало национальной трагедией XX века. Следствием этого явилось и церковное разделение. Мы всегда полагали уврачевание трагического раскола в Русской Православной Церкви, возникшего в первой половине прошлого века, восстановление единства Церкви одной из важнейших целей нашего служения. После сложного этапа предварительной переписки и переговоров в мае 2004 года по нашему приглашению в Россию с первым официальным визитом прибыла делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. С радостью отмечая возрастающее взаимопонимание в обсуждении тем, которые в прошлом служили источником разделений, участники собеседований подчеркнули, что сегодня очень важно избегать шагов, способных повредить процессу дальнейшего сближения. Особая ответственность в этом отношении лежит на священнослужителях и представителях церковных учреждений. Было также признано необходимым продолжать совместное научно-историческое изучение церковных событий XX века, в особенности изучение подвига святых новомучеников и исповедников Российских и опыта существования Церкви в условиях гонений со стороны богоборческого режима. Важная роль в разрешении различных проблем, которые препятствуют восстановлению полноты общения, отводится комиссиям, которым поручено выработать совместное понимание следующих вопросов:  о принципах взаимоотношений Церкви и государства, соответствующих учению Церкви;  о соответствующих традиции Церкви принципах взаимоотношений Православной Церкви с неправославными общинами, а также межконфессиональными организациями;

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010