Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 1. О совместной работе Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви Основываясь на общей православной вере в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и верности общему каноническому Преданию Русской Православной Церкви, действуя в соответствии с поручением, которое было сформулировано в ходе собеседований, состоявшихся под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Москве 17-18 мая 2004 года в ходе визита делегации Русской Зарубежной Церкви, возглавляемой Высокопреосвященнейшим митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром, Комиссия Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссия Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом на совместных заседаниях в Москве (22-24 июня и 17-19 ноября 2004 года), в Мюнхене (14-16 сентября 2004 года) и в Париже (2-4 марта 2005 года) подготовили проекты ряда документов, одобренных впоследствии Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Заявления " Об отношениях Церкви и государства " и " Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям " отражают общее понимание этих принципиальных вопросов как Русской Православной Церковью, так и Русской Зарубежной Церковью. Проект Акта о каноническом общении определяет канонический статус исторически сложившейся совокупности епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений Русской Зарубежной Церкви как неотъемлемой самоуправляемой части Русской Православной Церкви, действующей на началах, подобных тем, которые предусмотрены Уставом Русской Православной Церкви в отношении Самоуправляемых Церквей на территории Московского Патриархата. Вступлением в силу предлагаемого Акта восстанавливается полнота канонического общения внутри единой Поместной Русской Православной Церкви, возглавляемой Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

http://sedmitza.ru/lib/text/429877/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Синод Русской Зарубежной церкви одобрил Акт о каноническом общении с Московским Патриархатом 08.09.2006 Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) одобрил Акт о каноническом общении с Московским Патриархатом. На очередном заседании Синода, которое завершилось в четверг, 7 сентября, постановлено " на основании определения Архиерейского Собора 15-19 мая 2006 г. утвердить и одобрить «Акт о каноническом общении» в исправленной редакции, предложенной церковными комиссиями на седьмой совместной встрече, как и другие выработанные комиссиями материалы " . В соответствии с указаниями Архиерейского Собора РПЦЗ решено также поручить комиссии по переговорам с Московским Патриархатом разработать совместно с комиссией Московского Патриархата по диалогу с РПЦЗ детали торжественного подписания Акта и чинопоследование вступления обеих частей Русской Православной Церкви в каноническое общение. Архиепископу Берлинскому и Германскому Марку (Арндту) , председателю комиссии РПЦЗ по переговорам с Московским Патриархатом, поручено согласовать с архиепископом Корсунским Иннокентием (председателем аналогичной комиссии Московского Патриархата по переговорам с РПЦЗ) время одновременной публикации утвержденного обоими Синодами Акта на официальных сайтах РПЦЗ и Московского Патриархата. На следующем заседании Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, которое пройдет в расширенном составе, будут обсуждаться предложения, выработанные совместными комиссиями на их предстоящей встрече. Итоги этой встречи будут обсуждаться на следующем заседании Архиерейского Синода, которое состоится в декабре этого года. Акт о каноническом общении окончательно будет принят после его подписания Предстоятелями обеих частей Русской Церкви — Святейшим Патриархом Алексием и Высокопреосвященнейшим Митрополитом Лавром.

http://drevo-info.ru/news/1310.html

Я думаю, что стал более смиренным, глядя на этого монаха. В то время я был, наверное, единственным схимонахом в Джорданвилле – еще до моего рукоположения. Но у меня даже не было места, где сесть в трапезной. Я пытался пристроиться рядом с мантийными монахами, но весь стол был занят. Тогда я сел с рясофорными монахами, но там сказали: «Нет, ты не можешь здесь сидеть». И мне пришлось отправиться к семинаристам, которые сказали: «Отче, вы можете сидеть здесь, но вы должны быть с монахами». Таким образом, я долго не мог найти себе место. Но я смотрел на стол, где находился владыка Лавр. Иногда ему готовили какую-то особую еду. Однако он ел очень мало – буквально две ложки, а остальное отдавал другим священникам, которые сидели рядом с ним. Однажды, когда мне довелось нести послушание на кухне, я спросил: «Вы готовите специальную еду для митрополита?» Мне ответили: «Ничего особенного. Митрополит очень смиренный человек, он не станет возмущаться по поводу пищи. Другие могут, но только не владыка – он будет есть все, что мы ему предложим». У меня была возможность наблюдать за владыкой Лавром долгое время. Иногда ему нужно было ехать на какой-либо приход, посетить кого-то из священников или иерархов из других юрисдикций. Многие из братии мне говорили: «Мы не чувствуем себя в безопасности, потому что митрополит уехал». Это правда когда митрополит уезжает, в монастыре множество искушений. В такие дни у нас всегда что-то происходило, случались какие-то инциденты. Кто-то попал в аварию, или сторонний человек забрался и что-то украл – всегда бывало что-то подобное. Сила молитвы этого праведника защищала нас, а когда его не было рядом, я чувствовал себя незащищенным. И всегда интересовался, здесь ли митрополит. Если это подтверждалось – значит, все в порядке, можно быть спокойным. Сила молитвы этого праведника защищала нас, а когда его не было рядом, я чувствовал себя незащищенным Для меня было просто необходимо видеть его в церкви – каждый день. Просто чувствовать его присутствие.

http://pravoslavie.ru/152479.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛАРЕАН [лат. Glareanus, наст. имя Генрих Лорити - Loriti, Loreti, Loris] (июнь 1488, Моллис, кантон Гларус, Швейцария - 28.03.1563, Фрайбург, ныне Фрайбург-им-Брайсгау, Юж. Германия), швейцар. гуманист, поэт, педагог и ученый. Автор трудов по теории музыки, географии, филологии, математике и метрологии, комментатор и редактор-издатель сочинений рим. авторов (Гораций, Овидий, Вергилий, Тацит, Тит Ливий, Цезарь, Крисп, Теренций, Лукан, Юстин, Светоний, Боэций). Псевдоним Г., по форме стилизованный под фамильные имена рим. патрициев, был взят им в возрасте ок. 20 лет. Отец Г. был землевладельцем; в детстве, по свидетельству Г., ему приходилось пасти овец. Первоначальное, в т. ч. муз., образование он получил в школе М. Рубелла в 1501-1506 гг. (Берн, Роттвайль). В 1506-1510 гг. изучал философию и теологию в Кёльнском ун-те; его наставником в музыке и математике был гуманист и автор музыкально-теоретических трактатов И. Кохлеус , в греч. языке Г. совершенствовался под рук. И. Цезария. В 1507 г. он получил степень бакалавра, в 1510 г.- лиценциата и затем - магистра свободных искусств. В возрасте 24 лет Г. добился права выступить перед рейхстагом и исполнить сочиненную в честь имп. Максимилиана I оду на лат. языке в подражание рим. панегирической поэзии. Император увенчал его голову лавровым венком, что позволило Г. впосл. прибавлять к своему имени титул «poeta laureates» (увенчанный лавром поэт). Глареан. Рис. Ганса Гольбейна Младшего на полях списка «Похвала глупости» Эразма Роттердамского. XVI в. (Музей искусств в Базеле. Кабинет гравюры) Глареан. Рис. Ганса Гольбейна Младшего на полях списка «Похвала глупости» Эразма Роттердамского. XVI в. (Музей искусств в Базеле. Кабинет гравюры) В 1514 г. в споре гуманиста И. Рейхлина с Й. Пфефферкорном, призывавшим к уничтожению евр. книг, Г. принял сторону первого, с чем мог быть связан его переезд в Базель. В 1-й период пребывания в этом городе (1514-1517) Г. был принят в Базельский ун-т (без штатного места), получил разрешение открыть пансион, в к-ром обучал детей греч. и лат. языкам, математике, поэзии и музыке. Ученики должны были говорить на классической латыни не только на занятиях, но и в быту; иерархия среди учеников в игровой форме воспроизводила структуру древнерим. общества. Его учениками были К. Гедио и братья П., В. и Э. Чуди (впосл. историк Швейцарии и ревностный защитник католицизма в кантоне Гларус).

http://pravenc.ru/text/165083.html

Но как ловко наряду с необходимостью Диатриба сохраняет свободу, говоря: «Не всякая необходимость исключает свободную волю. Например, Бог-Отец по необходимости рождает Сына, однако Он рождает по желанию и свободно, а не по принуждению». Заклинаю тебя, разве у нас сейчас речь о принуждении и о силе? Разве мы не доказали во всех наших книгах, что мы говорим о непреложной необходимости? Мы знаем, что Отец родит по желанию, что Иуда предает Христа по желанию, но мы говорим, что это желание в самом Иуде определенно и неизбежно появится, если Бог это предвидел. В случае, если до сих пор непонятно, о чем я говорю, дозволь нам сказать — о необходимости, которая сурово принуждает к делу, и о другой необходимости, которая неизбежно проявляется в определенный момент; кто нас слушает, пусть поймет, что мы говорим о последней, а не о первой. Это значит, что мы не рассуждаем о том, неохотно или же по своей воле Иуда стал предателем, но говорим, что Бог непреложно предопределил в назначенное время произойти тому, чтобы Иуда по своей воле предал Христа. Но посмотри, что здесь говорит Диатриба: «Если ты примешь во внимание Его необманывающееся предвидение, Его неизменяемую волю, то необходимо должно произойти то, что Иуда предал Господа, однако Иуда мог изменить свою волю.» Понимаешь ли ты. моя Диатриба, что ты говоришь? Я промолчу о том. что воля не может хотеть ничего, кроме зла, как это было принято выше, по каким образом Иуда мог изменить свою волю, раз существовало безошибочное предвидение Божье? Разве он мог изменить предвидение Божье и сделать его ошибочным? Тут Диатриба повержена, и, оставив знамя и бросив оружие, она отступает с поля боя, сведя рассуждение к схоластическим тонкостям по поводу необходимости следствия и необходимости следующего, потому что она не желает продолжать эти хитросплетения. Это, конечно, благоразумно. Когда ты завел дело в полный тупик, когда более всего нужен умный человек, тогда ты поворачиваешься спиной, предоставляя другим отвечать и определять. Хорошо бы тебе с самого начала принять это решение и вообще отказаться от намерения писать. Как сказал поэт: «Кто не владеет мечом, тот не ходит на Марсово поле» . Ведь от Эразма не ожидали, что он решит этот трудный вопрос, каким образом Бог доподлинно все предвидит, хотя бывает, что случается и по-нашему. Этот трудный вопрос существовал в мире задолго до Диатрибы. Ожидали, однако, ответа и определения. Эразм же использовал риторический переход и потащил с собой нас, неумудренных, как если бы здесь шла речь о ничтожном деле, в котором существуют только какие-то хитросплетения, и он, увенчанный плющом и лавром, вырывается из самой его гущи.

http://sedmitza.ru/lib/text/440992/

Многие из тех, кто был на похоронах владыки Лавра, говорили, что они сами по себе тоже стали праздником Торжества Православия. Я знаю одного нехристианина, который специально приехал на погребение из Нью-Йорка. Он был знаком с владыкой и говорил: «Я настолько почитаю владыку, что должен был попрощаться с ним». Митрополиты Онуфрий (Березовский), Лавр (Шкурла) и Владимир (Сабодан) У людей было необычное умиротворение. Столько народу приехало со всего мира! Конечно, был владыка Онуфрий с Украины, с которым владыка Лавр очень дружил. Из России приехал владыка Ювеналий. После всенощной он собрал всю братию и очень подробно расспрашивал о последних днях жизни нашего Митрополита, потому что по возвращении в Москву должен был рассказать об этом Святейшему. Сияло солнце, был мороз, но никто на него на обращал внимания. Все шли за гробом, пока мы обносили его вокруг собора. И можно сказать, что на душе были праздничные ощущения. Конечно, я хотел бы похвалиться и сказать, что многому научился у владыки, но не знаю, могу ли это сделать. Владыка всегда был смиренным и никогда ничего не просил Владыка всегда был смиренным и никогда ничего не просил. Он все воспринимал со смирением, особенно в последнее время. Он был как ягненок: никогда не роптал, не жаловался, просто делал то, что его просили. Всегда полагался на Божию волю и спокойно принимал то, что ему приходило. Я научился у него тому, что следует спокойно относиться, если случаются какие-то затруднения. В таких ситуациях он говорил, что никогда не нужно отчаиваться и следует все воспринимать спокойно – как Бог даст. На самом деле, я многое видел, будучи с ним. Обычно я говорю, что являюсь самым счастливым человеком на свете: иметь такую дружбу, не только с владыкой, но и со всей братией монастыря, – это счастье. И в то же время у меня есть семья, сын теперь служит священником. Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) Я впервые приехал в Джорданвилль ребенком в 1957-м году, в лагерь по существовавшей тогда программе «летних мальчиков». Мне там настолько понравилось, что я решил остаться на зиму, жил тогда в комнате с отцом Лавром. В местную школу ездил автобусом, а по средам и пятницам монахи мне готовили с собой обед c чаем и постной пищей.

http://pravoslavie.ru/152456.html

Дон Карлос Твой Дон Гуан безбожник и мерзавец, А ты, ты дура. Лаура Ты с ума сошёл? Да я сейчас велю тебя зарезать Моим слугам, хоть ты испанский гранд. Дон Карлос (встаёт) Зови же их. Первый Лаура, перестань; Дон Карлос, не сердись. Она забыла… Лаура Что? что Гуан на поединке честно Убил его родного брата? Правда: жаль, Что не его. Дон Карлос Я глуп, что осердился. Лаура Ага! сам сознаешься, что ты глуп. Так помиримся. Дон Карлос Виноват, Лаура, Прости меня. Но знаешь: не могу Я слышать это имя равнодушно… Лаура А виновата ль я, что поминутно Мне на язык приходит это имя? Гость Ну, в знак, что ты совсем уж не сердита, Лаура, спой ещё. Лаура Да, на прощанье, Пора, уж ночь. Но что же я спою? А, слушайте. (Поёт.) Все Прелестно, бесподобно! Лаура Прощайте ж, господа. Гости Прощай, Лаура. Выходят. Лаура останавливает Дон Карлоса. Лаура Ты, бешеный! останься у меня, Ты мне понравился; ты Дон Гуана Напомнил мне, как выбранил меня И стиснул зубы с скрежетом. Дон Карлос Счастливец! Так ты его любила. Лаура делает утвердительно знак. Очень? Лаура Очень. Дон Карлос И любишь и теперь? Лаура В сию минуту? Нет, не люблю. Мне двух любить нельзя. Теперь люблю тебя. Дон Карлос Скажи, Лаура, Который год тебе? Лаура Осьмнадцать лет. Дон Карлос Ты молода… и будешь молода Ещё лет пять иль шесть. Вокруг тебя Ещё лет шесть они толпиться будут, Тебя ласкать, лелеять, и дарить, И серенадами ночными тешить, И за тебя друг друга убивать На перекрёстках ночью. Но когда Пора пройдёт, когда твои глаза Впадут и веки, сморщась, почернеют И седина в косе твоей мелькнёт, И будут называть тебя старухой, Тогда – что скажешь ты? Лаура Тогда? Зачем Об этом думать? что за разговор? Иль у тебя всегда такие мысли? Приди – открой балкон. Как небо тихо; Недвижим теплый воздух, ночь лимоном И лавром пахнет, яркая луна Блестит на синеве густой и тёмной, И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..» А далеко, на севере – в Париже — Быть может, небо тучами покрыто, Холодный дождь идёт и ветер дует. А нам какое дело? слушай, Карлос,

http://azbyka.ru/fiction/malenkie-traged...

Нет сомнений, что «третий путь» и есть собственно «Новый Путь». Но что же это за«Религия Конца?» На это нам отвечает Мережковский приблизительно так: древнейшие многовековые культуры–арийская (древнегреческая) и семитская (иудейская)–задумались над тайной «Божьей твари», над «единством внешнего, стихийного, и внутреннего, духовного, до– и сверх–животного мира». И в то время, как арийцы с беспечною легкостью символизировали или соединили божеское, духовное с животным и даже растительным, и притом так, что в Великом Пане с Козлом, в Леде с Лебедем, в Дафнэ с Лавром трудно было отделить божеское от животного и растительного, – крошечное племя семитов во всей многообразной языческой плоти увидело лишь бездушное тело, лишь «мясо», годное для кровавых жертв и всесожжений Единому Богу Израиля. Этим ядом отречения или умерщвления плоти, ядом уединения в страшной духовной пустыне и почитания лишь «чистого духа», всего бескровного ибесплотного, иудейство заразило и поздний эллинизм, когда столкнулось с ним в школе Александрийских неоплатоников, неопифагорейцев, гностиков, – иначе в том горниле, где образовался сплав, именуемый «христианскою мудростью». Только что хлынувшие из Азии в Европу новые арийские племена с детскою простотой приняли утонченнейший и опаснейший плод двух соединенных и уже истощенных культур. Посему в христианстве их поражала, пленяла, как пленяет ужас, притягивала, как притягивает бездна, именно та сторона его, которая была наиболее чуждою и противоположною их собственной природе, – сторона исключительно семитская: добродетель, как умерщвление плоти, как отречение от мира, как уединение в страшной духовной пустыне, на вершине тех столбов, на которых кочевали столпники, – взгляд на собственное тело, как на нечто неискупимо-грешное, зверское, скотское, взгляд на всю животную стихийную природу, из которойони сами только что вышли и которую все еще слишком любили, – как на порождение дьявола. Бросая свой взор в прошлое христианства, Мережковский с прискорбием утверждает, что «старое», «историческое», «византийское», скопческое», аскетическое», и «прелюбодейное» (?!!) христианство обесплотило Христа, отвергло в человеке плоть, – «смело с земли, развеяло пустынным ветром», – признало, что не какая-либо часть или свойство плоти, земли, любви к себе, а вся плоть в существе своем, как мистическое начало, противоположна другому началу, как зло–добру, вечное да–вечному нет, как проклятое, бесовское – святому, божескому, что здоровье тела–состояние скотское, что «жить в Боге значит жить вне самого тела», что святость значит бестелесность, бесплотность, что дух противоположен!) плоти, как вечное добро – вечному злу...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

Ко гробу новопреставленного потоком приносили цветы, но из-за ограниченного места, их убирали в сторону - возле гроба оставили только венок от Святейшего Патриарха и в его лице, от полноты Русской Церкви. Но вот прибыли монашествующие из Иерусалима и вложили в руки владыки Лавра пальмовую веточку. Как это было уместно и умилительно! Ведь владыка Лавр очень любил Святую Землю и почти ежегодно возглавлял туда паломничества. Вместе с тем пальмовая веточка­ - знак мира и примиренности. Владыка Лавр завершил главное послушание своей жизни - довел до конца дело восстановление единства в Русской Церкви, способствовал примирению двух частей ныне единой Церкви. День отпевания Владыки митрополита, пятница 21 марта, был холодный: ветер сильно дул, снег ослеплял глаза. Казалось, что такой лютый зимний день не позволит многим приехать на отпевание. Но эта погода не могла разлучить любящих владыку Лавра от него. На отпевание прилетело духовенство и миряне из России, Австралии, Канады и Европы, игуменьи из Иерусалима, некоторые семьи в такую ненастную погоду ехали 7-14 часов из штатов Мейна, Флориды, Миссури... Нам оказал огромную моральную и молитвенную поддержку митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий - он возглавил отпевание. Я не знаю, как бы мы все выдержали свою разлуку с митрополитом Лавром без поддержки, любви и молитв Русской Церкви в лице митрополитов Ювеналия и Онуфрия (Черновицкого и Буковинского) и представителей Поместных Церквей - Сербской, Антиохийской, Американской. Митрополит Ювеналий начал свое обращение перед первой литией словами: " Любовь и скорбь привели меня сюда к вам в этот день... " Далее он сказал, что ему приходилось участвовать в похоронах и Предстоятелей Церквей, и архипастырей, и пастырей, и рядовых мирян (митрополит Ювеналий архиерействует с 1965 года), но никогда он не встречал всеобщей скорби, которой охвачена сегодня Россия. Его поразило, что не только православные христиане, не только президенты, губернаторы, общественные деятели, но даже последователи других религий откликнулись, и в своих высказываниях говорят о том, какой человек ушел от нас.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

В таких постоянных заботах и трудах на благо вверенной его попечению обители, которой он посвятил лучшие годы своей жизни и недюжинный ум, и в неусыпной молитве о себе и о дорогой его любящему сердцу России провел о. Макарий почти все сорок лет своей иноческой афонской жизни. Светлых и поистине счастливых дней было не много в его тяжелой и трудовой жизни, но тем они были для него дороже, ценнее, тем глубже они запечатлевались в его памяти, хранившей сладостные воспоминания о них даже на закате дней его земного поприща. Такими днями для него были дни приездов на Афон членов нашего царствующего дома: великих князей Алексея Александровича, Константина Константиновича и великой княгини Александры Петровны и приснопамятных благодетелей и покровителей обители, наших послов при Оттоманской Порте графа Н. П. Игнатьева, А. И. Нелидова и др. В эти знаменательные дни своей жизни покойный старец игумен особенно оживал духом и старался исчерпать все доступные для него и обители средства, чтобы проявить по отношению к дорогим гостям чувства трогательной глубокой преданности, беспредельной радости и сердечной благодарности, какими были переполнены сердца каждого инока обители от игумена до последнего послушника. Навстречу дорогим гостям к самому морю выходил игумен в этих случаях с крестным ходом, со множеством иеромонахов и иеродиаконов в дорогих блестящих облачениях. По обеим сторонам пути от моря до самой монастырской порты, устланного лавром, миртою и цветами, стояли многочисленные иноки в своих монашеских одеяниях, с глубоким поклоном приветствовавшие дорогих гостей. Торжественный звон монастырских доброгласных колоколов приветствовал вступление гостей в обитель, за порогом которой их ожидали невиданные и поразительные зрелища. Небольшой, но изящный по своей архитектуре, Пантелеимоновский собор, приняв праздничный вид своим убранством, горел тысячами огней, возженных не только на подсвечниках и паникадилах, но даже на хоросе 306 , который для выражения особенной радости и торжества обители приводился в качательное движение, представляя глазам зрителей невиданную у нас картину игры света, и в широко раскрытые церковные двери принимал под свои своды прибывших на Афон посетителей. Краткая торжественная литания в честь дорогих гостей, многолетие с провозглашением имен их и с ответом на него со стороны стройного многоголосного монастырского хора производят неотразимое чарующее впечатление на гостей, которых радушный хозяин обители приглашал потом в монастырский архондарик (гостиную), чтобы, по русскому обычаю, напоить их чаем и угостить монастырским хлебом и солью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010