«Мы оказались в критическом положении» Беседа с епископом Каракасским Иоанном (Берзинем), управляющим приходами Русской Зарубежной Церкви в Южной Америке Епископ Каракасский Иоанн (в миру – Петр Берзинь) родился 16 марта 1957 года в городе Кума в Австралии, в семье латышей, вынужденно покинувших родину в годы Второй мировой войны. Закончил филологический факультет Австралийского национального университета, где специализировался на изучении древнегреческого и латинского языков. В 1982 году уехал в США и поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, которую окончил в 1985 году. В марте того же года был пострижен в мантию владыкой Лавром (Шкурлой), тогда архиепископом Сиракузским и Троицким, с наречением имени Иоанн в честь пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна. В апреле 1987 года рукоположен в иеродиакона, а 4 ноября того же года – в иеромонаха. В 1994 году награжден золотым наперсным крестом. В сентябре 2005 года возведен в сан игумена. Служил духовником женских Спасо-Вознесенской и Гефсиманской обителей на Святой Земле, окормлял миссионерскую общину преподобных Сергия и Германа Валаамских Чикагской и Средне-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви. В мае 2008 года Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви определил игумена Иоанна епископом Каракасским с вверением ему управления приходами в Южной Америке. Он стал первым архиереем Зарубежной Церкви, чье избрание, в соответствии c Актом о каноническом общении, утвердил Священный Синод Русской Православной Церкви. Хиротония новопоставленного епископа состоялась 22 июня 2008 года во время литургии, совершенной древним чином, при единоверческом приходе Рождества Христова в городе Ири (штат Пенсильвания, США). Каракасская и Венесуэльская кафедра вдовствовала со времени ухода на покой в 1984 году ее первого главы – архиепископа Серафима (Свежевского, 1899–1996). Последним архиереем Русской Зарубежной Церкви, назначенным в Южную Америку, был епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский Александр (Милеант; 1938–2005), видный богослов и просветитель, издававший знаменитые «Миссионерские листки» и поддерживавший богословский сайт на русском, английском, испанском и португальском языках. В своей епархии владыка Александр бывал наездами. В последние годы он страдал раковым заболеванием и жил в Калифорнии.

http://pravoslavie.ru/31111.html

Церковь Богоявления в Бостоне На престольный праздник Богоявления в январе 1971 года митрополит Филарет совершил закладку краеугольного камня, а уже через год Богоявленская церковь была в основном закончена и освящена Малым Освящением. Последующие семь лет ушли на оплату закладной в банке и сбор средств на возведение куполов и установку крестов. В 1978 году храм был освящен Великим Освящением архиепископом Лавром (Шкурлой) с участием братии Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, и встал вопрос о строительстве колокольни. В те годы богослужения в большинстве православных церквей и монастырей Америки скромно украшал звон «случайного» происхождения (чаще всего в один-два колокола). Помимо старых колоколов с распродаж имущества закрывающихся протестантских и католических приходов на русских звонницах нередко оказывались корабельные рынды и паровозные сигнальные колокольцы. Для нового Богоявленского храма было решено заказать ансамбль из 11 колоколов, воскрешающий русскую церковную традицию. С 1929 года звон колоколов в СССР был официально запрещен, и казалось, колокололитейное искусство на родине безвозвратно утрачено [ 19 ]. Поэтому отец Роман отправился в Западную Европу, где после тщательного изучения состояния колокольного дела на тамошних предприятиях остановил свой выбор на голландской фирме, отливавшей колокола близко к нашему освященному обычаем музыкальному ладу. Вслед за успешным завершением работ по созданию благозвучной бостонской звонницы было решено построить к празднованию 1000-летия Крещения Руси колокольню-памятник для Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Чтобы добиться единственно верного ее звучания отец Роман вместе с псаломщиком Богоявленского храма Сергеем Юльевичем Конюсом, композитором и пианистом, профессором Высших фортепианных курсов при Бостонской консерватории [ 20 ], совершили настоящий исследовательский подвиг. Они объехали все Соединенные Штаты Америки, методически осматривая каждую построенную еще до 1917 года православную церковь. В поисках старинных колоколов забирались на звонницы, фиксировали размеры и форму каждого колокола, зарисовывали имеющиеся на нем изображения и церковно-славянские надписи. Затем Конюс в колокола звонил, а отец Роман, стоя внизу, записывал образцы тонов с помощью профессиональной аппаратуры.

http://pravoslavie.ru/5064.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Капрал Игорь Алексеевич; 6.01.1948, Спирит-Ривер, пров. Альберта, Канада - 16 мая 2022, Нью-Йорк (США)), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). В 1929 г. его родители эмигрировали из присоединенной к Польше части бывш. Волынской губ. (совр. Украина) в Канаду. С ранних лет он был прихожанином рус. Свято-Троицкой ц. близ Спирит-Ривер (с 1959 в юрисдикции РПЦ) и желал быть священнослужителем. В 1966 г. окончил гимназию и тогда же стал духовным сыном Эдмонтонского еп. Саввы (Сарачевича) (РПЦЗ). В 1967-1972 гг. учился в Свято-Троицкой джорданвиллской духовной семинарии , к-рую окончил со степенью бакалавра богословия. В 1973 г. поступил послушником в джорданвиллский во имя Святой Троицы мужской монастырь . 2 дек. 1974 г. пострижен в монашество с именем И., в честь прп. Илариона схимника Киево-Печерского. Исполнял послушание келейника при архиеп. Аверкии (Таушеве; † 1976). Иларион (Капрал), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ. Фотография. 2009 г. Иларион (Капрал), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ. Фотография. 2009 г. 4 дек. 1975 г. И. рукоположен во диакона архиеп. Аверкием, 17 апр. 1976 г.- во иерея Манхаттанским еп. Лавром (Шкурлой , впосл. митрополит, Первоиерарх РПЦЗ; 2008). В том же году окончил Сиракьюсский ун-т со степенью магистра славяноведения и рус. лит-ры. С 1973 по 1988 г. редактировал англ. версию ж. «Православная жизнь» (см. «Православная Русь» ), одновременно работал в просфорне, а также наборщиком и корректором в монастырской типографии. С 1975 г. И. преподавал в Свято-Троицкой джорданвиллской ДС Свящ. Писание НЗ, нравственное и сравнительное богословие, библейскую археологию. Летом 1979 г. был направлен в Иерусалим для духовного окормления жен. обителей. По окончании командировки был назначен духовником джорданвиллского Свято-Троицкого мон-ря.

http://pravenc.ru/text/389183.html

Однако для начала после Афона я поехал в Иерусалим, где присоединился к группе паломников из Нью-Йорка во главе с тогда еще епископом Лавром (Шкурлой) – будущим Митрополитом и Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. Эта поездка как раз совпала с празднеством Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Мне тогда был 21 год, совсем молодой человек, и казалось, что я нахожусь в группе среди стариков, хотя этим «старикам» было всего лет 40–50. Но когда тебе едва за 20, люди вдвое старше порою уже кажутся пожилыми. В это же время из Парижа в Иерусалим приехала другая группа, где была русская православная молодежь. Иногда наши графики посещения святых мест совпадали. И вот, в день Преображения Господня мы молились в русском Спасо-Вознесенском монастыре в Иерусалиме, а после обеда поехали на север, в Галилею, на гору Фавор, чтобы помолиться в православном храме в месте Преображения Господня. Там, в греческом храме, в день Преображения женщинам позволяется войти в алтарь и приложиться к месту, на котором преобразился Христос. Одновременно с нами была и молодежная группа из Парижа. Кто-то из паломников сделал фотографию, как я через диаконскую дверь вхожу в алтарь, а навстречу из той же двери выходит девушка – это юная Мария Черткова. Мы еще не знали друг друга и, естественно, разминулись. Как оказалось, Мария тогда обратила на меня внимание, но я, к сожалению, нет. В то время я жил затеей вернуться на Афон, провести там год, думал даже, что, может быть, монашество – мой путь. Но потом, когда мы встретились, эти «монашеские» мысли у меня рассеялись. Получается, что Господь и Пресвятая Богородица выбрали для меня другую дорогу. Мы с супругой служим Богу и людям. Без нее я не мог добиться каких-либо успехов Несколько дней спустя, в предпразднство Успения Пресвятой Богородицы, до начала ночной литургии у Гроба Господня в Иерусалиме, нас познакомили. А через год, уже в Америке, мы обвенчались: это произошло в городе Кливленд, на следующий день после Успения, 29 августа 1971 года. Венчали нас отец Марии, ее дядя – протоиерей Владимир Родзянко (будущий епископ Василий (Родзянко) – Ред .) – и мой духовный отец протоиерей Михаил Смирнов.

http://pravoslavie.ru/141361.html

«Духовный собор монастыря приветствует решение юного собрата, но полагает: облечение в подрясник лучше отложить на один год, ввиду того, что в братстве Борис трудится всего полтора года и имеет всего 18 лет от роду, а впрочем – на усмотрение владыки, ибо по духовным качествам вполне достоин». Владыка Виталий отозвался коротко: «Блажен, кто возьмет ярем Господень от юности. Бог да укрепит». Так в 1939-м году юный Боря стал иноком Сергием, причем его постригали вместе с другим послушником – Ростиславом Устиновым (будущим Митрополитом Виталием, четвертым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви; 1910–2006). В следующем году оба приняли монашеский постриг, а в 1940-м году 20-летний монах Сергий (Ромберг) был рукоположен во иеродиакона, монах Виталий – в иеромонаха. 20-летний иеродиакон Сергий нес послушание в типографии. Во время войны братство Преподобного Иова Почаевского из Словакии эвакуировалось в Женеву, а в ноябре 1946 года приехало в Америку и поселилось в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. И здесь отец Сергий работал в типографии, а также нес послушание келаря монастыря. Он окончил нашу Свято-Троицкую семинарию в составе самого первого выпуска вместе с будущим Митрополитом Лавром (Шкурлой) и другими нашими будущими архиереями. Вот такие у нас были преподаватели – чистые, ревностные, преданные Господу, посвятившие Ему всю свою жизнь с ранней юности! Архимандрит Сергий (Ромберг) преподавал Литургику в нашей семинарии Отец Сергий и разъяренный бык Из всех монахов, с которыми я встречался в своей жизни, отец Сергий (Ромберг) был самый прекрасный, самый идеальный монах. Из всех монахов, с которыми я встречался в своей жизни, отец Сергий был самый идеальный монах Я рассказывал уже, как один раз в трапезной монастыря два монаха, отец Никодим и отец Гурий, стали спорить между собой – и спорили до того, что вокруг стали летать кастрюли, а я, мальчишка, прижался к стене. Так вот, это был именно отец Сергий, который зашел в трапезную, все это увидел, встал между спорщиками и сказал им:

http://pravoslavie.ru/140809.html

Резолюция Собора, принятая 11 мая, представляет собой компромисс. С одной стороны, совместные богослужения и причащение духовенства и мирян обеих Церквей теперь возможны. С другой – дальнейший объединительный процесс ставится в зависимость от действий Московского Патриархата. Главным препятствием, по мнению эмигрантского Собора, является участие РПЦ МП в «еретическом движении», которым Зарубежная Церковь считает экуменизм и деятельность Всемирного Совета Церквей. Таким образом, Зарубежная Церковь подтверждает свою приверженность идее преодоления раскола некогда единой Русской Православной Церкви, но опасается смуты среди собственной паствы и духовенства. Однако решение Собора не устраивает ни сторонников немедленного объединения Церквей, ни его принципиальных противников. Против объединения с Москвой, в частности, выступали те представители духовенства, которые перешли в Зарубежную Церковь из Московского Патриархата в 1990-е годы. Нежелание этих священнослужителей возвращаться в юрисдикцию Патриарха Московского выразилось, в частности, в проведении пикета около храма Божией Матери Всех Скорбящих Радость, где проходил Собор. Главными сторонниками объединения являются высшие иерархи Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Лавром (Шкурлой). Особенно активно за немедленное снятие разногласий высказывались те делегаты Собора, которые участвовали в работе совместных согласительных комиссий. Их деятельность началась еще в декабре 2003 года, а в мае 2004-го по инициативе Владимира Путина митрополит Лавр встретился с Патриархом Алексием II в Москве. Спустя два года к объединению двух частей Русской Церкви призвали Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, патриархи ряда других Православных Церквей, митрополит Лавр и главы крупнейших епархий Зарубежной Церкви. В частности, архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) призвал к восстановлению единства без каких-либо предварительных условий со стороны РПЦЗ. Однако Собор решил иначе: предварительные условия все же были выдвинуты. «Из обсуждений на Соборе видно, что участие Московского Патриархата во Всемирном Совете Церквей вызывает смущение в среде нашего клира и паствы, – говорится в соборной резолюции. – Мы с сердечной болью просим священноначалие РПЦ МП внять мольбе нашей паствы о скорейшем устранении этого соблазна».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > «В Первоиерархах Русского Зарубежья чувствовалось что-то из другого мира» Рассказы отца о семи Предстоятелях Русской Зарубежной Церкви 08.10.2022 545 Время на чтение 7 минут Источник: Православие.ру Ростислав Полчанинов, студент Белградского университета. 1938 г. Когда Русская Зарубежная Церковь обрела недавно седьмого в своей истории Первоиерарха, которым стал митрополит Николай (Ольховский), меня вдруг пронзила мысль о том, что есть в Русской диаспоре человек, который наверняка знал всех семерых Предстоятелей. И это 103-летний прихожанин Свято-Серафимовского храма в американском городе Си-Клифф Ростислав Полчанинов. Он родился еще в Новочеркасске в 1919 году и вместе с семьёй уехал из России с отступавшей Русской Белой армией генерала Врангеля, в штабе которого служил его отец в ноябре 1920 года. Будучи маленьким ребенком, он в Югославии приветствовал приехавшего в Сараево барона Врангеля, который поднял его высоко над головой, в молодости работал в знаменитой Псковской православной миссии, а русские скауты всего мира знают его как Славу. Разумеется, я тут же попросил Ростислава Владимировича об интервью, но через несколько дней мне ответила его дочь — Людмила Селинская. Оказалось, что РВП, как называет себя и он сам, и его друзья, слег с коронавирусом, который перешел в воспаление легких. Однако Людмила Ростиславовна любезно согласилась расспросить папу и потом пересказать мне его ответы. Сейчас Ростислав Владимирович мужественно борется с болезнью и по исцелении готов рассказать об общении с первоиерархами и о многолетней дружбе с митрополитом Лавром (Шкурлой). А пока у нас получилось вот такое интервью с помощью его дочери, в котором большая часть истории Русского Зарубежья проявляется глазами очевидца. Ростислав Полчанинов с дочерью Людмилой Селинской у входа в Свято=-Серафимовский храм. Рождество 2018 г. — Людмила Ростиславовна, ваш папа застал еще первого предстоятеля РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого). Что он помнит о встречах с ним?

http://ruskline.ru/opp/2022/10/08/v_perv...

Ростропович шутил: «Это привидение мужского или женского пола?» Как великий музыкант покупал дом у Русской Зарубежной лавры в Джорданвилле Протоиерей Виктор Потапов В конце марта исполнилось 96 лет со дня рождения Мстислава Ростроповича, а в конце апреля – 16 лет со дня его кончины. Возможно, не все знают, что великий русский музыкант был тесно связан с главным духовным центром Русского зарубежья – Свято-Троицким монастырем в американском Джорданвилле. Он купил поместье по соседству с обителью, и, вероятно, готов был провести там остаток дней по «выходе на пенсию» – настолько ему там понравилось. Его даже не отпугнул рассказ о будто бы обитавших в доме привидениях. Настоятель русского собора Святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне протоиерей Виктор Потапов был как раз тем человеком, который впервые привез Ростроповича в Джорданвилль, познакомил с его настоятелем – епископом Лавром (Шкурлой), будущим Первоиерархом РПЦЗ, а также «пугал» музыканта теми самыми привидениями. Правда, Мстислав Леопольдович отреагировал на это с юмором и не поддался страху. Мстислав Ростропович Вот рассказ отца Виктора: – Ростропович приехал в Вашингтон в 1977-м году – кстати говоря, в тот же год, когда и я начал свое служение здесь. Он был руководителем Национального симфонического оркестра, а я – помощником настоятеля нашего Свято-Иоанно-Предтеченского прихода архимандрита Николая (Пикатороса). В то время Мстислав Леопольдович исполнял произведения современных композиторов, в частности, французских. Сюда приезжали два французских маэстро, и мы даже принимали их у себя дома. Дело в том, что Слава тогда плохо говорил по-французски, и ему нужен был переводчик. Одна из наших прихожанок работала его секретарем и обратилась к моей супруге Марии Потаповой, которая родилась в Париже и свободно говорит по-французски. Разговорившись с ней, Слава узнал, что она – супруга иерея, а я – священник русского храма. Как-то, одно за другим, он стал ходить к нам в церковь, мы сблизились, он приглашал нас на концерты. А потом, когда мы стали совсем друзьями, даже иногда приезжал к нам на ночь, потому что иначе ему не давали покоя. Мы готовили ему кровать, он спал, а на следующее утро уезжал в оркестр.

http://pravoslavie.ru/153290.html

поиск:   разделы   рассылка Даниил Щипков Время собирать камни. Визит Митрополита Лавра в Россию показал, что единство Русской Церкви неизбежно Источник: НГ-Религии До окончания первого за всю историю Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) официального визита ее главы в Россию осталось два дня. Уже можно подводить итоги. Визит готовился долго – с осени прошлого года. Он несколько раз откладывался: вероятно, велось предварительное согласование условий встречи глав двух Церквей. Ореол непредсказуемости неизменно сопутствовал каждому шагу в этом сложном диалоге, целью которого и та и другая сторона считает установление единства Русской Церкви, разделенной в результате Гражданской войны 1918-1920 гг. Началось все в сентябре 2003 года со встречи в Нью-Йорке президента России Владимира Путина с Предстоятелем РПЦЗ Митрополитом Лавром (Шкурлой) и иерархами этой Церкви. Тогда Путин оказал неслыханное доселе внимание " зарубежникам " и, в частности, пригласил Митрополита Лавра (от своего имени и от имени Патриарха Алексия II) в Москву. Многолетние консультации представителей обеих Церквей, предшествовавшие этому, не имели такого успеха, как приглашение, прозвучавшее из уст российского президента. " Зарубежники " оценили этот шаг: их идеологическое противостояние " советской " Церкви было сломлено. Начался процесс возвращения отделенной некогда части в " лоно Матери-Церкви " . В ноябре 2003 года Москву посетила делегация РПЦЗ во главе с идейным сторонником объединения и одной из ключевых фигур в этом процессе – архиепископом Берлинским и Германским Марком (Арндтом). В декабре состоялся Архиерейский Собор РПЦЗ, на котором было принято решение о визите Митрополита Лавра в Россию. Со стороны каждой из двух Церквей были образованы специальные комиссии, и в Москве стали ожидать Лавра. Митрополит приехал 14 мая. 18 мая он встретился с Патриархом Алексием II, и стало понятно главное: объединение Церквей состоится, остальное – дело времени и техники. Как отметил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Кирилл (Гундяев), " задача переговоров выполнена, они открыли дверь процессу, который, мы надеемся, приведет к чаемому воссоединению " . Архиепископ Берлинский Марк заявил, что " конечный итог наших переговоров мы рассматриваем в единении нашей Церкви " .

http://religare.ru/2_9443.html

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Виктор Потапов Опыт раздвоенности Христиане недостаточно ценят самое главное – церковное единство Источник:  НГ-Религии В Сан-Франциско с 6 по 14 мая текущего года будет проходить IV Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ожидается, что в ходе заседаний Собора будет окончательно определена официальная позиция РПЦЗ по вопросу о сближении с Московским Патриархатом (МП). Заметим, что сближение Церквей считают своевременным не только представители МП, но и российские государственные деятели. Так, президент РФ Владимир Путин не раз во время встреч с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и с Предстоятелем РПЦЗ митрополитом Лавром (Шкурлой) говорил о том, что воссоединение Церквей – " дело государственной важности " . В Московском Патриархате главной задачей процесса сближения считают не только установление евхаристического общения (возможности совместно совершать литургию и причащаться), но и установление полного административного единства. Среди иерархов и духовенства РПЦЗ этот сценарий вызывает споры, равно как и вопрос о сохранении Зарубежной Церковью собственности. Кроме того, в сознании ряда представителей РПЦЗ за годы разделения Церкви прочно укоренился стереотип, согласно которому Московский Патриархат являлся " пособником сталинского режима " . Несмотря на однозначно сформулированное в " Социальной концепции РПЦ " положение, согласно которому Церковь может отказать власти в поддержке, " если власть принуждает верующих к отступлению от веры " , преодоление стереотипа остается затруднительным. Своим мнением относительно перспектив восстановления церковного единства и роли IV Всезарубежного Собора в этом процессе с читателями " НГР " делятся известные деятели РПЦЗ – протоиереи Виктор Потапов и Игорь Шитиков. " Мы все чада Русской Церкви. Будем же уклоняться от соблазнов явного и тайного зла, воюющего на нас... Об этом молимся мы – пастыри на Архиерейском Соборе юбилейного года, понимая всю ответственность за Церковь. Молимся о полном нашем единомыслии, в котором заключаются сила и правда Церкви " .

http://religare.ru/2_28576.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010