Патриарх Иерусалимский Саллюстий, зная высокое достоинство и заслуги Маркиана, избрал его благочинным всех обителей палестинских, чтобы предохранить их от расслабления духовного. Лавра Каламони Лавра Каламони находилась в самой дикой и безжизненной местности, именно при устье Иордана и Мертвом море 196 . Когда она основана и кем, неизвестно; достоверно только, что в конце первой половины V века она уже существовала: о ней упоминает в своих творениях св. Кирилл, архиепископ Александрийский 197 . Лавра Каламони посвящена была Пресвятой Богородице и хранила в себе драгоценное сокровище – чудотворный Ее образ, как свидетельствует наш паломник игумен Даниил 198 . Это была первая иноческая обитель, посвященная имени Божией Матери. В VI и VII веках лавра процветала: много в ней было дивных подвижников, имена коих, к сожалению, большею частью остались неизвестны. Находясь в недоступной местности, вдали от главных путей, лавра Каламони весьма долго существовала: в XII веке посетил ее игумен Даниил. Он говорит, что в ней тогда были подвижники. Место этой лавры в настоящее время неизвестно. На основании свидетельства игумена Даниила, что она лежала при самом устье Иордана, архимандрит Леонид предполагает, что лавра Каламони находилась на высоком холме близ устья священной реки. По его мнению, место ее указывает довольно определенно высокий холм, видимо покрывающий какие-то развалины 199 . Из подвижников лавры Каламони известны Александр и Кириак пресвитер. Они жили в VI веке. Преподобный Александр славился опытностью в духовной жизни; к нему и обращались другие за духовными советами и наставлениями. Вот несколько наставлений преподобного Александра, сохранившихся в «Лимонаре» блаженного Иоанна Мосха 200 . Старец авва Александр говорил братии: «Отцы наши искали пустыни и скорбей; мы же ищем городов и покоя». Еще говорил старец: «У отцов наших были добродетели: нестяжание и смирение; в нас же ныне – любостяжание и гордость». Еще говорил: «Отцы наши редко умывали свое лицо; а мы требуем бани и покоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1921 году типография вывезена в США, где действует при монастыре преподобного Иова Почаевского в Джордан-вилле. При лавре была иконописная мастерская, школа с обучением различным ремеслам на 25 пансионеров, три гостиницы и больница для приходящих богомольцев. При том беспощадном гонении, которое обрушится на русскую церковь в двадцатом столетии, Почаевская лавра останется единственным большим действующим русским монастырем, сохранившимся, правда, уже на территории другого государства – Польши. После возникновения независимой Польской республики, по Рижскому договору 1920 года западная часть Волыни вместе с Почаевым отошла к Польше. Потеряв все свои накопления и все, что у нее было, лишившись прежней государственной опеки, лавра оказалась предоставленной самой себе. Ей как бы предстояло начать жить заново. В то время она не могла прокормить даже своих иноков. Им приходилось трудиться, в основном, в монастырском хозяйстве. Лавра понемногу окрепла и встала на ноги. К концу 20х годов в ее составе было уже 70 иноков и 35 послушников. В это время на ее территории был приют для 60 детей из крестьянских сирот, которые обучались разным профессиям в лаврских мастерских. Помимо этого лавра содержала еще и приют на 35 детей. В лаврских зданиях помещалась школа-семилетка, почта, банк, суд. Была построена лаврой и электростанция, дававшая свет не только монастырю, но и всему местечку Новый Почаев, где жило в то время 2500 православных семей и 35 католических, лавра была, пожалуй, самым видным православным центром польского государства той эпохи. 1 сентября 1939 года гитлеровская Германия вторглась в Польшу, которая была разгромлена в течение двух недель. В середине сентября Советский Союз по мирному договору с Германией от августа 1939 года без боев занял восточную часть Польши. Так Почаев опять оказался на территории Советского Союза. По словам очевидцев – старых монахов, еще живших в лавре, в 1939 году после прихода советских войск у лавры были отняты все сельскохозяйственные машины, весь инвентарь, весь скот, запасы зерна, продукты питания и т. д. Перестали существовать детские приюты, приходская школа и вообще вся жизнь на территории монастыря, за исключением богослужебной. Всех послушников и молодых монахов выгнали из лавры, оставили только пожилых и стариков. Число насельников Почаевской лавры уменьшилось с 300 до 80 человек.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В 1812 году была знаменитая в истории России отечественная война. В 40 верстах от Сергиевской Лавры был неприятель, захватившей города. Мало того. Решено было направить войска к Троице. Беда, казалось, была неминуема; и сила страшнее прежней, и время другое, орудия и искусство уже были иные. Но благочестивые иноки святой обители поспешили прибегнуть к их вернейшему средству предотвращения несчастий. В день Покрова Пресвятой Богородицы, братия Лавры, а с нею и жители посада совершили крестный ход вокруг всего посада, и враги переменили путь. Нельзя не привести на память тех слов, которые написал тогда высокопреосвященный митрополит Платон в Святейший Синод: «Лавра и Вифания, по судьбам Провидения, не испытала на себе пагубных перунов (разрушителей). Это суть места, идеже мир и тишина положили селение свое. Дивен Бог во святых – преподобном Сергии! Аще не его ради, Аз погубил бы вас. Сему верую, на семь утверждаюсь, сие исповедую». Спасая себя, Лавра спасала и все государство. Во время всенародных бедствий, как война, когда в России не хватало средств, Лавра несла щедрые пожертвования. Десятки и сотни тысяч рублей шли на нужды отечества. Мы неоднократно упоминали, что обитель св. Сергия от основания её и до настоящего времени пользовалась и пользуется особенной любовью государей русских. Иначе, конечно, и быть не могло. Во главе православного народа стоит православный царь. Он, как пример подданным, свято чтит все дорогое русскому сердцу. Преподобный Сергий, снискавший себе любовь всех, и не мог не пользоваться любовью государей! А когда основанная им Лавра явилась еще и великой помощницей в делах государственных, любовь и уважение усилились. Все наши цари и царицы посещали Лавру. О некоторых мы говорили. Не будем перечислять всех случаев посещенья св. Лавры государями, но заметим, что в её летописи сохранены записи обо всех этих посещениях и обо всех милостях государей и государынь к обители. 19 июля 1881 г. Лавра была посещена Государем Императором Александром Александровичем. Великого Государя встретил митрополит Макарий словами: «Русский православный народ» – сказал он: «обретает у раки угодника утешение и ободрение и подкрепление на подвиг жизни. Государь, разделяющий вполне верования вверенного ему Богом народа, пришел сюда же излить свои теплые молитвы. Усердный предстатель и молитвенник на небесах за свое земное отечество, преподобный Сергий будет незримым помощником в царственных трудах, и молитва Святого осенит и Августейшее Семейство и всю врученную Царю от Бога великую семью Русскую». Приведем на память читателю исторические события, содействовавшие утверждению рода Романовых:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   св. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти/Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 5. С. 197    св. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти/Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 6. С. 198—199    св. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти/Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 7. С. 199—200    св. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти/Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 8. С. 200—201    св. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти/Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 9. С. 201—202    св. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти/Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 10. С. 204    митр. Антоний (Храповицкий). Опыт Христианского Катихизиса. Австралийско-Новозеландская Епархия РПЦЗ, 1989. С. 57    св. Иоанн Златоуст. Слово против упивающихся и о Воскресении    св. Иоанн Златоуст. Слово против упивающихся и о Воскресении/Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 2. Кн. 1. С. 488    св. Симеон Новый Богослов. Слово 38/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Гл. 3. С. 319    св. Симеон Новый Богослов. Слово 38/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Слово 4. Гл. 3. С. 48    св. Василий Великий. Беседа на день святого мученика Варлаама    св. Василий Великий. Беседа о том, Бог не виновник зла/Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 2. С. 150 5. О свойствах Божиих    Высокопреосвященный митрополит Антоний, против общепринятого церковного учения о Голгофской жертве Христа Спасителя, высказывает, наконец, то соображение, что будто бы этим учением предполагается недостойное Божеского Существа понятие о Боге, как о Боге гневающемся на грешное человечество и требующем для удовлетворения этого Своего гнева соответствующей для Себя жертвы. Чтобы оценить по достоинству это возражение высокопреосвященного автора, необходимо восстановить в истинном виде православное учение о Божественных свойствах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2915...

митрополит Феофан (Туляков) Указатель авторов и сочинений, приведенных в исследовании 1683 I. Основные источники: Библия, творения св.отцов и учителей Церкви, жития святых, летописи и исторические сочинения Варсонофий Великий и Иоанн прпп. Руководство к духовной жизни. Москва, 1855. Пер. с греч. Святогорца Никодима (1803). Григорий Палама , св. митр. Солунский. Семь книг против Акиндина. Моск. синод. библ., рукоп. Его же. Три творения, не бывшие изданными. Греч. текст и рус. пер. еп.Арсения. Новгород, 1895. Ефрем Сирин. О вооружении монаху. Творения; ч.3. Сергиев Посад, 1912. Его же – на слова: «Положи, Господи, хранение устом моим» ( Пс.140:3 ). Творения, ч.4. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1900; «Почему Бог одни прошения наша приемлет, а другие отвергает?». Творения, ч.5. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1901; Толкования на Книгу Бытия. Творения, ч.6. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1901. Исаак Сириянин. Слова подвижнические. Изд. 3-е испр. Сергиев Посад, 1911. Иоанн Мосх. Луг духовный. Пер. с греч. свящ. М.Хитрова . Св.-Троице-Серг. Лавра, 1896. Никита Стифат прп. Третья умозрительных глав сотница. Добротолюбие. В рус. пер. m.V. Москва, 1900. Феофилакт блж., архиеп. Болгарский. Благовестник. Казань, 1906. Ambrosius Mediolanus. Commentarius in Epistolam ad Timotheum secundam. Migne Patrologiae cursus completus, series latina, t.17. Arnobius Afer. Disputationum adversus gentes libri septem. Migne. P.s.lat., t.5. Athanasius Alexandrinus. Oratio de incarnatione Verbi; Oratio contra Migne. Patrologiae cursus completus, series graeca, t.25; рус. пер. Творения, ч.I. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1912. Его же. Orationes adversus Arianos. Migne. P.s.gr., t.26; рус. пер. Творения, ч.II. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1902. Augustinus Aurelius. Confessiones. Migne. P.s.lat., t.32; рус. пер. Творения, ч.I. Киев, 1901. Его же. Contra Academicos. Migne. P.s.lat., t.32. Его же. Epistola. CXX, XX. Migne. P.s.lat., t. 33. Его же. De Genesi ad litteram, Migne. P.s.lat., t.34. Его же. In Evangelium Ioannis tractatus. Migne. P.s.lat., t.35.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Почаев. Успенская Почаевская Лавра. /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1240. Ссылки:   Адрес: Украина, Тернопольская область, г.Почаев, ул. Воссоединения 8, Свято-Успенская Почаевская Лавра Координаты: 50.00476, 25.509803 Проезд: Свято-Успенская Почаевская Лавра расположена в самом центре небольшого городка Почаева Тернопольской области. Добираться туда можно от Тернополя, откуда на Почаев довольно часто ходит автобус (время в пути — около полутора часов), либо от Радивилова (с автовокзала ходят маршрутные такси на Почаев, д ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Свято-Успенская Почаевская Лавра расположена в самом центре небольшого городка Почаева Тернопольской области. Добираться туда можно от Тернополя, откуда на Почаев довольно часто ходит автобус (время в пути — около полутора часов), либо от Радивилова (с автовокзала ходят маршрутные такси на Почаев, дорога занимает около часа). До Тернополя и Радивилова проще ехать из Киева. При отправлении из Москвы возможен еще вариант: некоторые поезда на Львов и Луцк идут и через Тернополь, и через Радивилов. Автомобилистам лучше поглядеть в атлас, но необходимо учесть, что в гололед подъем в гору может быть сильно затруднен. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Успенская Почаевская Лавра – монастырь в небольшом городке Тернопольской области – это последний форпост православия на западе. Монастырь основан на месте явления Божьей Матери. В разные времена в обители подвизались преподобные Иов и Амфилохий Почаевские. Когда вы попадаете в Почаев, вас полностью захватывает совершенно необычайная атмосфера православной набожности. По всюду тысячи паломников со всего православного мира. Воздух тут пронизан неизреченным. Это чувствуешь и на всенощной, и на литургии. Это чувствуешь, когда часами стоишь в очереди, чтобы приложиться к Иконе Божьей Матери Почаевской, которая опускается только на несколько часов после службы. Время возведения Свято-Троицкого собора (1906-1911) в Свято-Успенской Почаевской Лавре было эпохой, когда образованное общество только-только вновь открыло для себя изумительную глубину и величавую духовную строгость древнерусского искусства. Издававшийся в Лавре журнал " Русский инок " писал: " Построен собор во вкусе православной старины XV в. и представляет собой точную копию (вчетверо большую) другого, Троицкого же собора, находящегося в Лавре Сергиевской…

http://sobory.ru/article/?object=07437

Несмотря на нынешнюю церковную смуту, я настроен оптимистически и считаю, что нынешнее торжество, избрание нового первосвятителя Русской Православной Церкви заграницей, никак не омрачено теми, кто идут против соборных постановлений, против Собора архипастырей. Эта " оппозиция " принимает свой новый курс, во многом протестантский по своему направлению. Очень больно за этим наблюдать. Я вижу как владыка Лавр скорбит, и это очень больно. Тем не менее я радуюсь, что Сам Господь дал нам достойного первоиерарха в лице митрополита Лавра, пятого первосвятителя в истории Русской Зарубежной Церкви. Преподаватель истории Русской Церкви в Свято-Троицкой семинарии, Андрей Bлaдuмipobuч Псарев: Владыка митрополит Лавр принадлежит к " старой " традиционной школе русских иерархов. Он помнит ту Зарубежную Церковь, которая была у нас при Блаженнейшем митрополите Анастасии. Это в меня вселяет надежду. Ценность владыки Лавра, ценность его подхода в том, что он видит разнообразие в православном мipe и он знаком с жизнью разных православных Церквей не только на словах, а непосредственно. Зачастую мы судим о разных предметах не обращаясь непосредственно к первоисточникам, а пользуясь какими-то интерпретациями. У нового митрополита Лавра сострадательное отношение, как к отдельному человеку, так и к различным православным в различных Церквах. Такое духовное отношение является непосредственным элементом его православной экклезиологии. У владыки Лавра довольно точные ориентиры, каким путем надо идти и они достаточно широко расставлены, не в либеральном смысле, а в смысле православном. При общении с митрополитом Лавром ощущается его сострадательное понимание тех сложностей, которые происходят в православном мipe, и это в наши дни особенно важно и нужно. Настоятель Архангело-Михайловского собора в г. Патерсоне (штат Нью-Джерси) священник Георгий Зеленин: Вне всякого сомнения избрание владыки Лавра в Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей приносит мне великую радость. Самая большая память, которая у меня имеется о моих семинарских годах, это о владыке Лавре, как о настоящем отце, отце в самом широком понимании этого слова, в православном понимании этого слова – духовный отец и наставник. Наставник не словами, а самим образом жизни своей, когда не надо ничего говорить, а просто смотришь и от примера воспитываешься и возрастаешь. В этом и источник сегодняшней радости. Мы понимаем, что только это качество, настоящее духовное отцовство, должно лежать в основе единения, примирения, соединяя всех в лоне нашей Церкви. Понятно, что мы все скорбим от той смуты, которая сейчас имеет место в нашей церковной жизни.

http://religare.ru/2_63177.html

«В ряду монументальных построек Петербурга, где встречаются неизгладимые следы трудов Петра Великого, первое место занимает Невский монастырь». («Старый Петербург») «Радуйся земли Российстей похвало, радуйся славному граду Святого Петра утверждение, радуйся Императору Православному помощниче, радуйся отечеству твоему заступниче, и молитвенниче о душах наших». (Служба Св. Александру Невскому, стих на хвал.) I Наименование Лавры дается по высочайшему повелению тем монастырям, которые особенно прославились и оказали важные заслуги родине. В России много монастырей. Есть между ними очень выдающиеся и дивно прославленные. Но четырем только обителям присвоено почетнейшее имя Лавр. Первая и самая древняя Лавра – Киевская, иначе–Киево-Печерская, в г. Киеве. Выдалась эта обитель тем, что с первых веков начала христианства на Руси она разливала свет Христова учения на юге родины нашей. Имена великих подвижников святых Антония и Феодосия связаны тесно с началом этой обители. Затем следует Лавра под Москвой – Троицкая, или Троице-Сергиевская. На Севере России обитель эта имела такое же значение, какое Лавра Киевская имела на юге. И имя великого основателя обители преподобного Сергия Радонежского так же тесно связано с историей этой обители, как имена препод. Антония и Феодосия – с историей обители Киевской. На юго-западной окраине обширного отечества нашего находится знаменитая Лавра – Почаевская. Эта обитель основалась и благоустроилась там, где русской народности и православной вере больше всего угрожала опасность, благодаря близости к западной границе и соседству с миром католическим. Начало и устроение этой обители неразрывно связано с именем её игумена – преподобного Иова. Кто желает ближе познакомиться с этими святилищами русской земли, тот может обратиться к описаниям их, сделанным нами же особо, а именно: 1) Киево-Печерская Лавра, 2) Троице-Сергиевская и 4) Почаевская («Живописное обозрение русских святых мест», Одесса, 1873–1894 гг.). В настоящей же книжке мы познакомим нашего читателя с Лаврой Александро-Невской, находящейся в царственном граде Санкт-Петербурге и достойной полного внимания каждого русского человека. Говоря же об этой Лавре, мы должны будем подробно остановиться на жизни и подвигах того, чьей памяти посвящена обитель, именно – на житии и подвигах Святого благоверного Князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все работы осуществляются по правилам и контролируются комиссией, состоящей из персонала Комитета. Существенным результатом деятельности Министерства культуры является и повышение профессионального опыта сотрудников, что дает возможность выйти на качественно новый уровень и реставраторам произведений искусства и памятников Святой Горы, и службам охраны. В то же самое время очень важно наличие серьезной материально-технической базы, созданной на протяжении многолетней работы Комитета, что вносит существенный вклад в скорейшую реализацию программ. Проекты, осуществляемые сегодня в районе Святой Горы, таковы: раскопки (Лавра, Ватопед, Ивирон, Хиландар, Ксиропотам, Зограф); реставрация переносных икон (Лавра, Ватопед, Ивирон, Ставроникита, Пантократор, Дохиар, Зограф); проведение реставрационных работ (Лавра, Ватопед, Ивирон, Кутлумуш, Ксиропотам); реставрация рукописей (Лавра, Ватопед, Пантократор, Дохиар, Ксенофонт, Ксиропотам, Кутлумуш); реставрация миниатюрных предметов (Лавра, Ватопед, Ивирон, Ксиропотам); реставрация фресок (Лавра, Ватопед, Ивирон, Хиландар, Зограф, Дохиар, Ксенофонт, Ксиропотам, Симонопетра, Кутлумуш, Протат, Ставроникита, Пантократор, Филофей, скит Святой Анны, скит Святого Димитрия, Зограф); работы с мраморными полами и иконостасами. В общей сложности в первом полугодии 2006 г. Министерство культуры провело 174 такие работы, что в целом составило одно из наибольших по объему и многообразию направлений деятельности. Существенной частью трудов Министерства культуры является и деятельность двух научных комиссий, которые занимаются Протатом и Хиландарским монастырем. Особые проблемы важнейшего святогорского храма (Протат) в столице Кариес, а также великой Хиландарской обители, значительная часть которой пострадала в 2004 г., решаются при возможно полном представительстве как ученых-специалистов, так и монахов. Можно отметить, что запланированные работы в некоторых монастырях уже завершены, особенно на небольших объектах. Восстановлено и склеено собрание священных глиняных потиров, являющееся особым достоянием мировой культуры и найденное в разбитом состоянии во время раскопок священного колодца в Ватопедском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 20-х гг. XVII в., при царе Михаиле Феодоровиче Романове, на территории обители стояли 2 деревянные церкви: святых Бориса и Глеба и мучеников Флора и Лавра (РГАДА. Ф. 1209. Кн. 284. Л. 893-894 об.; Добрынкин. Выпись из Писцовых книг. 1897. С. 12). Борисоглебский собор имел тябловый иконостас с 13 иконами. Царские врата, сень и столбцы были позолочены. Наиболее чтимые иконы (св. Иоанна Предтечи и прп. Сергия Радонежского) были позолочены, нек-рые иконы (Св. Троицы, святых Бориса и Глеба, великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского) украшены серебряными окладами. Напрестольный крест был обложен басменным серебром. Церковь святых Флора и Лавра была менее богатой. Ее иконостас, царские врата, сень и столбцы были расписаны красками. В Деисусе тяблового иконостаса имелось 11 икон. Лишь 2 образа - мучеников Флора и Лавра и свт. Николая Чудотворца - были написаны «на золоте», т. е. на золотом фоне. При церкви находилась ризница, в которой к 1628-1630 гг. хранились 4 ризы, шитые золотыми и серебряными нитями, украшенные жемчугом, а также бархатные стихари. Из хозяйственных построек в писцовых книгах 1628-1630 гг. упоминаются хлебня, келья поваренная, напогребница, погреб, ледник и сушило. На территории мон-ря стояло 17 ветхих братский келий. В XVII в. местные помещики и состоятельные вкладчики неоднократно делали богатые дары обители. В частности, в 1643 г. Иван Григорьевич Плещеев пожертвовал в церковь мучеников Флора и Лавра серебряные сосуды. На потире имелась вкладная надпись: «Лета 7151 г. (1643 г.) в дом Великих Христовых страстотерпцев Бориса и Глеба и святых мученик Флора и Лавра о вкладе по отце своем Сергие, а прозвище Го... Григорие Андреевиче Плещееве сын ево Иван Григорьевич Плещеев сосуды серебреные совсем во веки неподвижно за тот вклад отца его Сергия Андреевича и всех ево родителей помина на святых Божиих литоргиях» ( Добролюбов. 1888). В 1690 г. помещик Михаил Издемиров передал в собственность мон-рю поместье (в т. ч. с пашней в «двадцать восмъ чети с осминою в поле а в дву по тому ж» с дворовыми местами, лесом, сенными покосами «и всякими угоди»), а также пустошь Веретею, находившиеся в Дубровском стане Муромского у. Это было одно из последних больших земельных пожертвований в мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2564386.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010