Иер. Даниил: Митрополит Лавр ясно говорил за себя своими действиями. Он стоял за настоящий консерватизм в Церкви, основанный на сохранении веры наших отцов. Его пример – это неприятие компромиссов с миром в угоду святой традиции. Чт. А. А.: Что Вам запомнилось больше всего при личных встречах с почившим митрополитом Лавром? Арх. Иларион: Мое знакомство с митрополитом Лавром началось в 1967 года, когда он был хиротонисан в архиерейский сан, а я девятнадцатилетним юношей поступил на первый курс духовной семинарии в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. С тех пор семинария, монастырь, позднее и более широкое церковное поприще давали возможность ближе познакомиться с владыкой Лавром. Он всегда был доступным, милостивым отцом. Все его уважали и любили за его добрые человеческие качества, за его мудрость и рассудительность в решении разных вопросов церковной жизни. Прот. Петр: Встречи всегда были приятными. Владыка Лавр никогда не вел себя возвышенно, несмотря на свое положение. Когда я приезжал в монастырь, он всегда приглашал сослужить, в каком бы уголке монастырской церкви я ни спрятался. Иер. Даниил: Больше всего запомнились его встречи с людьми. Владыка Лавр написал мне очень доброе и теплое письмо в ответ на подаренную ему книгу «St. Seraphim " s Beatitudes». Я буду хранить это дорогое для меня письмо. Он старался поддерживать переписку со многими людьми и пытался всегда отвечать лично на все присланные ему письма. Чт. А. А.: Для Вас лично кем был Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр? Арх. Иларион: Для меня лично Владыка Митрополит Лавр был очень близким человеком, я уважал его, как любящего отца. В своей скромности и кротости духа он был духовным гигантом. Его уход от нас в лучший мир очень ощутим. Прот. Петр: Для меня он всегда останется в памяти как теплый и доступный начальник. Иер. Даниил: Меня всегда поражал его пример смирения и послушания. Владыка был достойным подражания монахом – всегда присутствовал на утренних службах, держал себя скромно и всегда доступно. Он никогда не требовал благоговейного отношения к себе, но только должное уважение к сану.

http://pravoslavie.ru/36683.html

«Он был монах, никак не политик! — говорит известный немецкий политолог Александр Рар, выросший в РПЦЗ и не раз посещавший митрополита Лавра в Джонданвилле, — Но он поверил переменам в России». «Владыка Лавр вел Зарубежную Церковь своим смирением», — говорит протодиакон Виктор Лохматов, который в 11 лет в 1957 году приехал поработать в Свято-Троицкий монастырь в Джонданвилле, да так и остался на 50 с лишним лет помощником у иеромонаха, а впоследствии митрополита Лавра. Это он нашел скончавшегося митрополита Лавра в воскресенье, когда принес ему в скит обед — «руки под головой, как я его всегда видел спящим». «Он своим смирением, примером своей жизни учил души, — преодолевая волнение, говорит протодиакон. — Он вставал раньше всех, трудился больше всех и никогда не плодил моменты, где люди враждовали бы. Если я приду к нему на кого-то пожаловаться — бывали такие случаи — он всегда найдет что-то хорошее сказать про этого человека. Он на всех смотрел с любовью — особенно на тех, кто как-то провинились». Милица Холодная, главный редактор издающегося в Москве и Нью-Йорке журнала «Русское возрождение» вспоминает, как однажды приехала в монастырь, когда владыка Лавр был его настоятелем в сане епископа. Случайно забредя на кухню, она увидела на стене расписание дежурств по посудомойке. Имя епископа Лавра значилось в списке. «Он был полновластным хозяином в монастыре, — говорит Холодная. — Что он внес себя в список посудомоев — это о многом говорит. Это всегда очень его отличало от большинства людей, которые высокие посты занимают. К нему всегда можно было приехать с любым личным горем, не назначая предварительно приема. Ну подождешь немного, но он обязательно с тобой поговорит так, что ты ему небезразличен — и так с любым человеком». Монашеская традиция, удивительным представителем которой был покойный иерарх, восходит к Почаевской Лавре на Волыни (ныне Тернопольская область Украины). Именно в основанном почаевским монахом, впоследствии архиепископом Виталием (Максименко) монастыре в селе Ладомирово в Словакии началась в 1939 году жизнь монастырского послушника для 11-летнего местного крестьянского сына Василия Шкурлы.

http://pravmir.ru/uchil-dushi-smireniem-...

В 1948 году избран и утверждён был настоятелем Свято-Троицкого монастыря. Основал при монастыре духовную семинарию. Преподавал там. По воспоминаниям митрополита Лавра (Шкурлы): Владыка Виталий, будучи связан с епархиальными делами, а также и монастырскими, (так как он был тогда и епархиальным архиереем и настоятелем Свято-Троицкого монастыря), всецело отдался семинарскому делу. Владыка уже был в преклонном возрасте, каждую пятницу после обеда он садился в поезд в Херкимер и ехал в Нью-Йорк, там служил в субботу и в воскресенье, а в понедельник возвращался из Нью-Йорка поездом в семинарию. По будним дням в семинарии он преподавал Ветхий Завет, составлял конспект по Ветхому Завету, который он печатал на пишущей машинке под копирку и на лекциях раздавал студентам. Во время занятий он корректировал и исправлял свои записки, а впоследствии эти конспекты были напечатаны типографским способом — Пособия по Ветхому Завету: Конспект к изучению Пятокнижия Моисеева по Библии, ч. И, 1949; Конспект по изучению Библии Ветхого Завета, ч. II, книги Историческия, 1949; часть III, книги Учительныя, 1952, и, часть IV, книги Пророческий, 1953. Владыка всегда утром, после завтрака, обходил все монастырские и семинарские послушания, смотрел как идёт работа, спрашивал — всё ли в порядке, не нужно ли что-либо? Обыкновенно Владыка имел в руках палочку, на которую опирался, и записки, по которым он следил, что нужно сделать. Он давал эти записки по назначению, то Николаю Николаевичу, декану семинарии, то студентам. Сам Владыка подавал пример своим трудом, и это воодушевляло молодежь, которая училась и вместе с братией трудилась над общим церковным делом. Так как семинария была при монастыре, который содержал семинарию, то молодёжь жила монастырской жизнью. Это способствовало тому, что все учащиеся участвовали в монастырской богослужебной жизни, что помогало лучше осваивать богослужение, как его порядок, так и церковное пение, клирос. Когда назначались общие послушания, то владыка Виталий обычно шел первый и все остальные следовали ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

В завершение первой части форума состоялась презентация книги С.В. Шумило «Старец Аникита: духовный путь святости. Материалы к жизнеописанию иеросхимонаха Аникиты (князя Ширинского-Шихматова)». Вторую часть пленарного заседания открыл епископ Арцизский Виктор, выступивший с докладом «Учение о сути и целях монашеского подвига в трудах Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского». Далее выступил протоиерей Штефан Пружинский с сообщением «Библейское и патристическое учение о дарах и проявлениях благодати Божией в жизни человека». Насельник афонского Пантелеимонова монастыря иеромонах Алексий (Корсак) представил доклад «Преподобный Силуан Афонский как выразитель духовной традиции Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон». Управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода, секретарь Первоиерарха РПЦЗ протоиерей Серафим Ган посвятил свое выступление теме «Об усилиях епископа Лавра (Шкурлы) по сохранению Афонского Ильинского скита в последние годы жизни архимандрита Николая». Доцент Киевской духовной академии архимандрит Маркел (Павук) представил доклад «Аскетические взгляды преподобного Иоанна Вишенского». С.В. Шумило в своем выступлении поделился новыми сведениями о родословной преподобного Паисия Величковского, найденными в архивных источниках. Далее работа конференции продолжилась в пяти секциях: «Афон и Одесса: исторические и духовно-культурные связи», «Афон в истории и духовно-культурном наследии Центрально-Восточной Европы», «Влияние Афона на письменность, литературное наследие, богословие и искусство», «Труды, учение и наследие прп. Паисия Величковского», «Традиции исихазма, аскетики и православного монашества в Центрально-Восточной Европе». Очно и заочно в мероприятии приняли участие ученые и богословы из Украины, Великобритании, Германии, Греции, Италии, Молдовы, Польши, России, Словакии, США и Франции. 21 и 22 июля ученые и богословы приняли участие в торжественных богослужениях, которые прошли в Ильинском мужском монастыре (бывшем подворье Ильинского скита на Святой Горе) по случаю дня памяти преподобного Гавриила Афонского и Одесского Чудотворца.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5476624...

иерей Даниил Маршал – представитель уже нового молодого поколения священнослужителей, приходящего на смену старого. Получив светское образование и проработав несколько лет журналистом, отец Даниил впоследствии закончил семинарию в Джорданвилле; в настоящее время является настоятелем Покровского прихода в Гошене, Индиана. Чтец Антоний Алексеенко: Расскажите, пожалуйста, о первоиерархах Русской Православной Церкви Заграницей? О митрополите Антонии (Храповицком) (1922-1936) Архиепископ Иларион: Митрополит Антоний Киевский был старшим среди свыше 30 иерархов, выехавших из России во время Гражданской войны с огромным числом русских людей. Он заботился об устроении и укреплении церковной жизни в сложных условиях эмиграции. Временная высшая церковная администрация была устроена на основании указа 362 Святейшего Патриарха Тихона от 20 ноября 1920 года. При Митрополите Антонии был созван первый Всезарубежный Собор в 1921 году. Митрополит Антоний сочетал в себе качества выдающегося богослова и любвеобильного архипастыря. Протоиерей Петр: Первой целью владыки Антония было объединить зарубежье, куда после революции попали самые разные слои населения Российской империи. Помимо богословского таланта, который вспоминают до сих пор, в нем раскрылся характер сильного лидера, собравшего осколки Церкви. Иерей Даниил: Митрополит Антоний смог построить единство во времена неспокойствия и неопределенности. Он заложил фундамент для будущего РПЦЗ. О митрополите Анастасии (Грибановском) (1936-1964) Арх. Иларион: В самом начале эмиграции, находясь в Константинополе, Владыка Анастасий наблюдал за расселением эмигрантов; представлял Русскую Церковь при Вселенском и Иерусалимском патриархатах. По просьбе Патриарха Тимофея Иерусалимского при его участии была восстановлена иерархия Иерусалимской Церкви. На долю митрополита Анастасия выпало вести РПЦЗ через трудные военные годы. Он находился под домашним арестом немецкой власти в Югославии, которая ему не доверяла за его самостоятельность и непокорство.

http://religare.ru/2_53499.html

Из Югославии церковная администрация отправилась сначала в Чехию, потом в Австрию, Швейцарию, Германию, и в 1950 году митрополит Анастасий прибыл в США, в город Нью-Йорк, вскоре после прибытия на американскую землю путеводительницы русского зарубежья – Курско-Коренной иконы Божией Матери. Митрополит Анастасий с достоинством вёл церковный корабль до глубокой старости. Прот. Петр: При митрополите Анастасии необходимо было привести в порядок зарубежную жизнь приходов и все собранное предыдущим первоиерархом. После Второй мировой войны продолжилось собирание остатков Церкви, несмотря на потерю Китая и расколов в Европе и США. Иер. Даниил: Митрополит Анастасий перенес РПЦЗ из постреволюционной эры в поствоенную. Самым примечательным решением при нем был перенос административного центра в Нью-Йорк. О митрополите Филарете (Вознесенском) (1964-1986) Арх. Иларион: Митрополит Филарет был избран на первоствятительство РПЦЗ вскоре после своего переезда из Красного Китая в Австралию, где он был хиротонисан во епископа города Брисбена. Он отличался глубоким благочестием и молитвенностью. При нём выявилась опасность экуменического движения, в которое вливались многие православные Поместные Церкви. Соблазнительное сближение Вселенского Патриархата с Римским Папой побудило митрополита Филарета издать два скорбных послания, предостерегающих православных архипастырей об опасности экуменизма. Митрополит Филарет был выдающимся проповедником. Прот. Петр: При владыке Филарете началось присоединение нерусских приходов (греков, болгар и румын) и активное обращение иноверцев. Так, при третьем митрополите РПЦЗ прославили св. Ксению Петербургскую, Оптинских старцев и Царскую семью, о чем в СССР нельзя было даже думать. Иер. Даниил: Митрополит Филарет запомнился своими скорбными посланиями, которые заложили богословский фундамент отрицания экуменизма. В них он воззрел на вызов времени и предостерег о его опасности. О митрополите Виталии (Устинове) (1986-2001) Арх. Иларион: Митрополит Виталий был всеми уважаем за его подвиги спасения многочисленных русских людей в послевоенной Германии от насильственной репатриации в Советский Союз, где этих людей ожидали лагеря и верная смерть. Время его первосвятительства выпало на перестройку и падение коммунистической власти в России. Митрополит Виталий горячо любил Россию и в период перестройки всячески старался отправлять верующим людям и священнослужителям духовную литературу и материальную помощь. Как одарённый оратор, митрополит Виталий всех призывал к молитве и внутреннему деланию.

http://religare.ru/2_53499.html

Рукоположен во диакона в 1975 г. Вскоре прекратил преподавательскую деятельность по церковнославянскому и древнерусскому языкам и литературам в университете города Эрлангена, а также научно-исследовательскую работу ради принятия монашеского пострига, который состоялся летом 1975 г. в Лесненском монастыре под Парижем. Через три дня после пострига рукоположен во иеромонаха с назначением на должность заместителя настоятеля русской церкви в г. Висбадене. Летом 1976 г. по постановлению Архиерейского Синода возведен в сан архимандрита. Монашеский постриг и рукоположение совершил архиепископ Павел (Павлов; †1995), тогда епископ Штутгартский и Южно-Германский. Архимандрит Марк окормлял три прихода — в Висбадене, Дармштадте и Саарбрюккене. Заботился о сохранении царских храмов в Германии, о русском кладбище около храма в Висбадене, где совершал полный круг монастырских богослужений и где стал обучать потянувшееся к нему молодое поколение, а сам продолжал изучать богословие, сдавая экзамены в Белграде. После кончины архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Феодосия Архиерейский Синод РПЦЗ назначил на вдовствующую кафедру Преосвященного Павла, викария Берлинской и Германской епархии . На место Преосвященного Павла с титулом «Мюнхенский и Южно-Германский» был назначен архимандрит Марк. Архиерейская хиротония была совершена 30 ноября 1980 г. в Знаменском кафедральном соборе при Архиерейском Синоде в Нью-Йорке. Хиротонию возглавил Первоиерарх РПЦЗ митрополит Филарет (Вознесенский; †1985) в сослужении архиепископов Монреальского и Канадского Виталия (Устинова, впоследствии Первоиерарх РПЦЗ; †2006) и Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (Медведева; †2000); епископов Сиракузского и Троицкого Лавра  (Шкурлы, впоследствии Первоиерарх РПЦЗ; †2008), Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Павла и Манхэттенского Григория (Граббе; †1995). После хиротонии переезжает с немногочисленной братией в монастырь преподобного Иова Почаевского в Мюнхен. Обитель восстанавливается и перестраивается. С 1981 г. здесь начинает выходить «Вестник Германской епархии», создается книжное издательство, выпускающее литературу на русском и немецком языках, налаживается  производство свечей и ладана. Монастырь живет по афонскому уставу.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197923...

Таким образом, если у корня, условно говоря, «Финляндской Православной Церкви» оказывается псевдо-«архиерей», подлежащий, по сути, церковному отлучению и извержению из сана, то явное сомнение вызывает как самоё наличие в ней благодати апостольской преемственности - через сего нарушителя соборных канонов, так и возможность дальнейшего подлинно православного устроения (по духовной сути, а не по внешней лишь форме!) всей церковной жизни в Финляндии. Можно, конечно же, уповать на то, что Господь по великой милости Своей - как Глава Тела Своего - Вселенской Церкви - Сам всё же преподает спасительную благодать всем православным верующим финнам - но отнюдь не благодаря, а вопреки ее вряд ли каноничной иерархии. Впрочем, упование это весьма слабое и ничуть самих фактов отступления от веры Святых Отцов никак не оправдывающее... Постепенная же еретически-филетистская нарочитая «финнизация» здешней поместной «Церкви» - с окружающей атмосферой всеподавляющего государственного лютеранства - дала, соответственно, и неправославные же плоды обновленческого самосознания «православных» финнов: в итоге сама эта «как бы Церковь» превратилась, по существу, в некое, во многом псевдоправославное по форме и достаточно протестантское по духу, религиозное сообщество «восточного обряда». Отсюда и неудивительно, что в этом сообществе всё чаще звучит одобрение женского «священства» и «епископата» протестантского типа, а некоторые местные «православные» епископы вполне открыто и настоятельно призывают к «литургическому» общению с лютеранами (а порой уже и допускают ко Св. Причастию инославных). Дух протестантской анархии и псевдо-гуманизма - таковы в итоге проявления того «духа лестча», который еще с 20-х гг. прошлого века целиком охватил Финляндскую «Церковь». В результате же - сомнительность самого существования Православия в Финляндии... И недаром в одном из выпусков интернет-журнала Инокъ» (издается с 2002 года при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, в США, по благословению тогдашнего Предстоятеля РПЦЗ Митрополита Лавра/Шкурлы/) мы читаем:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Основные вехи жизни митрополита Лавра – изгнание, потеря родины, Вторая мировая война, воцерковление, монастырь, жизнь с монашеским братством в Европе, Америка, монастырь, молитвы. Распорядок дня митрополита Лавра: подъем в 4.30, полуношница, литургия, послушание, трапеза, и так изо дня в день, всю жизнь, рассказал инок, напомнив слова иеромонаха Серафима (Роуза) о том, что " изо дня в день быть православным непросто " . " У него не было фарисейства, он не был уверен даже в собственном спасении " , – – отметил организатор вечера. В последние годы он хотел быть простым монахом, отойти от дел на покой. " Душа его скорбела от креста митрополичьего, который архиереи ему предназначили " , – – сказал инок. Он рассказал о еще одной особенности митрополита – умении " видеть ситуацию " , работать с людьми, доверять людям, благословлять дела. Еще до объединения Церквей он благословлял начинания, которые теперь приносят результаты. В частности, он дал благословил Сергея Кузнецова на издание журнала " Большой Вашингтон " . На вечере было объявлено о создании фонда памяти митрополита Лавра. Выступили представители инициативной группы – глава Международного союза дворян князь Андрей Голицын, Лариса Зеленцова, священник Александр Егоров, потомок святителя Иннокентия (Вениаминова) Игорь Курляндский. Священник Александр Егоров, в частности, напомнил, что кроме РПЦЗ есть еще ИПЦ (Истинно-Православная Церковь), Катакомбная Церковь, старообрядцы, но " это все одно православное движение, которое в силу разных причин искало свой путь " . " Мы в последние столетия постоянно себя раздираем, разрываем на множество частей. Мы как народ пока до конца не осознаем ту цель, к которой призваны, к которой должны идти " , – – сказал священник. Митрополит Лавр, по его словам, смог осуществить через себя волю Божью, а " наша трагедия состоит в том, что мы не знаем волю Божью о себе, о своем собственном народе " . Говоря о создаваемом фонде, инок Всеволод сообщил, что его задача – – сохранение памяти митрополита Лавра, популяризация его наследия, издание сборника трудов, альбомов.

http://religare.ru/2_54528.html

В трапезной Свято-Троицкого монастыря была организована традиционная монашеская трапеза, после чего все желающие могли посетить книжный магазин, помолиться в соборе и на могилах усопших Первоиерархов Русской Зарубежной Церкви и монастырской братии. Во второй половине дня желающие имели возможность посетить местный Музей истории России и новую выставку «Тайны и Одиссеи». Перед началом всенощного бдения иерархи, духовенство и верующие торжественно встретили Курскую-Коренную и мироточивую Иверско-Гавайскую иконы Пресвятой Богородицы. Затем в Свято-Троицком соборе монастыря была совершено воскресное всенощное бдение. 17 сентября празднование 75-летия Свято-Троицкой семинарии завершилось Божественной литургией в Свято-Троицком соборе в Джорданвилле. Богослужение возглавил митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Николай. Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил , архиепископ Оттавский и Канадский Ириней ( Православная Церковь в Америке ), епископ Валевский Исихий (Сербская Православная Церковь), епископ Восточно-Американский Ириней (Сербская Православная Церковь), епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней , епископ Сиракузский Лука, епископ Штутгартский Иов , епископ Иероним (Шо) , более 50 епархиальных священнослужителей и гостей в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил расширенный хор семинарии под руководством диакона Николая Котара. Служба прошла при большом стечении верующих, многие молились на открытом воздухе и в нижнем храме преподобного Иова Почаевского, где велась прямая трансляция. Проповедь перед причастием произнес ключарь Радосте-Скорбященского кафедрального собора г. Сан-Франциско протоиерей Петр Перекрестов. По окончании Литургии был совершен молебен Пресвятой Богородице. Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви поздравил собравшихся с юбилеем семинарии и напомнил о важности примера, который подает для всех память приснопамятных старейшин семинарии, в том числе архиепископа Аверкия (Таушева; +1976), архиепископа Виталия (Максименко; +1960), митрополита Лавра (Шкурлы ; +2008). Он выразил свою поддержку ректору семинарии епископу Сиракузскому Луке и заверил его в молитвах всей Русской Зарубежной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/6060659.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010