Перед целованием креста были провозглашены уставные многолетия, а также «Вечная память» Святейшему Патриарху Алексию II , митрополиту Лавру , настоятельствовавшим в Серафимовской церкви епископу Митрофану (Зноско-Боровскому) и протоиерею Даниилу Думскому, ее почившим создателям, благотворителям, благоукрасителям, прихожанам и богомольцам. Затем митрополит Иларион поздравил настоятеля, клир и прихожан с 60-летием Серафимовского прихода, пожелав им благословенных успехов в служении Богу и русским православным людям, проживающим на Лонг-Айленде. В ответном слове настоятель храма протоиерей Серафим Ган поблагодарил архипастыря за совершенное богослужение и преподнес на молитвенную память икону. На торжественном приеме по случаю праздника митрополит Иларион вручил высокие церковные награды. С вниманием были выслушаны выступления А.Л. Зезюлиной и А.С. Слободского об истории Серафимовского прихода и его настоящем дне. Коснувшись деятельности клира, А.С. Слободской преподнес Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви подготовленное протодиаконом Евгением Каллауром подарочное издание о Серафимовском приходе. Со словами приветствия выступили протоиерей Леонид Кишковский ( Православная Церковь в Америке ), иерей Александр Анчутин и диакон Николай Костур, огласивший поздравление епископа Новограчаницкого Лонгина ( Сербская Православная Церковь ). За чаепитием Г.Ф. Селинским было показано видео с редкими кадрами служения святителя Иоанна (Максимовича), Блаженнейшего митрополита Анастасия (Грибановского), архиепископа Аверкия (Таушева), иеродиакона Лавра (Шкурлы), ставшего впоследствии Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви и др. Поздравив награжденных и выразив благодарность собравшемуся духовенству и всем потрудившимся, настоятель храма сказал: «Обращаюсь к вам в сегодняшний день, дорогие прихожане и богомольцы нашего храма-памятника, сердечно желая, чтобы, как загорается огонек лампадки от свечи, так обновились бы мы с вами от благодатной силы сегодняшнего праздника. Прошу об этом молиться и этого активно искать».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

После окончания обучения в семинарии при монастыре , преподавал в ней некоторые предметы (церковнославянский язык, греческий язык и другие). В результате преподавания им была составлена церковнославянская грамматика, изданная в 1964 г. В 1950 г. митрополитом Анастасием (Грибановским) рукоположен во иеродиакона, а в 1954 г. — во иеромонаха. В 1974 г. в г. Чикаго при участии митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Филарета (Вознесенского), архиепископов Серафима (Иванова) и Виталия (Устинова) и епископа Лавра (Шкурлы) хиротонисан во епископа Кливлендского, викария Чикагской епархии . В 1987 г. после кончины архиепископа Серафима (Иванова) назначен правящим архиереем Чикагской епархии. В 1990 г. возведен в сан архиепископа. В 1994 г. переведен на Австралийско-Новозеландскую кафедру , но по причине болезненного здоровья Австралийское консульство медлило с разрешением на постоянное жительство, и по ходатайству прихожан Покровского собора в Чикаго был возвращен на прежнее место. Исполняя свои обязанности по епархии, не забывал и своего иконописного искусства — им был расписан Сергиевский собор в г. Кливленде. Великим постом 2002 г. в ограде кафедрального собора владыка Алипий упал, ударившись головой об асфальт, в результате чего получил повреждения, которые лишили его возможности самостоятельно передвигаться. В 2003 г. в помощь Преосвященнейшему владыке во епископа Кливлендского был хиротонисан архимандрит Петр (Лукьянов) , бывший начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. Решением Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви от 30 июня 1 июля 2016 г. почислен на покой. В сообщении пресс-службы РПЦЗ, в частности, говорится : «Осведомившись о том, что в нынешнем году Высокопреосвященнейшему Алипию, архиепископу Чикагскому и Средне-Американскому, исполняется 90 лет и заслушав доклад Предстоятеля Русской Зарубежной Церкви о своем недавнем посещении этого почтенного старца-архиепископа, всеми уважаемого и почитаемого за многолетнее и усердное служение Христовой Церкви, Архиерейский Синод благословил последнего на заслуженный отдых, определив Его Высокопреосвященство на покой, с правом пребывания в Архиерейском доме в Чикаго, на иждивении епархии, которой он отдал все свои силы».

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198285...

По чину святителя Иоанна Шанхайского – Ваше Высокопреосвященство, когда скончался митрополит Иларион, у вас была мысль, что вы можете оказаться на месте Первоиерарха? Какие вообще были первые мысли? – Сначала вообще был шок, страх – и только потом первая мысль: как мы будем без него? Несмотря на то, что владыка Иларион почти год болел, мы надеялись, что после курса лечения он вернется из больницы в Синод. Он и сам так предполагал. Но Господь судил иначе: владыка умер 16 мая. Мы сразу начали приготовления, чтобы достойно, с любовью, похоронить владыку в его любимом монастыре в Джорданвилле. Митрополиты Иларион и Марк      Я позвонил старейшему по хиротонии архиерею нашей Церкви митрополиту Берлинскому и Германскому Марку, первому заместителю Председателя Архиерейского Синода. Он сказал, что на следующий же день прилетит в Нью-Йорк. После погребения владыки Илариона члены Синода провели заседание 23 мая, где приняли решение созвать Архиерейский Собор и избрать Первоиерарха, который с Божией помощью будет вести наш церковный корабль. – Почему выборы состоялись спустя 4 месяца, а не через 40 дней, как это было после кончины митрополита Лавра? – На заседании Синода звучали разные предложения. Я предложил созвать Архиерейский Собор в июле в Сан-Франциско, как раз в дни, когда отмечается память святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского, Сан-Францисского чудотворца. Там, в Радостескорбященском соборе, покоятся его мощи. Диакон Николай (справа) с митрополитом Лавром и диаконом Евгением Каллауром      Владыка Марк предлагал созвать Собор в Германии, в монастыре в честь преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, где мы проводили Собор в 2017 году. Но потом решили все же не спешить и остановились на сентябре и на Нью-Йорке. В Знаменском Синодальном соборе – доме Курско-Коренной иконы, где совершалось избрание митрополитов Филарета (Вознесенского), Виталия (Устинова), Лавра (Шкурлы) и Илариона (Капрала) – решили провести Архиерейский Собор и выборы Первоиерарха. – Как проходили выборы Предстоятеля?

http://pravoslavie.ru/148738.html

- И после 17 лет пребывания в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле переехал в административное здание Архиерейского Синода в Верхнем Манхеттене, рядом с Центральным парком, а местом моего служения стал Знаменский синодальный собор. Знаменский собор был устроен в особняке Бейкеров и освящен в 1959 году. Иконы для храмового иконостаса написал известный иконописец архимандрит Киприан (Пыжов), как его называли - «иконописец всея Зарубежья». По левую сторону от солеи в киоте под сенью пребывает чудотворная икона «Знамение» Курско-Коренная. Во время паломничества святого образа его заменяет копия, написанная архимандритом Киприаном. Рядом - иконы Божией Матери Казанской и святителя Иоанна Шанхайского с частицей мощей. Далее - ковчег с десницей преподобномученицы великой княгини Елисаветы и частицей мощей инокини Варвары - тот самый, который совершал паломничество по России. Рядом - тоже чтимые святыни: икона блаженной Ксении Санкт-Петербургской с хранящимся в ковчежце осколком камня внутренней облицовки могилы святой и образ праведного Иоанна Кронштадтского с его мантией. Тут же на аналое - медальон преподобного Серафима Саровского из Екатеринбургских икон царской семьи и крест святого из его гроба. С правой стороны от алтаря - образ святителя Николая Чудотворца в киоте и хранящаяся тут же мантия царя-страстотерпца Николая II. В Знаменском синодальном соборе проходило настолование трех служивших до меня первоиерархов Зарубежной Церкви: митрополитов Филарета (Вознесенского), Виталия (Устинова), Лавра (Шкурлы). Послушник Игорь Капрал и семинарист Джон Шоу (нынешний епископ Иероним Манхэттенский), Джорданвилль 1971 г. - Владыка, страшно было покидать монастырь, где провели 17 лет? Я надеялся на помощь Божию, потому что если Господь что-либо попускает, то Он даст и силы нести тот крест, который выпадает на долю человека. - Это для меня было очень трудным. Я намеревался жить в монастыре всю жизнь, и потому очень переживал. Но надеялся на помощь Божию, потому что если Господь что-либо попускает, то Он нас не оставит и даст силы нести тот крест, который выпадает на долю человека.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

Храм в Ново-Дивеево, который расписывал отец Николай Папков К этому времени в Наяке под руководством отца Серафима Слободского выстроили храм, и он пригласил моего папу расписать этот храм. Мы купили домик в Наяке, и там прошли мои молодые годы. Отец Серафим Слободской Промысл Божий проявился также в том, что я с младых лет был воспитанником протоиерея Серафима Слободского, автора замечательной книги «Закон Божий», которая издавалась и переиздавалась огромными тиражами. Патриарх Алексий в свое время говорил, что это настольная книга всех православных, самая издаваемая после Библии. Отец Серафим был рукоположен в священники в день, когда я родился, и потом спрашивал меня: – Андрюша, сколько тебе лет? Я отвечал, и он комментировал: – Значит, столько лет я служу священником. Портрет протоиерея Серафима Слободского работы отца Николая Папкова Я был первым, кого отец Серафим окрестил, и фактически воспитывался в его доме, потому что мы жили в трех минутах ходьбы, его матушка была моей крестной, а его сын – моим сверстником и другом. У нас все дела футбольно-волейбольные были общие. Я у отца Серафима алтарничал и всему научился – у него алтарь был образцово-показательный Еще я у отца Серафима алтарничал и всему научился – у него алтарь был образцово-показательный. Наш приход поддерживал тесную связь с Джорданвиллем, оттуда приезжали к нам отцы. И когда к отцу Серафиму приезжали архиереи, все это происходило на моих глазах. Раз в год приезжал владыка Аверкий (Таушев), как-то раз с ним приехал игумен Лавр, который позднее стал митрополитом и Предстоятелем РПЦЗ. С отцами из Джорданвилля обычно всегда приезжали и семинаристы, и постепенно я со всеми перезнакомился и тоже решил поступить в духовную семинарию в Джорданвилль. Протоиерей Серафим Слободской Джорданвилль Промысл Божий в моей жизни проявился и в том, что духовное воспитание, полученное мной в Наяке, продолжилось под сенью Свято-Троицкого монастыря и всех отцов-подвижников: владыки Лавра (Шкурлы), владыки Аверкия (Таушева), митрополита Филарета (Вознесенского), епископа Нектария (Концевича).

http://pravoslavie.ru/118526.html

25 июля 2004 г. в Москву по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Первоиерарха РПЦЗ митр. Лавра (Шкурлы) из мон-ря св. равноап. Марии Магдалины в Гефсимании (Иерусалим) был доставлен серебряный ковчег с десницей Е. Ф. и частицей мощей св. Варвары в сопровождении представителя РПЦЗ в России Бостонского еп. Михаила (Донскова). 6 дней св. мощи находились в храме Христа Спасителя в Москве, где им поклонились более 40 тыс. чел., и 6 дней - в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре . По дороге в Марфо-Мариинскую обитель был совершен молебен, на к-ром присутствовали игумении всех жен. мон-рей Москвы. Авиаперелеты с мощами были осуществлены в Якутск, в Анадырь, в Магадан, в Петропавловск-Камчатский, в Южно-Сахалинск, на о-в Итуруп (Курильский архипелаг), во Владивосток, в Мирный, в Нов. Уренгой. Из Владивостока в храме-вагоне в честь Смоленской иконы Божией Матери, принадлежавшем Миссионерскому отделу РПЦ, св. мощи отправляли на поклонение в Уссурийск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан, Благовещенск, Читу, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Абакан, Новокузнецк, Кемерово, Томск, Новосибирск, Барнаул, Омск, Тобольск, Тюмень, Кызыл, Таштагол, Бийск, Рубцовск, Горно-Алтайск, Ишим. В Екатеринбурге св. мощи находились в храме во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, возведенном на месте дома Ипатьева. Затем св. мощи доставили в Свято-Троицкую ц. Алапаевска. В здании Напольной школы мощи были на поклонении сначала в музейной комнате, а затем в Екатерининской ц., богослужения в к-рой посещали алапаевские узники, и в алапаевском во имя новомучеников Российских мужском монастыре . Мощи трижды обнесли вокруг ограждения старой шахты, места кончины Е. Ф. Далее мощи проделали путь по Юж. и Центр. России, через Ставрополь, Ростов-на-Дону, Волгодонск, Таганрог, Новочеркасск, Шахты, Азов, Батайск, Тамбов, Воронеж, Ст. Оскол, Губкин, Курск, Железногорск, Орёл, Мценск, Оптин болховский в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Святой Троицы женский монастырь , Брянск. Св. мощам смогли поклониться жители Белоруссии, Латвии, Литвы, Казахстана, Киргизии, Азербайджана. Почти за 7 месяцев в 140 городах и в 61 епархии ок. 10 млн чел. поклонились святыне, в кон. февр. 2005 г. св. мощи вернулись в Москву, где Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий возглавил встречу мощей. В наст. время св. мощи возвращены в Иерусалим в Гефсиманию.

http://pravenc.ru/text/189843.html

Вообще же пренебрежение традиционным пасхальным календарем есть, по сути, пренебрежение богослужебным, церковным (в известном смысле – сакральным, священным!) восприятием времени, не говоря уже о пренебрежении соборным мнением святых отцов. Отсюда понятна, например, тревога братской Русской Православной Церкви Заграницей, выраженная по этому поводу в одном из выпусков интернет- журнала «Русскш Инокъ» (издается с 2002 года при Свято-Троицком монастыре Зарубежной Церкви в Джорданвилле, в США, по благословению ныне уже покойного Предстоятеля РПЦЗ Митрополита Лавра (Шкурлы)). Здесь вполне справедливо утверждается, в частности, следующее: «...Пророк Даниил, говоря об антихристовых временах предсказывал, что антихрист даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон ( Дан 7, 25 ). В славянском переводе Ветхого Завета слову «отменить” соответствует глагол «пременити», т.е. «переменить”. Это пророчество уже сбывается: вследствие принятия некоторыми поместными церквами «новоюлианского календаря” произошла перемена, или перемещение церковных праздников, что вызвало нестроения в богослужебной жизни, разлад в церковном народе и разделение. Особенно пострадала от календарной реформы Финская Православная Церковь (ФПЦ), единственная в православном мире дерзнувшая полностью порвать с веками освященной Православной Пасхалией... Это каноническое отступление ФПЦ повлекло за собой и ряд других, больших и малых отступлений... Назовем лишь некоторые из них: допущение ко Св. Причастию инославных; фактическое упразднение исповеди; позволение женщинам причащаться в любом состоянии; изменение богослужебных текстов в угоду лютеранам; разрешение венчаться в неположенные дни и т.п. Эта Церковь , почти семь десятилетий идущая путем отступлений – канонических, екклезиологических и прочих – являет собой поучительный пример духовного «соскальзывания» и «окамененного нечувствия”. Не довольствуясь смутой, которую вызвал в Поместных Церквах «новоюлианский календарь», [современные псевдо-православные обновленцы]... намечают во имя объединения православных с инославными, подобно Финской Православной Церкви, изменить также Православную Пасхалию что означает и изменение времени празднования связанных с Пасхой подвижных праздников».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Интерьер трапезной части Покровского собора с росписью М. В. Нестерова «Путь ко Христу». Фотография. 2015 г. В соборном Покровском храме находятся: рака с десницей прмц. Елисаветы, переданной из Иерусалима по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и первоиерарха РПЦЗ митр. Лавра (Шкурлы) ; ковчежец с частицами мощей прмц. Варвары, преподобноисп. Сергия (Сребрянского), преподобноисп. Гавриила (Игошкина); мощевик с частицами мощей святителей Николая Чудотворца, Иоанна Суздальского, Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского, Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского, Иннокентия (Вениаминова), митр. Московского, Игнатия (Брянчанинова), патриарха Тихона; ковчежец с частицами мощей вмц. Варвары, преподобных Сергия, Кирилла и Марии Радонежских, Саввы Сторожевского, Авраамия Ростовского, Романа Киржачского, Агапита Киево-Печерского, Даниила Переяславского, Варнавы (Меркулова), Алексия (Соловьёва), Силуана Афонского, Оптинских старцев, преподобноисп. Георгия (Лаврова), благоверных князей Александра Невского, Василия и Константина Ярославских, праведных Филарета Милостивого и Симеона Верхотурского; мантия прп. Серафима Саровского; в алтаре собора хранится выносной запрестольный крест из обители нач. XX в. В храме праведных Марфы и Марии находится ковчег с частицами мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары, иконы с частицами их мощей, а также иконы с частицами мощей прав. Марфы, равноап. Марии Магдалины, мц. Людмилы Чешской, блгв. кнг. Анны Кашинской, прп. Евфросинии Московской, свт. Иоанна (Максимовича), архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского, блж. Матроны Московской. В покоях основательницы М.-М. о. открыт музей ее памяти. По фотографиям воссозданы 2 комнаты: молельня и приемная. В музее собраны святыни, в т. ч. вышитые великой княгиней иконы Нерукотворного образа Спасителя и святых Марфы и Марии, апостольник и наперсный кипарисовый крест преподобномученицы, ее четки, дорожное Евангелие, 2 образа из молельни (икона прав. Елисаветы с частицей мощей и иерусалимская икона «Целование Пресвятой Богородицы и св. прав. Елисаветы»).

http://pravenc.ru/text/2562518.html

Такие мероприятия приносили всегда большие плоды. – А сколько сегодня общин Русской Православной Церкви Зарубежом находится на территории Австралии? – В нашей епархии – где-то 36 приходов и общин. Монастырей 6. 3 – крупные, еще 3 – маленькие. Во всех главных городах Австралии есть несколько церквей, кроме города Перт на западе, там только один приход. Еще 3 прихода у нас в Новой Зеландии – тоже в нашей епархии. Воссоединение Русской Церкви и его плоды Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр. Фото: Владимир Ходаков – Самые важные события в жизни РПЦЗ за последние годы, на ваш взгляд? В России в душе я почувствовал себя русским ещё больше – Конечно, подписание акта о каноническом общении с Московской Патриархией. Но это было больше 10 лет назад. Милостью Божьей, я сподобился быть членом первой делегации митрополита Лавра (Шкурлы) в Россию по приглашению Патриарха Алексия и президента Владимира Путина. Должен сказать, что это было в духовном и паломническом плане самое значимое событие моей жизни. Мы смотрели на храмы и монастыри. Я в душе почувствовал себя русским – больше, несмотря на все прошлое, о котором я сегодня рассказал. И так полюбил Россию и Православие в России. Вернулся из поездки другим человеком. В каком-то смысле, мы это продолжаем переживать до сих пор. Помню, как митрополит Лавр как-то выразился: «Если мы не позаботимся об объединении сейчас, может быть, следующее поколение этой ценности уже не будет понимать и им будет всё равно». На всё у Бога Свое время. Чувствую, что в этом владыка был очень прав, потому что, как и многие, я вижу плоды подписания Акта. Сразу после его подписания открылась возможность чаще посещать Россию с паломниками. Из таких паломничеств выделю две вещи, которые меня очень тронули, оставив отпечаток в душе. Во-первых, когда мы повезли в паломничество людей старшего поколения и моего возраста, родившихся за границей, как и я, но воспитанных в любви к России, просто неописуемое событие произошло.

http://pravoslavie.ru/142734.html

Это лишь подтверждает тот факт, что на самом деле катакомбниками он принят не был. Как видно из письма В. Чекалина, с Московским Патриархатом он порвал лишь в январе 1989 г., т. е. после лишения его диаконского сана. Позже, с октября 1990 г., он стал выдвигать уже иную версию, согласно которой порвал с РПЦ в мае 1984 г. Однако такое его утверждение противоречит его же свидетельствам от 1989 года. В декабре 1989 — январе 1990 г. В. Чекалин сумел каким-то образом выехать из СССР в США, где явился на заседание Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке. Здесь он выступил перед членами Синода и ответил на их вопросы. По этому поводу в протоколе Синода РПЦЗ от 31 января 1990 г. сказано: «Слушали: 1. Письмо-прошение, поступившее на имя Председателя Архиерейского Синода, Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия, за подписью “недостойный послушник Викентий”, от 17 июля 1989 года, присланное по почте из г. Тулы, СССР. В этом письме проситель — монах Викентий дает краткие сведения о себе и далее указывает, что он является епископом Катакомбной Церкви в России. «Поэтому, обсудив обстоятельства сего дела, Архиерейский Синод определяет: Под протоколом стоят подписи Председателя Архиерейского Синода РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), секретаря Синода архиепископа Лавра (Шкурлы), членов Синода: архиепископа Антония (Медведева), епископа Лазаря (Журбенко), епископа Даниила (Александрова), епископа Илариона (Капрала) . Членом Синода, который проводил индивидуальное дознание Чекалина, был епископ Лазарь (Журбенко), тайно рукоположенный в РПЦЗ для Катакомбной Церкви в СССР еще в 1982 г. Он задал Чекалину ряд наводящих вопросов, на которые тот не смог достоверно ответить и начал путаться, благодаря чему и были раскрыты самозванство и авантюра тульского визитера . Тогда же на Синоде РПЦЗ было высказано подозрение, что Чекалин является агентом КГБ, подосланным в Синод под видом «катакомбного епископа» с целью внедриться в РПЦЗ и возглавить создание в СССР ее легальных церковных структур под контролем советских органов госбезопасности.

http://bogoslov.ru/article/6025766

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010