Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Свято-Троицкая Сергиева Лавра Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:не ранее 1345. Ссылки:     Адрес: Россия, Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра Координаты: 56.31019, 38.13276 Проезд:на автомобиле: по Ярославскому шоссе (трасса М8) — до Сергиева Посада (54 км от МКАД); автобусом: маршрут 388 (экспресс) от ст. м. ВДНХ; пригородным электропоездом: с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево Изменить описание объекта < > Карта и ближайшие объекты Троице-Сергиева лавра основана в 1345 г. (по другим сведениям в 1337 г.) как уединенная пустынь сыновьями ростовского боярина Кирилла Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший вскоре монашеское пострижение с именем Сергий, вошел в историю России как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизни идеи нестяжательства и трудолюбия. В 1355 г. в Троицком монастыре был введен общежитийный устав, регламентировавший все стороны монашеской жизни. Новый порядок, а также увеличение числа иноков вызвали перестройку всей обители. Вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. Эту схему плана монастырь сохранил до наших дней. Особый этап в истории монастыря - канонизация его основателя Сергия Радонежского в 1422 г. Это событие было отмечено торжественной закладкой белокаменного Троицкого собора над гробом Сергия. В 1608-1610 гг. шестнадцать месяцев Троице-Сергиев монастырь находился в осаде 30-тысячного отряда польско-литовских интервентов. Ратный подвиг защитников монастыря приобрел широкую известность в стране и способствовал дальнейшему росту авторитета обители. В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула " лавра " В середине XVIII в. Троице-Сергиева лавра по количеству принадлежавших ей земель и душ была первой не только среди духовных, но и среди светских феодалов. Во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны.

http://sobory.ru/article/?object=00497

После получения извещения о кончине митрополита Лавра 16 марта с.г., епископ Домодедовский Евтихий поведал мне следующее: в конце февраля он сослужил митрополиту Лавру в московском Сретенском монастыре. После службы владыка Лавр сказал владыке Евтихию следующее: " Ну вот, мы с тобой и послужили вместе последний раз " . Владыка Евтихий пытался возразить, что, мол, Бог знает, может и еще послужим, и не раз. На это митрополит Лавр ответил: " Бог, конечно, знает, да только уж это последний раз " . В Интернете размещено много фотографий этой последней поездки митрополита Лавра в Россию. Моя матушка обратила внимание на то, что, как правило, все, кто находится рядом с Владыкой Лавром, улыбаются. Такова сила истинного монаха с любящим сердцем, человека с удивительным соответствием того, что он говорил, тому, что делал. Узнав о кончине Владыки Лавра, мы с матушкой (да и почти все клирики нашей Западно-Американской епархии, которые учились в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвиле), полетели на отпевание господина и отца нашего. Мы прибыли в Свято-Троицкий монастырь в среду 19 марта, незадолго до начала литургии Преждеосвященных Даров. Перед входом в храм меня охватил некий страх: неужели его больше с нами нет, как я выдержу его вид, бездыханный, " не имущий вида " ? Но как только я увидел руки владыки Лавра, наступило спокойствие, пусть и скорбное. У Владыки Лавра были удивительно благородные руки с тонкими и красивыми пальцами. Его руки нельзя было не узнать и у меня даже отпало желание видеть его лик. Тогда я понял, почему в Русской Церкви закрывается лик духовенства. Паства должна помнить живой лик своих духовных наставников, а когда наставник в гробу его лицо может быть мирным, но в глазах и губах уже нет жизни. А руки священнослужителя носят таинственный характер: физически мы больше всего входим в контакт именно с благословляющими и утешающими руками архиереев и пастырей. Своими руками они благословляют святые Дары, освящают иконы и наши дома, преподают святые Тайны, благословляют верующих, а архиереи своими руками еще и рукополагают. Так, увидев руки блаженнопочившего митрополита Лавра, я увидел самое главное в его жизни: служение алтарю Господню. Апостолькая преемственность, в том числе и благодать священства, были митрополитом Лавром сохранены и переданы именно посредством его рук.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Приведем, наконец, еще одно чудо, о котором записано недавно со слов некоего Харитона Дысы. С детства Харитон болел глазами, потом вовсе лишился зрения. Все обращения к врачам остались бесплодны, и вот отец его повез его в Почаев. Когда приехавшие ввели слепого отрока в Соборный храм во время пения всенощного бдения, то слепой вдруг, прозрел. Все были поражены этим чудом, и возблагодарили Царицу Небесную, Которая одна могла возвратить зрение слепому отроку. Харитон и ныне с благоговейной радостью рассказывает об этом всем, рассказал и своему священнику, который и сообщил об этом. Некоторые чудеса мы рассказали в предшествующей главе. Хотя те произошли у Стопы Богоматери и от воды Её, но мы говорили уже о тесной связи этих святынь и о том, что их трудно отделять. Св. вода от Стопы Цельбоносной действует по молитве к Богородице Чудотворная Икона Которой стоит в том же храме. «Матерь Божья весь мир христианский благодатьми своими на гору Почаевскую, аще не коегождо лично на сем месте присутствием, то всеславными толикими чудесами к Себе привлекает». V. В числе русских святых Лавр, Почаевская обыкновенно ставится четвертою. Первая и древнейшая Киево-Печерская в Киеве, разлившая свет ученья Христова на юге России с первых веков начала у нас христианства. Затем идет Троице-Серьгиевская Лавра под Москвой, сослужившая северной части нашей родины такую же службу, как Киево-Печерская на юге. Далее – Лавра Александро-Невская в царственном городе Санкт-Петербурге, построенная на вечную память о великих подвигах святого благоверного князя Александра Невского, борца за родину и веру православную. Наконец, Лавра Почаевская. Как первые три Лавры служили родине, распространяя свет Христова ученья вокруг, противостоя врагам отечества и вере православной, так и четвертая – Почаевская Лавра оказала в том же великом деле неоценимые заслуги, действуя не на севере или юге России, а на юго-западной окраине родины нашей, следовательно, там, где православию больше всего угрожала опасность. Близость к западной границе, соседство с католическим миром вызывали со стороны Почаевской Лавры много труда. Уже это одно показывает, что Почаевская Успенская Лавра хотя и считается четвертой, но сделала и делает для России не меньше других Лавр. И по времени основания это не молодая обитель. Она моложе Киевской немного, но старее остальных, двух на сотни лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Петр Перекрестов К первой годовщине Высокопреосвященного Митрополита Лавра: " Сам Господь его избрал возглавлять Церковь в настоящее время " Источник:  Православие и мир В 2001 г. на трапезе по случаю избрания нового Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей, Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, мы обратились к некоторым участникам торжества с рядом вопросов: Почему вас радует избрание архиепископа Лавра в Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей? Какие его главные качества и какие надежды связаны с его избранием, учитывая нынешние нестроения в церковной жизни? К первой годовщине блаженной кончины приснопамятного митрополита Лавра прилагаем ответы участников этого опроса посетителям нашего портала. Божие милостью митрополит Лавр не только оправдал надежды и ожидания верных чад Русской Церкви, выраженные при его избрании, но их превзошел. Вечная память владыке Лавру! Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский (ныне митрополит Восточно-Американский и Нью-Йокрский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви) Иларион: Я, как и большинство наших архиереев, духовенства и паствы считаю, что благодаря мудрости, опытности и благорассудительности владыки Лавра, он был самым подходящим кандидатом на пост Первоиерарха нашей Церкви, особенно в нынешнее трудное для нашей Церкви время. По семинарии и монастырю мне вспоминается, что владыка Лавр всегда был очень заботливым, внимательным и приветливым ко всем учащимся. С ним всегда было легко общаться. У него очень важное качество – доступность. Сегодня я переживаю великую радость и я уверен, что Владыка митрополит Лавр будет твердо и уверенно вести наш церковный корабль, будет его вести средним царским путем. Со своей стороны, мы, архипастыри, будем ему оказывать братскую поддержку. Епископ Ишимский и Сибирский (ныне Домодедовский) Евтихий: Я познакомился с новым митрополитом десять лет тому назад. Должен признаться, что мне тогда казалось, что он не достаточно деятельный, но чем больше я его узнавал, тем больше я понимал, что владыка Лавр – самый главный послушник Русской Православной Церкви заграницей. За последние годы я особенно проникся к нему уважением и любовью.

http://religare.ru/2_63177.html

313 Nic. Steth. De paradiso 20:21–22:2; 23:7–11; 25:5–8; 26:4–27:14; 36; 37:5–38:8; 38:15–24; 49:3–50; 51:14–15; 53 (в сокр.); 54–55 (в сокр.); 56–57; 58–59. Греческие отрывки из трактата «О рае», снабжённые французским переводом, были изданы М. Шалендар вместе с другими текстами из «Диоптры», ложно приписывавшимися прп. Никите. См.: Chalendard М. Nicetas Stethatos: Le Paradis spirituel et les textes annexes. Texte, traduction et commentaire. Paris, 1944 (SC 8). P. 40–59 («О рае»), 60–77 (другие тексты). 314 Г.М. Прохоров издал 1 и 3 слова «Диоптры», соответствующие «Плачу» (=слово 5) и 2 слову по греческому изданию. См.: Прохоров 1987. С. 200–284. Данный порядок характерен для славянских рукописей, в которых «Плач» помещался в начале «Диоптры». См.: Grumel 1951. Р. 210. 315 По подсчётам X. Микласа, насчитывается около 160 славянских списков «Диоптры». Перечень основных списков см. в кн.: Прохоров 1987. С. 61–62. Описание отдельных списков см. в кн.: Сводный каталог 2002. С. 199–208 91–96). 317 Горский 1859. С. 459. Этот первый кодекс славянской «Диоптры» писан на пергамене вперемежку с бумагой; в нём можно различить почерки семи писцов. На (f. 94 v 1, 95 1 почерком третьего писца написано: « в лт 6896 списана быс книга рекома по еллино диптра по на же зерцало въ бгспсено константинополи въ державное лто цртва палеолога при архиепп нил мца генвари въ глми црьсти обители и перивлепто рукою сщньнаго слугъ киръ зинови». Описание Чуд. 15 см. в кн.: Сводный каталог 2002. С. 205–207, где она помещена под 95. 321 Славянская «Диоптра» содержится в рукописях Троице-Сергиевой Лавры: Лавра 190, 191, 192, 193, 194 (см.: Описание 1878. Ч. 1. С. 187–191). 1) Лавра 190 (1812). «Диоптра» Филиппа Философа, напис. 1418 года. 2) Лавра 191 (1816), напис. 1471 г., 230 ff. 3) Лавра 192 (1813), кон. XV в., 297 ff. 4) Лавра 193 (1813), XVI в., 354 ff. 5) Лавра 194 (1817), XVI в., 269 ff. 322 Об этом см., например, статьи Л.П. Жуковской: 1) О южнославянском влиянии XIV–XV вв. (На материале проложного Жития Евгении)//Язык и письменность среднеболгарского периода. М., 1982. С. 26–59;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Источник: Набор открыток «Тула – какой она была 100 лет назад», выпуск 4. Открытка «Церковь Флора и Лавра. Тула» Приход церкви (Боголюбской) Флора и Лавра занимает часть западной окраины города. Он образовался ранее XVII ст. и называется Боголюбским по храмовой иконе Боголюбской Божие Матери, но до 1796 г. назывался Флоровским, так как самый ранний храм приходский был во имя свв. мчк. Флора и Лавра. До 1880 г. прихожане этой церкви, состоявшие главным образом из оружейников, были разбросаны по разным частям города, но 1880 г. определен более правильно район прихода. Всех прихожан числится муж. пола 240 душ и жен. пола 271 душа. Боголюбская церковь под именем Флоровской известна была еще в начале XVII ст.; тогда она была деревянная во имя свв. мчк. Флора и Лавра с приделом св. бессребреников Космы и Дамиана. Вместо нее до 1745 г. построена каменная церковь в то же наименование иждивением прихожан. В 1748 г. на средства тех же прихожан устроен с правой стороны придел во имя свв. Космы и Дамиана. Около того же времени, вероятно, устроен был и другой придел с левой стороны во имя Знамения Божией Матери. К 1771 г. «настоящая церковь с алтарем от давнего построения пришла в ветхость и внутри оной во время службы Божией от собрания народного, по великоприходству, бывало весьма утеснительно» и потому прихожане решили построить вместо этой церкви новую каменную во имя Боголюбской Божией Матери с приделами: с правой стороны во имя свв. мчк. Флора и Лавра, с левой – во имя свв. Космы и Дамиана. В 1772 г. начата была эта постройка, но прежде отстроены были и освящены приделы храма в 1779 г. Настоящий же храм был отстроен в 1796 г. С того времени церковь во всех актах стала именоваться Боголюбскою, но в народе доселе удержалось название Флоровской. В 1830 г. при церкви выстроена была новая колокольня. Из икон особенным чествованием пользуются древний по письму образ Феодоровской Божией Матери и икона Боголюбской Божией Матери, прославившейся чудотворениями в 1771 г. и в настоящем столетии при эпидемических болезнях. Напуганные приближением холеры в 1892-93 гг. жители Тулы положили устроить на этой иконе, вместо бывшей серебряной, золотую ризу, каковая в 1894 г. и сделана с бриллиант. розами в венце, стоимостью в 7158 руб.

http://sobory.ru/article/?object=01472

1) Лавра 704 (1821). Патерик скитский с прибавлениями, XV в. В начале помещено «Слово в вопросах и ответах» (нач.: «Кая есть мысль мира и яже в мире отречения») и затем 300 глав (ff. 391–418) (см.: Описание 1878. Ч. 3. С. 96–97). 2) Лавра 756 (1637). Сборник XV в. В начале помещено «Слово в вопросах и ответах» (нач.: «Кая есть мысль мира иже в мире отречения») и затем 300 глав (ff. 239–295) (см.: Описание 1878. Ч. 3. С. 158). 3) Лавра 308 (841). Псалтирь с восследованием неполная, написание 1429 (?) года. (f. 5): « Григория Синаита , что есть образ иноческого жития и что образование коегождо истина». « Никиты Стифата от глав его деятельных». Под строками синими чернилами: «Милосердие помилуй мя падшего окаяннаго» (см.: Описание 1878. Ч. 2. С. 79). 4) Лавра 751 (1883). Сборник XV в. (f. 374 v ) «Никиты инока и прозвитера обитель студийскихъ о зэлыхъ помыслехъ и хульныхъ». Нач.: «Люта неудобь победима страсть хулы» (см.: Описание 1878. Ч. 3. С. 148). 5) Лавра 770 (1554). Сборник XVI в. Выписки из творений «отцов-аскетиков»: Никиты инока презвитера обители студийскыя Стифата, св. Максима и других святых отцов (ff. 285v–361) (см.: Описание 1878. Ч. 3. С. 188). 6) Лавра 777 (1924). Сборник нач. XVI в. (f. 115). Слово святого Никиты Стифата и презитера. Нач.: «Вся яже к бесчестию нам приключающяяся любо от человек, любо от бесов» (см.: Описание 1878. Ч. 3. С. 197). 306 Изменённый текст «Диоптры» был издан в кн.: Auvrai Е. «Pleurs» de Philippe le Solitaire. Paris, 1875. Этот же текст с английским переводом издан в кн.: Shuckburgh Е. S. The Soul and the Body. Cambridge, 1894. 308 Δοπτρα, θως γιορειτικν περιοδικν (νατπωσις τν χειρογρφων συγγραμμτων) κδιδμενον κατ τριμηναν π Σπυρδωνος Λαυριτου το ατρο, τος α´, τεχη α´ + β´. θναι, 1920. 309 Laura Ω´ 17 занимает первое место среди 43 греческих рукописей, перечисленных В. Грюмелем. См.: Crumel 1951. Р. 209–210. 310 Ж. Даррузес – издатель и переводчик греческого текста богословских сочинений прп. Никиты (исключая «Сотницы» и антилатинские трактаты).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Каракальскому. (Я не видал его). Каракалл. 6579. Хрисов. Никифора Вотаниата об имениях м. Иверского. Первую строку не возможно прочесть. 6586, Июля Инд. 2. Христов. Никифора Вотаниата. В этом акте решается спор Лавры с Феодором Эхмалотом в пользу первой. 6589, Март. Инд. 4. Лавра. Хрисов. Алексия Комнина, данный Магистру Льву Кефалии на имение Месолимну близ Солуня. 6595, Апреля Инд. 7. Лавра. Хрисов. Алексия Комнина об имениях Лавры. 6598, Август. Инд. 7. Лавра. Хрис. Алексия Комнина о Православном монастыре Латинском на Афоне, называемом Амальфи, которого развалины и поныне видны. (Я не видал сих актов). Лавра. Хрис. Его сына Иоанна о Православном монастыре на Афоне, называемом Амальфи, которого развалинв и поныне видны. (Я не видал сих актов). Хрисов. Михаила Дуки, Ангела, Комнина Палеолога об имениях Лавры. 6767, Генваря Инд. 2. Лавра. Его же об имениях м. Есфигмена. Св. Павел. Его же об имениях м. Есфигмена. Есфигмен. Его же об имениях м. Ксиропотамского. Начало полу изгладилось. 6784, Декабрь. Инд.4. Ксиропотам. Его же хрисовул, данный Димитрию Мурину на деревни: Ермилию, Краввату, Антигонию и пр. недалеко от Солуня. (Замечено сожержание). Дохиар. Хрисовул Андроника об имениях м. Иверского. Начало потеряно. 6791, Июня Инд. 11. 6792, Июля Филофейск. Инд. 12. Его же об имениях м. Филофейского на острове Фасосе. 6795, Апрель Филофей. Инд. 15. Его же об имениях м. Пр. Богородицы. (Замечено одно содержание). 6795, Апрель Филофей. Инд. 15. Его же об имениях м. Зографского. (Есть выметка). 6797, Август. Инд. 2. Зограф. Его же об имениях Лавры. 6806, Июля. Лавра. Его об имениях м. Ватопедского. 6810 или 6800 Июля Ватопед. Инд. 15. Его же об имениях м. Ксиропотамского. 6810, Август. Инд. 13. Ксиропотам. Хрисовул Михаила Комнина Палеолога об имениях м. Иверского. 6818, Август. Инд. 8. Хрис. Андроника об имениях м. Рускаго. 6820, Сент. Руский. Его же об имениях м. Алипиева, на Афоне. (Копия). (Замечено одно содержание). 6830, Февр. Инд. 5. Кутлумуш. Хрисов. Андроника Палеолога о независимости м.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

У нас были ораторы и деятели, которые были яростно против, были, которые — яростно за. И толку — никакого! А тут взяло и сделалось!» Надо ли говорить, что уход митрополита Лавра — это смерть, о которой только и могут мечтать православные верующие, которые каждый просят у Бога «безболезненной, непостыдной, мирной» кончины? Закончив свой «труд, завещанный от Бога», чуть более двух недель как вернувшись из очередной поездки по дорогой ему России, отслужив все службы первой недели Великого поста, кроме субботы, когда он почувствовал себя плохо, 80-летний старец тихо умер во сне в то самое время, когда Церковь празднует Торжество Православия. Противники воссоединения, скорее всего, попытаются использовать его смерть для продвижения своей повестки дня. Но им наверняка не удастся повернуть процесс вспять. «Этот раскол уже на мели сидит, — говорит Холодная. — Я думаю, это кончится». По уставу РПЦЗ, первоиерарх избирается на собрании всех епископов — Архиерейском Соборе, и каждый епископ из 11 имеющихся на сегодня в этой самоуправляемой части Русской Православной Церкви может быть кандидатом. Согласно подписанному в прошлом году Акту о каноническом общении, избранный митрополит подлежит затем утверждению патриархом Московским и всея Руси. Временным главой РПЦЗ по смерти митрополита Лавра стал его первый заместитель, архиепископ Сиднейский и Австролийско-Новозеландский Иларион (Капрал). Его же, как человека наиболее близкого митрополиту Лавру по духу и взглядам, источники в РПЦЗ называют наиболее вероятным преемником митрополита Лавра. Другой возможный претендент — архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт). Владыку Лавра похоронят в Джорданвилле, как только архиепископ Илларион прилетит из Австралии, чтобы возглавить отпевание, сказал протодиакон Лохматов. Скорее всего, это произойдет в пятницу, 21 марта. И последнее. Работая над этим некрологом, я долго искал в опубликованных выступлениях митрополита Лавра какую-нибудь емкую цитату, характеризующую национальное, общественное и историческое значение воссоединения Русской Церкви.

http://pravmir.ru/uchil-dushi-smireniem-...

При этом, монахи и сами никогда не гнушались вносить свою лепту. Обратите внимание! В 1812 г. лавра отдала русской армии около 70 тысяч рублей в качестве поддержки, что являлось баснословной суммой в те времена. В начале XX века положение Троице-Сергиевой лавры, как культурного и просветительского центра, богатейшей из православных обителей, почти не изменилось. Во время волны крестьянских выкупов братия лишилась многих крепостных, но ей все еще принадлежали обширные территории, мастерские, заводы, типография. В 1910 г. в стенах лавры все еще обитает порядка 400 монахов, хранятся мощи многих святых. Лавра стала последним пристанищем и для ряда русских князей, например, в ее склепах похоронен князь Дмитрий Трубецкой, Прокопий Ляпунов, представители семейства Годуновых и иных именитых фамилий. Но после революции 1917 г. лавра была закрыта, Московская духовная академия распущена, а занимаемые ею помещения отведены под электротехнические курсы. Мощи Сергия Радонежского вскрыли, а лавру превратили в музей. Оставшуюся братию переселили в трудовые коммуны.Последнее богослужение на территории монастыря удалось совершить в конце мая 1920 г., после чего лавра окончательно стала музеем. Колокола переплавили, а на территорию монастыря перевели учащихся педагогического института. После осенних событий 1917 года началось чудовищное разграбление и осквернение Троице-Сергиевой лавры, её святынь и духовных сокровищ. Во время кампании по изъятию церковных ценностей решением ВЦИК из Троице-Сергиевой лавры в Гохран переведено 500 бриллиантов и 150 пудов серебра и много других ценностей. Постановлением Московской коллегии по делам музеев от 1 ноября 1918 года Троице-Сергиева лавра национализировалась. Для охраны её оставшихся ценностей была образована комиссия, в составе которой помимо других лиц вошли священник Павел Флоренский, священник Михаил Шик, граф Ю. А. Олсуфьев и другие верующие миряне.В 1919 году представители новой власти, несмотря на многочисленные протесты верующих всей страны, провели кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=00497

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010