9. С. 8-19; Пащенко В. О. Доля лаври в kohmekcmi noлimuku радянськоï держави щодо Церкви//Там же. С. 95-100; он же. Злочин проти культури, або як koмnapmiйha влада знищувала лавру//Православ " я - наука - cycniльcmbo: питання Мат-ли V Miжhap. наук. конф. К., 2008. С. 157-161; Храм на Николаевской набережной: Успенское подворье ставропигиального мон-ря Оптина пуст./Сост.: Н. Н. Никитина. СПб., 2006; Apxib лаври та зanobiдhuka/Упоряд.: С. Р. Кагамлик. К., 2007. Вип. 1: ЦДIAK Украïни: Фонд 128: лавра. [Т. 1]: Iмehhuй покажчик; 2008. [Т. 2]: Предметно-тематичний покажчик; Биографические сведения о братии Киево-Печерской лавры, пострадавшей за Правосл. веру в XX ст. К., 2008; Дятлов В. А. Киево-Печерская лавра: Справ.-путев. К., 2008. С. 341-366; Кабанець П. Загибель митр. Володимира: Злочин без покарання//Лаврський альм. 2008. Вип. 20. С. 38-50; Киево-Печерская лавра: Возрождение мон-ря: (Фотолетопись). К., 2008; Гypжiй О. З icmopiï фyhkцiohybahhя лаври в ocmahhiй nepioд cmaлihcьkoro momaлimaphoro режиму. Черкаси, 2009; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Энциклопедия христ. храмов. СПб., 2010; Путеводитель по св. местам С.-Петербурга/Сост.: свящ. А. Берташ. СПб., 2011; Святыни Киево-Печерской лавры/Сост.: М. Ю. Ефимова. К., 2011; Полюшко Г. В. Iropibcьka ikoha Божоï Mamepi: Icmopiя i доля cbяmuhi. К., 2012. К. К. Крайний Архитектурный ансамбль К.-П. л. IX - 1-я пол. XIV в. Успенская Киево-Печерская лавра. Литография. Кон. XIX в. (ГЛМ) Успенская Киево-Печерская лавра. Литография. Кон. XIX в. (ГЛМ) В состав архитектурного ансамбля лавры входят 2 пещерных комплекса - Дальние и Ближние пещеры, с к-рых и началось развитие мон-ря. Совр. облик этих комплексов является результатом разновременных реконструкций, древнейшие их составляющие определяются предположительно. В частности, исследователи выделяют в Дальних пещерах 3 участка. На 1-м, расположенном в сев.-вост. части комплекса, сосредоточены подземные церкви в честь Рождества Христова и во имя прп. Феодосия Печерского, а также неск.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

В 1862-м году, с высочайшего соизволения, передана из Таврического дворца в Лавру малахитовая сень с бронзовыми украшениями для Плащаницы, а в 1877-м году Лавра устроила в ней серебряную гробницу в 5½ пудов весом 4076 . По высочайше утвержденному 11-го июня 1859-го года плану, с Восточной стороны Лавры полагался парк. По словесному поручению митрополита, художник Егор Одинцов в 1861-м году представил в Духовный Собор план на устройство сада. Вся местность занимала пространство в 5.500 квадратных сажень был уже устроен пруд со шлюзом. Но место все еще представляло собою пустырь. В 1860-м году построили ограду на 50 погонных сажень, и еще оставалось сделать ограды на 90 сажень. В ограде первоначально предположены были башни с устройством в них ворот, часовен и помещений для сторожей, но потом это предположение отложено митрополитом «по скудости способов». Никаких насаждений пока не было. Лавра израсходовала уже на приведение в порядок места до 20.000 рублей; оставалось израсходовать не менее. Тогда у Лавры явилась мысль устроить здесь кладбище, – тем более, что старые 2 были уже заполнены. Духовный Собор во главе с наместником, архимандритом Никанором вошел по этому предмету с докладом митрополиту и доклад получил 27-го марта 1861-го года утверждение. За церквами был монастырский дровяной двор, – он теперь подлежал упразднению. Особые садики наместника и духовника, бывшие тут же, временно были оставлены. План кладбища составлен был архитектором Карповым 4077 . Для рассчетов за материалы и работы по капитальным сооружениям, возведенным и возводимым, у Лавры не достало денег и, не желая обращаться к стороннему кредиту или реализовать процентные бумаги, Лавра обратилась к Святейшему Синоду с просьбою ссуды в 30.000 рублей из 4% годовых на 3 года. Ссуда была выдана и Лавра погасила ее в 2 года 4078 . В 1867-м году было произведено обновление церквей Феодоровской, Лазаревской и Сергиевской. В Лазаревской, как кладбищенской, ежедневно отправлялось Богослужение, в Сергиевской совершалось постоянное молебствие при мощах святого великомученика Пантелеймона; в Феодоровской были переделаны Царские врата и иконостас 4079 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1108 г. был канонизирован преподобный Феодосий Печерский, в 1133 г. преподобный Антоний. В 1643 г. святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников. С 1592 г. по 1688 г. монастырь являлся ставропигией Константинопольского Патриархата ; с 1688 г. монастырь получил статус лавры и перешел в подчинение Патриарха Московского; в 1786 г. Лавра была подчинена Киевскому митрополиту, который стал ее священноархимандритом. В 1930 г. Киево-Печерская лавра была закрыта. Монастырь возобновил свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично был закрыт в 1961 г. В 1988 г. обитель была открыта для верующих в качестве действующего монастыря Украинской Православной Церкви , Церкви были переданы Дальние пещеры и наземные сооружения, была возоблена работа Киевской духовной семинарии . В 1990 г. обители были переданы Ближние пещеры. В том же году решением XIV сессии ЮНЕСКО Киево-Печерская лавра была внесена в Список памятников Всемирного наследия. 28 декабря 2022 г. Министерство культуры и информационной политики Украины выпустило сообщение, что Украинской Православной Церкви отказано в продлении договора аренды Успенского собора и Трапезной церкви — храмов Верхней лавры, находящейся в ведении Национального заповедника «Киево-Печерская лавра». 20 марта 2023 г. от руководства национального заповедника «Киево-Печерская лавра» в адрес монастыря поступило письмо с уведомлением о том, что отныне доступ к Ближним и Дальним пещерам музеем будет прекращен из-за работы комиссии, которая будет определять уровень сохранности «культурных ценностей» (именно так представители Минкульта и заповедника называют мощи преподобных и другие святыни). Верующим Украинской Православной Церкви также запретили молиться в трех храмах Киево-Печерской лавры: Крестовоздвиженском, Анно-Зачатьевском и в честь Собора всех преподобных отцев Киево-Печерских. Утром 22 марта Дальние пещеры монастыря были закрыты для верующих. Члены комиссии в присутствии представителей Лавры осматривали мощи Киево-Печерских святых и раки, в которых они покоятся. В тот же день, как сообщил блюститель Дальних пещер архимандрит Дамиан (Радзиховский), комиссия завершила работу и доступ паломников в Дальние и Ближние пещеры был возобновлен .

http://patriarchia.ru/en/db/text/5196927...

19)       Св. места Русской земли... 2) Троице-Сергиева Лавра. СПб., 1873 г 20)       Сказание о том, как была основана Троице-Сергиева Лавра и о том, как она увеличивалась и отражала силу вражию. Сост. Т. Толычева. 1 изд. М. 1876 г., в тип. Гатцука, 8°, 32 стр., (напеч. 6,000 экз.). Отзывъ: «Мирское слово» 1876 г., 45. В. Гречулевича. 2 изд. Александро-Маринского дома призрения. М. в тип. Э. Лисснера и Романа, 1880 г., 16°, 32 стр. 6 изд. того же дома. М. в тип. Снегиревой, 1892 г., 16°, 32 стр. 1,200 экз. 21)       Русские монастыри в период монгольский (митр. Макария). «Христианское Чтение» за 1861 г., т. II, стр. 145. 22)       Описание св. Троицкой Сергиевой лавры и жизнь преп. Сергия Радонежскаго чудотворца. Изд. Преснова. М. 1876 г. в тип. Иогансона,18° (напеч. 12,000 экз.). 23)       Троице-Сергиева лавра. Статья A. X. «Русь» 1878 г. 7–8. 24)       Троицкая Сергиева лавра кн. Н.С. Голицына. «Странник» за 1880 г., 2, стр. 191–219, и отдельно СПб. 1880 г. 29 стр. 25)       Троице-Сергиева лавра. «Живописное обозрение» т. III, стр. 192 и 315. 26)       Церковно-исторческий месяцеслов св. Троицкой Сергиевой лавры. Сост. С.К. Смирновым. М. 1850 г. 2 изд. исправленное значительно пополненное. M., в типографии Готье. 1854 г., 8°, стр. 125 (Березин-Ширяев вып. III, стр. 60). 27)       Троицкий собор, церковь преп. Никона и кельи преп. Сергия в Троице-Сергиевой лавре. М. 1854 г. 28)       Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре. Статья А. Г–а. «Мирской Вестник» 1870 г. 11, стр 3–13. 29)       Вид св. Троицкой Сергиевой лавры с полуденной стороны, раскраш. литограф. (Березин Ширяев вып III, стр. 65). 30)       О замечат. древностях в Троице- Сергиевой лавре Н. Мурзакевич. Сборник (Общества Истории и Древностей Российских) т. I, кн. 2, стр. 123–125. 31)       Рисунки одежд и утварей, принадлежавших преп. Сергию Радонежскому и преемнику его Никону, а также изображения древних икон, панагий и др. вещей, хранящихся в Троицкой лавре. Литограф. и раскраш. рисунки отпечатаны на 29 л., 4°, вероятно в литографии лавры. (Березин–Ширяев в. III, стр. 60–61).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Spirit. 50. (Coll. H). 11:160. (ed. Kru + ger, M. Berlin, 1964. TLG 2109/2). Ср. рус. пер.Преподобный Макарий Египетский . Духовные Беседы. Беседа 12 – ая//Свято – Троице Сергиева Лавра. 1904, (репринт М., 1998). С. 89. 313 Mac. M. Hom. Spirit. 50. (Coll. H). 15:323. (ed. Kru + ger, M. Berlin, 1964. TLG 2109/2). Ср. рус. пер.Преподобный Макарий Египетский . Духовные Беседы. Беседа 10 – ая//Свято – Троицкая Сергиева Лавра. 1904. (репринт М., 1998) С. 121. 314 Mac. M. Hom. Spirit. 50. (Coll. H). 15:146. (ed. Kru + ger, M. Berlin, 1964. TLG 2109/2). Ср. рус. пер.Преподобный Макарий Египетский . Духовные Беседы. Беседа 10 – ая//Свято – Троицкая Сергиева Лавра. 1904. (репринт М., 1998). С. 88. 315 Mac. M. Hom. Spirit. 50. (Coll. H). 15:145 – 150. (ed. Kru + ger, M. Berlin, 1964. TLG 2109/2). Ср. рус. пер.Преподобный Макарий Египетский . Духовные Беседы. Беседа 10 – ая. Свято – Троицкая Сергиева Лавра. 1904. (репринт М., 1998). С. 88. 316 Mac. M. Hom. Spirit. 50. (Coll. H). 15:158 – 162. (ed. Kru + ger, M. Berlin, 1964. TLG 2109/2). Ср. рус. пер.Преподобный Макарий Египетский . Духовные Беседы. Беседа 10 – ая. Свято – Троицкая Сергиева Лавра. 1904. (репринт М., 1998). С. 89. 317 Mac. M. Hom. Spirit. 50. (Coll. H). 15:323. (ed. Kru + ger, M. Berlin, 1964. TLG 2109/2). Ср. рус. пер.Преподобный Макарий Египетский . Духовные Беседы. Беседа 10 – ая. Свято – Троицкая Сергиева Лавра. 1904. (репринт М., 1998). С.121. 325 Характерным примером, показывающим разницу между александрийским и антиохийским методом богословия являются слова св. Евстафия Антиохийского , высказанные им по поводу толкования Оригена на книгу Иова. «Вместо того, чтобы выразить удивление его терпению, восхвалить страдания, прославить подвиг, воздать хвалу вере, представить в лице Иова твердость духа, побудить через то новоначальных к добродетели, благодушием и устойчивостью настроений вооружить подвижников на то, чтобы стойко переносить страдания за благочестие, оставив того Иова, легкомысленно обратившись к именам его дочерей, по – старушечьи проводит время.» См.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

1) Лавра 704 (1821). Патерик скитский с прибавлениями, XV в. В начале помещено «Слово в вопросах и ответах» (нач.: «Кая есть мысль мира и яже в мире отречения») и затем 300 глав (ff. 391–418) (см.: Описание 1878. Ч. 3. С. 96–97). 2) Лавра 756 (1637). Сборник XV в. В начале помещено «Слово в вопросах и ответах» (нач.: «Кая есть мысль мира иже в мире отречения») и затем 300 глав (ff. 239–295) (см.: Описание 1878. Ч. 3. С. 158). 3) Лавра 308 (841). Псалтирь с восследованием неполная, написание 1429 (?) года. (f. 5): « Григория Синаита , что есть образ иноческого жития и что образование коегождо истина». « Никиты Стифата от глав его деятельных». Под строками синими чернилами: «Милосердие помилуй мя падшего окаяннаго» (см.: Описание 1878. Ч. 2. С. 79). 4) Лавра 751 (1883). Сборник XV в. (f. 374 v ) «Никиты инока и прозвитера обитель студийскихъ о зэлыхъ помыслехъ и хульныхъ». Нач.: «Люта неудобь победима страсть хулы» (см.: Описание 1878. Ч. 3. С. 148). 5) Лавра 770 (1554). Сборник XVI в. Выписки из творений «отцов-аскетиков»: Никиты инока презвитера обители студийскыя Стифата, св. Максима и других святых отцов (ff. 285v–361) (см.: Описание 1878. Ч. 3. С. 188). 6) Лавра 777 (1924). Сборник нач. XVI в. (f. 115). Слово святого Никиты Стифата и презитера. Нач.: «Вся яже к бесчестию нам приключающяяся любо от человек, любо от бесов» (см.: Описание 1878. Ч. 3. С. 197). 12 Изменённый текст «Диоптры» был издан в кн.: Auvrai Е. «Pleurs» de Philippe le Solitaire. Paris, 1875. Этот же текст с английским переводом издан в кн.: Shuckburgh Е. S. The Soul and the Body. Cambridge, 1894. 14 Δοπτρα, θως γιορειτικν περιοδικν (νατπωσις τν χειρογρφων συγγραμμτων) κδιδμενον κατ τριμηναν π Σπυρδωνος Λαυριτου το ατρο, τος α´, τεχη α´ + β´. θναι, 1920. 15 Laura Ω´ 17 занимает первое место среди 43 греческих рукописей, перечисленных В. Грюмелем. См.: Crumel 1951. Р. 209–210. 16 Ж. Даррузес – издатель и переводчик греческого текста богословских сочинений прп. Никиты (исключая «Сотницы» и антилатинские трактаты).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим – немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере. Б. К. Зайцев Список использованной литературы 1. Житие и чудеса Преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Киев, 2005. 2. Житие и чудеса Преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом, и старцем Симоном Азарьиным. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра; Православная Энциклопедия, 2007. 3. Путь на Маковец//Епифаний Премудрый. Житие Преподобного Сергия Радонежского/Сост. Н. В. Давыдова. М.: МИРОС, 1993. 4. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. СПб.: Воскресенье, 2007. 5. Акафист Преподобному отцу нашему Сергию, игумену Радонежскому и всея России чудотворцу. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. 6. Антоний (Медведев) Радонежский, прп. Монастырские письма//Преподобный Антоний Радонежский: Житие; Монастырские письма. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. 7. Кронид (Любимов) Радонежский, прпмч. Беседы. Проповеди. Рассказы. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004. 1. Алипий, архим. Человек, художник, воин, игумен. М., 2004. 2. Фудель С. И. Собрание сочинений: в 3-х тт. Т. 1. М.: Русский путь, 2001. 3. Тихон (Агриков), архим. Жизнеописание. Проповеди. Письма. Сергиев Посад: СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 2008. 4. Тихон (Агриков), архим. У Троицы окрыленные. Воспоминания. Ч. 3. Сергиев Посад: СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 2002. 5. Александрова Т. Л., Суздальцева Т. В. Русь уходящая. Рассказы Митрополита Питирима. СПб., 2007. 6. Пыльнева Г. А. В Лавре Преподобного Сергия. Из дневника (1946–1996). М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. 7. Антоний (Мельников), митр. Воскрешение Лавры//Встреча: Студенческий православный журнал. (26), 2008. С. 50–53. 8. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1993. 9. Б. К. Зайцев. Голубая звезда. Тула: Приокское книжное изд-во, 1989 10. Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. – www.stsl.ru. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Неподалёку от Вифлеема находится монастырь святого Феодосия Великого. Он родился в V веке в благочестивой семье в Каппадокии. Стремясь к уединению, пришёл в Палестину и поселился в пещере, где, по преданию, ночевали волхвы, когда шли поклониться рождённому Спасителю. Тридцать лет прожил здесь святой в посте и молитве. Вокруг него стали собираться другие иноки, а когда пещера уже не могла вместить подвижников, преподобный Феодосий неподалёку, на месте, где указал ему Господь, основал первый общежительный монастырь. Семьсот насельников насчитывала лавра преподобного Феодосия, главным призванием которого было служение людям. Он устроил в обители больницу, странноприимные заведения, помогая беднякам и немощным. В лавре находили приют люди разных стран, поэтому богослужение велось на трёх языках: греческом, армянском и грузинском. В 529 году в возрасте 105 лет Феодосий Великий скончался и был похоронен в той же пещере, где долгие годы подвизался. Рядом — гробницы святого Иоанна Мосха и святых жён: Евлогии, матери преподобного Феодосия; Феодотии, матери святых Космы и Дамиана; и Софии, матери святого Саввы Освященного. В этой же пещере была похоронена преподобная Евфросиния, мощи которой сейчас находятся в Полоцке. В нашем представлении лавра — это большой и богатый монастырь. В нашей традиции это действительно так. В Украине только трём крупнейшим обителям присвоен титул «лавра». Само слово «лавра» означает «маленькое поселение с радиально расположенними улочками». Существует три древнейших способа монашеского жизнеустройства. Первые монахи (от греческого «монахос» — уединённый) были отшельниками. Этот вид подвига, будь то в пустыне, в лесу, в пещере, — под силу далеко не каждому. Поэтому вскоре появляются киновии (общежития) — обители, где иноки живут общиной, управляемые строгим уставом и не менее строгим наставником — игуменом. Настоятелей лавр избирали сами насельники, а утверждал их избрание Иерусалимский патриарх. Лавра — промежуточное состояние между отшельничеством и киновией. Каждый из лавриотов жил в отдельной уединённой келье-пещере, пусть даже порой и в близком соседстве с другими. Часто, взобравшись в свою келью (как правило, по верёвочной лестнице, которая тут же убиралась), подвижник оказывался в неприступной изоляции от окружающих. И поистине — наедине с Богом. Лишь по субботам и воскресеньям лаврские насельники собирались для общей молитвы в храме. Самая многочисленная обитель пустыни Святого Града — лавра преподобного Саввы Освященного.

http://pravoslavie.ru/97475.html

Его же к Проту Св. горы Илариону о том, чтобы без его ведома Святогорцы не ходили в Константинополь. Его же ко всем Святогорцам о духовном значении Св. горы. Его же разрешение Проту Гавриилу призывать на Афон ближних Епископов для рукоположения Иеромонахов и Иеродиаконов. Питтакион Царя (Имрек) к судии Солунскому Ксифилину об имениях м. Дохиарского. Февр. Инд. 12. Дохиар. Того же Царя к тому же судии о подобном предмете. Март. 25 дн. Инд. 12. Дохиар. Статья 4. Хрисовулы, сигиллионы и приказы Царей, Деспотов и Севастократоров Греческих 1) Сигиллион Царя Василия Македонянина о том, чтобы никто из мирян ничем не беспокоил отшельников Афонских. (Есть выметка). Протат. 6393. Сигиллион Царя Льва Мудрого об освобождении Святогорских отшельников от притязаний Афонского великого монастыря Иоанна Колову. Протат. 6419. Христовул Романа и Константина, подтверждающий вышеупомянутые сигиллионы. Протат. 6453. Август Инд. 7. Христовул Константина Порфирородного, данный м. Предтеченскому в Солуне. Его же об имениях м. Иверского. Христовул Романа, данный Афонскому монастырю Иоанна Колову, – о 40 поселянах. Примечание. В этом христовуле упоминается уже о поселении склавов Болгар в Афонской деревне Ериссо. Лавра. Лавра. Инд. 9. Хрисов. Василия Порфирородного о присоединении к м. Иверскому обителей: Леонтия в Солуне, Иоанна Колову в Ериссе и Климента на Афоне. Хрисов. Михаила Пафлагона, данный о разных имениях сего монастыря. 6453. Хрисов. Константина Мономаха, подтверждающий второй устав Св. горы. В начале несколько строк изгладилось. Протат. Хрисов. Константина Мономаха о назначении царского сановника попечителем Лавры. Лавра. Инд. 5. Хрисов. Константина Мономаха, данный и Лавре, о том, чтобы называть Афонскую гору Святой. (Я не видал сего акта). Лавра. Хрисов. Михаила Младшего о денежном пособии Лавре. 6565, Генвар. Инд. 10. Лавра. Хрисов. Царя Константина Дуки об освобождении Лавры от многих повинностей поземельных и гражданских. 6568, Июля. Лавра. Сигиллион Романа Диогена, данный м.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

41 См.: Настольная книга священнослужителя. М., 1978. Т.2. С. 437–443. 42 Иоанн (Алексеев), схиигум . Письма о духовной жизни. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007. С. 334. 43 Иоанн Златоуст, свт . Беседа на Nc.VI.2 //Творения. СПб., 1899. Т. V. Кн. 1. С. 49. 44 Антоний Великий, прп. Наставления о доброй нравственности и святой жизни. § 150//Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. 1. С. 90. 45 Никон (Воробьёв), игум . Письма духовным детям. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1998. С. 29–30. 46 Исаак Сирин, прп . О Божественных тайнах и о духовной жизни. Беседа 39. М., 1998. § 5, 6. 47 Арсения (Себрякова) , игум. Путь немечтательного делания. Письмо 45. М.: Правило веры, 1999. С. 323. 48 Покаяние (по-гречески: μετνοια (метанойя) – глубокое сокрушение о грехах, изменение ума, очищение души. 49 Цит. по: Игнатий (Брянчанинов), свт . Творения. СПб., 1905. Т. 5. С. 258. 50 Никон (Воробьёв), игум . Письма о духовной жизни. М.: Благовест, 2013. С. 124. 51 Волна (церк.-слав.) – шерсть белоснежного цвета. 52 Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Беседа 40. М., 1998. 53 Никон (Воробьёв), игум . Письма духовным детям. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 29. 54 Свт. Григорий Нисский, например, писал: «Не тело причина страстей, но свободная воля, производящая страсти» (см. Григорий Нисский, свт. Творения в 8и частях. М., 1865. Ч. VII. С. 521). 55 Никон (Воробьёв), игум . Письма духовным детям. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 81. 56 Игнатий (Брянчанинов), свт . Творения. СПб., 1905. Т. 5. Гл. 46. 57 Там же. Аскетические опыты. Т. 3. 58 Иоанн Кассиан Римлянин, прп . О рассудительности//Писания. М., 1892. Гл. 8. С. 193–194. 59 Иоанн Лествичник, прп . Лествица. Слово 3. § 26. 60 Там же. § 28. 61 Григорий Синаит , прп . Наставление безмолвствующим//Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. 5. С. 224. 62 Исаак Сирин, прп . Слова подвижнические. Слово 89. Репр. изд. Сергиев Посад, 1911 г.: М.: Лепта, 2012. С. 762. 63 Игнатий (Брянчанинов), свт . Творения. СПб., 1905. Т. 2. С. 184.

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010