2.      Краткие описания монастыря, его зданий и достопримечателъностей в прежнее время и теперь. История монастыря 10)       Путешествие по св. местам Русским. А.Н. Муравьева. (Троицкая Лавра и др.) С планом Нового Иерусалима. СПб., в типографии III отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1836 г., 8°, IV+155 стр. (Ольхин 2327, Березин-Ширяев). 2 изд. там же 1837 г., 8°, 148 стр. (Ольхин 2327). 3 изд. там же 1840 г., 8°, 251 стр. 4 изд. там же 1846 г., 8°. I т. –293      стр.; II–384 стр. (О Лавре стр. 1–58, 175–187 и друг.). 11)       День в      Троицкой Лавре. Ник. Иванчина-Писарева. М. в тип. Семена, 1840 г., 8°, 104 стр. (Ольхин 727 и 2335). 12)       Троицкая Сергиева Лавра. Соч. И.М. Снегирева . М. в Губерн. типографии 1842 г., 12°, 149 стр. + немеч. (Ольхин 781). Переработанное издание статьи в «Московских Губернских Ведомостях» 1842 г. 2 изд. М. там же 1843 г. 13)       Описание зданий, находящихся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. М. 1850 г., в тип. Кириллова, 12°, 14 стр. 2-ое дополненное изд. М. 1852 г. в тип. Волкова и К°, 16°, 22 стр. 14)       Св.-Троицкая Сергиева Лавра. Обозрение зданий Лавры в настоящее время. В статье Р. Штрандмана «Историческое описание памятников отечествен. святыни». Чтение для солдат. 1855 г., кн. I, отд. 2, стр. 17–60. 15)       Троице-Сергиева Лавра. Т. Толычевой. «Семейные Вечера» (старший возраст) 1868 г., 11, стр. 678–684. Мнение Учебного Комитета при Св. Синоде об этой книге-см. в «Владимирск. епарх. Ведомостях» за 1876 г., 6, стр. 262–263. 16)       Троице-Сергиева Лавра (с 2 рисунками). «Нива» за 1870 г., N° 19. –1874 г., 18, стр. 280–283. 17)       Троице-Сергиева Лавра (с одним рисунком). Изд. «Мирск. Вестника», СПб., 1871 г., 8». 18)       Троице-Сергиева Лавра. Историч. очерк Т. Толычевой. СПб. 1873 г. Отзывы: 1) «Листок духов. Библиографии» за 1873 г., 11, стр. 165–166. Рец. Н. 2) „Владнм. еиарх. вдоыостп“ за 1876 г., 6, стр. 262–293. Учебного Комитета при Св. Синоде. 3) Системат. обзор, русской народно-учебной литературы 1878 г., стр. 121.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Богородицы мужская лавра ). Еще до офиц. закрепления за этими мон-рями статуса Л. они часто назывались таковыми в народной среде и в нек-рых исторических документах. По мнению Е. Е. Голубинского , официальное значение названию «лавра» в Российском гос-ве было усвоено по крайней мере с кон. XVII в. ( Голубинский. 1892. С. 122). Вплоть до XVIII в. не было четких критериев присвоения тому или иному монастырю титула «лавра», поэтому большое количество крупных рус. монастырей присваивали себе этот титул и именовались Л. даже в грамотах. Такое название имели в XVII в. Чудов в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мужской монастырь (в XVI-XVII вв. назывался Великой Л.), Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресв. Богородицы мужской монастырь, Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мужской монастырь, Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь, Глушицкий в честь Покрова Пресв. Богородицы мужской монастырь и др. Только в XVIII в., после секуляризационной реформы 1764 г. имп. Екатерины II Алексеевны и учреждения монастырских штатов, титул «лавра» стал выражать иерархическое преимущество сначала двух, а с 1797 г.- трех первостепенных мон-рей: Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Александро-Невского. В качестве главных критериев присвоения титула обычно называют большое число храмов и насельников монастыря, богатство обители, а также ее историческую значимость. Однако данные критерии не всегда оказываются действенными: с одной стороны, далеко не все крупные рус. мон-ри назывались Л., с др.- нек-рые существующие Л. не всегда удовлетворяли перечисленным критериям. Наряду с древними Л., сыгравшими большую роль в духовной, культурной и светской истории России,- Киево-Печерской и Троице-Сергиевой - существовали сравнительно «молодые» и менее знаменитые (Александро-Невская, Почаевская), причем своим возвышением эти Л. во многом были обязаны политической воле императоров. Почаевская лавра Почаевская лавра Киево-Печерский мон-рь, один из первых по времени основания монастырей в древнерус.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

В мире нет книги, которая и по времени, и по полноте, и по содержанию была бы полнее Библии, начинающейся дивным сказанием о сотворении мира; и нет ни одной, которая во всех этих отношениях была бы новее её, потому что библейские истины не только не стареют, но обновляют всё, чего касаются (Прем 7:27). Взор этих истин не ограничивается тесными пределами современного движения и жизни. Древнейшие писатели Библии из современного им быта прозревали далеко в будущее (2 Цар 7:19) и новое (Евр 8:8); под современным небом и на современной земле провидели новое небо и новую землю, в них же правда живёт (2 Пет 3:13). Библия есть книга всемирная, полная и совершенная, самая близкая для всех времён, мест и лиц. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно (Нав 1:8). 1 Принял монашество с именем Марк; скончался игумен Марк (Лозинский) в 1973 году. 2 Трофимчук М. Х. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. С. 277. 9 См. о нём: Протодиакон С. Голубцов. Жизнь и судьба иеромонаха Нафанаила//Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002–2003. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления Богослужения. Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. М., 2006. С. 148–158; Иеромонах Нафанаил (Бочкало). Всенощное бдение. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. С. 8–15. 10 Укажем некоторые подготовленные им издания: Последование Страстей Христовых. Утреня Великого Пятка. Для однородного хора/Составитель архимандрит Матфей (Мормыль). М., 1997. 104 с. Всенощное бдение. Неизменяемые песнопения для монастырских хоров/Составитель архим. Матфей (Мор­мыль). Троице-Сергиева Лавра, 1999. 492 с. Книга имеет надзаголовок: “Посвящается 2000-летию Рождества Христова. Из репертуара Свято-Троицкия Сергиевы Лавры”. С таким же надзаголовком издано “Акафистное пение Иисусу Сладчайшему”/Составитель архим. Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева Лавра, 1999. 47 с.; Песнопения Страстной Седмицы. Нотный сборник для монастырских хоров/Составитель архим. Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева Лавра, 2000. 424 с. Песнопения Постной Триоди. Нотный сборник для монастырских хоров/Составитель архим. Матфей (Мормыль). I часть. Подготовительные недели к Великому Посту. II часть. Первая седмица Великого Поста. III часть. Пассии. Троице-Сергиева Лавра, 2000. 269. Последование Страстей Христовых. Утреня Великого Пятка. Для однородного хора/Составитель архимандрит Матфей (Мормыль). Изд. второе исправленное. М., 2003. 107 с. Песнопения Божественной Литургии для однородного хора/Составители архимандрит Матфей, игумен Никифор. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, 2006. 175 с.

http://pravmir.ru/samorodok-nashego-vrem...

Лит.: Богданов А. И., Рубан В. Г. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его с 1703 по 1751. СПб., 1779; Живописное обозрение русских святых мест: Александро-Невская Лавра. Од., 1804. Вып. 3; Краткое описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. М.,1809; Жизнь Петра Великого, описанная Г. Галемом: Пер. с нем. СПб., 1813; Пушкарев И. Описание С.-Петербурга. СПб., 1838; Павлов А. Описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры с хронологическими списками особ, погребенных в церквах и на кладбищах лаврских. СПб., 1842; Долгов А. Памятники и монументы, сооруженные в ознаменование достопамятнейших русских событий и в честь замечательных лиц. СПб., 1860; Тихон, архим. К столетию Свято-Троицкого Собора в Александро-Невской лавре. СПб., 1890; Покровский П. Ф. К столетию Свято-Троицкого собора. СПб., 1890; Волховский М. Г. Святые места на Руси. СПб., 1894; Сперанский А. И. Александро-Невская лавра. СПб., 1897; Александро-Невская лавра. СПб., 1903; Лавры, монастыри, храмы на святой Руси. С.-Петербургская епархия, 1908; Краткое описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. М., 1909; Древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, 1712-1910 гг.: Крат. опись. СПб., 1910; Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования императора Петра Великого. СПб., 1910; Грабарь И. Э. Архитекторы-иностранцы при Петре Великом//Старые годы. 1911. Июль - сент.; Корольков М. «Архитекты Трезины»//Там же. 1911. Апр.; Саитов В. И. Петербургский некрополь. СПб., 1912-1913. 4 т.; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913 гг.: Ист. исслед. СПб., 1913; Семенова Л. Н. Участие шведских мастеровых в строительстве Петербурга (Первая четверть XVIII в.)//Исторические связи Скандинавии и России. Л., 1970; Кючарианц Д. А. Иван Старов. Л., 1982; Кудрявцев А. И., Шкода Г. Н. Александро-Невская лавра: Ансамбль и памятники некрополей. Л., 1986; Пирютко Ю. М. Лазаревская усыпальница - памятник русской культуры XVIII-XIX вв.//ПКНО, 1988. М., 1989. С. 485-497; Штелин Я. Записки об изящных искусствах. М., 1990; Семенцов С. В. Пространственная идея С.-Петербурга//Старые годы. 1993. 1; Памятная книжка С.-Петербургской епархии. СПб., 1995; Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. СПб., 1995; он же. Судьба монастырей Санкт-Петербургской епархии в 20 в. СПб., 1997; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Ист.-церк. энциклопедия. СПб., 1996. Т. 1; Августин (Никитин), архим. Александро-Невская Лавра//Петербург и Россия: Петербургские чтения - 97. СПб., 1997.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРО-НЕВСКА...

Ват. 2005 ничего не хочет терять: молитвы, находящиеся в священническом Евхологии, независимом от Часослова, и которые не читаются во время службы, исполняются священником тайно в «Свободное» время, например, во время вводного псалма. Рукописи типа N) только развивают этот процесс, включая сюда тайные молитвы и которые, однако, не пострадали от исчезновения древних антифонов и которые имели четко определенное место в службе. Тип N Нынешняя практика: читаются священнодействующим во время исполнения Пс. 103 . А. Дмитриевский не описывает ни одной рукописи этого типа, но, зная его метод детально описывать все то, что не соответствует официальной практике, мы можем с большой вероятностью отнести к типу N) следующие рукописи, цитированные им как содержащие чин Вечерни в II томе своего «Описания»: Есфигмену XXIX (XIV в.)=Д 269; В. Лавра 93 (XIV в.)­ Д 367: В. Лавра 88 (1475 г.)=Д 435; Пантократор 149 (XV в.)=Д 485; Син. 972 (XV в.)=Д 574; В. Лавра 31 (XV в.)=Д 626; Патмос 690 (XV в.)=Д 650; Каракаллу 170 (XV в.)=Д 658; Кутлумусию 470 (1520 г.)=Д 719; В. Лавра 129 Ω (1522 г.)=Д 747: Каракаллу 135 (1539 г.)=Д 784; Каракаллу 151 (1553 г.)=Д 792; В. Лавра 60 (1578 г.)=Д 801; В. Лавра 104 (XVI в.)=Д 913; В. Лавра 58 (XVI в.)=Д 914; Кутлумусию 358 (XVI в.)=Д 924. Некоторые редкие рукописи свидетельствуют о практике читать восемь молитв во время чтения Пс. 103 : [V], и 1° Синод. Б-ка Москва 279 (Тактикон Иоанна Кантакузина XIV в.) 115 ; 2° Все русские печатные Служебники в примеч. 47 116 . Ни одна из рукописей этого типа не относится ко времени ранее XIV века. Создается впечатление, что мы находимся перед традицией скорее всего афонского происхождения. Неясные ссылки Дмитриевского недостаточны, чтобы сделать какой-либо вывод. Необходимо свериться с рукописями, на которые он ссылается. Другой ряд ссылок нам еще менее полезен, так как желая быть более точными, Дмитриевский и Скабалланович определяют число молитв в ряде рукописей, не указывая о каких молитвах речь идет. 117 Мы снова можем предположить, что здесь дело идет о схеме, вероятно близкой к типу N), но не можем выдвинуть никакой гипотезы, потому что нам не известно, следует или нет включить в данное число такие молитвы, как молитву сугубой ектении, которую мы исключили из нашего исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В конце VIII века, именно в 796 году, перед Пасхою, Великая лавра подверглась нападению сарацин, живших за Иорданом. Она была разграблена и опустошена; многие иноки ее были умерщвлены, например, Иоанн, Сергий и Патрикий, память коих Церковь совершает 20 марта 327 . В первых годах IX столетия Великая лавра опять испытала тяжкое бедствие, которому подверглась вместе с другими обителями. В это время по причине междоусобиц между детьми халифа Гарун-аль-Рашида на Востоке, и в частности в Палестине, происходили страшные разбои и всякого рода насилия. В Палестине многие христиане подверглись мученической смерти, а другие толпами бежали на остров Кипр и в другие места; церкви были расхищены, многие обители разорены или совсем оставлены. Тогда оставлена была на время и Великая лавра св. Саввы. В XII веке Великая лавра была совершенно разорена арабами, жившими за Иорданом. Во время крестовых походов, когда латины овладели всеми важнейшими местами Святой Земли, лавра Саввы Освященного находилась в руках православных и игумен ее упоминается в летописях западных при явлении на Гробе Господнем святого огня в Великую Субботу. В начале XVI века лавра св. Саввы была совершенно оставлена греками по причине нестерпимых притеснений со стороны арабов. Через несколько лет некоторые благочестивые сербские иноки восстановили обитель, выстроив вне стен еще башню для защиты с приделом св. Симеона Сербского. Но спустя 70 лет после этого бедуины, напав на лавру, изгнали из нее иноков, разорили обитель, разрушили самые ее стены. С тех пор лавра оставалась в совершенном запустении более ста лет до конца XVII столетия; в этом столетии патриарх Иерусалимский Досифей совершенно восстановил знаменитую обитель Саввы Освященного и привел ее в тот вид, в каком она находится ныне 328 . Из подвижников, процветавших в Великой лавре, известны: V века – Иоанн Постник ; VI века – Иаков, Анфим, Афродисий, Флаис и Геласий, ученики преподобного Саввы; Кириак, Афанасий, Каллиник, Иоанн Савваит, Иоанн Молчальник епископ и Кирилл Скифопольский ; VII века – Антиох и Леонтий писатели; VIII века – Иоанн Дамаскин , Иоанн, Сергий, Патрикий и Анастасий, избиенные сарацинами; IX века – Иона и Михаил черноризец. Не упоминаем о тех знаменитых мужах, которые также жили и подвизались в Великой лавре, каковы: Косма Маюмский (память 12 октября), Стефан Савваит (память 28 октября), Феодор Начертанный (память 27 декабря), Феофан Исповедник Савваит (память 11 октября) и Феодор, епископ Эдесский (память 9 июля). Они действовали на других поприщах служения Церкви Христовой и в Великой лавре полагали только начало подвижничества, приготовляясь к будущей великой деятельности. Но первое место в ряду подвижников Великой лавры занимал сам основатель ее. О нем и поведем прежде всего речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Построенная на месте сей последней Тихвинская церковь , в 1819 году вновь перестроена и не имеет в своем нынешнем устройстве следов древней архитектуры. По виду своему, она принадлежит к числу обширных в Новгороде церквей. Кроме настоящей Тихвинской холодной церкви, в теплой трапезе ее два придела по правую сторону св. Николая Чудотворца, а по левую Козмы и Дамиана. Эти приделы перенесены сюда из упраздненных церквей Николаевской в упраздненном Розважском монастыре 555 и Козмодемьянской на Холопьи улице. Из них первый освящен в 1824, а второй в 1822 году. С 1827 года Тихвинская церковь причислена к военному ведомству, в коем остается и доныне. 14. Церковь святых мученик Флора и Лавра на Софийской стороне Местоположение церкви и ее основание. Дальнейшая судьба церкви и устройство ее в настоящем виде совне и внутри. Церковь святых мученик Флора и Лавра находится в Новгороде на Софийской стороне, в прежнем Неревском конце, на Легощинской или Легощей (Людгощей) улице и близ также Чудинцевой. Первоначальное основание сей церкви неизвестно. Под 1350 годом сказано, что в Духов день, во время сильной бури, «паде церковь святых мученик Флора и Лавра, и паки 556 поставиша 557 ». А о построении нынешней каменной церкви значится в Новг. I летописи чрез 29 лет после падения и поставления церкви. «В лето 6887 (1379) заложиша церковь камену святую Богородицю на Михалици, и другую церковь каменную Флора и Лавра, на Людгощи улици» 558 . После того о церкви Флора и Лавра не упоминается до 1674 года, когда она названа построенною вново 559 , т. е. возобновленною, вероятно, после шведского разорения. Но что церковь существовала в начале XVI века, об этом свидетельствует летопись о обретении мощей, в 1572 году 14 июля, праведной девы Гликерии и перенесении их из-за стены каменной церкви в самый храм Флора и Лавра, спустя 50 лет после ее преставления 560 . В XVI также веке церковь Флора и Лавра была ружною. В 1585 году руги шло священнику 6 рублей, дьякону 3 рубли, дьячку 1½ рубля, пономарю 1 рубль, просвирнице рубль, на вино и на темьян два рубля, на свечи за воску по торговой цене 40 алтын: всего 16 руб. 23 алт. 2 деньги 561 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Вслед за подчинением Киевской митрополии Московскому патриарху (1685 г.) и окончательным присоединением Киева к России (1686 г.), Киево–Печерская Лавра сделалась ставропигиею Московского патриарха (1688 г.) и тогда началась уже новая жизнь для нее. 4) Ровно в течение столетия (1686–1786 г.) Киево–Печерская Лавра живет под высшею властию и защитою сначала Московского патриарха, а потом (с 1721 г.) Св. Синода и под управлением своих архимандритов, избираемых братиею. Несмотря на то, что в это время ей пришлось перенести несколько опустошительных пожаров (особенно ужасен был пожар 1718 г., когда все храмы и здания, кроме Троицкой церкви на св. воротах, древние грамоты, церковная утварь, большая библиотека и архив ее сделались жертвою огня), Киево–Печерская Лавра в течении XVIII в. успела обновиться, устроиться, украситься и значительно увеличить свои имущества и средства. 5) В 1780 г. Киево–Печерская Лавра была переведена на штатное положение, причем большая часть ее имений была отобрана в казну. В это же время Киево–Печерская Лавра была поставлена под непосредственное управление Киевского митрополита, получившего звание священно–архимандрита Лавры. С того времени начался новый период в истории Киево–Печерской Лавры, продолжающийся и доселе. В течении последнего столетия своего существования Киево–Печерская Лавра, несмотря на значительное сокращение материальных средств, вследствие отобрания имуществ в казну, при благочестивом усердии русских государей и благоговейном уважении всего православного русского народа к Лаврской святыне, имела возможность поддержать прежнее благолепие свое и поставить внешнее благосостояние свое на высоту, соответствующую великому историческому значению славной обители. Описание современного вида и состояние Киево–Печерской Лавры Теперь, благочестивый русский богомолец, зная прошедшую историю Киево–Печерской Лавры, понимая, с каким благоговением должен относиться к ней всякий православный христианин, войдем в самую обитель и осмотрим ее. Киево–Печерская Лавра состоит как бы из двух отделений: 1) верхнего, где помещается сам монастырь, и 2) нижнего, где находятся пещеры и странноприимный двор.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

Москва. Церковь Флора и Лавра на Зацепе и иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Карта и ближайшие объекты На месте размещения данной церкви с 16 в. находилась Ямская слобода, а с 1685 по 1722 гг. пролегала таможенная граница Москвы: место сбора торговых пошлин с въезжающих в город. Возы с товарами и провиантом становилисть вдоль цепи и оставались там до уплаты налога. Есть другая версия, что около таможни происходила остановка или " зацепление " возов для осмотра. Таким образом и появилось название Зацепа. Деревянный храм на этом месте упоминается с 1642 г. как храм апостолов Петра и Павла с приделом мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе. Храм был более известен как " церковь Флора и Лавра на Зацепе " . Постройка ныне существующего каменного храма велась по частям. Основная часть была выстроена в 1778 г. и перестроено в 1862 г. Приделы, трапезная и колокольня в стиле ампир были выстроены в 1835 г. Около 1909 г. для ризницы построена западная пристройка. В 1938 г. церковь закрыли, иконостас вывезли, росписи стен уничтожили. Вновь богослужение возобновлено в 1991 г. Главный престол освящен в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " , южный придел - во имя апостолов Петра и Павла, северный - мучеников Флора и Лавра. Деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе документально известна с 1625 года. В 1862 г. после перестройки освящен главный престол церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделами во имя апостолов Петра и Павла и мучеников Флора и Лавра. В конце 1930-х гг. храм был закрыт, разрушены верхние ярусы колокольни, устроены дополнительные перекрытия, в храме разместилась фабрика металлографии и штемпельно-граверных работ. В 1991 г. храм был передан в ведение Русской Православной Церкви. Начались реставрационные работы. За это время восстановлены уникальные конструкции барабана и главы храма, воссоздана колокольня. Отлиты 15 колоколов (от 5,3 т, 3 т, 1,5 т до малого), установлены кресты на главах; установлены и вызолочены три иконостаса и настенные иконы, заменены все столярные заполнения окон и дверей храма, воссоздан белокаменный портик центрального портала, отреставрированы белокаменные колонны главного фасада, на фасадах храма выполнены 5 мозаичных образов из натуральной смальты, ведётся роспись храма.

http://sobory.ru/article/?object=02241

Кроткий батюшка, о котором будет идти речь ниже, в миру звался Михаилом. Михаил Яковлевич Томин, в монашестве архимандрит Маврикий, родился в 1891 году. В Троице-Сергиеву Лавру прибыл одним из первых по ее открытии, в 1945 году. Как кроткие невинные голуби вновь слетаются после бури, так один за другим приходили в Лавру иноки, когда ее открыли после второй мировой войны. Мне пришлось видеть снимки развалин и разрухи в Троице-Сергиевой Лавре во время открытия. Это было что-то ужасное. Храмы, башни, стены монастыря, здания, корпуса, часовни – все в полуразвалившемся состоянии. Всюду валялись камни от стен, кирпичи, песок, взрытая кем-то земля. Нельзя было пройти свободно, чтобы не споткнуться, не упасть и не разбить себе голову. Такова была Лавра в 1945 году. Отец Маврикий тихо шел с котомочкой за плечами по направлению к Сергиеву монастырю. Это был человек старше средних лет. Роста также среднего. Подержанная ряска покрывала его тело. Рваные сапоги на ногах. Вид у него был бодрый, на лице даже играла благодушная улыбка. Еще бы: ведь Москва дала ему разрешение поселиться навсегда в открывшемся знаменитом монастыре Преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. Он и раньше слышал об этой славной обители. И вот теперь ему после долгих скитаний Господь судил остаток дней прожить здесь. Повернув за угол, он неожиданно остановился. Рука его невольно потянулась к старой шапке. Сняв ее, медленно перекрестился. «Боже ты мой, – зашептали уста, – Лавра, Троице-Сергиева Лавра». Впереди, километрах в полутора, на холме стояла Лавра. Даже в руинах она была красива! Как человек в страданиях делается более человечен, более нежен, более чуток, более чист, так святая Лавра Преподобного Сергия, испытав многие годы запустения, в этот момент выглядела великомученицей, прекрасной страдалицей. Она была вся залита солнечными лучами тихого утра. Восходящие лучи переливались сиянием цветов на куполах и крестах лаврских храмов. Лавра, Троице-Сергиева Лавра… Как зачарованный, стоял путник, с восхищением взирая на нее. Затем он утер слезы радости, струившиеся по его щекам, и тихо двинулся к святой обители…

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010