Тело твое Господеви, и Господь телу. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое ( 1Кор. 6, 13 ). Одиннадцать с половиной часов вечера. Вторник. Неделя о самаряныне. 28 апреля Утро. Благодарю Господа, неоднократно спасшего меня от козней врага во время утреннего богослужения по молитве моей, когда я припадал к престолу, поистине животворящему. Слава Тебе, Преблагий и благопослушливый Царь славы, на престоле седяй, слава силе Твоей, слава щедротам Твоим, Господи! Воюет во мне сегодня вчерашняя пища: треска, черный хлеб с маслом, чай со сливками. Без аппетита, значит, без нужды я ел и пил, допустив излишество, и оттого сласти воюют во мне. Врачу недугующих, Господи, исцели меня. 28 апреля Обедня. Окаянный, я был сегодня во всю литургию игралищем лукавого из-за просфор, показавшихся мне очень черствыми, и из-за сторожа Николая, показавшегося мне грубым при ответе на мой вопрос касательно просфор. Лукавый жег и теснил меня немилосердо во всю обедню, начиная с проскомидии. А оказалось, что просфоры были хороши и не очень черствы. Значит, я сам был кругом виноват и пред Богом, и пред людьми, на которых я гневался. Это плоды моего чревоугодия и жадности. Вот что значит изречение Спасителя, что многие заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода [ Лк. 8, 14 ]. Так ли для меня важна просфора, что я из-за ней теряю мир с Богом и с людьми и с собою во время совершения пренебесного Таинства Евхаристии, то есть Тела и Крови Господней?.. Как я забыл слово Господне: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную [ Ин. 6, 27 ]? Достойно наказан я от Господа за то, что с вечера на ночь я без нужды ел и пил хлеб, треску, масло, чай со сливками: теснота внутри была еще с вечера; ночью сильная эрекция. Ужасно тяжело было мне за литургией. Надо умереть для сластей – но не на словах, а на деле. Врагу дана сильная власть над чревом нашим. Кто верный раб Божий, да разумеет, почему это так. Вспомним начало нашего падения, из-за чего оно последовало. Голос был чрезвычайно слаб и немощен во время литургии, упадок нервов вследствие тесноты во внутренностях (это от трески). На ночь никогда не нужно ужинать, то есть закусывать рыбой, или мясом, или сыром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в пурпурной мантии из солдатского плаща. Даже избитый, оплеванный и униженный шутовским нарядом, Он стоял перед орущей толпой как самый настоящий царь. Это царственное достоинство настолько поразило Пилата, что он обернулся к иудеям и сказал: «вот это Человек!» Но первосвященники и служители громче прежнего кричали: «Распни, распни Его!» Пилату надоел их крик:«Так возьмите Его, и распните сами. Я не нахожу в Нем вины». Иудеи отвечали ему: «По закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим».  Ecce Homo! (Се Человек!). Антонио Чизери. 1871. Пилат, услышав эти слова, испытал сильный страх. Он был язычником и верил, что у каждого народа есть свои местные божества, с которыми ему нет никакого резона ссориться. Римляне обычно оказывали богам завоеванной территории те же почести, что и богам Рима. Правда, Бог иудеев был совсем не похож на других богов, Его изображение нельзя было поставить в свой домашний пантеон по причине отсутствия такого изображения. Однако враждовать с этим непонятным Богом у Пилата не было никакого желания. И тут вдруг выясняется, что он только что подверг бичеванию Сына Божьего. У римлян так назывались мифические полубоги — дети, рожденные от любви божества и человека, такие как Эней, Геркулес или Эскулап. И хотя измученный, окровавленный Иисус меньше всего походил на такого античного героя, Пилат испугался. Он видел всю высоту человеческого достоинства, с которой Иисус вел себя во время суда. Видел Его невиновность и благородство. Видел несправедливость иудеев, и сам признал Иисуса невиновным.  Нужно было срочно заглаживать свою вину. Но в том и дело, что вовсе не спасение Иисуса было главной целью его попыток отменить приговор иудеев. Пилат всего лишь хотел отвести от себя божественное наказание — гнев Отца избитого им «полубога». Одним из вариантов тут действительно было освобождение Праведника. Но когда Пилат увидал, что иудеи не намерены идти на какие-либо уступки и требуют только смерти Иисуса, то не стал принуждать их силой. Он решил исполнить ритуал, освобождающий его от вины. А чтобы надежнее угодить оскорбленному, как он представлял себе, местному Божеству, ритуал тоже выбрал из местного религиозного закона. Пилат велел принести воды, умыл руки перед народом, и сказал: «Невиновен я в крови этого Праведника: смотрите сами». И, отвечая, весь народ сказал: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда воины сняли с Иисуса «пурпурную» мантию, одели Его в обычную Его одежду и повели на распятие.   Тога и хитон

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Только в Новом Завете Бог открывается Отцом всех людей, и Богом не иудеев только, но и язычников ( Мф.5:45 ; Рим.3:29 ). Вообще теократическое царство Израиля или царство Божие в Ветхом Завете имело внешний характер государства, основанного на юридическом договоре, а не на любви; то было царство и время закона, а не благодати ( Евр.8:7–13 ; Ин.1:17 ). Здесь, в этом теократическом царстве Израиля, пока еще человек не дорос до свободного, разумного служения Божеству, царство Божие поддерживалось силой различных внешних средств, законов и учреждений ветхозаветной религии; но, когда человек созрел для высшего духовного служения Божеству, является Иисус Христос и основывает именно это царство Божие, царство нравственное. О цели Своего пришествия на землю и вместе с тем – сущности Своего многообъемлющего дела Господь наш Иисус Христос по различным обстоятельствам и не один раз в различных выражениях учил перед Своими слушателями. В одних местах Иисус Христос полагает сущность Своего дела в откровении Божественном, сообщении человеку истинного знания о Боге, просвещении человека. Именно эту мысль выражает Иисус Христос в след. словах: «Отче, Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели —170— они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть». ( Ин.17:6–7 ; ср. 14:6–7; 12:46). В других случаях сущность Своего дела Господь указывает в спасении людей от греха, спасении души человеческой, сообщении этой погибшей человеческой душе жизни вечной: «...Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, а спасать». ( Лк.9:56 ср. Ин.3:16–17; 6:38–40; 12:47 ср. Мф.1:21 ). Весьма часто главную цель Своего пришествия Иисус Христос указывал, как известно, в страданиях и крестной смерти за грехи людей, для их искупления 965 . Цель Своего пришествия Господь еще указывал в призвании людей к покаянию: «Я пришел призвать», говорит Он, «не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:13 ; Мк.2:17 ; Лк.5:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ты – Печальник наш, Господи, и всего мира; я должен быть покоен и не слушаться подстреканий врага бесплотного, выну 136 подкапывающего мое упование и повергающего меня в уныние, да боязнию оскудения благ земных возбуждает во мне вражду на тех, которые, живя у меня туне, разделяют оные со мною. А много ли нужно человеку? И разве я не знаю, как силен Господь, водивший евреев пустынею и питавший их чудесною манною, а меня питающий Небесною Манною, Телом и Кровию Своею? Или забыл разве пять хлебов и две рыбы, которыми сверхъестественно напитаны Питателем твари пять тысяч человек? 137 Ты, о иерей, приявший ангельское служение, стяжи ангельское бесстрастие, ангельскую беспечальность; впери разум к высоте и исправляй свое служение в простоте сердца, с ангельскою любовию и усердием. Люби непрестанное воздержание, бдение, молитву, братолюбие. Где агнчая кротость и незлобие, когда ближние берут, и так умеренно, дары у меня Божии? Для чего я причащаюсь так часто Агнца Божия? По христианской вере, упованию и любви надо желать пребывания у себя ближних как для нравственной заслуги и ненасытимости любви, желающей всегда видеть любимых, так и для материальной пользы, ибо всеблагой и всеведущий промыслитель Бог прибавляет даров Своих на каждого лишнего человека. А мы, по действию вражию, с каждым днем делаемся всё злее и нетерпеливее к своим гостям по причине недостатка веры, упования и любви и пристрастия к земным благам. За то и постигают нас иногда ужасные искушения, как, например, 27 сентября при браковенчании Петра певчего и Анны (из флигелей казенных губерн. дома). Сколько тесноты, срамоты на мне было, бесчестия, смущения, тесноты из-за нелюбви к брату Григорию! Отнюдь берегись огорчаться на кого-либо пред браковенчанием, или литургиею, или другою какою-либо службою. Служитель Божий не должен быть слугою диавола никоим образом: Какое согласие между Христом и Велиаром?.. Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель [ 2Кор. 6, 15 – 18 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

У Епифания К. Наег. LXIV (adv. Origen. Adam.), c. XXXI–XXXII, col. 1117C– 1121A. 353 Григорий Б. Ог. XL, T. XXXVI, col. 424А: Πι’στευε, τν συ’μπαντα κο’σμον, ’σος τε πατο’ς, κα ’σος ο’ρατος, ξ οκ ’ντων παρ Θεο γενο’μενον, κα προνοι’α το ποιησαντος διοκου’μενον, δε’ξασθαι τν ες τ κρττον μεταβολη/ν. Cp. Е. Феофан. Толк. Паст. Послан. Тит. ( Тит.1:2 ), стр. 31: «Мир вещественный не имеет в себе цели. Он – поприще и место, в коем положено образовываться разумным тварям для вечной жизни... Он прейдет, как средство, когда достигнуто будет то, что им посредствуется. Когда духовные твари воспримут свое благообразие, тогда преображен будет и он, в соответствие с ними, и отбросит настоящее грубое и тленное свое состояние». 354 Ср. Проф. Чистович. Древне-греческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека. Историческое исследование (СПБ. 1871), стр. 203. 355 De divin. nom. c. VI, § 2, col. 856D – 857A. (cnf. De Eccles. Hierarch. C. VII, § 1, col. 552–553): ... ’λους μς, φυχς φη’μι κα τ συζυγ σω’ματα, πρς πανυει ζων κα αθανασι’αν πη’γγελται μεταθη’σειν πργμα τ παλαιο’τητι μν ’σως παρ φυ’σιν δοκον, μοι δ κα σοι κα τ λιθει’α κα θεον κα πρ φυ’σιν. ‘Υπρ φυ’σινδ τν καθ μς φυ’σιν τν πωμε’νην, ο ο τν παναθεν τς θεας ζως ατ λρ ς πασν, ο’ση τν ζων φυ’σει, κα μα’λιστα τν θειοτε’ων, οδεμι’α ζω παρ θυ’σιν υ’περ θυ’σιν. 356 Признавая за человеком вечное значение не как за духовным существом только, но и как за существом – вместе с тем – материальным, утверждая воскресение и вечную жизнь прославленных человеческих тел, христианство этим удовлетворяет самым действительным, насущным потребностям природы человека, поскольку последний представляет собою не только разумно-свободную личность, но – неразрывно с этим – и существо чувственно-материальное. « Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день; воля Пославшого Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Феодора с смирением говорила себе, что, судя по важности ея преступления, послушания, возложенные на нее, слишком легки и снисходительны. Она сама хотела усилить свои труды и довела ревность свою до того, что принимала пищу только один раз в неделю. Успехи ее в духомных подвигах привлекали на нее милосердие Спасителя, и она приводила в изумление игумена и братию своими подвигами; до того распялась она на кресте умерщвления, беспрестанно припадая, как новая блудница, к ногам Христа, день и ночь омывая их слезами покаяния, что не только грех ее прощен был, но она стала на высокой степени духовного совершенства. Только при кончине Феодоры открылась тайна ее пола. Провидению было угодно привесть и мужа ее в обитель; он узнал только в это время, как о причине удаления жены из дому, так и о подвижничестве ее; глубоко пораженный примером, он оставил свет, продал свое имущество, принял монашество, поселился в келье Феодоры и был погребен в одной с нею могиле. Блаженная Феодора подвизалась при императоре Зеноне (474 – 490 г.) (Из кн. «Св. подвижницы восточной церкви», Филарета, арх. чер. Спб. 1871 г., стр. 45 – 47; 50). 3. Кровосмешение а) Тяжесть греха кровосмешения. Кровосмешение – грех, когда союзом, подобным супружескому, соединяются близкие родственники. Вот что говорить об этом постыдном грехе св. апостол Павел: есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и при том такое блудодеяние, какое не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего... Да будет изъят из среды вашей сделающий такое дело... и я решил предать его сатане в измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа. ( 1Kop. V, 1 – 5 ). б) Голос природы против кровосмешения (или печальные последствия браков, заключенных в близких степенях родства). Одно из оснований запрещения браков в близких степенях родства кроется в существе физической (телесной) природы, которая отнюдь не терпит их. Один и тот же Творец есть виновник и нравственной и физической природы, а потому ничего нет удивительного, если они согласны между собой, и так сказать проникаются взаимно до того, что неуважение или нарушение требований нравственных законов отзывается вредными последствиями на физической природе, влечет за собою соответствующие преступлению наказания: ослабление сил, болезни и т. д. 188 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Характер беснования и степень болезненности зависит и от демона, который вселился, ибо они имеют разную силу и не одинаковую свирепость: «иные бывают столь яростны и свирепы, что не довольствуются тем, чтобы жестоким терзанием мучить только тела их, в коих вошли, но спешат еще напасть на проходящих вдали и поразить их жестокими ударами, каковы описаны в Евангелии ( Мф. 8:28 , от страха которых никто не смел проходить тем путем» (преп. Иоанн Кассиан . Собеседование 7-е, гл. 32). Когда в человека вселяется бес, полностью нарушается его внутренняя жизнь. Постепенно помрачается разум. Только после исцеления к гадаринскому бесноватому вернулся здравый рассудок. Жители той страны, придя на место, где паслось их стадо свиней, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме ( Лк. 8:35 . Воля больного становится несвободной. «Как в темную и глубокую ночь дует какой-нибудь жестокий ветер и приводит в движение, смятение и сотрясение все растения и семена: так и человек, подпав под власть темной ночи – диавола, и пребывая в ночи и во тьме, страшно дующим ветром греха приводится в колебание, сотрясение и движение; у него в смятении вся природа, душа, помыслы его и ум, в сотрясении все телесные члены. Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха» (преп. Макарий Великий . Духовные беседы. 2:4). Иногда последствием бывает слепота ( Мф. 12:22 , глухота и немота: Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него ( Мк. 9:25 . Одержимый бесом становится угрюмым. Душа лишается способности быть веселой и радостной. Иногда это напоминает приступы тоски и страха. О том, насколько это состояние мучительно, показывают два письма Л.Н.Толстого к жене Софье Андреевне: «Третьего дни в ночь я ночевал в Арзамасе, и со мной было что-то необыкновенное. Было два часа ночи, я устал страшно, хотел спать, и ничего не болело. Но вдруг на меня напали тоска, страх, ужас такие, какие никогда не испытывал. Подробности этого чувства я тебе расскажу впоследствии, но подобного мучительного чувства я не испытывал никогда и никому не дай Бог испытать. Я вскочил, велел закладывать… Вчера это чувство …возвратилось во время езды» (сентябрь 1869 г.). В другом письме Л.Толстой пишет: «С тех пор как я приехал сюда, каждый день в шесть часов вечера начинается тоска, как лихорадка, тоска физическая, ощущение которой я не могу лучше передать, как то, что душа с телом расстается» (от 18 июня 1871 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Хоть на пять минут умилиться во время литургии – и того довольно, говорят некоторые отцы иереи. (Слова в доме Андрея Ал. Петрова.) Из-за чего, из-за каких пустяков я иногда беспокоюсь? Из-за того, что лишние два-три человека живут у меня на хлебах довольно долгое время и в чем-либо весьма неважном делают некоторые неудобства? Мало, что беспокоюсь, – негодую и враждую иногда на них. А между тем все сыты и довольны от великодаровитого Бога и ни в чем оскудения не терпим. Итак, суетно мое беспокойство и суетна моя злоба, и благодарение долготерпящему о мне Господу, не лишающему меня благ Своих. Все молитвы, ектении, возгласы, песнопения церковные исполнены духом великой, пламенной любви Церкви к Господу, всеобъемлющей, горячей любви ко всем человекам. Потому священник, служащий органом и истолкователем Церкви для людей, должен служить Богу с великим благоговением, смирением, твердостию, любовию к Богу и всем человекам, но потому же он не должен быть связан мирскою любовию, мирскими сластями: любостяжательностью, честолюбием, тщеславием и прочими страстями; он должен всё забывать для Бога и спасения людей, спасение их должно быть для него и пищею, и питьем, и корыстию, и славою. Но кто из нас способен к этому, если благодать Божия сама не переродит нас и не сделает способными? Где возьмем мы этот пламень любви небесной, любви Христовой?– У Господа. Как?– Непрестанною молитвою, и постом, и бдением. Искореняй привычку сердиться – иначе сделаешься злым. Родители и воспитатели! Искореняйте в детях привычку сердиться – иначе они сделаются злыми. Господь сказал: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда [ Ин. 6, 35 ]. Отчего же, вкушая часто сей Хлеб, алчу еще земных благ? – От маловерия моего. Стыдно мне должно быть. Поместить в беседу о должн. мужа и жену: какому церковному наказанию подвергаются муж или жена за прелюбодейство по церковным канонам. 18 августа Господи! Благодарю Тебя от всей души моей за пресладкий и пренебесный мир и совершенное здравие, дарованные мне Тобою после причащения Божественных Твоих Таин во время и после литургии нынешнего дня; за очищение грехов моих, за дарование победы над духами злобы, смущавшими и насиловавшими меня пред причащением по случаю вздорного пения дьячком Кутузовым задостойника нотного Побеждаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Чти отца твоего [ Мк. 7, 10 ]. Здесь прежде всего разуметь должно Отца Небесного, из Негоже всяко отечество на небеси и на земли именуется [ Еф. 3, 15 ] и Который сотворил отца земного. Кто чтит Отца Небесного, тот чтит как должно и отца земного, а кто не чтит Отца Небесного, тот не может искренно почитать и отца земного: благоговение к Богу и почитание Бога есть основание почитания земных родителей. Не можем не указать на такой смысл пятой заповеди, потому что и самая главная христианская молитва начинается словами Отче наш, Иже ecu на небесех, и потому что Сам Господь Иисус Христос сказал: отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесех [ Мф. 23, 9 ]. (Потом разумеются отцы духовные, пастыри Церкви и молитвами святых отец наших... затем пастыри настоящие.) Чти... матерь твою [ Мк. 7, 10 ]. Кто не догадается, что здесь под матерью должно разуметь прежде всего Матерь Господа нашего Иисуса Христа, Которой Он усыновил всех истинных христиан, когда, вися на кресте, сказал возлюбленному ученику Своему: се, Матерь твоя! [ Ин. 19, 27 ]; потом разумеется Церковь Христова, истинная мать христианина, возродившая его в купели Крещения, питающая его млеком евангельского учения, Телом и Кровию Христовою и непрестанно руководствующая его к небесному, вечному животу посредством законных пастырей и учителей. Потом уже разумеются родители наши по естеству, даровавшие нам, по воле Божией, жизнь естественную, душу и тело, оскверненные первородным грехом. Затем государь, как отец отечества, и прочие. Так как мы, христиане, чада Божии, то рождение и родство по духу должны считать выше рождения и родства по плоти и ставить оные на первом месте, а потом уже ставить рождение и родство по плоти, как менее важные. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня... нет никого, кто оставил бы дом... или отца, или мать... ради Меня...и не получил бы... во сто крат более [ Мф. 10, 37 ; Мк. 10, 29–30 ]. Благодарю Господа, даровавшего мне слезы покаяния и умиления во время вознесенской всенощной 20 мая; благодарю за сладостный мир и свободу духа и за изъятие терния грехов. 21 мая

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Что Гитлер и другие палачи, По существу, посланцы были божьи. Смири свою гордыню и молчи: Они посланцы все, и Сталин тоже. Был взор его, как у младенца, чист. Он верил свято в Божью справедливость. Его я молча слушал терпеливо, И утешался тем, что атеист. Казармы Освенцима. Современное фото Вопрос в трактовке Из богословия мы, конечно, многое знаем о Боге, но куда сложнее понимать, что именно Он хочет сказать нам тем или иным обстоятельством жизни. Да и хочет ли вообще? Или же это наше мышление и фантазия, которые способны увести нас в страну далече? Вспоминается непростая и трагичная повесть Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского». В ней показан путь священника, сталкивающегося с чередой трагедий и воспринимающего эту череду как результат забвения у Бога. И когда в его семье родился долгожданный ребенок, которого мы сейчас назвали бы просто «с особенностями развития», он воспринимает это как издевательство Творца, как свое проклятье. Леонид Андреев (1871–1919) – писатель, представитель Серебряного века Когда читаешь это произведение, невольно возникает вопрос: почему он именно так смотрит на обстоятельства жизни? Почему не видит в этом повод, например, проявить свою любовь и заботу? Увы, окружающее общество, чураясь его, само задает эту антихристианскую по сути, хотя и «благочестивую» по форме, систему координат. Оно считает священника чуть ли не одержимым и провоцирует отвергающее отношение отца к своему ребенку. Ну а заканчивает герой повести и вовсе трагично… Бытовая теодицея Иногда я наблюдаю по каналу NatGeoWild, как живет дикая природа. Да, там много эстетики и даже подвигов! Но, глядя на это, мне часто вспоминаются слова Апостола Павла: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8:22). Увы, законы хищничества, жестокой внутривидовой борьбы и естественного отбора необходимы для выживания плоти. А страдания неизбежны в этом мире даже для ни в чём не повинных животных. Но ведь христиане знают, что «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (Прем 1:13). И из Книги пророка Исайи мы помним о том, что «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис 11:6).

http://blog.predanie.ru/article/bogoslov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010