Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек [ Пс. 72, 25–26 ]. Лукава плоть наша: она иногда воздыхает о том, что ближний очень богат и некуда девать ему богатство, которое напрасно лежит в сокровищнице, что он нищим не подает, а в самом деле готова завладеть его богатством сама и едина вселиться на земли 170 , чтоб, если можно, одной пользоваться всеми благами. Не должно верить ей, ибо всяк человек, значит и я, ложь [ Пс. 115, 2 ]; надо довольствоваться малым и из малого уделять бедным в надежде на Бога, Отца щедрот, и со страхом свое спасение содевать, к Богу любовию распаляться, а ближних спасать. Если и небольшое, но не скудное состояние бывает причиною нашего чревоугодия, и пресыщения, и спеси, и гордости, то что было бы, если бы мы стали обладать большим богатством? Мы совсем отпали бы от Бога и душу свою погубили бы. Все удаляющие себя от Тебя гибнут [ Пс. 72, 27 ]. Зачем я, кроме Бога моего, истинного, вечного Сокровища, ищу еще сокровищ тленных, в них думая найти свою жизнь, свое довольство, свою безопасность, свое счастие? Не всякое ли для меня благо есть Бог, благих Сокровище, Источник приснотекущий? А Тело и Кровь Божия? Это ли не сокровище, бесконечно лучшее всех сокровищ земных и не имеющее с ними ни малейшего сравнения? Если Господь Себя даровал нам в снедь и питие (ужасное слово!), то как с Собою не даст нам всего. 171 Только будем искать Царствия Божия и правды Его, будем любить Его горячо, искренно, и друг друга. Разве ты будешь отвечать за брата отца Матфея? Не завидуй множеству сокровищ его. Стяжи вечное сокровище – Бога, да сердце чистое. Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко в тяжкой болезни моей (в Великом посту) не умертвил мя еси со беззаконьми моими, но милостиво воздвигл мя еси от одра болезни моей; благодарю Тя, яко в волнах морских не потопил мя еси, когда я дважды был в крайней опасности, особенно когда возвращались из села Райволова. В Церкви непрестанно возвещается величие, истина, святость, благость, премудрость, правда, милость и щедроты и бесконечная любовь Божия к роду человеческому, являемая наипаче в Бескровной Жертве Тела и Крови Христовой и тайне Крещения, этого пакибытия и обновления нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Купцу. Тебе приятно, когда ежедневно стекается [к] тебе в магазин множество покупателей, – так Господу приятно, когда овцы пажити Его, избранный народ Его стекаются в храм Его на служение Ему, чтобы сподобиться получить от Него мир, дары Его благости: умиление, прощение и очищение грехов, просвещение и свободу духовную, чтобы принести Ему покаяние, славословие, благодарение. Напротив, Ему неприятно, когда люди Его, всем от Него одаренные, не хотят посещать храм святый Его, эту богатую сокровищницу всех даров духовных, и остаются окаянны, и бедны, и нищи, и слепы, и наги духом. А ты вот не ходишь или очень редко ходишь в дом Божий, утыл, утолстел, расширел 30 и забыл Бога, спасающего тебя и обогащающего тебя, да еще и милостыни не подаешь, забыв, что всё имение твое есть единственно дар благости Божией, который Господу так же легко взять у тебя, как легко дал тебе. Сердце мое, точно Сцилла и Харибда 31 , всегда грозит мне опасностию страшною и погибелью и внушает непрестанное над собою бодрствование. Это меч дамоклов, повешенный над моею головою; это адская пропасть, всегда разверстая, на краю которой я всегда стою. 7 апреля Благодарю Господа за милость, данную мне внутренно во время стояния моего в храме за утреней в Великий Вторник. Услышал Господь внутренний, искренний вопль мой, спас меня от запинания греховного, тесноты и оградил миром душу мою. Господи! научи и укрепи мя любить искреннего моего, яко себе, не судить его в себе, но зрети моя прегрешения, умножившиеся паче числа песка морского. Благо быть в доме Божием. Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя... Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! [ Пс.62, 2; 83, 2 ]. Мир, отрада душе в храме Божием! Но отчего же многие не ходят в храм? Куда же они ходят? Чем питаются их души? Нам серьезно нужно позаботиться о душах, пастырями которых мы поставлены от Бога; заявлять им наши права, нужду пастырства; овцы склонны к заблуждению, их может удобно уловить мысленный волк и погубить. Хождение в храм Божий отрезвляет от суеты мирской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Младенцев много умирает в городе. Надо устроить Общество сохранения младенцев и приискания бедным родильницам хорошего помещения и доставления порядочной пищи и питья. 5 июля 1870 г. Сердце мое! Ты небесно – к небесному прилепляйся, а не к земному; не к тому, что для чрева и для тела, а что для души. Презирай чрево и тело, сласти и угощения. Это особенно требуется от священника и от пастыря: возводящему других на небо надо прежде всего самому отрешиться от земного и возлюбить горнее. Иначе скажут: врачу, исцелися сам. Бог наш – Бог ревнитель: Он не допустит созданной по образу и подобию Его душе и искупленной Честною Кровию Его прилепляться к земному, но будет наказывать ее отеческим жезлом Своим всякий раз, когда она поползнется к земному. Слава праведной ревности Твоей, Господи, Любителю наш! 6 июля Поздняя обедня очередная. Умиротворил мя еси и исцелил мя еси, облаженствовал мя еси Твоими Пречистыми Тайнами, Владыко Господи, Боже мой! Благодарю Тебя за дар неизреченный. Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко скоро услышал еси мя, внутрь молившегося Тебе с взиранием к образу Твоему, когда воды злобы доходили до души моей после сна днем и при сидении за обедом. Если свои или приходящие объедают тебя, не гонись за этим, не жалей, не огорчайся, а охотно желай и больше отдать с любовию, ибо Бог силен приложить Тебе дары Свои, да и прилагает непрестанно; и вообще радуйся, когда плоть твоя лишается, а ближний добром твоим утешается. Посмевайся над мудростию плоти, жалеющей ближнему сластей и денег для того, чтобы самой с жадностию пресыщаться и обогащаться и губить душу. Словом Божиим живи и о горнем помышляй. Жизни Податель – жизни особенно духовной, христианской, добродетельной, святой, и жизни вечной. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди [ 1Ин. 2, 25 ; Мф. 19, 17 ]. Не унывай, если Бог будет предавать тебя в скорби и мучения за содеваемые тобою внутренно или наружно грехи: Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает, говорит апостол [ Евр. 12, 6 ]. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю, говорит Господь [ Откр. 3, 19 ]; и это для того, чтобы возненавидел и омерзил грех от всего сердца и от всей души, и возлюбил всем сердцем добродетель, и прилепился всецело к Богу. Ибо если при всей горечи наказаний за грехи мы продолжаем падать в оные, то что было бы, если бы Бог не посылал нам скорбей и не наказывал нас? Тогда мы пили бы беззакония, как воду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мученичество христиан Источники Игнатий: Epistolae. Martyrium Polycarpi. Тертуллиан : Ad Martyres. Ориген : Exhortatio ad martyrium (προτρεπτικς λγος εις μαρτριον). Киприан: Ер. 11 ad mart. Пруденций: Περ " ι στεφνων hymni XIV. См. список литературы к § 12. Труды Sagittarius: De mart, cruciatibus, 1696. H. Dodwell: De paucitate martyrum – Dissertationes Cyprianicae. Lond. 1684. Ruinart (католик): Praefatio generalis in Acta Martyrum. F. W. Gass: Das christl. Märtyrerthum in den ersten Jahrhunderten, in Niedner " s «Zeitschrift f. hist. Theol.» 1859- " 60. Ε. de Pressense: The Martyrs and Apologists. Перевод с французского. London and Ν. Y. 1871. (Ch. II p. 67 sqq.). Chateaubriand: Les martyrs ou le triomphe de la rel. chrét. 2 vols. Paris 1809 и многие другие издания (лучший перевод на английский О. W. Wight, N. York 1859.) Не имеет критической и исторической ценности, только поэтическую. См. также Jameson: Sacred and Legendary Art. Lond. 1848. 2 vols. На эти длительные и жестокие гонения церковь ответила не революционным насилием, не плотским сопротивлением, но моральным героизмом страданий и смерти за истину. Однако этот героизм был самым светлым ее украшением и самым эффективным оружием. Этим своим героизмом церковь доказала, что достойна своего божественного Основателя, Который принял смерть на кресте ради спасения мира и даже молился о прощении Своих убийц. Патриотические добродетели Древней Греции и Рима проявились здесь в самой возвышенной форме, в самоотречении ради небесной страны, ради венца, который никогда не увядает. Даже дети становились героями и со священным энтузиазмом устремлялись к смерти. В эти тяжелые времена люди руководствовались словами Господа: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» 75 ; «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» 76 . И ежедневно сбывались обещания: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» 77 ; «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

На такое пение в древней храмовой практике, м. б., указывает Пс. 146:7: «пойте поочередно» по-евр. «henu» «отвечайте», но в греч. ξαρξατε , слав. «начните»; выражение можно понимать и о двух других родах пения: епифонном и ипофонном. И термин selah понимают в смысле указания на антифонное пение. Думают, что антифонное пение заимствовано евреями из Египта, где песня разделялась между жрецами и народом, между мужчинами и женщинами, между детьми и взрослыми. Таким пением сопровождалось поклонение золотому тельцу: сходя с горы и заслышав шум, Моисей говорит: «это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих» (Исх. 32:18); буквальнее с еврейского: «это не голоса попеременные (anoth – отвечающие) побеждающих, ни голоса попеременные побежденных; но голоса попеременные я слышу». – Филон видит первый опыт антифонного пения в песни Моисея по переходе чрез Чермное море. Насколько это верно? Исполнение этой песни так описано в Исходе: «тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: пойте Господу, ибо Он высоко превознесся " …; по изложении песни прибавлено: «и взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан (тамбурин, бубне, танцевальный музык. инструм.) и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием (евр. мехолот , пляски, греч. χορω ν ); и воспела Мариам пред ними; пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх. 14:31; 15, 1. 20. 21). Это описание толкователя понимают различно (не в смысле лишь антифонного пения); по одним мужчины повторяли непосредственно после Моисея и по его напеву каждый стих песни и затем тот же стих пели женщины (как у нас поется трижды прокимен, тропарь, светильны); по другим женщины пели один стих, мужчины другой и т.д. попеременно; но гораздо прямее вытекает из контекста речи такое понимание, что после Моисея пропетый им стих повторяли мужчины, а женщины повторяли постоянно один первый стих, изменяя первое лицо пою в пойте, как бы приглашая этим своих мужей дружнее петь гимн Иегове; это тем более, что отчетливо могли слышать слова песни только ближе стоявшие к Моисею. Олесницкий , Др.-евр. муз. и пение, Труды К. Д. Ак. 1871, 11, 115—116. Наш чин исполнения песни в В. субботу основан на этом последнем понимании. (Ср. и Кейль. Рук. к библ. археол. рус. пер. Киев 1879, II, § 136)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

На такое пение в древней храмовой практике, может быть , указывает Пс.146:7 «пойте поочередно» по-евр. «henu» – «отвечайте», но в греч. ξρξατε, слав. «начните»; выражение можно понимать и о двух других родах пения: эпифонном и ипофонном. И термин selah понимают в смысле указания на антифонное пение. Думают, что антифонное пение заимствовано евреями из Египта, где песня разделялась между жрецами и народом, между мужчинами и женщинами, между детьми и взрослыми. Таким пением сопровождалось поклонение золотому тельцу: сходя с горы и заслышав шум, Моисей говорит: «это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих» ( Исх.32:18 ); буквальнее с еврейского: «это не голоса попеременные (anoth – отвечающие) побеждающих, не голоса попеременные побежденных; но голоса попеременные я слышу». – Филон видит первый опыт антифонного пения в пении Моисея по переходе чрез Чермное море. Насколько это верно? Исполнение этой песни так описано в Исходе: «тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: пою Господу, ибо Он высоко превознесся " …; по изложении песни прибавлено: «и взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан (тамбурин, бубен, танцевальный музыкальный инструмент) и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием (евр. мехолот, пляски, греч. χορων); и воспела Мариам пред ними; пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» ( Исх.14:31, 15:1,20:21 ). Это описание толкователи понимают различно (не в смысле лишь антифонного пения); по одним, мужчины повторяли непосредственно после Моисея и по его напеву каждый стих песни, и затем тот же стих пели женщины (как у нас поется трижды прокимен, тропарь, светильны); по другим женщины пели один стих, мужчины другой и т.д. попеременно; но гораздо прямее вытекает из контекста речи такое понимание, что после Моисея пропетый им стих повторяли мужчины, а женщины повторяли постоянно один первый стих, изменяя первое лицо «пою» в «пойте», как бы приглашая этим своих мужей дружнее петь гимн Иегове; это тем более, что отчетливо могли слышать слова песни только ближе стоявшие к Моисею. (Олесницкий А.. Древнееврейская музыка и пение//Т.К.Д.А. 1871, 11:115–116). Наш чин исполнения песни в Великую субботу основан на этом последнем понимании. (Ср. и Кейль. Рук. к библ. археол. рус. пер. Киев, 1879, II, § 136)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Наконец, как на цель Своего пришествия, Иисус Христос указывает на основание царства Божия, проповедание Евангелия царства Божия: «И другим городам благовествовать Я должен царствие Божие, ибо на то Я послан». ( Лк.4:43 ). По евангелию, проповедь о царстве Божием составляет главное содержание благовестия и вообще учения Христа и Его апостолов; она выражает кратко сущность Его дела (см. Мф.4:17 ; Лк.8:1; 9:11 ; Мк.1:14 ср. Лк.9:2; 10:9 ). Итак, спрашивается, в чем же нужно видеть общую цель, которая объединяла бы все вышеназванные цели Христова пришествия? Не в чем ином, как в основании царства Божия или, по терминологии св. Матфея, царства небесного. Все прочее в отношении к этой цели является средством включительно до искупления ( Лк.19:12 ). Иисус Христос Сам называет Себя царем, напр. на суде у Пилата, в ответ на вопрос последнего: «Царь ли ты, или нет?» – «Я Царь... царство Мое не от мира сего: если бы от мира сего было царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне царство Мое не отсюда» ( Ин.18:36–37 ). Далее Он называет —171— Себя царем в притче о страшном Суде ( Мф.25:34 ), царем называют Его ученики Его ( Ин.12:15 ; Мф.21:5 ср. Лк.1:32–33 ). Вообще Спаситель не отвергал веры в Него, как в Мессию, со стороны иудейского народа, а отвергал только ложные представления о Мессии и Его царстве. Торжественным и всенародным царским входом в Иерусалим Иисус Христос дал свидетельство миру о Себе, как Мессии, а Крестом отвергнул иудейское понимание Его царства 966 . Не силой, а правдой, не мечом, а Крестом пришел Спаситель основать Свое царство. Роковая ошибка иудейского народа заключалась в неправильном понимании царства Божия, возвещенного Иисусом Христом. Эта ошибка в разных формах повторяется даже доселе, когда достаточно выяснился характер царства Христова в человеческой истории. Ошибка эта пагубна для всей нашей веры, ибо она касается существа христианства, и в какой бы тонкой форме она ни возникала, ею в ничто превращаются все благословения Евангелия и наша вера во Христа-Мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не человеческое ли учреждение посты? Есть ли прямая заповедь об них в евангелии?... Да, – вот где надлежало бы прежде всего православными христианам искать разрешения всяких недоумений и вопросов. Заповедует что-нибудь Христос Спаситель, – значить это верно и надо это исполнять. Запрещает что Господь, – значить это вредно и гибельно, и избегать сего нужно. Это было бы вполне последовательно и вполне честно с нашей стороны. Числиться же христианином и измышлять себе правила для жизни помимо евангелия, – значит хромать на оба колена, служить, ваалу и Иегове, фальшивить наконец пред самим собою, – не так ли? Да будет же всем известно, что в учении Христа Спасителя, есть заповедь о постах, и какая ясная и положительная заповедь! Не знать этого может только тот, кто вовсе не знает и не читает евангелия. «Когда поститесь, – так учи Господь в нагорной своей проповеди , – не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачныя лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы, явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6:16–18 ). Что это? Не заповедь ли о посте? Приходят однажды к Иисусу Христу ученики Иоанна Крестителя и говорят: «почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся»? что же Господь? Сказал ли, что ученики Иоанновы не делом занимаются, что посты не нужны? Нет, вот что он сказал: «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» ( Мф. 9:14, 15 ). Дни эти наступили для святой и непорочной невесты Христовой, церкви ( Еф. 5:25–27 ) – по смерти, воскресении и вознесении ее божественного жениха, Господа Иисуса. И мы видим, что св. апостолы, их ближайшие преемники, и затем бесчисленные сонмы дальнейших учеников Христовых, верные слову своего небесного учителя, проводили жизнь свою в трудех, во бдениих, в пощениих ( 2Кор. 6:5 ). Однажды апостолы приступили к Иисусу наедине и сказали: «почему мы не могли изгнать беса (из одного бесноватого)? Иисус сказал им… сей род (бесов) изгоняется только молитвой и постом» ( Мф. 17:19, 21 ). Итак, пост, по словам Господним, имеет, даже отгнательную силу против духов нечистых. Довольно-ли сих мест, чтобы видеть, как Господь ублажает и превозносит пост? Припомним еще, что сам, он постился некогда дний четыредесять, и нощий четыредесять ( Мф. 4:12 ), искушаем сатаною ( Мк. 1:13 ), нам оставль образ, да последуем стопам Его. Пусть же не обольщают себя отрицающие посты и их не соблюдающие; пусть они рассудят, что поступают вопреки прямому повелению Господню, и отрицают не что иное, как учение своего Спасителя!...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Некоторые впрочем понимали это древо только в смысле духовном, напр. Григорий Б., – в сл. на Богоявление – III ч. 200–201 стр. по изд. 1889 г., – Дамаскин. Точн. изл. в. II, 11, хотя самого рая и не представляли исключительно духовным. 328 Сын Сирахов в таких выразительных чертах изображает попечение Божие о первозданном человеке: Бог исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло. От положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославляют они святое имя Его и возвещают о величии дел Его. Он приложил им знание и дам им в наследство закон жизни; вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои. Величие славы видели глаза их, и славу голоса Его слышало ухо их (17:6–11). 331 Филарета митр. Моск. Слова и речи изд. 1848 г. I, 182. См. Городкова. Догм. Бог. по сочин. м. Филарета 104–105 стр. О том же апологетическое рассуждение см. у Эбрарда. Апологетика I т. §§ 132–133. 332 См. Теодоровича. Уч. Тридент. собора о первор. грехе и оправдании в связи с православным и протестантским учением о том же предмете. 1886 г. 4–18 стр. – Ястребова М. проф. Уч. лютеранских символов о первор. грехе. Киев. 1877 г. 1 и 3 гл. – Беляева Н. Я. проф. Полупелаг. принцип в рим. католичестве (Пр. соб. 1871 г. I т). 333 Символическое протестантство не полагает различая между образом и подобием Божиим в человеке. По их мнению, подобие Божие – тот же образ Божий, только взятый в его высшем обнаружении, – это imago simillima, или, что то же, justitia originalis (См. у Ястребова. Уч. лютер. симв. о первор. грехе. 103 стр.). Новейшее протестантское даже ортодоксальное богословие не следует строго символическим книгам в учении о первобытном состоянии человека (напр. известный Мартенсен). 335 Подробный разбор этого довода см. у В. Д. Кудрявцева в ст. Безусловный прогресс и истинное усовершенствование рода человеческого. Собр. соч. III т. 2 вып. 336 Вот что именно говорит Катрфаж: «ни опыт, ни наблюдение не дают нам ни малейших фактов относительно первого начала человеческого рода. Строгая наука должна поэтому оставить неприкосновенною эту проблему. Меньше удаляется от истины тот, кто признает в данном случай свое невежество, чем тот, кто не сознает его и старается навязать его другим» (Antropologie, 1876. р. 251. См. Рождественского, Апологетика II т. 294 стр.). Опровержение материалистического мнения о первобытном состоянии человека на основании данных самого естествознания см. в кн. проф. Глаголева. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Но если бы пришлось и все потерять тебе – не теряй бесценного сокровища – любви, и Бог будет с тобою, а с Богом всё. Всё тлен и суета на земле! В благодарность жене и родным её сестрам за то, что ты чрез отца их получил твое место, и сам будучи всем доволен и любым сыт, и своим сестрам и их детям можешь посылать деньги в достаточном количестве, – поласкай, приюти у себя нуждающихся из них неопределенное время, не торопясь высылать их от себя, да и тебе Господь продлит лета живота в дому Его, то есть в мире сем, и жилище твоем, и в дому Его, то есть в церкви, или храме Его, ибо един ли ты вселишься в жилище твоем. Будь доволен малым, да не подпадешь суду роскоши. Живи духом и похоти плотские умерщвляй. Природе нашей нужно крайне мало благ земных. Блажен, кто познал это и не домогается с беспокойством многого, а хранит в сердце своем любовь к Богу и ближнему. Должник тебе брат твой, иерей Григорий, [наслаждавшийся] с тобою в дому твоем брашен [ Пс. 54, 15 ], обидел тебя словом колким, – прости ему долги его ради Христа, Которого он иерей; они обязаны тебе многим и из земных благ: вмени это Самому Христу, общему нашему Главе, – от Него получишь воздаяние, а может быть и получил оное, хотя и в начатках. Но смотри за собою: имеешь ли к нему сам искреннюю братскую любовь, доброжелательствуешь ли ему в сердце твоем, любишь ли его и жену его и детище их, не враждуешь ли против них, не презираешь ли их, не завидуешь ли? Если ты к нему нерасположен, то как он к тебе расположится? – Везде, во всех козни диавола, везде смятение. Всё природа, говорят, – не нужны храмы, богослужение, Таинства, посты; человек состоит из земли и газа. Не отпадай от любви ближнего из-за обидных слов, но переноси их великодушно, будь выше всех стрел злобы. Враг поджигает нас говорить друг другу или о других обидные слова, но врагу не поддавайся. Будь тверд в любви: свойства христианина – любовь, кротость, незлобие, хотя бы его били, ругали, поносили несправедливо и неблагопристойными словами. Господи! Благопременителю, Избавителю мой, слава Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010