Быт. 13:16 и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; Быт. 13:17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда]. «Встань, пройди и проч.». М. Филарет делает прекрасное указание, что «мера обетования есть мера веры». Сколько может вместить человек, столько и получит. Быт. 13:18 И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; Мамре было собственно имя аммореянина, союзника Аврамова ( Быт. 14:13, 24 ). О Хевроне м. Филарет делает замечание, что так как он получил это имя от Хеврона, внука Халевова, во время же Моисея и даже Иисуса Навина ещё назывался древним именем Кириаф-арба ( Нав. 15:13 ; Суд. 1:10 ; 1Пар. 2:42, 43 ), то справедливо догадываются, что слова «что в Хевроне» внесены в текст Моисея Ездрою или кем-либо другим для объяснения положения дубравы Мамре, когда последнее имя сделалось уже незнакомо. Англиканская Комм. Библия делает то же замечание, но присовокупляет, что, кажется, Хеврон было древнейшее имя этой местности, что она называлась Кириат Арба во время отсутствия потомков Иакова из Палестины, когда они жили в Египте, и что при покорении Палестины Калеб восстановил древнее имя. Так думают Розенмюллер, Генстенберг, Кейль и др. (сравни комментарий к Быт. 23:2 ). Хеврон был третьим пунктом продолжительной остановки Аврама, а именно: 1) Сихем; 2) Вефиль; 3) Хеврон. Возле Хеврона была пещера Махпела ( Быт. 23:19 ), где похоронены Сарра, Авраам, Исаак, Иаков. Место это в большом уважении у арабов, его зовут Ель-Калиль, т. е. дом друга Божия. и создал там жертвенник Господу. Глава XIV. Вступление Война Царей, рассказанная в XIV главе Кн. Бытия, есть весьма важный исторический документ, который, по мнению многих (Тух, Эвальд, Курц, на коих ссылается Англиканская комм. Библия), восходит к глубокой древности. Сказание XIV главы сходится с теми сведениями, которые мы имеем вследствие разысканий в Халдее и Вавилоне. Свод этих изысканий сделан Джорджем Роулинсоном (The five great monarchies of the ancient Eastern world; ed. of 1871), которого слова мы и приводим:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В 1871 г. храм исправлен усердием графа Павла Андреевича Шувалова: деревянные паперти заменены каменными, из бременского камня; церковь снаружи оштукатурена и окрашена светло-голубой клеевой краской; внутри устроены кирпичные своды, мраморный пол, а в алтаре – паркетный. Церковь внутри отличается изяществом и чистотою, какие редко можно видеть в сельских храмах. В юго-западной стороне церкви погребен строитель храма обер-камергер граф Андрей Петрович Шувалов и жена его, Фекла Игнатьевна. На полу находятся две мраморные плиты, с рельефными крестами и мраморными венками; над могилами – образ св. Андрея Первозванного, на полотне, в позолоченной раме, работы Плешанова; могила окружена бронзовой, позолоченной решёткой. В северо-западной стороне погребена графиня Ольга Есперовна Шувалова, урожденная княгиня Белосельская-Белозерская, умершая в 1869 г. Гробница ее, из белого мрамора, изящной работы. Она имеет вид часовни, с 4 арками; в куполе часовни – крест, ниже пола церкви – углубление, обшитое мраморными досками; на полу поставлен мраморный ящик и в нем цинковый гроб, покрытый мраморной доской; над гробницею – мраморный крест, с вызолоченным венком. Северная и западная арки – с зеркальными стеклами и вокруг них оранжерея с свежею зеленью и цветами; в восточной арке – вход в могилу. В южной, закрытой, арке поставлены иконы Спасителя, Божией Матери, апостола Павла и Ольги. Могила отделена от церкви бронзовой решеткой. При входе в могилу, над аркой, на мраморной доске, надпись: «не бойся, токмо веруй, и спасена будешь»; вокруг арки, позолоченными буквами, евангельские изречения: «если любите Меня, соблюдите мои заповеди, и я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки.» (Иоак.14:15: 16); с правой стороны: «воля пославшего Мя отца есть та, чтобы из того, что Он мне дал, ничего не погубит, но все то воскресит в последний день» ( Иоан.6:39 ); с левой: «воля пославшего Мя есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Иоан.6:40 ). Против гробницы, на стене, икона, писанная на полотне академиком Тюриным. На иконе изображена, стоящая у креста, Мария Магдалина. Цена иконы 4000 р. Устройство всей могилы, или часовни, стоит до 22 т. р. с. Она устроена скульпторами Мадерно и Руджио.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В каждом человеке, в домашнем своем или подчиненном, не говоря о других, надо уважать достоинство человека, образ Божий, законы здравого смысла в его речах, движения доброго сердца и свободной воли, а в себе сознавать недостатки поврежденной (растленной) грехом природы, безумные движения греха и страстей в испорченном сердце и растленной воле и со смирением, охотно и благодушно подчиняться словам и действиям низших по образованию или возрасту подчиненных нам или зависящих от нас по житейским потребностям родственных или дальних лиц, слово коих, правоту дела мы иногда упорно отвергаем, нередко по своему грубому эгоизму, по своей гордости, злобе, испорченности сердечной. Каюсь пред Господом и прошу милости в допущенном грехопадении сердца и воли. (4 июня при Страшной Жертве, когда я совершал литургию, сказал, что дьячок Каменоградский всех злее и лукавее и, может быть, оклеветал его, а вот Бог показал мне, что сам зол и лукав.) Чрез истинные дела милосердия растет, развивается и укрепляется любовь наша к ближним. А в любви – весь закон, вся цель жизни. Потому с радостию делай дела милосердия. Чрез дела земные, суетные (чревоугодие, любостяжание, увеселения, пьянство) растет и укрепляется пристрастие к земле и охлаждается и иссякает любовь к Богу и ближнему. Поэтому несчастны сребролюбцы, пьяницы, преданные роскоши. Теперь многие из них не видят своей беды, но увидят ее при кончине жития и по смерти, когда личина со всех вещей спадет, когда дела их явятся пред ними во всей наготе и действительности. Берут ли твое – не ради и не жалей, попирай земное и возрастай в любви к Богу и ближнему; даешь ли сам – давай охотно, не жалея вещества, а жалей ближнего, за которого Бог воздаст. По случаю молитвы за живых и умерших, каждое утро и вечер приносимых, ответ на помыслы: я не благ, так Господь благ – Он подает мне и тем, за кого молюсь, просимые блага, по слову Господа: Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него [ Мф. 7, 11 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В самом деле, множество случаев (без числа) может представиться в этой жизни бесчисленных взаимных несовершенств наших, и если при всяком случае огорчаться, то не станет нашей жизни и на несколько месяцев. Да притом огорчением и раздражением не только не поправляется дело, а, напротив, более расстраивается – чрез наше расстройство. Лучше же быть всегда спокойным, всегда одинаковым, равным себе, всегда исполняться любви и уважения к больному нравственно человечеству или, говоря частнее, к близким, к родным своим и подчиненым нам. Ведь человек не Ангел, да притом уж жизнь-то наша сложилась так, что ежедневно и невольно почти грешишь, хотя бы и не хотел. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю [ Рим. 7, 19 ]. И Господь научил нас снисходительно смотреть на частые человеческие неисправности и падения, сказав: остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим [ Мф. 6, 12 ]. Какхотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними [ Мф. 7, 12 ]. А кто из нас не хочет, чтобы к нему относились снисходительно и терпеливо в его нуждах, преткновениях и падениях, неисправностях, опущениях? Потому и апостол учит нас долготерпению и снисхождению. Любовь, говорит апостол Павел, долготерпит, милосердствует... не раздражается... не гордится... не мыслит зла... все покрывает... все переносит и никогда не перестает ( 1Кор. 13, 4–8 ). Страх каких-либо случайностей, настоящих или ожидаемых, происходит от нашего маловерия: верующий никого и ничего не боится, говоря: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? [ Пс. 26, 1 ]. Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною ecu [ Пс. 22, 4 ]. Не бойся ненависти людей порочных, коих ты удерживаешь от лукавых путей: эта ненависть – тебе честь и блаженство: Блаженны вы, когда будут поносить вас [ Мф. 5, 11 ]; блаженны вы, когда возненавидят вас люди... и пронесут имя ваше, как бесчестное [ Лк. 6, 22 ]. Не будь малодушен из-за ненависти их и не дружись для того, чтобы не терпеть от них каких-либо пакостей, чтобы такою дружбою не оскорбить Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Во всяком случае, курение табаку есть каждение многострастной плоти – этому многоглавому истукану – и равносильно курениям идольским. Благодарю Тя, Господи, яко восставил еси мя и помиловал мя еси, падшего люте в гнев и злобу на слугу Анну и брата Алексея. 12 октября Понедельник. Благодарю Господа, вразумившего мя не жалеть ястия и пития ближнему и не прилепляться сердцем к этому праху, но надеяться на Его милость, щедроты, никогда меня не оставлявшие; благодарю Господа за сокрушение сетей вражиих и за скорое от них избавление и мир душевный. 12 октября Благодарю Господа, сподобившего мя совершить непреткновенно утреню, раннюю литургию и общий молебен Царице Небесной, Архангелу Михаилу, святому апостолу Филиппу с водосвятием; благодарю за победу над невидимыми врагами, за неосужденное причащение Святых пречистых, небесных, бессмертных и животворящих Таин. Благодарю Господа за скорую помощь и спасение, дарованные мне Господом в квартире моей, в зале, при твердом, с верою воззрении на нерукотворный образ Христа Спасителя, что в углу в зале, когда я сидел близ сестры Анны Константиновны родильницы и диавольская скрытая вражда теснила меня; я обратил к Господу умоляющий взор, да запретит злобе и исторгнет самый корень из сердца моего, – и Он исторг ее, и отошла теснота, и мне стало свободно и легко. Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Господи! Научи брата моего Григория ревностно посещать храм святый Твой и прилежно молиться о себе, о жене своей и детище, и о нас, и о своих родственниках, и о всех близких и дальних. Сегодня (19-я Неделя по Пятидесятнице) читано было Евангелие о любви к врагам и о даянии взаймы без отдачи: Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым... И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят... И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?..

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вопрос о земной власти был признан безразличным для царства Божия или, по крайней мере, не имеющим к нему прямого отношения ( Мк.12:14–17 ). От одного только ига пришел Спаситель освободить людей, от ига греха с его следствиями, от власти диавола, «князя мира сего», только победой над царством зла и над главой его, диаволом, открывался путь царству Божию ( Мф.12:22–29 ; Лк.10:17–19 ; Ин.12:31 ; Мф.6:13; 4:1–11 ; Мк.1:12–13 ; Лк.4:1–13 и др.). Другими словами, не политическая, а духовная свобода, свобода от власти греха и тьмы, была теперь объявлена главным и существенным в царстве Мессии, сообразно с новым общим характером его. В иудейском ходячем воззрении на царство Божие национально-эсхатологическая сторона выдвигалась в ущерб индивидуально-этической. Последняя теперь находит полное признание себе в евангельской проповеди царства Божия. В отличие от чисто земного царства иудейской апокалиптики проповедуемое Евангелием царство Мессии есть царство духовное, нравственное, «царство не от мира сего», царство истины и добра ( Ин.18:36–38 ). Это – царствование Бога внутри людей, в сердцах их. «Быв спрошен фарисеями, когда прийдет царствие Божие, Иисус отвечал им: не прийдет царствие Божие приметным образом (μετ παρατηρσεως); и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, царствие Божие внутри нас ( βασιλεα το Θεο ντς μν στιν, regnum Dei intra vos est – Лк.17:20–21 ), или, как объясняет ап. Павел, «царство Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу» ( Рим.14:17–18 , ср. Кол.1:12–13 ; 1Фес.5:5 ) 969 . цается лишь в его противоположности Богу и царству Его, в той мере, в какой он является ареной греха и власти диавола в отчуждении и обособлении от Бога, когда замыкается в себе с забвением о Боге и в себе самом видит цель свою. Отрицается не творение и не блага земные, а злоупотребление ими, неправильное отношение к земным благам, и всему указывается свое место. Духовное выше материального, небесное – земного, и потому в царстве Божием материальные блага ставятся в подчиненное отношение к духовным в противоположность иудейской и мирской оценке вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всевозможно искореняй из сердца злую мнительность о людях, понуждающую тебя предполагать в людях разные худые намерения и начала их действий, но старайся всегда думать о людях хорошо, иметь на них взгляд светлый, а не мрачный, ибо в противном случае и в душе нашей, и в мире, нас окружающем, будет ад. Диавол – виновник заедающей иных злой мнительности. Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе [рус.: Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!] [ Пс. 132, 1 ]. 27 апреля Благодарю Тебя, Многомилостиве Господи, яко нынешний день дважды милостиво избавил мя еси от злобы на нищих и злорадства при чтении «Санкт-Петербургских ведомостей» об убийстве австрийского агента; в первый раз в полдень, когда я шел в класс, и нищие, получившие от меня милостыню, еще гнались за мною; во второй раз – вечером, по окончании экзамена в женской гимназии и по приходе домой; долго я внутренно взывал к Тебе в первом случае, идучи дорогою, в гимназии и по выходе из ней на свежий воздух до класса, – и получил великую милость после продолжительной молитвы; во втором случае лишь я воззвал к Тебе – и тотчас помилован был, ощутив животворящую благодать внутрь себя. Слава милосердию Твоему, скоропослушеству Твоему, близости Твоей к вопиющим Тебе от всего сердца во истине. Соблюди мя, Господи, от всякого греха. Отложи ревность о неправде человеческой, когда ревнуешь относительно только себя, ибо это – скрытые самолюбие и зависть. Поверь, что если бы ты был на месте человека, на неправду которого сетуешь, то сам сделал бы то же. Терпи любовию, понуждай себя к доброжелательству даже врагам. Мы все здесь кратковременные гости, и все явимся пред Судищем Христовым праведным. Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину [ Пс. 36, 1–3 ]. Отчего наслаждение земными благами сопровождается часто тяжестию и уязвлением душ и тел наших; отчего прекрасные розы окружены тернием? Оттого, что наслаждение бывает или неумеренно, или незаконно; оттого, что земные наслаждения грубы и самою грубостию отягощают и уязвляют душу – существо духовное, претонкое; наконец, для того, чтобы мы всегда помнили о наслаждениях духовных, божественных, небесных, столь свойственных душе, и всем существом стремились к ним. Бесконечная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. 28 апреля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Говоря о надвигающейся на Россию гибели за беззакония русских людей, святой праведный Иоанн всегда соединяет ее с близостью Второго Пришествия Христова. «По-видимому, скоро наступит день Второго Пришествия Христова, ибо наступило пред­ска­занное в Писании отступление от веры, апостасия, хотя еще не открылся человек греха, сын погибели, антихрист, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею. " Тайна беззакония " уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, Самодержец, удаления которого домогается известная публика. И тогда откроется беззаконник, антихрист, которого Господь Иисус убиет духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего. Того, которого пришествие по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви Истины. Слышите, за что? За то, что они не приняли любви Истины для своего спасения. И за сие, слышите, пошлет Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие Истине, но возлюбившие неправду. А теперь исчезла правда, и повсюду неправда, и в печати, и жизни». Как бы нам научиться у святого праведного Иоанна Кронштадтского давать духовную оценку не тем только событиям, о которых мы читаем в Писании, не тем, которые были вчера, а тем, которые происходят сегодня! Разумеем не мимоходящую пеструю суету, а самую суть, Промысл Божий, раскрывающийся всегда в очень конкретных, порою решающих судьбы мира событиях. Хорошо заниматься изучением того или иного богословского вопроса и истории церковной. Но все это в конце концов имеет значение только тогда, когда прилагается к реальной жизни. Это настолько важно, так связано со всем церковным опытом, что хотелось бы остановиться на этом подробнее. Епископ Леонид (Кавелин) передает следующий важный эпизод из жизни митрополита Филарета Московского, недавно прославленного нашей Церковью. Рассказ об этом был написан в 1871 году, через четыре года после смерти святителя, и напечатан в «Русском архиве» в 1901 году. «Однажды, — пишет он, — я заметил владыке, что было бы желательно закрепить письменно его мысли по поводу разногласия с раскольниками. Митрополит Филарет ответил:

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/02/ap...

Греховным действием воля Творца нарушена, на место воли Творца действует воля творения, последствия этого греховного действия вопиют к Творцу, дабы, отмщая, он восстановил нарушенные законы. «Кровь Авеля вопиет от земли, – говорит м. Филарет, – самым действием разрушения, которое по порядку природы возбуждает противу себя другие разрушительные силы, и вопль ей восходит даже до Бога, ибо Авель и по смерти говорит верою ( Евр. 11:4 ), постановляющею его в благодатном присутствии Божием» (Зап., 143). Кровь Авеля принимается Богом как жертва Ему. Быт. 4 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; Осуждение Каина, хотя в одинаковом роде, но тяжелее осуждения Адамова, потому что не могло быть облегчено по недостатку покаяния. Проклятие Адама упадает от него на землю: «проклята земля за тебя». Проклятие Каина обращается от земли на его лицо: «проклят ты от земли». Земля, разверзшая уста свои приять кровь брата Каина, единственный свидетель преступления, делается и орудием казни: она возмущается против человека и отказывает дать ему вознаграждение за труд. В этих словах лежит и тот закон земного возмездия, который живёт в веровании народном, что добытое преступлением прахом рассыпается и что совершённое преступление приносит несчастие в то семейство, в котором оно совершено. Быт. 4 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. Бог отделяет преступника, пролившего кровь брата своего, от семейства его, которое должно было с ужасом и негодованием смотреть на убийцу. Англ. Комм. Библия (1871) замечает, что, на основании Быт. 5:4 , вероятно, у Адама и Евы было несколько сыновей и дочерей, не поименованных в Книге Бытия, ибо убийство Авеля произошло, вероятно, незадолго до рождения Сифа, т. е. 130 лет после сотворения человека. По восточному преданию, у прародителей было 33 сына и 27 дочерей. Изгоняемый Каин мог увести с собою в жизнь изгнанническую лишь жену свою, ибо рождение детей его упомянуто лишь после его изгнания ( Быт. 4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Диавол, внушая нам пристрастие к какой-либо вещи, влагает в нас беспокойство и нетерпение и нудит нас спешить исполнением нашего пожелания. Так, когда я пришел в воскресенье служить утреню и не нашел моей старой камилавки, которую я обычно надевал и которую велел принести из думской церкви, я начал беспокоиться, негодовать на сторожей и во что бы ни стало велел сейчас сходить за нею, хотя и была подана новая камилавка, в которой прилично было служить в воскресный день. Такова злая воля, таково упорство мое и врага моего! Напился, наелся поутру (в Великий пост!) сладкого – и потопило душу и плоть беззаконие! Как я не предвидел последствий, как будто живу первый день жизни! Как не воздерживаюсь по утрам от ядения и пития до вечера! 15 февраля Был восприемником у A.A. Цветкова сына Александра. Крестил отец И.К. Цветков. Как он препирался с Нильским у преосвященного Павла! Как загнал Нильского в трущобу! Как преосвященный смеялся! Как отец Иоанн Цветков обращается с дьячками и дьяконами! Возлюбил правду и возненавидел беззаконие [ Пс. 44, 8 ]. Вот что должно служить девизом всякого священника, всякого архиерея, всякого христианина: совершенная любовь к правде и ненависть к неправде и беззаконию. «Познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» [ 2Тим. 2, 19 ]. Я пользуюсь от Господа дарами света, воздуха, суши и моря, неба и земли – и это каждый день; что я за это воздам Господу, что могу воздать Ему? Ничего. Я могу и должен только любить Его всем сердцем, благодарить и славословить Его, тщательно сохранять заповеди Его. Господи! Света благодати Твоей не лиши меня ради грехов моих; духа благодати Твоей не отыми от меня; на камени заповедей Твоих утверди сердце мое; не попусти, да прильпну сердцем к земле и ее благам, но да помышляю о горнем Царствии Твоем и да возлюблю оные будущие нетленные блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша [рус.: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку] [ 1Кор. 2, 9 ]; Господи! Избавь меня от волн житейского моря и к тихому пристанищу Божественной воли Твоей направь меня, да, исполняя ее, наследник буду Царствия Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010