О, сколь мы преступны! Ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо... если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в тебе, то давно бы они во вретище и пепле покаялись [ Мф. 11, 23, 21 ]. А я до небес вознесен благодатию и щедротами Сына Божия, ибо облеченным саном священства предстою престолу небесного Владыки и, что всего удивительнее и неизреченнее, причащаюсь пречистого Тела и пречистой Крови Его столь часто, как другие едят обыкновенный хлеб и пьют обыкновенное питие. Господи человеколюбче и долготерпеливе, умилосердись надо мною и совознеси меня от земли к небесным Твоим обителям, презирая мои прегрешения и спасая меня имиже веси судьбами. Аминь. Февраля 24-го. Обретение главы Предтечи. Благодарю Господа, спасшего меня троекратно во время часов и литургии Преждеосвященных Даров от лютых козней сатанинских и даровавшего силу прочитать заамвонную молитву твердо, с избежанием козней лукавого, сатанинского страхования. Слава Богу! Ну вот ты и сыт: много ли тебе надо?.. Чего же ты малодушно плакал, что слишком много нищих одолевает тебя? Что иным отрада, то есть богатым и не пекущимся о нищих, а тебе, подающему, скорбь от ежедневного расточения. Но разве без мзды твоя милостыня! Разве не верен Обещавший воздать за нее сторицею и дать жизнь вечную?.. О, малодушный! О, неверный! О, любостяжательный! О, сластолюбец! Я должен быть благодарен Господу Богу весьма, весьма и за то, что родственники мои Григорий Иванович Цветков и Анна Константиновна удостоились великой милости Божией: он стал священником, а она – матушкой, и я стал свободен от обязательства, которое должен был давать им. Из благодарности за сие я должен не скупо, охотно подавать милостыню и делать больше добра своим бедным кровным родственникам. За всё слава Богу! Вот в том и состоит растление нашей духовночувственной природы, что мы прилепились к земному вместо небесного: к сластям, к земному богатству, к земной славе, а не к Богу, Который есть истинная, вечная сладость, истинное, негиблемое, неистощимое богатство, от Которого единого слава истинная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Он мог бы, конечно, сойти со креста и люди уверовали бы в Него и приняли бы учение Его, но не по любви к учению и не вследствие понимания Его, а по необходимости. Конечно, И. Христос и чудеса считал до некоторой степени необходимыми, как наглядное доказательство Его Божественного посланничества ( Ин.15:24 ); но Он считал их несущественным средством доказательств этого рода. Он хотел, что бы Его Божественное достоинство непосредственно открывалось уму и сердцу без внешних пособий к этому ( Ин.14:12 ). Он всегда огорчался, когда люди не могли веровать в Него без чудес. Вообще чудеса не были безусловно необходимы для веры людей во Христа: их значение зависело от нравственного состояния лиц, бывших свидетелями их, и нередко чудеса производили на людей впечатление, противоположное желаемому, почему не всегда и не везде Господь мог совершить чудо ( Мк.6:5 ; Ин.6:14–15 ). Кто не мог или не хотел веровать, над тем бессильны были и чудеса: эти люди объясняли их по своему, или же оставляли без всяких объяснений для собственного спокойствия ( Мк.3:22. 30 ; Лк.11:15 ; Ин.2:23–25 ). Точно также и в способе учения И. Христа мы открываем отсутствие всего того, что сколько-нибудь отзывалось бы принуждением, какое свойственно вообще человеческому учению. Люди прокладывают дорогу своему учению большей частью не столько действием одной силы истин или идей, ими проповедуемых, сколько формой их проповеди, рассчитанной на большее или меньшее подавление личности, —194— гипнотизуемой блеском речи, красотой форм, подавляющей ученостью и т. п. Примесь чего-либо подобного совершенно чужда учению Христа, как нельзя лучше и по самой форме своей приспособленному к цели своей – привлекать умы и сердца людей силой и красотой одной только истины 972 . Чтобы не рассматривать многого, остановимся ненадолго на одном событии евангельском, кратко и наглядно показывающем дух Христова царствования! На пути в Иерусалим однажды Иисус Христос был не принят в селении Самарянском. «Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Она, по уверению Церкви, есть Пребыстрая Заступница. Когда мы бываем жадны к пище, или к деньгам, или к блестящим погремушкам, когда мы жалеем бедному денег на пищу и одежду, или самой пищи и одежды, или хорошего кушания, которое сами любим, тогда мы впадаем в слитность мирскую, отпадаем сердцем от Бога, недугуем греховным самолюбием. Нечистота рукоблудия, женонеистовства, муженеистовства остается в этих блудниках по естеству и чрез естество долгое время, даже и тогда, когда они давно оставили совершение этих грехов, и таится, как огонь под пеплом, возгорающийся при первом дуновении нечистого духа и при чревоугодливом житии. Нужны частое бдение, посты, слезы, горячая молитва , изнурение тела. Хлеб нуждающихся есть жизнь бедных: отнимающий его есть кровопийца [ Сир. 34, 21 ]. Вот какой грех – не подавать милостыню. Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь, кто лишает наемника платы. Сирах, 34 гл. [ст. 22]. Человек, который постится за грехи свои и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? и какую плату получит он оттого, что смирялся? [ Сир. 34, 26 ]. Постящимся урок. Подающий милостыню приносит жертву хвалы [Сир.] 35 гл. [ст. 2]. Господь есть судия, и нет у Него лицеприятия. Урок священнику, совершающему духовный суд над кающимся. Сир., 35 гл. [ст. 12]. Не ешь рыбы в пост: в ядении ее теснота и блуд ночной. Я поел ее с удовольствием за обедом и вечером за ужином, а лукавый, видя расположение плоти, подослал уже ко мне во сне и прелестниц, которые будто бы пришли молиться со мною Богу (сатана преобразился в Ангела света), но потом вдруг начали резвиться со мною и кувыркаться, но память о жене и пробуждение спасли меня от блудного греха. Благодарение Богу, Ангелу Хранителю моему, невидимо меня хранящему и во сне. О, жадность моя, жадность! Да не следую я своему аппетиту, да не раболепствую ему, как не должен я следовать блудным движениям плоти. Доселе, окаянный, не терпел добровольно глада. 23 марта 1870. Благодарю Господа, укрепившего сердце мое и отверзшего уста мои – совершить Божественную литургию Василия Великого в четвертое воскресение Великого поста (Пятая седмица), причаститься неосужденно Божественных Таин и сказать с дерзновением слово. При чтении больших молитв пред освящение Даров диавол обдал было сердце мое хладом и равнодушием. О, многокозненный!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Отец протоиерей кротко и внушительно вчера утром говорил пьяному дьячку Кутузову. У такого начальника надо поучиться действовать на виновных и порочных, а мой горячий и крутой нрав надо обуздывать. Я вдруг весь возмущаюсь и вскипаю гневом. Но гнев человека не творит правды Божией [ Иак. 1, 20 ]. 4 февраля. Церковь храмом и богослужением действует на всего человека, воспитывает его всецело: действует на его зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, на воображение, на чувство, на ум и волю благолепием икон и всего храма, звоном, пением певцов, кадильным фимиамом, лобзанием Евангелия, креста и святых икон, святыми просфорами, пением и сладкозвучным чтением писаний. Молитва наша должна быть глубока, искренна, разумна, плодотворна, изменять наше сердце, направлять волю к добру, отвращая от зла. Молитва поверхностная есть лицемерие, кощунство, суетная молитва . Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня [ Мф. 15, 8 ]. Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше [ Лк. 6, 38 ]. Господь на мне исполняет слова сии. Сколько я ни давал, Господь всегда воздавал мне щедро за даяние. Слава недремлющему, праведному и всеблагому Его Промыслу. Прости мне скупость и ярость мою, Господи! Чего ты ищешь: сокровищ Духа Святого или сокровищ мира сего? Нетления или тли? Как благоухают кости святых! Какие чудные ароматы мощи угодников Божиих! Сколь великое благо – стяжать нетленную, благоухающую благодать Духа Святого и с нею – жизнь вечную! Что мы гоняемся за тлением? Что мы возлюбили смрад грехов, страстей ядоносных? Господи! в молитве Тебе о нас приводим святых, эти благовония духовные, это миро ароматов Твоих! Прими их благоухающие любовию и чистотою молитвы о нас и избави нас от смрада греховного. Ибо вот, наши сердца нечисты и уста скверны, и недостойны мы сладчайшей беседы с Тобою: все в нас земно, тленно, скверно, лукаво! А они, святые Твои, – миро чистейшее, наипаче же – Твоя Пречистая Матерь, Твоя одушевленная, светоносная палата, чистейшая светлостей солнечных, благоуханнейшая паче всех ароматов, ибо благоуханием Её святыни, Её добродетелей божественных полны небо и земля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Отсюда Божественный Учитель, Ипостасная Премудрость, всё сотворившая, Сын Божий, Господь наш Иисус Христос поучал часто людей образами или притчами, отсюда и в храме нашем православном принято многое представлять взору христиан образно, например Самого Господа на иконе, Пречистую Богородицу, Ангелов и всех святых, чтобы мы изображали жизнь свою, соображали все мысли, слова и дела по образу мыслей, слов и дел Господа и святых Его; отсюда частое изображение креста, каждение ладаном, возжжение свечей и лампад, входы и выходы из алтаря; для этого поклоны, главоприклонения, падение ниц (мы пали глубоко чрез грех). Все это напоминает нам о разных духовных предметах и состояниях. Образность много влияет на душу человеческую, на творительную, или деятельную её способность. Так, говорят, если мать во время чревоношения часто смотрит на лицо или на образ любимого мужа, то младенец рождается очень похожим на отца, или если смотрит на портрет прекрасного дитяти, то и у ней рождается прекрасный младенец; так, если христианин часто, с любовию и благоговением взирает на образ Господа Иисуса Христа или Пречистой Его Матери и святых Его, то и его душа приемлет духовные черты любезно зримого Лица (кротости, смирения, незлобия, чистоты и святости, милосердия, воздержания). О, если бы чаще взирали мы на лики и особенно на жизнь Господа и святых Его! Как бы мы изменялись, восходили от силы в силу! Так, если обоняем благоухание кадила в церкви или дома, то по аналогии оно напоминает нам о благоухании добродетели, и по противоположности – о зловонии грехов, и учит внимательного к внутреннему чувству избегать смрада страстей: невоздержания, блуда, злобы, зависти, гордости, отчаяния и других страстей, и украшать себя всеми христианскими добродетелями; кадило напоминает нам слова Апостола: мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь ( 2Кор. 2, 15–16 ). Подобным образом свеча или лампада напоминает нам о свете и огне духовном, например, о словах Господних: Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме [ Ин. 12, 46 ]; или: огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! [ Лк. 12, 49 ]; или: да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Отчего бы не быть спокойным и не расстраивать себя? Ведь ко греху грех, к нелепости нелепость я прибавил, раздражившись сам и не в состоянии быв спокойно служить – говорить и действовать. И сам я сделался точно как безграмотный дьячок, запинаясь, не выговаривая слов, пропуская без смысла. Как поймал меня враг! Стережет непрестанно. Господи! Как избавлюсь я от сетей его, будучи грехолюбив? Не чрево ли наше беснуется, когда мы яримся на дурно читающих слово Божие или несогласно поющих? Не для чрева ли желаем и ищем верности чтения и согласного пения, а не для Евангельской жизни? Ей, да! Если бы для Бога этого желали, то не ярились бы, ибо для Бога не отважились бы яриться, зная, что злоба противнее Богу всякого бессмысленного чтения или нелепого пения. Не верь своей ярости и тогда, когда яришься из-за нарушения заповедей Божиих ближними, ибо и эта ярость от диавола. Сильная раздражительность вследствие упадка нервов была у меня пред сильным дождем с темными дождевыми облаками, обложившими всё небо. 23 апреля. На сметану и скоромное масло разрешил в среду ради немощи. Лучше ли, не знаю. Только и прованское масло не впрок: нервы упадают. Мучнистую пищу не надо есть, грубую. Директора Яниша и Семена Ивановича Немол. во сне видел: ко мне приходили, книгу мою памятную для чего-то перелистывали. В гости ко мне хотят – так ли? Или [...] [взять]. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним [ Мф. 18, 15 ]. Не забывай Господней заповеди, основанной на кротости и любви, и заповеди апостола: если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным [ Гал. 6, 1 ] (как это было вчера со мною). Какие злоумышления делает враг против меня на молитве! Какие превращения! Господи! [Защити]! (Молебен у Петра Антиповича Иванова.) Благодарю Господа, удостоившего меня совершить непреткновенно литургию в думской Успенской церкви 23 апреля и причаститься Святых Таин неосужденно, в мир душевных моих сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Подобное нечто бывает и в театре. Тут простой человек принимает на себя для потехи публики разные роли, которые чем ближе к действительности выполняет, тем больших заслуживает рукоплесканий от публики: он представляет собою роль и царя и простолюдина, и разбойника и мирного гражданина, и дышащего злобою и влюбленного до страсти, и полководца и поселянина, и мужчину и женщину, он то смеется, то плачет – словом, изменятся в тысячи видов. Но больше на театре любят смеяться, смешить. А между тем посмотрите, что делается в нескольких шагах от театра, не говоря о других частях города, других городах, селах. Сколько бедности, бедствий, слез! Вот театр, вот зрелище бедствий! Для чего бы не изобразить на словах пред людьми этих бедствий действительных, чтобы возбудить в слушателях сострадание, милосердие и вызвать действительную помощь? Но тогда мы не обогащали бы актеров? Понятно. Актеры, в конце концов, заботятся только о себе, о своем кармане – до бедного [человечества] им и дела нет. И вот мы обогащаем шарлатанов-актеров за их выдумки, лицедейство, фразерство, за их иллюзии! О, как мы виновны пред Богом и людьми! Мы веселимся, а между тем что делается на белом свете? Вся земля, кажется, на военной ноге, народы и племена друг на друга враждуют, друг на друга готовят страшные орудия бранные или вступают в бой и в несколько часов или дней, как колосья, пожинают сотни тысяч людей! Мы всевозможно забавляемся от полного благосостояния и имущественного избытка, от сытости и пиянства, а целые населенные города или деревни, посещенные гневом небесным за грехи, плачут, воют, потому что у десятков тысяч людей нечего есть, негде приютиться, нечем одеться! Но таково самолюбие и сластолюбие человека, что было бы ему хорошо, а другие как хочешь неси свое горе. А Евангелие говорит: носите бремена друг друга [ Гал. 6, 2 ] ; не о себе только каждый заботься, но каждый и о других [ Флп. 2, 4 ]. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию [ Рим. 15, 2 ]... Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены ( 1Кор. 12, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Позвольте мне, Monseigneur, привести здесь несколько личных фактов; быть может они послужат к тому, чтобы несколько смягчить строгость вашего суждения. Моя деятельность в качестве профессора богословия продолжалась 47 лет, с 1823 по 1871 год. В течение этого долгого времени я преподавал противоположное тому, что определено Пием IX в 1870 году. Весь свет знал или мог знать, чему я веровал и учил по этому вопросу; различные апостолические нунции, здесь один за другим следовавшие, не могли этого не знать. Они обращались со мною благосклонно и ни они, никакой либо немецкий или французский, или английский епископ никогда не сказали ни одного слова и не сделали никакого намёка, из которых бы я мог узнать, что они недовольны моим преподаванием. Я учил тому, чему научился от моих учителей, что для меня подтвердилось моими исследованиями и что я находил в исторических и богословских трудах, которые считал наиболее основательными, именно: что непогрешимость папы есть мнение, очень поздно выдуманное, но теперь терпимое в церкви; приписывать же его всему католическому миру было бы, как выразился один очень распространенный английский катехизис, протестантскою клеветою. Я знаю от множества неопровержимых свидетелей, из признаний, проскользнувших у них, что ватиканский собор не был свободен, что на нем прибегали к угрозам, запугиваниям, обольщениям. Я знаю это от епископов, которых письма сохраняю, или которые мне устно сознавались в этом. Тот же самый мюнхенский архиепископ, который отлучил меня, приходил ко мне на другой день по возвращении из Рима и рассказал мне подробности, не оставившие во мне никакого сомнения. Правда, все эти прелаты покорились, все в свое оправдание говорили: «мы не хотим делать раскол» (схизму). И я не хочу быть членом схизматической общины; я изолирован. Убежденный, что изданный против меня приговор несправедлив и напрасен, я продолжаю считать себя членом великой католической церкви, и сама церковь устами святых отцов говорит мне, что такое отлучение не может вредить моей душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Помни слова Спасителя: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство [ Лк. 12, 32 ], то есть Небесное. Как это утешительно для отрешившихся от благ мира сего и презирающих плоть свою. Далее что говорит? Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее [ Лк. 12, 33 ] (а земное оскудеет рано или поздно или же смертию взято будет от нас). Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет [ Лк. 12, 34 ]. Как хорошо с сокровищем земным перенести на небо и сердце свое. Это есть награда щедрому и непристрастному к земным благам. Сердце же пристрастившихся к тленному богатству – на земле, а не на небе: они не думают о небе, им мила только земля и блага земные, к небесному у них нет никакого вкуса. Как скоты, они смотрят только в землю и не подъемлют духовного взора горé – они не знают, что значит горé иметь сердца! Очисти, Господи, сердце мое, во еже 108 любити ближнего моего, яко себе. Что ты возмущаешься настоящим состоянием вещей и малодушествуешь, видя богатых, скопляющих великие богатства, ядущих и пьющих роскошно, одевающихся богато и живущих в палатах великолепных и презирающих нищих лазарей? Настоящая жизнь несть развязка всего, и нынешнее положение вещей не есть окончательное, – развязка будет в другой жизни: тогда богатые будут самыми бедными и жалкими, не имея духовного сокровища, из-за богатства погубившие душу, тогда первые будут последними, а последние первыми [ Мф. 19, 30 и др.]. Ходи вслед и единыя погибшия овцы, дóндеже 109 обрящеши ю. Погубив драхму свою (образ Божий), возжги светильник (слово Божие) и помети храмину (покаяние, пост, молитва , милостыня) и ищи прилежно, дóндеже обрящеши (нового человека в себе). Слыша пение и лики 110 [ Лк. 15, 25 ] – образ веселия в дому Отца Небесного по случаю обретения погибшего сына. Таково богослужение наше, стояние в пении ликов. Лик поет. Что за торжественные гласы в нашем богослужении! Это ангельское и человеческое торжество об искуплении погибавшего рода человеческого страданиями и смертию Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

После того как не служишь несколько времени, предстоя пред престолом Божиим, и не причащаешься Святых Таин, в сердце точно лес страстей вырастает, точно хламом оно засоряется и разною нечистотою, и надо бывает вырубать и выжигать этот лес и хлам, очищать нечистоту, потом орать 95 , и тогда уже сеять чистую молитву и Божественные помыслы. Всякую минуту бодрствуй над своим сердцем и возделывай его. Ни одной йоты из евангельского закона не пропускай так, чтобы не исполнить ее. Не смотрите на то, что я дома подвергаюсь немощи и злобе страстей, – в церкви, у престола Божия, я бываю уже не таков: я совершенно изменяюсь наказующею 96 благодатию Божиею, и наказанием бываю кроток, как агнец, тою же благодатию. О, если бы враждующие неправедно помнили непрестанно то, что, враждуя на ближнего, они враждуют на Самого Бога, Коего они суть образ. Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего [ 1Ин. 4, 20–21 ]. Брату Алексею не больше нужно пищи сегодня, как нужно было вчера и третьего дня. А бесплотный каждый день клевещет на него, будто он с каждым днем ест-пьет больше. Скупой и жадный человек посягает на священные права питания ближнего, вложенные в него самою природою, и готов лишить его того, чем сам ежедневно и с наслаждением пользуется. Сам ест-пьет сколько хочет, и никто не указывает ему, а у других каждый кусок готов считать. Вот нелепость! Объявление войны Францией Пруссии. И может быть, скоро польется кровь человеческая и тысячи голов будут валиться на землю. Вот что делают грехи наши, страсти наши. Но это большая, кровопролитная война. Тот же враг рода человеческого, который возбуждает кровопролитные войны между народами, возжигает войну домашнюю и в семействах; как там она происходит от гордости и страсти к преобладанию, из-за приобретений, так и в семействах она возбуждается нашими земными пристрастиями, и большей частию из-за хлеба-соли, из-за денег, из-за честолюбия. Будем беречься всякого греха, чтобы и в домах наших был мир и тишина, а прежде того в сердцах наших. 9 июля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010