и. усилилось. В 1692 г. архим. Донского мон-ря Антоний написал предисловие к вкладной книге мон-ря «Слово известное всем благочестивым христианам» (ГИМ. ОР. Дон. 18), в к-ром, основываясь на сведениях «Повести о честнем житии царя и великаго князя Феодора Ивановича» (ПСРЛ. 1965. Т. 14. С. 15), подробно изложил историю чудесного избавления Москвы от Казы-Гирея, а также дополнил рассказ о победе на Куликовом поле актуальным для XVII в. вымышленным эпизодом о донских казаках, пришедших на помощь правосл. воинству и принесших в дар икону Донской Божией Матери. Автор «Повести от древних летописных историй о чюдотворном образе пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Донскиа, откуда и коих лет прославися и како зде во граде Коломне обретеся» (БАН ОР. 12.2.23. Л. 80-82 об., 2-я пол. XVII в.), созданной, вероятно, в Коломне, описывал, как перед Куликовской битвой вел. кн. Димитрий слышал «близ града Коломны» «глас», предрекший ему заступничество Богоматери, а на Дону к нему присоединились казаки, преподнесшие икону Божией Матери, поставленную им после победы в кремлевском храме Благовещения. «Познав силу» слышанного «гласа», вел. князь «повеле иконописцу образ пресвятые Богородицы Донския преписати противу того новый и послати в град Коломну и в церкви соборной поставити». Эта часть рассказа основана на исторических фактах, относящихся не к XIV, а к XVI в.: после перенесения иконы в Москву Иоанном IV в Успенском соборе Коломны действительно остался ее список, отмеченный в писцовой книге города 1577-1578 гг. (ПКМГ. Ч. 1. С. 59). Об этом же сообщает предание, записанное Н. Д. Иванчиным-Писаревым в 1-й пол. XIX в. в Коломне: «Иоанн… видел горесть жителей, молившихся ей [Д. и.] почти 2 века, и дозволил им снять с нее вернейшие списки: один для сего храма [Успенского собора] и другой для крепостных Спасских ворот, через которые она была вынесена из города» ( Иванчин-Писарев. 1843. С. 142). С воцарением Петра I обороне юж. границ России стало придаваться большее значение; почитание Д. и. вновь возросло.

http://pravenc.ru/text/178950.html

Как грек и ритор, усвоивший византийское образование, он осторожно идет к цели, прикрывает свои наставления разными умствованиями, фигурами и изворотами слова. Он учит князя вникать в дела правления, не доверять окружающим его людям, особенно клеветникам; ибо по их проискам многие подвергаются незаслуженным наказаниям и изгнанию. В заключение, советует князю помнить и петь псалом: «милость и суд воспою тебе» 476 . Подобным образом Кирилл Белозерский в послании к в. князю Василию убеждает его быть внимательным к своим обязанностям, по той причине, что «если он удостоился великой государственной власти, то должен более всех трудиться». Такое же наставление дает игумен Филофей московскому князю. «Царствующему надлежит держать свое царство с великим опасением. Убойся Бога, давшего тебе все это; не надейся на золото, богатство и славу, ибо все это здесь останется. Богатство заключается не в сокровищах, но в помощи нуждающимся» 477 . В этом же духе писал послание митр. Даниил к в. князю. «Великому государю надлежит исполнить добродетель и правду, заботиться о том, чтобы привести находящихся в твоей власти в разум истины; ибо государь есть глава своим людям. Не хвались сильный своею силою, ни богатый богатством, но о том хвались, чтобы разуметь и творить суд и правду» 478 . Из посланий, имевших влияние на участь государства, заслуживает внимания послание преп. Сергия к Димитрию Донскому, побудившее его переправиться за Дон, перед куликовской битвой. «Иди, господин, писал преп. Сергий; поможет тебе Бог и св. Богородица». Подобным образом митр. Геронтий побуждал Uoahha III сразиться с Ахматом, для освобождения отечества. «Бог да сохранит твое царство и даст тебе победу. Мужайся и крепися, духовный сын, как истинный воин Христов. Добрый пастырь полагает свою душу за овцы. Избави врученное тебе стадо от грядущего зверя» 479 . В этом отношении замечательна грамота к Иоанну III духовника его Вассиана. По свидетельству одних, эта грамота ободрила Иоанна и его войско к битве с Ахматом; по свидетельству других, она не имела влияния на ход дела (но вовремя прибыла).

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Карамзин, Соловьев, Костомаров строили свои антигрозненские построения на основании показаний таких как Штаден и ему подобных – Горсея и других. Горсей – англичанин, Штаден – немец. Они видимо со специальной целью были засланы для того, чтобы скомпрометировать царя и наше государство. В синодике Иоанна Грозного, где скрупулезно зафиксированы все погибшие от наказаний – 3-4 тысячи человек за 51 год царствования. И наряду с казненными были и те, кто умер из окружения царя, это был общий синодик. Кстати, имени Филиппа в царском синодике нет, а он скрупулезно туда записывал всех казненных. Оригинал синодика не сохранился, но по каким-то вариантам, остаткам его все-таки реконструировали. В этом немалая заслуга советского историка Скрынникова. Для сравнения – в это время в Голландии, параллельно правлению Грозного, было казнено до 100 тысяч человек; за одну Варфоломеевскую ночь во Франции около 30 тысяч гугенотов (это протестанты) католики уничтожили; в Англии было повешено 72 тысячи бродяг по повелению королевы; в Германии проходила Крестьянская война - было репрессировано до 100 тысяч человек. Это к вопросу о варварстве Московии и цивилизованности Запада. При Грозном произошла битва при Молодях в 1572 году. Наше войско насчитывало около 30 тысяч, а войско Девлет Гирея до 90 тысяч. Главный удар приняла на себя 4-тысячное опричное войско и, собственно говоря, опричнина закончилась тем, что практически все опричники погибли в этой битве, которая сопоставима с Куликовской битвой. Сейчас к этой битве, к этому событию начинают все с большим вниманием относиться, но до нужной кондиции еще не дошло. И вскоре после этого, за неимением опричников, так как они все погибли, опричнина была упразднена. Вообще цифры погибших везде и всюду во все времена старались приуменьшить. Сталин начертал на докладе о количестве погибших на войне – «много», обозначил только 7 миллионов. При Хрущеве - 20 миллионов. Сейчас мы говорим о 28 с половиной, кто-то даже о 40 говорит. Зеленский утверждает: 31 тысяча погибла, хотя, примерно, в 20 раз больше погибло на Украине солдат.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/13/li...

Кстати, именно отец Иоанн, уезжая в Битольскую семинарию, познакомил мальчика с митрополитом Антонием (Храповицким), сыгравшим огромную роль в его жизни. И, как это ни парадоксально, именно этому юноше в 1920-е годы, когда в Русской Православной Церкви в изгнании начались несогласия и раздоры, суждено было стать «голубем мира», почтальоном, возившим письма митрополита Антония митрополиту Евлогию и доставлявшим обратно его ответы. В результате этой переписки возобновилось литургическое общение двух ветвей Русской Церкви. «За превышение дозволенной религиозной пропаганды» Рубежом в судьбе Владимира Родзянко стало окончание университета: через год он женился, переехал в Оксфорд и начал писать диссертацию. В 1939-м у него родился сын, а еще через год он стал священником. И первую свою литургию — в канун Благовещения — служил в городе Нови-Сад под бомбами. Потому что была война. Отец Владимир стал настоятелем сельского прихода и секретарем Красного Креста. Он спас множество людей. За что после победы над фашистской Германией новые власти Югославии отправили его в лагерь. Несмотря на ссору со Сталиным, глава югославской компартии хорват Иосип Броз Тито во всем, что касалось православия, был достойным продолжателем дела большевиков. Естественно, первыми почувствовали это на себе сербы. После войны у них на стеклах в окнах многих домов стали проявляться лики Спасителя, Богородицы и святых — отец Владимир даже служил молебны перед этими чудесными образами. Естественно, власти начали эти окна бить, а тех, кто про них рассказывал, сажать. Но сербы хорошо помнили церковное предание, по которому, когда их предки — почти одновременно с Куликовской битвой — сражались с турками на Косовом поле, тогдашнему правителю Сербии царю Лазарю во сне было открыто, что он может выбрать либо царство земное, либо Царство Небесное. И если он выберет первое, он выиграет битву, и все у его народа будет хорошо, но только до тех пор, пока он будет жив. Если же он выберет Царство Небесное, битву он проиграет, но народ его никогда не потеряет православную веру и будет всегда получать помощь свыше. Лазарь выбрал последнее, был разбит, взят в плен и казнен. Но народ его и в середине XX века в большинстве своем предпочитал Царство Небесное.

http://foma.ru/episkop-vasilij-rodzjanko...

О реальности единства Руси свидетельствует тот факт, что во времена князя Андрея власть Галицко-Волынского раскольнического митрополита Романа одно время распространяется до Твери ( это неканонично, на всей русской земле единственно каноническая церковная власть – власть киево-московских митрополитов,затем Патриархов Великой,Малой и Белой России, но этот факт тоже разоблачает мифологию «украино-мазепинских» и «белорусских» самостийников: от Галича до Твери было одно – русское самосознание). А великий святой митрополит Московский и Киевский Алексий ясно и канонично пресек все попытки создания отдельной западнорусской митрополии и при полной поддержке тогдашних православных константинопольских Патриархов восстановил свою каноническую церковную власть над Киевской и Литовской Русью. Святой Константинопольский Патриарх Филофей (Коккин) и вероотступник Патриарх Варфоломей Куликовскую победу «ковали» преподобный Сергий Радонежский, святой московский митрополит Алексий (Бяконт) из черниговских бояр и блаженный патриарх Константинопольский Филофей (Коккин), поставивший на Московскую Русь как потенциальную преемницу империи Ромеев, коей она и стала, жестко пресекавший попытки литовских русских князей создать отдельную от Москвы литовско- русскую митрополию, справедливо видя в это шаг к унии. Гимны Патриарха Филофея пели русские воины на поле Куликовом перед битвой. Нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей- предатель православного дела своих великих предшественников. Он и его «экзархи» дерзко попрали само православное вероучение. Один, Иларион Рудник, дарит террористу Ярошу антихристианские, расистские, ницшеанские агитки Донцова, а второй, Даниил Зелинский, заявил, что содомский смертный грех вообще является не грехом, а «образом жизни». 17 сентября эти « содомско-ницшеанские еретики» на встрече с Порошенко передали ему письмо от п. Варфмоломея, в котором сообщалось, что решение о легализации малороссийских раскольников уже принято. Сразу же телекомик Притула с трибуны Верховной Рады призвал к изгнанию из великих святынь канонической Церкви руками нацгвадии и нацистов. В ответ игуменья Одесского свято Михаило- Архангельского монастыря Серафима (Шевчик) заявила, что православных можно выгнать из их святынь только вперед ногами.

http://ruskline.ru/opp/2020/09/21/maloro...

Он сознательно поставил свою деятельность на службу централизаторским стремлениям московских князей и выручал их в ряде деликатных ситуаций (в частности, в деле приведения κ покорности удельных князей Бориса Константиновича Суздальского и Олега Ивановича Рязанского); именно κ Сергию отправился Дмитрий Донской, чтобы получить благословение перед Куликовской битвой. Желая сделать Сергия своим преемником на митрополию, митрополит Алексей говорит ему, что «от великодръжавных господий и до послднихъ вси тебе требують». Указывая на связи Сергия с великокняжеской семьей, Епифаний, однако, не разделяет целиком политическую программу своего учителя; описание бесчинств москвичей в Ростове позволило исследователям предположить, что Епифаний не был родом из Москвы. Κ сожалению, «Житие Сергия» не дошло до нас в первоначальном виде: в середине XV в. житие, вышедшее из-под пера Епифания, было переработано официальным агиографом Пахомием Логофетом. Пахомий писал после «обретения мощей» Сергия в 1422 г. и основное внимание уделил «чудесам», свершавшимся у гроба святого. Однако описание жизни святого также подверглось под рукой Пахомия существенным изменениям: он значительно сокращает пространное житие Епифания, с тем чтобы сделать его пригодным и для церковной службы, усиливает элемент похвалы святому в новом панегирическом стиле, удаляет нежелательные политические намеки. Удовлетворяя требованиям заказчиков, Пахомий придал «Житию Сергия» парадную форму. Β том виде, в котором сохранилось «Житие Сергия», оно свидетельствует ο незаурядной образованности его автора. Библия и Евангелие многократно цитируются и перефразируются в житии; в некоторых случаях из библейских цитат создается своеобразный монтаж, как, например, в молитве Сергия после его пострижения, которая составлена из небольших отрывков 25, 83, 92 псалмов. Памятники византийской агиографии также были прекрасно известны автору «Жития Сергия»; чудесные явления, сопровождавшие рождение Сергия, сопоставляются в житии с рассказами ο различных греческих святых; здесь же приводится выписка из русского жития митрополита Петра, которое было написано митрополитом Киприаном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=804...

Особенно примечателен рассказ о том‚ как преподобный Сергий выстроил одному из пожилых братьев крыльцо‚ взяв за целодневную работу решето гнилого хлеба. Кому-то это может показаться юродством‚ но если вспомнить, что в обители тогда был голод‚ и монахи роптали на игумена‚ требуя от него разрешения собирать милостыню‚ такой поступок становится понятным. Только своим личным примером учитель мог убедить учеников в том‚ что хлеб нужно добывать трудом собственных рук. Это правило остается верным и для нынешнего времени. Рассказ о голоде напоминает нам еще об одной черте характера святого‚ о его терпении. При том гармоничном сочетании труда и молитвы‚ которое было присуще Сергию‚ он ничуть не тяготится бедами и скорбями‚ посещающими монастырь. Не спешит скорее разрешить их‚ хотя сознает‚ что имеет для этого возможности. Он доверяет Богу до самого конца и тогда‚ когда не прозревает явного смысла событий. В результате хлеб в обитель привозят ангелы‚ а родник пробивается на самой вершине холма. Возвратившийся в монастырь старший брат пытается затеять в церкви спор о первенстве. Преподобный уходит от этого спора. Уходит в буквальном смысле слова‚ не пытаясь ответить‚ не требуя заступничества митрополита или князя‚ даже не прося Бога восстановить справедливость. Прожив год на реке Киржач и основав новый монастырь‚ он также легко возвращается. Его настолько трудно смутить‚ что когда крестьянин‚ пришедший издалека посмотреть на прославленного игумена‚ отказывается узнать Сергия в оборванном старике‚ копающем грядки‚ преподобный только ласково отвечает: " Не печалься! Что ищешь и чего желаешь‚ тотчас даст тебе Бог " . Монашество пренебрегает миром‚ но не людьми в нем. Преподобный бежит от человеческой славы‚ но приветлив к людям и скор на помощь. Для него равны и несчастный отец‚ принесший умершего сына‚ и великий князь Дмитрий‚ идущий на битву с Мамаем. В связи с Куликовской битвой политическая роль Сергия проступает очень отчетливо. Его благословение русского войска на брань придает сражению духовный характер. Все воины становятся не только защитниками Русской Земли‚ но и мучениками за веру. Даже иноки берут в руки оружие. Преподобный Сергий принимает всю ответственность за исход сражения‚ решительно связывая судьбу русской церкви с удачей княжеского похода. О победе открыто служится многочасовой молебен. Но вот победа одержана‚ и князь с митрополитом Алексием просят святого принять сан епископа‚ а потом и митрополита. И преподобный также решительно отказывается‚ обещая в случае повторения просьбы уйти в леса‚ " туда‚ где его никто не сыщет " . Одно дело - стоять за правду‚ другое - принимать почести.

http://pravoslavie.ru/put/sv/sergijradon...

Особенно примечателен рассказ о том, как преподобный Сергий выстроил одному из пожилых братьев крыльцо, взяв за работу решето гнилого хлеба. Кому-то это может показаться юродством, но если вспомнить, что в обители тогда был голод и монахи роптали на игумена, требуя от него разрешения собирать милостыню, такой поступок становится понятным. Только своим личным примером учитель мог убедить учеников в том, что хлеб нужно добывать трудом собственных рук. Это правило остается верным и для нынешнего времени. Рассказ о голоде напоминает нам еще об одной черте характера святого - о его терпении. При том гармоничном сочетании труда и молитвы, которое было присуще Сергию, он ничуть не тяготится бедами и скорбями, посещающими монастырь. Не спешит скорее разрешить их, хотя сознает, что имеет для этого возможности. Он доверяет Богу до самого конца и тогда, когда не прозревает явного смысла событий. В результате хлеб в обитель привозят ангелы, а родник пробивается на самой вершине холма. Возвратившийся в монастырь старший брат пытается затеять в церкви спор о первенстве в монастыре. Преподобный уходит от этого спора. Уходит в буквальном смысле слова, не пытаясь противостоять, не произнеся ни слова, не требуя заступничества митрополита или князя, даже не прося Бога восстановить справедливость. Прожив год на реке Киржач и основав новый монастырь, он также легко возвращается, когда братия слезно умоляет его об этом. Преподобного настолько трудно смутить, что когда крестьянин, пришедший издалека посмотреть на прославленного игумена, отказывается узнать Сергия в оборванном старике, копающем грядки, он только ласково отвечает: " Не печалься! Что ищешь и чего желаешь, тотчас даст тебе Бог " . Монашество отрекается от мира, но не от людей в нем. Преподобный бежит от человеческой славы, но приветлив к людям и скор на помощь. Для него равны и несчастный отец, принесший умершего сына, и великий князь Дмитрий, идущий на битву с Мамаем. В связи с Куликовской битвой политическая роль Сергия проступает очень отчетливо. Его благословение русского войска на брань придает сражению духовный характер. Все воины становятся не только защитниками Русской Земли, но и мучениками за веру. Даже иноки берут в руки оружие. Преподобный Сергий принимает всю ответственность за исход сражения, решительно связывая судьбу русской церкви с удачей княжеского похода. О победе открыто служится многочасовой молебен. Но вот победа одержана, и князь с митрополитом Алексием просят святого принять сан епископа, а потом и митрополита. И Преподобный также решительно отказывается, обещая в случае повторения просьбы уйти в леса, " туда, где его никто не сыщет " . Одно дело - стоять за правду, другое - принимать почести.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200110/04.h...

Преподобный Сергий на деле являет образ совершенной нищеты, соединенной с трудолюбием. Особенно потрясает рассказ о том, как преподобный Сергий срубил келью старцу Даниилу за решето плесневелого хлеба. Подвиг преподобного Сергия можно оценить, если сравнить то, что он взял за свой труд, с современными расценками хотя бы за самый обыкновенный сруб. В трудовой нестяжательности преподобного Сергия нет ничего нарочитого или искусственного в отличие от нищенства Франциска Ассизского с его надрывами и театральностью . Она органично вырастает из условий русской жизни и является обличением тех, кто считает, что Церковь и ее служители непременно должны пребывать в роскоши, поскольку де-она символизирует Царство Небесное. По молитве преп. Сергия исцелялись болящие и воскресали мертвые. При этом преподобный Сергий являл удивительную добродетель смирения и скрытия своих добрых дел и от людей, и от самого себя. Смирение, подвиг и молитва преподобного Сергия становится той силой, которая дала русскому народу подняться и объединиться. Отметим, что отношение между великим князем Димитрием и преподобным Сергием были не самыми простыми. Святой князь Димитрий согнал с митрополии святителя Киприана, которого поддерживал преподобный Сергий Радонежский и прочил на место митрополита Митяя, который обещал разрушить монастырь преподобного Сергия. И, тем не менее, в решающий час перед Куликовской битвой, зная пророческий дар преподобного Сергия, великий князь смиряется и приходит к нему за благословением, чтобы спросить, «прикажет ли святой ему против безбожных выступить» . И святой Димитрий получает от преподобного Сергия долгожданный ответ и благословение на победоносную битву: «Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: “Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься”« . Отметим, что преподобный Сергий с любовью принимает князя Димитрия, несмотря на все разногласия. В решающий час он отделил главное от второстепенного и силу своей молитвы направил на спасение Отечества.

http://pravoslavie.ru/72332.html

с текстами постановлений церковных соборов, легитимировавших паламизм и исихастские практики в период Православного Возрождения. Об этом свидетельствует совокупность приемов, обеспечивших эффект светолития и светозарности, как бы иллюстрирующий исихастскую концепцию преображения души и плоти. Метасемантический уровень, согласно В. Лепахину, вбирает в себя весь комплекс представлений и эмоциональных восприятий иконы, запечатленный в культуре. В связи со «Святой Живоначальной Троицей» к этому уровню следует отнести всю сумму искусствоведческих, богословских, философских и литературно-эссеистических текстов, которые посвящены данному произведению и частично рассмотрены нами в монографии . И наконец, реальный уровень – присутствие текста непосредственно в иконе. Это – надпись «Пресвятая Троица». Как известно из «Жития» преп. Сергий Радонежский «имел особое дерзновение по Святой Троице», и поэтому память о великом просветителе XIV в., принявшем факел возрожденного православия от гибнущей Византии и утвердившем этот священный огонь на Руси – в новом мировом центре восточнохристианской культуры. Б.И. Пуришев в своем исследовании о «Св. Троице» Андрея Рублева впервые указал на то, что Андрей Рублев является «крупнейшим мастером русского Возрождения… Его творчество отражает тот новый этап в развитии национальной культуры Древней Руси, который последовал за Куликовской битвой…в лице Рублева русский народ снова выходил на арену мировой культуры, неся с собой неисчерпаемый запас творческих сил и возможностей… его художественная мощь и самобытность, его величавое мироощущение в конечном счете отражают в формах сакрального искусства интенсивный подъем народно-национальных сил Древней Руси...». Эпоха конца XIV – первой половины XV столетия, в которой жил и творил преп.Андрей Рублев, была выдающейся по своему исключительному значению в истории Русского государства. Она знаменовала собой возрождение национальной культуры и Возрождение Православия в связи с созревшим в сердцах русских людей стремлением к объединению всей Руси для свержения монголо-татарского ига.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/06/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010