Началось празднование 625-летия Куликовской битвы Москва, 23 мая 2005 г. 22 мая 2005 года торжествами в Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре, основанном святым благоверным князем Димитрием Донским после победы на Куликовом поле, началось празднование 625-летия Куликовской битвы, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . В день, когда Православная Церковь воспоминает перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в итальянский город Бари, Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил в Спасо-Преображенском соборе обители Божественную литургию в сослужении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, архиепископа Истринского Арсения, епископов Диавлийского Дамаскина (Элладская Православная Церковь), Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана, Красногорского Саввы, Дмитровского Александра, Сергиево-Посадского Феогноста и Люберецкого Вениамина. На богослужении присутствовали губернатор Московской области Б.В.Громов, министр промышленности и энергетики России В.Б.Христенко, заместитель министра юстиции России В.У.Ялунин, градоначальник Дзержинского (на территории которого находится Николо-Угрешский монастырь) В.И.Доркин, председатель Попечительского совета обители директор ТЭЦ-22 АО " Мосэнерго " И.М.Козлов. В день праздника в монастыре и вокруг него собрались около 15 тысяч паломников. У стен монастыря для тех, кто прибыл на торжества заранее, был разбит палаточный лагерь. Богомольцы также смогли приложиться к мощам святого великомученика и целителя Пантелеимона, привезенным делегацией Элладской Православной Церкви из греческого монастыря " Панахранду " на острове Андрес. После литургии состоялся крестный ход в преднесении праздничной иконы и ковчежцев с частицами честных мощей Святителя Николая Чудотворца и великомученика и целителя Пантелеимона. Молитвенное шествие от Спасо-Преображенского собора к площади Святителя Николая возглавил Патриарх Алексий. На площади в присутствии тысяч горожан и паломников Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебное пение Святителю и Чудотворцу Николаю Мирликийскому. По окончании молебна Его Святейшество обратился к присутствовавшим с Первосвятительским словом, напомнив, что 625 лет назад святой князь Димитрий Донской основал этот монастырь в память о чудесном видении, бывшем ему перед Куликовской битвой. " Он увидел образ святителя Николая и утром о том поведал окружавшим его людям: " Сие угреша сердце мое " . То есть это видение согрело его сердце " , – рассказал Его Святейшество о сем предзнаменовании помощи Святителя Николая русскому воинству в решающей битве на поле Куликовом.

http://pravoslavie.ru/13550.html

Единоборства Древней Руси, — беседа с митрополитом Вятским и Слободским Марком Давайте обратимся к нашей с вами историей и осознаем, и ответим сами себе на такой вопрос: кто готовил наших воинов? Инструктора или воины из других государств? Навряд ли. Князь Дмитрий Донской перед Куликовской битвой приходит к преподобному Сергию Радонежскому. Зачем? За благословением на защиту святой Руси. 8 июля, 2013 Давайте обратимся к нашей с вами историей и осознаем, и ответим сами себе на такой вопрос: кто готовил наших воинов? Инструктора или воины из других государств? Навряд ли. Князь Дмитрий Донской перед Куликовской битвой приходит к преподобному Сергию Радонежскому. Зачем? За благословением на защиту святой Руси. Патриотизм, национальная идея, нравственность и духовность – какие забытые и практически стертые из нашей повседневной жизни понятия. А ведь издавна это было не так. Основа воинства – дух. Воспитание воинов всегда строилось на духовно-нравственной основе. Русское воинство всегда славилось богатырями. Во всех сражениях отличались те, кто был не только силен физически, но и духовно. — Что сказал Александр Невский перед воинами? «Не в силе Бог, а в правде». В правде Божьей воин Христов и черпает силы, которые позволяют ему противостоять беззаконию и насилию. — Наш разговор о воинстве и роли христианства не случаен. Митрополит Вятский и Слободской не только главный человек в митрополии, он много лет занимался боевыми искусствами на высоком уровне, и сейчас владыка имеет широкий круг общения среди мастеров различных школ единоборств. — Действительно, в настоящее время и в нашей стране, и по всему миру достаточно много людей занимается воинским искусством, единоборствами. Единоборства отражают внутренний уклад того или иного народа и государства, и знакомиться с культурой соседних народов – это тоже неплохо. Но вопрос заключается в том, полезно ли человеку теми или иными видами боевых искусств заниматься, чтобы не повредить своей душе? В нашем государстве было свое направление в воинском искусстве, я думаю, что представителям нашего народа, конечно же, нужно заниматься теми традициями, которые коренятся в нашей с вами истории, духовности и Церкви. Воинское искусство – это, конечно же, образ жизни. Опять-таки, хотелось бы повториться: оно тесно связано с культурным и духовным наследием. И ведь здесь уже начинают появляться более серьезные вопросы: стоит ли человеку из другой культуры заниматься теми или иными направлениями? Потому что духовность и культура связаны в первую очередь с религией.

http://pravmir.ru/edinoborstva-drevnej-r...

Дмитриево. Димитриевский мужской монастырь. Димитриево-Ряжский монастырь, Димитриево-Скопинский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1631. Ссылки:   Адрес: 391830 Рязанская обл., Скопинский р-н, с. Дмитриево Координаты: 53.748529, 39.605418 Проезд:От автовокзала г. Скопин на маршрутке до пос. Заречный. Остановка перед въездом в поселок. Далее налево по дороге пешком 3 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Монастырь основан ранее 1631 году в 7 километрах к юго-востоку от города Скопина, на высокой горе у села Дмитриева, на берегу реки Верды (95 км от Рязани и 45 км от Куликова поля). Ранее входил в Ряжский уезд, поэтому монастырь называли Ряжским. Предание приписывает основание монастыря великому князю Дмитрию Донскому, который остановился здесь и поставил свой шатер, на обратном пути после победы в 1380 году над ханом Мамаем, и построил на Дмитриевой горе часовню. Монастырь был назван во имя его ангела - великомученика Димитрия Солунского. В монастыре хранился посох героя Куликовской битвы 1380 года инока Троице-Сергиевой Лавры Александра Пересвета ( " Пересветова дубинка " ). По преданию, в древности на этом месте стояла часовня, при которой жил отшельник. К нему в келью пришел Пересвет, облекся в воинские доспехи перед Куликовской битвой и оставил свой дорожный посох из яблоневого дерева. При Петре I многие молодые дворяне, поступая на военную службу, испытывали свою силу, поднимая этот посох. Народ приписывал посоху целительную силу при зубной боли, поэтому рукоять его обгрызана. В настоящее время посох в музее-заповеднике Рязанский Кремль. Согласно преданию, из монастырского источника кропили перед битвами русских воинов. Храмы: холодный святого великомученика Димитрия Солунского (возведен в начале 60-х годов XVIII века, возобновлён в 1829 году, в 1854 году расписаны стены и установлен пятиярусный иконостас) и преподобного Сергия Радонежского (теплый) с двумя приделами - святых равноапостольных Константина и Елены и в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Сергиевский храм до середины XVIII века был деревянный, с 1770 года каменный. В 1863 году после возведения новой трапезной прежняя трапезная была перестроена в Богородичный придельный храм иноками Пахомием и Иоасафом. Стены и своды храма расписаны. В начале XIX века построена Трехъярусная колокольня с проездными воротами.

http://sobory.ru/article/?object=11585

Феодоро-Стратилатовский храм (Большое Колычево) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Феодоро-Стратилатовский храм построен в 1906 году старанием И. Еремеева, по проекту И.П. Злобина, на месте древних церквей поставленных в память об исторических событиях Куликовской битвы. Содержание История [ править править код ] Наиболее яркое событие в истории Колычева — сбор здесь русских ратей перед Куликовской битвой в августе 1380 г. В XVI в. эти земли принадлежали известному боярскому роду Колычевых, из которого происходит священномученик Филипп, Митрополит Московский. По преданию, здешняя церковь основывалась в память о нем. Первоначально церковь была деревянной, она неоднократно перестраивалась и поновлялась. Из колычевских крестьян происходит знаменитый подвижник первой половины XIX в. — староголутвинский схииеромонах Иоанникий. В 1906 г. началось строительство каменного здания церкви. Средства на строительство пожертвовали Иван Еремеев и прихожане. Автор проекта — архитектор И.П. Злобин. Постройка возведена из кирпича с белокаменным убранством, которое дополнено полихромными изразцами. Четыре главки церкви поставлены вокруг глухого центрального барабана по центру каждого из фасадов. Предположительно, колычевский храм повторяет аналогичный прием соседней церкви Троицы в Протопопове. В 1928 г. храм закрыли. Первоначально здание планировали отдать под клуб, но директор клуба, зайдя сюда однажды ночью, лишился ума и умер через три дня. Тогда в храме устроили зернохранилище, потом — склад удобрений. Постройка значительно пострадала, утрачено внутреннее убранство и главки. Поэтому, после возвращения церкви православной общине в 1992 г., сначала службы пришлось совершать в здании соседней библиотеки. В настоящее время богослужения восстановлены в самом храме. Архитектура [ править править код ] Здание возведено из кирпича с белокаменным убранством. На плоских краснокирпичных стенах выделяются полихромные изразцы в прямоугольных нишах, с южной и северной стороны отчетливо видны символические равночастные белокаменные кресты, а полукруглые арки по обоим сторонам входа в храм через нижний ярус в колокольне, так же как и сам вход украшают замковые камни. Четыре главки церкви поставлены вокруг глухого центрального барабана по центру каждого из фасадов т.н. " по сторонам света " . Шатер колокольни украшен люкарнами-резонаторами. В целом храм отличается стройностью и сдержанностью декоративного оформления в виде белокаменных деталей на краснокирпичных фасадах.

http://azbyka.ru/palomnik/Феодоро-Страти...

1 июня — день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского 31 мая 2009 г. 19:04 1 июня (19 мая по ст. ст.) празднуется день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского. Князь, знаменитый своей победой в Куликовской битве, был прославлен в лике святых в 1988 году, в год празднования тысячелетия Крещения Руси. Святой Димитрий Донской, сын князя Иоанна Красного, родился в 1350 году; оставшись в 9 лет без отца, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского, которому много в этом содействовал преподобный Сергий Радонежский, бывший крестным отцом двоих из 12-ти детей князя (восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий). Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. В 12-летнем возрасте заняв великокняжеский престол, он посвятил себя делу объединения русских земель под главенством великих князей московских и освобождению Руси от татаро-монгольского ига. В 1380 г., собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. Как повествует жизнеописатель преподобного Сергия, святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, по которым сам тут же совершал панихиды. Перед выступлением войска произошло чудесное событие — во Владимире открыты были мощи святого благоверного князя Александра Невского, прадеда князя Димитрия. Ночью инок — пономарь церкви, где находилась гробница святого князя — увидел, как сами собой загорелись свечи перед иконами и к гробу подошли два старца, вышедшие из алтаря. Они воззвали к святому Александру, дабы он вышел на помощь правнуку, идущему на бой с иноплеменниками. Князь встал и сделался невидим вместе со старцами. Наутро гроб был выкопан и обнаружены нетленные мощи благоверного князя. Еще одно Божественное знамение получил святой Димитрий — стоявшему на страже в ночь перед сражением воину явились святые Борис и Глеб. В вышине показалось густое облако и двое светлых юношей с зажженными свечами и мечами в руках обратились к татарским воеводам: «Кто послал вас губить наше Отечество, данное нам Богом?» — и стали рубить врагов, так что ни один не остался цел. Перед битвой святой Димитрий, помолившись, обратился к воинам: «Братья, пора нам испить нашу чашу, и пусть это место станет нам могилой за имя Христово...» Начал битву схимник Пересвет, принявший вызов татарского богатыря Челубея; оба воина погибли в смертельной схватке.

http://patriarchia.ru/db/text/663079.htm...

Arhiva Mitropolitul de Krutitsy Iuvenalii a condus adunarea protopopilor Eparhiei de Moscova i a luat parte la solemnitile cu prilejul Zilei oraului Kolomna 14 septembrie 2019 16:40 13 сентября 2019 года в Коломенской духовной семинарии состоялось собрание благочинных Московской епархии . Заседание возглавил Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . В собрании приняли участие епископ Видновский Тихон , епископ Серпуховской Роман , ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин , епископ Луховицкий Петр , секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинные церковных округов, председатели и секретари епархиальных отделов и комиссий. Участники заседания обсудили актуальные задачи развития церковной жизни в Московской епархии. В этот же день митрополит Ювеналий посетил храм Рождества Христова города Коломны (Московская область). Его Высокопреосвященство сопровождали епископ Зарайский Константин, благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр, настоятель Успенского кафедрального собора города Коломны священник Илия Лукьянов, настоятель храма Рождества Христова священник Виктор Волков. Гостей на территории 924-го центра беспилотной авиации встречал командир войсковой части 20924 полковник А.Ю. Федорко. Владыка Ювеналий ознакомился с состоянием храма, который планируется передать Церкви в конце 2019 года. Затем митрополит Ювеналий посетил концерт во дворце культуры «Тепловозостроитель», посвященный празднованию 842-летия города Коломны. Архипастыря сопровождали епископ Зарайский Константин и епископ Луховицкий Петр. Мероприятие открыл глава Коломенского городского округа Д.Ю. Лебедев. Владыка Ювеналий обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Уважаемый Денис Юрьевич! Возлюбленные братья и сестры! Уважаемые иностранные гости! Сердечно поздравляю всех вас с Днем города Коломны, которая приближается к середине девятого века своей славной истории, во многом тесно связанной с героическими страницами прошлого нашего Отечества. Достаточно сказать о том, что именно здесь собирал свои полки перед Куликовской битвой святой благоверный князь Димитрий Донской. А после победы в память о героях-защитниках Отечества был возведен Богородице-Рождественский Бобренев монастырь.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5499980...

Архив Пн Вышел в свет 70-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 1 ноября 2023 г. 15:35 Вышел в свет 70-й алфавитный том  «Православной энциклопедии» . Новый том продолжает публикацию статей на букву «У». Его открывает статья об Угрешском Николаевском мужском монастыре, основание которого традиционно связывают с Куликовской битвой. Благоверному князю Димитрию Донскому явилась икона святителя Николая Чудотворца, а на обратном пути князь приказал воздвигнуть в этом месте монастырь. Завершает 70-й том статья о мучениках Фавсте, Евиласии и Максиме, пострадавших при императоре Максимилиане Геркулии. Девица Фавста смогла обратить в христианство двух доверенных лиц императора и претерпела многие пытки. В 70-й том вошел ряд биографических статей. Следует особо отметить (в алфавитном порядке) материалы об Узуарде, монахе бенедиктинского аббатства Сен-Жермен-де-Пре, церковном писателе и агиографе; Джоне Уиклефе, выдающемся английском богослове и философе, активно повлиявшем на идеологию богемского гусизма и на Реформацию в целом; Уильяме Уилберфорсе, англиканском святом, выдающемся борце с рабством. Уилберфорс поддерживал тюремную реформу и законопроекты об ограничении применения смертной казни и суровых наказаний, а также стал одним из основателей Общества по предотвращению жестокого обращения с животными; Ултане, одном из первых ирландских агиографов; священномученике, апостоле от 70 Урване; немецком реформатском теологе, одном из родоначальников протестантской схоластики Урсине. Статьи о восьми папах Римских с именем Урбан важны для понимания истории христианства в Западной Европе. Том содержит статьи про Урбана II, с деятельностью которого связано начало истории крестовых походов, и Урбана III, который по легенде скончался, узнав о потере христианами Иерусалима в 1187 г. Годы понтификата последнего на текущий момент папы с этим именем (Урбан VIII) приходятся на XVII в. В том вошел также материал об антипапе Урсине (IV в.). Тему римского католичества продолжает обширный материал об урсулинках.

http://patriarchia.ru/db/text/6073476.ht...

В продажу поступил 70-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 02.11.2023 17:04:36 МОСКВА В продажу поступил 70-й алфавитный том «Православной энциклопедии», сообщает Седмица.ru . Новый том продолжает публикацию статей на букву «У». Его открывает статья об Угрешском Николаевском мужском монастыре, основание которого традиционно связывают с Куликовской битвой. Благоверному князю Дмитрию Донскому явилась икона святителя Николая Чудотворца, а на обратном пути князь приказал воздвигнуть в этом месте монастырь. Завершает 70-й том статья о Феодоре, святителе Суздальском, 1-м епископе Ростовском. В 70-й том вошел ряд биографических статей. Следует особо отметить (в алфавитном порядке) материалы об Узуарде, монахе бенедиктинского аббатства Сен-Жермен-де-Пре, церковном писателе и агиографе; Джоне Уиклефе, выдающемся английском богослове и философе, активно повлиявшем на идеологию богемского гусизма и на Реформацию в целом; Уильяме Уилберфорсе, англиканском святом, выдающемся борце с рабством. Уилберфорс поддерживал тюремную реформу и законопроекты об ограничении применения смертной казни и суровых наказаний, а также стал одним из основателей Общества по предотвращению жестокого обращения с животными; Ултане, одном из первых ирландских агиографов; священномученике, апостоле от 70 Урване; не­мецком реформатском теологе, одном из родоначальников проте­стантской схоластики Урсине; основателе методизма Джоне Уэсли. Статьи о восьми папах Римских с именем Урбан важны для понимания истории христианства в Западной Европе. В частности хотелось бы отметить статьи про Урбана II с деятельностью которого связано начало истории крестовых походов и Урбана III, который по легенде скончался, узнав о потере христианами Иерусалима в 1187 г. Годы понтификата последнего на текущий момент папы с этим именем (Урбан VIII) приходятся на 17 в. В том вошли также материалы о папе Римском Фабиане, пяти Римских папах с именем Феликс и антипапе Урсине (4 в.) Тему римского католичества продолжает обширный материал об урсулинках.

http://radonezh.ru/2023/11/02/v-prodazhu...

Возрожденные храмы России и как проходила их реставрация Реставрация храмов – дело не минутное. Уже почти три десятка лет тысячи людей кропотливо воссоздают все разрушенное за предыдущие годы, и этой работы хватит и нашему, и следующему поколению. В начале девяностых прихожане воскресших храмов делали это своими руками. Потом к ним присоединилось государство. «Правмир» представляет совместный проект с Министерством культуры РФ и предлагает своим читателям посмотреть, как восстанавливают храмы России. Свято-Троицкая Сергиева Лавра Московская область, город Сергиев Посад Очищена и покрашена кирпичная кладка Успенского собора, позолочены главы, утеплены своды Проведены работы на фасадах Трапезного храма, отреставрированы металлоконструкции кровли, воссоздан облик других помещений Покрытие кровли Троицкого собора заменено Многовековая история Троице-Сергиевой лавры началась в XIV веке. После нескольких лет пустынножительства преподобный Сергий Радонежский основал там особножительный монастырь. Так называли монастыри, в которых каждый монах спасался по своему разумению. Общежительный устав, по которому обитель живет и сегодня, тоже ввел преподобный Сергий. Первым игуменом монастыря был Митрофан, постригший Варфоломея в монахи под именем Сергия, потом игуменом стал сам преподобный. Именно здесь, как считается, Сергий Радонежский благословил войска князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Именно отсюда вышли иноки-богатыри Пересвет и Ослябя. Монастырь сжег хан Едигей в 1408 году, в нем, у гроба преподобного, схватили Василия II и увезли в Москву ослепить во время жестокой междоусобной войны. В Смутное время Троицкий монастырь выстоял в 16-месячной осаде польско-литовских войск, щедро обстреливавших стены обители, а потом стал оплотом Второго ополчения героев Минина и Пожарского. Жизнь монастыря неразрывно связана с жизнью и историей нашей страны. Троицкий собор в начале XX века Троице-Сергиева Лавра в советские годы В начале двадцатого века Лавру, центр духовного и культурного просвещения, ждали тяжелые времена. Сначала монахов записали в трудовую артель, а в 1919 году ее закрыли. Патриарх Тихон напрасно писал председателю Совнаркома Ленину о том, что немыслимо закрывать главную русскую обитель. В 1920 году на территории Лавры устроили музей и институт.

http://pravmir.ru/creative/vozrozhdennyi...

Глава Приамурской митрополии освятил закладной камень в основание храма-памятника воинской славы в честь Казанской иконы Божией Матери в Хабаровске 17 января 2023 г. 12:40 16 января 2023 года митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий совершил чин освящения закладного камня в основание храма-памятника воинской славы в честь Казанской иконы Божией Матери , посвященного воинам-дальневосточникам Хабаровской земли, павшим, защищая Россию во всех войнах и конфликтах, в том числе в ходе СВО. Храм будет построен на Тихоокеанской улице в Краснофлотском районе Хабаровска. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Хабаровской епархии иеромонах Николай (Белозеров) и настоятель прихода протоиерей Олег Хуторской. В церемонии закладки приняли участие губернатор Хабаровского края М.В. Дегтярев, врио командующего войсками Восточного военного округа А.В. Ртищев, учащиеся МБОУ кадетской школы 1 имени Ф.Ф. Ушакова г. Хабаровска и МАОУ г. Хабаровска «Школы МЧС», прихожане будущего храма. Строительство храма-памятника воинской славы в честь Казанской иконы Божией Матери — лишь первый шаг к появлению на этой территории целого комплекса. В дальнейшем здесь планируется построить собор, учебные заведения для будущих защитников России и создать аллею памяти героев-военнослужащих. По окончании богослужения митрополит Артемий обратился к собравшимся: «Мы здесь, на Дальнем Востоке, отделены тысячами километров от фронта, но наши сердца всегда с нашими воинами. И появление этого храма, который мы сейчас возводим, где будет возвышаться о них молитва, и о живых, и о небожителях, это очень важно для нашей с вами памяти и для воспитания подрастающего поколения. Мы всегда должны быть вместе со своим народом, воинством, правительством, Президентом и Патриархом. Как говорил преподобный Сергий Радонежский, объединяя разрозненную Русь перед Куликовской битвой: " Мы спасемся единением и любовью Христовой " . И сейчас такое же время — время единения и возврата к нашим истокам, откуда мы всегда черпали силы и выходили победителями. Будем же призывать имя Господне и жить по правде Божией. И тогда мы будем единым целым народом, и никто никогда не сможет сокрушить нас!»

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010