Москва. Симонов мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Богородицкий собор, Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Успенский собор Симонова монастыря строился с 1379 г. Освящен 1 октября 1405 года. Взован 21 января 1930 года, на его месте построен ДК ЗиЛ. http://bellschool.ru/belltowers/simonov Успенский собор был заложен в 1379 г., когда был основан Симонов монастырь, и освящен 1 октября 1405 г. В 1476 г. в грозовую ночь молния ударила в крест главного купола собора, и купол загорелся. Занимаясь его ремонтом, стали перестраивать и весь собор, для чего великий князь Иван III разрешил пригласить ученика архитектора Аристотеля Фиорованти. Еще через семьдесят лет собор перестраивался вторично, а рядом с ним возвели шатровую колокольню. В результате переделок к XVII веку собор превратился в высокое крестово-купольное здание с входом в центре западной стены, с трех других сторон его окружала невысокая галерея. На галерею с востока вели две лестницы, и это особо подчеркивало симметричность и торжественность постройки. Почти квадратный в основании, собор стоял на высоком подклете из белого камня. Верх завершался крестовым сводом на четырех столбах. Торцы сводов образовывали закомары. В плане собор имел форму восьмиконечного креста. В световом барабане были устроены щелевидные оконные проемы, у его основания – небольшие килевидные кокошники. Когда переделывали сгоревшую главу, закомары закрыли, по углам поставили декоративные барабаны. Собор стал о пяти главах луковичной формы. Изменилась также форма портала главного входа. В 1832 г. к собору с левой стороны пристроили ризницу, а с правой – придел Казанской иконы Божией Матери. В приделе находилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая преподобному Сергию Радонежскому. По преданию, именно этим образом Игумен земли Русской благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его дружину перед Куликовской битвой. В ризнице находился трехстворчатый складень, которым преподобный Сергий благословил иноков Пересвета и Ослябю перед сражением. В соборе находился великолепный пятиярусный вызолоченный иконостас, в котором помещались Владимирская и Тихвинская иконы Божией Матери начала XVI века. В конце XIX века собор обновили снаружи и внутри по проекту архитектора К.А. Тона. Позакомарное покрытие переделали на четырехскатное, окна растесали, застеклили галерею. В 1891 г. храм обновляли.

http://sobory.ru/article/?object=39881

Москва. Церковь Всех Святых на Кулишках. Карта и ближайшие объекты Деревянный храм на этом месте был построен в начала 14 века. По преданию, в нем молился святой князь Дмитрий Донской перед битвой на Куликовом поле. Каменный храм построен в конце 14 века, в " память всех убиенных " во время Куликовской битвы 1380 г. В 16-17 вв. было построено новое здание, которое потом подвергалось неоднократной перестройке. В 1687 г. был пристроен придел и колокольня. Наросший культурный слой превратил подклет храма в подвал. Храм был закрыт в 1930 г. Богослужение было возобновлено в 1991 г. Главный престол храма освящен во имя Всех святых, южный придел - во имя святителя Николая. Изначально это был почти квадратный в плане, бесстолпный, одноапсидный, двухъярусный храм на подклете, окруженный с трех сторон галереей. В XVII в. к южной стене храма пристроили Никольскую церковь с приделом Наума и трапезной, разобрав в этом месте верхний ярус галереи, а к северо-западному участку галереи, рядом с крыльцом четырехъярусную колокольню. Тогда же, видимо, были переложены своды четверика и изменено его завершение, в результате чего появился мощный антаблемент с рядом декоративных кокошников, четырехскатная кровля и главка на высоком барабане с кокошниками у его основания, перекликающаяся с главкой колокольни. Центральные окна четверика получили пышные наличники. При восстановлении храма после пожара 1737 г. галереи были заложены и между столпами в них сделаны окна. Примечательной частью храма является его довольно низкая полукруглая апсида во всю ширину восточной стены четверика, сохранившая свой изначальный декор. Обращает внимание пояс тонко профилированных, " перекрытых " арками ниш, чередующихся с филенчатыми пилястрами, подобными тем, что украшают фасады основного объема храма (в ниши заключены и оконные проемы алтаря и ложные окна глухих участков стены). Этот декоративный мотив позволил обработать в едином ключе фасад полуцилиндра апсиды при неравномерном расположении ее окон. Апсида была крыта черепицей.

http://sobory.ru/article/?object=02379

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Православные праздники в сентябре 2018 12 мин., 14.08.2018 Православные праздники 1 сентября  Донской иконы Божией Матери (празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 г.).   По преданию, Донская икона Божией матери была подарена донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой и помогла русскому войску одержать победу над Мамаем. В 1591 году, во время нападения на Москву войск крымского хана Казы II Гирея, для ограждения от врагов, вокруг Москвы был совершен крестный ход с Донской иконой Божией Матери. 1 сентября 1591 года икона находилась в походной церкви среди русских войнов и обратила татарское войско в бегство. В память об этом событии, на месте полковой церкви был основан Донской монастырь и было установлено празднование. С этого времени икона Донской Божией Матери почитается как защитница России от иноверных врагов.     Иконы Богородицы    Православные праздники 2 сентября  Прор. Самуила (XI в. до Р. Х.).   Пророк Самуил был последним и самым известным из судий Израилевых, он восстановил веру в Единого Бога, возродил духовную жизнь еврейского народа и свергнул иго филистимлян. Самуил также выбирает первого царя Израиля – Саула, а после вероотступничества Саула, помазывает на царство царя Давида. Во время войны Саула и Давида Самуил укрывает царя Давида в своей обители. Пророки. Инфографика Пророки Библии Пророчества Библии   Собор Московских святых (переходящее празднование)   Праздник установлен в 1997 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в год 850-летия Москвы. Отмечается в первое воскресенье сентября, обычно совпадая с днем города Москвы. Собор Московских святых включает 542 святых угодников Божиих. Празднуя память святых в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.   8 таких разных московских святых

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

С Куликовской битвой произошла замечательная перемена в настроении русского народа. Не без причины об этой битве составилось множество народных легенд и песен: русские духовные писатели также почтили её красноречивым сказанием и похвальным словом. Победой над Мамаем русские стряхнули с себя цепи, которые тяготили их двести лет. В них пробудилось сознание своей силы и могущества. Со взятием Казани и Астрахани ещё больше окрепло сознание русской силы и могущества. “Мы завоевали царство! Что скажут в свете?”, — с гордостью говорили русские 1 . Но они не очень боялись заграничных суждений. Иностранцы называли москвитян людьми гордыми, самоуверенными, говорили, что они всякое своё суждение признают вполне справедливым и не любят выслушивать возражений 2 . В глазах же русских Запад Европы давно потерял своё значение, впал в ересь. Падение Константинополя, взоры всего православного Востока, обращённые на Русь, и ожидание от неё помощи ещё более давали пищи народному русскому сознанию. Теперь установилась в России мысль, что Русское царство есть одно только христианское православное царство; в других странах господствует нечестие и неправоверие. Свободный доступ для иностранцев, с XV века очень часто посещавших Россию, путешествия русских за границу, войны Московских государей с рыцарями немецких орденов наглядным образом утверждали русских в сознании своей силы и превосходства пред иностранцами. Старец Филофей писал в своём послании великому князю Василию Ивановичу: “Мы только немного скажем о нынешнем православном царстве пресветлейшего и великостольнейшего государя нашего, единственного во всей поднебесной христианского царя, браздодержателя святых Божиих престолов, святой Вселенской и апостольской Церкви, которая просияла вместо церкви Римской и Константинопольской и утвердилась в богоспасаемом граде Москве, и которая одна во всей вселенной и лучше солнца светится. Все другие христианские царства исчезли совершенно, и совокупились в одно царство нашего государя по пророческим книгам, то есть соединились в одно Российское царство. Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не быть. Церкви римские пали от неверия, от аполлинариевой ереси; второго Рима церкви Константинова града разрушены агарянами, и двери их рассечены секирами и мечами. Только одного нашего государя царство благодатью Божией стоит, и этого ныне нового державного царства третьего Рима святая соборная и апостольская Церковь во всех концах вселенной во всей поднебесной яснее солнца сияет”.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Владыка и творческая интеллигенция Облик Владыки Мое знакомство с Владыкой Питиримом началось в 1976 году. Скончался один достойный человек, родственник отца Павла Флоренского. Отпевали его в храме Воскресения словущего. Знакомые попросили меня помочь нести гроб. Отпевал усопшего сам Владыка. Перед началом Владыка подошел к усопшему, поправил венчик, свечку в руках, цветы, коснулся одежд... какие-то еще движения его были, такие несложные, даже и не очень бросающиеся в глаза, но тягостность минуты была преодолена. Вообще это наше счастье, что у нас есть этот православный обряд прощания, он снимает самую жгучую горечь, он напоминает, что день смерти – это и день рождения в жизнь вечную. Но умом и душою ты принимаешь это, если священник служит так, как вел службы Владыка Питирим. Голос его был негромкий, немного глуховатый, но необычайно молитвенный. Облик его уже навсегда вошел в мое сознание – величественный и одухотворенный. Именно с тех пор храм Владыки стал моим храмом... Владыка всегда сам читал покаянный канон и великопостную молитву Ефрема Сирина , и сколько я ни слушал, постоянно было ощущение, что он читает только для себя и меня, а в храме-то полным-полно народу. Это все невосполнимо и незабываемо. А первая личная встреча у нас случилась тремя годами позднее. «Комсомольская правда» опубликовала мой очерк «Святое поле». Это был один из первых шагов к тому, что предстоящее в 1980 году 600-летие Куликовской битвы стало важным событием в возрождении русской духовной жизни. Иллюстрацией к очерку была картина С. Харламова «Поле Куликово. Перед битвой». Не знаю, кто показал эту статью Владыке, может, и сама она ему попалась на глаза и запомнилась, но в результате я оказался в числе тех, кого Владыка пригласил к себе в храм, точнее, в служебное помещение. Я многих потом спрашивал, и все подтвердили, что это была первая из подобных встреч иерарха церкви с творческой интеллигенцией. Мы пришли с Валентином Распутиным, Сергеем Харламовым и Борисом Карповым, автором первого документального фильма о Православной Церкви «Под благодатным покровом». А всего было человек 15–17. И чувствовалась вначале какая-то зажатость, конечно, от того, что опыта таких встреч у большинства из нас не было. Но вот появился Владыка Питирим, очень радостный, поздоровался с каждым. Кто-то просил благословения, кто-то еще не умел делать этого. Появился чай. Владыка только что вернулся из Европы, и запомнилось, как он с таким мягким юмором рассказывал, как наблюдал богослужебное представление у католиков: «Вот вошла девушка, изображавшая Еву, потом юноша, представлявший Адама. Потом грянула музыка, вполз Змей-обольститель»... и какие-то еще смешные детали, подмеченные им мастерски. Вскоре разговор стал общим, напряжение первой встречи с иерархом улетучилось... А ведь это, по сути, было самое начало сотрудничества Церкви и православной общественности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Тема войны в византийской гимнографии Сон Константина. Битва у Мильвийского моста. Обретение Честного Креста царицей Еленой. Творения Григория Назианзина. Национальная библиотека, Париж, gr. 510 Казалось бы, что может быть общего между мирной церковной поэзией и войной? Однако вопрос «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?» был актуален не только в ХХ веке. Стоит вспомнить хотя бы тот известный факт, что русские воины, возвращаясь с Куликовской битвы, «весело, ликующе, песни пояху, овии поаху Богородичныи, друзии же – мученичныи, инии же – псалом – то есть христианское пение» , и что русские ратники во время Грюнвальдской битвы пели тропарь «Богородице, Дево, радуйся». И это не случайно, ибо в церковно-поэтическом тексте отражалось как небесное, так и земное, как вечные божественные ценности и истины, так и историческая жизнь Церкви с ее бедами и радостями. Военная тематика широко входит в византийскую гимнографию начиная с VII века. Тем не менее, нельзя сказать, что до этого христианской церковной поэзии она была совершенно чужда. Еще в посланиях апостола Павла, по словам Адальбера Амана, мы слышим лязг доспехов и звон оружия , ибо они не мыслимы без военной символики: образов духовного меча, шлема и брони (см.: Еф. 6: 14–17; 1 Фес. 6: 8); представления об апостоле как о воине Христовом (см.: 2 Тим. 2: 3) и о духовной войне, правда, «не против плоти и крови», но против «миродержцев тьмы века сего» (Еф. 6: 12). В гимнах III века представление о вере соответствует воинской присяге: «Δσι ρμασι μηκτι λλει» – «Двумя словами не говори». И это представление переходит в гимнографию VI века. В ирмосе 9-й песни Богоявленского канона – тексте, который, согласно новейшим изысканиям, относится к VI веку , – мы встречаемся с четкой военной формулой: «Ωμως ως γαθη την πστιν δχου» – «Однако, как благая, верность прими». Слово πστις – «вера» или «верность» – означает в данном контексте присягу, а сама формулировка говорит о принятии присяги на верность. В Иадгари, грузинском сборнике начала IX века, отражающим реалии иерусалимского богослужения V–VIII веков, содержится служба 7 мая на явление Креста Господня императору Константину, в которой говорится о явлении на небе Креста императору Константину перед решающей битвой с узурпатором Максенцием на Мульвийском мосту в 312 году:

http://pravoslavie.ru/35738.html

А.Н. Наумов В П. Челяпов. Проблемы локализации места Вожской битвы В 2003 году исполняется 620 лет с того времени, когда на берегах р. Вожи произошла битва, оказавшая значительное влияние на внутриполитическую обстановку и международное положение Русского государства. Сражение, в котором участвовало несколько десятков тысяч человек, явилось генеральной репетицией Куликовской битвы С. 100, 113]. Оценивая результаты битвы на реке Воже, К. Маркс писал: «Это первое правильное сражение с монголами, выигранное русскими» С. 151]. Победа русской рати над войском мурзы Бегича нанесла значительный урон военному и особенно политическому престижу Мамая непосредственно перед Куликовской битвой С. 113; 3. С. 106; 4. С. 109, 110; 5. С. 209]. Общеисторические проблемы, связанные с битвой, ее ход и результаты затрагивались в многочисленных статьях и монографических работах, но тема локализации места Вожской битвы до последнего времени не ставилась в качестве самостоятельного исследования. Это объясняется значительными трудностями, связанными со скудностью источников. Летописи не называют точного места битвы, ограничиваясь указанием «у реки у Вожи в Рязанской земле» С. 42]. В некоторых работах историки предпринимали попытки уточнения места Вожской битвы без проведения археологических исследований. Так, еще в середине XIX в. Д. И. Иловайский писал: «В 15 верстах от губернского города Рязани до сих пор существуют памятники Вожинской битвы – высокие курганы, по которым разбросано село Ходынино» С. 111]. В 1874 году Н. В. Любомудров в сводке, посвященной археологическим памятникам Рязанской губернии, сообщал, что памятниками битвы на Воже «остаются большие курганы на берегах Вожи, подле села Ходынино» С. 95]. Близкой точки зрения придерживался В. П. Семенов-Тян-Шанский: «Большие курганы при селе Ходынине и соседней деревне Сидоровке, а также следы укреплений близ Полтева, Сидоровки и Шишкина служат единственными памятниками этой первой решительной победы русских над татарами» С. 297]. Н. П. Милонов, рассматривая остатки укреплений Вожской засеки, расположенные в среднем и нижнем течении Вожи, писал: «Возможно, что эти следы остались на месте Вожской битвы» С. 13]. Все историки, писавшие о Вожской битве, или не уточняли места, где она произошла, или указывали на нижнее течение реки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Повесть о битве на реке Воже Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Дмитриева За два года до Куликовской битвы, в 1378 г., на реке Воже произошло первое серьезное столкновение сил Мамая с войсками великого князя московского Дмитрия Ивановича. Это была своеобразная «разведка боем» накануне Куликовской битвы. Опасаясь усиления Москвы, правитель Золотой Орды Мамай послал в 1378 г. под командованием воеводы Бегича большое войско на Московское княжество. He дожидаясь прихода неприятеля, великий князь Дмитрий Иванович вышел навстречу Бегичу и в сражении на реке Воже нанес сокрушительное поражение врагу. «Разведка боем» подтвердила возросшую силу Московского княжества и заставила Мамая предпринять в 1380 г. большой поход на Русь, завершившийся Куликовской битвой. Текст «Повести...» публикуется по списку Симеоновской летописи первой половины XVI в. – БАН, 16.8.25. Отдельные исправления ошибочных написаний сделаны по Рогожскому летописцу. О побоище на реке Воже в Рязанской земле. В год 6886 (1378) . В этом же году ордынский князь, поганый Мамай, собрав многочисленное войско, послал Бегича ратью на великого князя Дмитрия Ивановича и на всю землю Русскую. Великий же князь Дмитрий Иванович, услышав об этом, собрал много воинов и пошел навстречу врагу с войском большим и грозным. И, переправившись через Оку, вошел в землю Рязанскую и встретился с татарами у реки у Вожи, и остановились обе силы, а между ними была река. По прошествии немногих дней татары переправились на эту сторону реки и, нахлестывая коней своих и закричав на своем языке, пошли рысью, и ударили на наших. А наши ринулись на них: с одной стороны Тимофей окольничий, а с другой стороны – князь Даниил Пронский, а князь великий ударил в лоб татарам. Татары же сразу побросали копья свои и побежали за реку за Вожу, а наши стали преследовать их, рубя и коля, и великое множество перебили их, а многие из них в реке утонули. И вот имена убитых князей их: Хазибей, Коверга, Карабулук, Костров, Бегичка. А когда приспел вечер, и зашло солнце, и померк свет, и наступила ночь, и сделалось темно, то нельзя было гнаться за ними за реку. А на другой день с утра стоял сильный туман. А татары, как побежали вечером, так и продолжали бежать в течение всей ночи. Князь же великий в этот день только в предобеденное время пошел вслед за ними, преследуя их, а они уже далеко убежали. И наехали в поле на брошенные становища их, и шатры, и вежи, и юрты, и алачуги, и телеги их, а в них бесчисленное множество всякого добра, и все это брошено, а самих нет никого – все побежали в Орду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Православные ценности как основа государственности России Если не отмечаются наши исконные праздники через различные мероприятия, то народ исчезает 20.05.2020 1081 Время на чтение 5 минут В лекциях по истории права для студентов и широкой публики я всегда в качестве примеров использую историографию битвы при Калке и Куликовской битвы. Битва при Калке, 7 июня 1223 г. Сражение между объединённым русско-половецким войском и монгольским корпусом. С той и с другой стороны участвовало приблизительно равное количество воинов. Несмотря на превосходящую над противником военную подготовку основные русские силы были разбиты. Всем известен факт, что до нашествия Русь по интеллектуальному уровню в среднем превосходила европейские страны, но, тем не менее, битву проиграла. Куликовская битва, 8 сентября 1380 г. Решающее сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и войском хана Золотой Орды Мамая. Это день победы русских полков над монголо-татарскими войсками. Учёные-историки утверждают, русская государственность пришла с Куликова поля. На чём основано это утверждение? Известно, что на Куликовом поле защитников Русского государства было в 4 раза меньше, чем нападавших. И, тем не менее, русское войско победило. Причём отстаивать свою государственность пришёл простой люд - ремесленники и крестьяне. Он-то и составил основную массу войска. Что же произошло в период между битвой при Калке и Куликовым поле? Этот отрезок времени характеризуется активным строительством православных храмов и монастырей, распространением среди народа православных ценностей. Страна была приведена к единому Образу, единым ценностям - православным, без которых воспитание русского человека было бы ущербным. И по сей день такие основные понятия, как Добро, Зло, Любовь, Долг, Семья, Отечество, остаются неизменными и не теряют своего значения. Трудно переоценить вклад в дело победы игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Духовный собиратель русского народа, величайший подвижник Земли Русской Сергий Радонежский явился вдохновителем победы московского князя Дмитрия Донского на Куликовом поле. Благодаря ему русское войско победило в этой битве. Поэтому и говорят, что русская Держава, русская государственность пришла с Куликова поля.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/20/pr...

Митрополит Климент посетил Малоярославец и принял участие в праздновании годовщины ключевого сражения войны 1812 года 24 октября 2005 г. 16:37 23 октября — в канун 193-й годовщины битвы под Малоярославцем управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент совершил Божественную литургию в Корсунской церкви Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, у стен которого происходили основные события сражения. Святые врата обители были изрешечены картечью, следы которой видны до сих пор — по указу императора Николая I решено было оставить их для памяти в назидание потомкам. Сестры обители ежедневно совершают молитвенное поминовение павших героев. Останки воинов и сегодня находят в земле на территории монастыря. Их прах помещают в братскую могилу, устроенную близ паперти монастырского храма Всех святых. Во главе с владыкой Климентом духовенство малоярославецких храмов и насельницы обители Крестным ходом прошли из монастыря до городского сквера, названного в честь Отечественной войны 1812 года. Сквер, где находится увенчанное большим памятником братское захоронение русских воинов-участников Отечественной войны, стал центром церковно-общественного празднования. В присутствии руководства города Малоярославца и Малоярославецкого района, сотен горожан и гостей, митрополит Климент совершил у памятника заупокойную литию. Среди тех, чьи имена молитвенно поминали в этот день, звучало и имя отца Василия Васильковского — священника 19-го егерского полка, который вместе со своей паствой принял участие в сражении за Малоярославец. Стоя под обстрелом, с крестом в руках он воодушевлял идущих в атаку егерей, получив при этом тяжелое ранение в голову, которое стало несколько месяцев спустя причиной его смерти. За мужество священник первым из русского духовенства был награжден воинским орденом святого Георгия IV степени. Обращаясь к пастве, владыка Климент вкратце напомнил о ходе боя за Малоярославец, отметив, что он стоит в одном ряду с Куликовской битвой, Бородинским сражением, битвой на Курской дуге, освобождением Сталинграда. «Подвиг наших отцов — бессмертен, — сказал митрополит Климент. — Если мы любим Россию, мы должны помнить об их подвиге».

http://patriarchia.ru/db/text/54368.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010