А.Н. Наумов В П. Челяпов. Проблемы локализации места Вожской битвы В 2003 году исполняется 620 лет с того времени, когда на берегах р. Вожи произошла битва, оказавшая значительное влияние на внутриполитическую обстановку и международное положение Русского государства. Сражение, в котором участвовало несколько десятков тысяч человек, явилось генеральной репетицией Куликовской битвы С. 100, 113]. Оценивая результаты битвы на реке Воже, К. Маркс писал: «Это первое правильное сражение с монголами, выигранное русскими» С. 151]. Победа русской рати над войском мурзы Бегича нанесла значительный урон военному и особенно политическому престижу Мамая непосредственно перед Куликовской битвой С. 113; 3. С. 106; 4. С. 109, 110; 5. С. 209]. Общеисторические проблемы, связанные с битвой, ее ход и результаты затрагивались в многочисленных статьях и монографических работах, но тема локализации места Вожской битвы до последнего времени не ставилась в качестве самостоятельного исследования. Это объясняется значительными трудностями, связанными со скудностью источников. Летописи не называют точного места битвы, ограничиваясь указанием «у реки у Вожи в Рязанской земле» С. 42]. В некоторых работах историки предпринимали попытки уточнения места Вожской битвы без проведения археологических исследований. Так, еще в середине XIX в. Д. И. Иловайский писал: «В 15 верстах от губернского города Рязани до сих пор существуют памятники Вожинской битвы – высокие курганы, по которым разбросано село Ходынино» С. 111]. В 1874 году Н. В. Любомудров в сводке, посвященной археологическим памятникам Рязанской губернии, сообщал, что памятниками битвы на Воже «остаются большие курганы на берегах Вожи, подле села Ходынино» С. 95]. Близкой точки зрения придерживался В. П. Семенов-Тян-Шанский: «Большие курганы при селе Ходынине и соседней деревне Сидоровке, а также следы укреплений близ Полтева, Сидоровки и Шишкина служат единственными памятниками этой первой решительной победы русских над татарами» С. 297]. Н. П. Милонов, рассматривая остатки укреплений Вожской засеки, расположенные в среднем и нижнем течении Вожи, писал: «Возможно, что эти следы остались на месте Вожской битвы» С. 13]. Все историки, писавшие о Вожской битве, или не уточняли места, где она произошла, или указывали на нижнее течение реки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Повесть о битве на реке Воже Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Дмитриева За два года до Куликовской битвы, в 1378 г., на реке Воже произошло первое серьезное столкновение сил Мамая с войсками великого князя московского Дмитрия Ивановича. Это была своеобразная «разведка боем» накануне Куликовской битвы. Опасаясь усиления Москвы, правитель Золотой Орды Мамай послал в 1378 г. под командованием воеводы Бегича большое войско на Московское княжество. He дожидаясь прихода неприятеля, великий князь Дмитрий Иванович вышел навстречу Бегичу и в сражении на реке Воже нанес сокрушительное поражение врагу. «Разведка боем» подтвердила возросшую силу Московского княжества и заставила Мамая предпринять в 1380 г. большой поход на Русь, завершившийся Куликовской битвой. Текст «Повести...» публикуется по списку Симеоновской летописи первой половины XVI в. – БАН, 16.8.25. Отдельные исправления ошибочных написаний сделаны по Рогожскому летописцу. О побоище на реке Воже в Рязанской земле. В год 6886 (1378) . В этом же году ордынский князь, поганый Мамай, собрав многочисленное войско, послал Бегича ратью на великого князя Дмитрия Ивановича и на всю землю Русскую. Великий же князь Дмитрий Иванович, услышав об этом, собрал много воинов и пошел навстречу врагу с войском большим и грозным. И, переправившись через Оку, вошел в землю Рязанскую и встретился с татарами у реки у Вожи, и остановились обе силы, а между ними была река. По прошествии немногих дней татары переправились на эту сторону реки и, нахлестывая коней своих и закричав на своем языке, пошли рысью, и ударили на наших. А наши ринулись на них: с одной стороны Тимофей окольничий, а с другой стороны – князь Даниил Пронский, а князь великий ударил в лоб татарам. Татары же сразу побросали копья свои и побежали за реку за Вожу, а наши стали преследовать их, рубя и коля, и великое множество перебили их, а многие из них в реке утонули. И вот имена убитых князей их: Хазибей, Коверга, Карабулук, Костров, Бегичка. А когда приспел вечер, и зашло солнце, и померк свет, и наступила ночь, и сделалось темно, то нельзя было гнаться за ними за реку. А на другой день с утра стоял сильный туман. А татары, как побежали вечером, так и продолжали бежать в течение всей ночи. Князь же великий в этот день только в предобеденное время пошел вслед за ними, преследуя их, а они уже далеко убежали. И наехали в поле на брошенные становища их, и шатры, и вежи, и юрты, и алачуги, и телеги их, а в них бесчисленное множество всякого добра, и все это брошено, а самих нет никого – все побежали в Орду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сортировать по Исключить новости Димитриевская родительская суббота — 2 ноября в 2024 году Один из самых болезненных вопросов в такие дни – можно ли поминать тех, кто умер некрещеным? 1 ноября, 2016 Один из самых болезненных вопросов в такие дни – можно ли поминать тех, кто умер некрещеным? Димитриевская родительская суббота — 2 ноября в 2024 году. Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2024 году — 2 ноября   Подходит старушка, приехала  в собор из деревни: — Батюшка, вот сестра-покойница  что-то нехорошо  снится… Это к чему, молиться за упокой надо? — Надо, матушка… — Спаси Господи… Надо приехать на нояберьские, помянуть  сестру-то… Димитриевская родительская суббота  — поминальная  суббота перед  днем памяти великомученика  Димитрия Солунского (26 октября  по старому стилю). Людям «советского» возраста, приходящим поминать в родительские субботы своих усопших, проще запомнить этот день по другой дате:  где 7 ноября – «красный день календаря», там где-то рядышком перед ним – и Димитриевская… Народная традиция крепко связала этот день с Куликовской битвой :  дескать,  благоверный князь Димитрий Донской  просил в этот день преподобного Сергия Радонежского отслужить панихиду по воинам, полегшим в Мамаевом побоище… Правда, в «Православной энциклопедии»  мы читаем, что слова из  Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине 16  века : «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» – не связаны напрямую с Куликовской битвой. В богослужебном уставе этот день не отмечен как поминальный, и народная традиция (вероятно, еще древняя, дохристианская) поминать в этот день усопших  не сразу стала церковной. Тем не менее тысячи  россиян   заходят в этот день в православные храмы, ставят свечи, кладут на  канунник продукты и пишут в поминальных записочках имена своих умерших близких.  Стопы записочек, вереница имен… Горят свечи, поет хор, воздух светло-синь от кадильного фимиама, люди стоят плечом к плечу, и мнится, что пространство храма в этот день расширяется, увеличивается вдвое: плечом к плечу стоят здесь незримо и наши усопшие, для кого поминальная наша молитва – поддержка и утешение…

http://pravmir.ru/dimitrievskaya-roditel...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации О житии иноческом (Телепрограмма, 31.12.05) (комментарий в свете веры) Фото О.Саломакина Телепрограмма «Православная энциклопедия» (Прямой эфир на канале ТВЦ 31.12.05) Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте. В эфире – «Православная энциклопедия». Сегодня у нас в гостях – актриса Екатерина Васильева. Здравствуйте, Екатерина Сергеевна. Екатерина Васильева: – Здравствуйте. Ведущий – священник Алексий Уминский: – Хочу поздравить Вас и всех телезрителей с Новым годом! Желаю каждому начать этот новый год с сердцем, полным любви и милосердия. Благословения Божьего, мира вам и благоденствия. Екатерина Сергеевна, журналисты то и дело пишут, что Вы ушли в монастырь. Я-то знаю, что это не так, что вы мирской человек. Как Вы думаете, с чем связан этот слух? Екатерина Васильева. Фото «Фома» Екатерина Васильева: – Это простое недоразумение, которое меня преследует уже много лет с тех пор, как в некоторых публикациях появилась информация о том, что я стала казначеем храма. Что касается причины этого устойчивого слуха, то происходит он от церковной неграмотности журналистов, так как для некоторых из них все, что связано с Церковью, автоматически означает монастырский образ жизни. Ведущий – священник Алексий Уминский: – Видимо, в понимании многих нецерковных людей углубиться в духовную жизнь – значит уйти в монастырь. Кроме того, необходимо сказать, что о жизни в монастыре светский человек знает довольно мало. Но многие хотят ее понять. Сегодня мы побываем в некоторых обителях и побеседуем о монашестве. Но сначала – немного новостей. Сюжет: Престольный праздник в Николо-Угрешском монастыре Рождение Николо-Угрешского монастыря связано с Куликовской битвой. В 1380 году здесь по пути на Куликово поле войско великого князя Дмитрия Ивановича остановилось на отдых.

http://sedmitza.ru/text/404235.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Проблемы Поместных Православных Церквей. Точка зрения (Телепрограмма, 10.09.05) (комментарий в свете веры) Телепрограмма «Православная энциклопедия» (Прямой эфир на канале ТВЦ 10.09.05) Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, в прямом эфире «Православная энциклопедия». Последнее время светская пресса все чаще обсуждает церковные проблемы. К сожалению, журналистов, прежде всего, интересуют скандалы и церковные нестроения. Недавно, к примеру, в центре внимания были финансовые разоблачения в Иерусалимской и Элладской Церквях. Что же происходит на самом деле? Имеют ли обвинения в коррупции реальную основу? Способны ли эти внутренние конфликты Поместных Церквей разрушить единство Православия? Эти моменты попросим прокомментировать и разъяснить нашего сегодняшнего гостя, президента Международного фонда единства православных народов, профессора Валерия Алексеева. Звоните, задавайте вопросы. А в начале программы, как всегда, новости. Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru Сюжет: Патриарший визит в Коломну 8 сентября, в день праздника Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Коломну. Здесь он возглавил торжества, посвященные 625-летию Куликовской битвы. После праздничной литургии участники богослужения вышли на Соборную площадь. Именно в Коломне собирались перед битвой полки князя Димитрия, чтобы идти на Куликово поле. Святейший Патриарх совершил заупокойную литию о всех русских воинах, положивших жизни за веру и Отечество. Вместе с иерархами Церкви молились и курсанты Коломенского высшего артиллерийского командного училища. Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru Сюжет: Пресс-конференция «Православие: книга и кино» В день открытия XVIII Международной книжной выставки-ярмарки на ВВЦ прошла пресс-конференция на тему «Православие: книга и кино».

http://sedmitza.ru/text/403176.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Русская Церковь празднует Николу Вешнего (комментарий в свете веры) 22 мая, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил торжества в Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре в подмосковном городе Дзержинском. Его Святейшество совершил Божественную литургию в Преображенском соборе обители и молебен Небесному покровителю монастыря и города на городской площади Святителя Николая. По окончании молебна Святейший Патриарх Алексий обратился с приветствием к собравшимся на площади жителям города и паломникам. Слово Святейшего Патриарха после молебна на площади святителя Николая в г.Дзержинском Московской области Собратья архипастыри, досточтимый Преосвященный Владыка наместник, многоуважаемые Юрий Яковлевич Чайка, Виктор Иванович Доркин, Иван Михайлович Козлов, уважаемые высокие гости и благотворители, всечестные отцы, монашествующие, дорогие братья и сестры! Сегодня Церковь вспоминает Перенесение честных мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари – Престольный праздник Николо-Угрешской обители и день Небесного покровителя города, в котором живут и трудятся православные люди. Эта обитель стоит здесь на протяжении веков. Она основана благоверным князем Димитрием Донским, которому перед Куликовской битвой явился во сне святитель Николай и укрепил его на борьбу с врагами Отечества. Пробудившись от сна, Димитрий Донской сказал: «Сие угреша сердце мое». После победы на Куликовом поле здесь, на месте явления святителя Николая князю Димитрию, была учреждена Николо-Угрешская обитель. К сожалению, монастырь постигла судьба многих святынь нашей земли, он был разрушен и осквернен. В 1990 году я впервые посетил эту обитель и видел царящие здесь хаос и запустение. Но уже тогда нашлись люди, прежде всего, мэр города Виктор Иванович Доркин и директор ТЭЦ-22 АО «Мосэнерго» Иван Михайлович Козлов, которые горели желанием возродить порушенную святыню.

http://sedmitza.ru/text/399554.html

Г.М.Прохоров Предисловие Гимнографическое произведение константинопольского патриарха Филофея (1353–1354, 1364–1376), обращенное к Богородице с просьбой о дожде в засуху, в бездождие, публикуется здесь в оригинале по греческой рукописи XIV в. (ГИМ, Синодальное греч. собр., 431 (349), л. 58– 60 об.), в переводе на русский язык некоего первопресвитера Феодора по рукописи 1457 г. (ГИМ, Синодальное собр., 468 (501), л. 149 об.–156) и в современном переводе. Оно имеет традиционную гимнографическую форму канона, предназначенного для исполнения не в Великий пост , поэтому в нем отсутствует вторая песнь. 1 Акростих, образуемый начальными буквами строф-тропарей: υχα τν αχμν λσον μ ν, К υρ α, т.е.: «Молитвами засуху прекрати нам, Госпожа», а в последних тропарях каждой песни («богородичных») Φιλοθου – «Филофея», в переводе, как это обычно в славянских переводах, не сохраняется, равно как и число слогов тропарей оригинала. Там оно должно соответствовать количеству слогов указываемого в начале песен икоса. В икосах 1-й песни в данном случае 45 слогов, 3-й – 56, 4-й – 40, 5-й – 63, 6-й – 51, 7-й – 48, 8-й – 86, а 9-й – 70. Автор, видно, старался этому правилу следовать, а переводчик и не думал. Поэтому, очевидно, он и не указал акростихи оригинала (иногда переводчики это делали). Кто таков этот переводчик, «многогрешный Феодор и недостойный, рекше и первопросвитер»? Мы имеем основания полагать, что это – племянник преп. Сергия Радонежского, сын его старшего брата Стефана, во крещении Иван, в монашестве Феодор, им воспитанный, ставший игуменом основанного им (ок. 1370 г.) подмосковного Симонова монастыря Рождества Богородицы, а затем (ок. 1386 г.) и епископом и архиепископом Ростовским: он неоднократно ездил в Константинополь, с лета 1383 по осень 1384 г. и жил там, так что греческий язык он несомненно должен был знать. От царьградского патриарха Филофея, автора канона в бездождие, дядя и воспитатель Феодора преп. Сергий Радонежский получил послание с рекомендацией ввести в его обители киновиальный, общежительный, устав; 2 этот удивительный патриарх, решительно и последовательно поддерживавший единство церкви политически разделенной «всея Руси», пользовался особым уважением у сторонников сохранения ее нераздельной, по большей часта монахов; 3 много написанных им, очень плодовитым автором, гимнов и молитв скоро после их появления было переведено на славянский язык и пополнило древнерусскую литературу. 4 Каноны патриарха Филофея «За князя и за воя его в сретение ратных», «На поганыя», «В общенуждие, и в неблагорастворение времен, и в противление ветром, и в нашествие варварское», «В усобных бранех и иноплеменных», по всей вероятности, звучали на Руси перед Куликовской битвой. 5 О том, что перевод канона «В бездождие» был сделан еще в XIV в., может свидетельствовать наличие молитвы патриарха Филофея с таким же названием в Требнике конца XIV-haчaлa XV в. (ГИМ, Синодальное собр., 371 (675), л. 162–164). 6

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Епифань. Епифанский Успенский скит-подворье. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Сортировка: Карта и ближайшие объекты В приходе: часть г. Епифани, Караблина слобода, Конная слобода, Рождественская слобода. Приход образован в 1764 г. после упразднения Успенского мужского монастыря, приписанного к Пройковой Успенской пустыни Липецкого уезда Тамбовской губернии. Время построения каменной церкви не установлено. Два престола: главный - в честь Успения Пресвятой Богородицы, в приделе - в честь иконы Тихвинской Божьей Матери. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895, с. 283-284 Успенская церковь стоит на холме, который издревле зовется Федосьино городище. По преданию, это название связано с именем Феодосия Печерского, основавшего Киево-Печерский монастырь. Один из монахов этого монастыря пришел однажды на берег Дона и устроил иноческую обитель, назвав ее по имени своего наставника. Так же сохранилось предание, в котором говорится об игумене Епифании, который перед Куликовской битвой отправил всех иноков в великокняжеское войско Дмитрия Ивановича, а сам остался в обители, чтобы молиться о победе над иноверцами. Когда же пришли литовцы, он сказал им, что ни татарского, ни московского войска здесь не было. Игумен угощал воинов Ягайло три дня. Когда будущий польский король услыхал о победе русских воинов и понял причину хлебосольства игумена, то приказал старца обезглавить. Предание это легло в основу версии о происхождении названия данной местности. Первое упоминание об Успенском монастыре в документах относится к 1628 году. В писцовых книгах говорится, что в 1609 году монастырь на Федосьином городище разграбили и разорили крымские татары. С того времени монастырь длительное время пустовал и был возрожден лишь в 1650 -х годах, когда здесь поселился Дионисий Муромцев со своей братией. Успенский приход являлся наиболее малочисленным и бедным в Епифани. Состоятельные прихожане старались жертвовать на украшение и благоустройство храма. В 1811 году старанием священника Иоанна Никитина на пожертвованные средства в Тихвинском приделе был установлен новый резной иконостас, отремонтирована ризница. В 1835 году на средства помещицы Цвеленевой храм был полностью оштукатурен внутри, заново расписан и покрыт железом. В 1850 году на средства другой помещицы Хотяинцевой вокруг храма была выстроена каменная ограда.

http://sobory.ru/article/?object=02140

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > О нашем противостоянии с Западом По мотивам песни Владимира Высоцкого «Честь шахматной короны» 24.07.2023 1826 Время на чтение 14 минут Фото: из открытых источников В 1972-м году Владимир Высоцкий написал песню «Честь шахматной короны». Бывший свидетелем создания этой песни режиссер Говорухин вспоминал, что сам Высоцкий в шахматах не разбирался и перед написанием песни просил его рассказать об этой игре. Однако когда Говорухин только начал рассказывать, Высоцкий остановил его, заявив, что этого ему достаточно. И после, услышав песню, Говорухин поначалу даже обиделся за шахматы – по причине того, что Высоцкий дилетантски обошелся со столь авторитетным видом спорта… На самом деле песня написана о другом… И сами шахматы, и содержащийся в ней рассказ о конкретном событии – чемпионате мира, на котором состязались за шахматную «корону» наш шахматист и гениальный американский шахматист Роберт Фишер, – служат в песне лишь иллюстрацией. Песня – о нашем противостоянии с Западом. И если отвлечься от смешных перипетий конкретного события, о котором мы узнаем из песни, и попытаться постичь второй, глубинный, заложенный в ней смысл, – то можно обнаружить, что песня дает нам понять, в каком состоянии и с каким арсеналом мы подошли к этому противостоянию. Подобно тому, как в прежние времена эпохальным битвам предшествовало состязание самых сильных воинов противостоящих лагерей, и их сражение происходило на глазах выстроившихся друг против друга войск (что можно, к примеру, наблюдать на знаменитой картине художника Михаила Авилова, изображающей поединок Пересвета с Челубеем перед Куликовскй битвой), – так и в ХХ-м веке эту роль во многом выполняли чемпионаты мира по шахматам, на которых мерялись интеллектами представители двух глобальных проектов – нашего, социалистического, и западного, капиталистического. (Интеллектами, а не, к примеру, святостью или какой-либо добродетелью потому, что оба упомянутых проекта были порождением эпохи Просвещения, и сам поединок происходил в то время, когда святость окончательно «вышла из моды»).

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/24/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Преподобный Сергий Радонежский Память - 8 октября 07.10.2023 1030 8 октября церковь вспоминает одного из самых значимых в истории Руси святых. В этот день преставился Сергий Радонежский, прославленный православной церковью в чине преподобного. Наверное, нет русского человека, который бы не слышал это имя, даже если он и далёк от церкви. Победа на Куликовом поле поставила его в один ряд с Дмитрием Донским и русским воинством. Ни один историк или писатель говоря о Куликовской битве не обошел стороной благословение Преподобного Сергия русскому воинству перед битвой. А его призыв к единению стал главным стержнем всей последующей истории Руси. Когда-то заканчивал катехизаторские курсы при Мурманской епархии, дипломная работа моя носила такое название: « Троице-Сергиева лавра и ее основатель преподобный Сергий, как молитвенный щит Руси.» Перечитал всё что сообщали о нем историки, и составители жития святых, художественные произведения Б. Зайцева и И. Шмелева. Тогда уже начинал опробовать свои поэтические задатки, потому без стихов не обошлось… Преподобный Сергий, Радонежский - Родины и веры щит, оплот и слава. В материнском чреве трижды прокричавший, В Троицы единстве истину познавший. Верой открываешь Тайны Божьей Лики. Ты еще при жизни стал святым великим. Жизнью и молитвой стал угоден Богу, Показал к свободе верную дорогу. Укреплял средь русских истинную веру И в познании этом многим стал примером. Лишь в единстве сила, объяснил всем людям. Только вместе сильной Русь державой будет. Вспоминаем ныне поле Куликово, Как увещеваешь Дмитрия Донского: «Честью и богатством можно поступаться, Но за веру нашу, Русский, должен драться!» Воин Христовой веры быть не должен слабым. И пошли на битву Пересвет с Ослябой. На твою обитель взоры устремились. А благословением - воины вдохновились. Будет справедливость - будет и победа! Бог России силу даст врагу отведать! Мы Христовой мерой справедливость мерим. Наша сила, в правде! Наша правда, в вере!»

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/07/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010