Открытием выставки «Михаил Тверской и его время» в Твери начались мероприятия, посвященные дню памяти святого великого князя 5 декабря 2008 г. 10:27 Открытием выставки «Михаил Тверской (1271-1318) и его время» 4 декабря в Твери начались мероприятия, посвященные Дню памяти святого благоверного князя Михаила, первого великого князя всея Руси. Выставка размещена в Тверском Императорском дворце. Старший научный сотрудник областной картинной галереи Ната Майорова рассказала корр. ИТАР-ТАСС, что в экспозиции «представлены иконы, живопись, графика, археология, книги и нумизматика XII-XIX веков нашей галереи и Тверского государственного объединенного музея». К этому дню выпущен интерактивный DVD-дuck «Святой благоверный Великий князь Михаил Тверской в памятниках культуры XIV-XX веков». «Подготовлен научный комментарий специалистов картинной галереи», — подчеркнула Майорова. Основные мероприятия Дня памяти традиционно пройдут в Твери 5 декабря. В храмах будут отслужены литургии, в Тверском госуниверситете состоится конференция «Михаил Тверской: 690 лет в народной памяти». У памятника Великому князю, открытому в мае этого года во время празднования Дня славянской письменности и культуры, горожане соберутся на митинг. В нем примут участие руководители Твери и Тверской области. По словам губернатора Дмитрия Зеленина, «имя святого звучит в полный голос. Величие и масштаб его подвига этого достойны». Михаил Тверской — племянник Александра Невского, первым начал объединять Русь. Первым вышел на открытое столкновение с ордынской конницей. В декабре 1317 года в битве при Бортенево — ныне Старицкий район, князь заставил ее бежать с поля боя. На протяжении многих веков историческая наука принижала Бортеневское сражение, которое, по мнению краеведов, стоит в одном ряду с Ледовым побоищем и Куликовской битвой. Михаил Тверской был приговорен к смерти. Зная об этом, чтобы не допустить карательного похода орды на тверскую землю, он отправился на Северный Кавказ к хану Узбеку, где принял мученическую смерть. Великий князь был канонизирован в 1549 году. На памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде Михаил Тверской изображен рядом с Дмитрием Донским. ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/499139.htm...

Русская Церковь чтит святых Александра Невского и Даниила Московского Москва, 12 сентября 2003 г . Святой благоверный князь Александр Невский 12 сентября  Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь святых легендарных князей Древней Руси - Александра Невского и его младшего сына Даниила Московского, сообщает РИА " Новости " . Празднование Александру Невскому (1120-1263) установлено в память перенесения его святых мощей из Владимира в Санкт-Петербург 12 сентября 1724 года. Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении и было ознаменовано чудом - по преданию, святой сам протянул руку за разрешительной молитвой. Нетленные мощи князя были открыты перед Куликовской битвой - в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование Александру Невскому. Прославление его в лике святых состоялось в середине 16 века. 12 сентября 1721 года Петр I после изнурительной войны заключил Ништадский мир со шведами. Этот день решено было освятить перенесением мощей Александра Невского из Владимира в новую столицу, расположившуюся на берегах Невы, - Петербург. И три года спустя святые мощи были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где хранятся и ныне. Святому Александру Невскому посвящены Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси и еще многие церкви за рубежом, ставшие, по словам священнослужителей, залогом дружбы русского народа-освободителя с братскими народами. Святой благоверный князь Даниил Московский Младший сын Александра Невского князь Даниил/1261-1303/считается родоначальником московских князей. Благочестие, справедливость и милосердие стяжали Даниилу Московскому всеобщее уважение. В 1296 году князю Даниилу была передана власть и титул Великого князя всея Руси. При нем Москва превратилась из небольшого поселения в стольный град, а в состав Московского княжества в 1301-1303 годах вошли Коломна, Переяславль-Залесский и Можайск. Таким образом, территория Московского княжества за три года увеличилась вдвое и стала одной из крупнейших и богатейших в Северо-Восточной Руси. Кроме того, князь Даниил основал древнейший в столице Данилов монастырь. Празднество святому Даниилу 12 сентября установлено в память обретения его мощей и канонизации князя в 1652 году. 12 сентября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7565.html

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . К 30-летию возрождения московского храма Всех святых на Кулишках — настоятель храма протоиерей Сергий Звонарев.Ведущая — Елена Смирнова. 27.06.2021 22:00 Протоиерей Сергий Звонарёв Один из древнейших и красивейших храмов Москвы отмечает 30-летие возобновления своей богослужебной жизни. Сама история этой церкви уходит вглубь веков и украшена воинской славой, связанной с именем святого благоверного князя Димитрия Донского и Куликовской битвой. По преданию, сам князь построил храм, захоронил возле него героев этого эпохального сражения и посвятил всем святым для вечного поминовения воинов. История храма и дальше была богата событиями, однако именно в XX веке он, как и все российские храмы, претерпел самые сильные потрясения и поругание. Об истории храма, его святых и святынях, о сегодняшнем дне, об особенностях богослужебного круга, о реставрации и связи с греческой византийской традицией рассказывает настоятель — протоиерей Сергий Звонарев. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2021/06/27/22-0...

Святейший Патриарх благословил на Куликовом поле курсантов и воинов Российской армии 21 сентября 2005 г. 13:02 Сегодня, после совершения Божественной литургии в храме прп. Сергия Радонежского на Красном холме , Святейший Патриарх Алексий возглавил крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Донская». Особенность этого образа Пресвятой Богородицы состоит в том, что на клеймах иконы изображены исторические события, предшествовавшие и связанные с великой битвой. В крестном ходе к памятнику-обелиску св. кн. Димитрию Донскому приняли участие управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент и другие архиереи Русской Православной Церкви, полпред президента в ЦФО Георгий Полтавченко , президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, глава Министерства информационных технологий и связи Леонид Рейман, губернатор Тульской области Вячеслав Дудка, посол Сербии и Черногории Милан Рочен и другие официальные лица. У памятника курсанты высших военных учебных заведений и новобранцы Тульского военного гарнизона принесли присягу верности героическим традициям русского народа. Новобранцев приветствовали Святейший Патриарх Алексий и губернатор Тульской области В.Д. Дудка, которые призвали быть достойными памяти воинов, павших в битве на Куликовом поле. Святейший Патриарх Алексий пожелал курсантам и солдатам помощи Божией в их ратном служении и наградил губернатора Тульской области орденом св. благоверного князя Димитрия Донского II степени. Затем Святейший Патриарх Алексий совершил литию по всем русским «вождям и воинам, за Церковь и Отечество живот свой положившим» на Куликовом поле брани. После заупокойного богослужения военнослужащие Российской армии возложили к памятной стеле венки с названиями российских городов, воины которых некогда участвовали в Куликовской битве. Был исполнен гимн России. Прошла минута молчания. Затем были произведены 10 залпов салюта. Фоторепортаж Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/40809.html

Слово Святейшего Патриарха Алексия после Божественной литургии в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 вересня 2006 р. 16:59 Преосвященный владыка, всечестные отцы, досточтимая матушка игумения, дорогие братья и сестры! Я поздравляю вас с праздником Рождества Пресвятой Богородицы — престольным праздником этой обители, посвященной Рождеству Преблагословенной Девы Марии. Благодарю Вас, матушка игумения, за слова Вашего приветствия, за список Донской иконы Божией Матери, с которой сражались за нашу землю русские воины. Эта обитель имеет живую связь с Куликовым полем, с битвой, которая произошла в том историческом месте и которая положила начало Государству Российскому, объединению Святой Руси вокруг Москвы, ставшей Первопрестольным градом нашего Российского государства. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы полагает начало всем церковным праздникам, связанным с искупительным подвигом Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Рождение Пресвятой Богородицы является плодом усердных молитв святых праведных Иоакима и Анны, снятием того поношения, которое испытывали они, не имея возможности чадородия. Радость, которая пришла к супругам, не ограничилась узким кругом одной этой семьи и рамками семейного праздника. Радость эта явлена всему миру, потому что родилась Та, Которая вместила пришедшего в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Поэтому и почитается праздник Рождества Пресвятой Богородицы как начало искупительного подвига, совершенного Господом и Спасителем «нас ради человек и нашего ради спасения». Сегодня мы пребываем в храме, в обители, посвященной Рождеству Пресвятой Богородицы. Многие из вас сегодня причастились Святых Христовых Тайн, и я поздравляю всех причастников. Матушку игумению и насельниц обители поздравляю особо — с престольным праздником обители. А всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с великим двунадесятым праздником, с Рождеством Пресвятой Богородицы! Благодарю владыку Амвросия , всех священнослужителей, которые разделяли с нами Божественную литургию в этом древнем храме, стены коего помнят многие поколения наших соотечественников, молившихся здесь, начиная от вдов героев Куликовской битвы. Эта намоленность храма всегда ощущается здесь, несмотря на то, что собор был разрушен, осквернен и на время молитва в нем была прекращена. Но сегодня сила возобновленной молитвы, которая возносится трудами и заботами матушки игумении, насельниц обители, трудами православных верующих, вновь чувствуется здесь, в этом древнем московском храме, в обители рождества Пресвятой Богородицы. С Праздником всех вас! Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203647...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Пособия по гомилетике Курс русской риторики Данный учебник содержит систематическое изложение курса общей риторики. Созданный на основе лекций, читаемых автором в МГУ и МДА, он может служить учебным пособием для студентов высших учебных заведений, как духовных, так и светских... Риторика — это логика и рациональность Что же такое риторика? Некоторые об этой науке говорят так: во-первых, как научить человека врать и краснобайствовать; во-вторых, о риторике еще иногда говорят: есть в институтах такая наука об ораторском искусстве. Русская проповедь в XV и XVI bekax С Куликовской битвой произошла замечательная перемена в настроении русского народа. Не без причины об этой битве составилось множество народных легенд и песен: русские духовные писатели также почтили её красноречивым сказанием и похвальным словом. Победой над Мамаем русские стряхнули с себя цепи, которые тяготили их двести лет. Как начать проповедь? Практическая Гомилетика. Том 1. Недели Триоди Великопостной Практическая Гомилетика. Том 2. Недели Триоди Цветной Практическая Гомилетика. Том 4. Недели по Троице 18–32 1я Неделя по Троице. Неделя Всех Святых I. Евангельское чтение. Евангелие от Матфея (10:32–42) 32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто... О проповеди Писание привычно умножает слова для усиления смысла и словно возводит их для этого в квадрат. Есть небеса, а есть небеса небес. Есть смерть, а есть «смертью умрешь». Есть Святое, и есть Святое Святых. Есть еще «проклятием ты проклят», «умножая, умножу» и многое другое. Практическая Гомилетика. Том 1. Недели Триоди Великопостной Предлагая благосклонному вниманию своих читателей этот первый выпуск предпринятого нами издания «Общедоступной Богословской Библиотеки», считаем долгом заявить, что высказанная нами в объявлении цель этого крупного предприятия — дать своим читателям возможность составить без обременительной затраты средств библиотеку из лучших русских и иностранных богословских сочинений... Практическая Гомилетика. Том 2. Недели Триоди Цветной В настоящий выпуск “Общедоступной Богословской Библиотеки” вошел том “Собеседовательного Богословия,” содержащий в себе толкования на евангельские и апостольские чтения недель Триоди Цветной, т. е. за время от Пасхи до Троицы. Самое популярное Сейчас в разделе 32  чел. Всего просмотров 5.8 млн. Всего записей 375 Подписка на рассылку ©2024 Православные проповеди к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/propovedi/1/posobiya-po...

Второе перенесение мощей свв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба из Вышгорода в Киев, в церковь, посвященную их имени, произошло при вел. князе Владимире Мономахе (1113—1125) и празднуется 2 мая. А исцеления и чудеса продолжались в изобилии. Одна подневольная женщина была принуждена своей госпожой работать в день святителя Николая, и у нее отсохла рука. Тогда она обратилась в суд с жалобой на свою госпожу. Судьи приговорили последнюю дать свободу пострадавшей рабе и уплатить большой штраф. Бедная женщина получила свободу, но осталась без всяких средств и вдобавок калекой. Она пошла в храм Свв. Страстотерпцев и провела у мощей их целую ночь в молитве. И утром во время литургии, перед самым чтением Апостола, она получила исцеление. Один слепой молился об исцелении св. великомученику Георгию в его киевском храме. Ночью св. Георгий явился ему и сказал: «Иди к святым Борису и Глебу. Им дана благодать в земле Русской прощать и исцелять всякие муки и недуги!» Слепой прозрел после нескольких дней молитвы свв. мученикам Борису и Глебу. Замечательное исцеление произошло в Минском княжестве, в городе Турове: престарелый инок Мартин, повар местного епископа, был болен грыжей. Когда он лежал в своей келье, одинокий и беспомощный, к нему вошли два молодых витязя в воинских доспехах. «Что ты, старец, болеешь?» — спросили они его. «Некому дать мне пить», — ответил он. Тогда младший из них взял ведро и принес воды, а старший зачерпнул ее ковшом и напоил больного. «Кто вы, господа мои?» — спросил он. Они ответили: «Мы — братья Ярославовы!» Он подумал, что они братья минского князя, и сказал: «Нечем мне угостить вас. Возьмите хоть хлеба!» Но они сказали: «Пусть хлеб останется у тебя, а мы пойдем. У нас есть дело в Константинополе. Ты же не хворай больше, не усни!» И стали невидимы. Старец встал здоровым. В 1240 г. они явились стражу Пелгусию перед Невской битвой (см. житие св. Александра Невского — 30 авг.). Перед Куликовской битвой (1380) они явились воину Фоме Хацибееву в виде двух светлых воинов, устремившихся на татар со словами: «Кто вам велел истреблять отечество наше, от Бога нам дарованное?»

http://sedmitza.ru/lib/text/437492/

Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим» (Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832-1867). К., 1869. С. 167-169). В XIX в. мнение о связи Д. р. с. с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 авг. 1903 г. был издан имп. указ (ЦВед. 1904. 6), предписывающий в войсковых частях совершать в Д. р. с. панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим» ( Булгаков. Настольная книга. 1993. [Ч. 1]. С. 428). Согласно утверждениям нек-рых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в Д. р. с. (см.: Галкин. 1909). Об установлении блгв. кн. Димитрием Д. р. с. говорится в ряде учебных пособий XIX-XX вв. по литургике. Тем не менее уже в нач. XX в. Е. Е. Голубинский на основании свидетельств средневек. рус. памятников указывал на иное происхождение Д. р. с. в работах «Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» и «История Русской Церкви». На Руси в народной среде Д. р. с. (др. название - Дедова суббота) считалась одним из главных поминальных дней, что связано, вероятно, с язычеством, когда середина осени, как и весны, была одним из важнейших моментов годового цикла. Как весна, так и осень имели большое значение для культа предков, отразившееся в народных традициях и обрядах на Д. р. с. В. И. Чичеров уточняет, что Д. р. с. была связана также с «кормлением» матери-земли ( Чичеров. 1957). На Руси традиционно на Д. р. с. готовилось обильное угощение для поминок, в некоторых местностях во время трапезы на столе лежали ложки для покойников. По значению это поминовение обычно ставится несколько ниже поминальных дней весеннего времени (вселенских заупокойных суббот и др.).

http://pravenc.ru/text/172067.html

Наш университет открыт для реализации совместных проектов в различных сферах. В частности, одним из совместных образовательных, просветительских проектов мог бы стать проект в области изучения военной истории Москвы, которая пронизана духовными и сакральными смыслами. Участниками этого проекта могли бы стать не только студенты, но и курсанты и юнармейцы. Посещение храмов воинской славы столицы является важной частью формирования идентичности учащихся военных вузов города Москвы. Такие храмы, построенные в разные годы, охватывают большую часть отечественной военной истории. Например, на месте братской могилы героев Куликовской битвы стоит храм в честь Георгия Победоносца в Коломенском. С Куликовской битвой связан храм Всех святых на Кулишках. Герои этого сражения, Пересвет и Ослябя, монахи, посланные на помощь святому благоверному князю Димитрию Донскому, погребены на территории храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Их надгробия сейчас восстановлены, храм благоустроен. Благодарственным памятником чудесного спасения города Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году стал Сретенский монастырь, основанный на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. В честь победы над татарским царевичем, по имени Мазовша, в июле 1451 года, в Московском Кремле, был построен домовый митрополичий храм Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, поскольку царевич после жестокого боя, случившегося на этот праздник, ночью неожиданно бежал от стен Москвы. Храм Василия Блаженного, Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, построен в честь взятия Казани царем Иваном Грозным. Ярким объединительным символом нашего Отечества является Казанский собор на Красной площади, построенный по окончании Смутного времени в воспоминание победы над польскими захватчиками и восстановления российской государственности. В честь победы Петра I под Полтавой построен храм мученика Иоанна Воина на Большой Якиманке. При Мемориальном музее Отечественной войны 1812 года («Кутузовская изба») действует храм в честь Архистратига Михаила.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5951860...

Так, в 1381 году под Москвой был основан Николо-Угрешиский монастырь - по обету, данному святым Димитрием Донским перед Куликовской битвой. В память Куликовской битвы Преподобный Сергий по просьбе Великого Князя Димитрия основал Дубенский Успенский монастырь в сорока верстах от Лавры. Сретенский монастырь в Москве был основан в 1395 году Великим Князем Василием I в память встречи чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, спасшей Москву от полчищ Тамерлана. Василий III воздвиг в 1515 году в Вознесенский девичий монастырь в Смоленске и в 1524 году - Новодевичий в Москве в память покорения Смоленска и присоединения его к Московскому царству. Собор Покрова Божией Матери на Рву (святого Василия Блаженного) в Москве построен.Иваном Грозным в память взятия Казани. О том, как русские правители берегли веру, соблюдая заветы отцов, можно было бы привести множество примеров. Скажем лишь об одном - как приняли у нас нависшую было над Государством и Церковью угрозу заключения унии с латинянами. Вот описание историка: " 1441 год. Успенский Собор в Москве. Вернувшийся с Флорентийского Собора митрополит Исидор совершает богослужение в присутствии Великого Князя Василия II Темного. За Литургией вместо вселенских патриархов впервые поминается имя папы римского Евгения. По окончании службы диакон, став на амвон, прочитывает грамоту Флорентийского Собора, противоречащую православию. Волнение, смущение охватывает присутствующих в храме, подавленных согласием с постановлениями Собора виднейших иерархов восточных, византийского царя Иоанна. Все безмолствуют... Но вдруг раздается голос ревнителя православия, знатока канонов - Великого Князя Василия Васильевича. Вступив в спор с Исидором, назвав его " ересным прелестником, " " лютым волком, " губителем душ, Великий Князь обличает сего предателя... Святители же и бояре прославляли ум Великого Князя: " Государь! Мы дремали; ты един за всех бодрствовал, открыл истину, спас веру " . Власть как служение Свое княжеское достоинство и власть святой Даниил понимал не как честь, но как жертвенное служение Богу и Отечеству. Он знал, что отвечает пред Богом за всех и вся в своем княжестве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010