Донскую икону Божией Матери перенесут из музея в монастырь на праздник Москва, 30 августа 2014 г. Чудотворную Донскую икону Божией Матери доставят из государственной Третьяковской галереи в Донской монастырь Москвы для поклонения верующих в субботу, накануне престольного праздника обители, сообщает РИА Новости . С 1919 года образ, написанный в XIV столетии Феофаном Греком, хранится в Третьяковской галерее, и только в последние годы святыню в канун 1 сентября на несколько дней доставляют в Донскую обитель. В понедельник в монастыре состоятся торжества по случаю праздника Донской иконы Божией Матери. В обители икона останется до 2 сентября. " Это радостное событие, когда верующие хотя бы на какие-то сугубые церковные праздники имеют возможность получить доступ к своим святыням, которые исторически находились в тех или иных храмах, в данном случае — в Донском монастыре " , — сказал руководитель патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков. По его словам, с одной стороны, принесение иконы — радостное событие, а с другой — повод задуматься над способом решить ситуацию, когда множество церковных святынь " до сих пор находятся в светских музеях и полноценный доступ к ним верующие имеют хорошо, если раз в году, а к каким-то и такового доступа не имеют " . Собеседник агентства отметил, что музейное сообщество в этой ситуации выступает в качестве хранителя этих раритетов. " Конечно, здесь нужен диалог и какое-то взаимное понимание " , — подчеркнул Волков, добавив, что уже есть примеры, когда подобного рода ситуации решались таким образом, чтобы иконы могли находиться в храме постоянно. Например, Владимирская икона Божией Матери хранится в храме при Третьяковской галерее, и к ней верующие имеют постоянный доступ. В сам праздник Донской иконы Божией Матери, 1 сентября, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит в Донском монастыре Божественную литургию. В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха, этот день был объявлен главным праздником православного казачества. Казаки особо почитают эту икону, так как считают ее своей заступницей. Перед Куликовской битвой именно донские казаки передали чудотворный образ в дар Дмитрию Донскому и вместе со всем войском молились перед ним.

http://pravoslavie.ru/73278.html

Епископ Ставропольский Кирилл: Православная вера — основа глубинных традиций казачества 6 октября 2011 г. 10:30 Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл ответил на вопросы корреспондента газеты  «Православная Осетия» 9 (125), 2011). — Полтора года назад Вы возглавили Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. А ранее занимались вопросами казачества? — Нет. Тема казачества мне была совсем не знакома. Я двадцать лет был священником в Нижегородской епархии. Это не казачий регион и казачество там слабо развито. Хотя вырос я на Урале, но в те годы о казачестве было не принято говорить, поэтому я имел лишь общее представление. В конце 2009 года меня утвердили в должности наместника Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. Это было символично, учитывая значение для казачества Донской иконы Божией Матери. Как известно, эта икона была поднесена донскими казаками московскому князю Димитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году. Весной 2010 года мне поручили возглавить Синодальный комитет по казачеству. Пришлось быстро входить в эту тему. В этом деле мне хорошо помог атаман Всевеликого войска Донского Виктор Петрович Водолацкий. Когда берешься за послушание, с Божией помощью все получается. Я сразу совершил около 15 поездок по казачьим областям и ознакомился с их деятельностью. В результате казачество я полюбил навсегда. Это же феномен: несмотря на многие годы гонений, несмотря на репрессии, в наши дни тысячи граждан признают себя казаками, желают служить на благо Отечества! Как не относиться с уважением к таким людям! — Вы уже наметили программу действий в деле возрождения казачества? — Конечно, у меня есть конкретные планы и инициативы. С Божией помощью они будут осуществляться. Здесь необходимо учитывать, что казачество всегда было второй силой наравне с регулярной армией в России, и теперь постепенно нужно к этому возвращаться. Правда, само казачество к этому пока не готово. Именно поэтому государству надо заниматься проблемами казачества, а Церкви — духовно укреплять казаков, чтобы они были способны решать задачи, которые жизнь перед нами ставит. Задачи казаков почти не изменились с XIX века: на юге России они всегда занимались укреплением границ. Кому, как не коренному населению этим заниматься? Они знают нравы и обычаи народов Северного Кавказа. На казаках лежит большая ответственность, а мы им будем помогать.

http://patriarchia.ru/db/text/1639682.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мифы и реальное значение Куликовской битвы 22.09.2018 3080 Время на чтение 12 минут Нелюбовь к Дмитрию Донскому является иррациональной чертой многих историков. Создателя Московского великодержавия пытаются извалять в грязи, объявляя то «деспотом», то «трусом», то недальновидным политиком. Куликовская битва - один из центральных элементов русского национального самосознания. В качестве такового она стала национальным мифом, то есть событием, в котором историю чрезвычайно сложно расцепить с мифом. Этот миф начал формироваться сразу же, как отзвенели мечи о шеломы за Непрядвой. Одним из первых рассказов о битве была поэма «Задонщина» Софрония Рязанца, в которой перемежаются рассказ о реальном сражении и яркие поэтические образы «Слова о полку Игореве». Вошедший в большинство учебников рассказ о битве основывается на «Сказании о Мамаевом побоище», возникшем спустя полвека после сражения памятнике, в котором причудливо переплетены реальная история и возникший к тому моменту набор легенд. Именно к «Сказанию» восходит большая часть тех образов Куликовской битвы, что растиражирована в культуре: благословение преподобным Сергием Радонежским князя Дмитрия непосредственно перед битвой, поединок Пересвета и Челубея, воевода Боброк, прислушивающийся к земле, ошеломительный удар засадного полка из дубравы. Для нас «Сказание о Мамаевом побоище» - драгоценнейший памятник национального эпоса. Но, по совести сказать, мы не знаем, какие легенды в нем - сохранившиеся за не столь уж большой срок в полвека исторические факты, а какие - плод народного воображения или фантазии автора. Например, в «Сказании» инок Пересвет, отправленный на поле брани преподобным Сергием, оставшись в одной монашеской схиме, схватывается в начале битвы с ордынским поединщиком и погибает. «И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его куколь, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия... И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/22/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Собор московских святых Знает ли Москва своих святых? 02.09.2012 451 Время на чтение 5 минут Все уже привыкли к тому, что в первые выходные сентября в Москве отмечается День города. Однако о том, что в эти же дни Церковь празднует Собор Московских святых, знают немногие. Какие же исторические эпохи, и каких людей объединил этот праздник? Об этом наша инфографика. Преподобный Сергий Радонежский: настоящий монах Один из величайших святых Православия, «игумен земли Русской», преподобный Сергий (1322(?)-1392) прославился многими духовными подвигами и трудами. С самого детства он больше уделял времени молитве, чем играм и забавам. В двадцать лет, после смерти родителей, Сергий (тогда еще Варфоломей), раздает все свое имущество и уходит вместе с братом Стефаном в глухие Радонежские леса. Найдя подходящее место, Сергий строит келью и церковь и начинает свое монашеское служение (постриг принял в 1342 году). За последующие годы маленькая келья разрастается в крупный монастырь, а сам Сергий стяжал славу великого подвижника, молитвенника, трудолюбивого монаха. Зная духовный опыт и подвиги преподобного Сергия, к нему за советом постоянно шли не только крестьяне, но и московское духовенство, бояре, князья. Известно, что еще при жизни святой прославился даром чудотворения. По благословению святого Сергия было основано немало монастырей, а сам он в своей обители (Свято-Троицкой) воспитал целое поколение учеников, которые впоследствии продолжили дело своего наставника. Еще одним свидетельством уважения к святому Сергию стал приезд к нему за благословением перед Куликовской битвой 1380 года князя Димитрия Донского. Преподобный Сергий прозорливо предсказал победу русских ратей над татаро-монголами. Святой Сергий Радонежский прославился также способностью примирять часто враждующих русских князей, он был духовником Димитрия Донского, настоящим воспитателем и наставником не только для монахов, но и для многих простых людей. Вечно живой памятью о нем стала основанная им обитель - Свято-Троицкая Сергиева лавра. Благоверный князь

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Умопомрачение 06.12.2016 787 Время на чтение 9 минут 6 декабря - память святого благоверного князя Александра Невского в день его погребения во Владимире в 1263 г. Нетленные мощи князя были открыты перед Куликовской битвой в 1380 г. и тогда же установлено местное празднование. Князь Александр Невский был канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 г. В 1723 г. святые мощи Александра Невского были привезены из Владимира в Шлиссельбург и 30 августа/12 сентября установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В 1922 г. 12 мая большевистские власти приступили к вскрытию мощей святого благоверного князя Александра Невского - вскрытию, которое больше было похоже на публичное осквернение. 13 января 1918 г. Наркомат государственного призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита для своих нужд. 19 января прибывший отряд красногвардейцев арестовал настоятеля и членов Духовного собора и смертельно ранил священномученика протоиерея Петра Скипетрова. Однако свидетели - собравшиеся в Лавре богомольцы - дали красноармейцам отпор и заставили солдат отступить. Для защиты обители было создано Александро-Невское братство, просуществовавшее до его уничтожения ОГПУ в 1932 г. 21 января 1918 г. состоялся общегородской крестный ход в защиту Лавры с участием 250-300 тыс. человек из всех храмов столицы. Особую тревогу советских властей вызвало почти триумфальное посещение Петрограда с 5 по 16 июня 1918 г. Патриархом Тихоном, во время которого Первосвятитель два дня провел в Лавре. Александро-Невская Лавра во времена хрущевских гонении на Церковь И тем не менее властям удалось провести национализацию имущества обители, после чего ее хозяйственное положение резко ухудшилось. Весной 1918 г. начались захоронения деятелей советской власти на монастырском дворе - это место первоначально называлось Красноармейской, а затем Коммунистической площадкой. Весной и осенью 1919 г. Наркомат юстиции дважды безуспешно пытался вскрыть раку с мощами святого Александра Невского. В период так называемого «красного террора» 1918-1919 гг. арестам подверглись некоторые насельники Лавры, в том числе наместник архимандрит Виктор (Островидов). На территории Митрополичьего сада планировалось построить первый в Советской России крематорий, но митрополиту Петроградскому и Ладожскому Вениамину (Казанскому) и братии удалось не допустить этого кощунства.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Григорий Голутвинский, прп. - житие Святой преподобный Григорий Голутвинский. Преподобный Григорий, игумен Голутвинский, был учеником прп. Сергия, игумена Радонежского. Житие его сокровенно от нас, и лишь несколько скупых строк посвящает ему первый составитель Сергиева жития - прп. Епифаний Премудрый. Как луна на ночном небосводе разгоняет мрак отраженным светом дневного светила, так и прп. Григорий, смиренно сокрыв от нас лучи своей святости, являет нам как-бы отраженное сияние святости своего великого учителя. Мы не знаем времени, когда он присоединился ко святой дружине аввы Сергия, какого он был рода и звания до вступления в монастырь, из каких краев притек в скромную лесную обитель, затерявшуюся среди радонежских лесов. Входил ли он в число первых двенадцати учеников, или пришел к прп. Сергию гораздо позднее – мы не сможем узнать, поскольку первые списатели Сергиева жития – прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет не указывают имен всех его учеников. Был ли он сыном боярским или же вдовым священником, принявшим пострижение в Троицкой обители, юношей или уже зрелым мужем пришел он в ее стены – нам не известно, но ведомо лишь одному Богу, Творцу и Промыслителю всяческих, от Него же нет ничего сокровенного на земле. Св. Епифаний пишет, что св. Благоверный князь Димитрий Донской, во исполнение своего обета, данного Богу перед Куликовской битвой, основать обитель в память о помощи Божией, явленной русскому воинству в сражении с татарами, сам просил прп. Сергия придти и благословить место для монастыря в честь святого Богоявления в Голутвине под Коломной, вотчине Великого князя, и построить там церковь. Преподобный послушался Великого князя ради его веры и любви и, поскольку старец имел обыкновение везде ходить пешком, отправился пешим в Коломну. Благословил место, облюбованное князем, и воздвиг на нем церковь в честь Богоявления Господня. " По усердной просьбе князя Димитрия святой Сергий отпустил одного из своих учеников – священноинока Григория, мужа благоговейного, исполненного многих добродетелей, в новый монастырь, на должность его строителя… " – так говорит об этом житие аввы Сергия.

http://pravicon.com/info-2103

Патриарх Алексий совершил литургию в Николо-Угрешском монастыре Москва, 19 декабря 2005 г . Икона Святителя Николая Зарайская В день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре, сообщает Патриархия.Ru. Его Святейшеству сослужили епископы Дмитровский Александр, Люберецкий Вениамин. По окончании Богослужения владыка Вениамин, который является наместником обители и ректором семинарии при Николо-Угрешском монастыре, поблагодарил Предстоятеля Русской Церкви за внимание и постоянную заботу об обители. В ответной речи Святейший Патриарх поздравил верующих с днем памяти Святителя и Чудотворца Николая, а также отметил значение Николо-Угрешского монастыря в русской истории. Само создание обители, 625-летие которой отмечалось в этом году, связано с Куликовской битвой. Монастырь был основан в 1380 году по повелению Святого Благоверного князя Димитрия Донского на месте чудесного явления ему иконы Святителя и Чудотворца Николая, в благодарность Богу за победу Русского воинства на Куликовом поле. На протяжении многих веков обитель являлась одним из духовных центров России, неся просвещение народу, оказывая милосердие страждущим и нуждающимся. Перед собравшимися в Николо-Угрешском монастыре выступил также присутствовавший на богослужении губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, который вручил Святейшему Патриарху наградной знак «Почетный гражданин Кузбасса». Святейший Патриарх в сопровождении архиереев, губернатора Кемеровской области и других лиц посетил организованную в монастыре юбилейную выставку, посвященную 625-летию обители и 15-летию возрождения в ней монашеской жизни . Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь Николо-Угрешский монастырь (начало XX века) Николо-Угрешский мужской монастырь имеет статус ставропигиального, его священноархимандритом является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, сообщает Седмица.Ru. Николо-Угрешский мужской монастырь на протяжении всей своей 600–летней истории теснейшими узами был связан со столицей. Современная граница Москвы почти вплотную приблизилась к монастырю, но в момент основания его отделяли от Москвы 15 верст.

http://pravoslavie.ru/15555.html

Патриаршее слово после Божественной литургии в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 2009 г. 17:35 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященства, досточтимые владыки, Ваше Высокопреподобие, отец Владимир, настоятель сего святого храма, дорогие отцы, братия и сестры! Для меня большая радость в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы посетить этот прославленный храм, отмечающий свое 500-летие, храм, который непосредственно связан и с празднованием самого праздника Рождества Пресвятой Богородицы, и с тем великим событием, которое произошло в этот день в 1380 году, русские войска победили на Куликовом поле. В истории нашего Отечества было несколько таких судьбоносных моментов, от решения которых в ту или иную сторону могла зависеть судьба Отечества на многие столетия. Одним из таких поворотных моментов было 21 сентября 1380 года. Это тоже наш День Победы. К сожалению, если судьбоносные события совершались в глубокой древности, их значение не всегда очевидно для многих живущих сегодня людей. Для того чтобы понять смысл происходившего в 1380 году, проникнуться глубиной и важностью того события, нужно не только в учебниках прочитать о том, что произошло, — нужно представить себе, какая колоссальная опасность нависла в то время над страной, и нужно представить себе, каким чудом и каким человеческим героизмом была обеспечена эта победа. Для истории Отечества вторично, каким оружием сражались воины, вступали ли они в единоборства, как Пересвет и Ослябя, или использовали какие-то другие виды оружия, не вводящие воюющих в прямое соприкосновение. Очень важен результат битвы. И Куликовская битва стала победной битвой. Не русские полки шли завоевывать чужие земли, не русские люди мечтали о том, чтобы покорить иные страны и народы и подчинить их себе, но в тот день и в те мгновения решалась судьба русского православного государства, которое прошло уже через многие испытания и только-только начало обретать силу. И вся эта народная сила сконцентрировалась благодаря общей воле, единой вере, единому мощному целеполаганию.

http://patriarchia.ru/db/text/746910.htm...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Икона Богородицы «Владимирская» 9 мин., 08.09.2019 Содержание Владимирская икона Божией Матери — самая ранняя из сохранившихся чудотворных икон Древней Руси. Датировка: XI–XII век Дни празднования: 3 июня, 6 июля, 8 сентября В рубрике  Суть вещей  «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.  Местонахождение Владимирской иконы Божией Матери Храм святителя Николая в Толмачах (Государственная Третьяковская Галерея). Фото patriarchia. ru История Владимирской иконы Божией Матери Владимирская икона попала на Русь из Византии в XII веке как подарок киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Владимирская икона сопровождала князя Андрея Боголюбского в походе 1164 года против волжских булгар. Одержанную победу летописец назвал «новым чудом святой Богородици Владимирской». А когда 29 июня 1174 года князь Андрей был убит по заговору бояр Кучковичей, а во Владимире начались грабежи и убийства, священник Николай (Микула) «…поча ходити... со святою Богородицею, в ризах по городу», и мятеж прекратился. По просьбе владимирцев он же встречал со святыней тело князя Андрея, привезенное из Боголюбова во Владимир на погребение. Позже по молитвам к Богородице перед этой иконой владимирские князья сумели отстоять свою независимость. Новый период в истории Владимирской иконы связан с Москвой, ставшей в конце XIV века преемницей Владимира. В 1395 году на Русь двинулся непобедимый полководец Тамерлан, и великий князь Василий Дмитриевич, не надеясь на войска, истощенные Куликовской битвой и предыдущим нашествием золотоордынского хана Тохтамыша, послал во Владимир за чудотворной Владимирской иконой. 26 августа (8 сентября по новому стилю), в день принесения иконы в Москву и всенародного моления перед ней, Тамерлан неожиданно повернул свои войска и ушел в степи. В честь сретения (то есть встречи) Владимирской иконы в центре Москвы был основан знаменитый Сретенский монастырь.

http://foma.ru/vladimirskaya-ikona-bozhi...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Собор московских святых. Знает ли Москва своих святых? 5 мин., 01.09.2018 Все уже привыкли к тому, что в первые выходные сентября в Москве отмечается День города. Однако о том, что в эти же дни Церковь празднует Собор Московских святых, знают немногие. Какие же исторические эпохи, и каких людей объединил этот праздник? Преподобный Сергий Радонежский: настоящий монах Один из величайших святых Православия, «игумен земли Русской», преподобный Сергий (1322(?)-1392) прославился многими духовными подвигами и трудами. С самого детства он больше уделял времени молитве, чем играм и забавам. В двадцать лет, после смерти родителей, Сергий (тогда еще Варфоломей), раздает все свое имущество и уходит вместе с братом Стефаном в глухие Радонежские леса. Найдя подходящее место, Сергий строит келью и церковь и начинает свое монашеское служение (постриг принял в 1342 году). За последующие годы маленькая келья разрастается в крупный монастырь, а сам Сергий стяжал славу великого подвижника, молитвенника, трудолюбивого монаха. Зная духовный опыт и подвиги преподобного Сергия, к нему за советом постоянно шли не только крестьяне, но и московское духовенство, бояре, князья. Известно, что еще при жизни святой прославился даром чудотворения. По благословению святого Сергия было основано немало монастырей, а сам он в своей обители (Свято-Троицкой) воспитал целое поколение учеников, которые впоследствии продолжили дело своего наставника. Еще одним свидетельством уважения к святому Сергию стал приезд к нему за благословением перед Куликовской битвой 1380 года князя Димитрия Донского. Преподобный Сергий прозорливо предсказал победу русских ратей над татаро-монголами. Святой Сергий Радонежский прославился также способностью примирять часто враждующих русских князей, он был духовником Димитрия Донского, настоящим воспитателем и наставником не только для монахов, но и для многих простых людей. Вечно живой памятью о нем стала основанная им обитель – Свято-Троицкая Сергиева лавра. Благоверный князь Димитрий Донской: защитник земли Русской

http://foma.ru/sobor-moskovskix-svyatyix...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010