Пн Роз " яснення щодо звершення чину Воздвиження Хреста у день свята Воздвиження Чесного та Животворчого Хреста Господнього у монастирях на 24 серпня 2023 р. 20:50 Разъяснение, разработанное комиссией  Межсоборного присутствия  по богослужению и церковному искусству, одобрено на  заседании  Священного Синода 24 августа 2023 года ( журнал 70 ). Вопрос Возможно ли совершение чина воздвижения Креста в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня во всех монастырях и на любых приходах? Ответ Совершение священнодействия воздвижения Креста на праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвижения) является возможным во всяком храме, если игумен обители или настоятель прихода считает это полезным. В отличие от соборных храмов, в храмах с небольшим штатом духовенства данное священнодействие может совершаться с теми или иными упрощениями по сравнению с полным чином. Разъяснение ответа Согласно современной практике Русской Православной Церкви, чин воздвижения Креста в конце всенощного бдения праздника Крестовоздвижения совершается только в соборах, а с благословения епархиального архиерея — также в некоторых монастырях и приходских храмах. Однако в практике других Поместных Церквей этот чин совершается вообще во всяком храме. Такое различие практик имеет древние корни. Еще в начале XIV в. среди вопросов, направленных в Константинополь епископом Подонским (Переяславским) и Сарайским Феогностом, было вопрошание о допустимости совершения чина воздвижения не только архиереями — очевидно, в русской практике того времени чин воспринимался как преимущественно архиерейский, даже несмотря на прямое указание принятого в ту эпоху на Руси Студийско-Алексиевского устава о совершении чина священником. В свою очередь, Иерусалимский устав, который уже в XIV в. был основным регулятором богослужения как в греческих, так и в славянских Церквах (в частности, на Руси — с конца XIV в.), однозначно предписывал совершать чин воздвижения повсеместно. Видимо, этим следует объяснить требование свт. Киприана Московского — выходца из Болгарии — воздвигать Крест во всяком храме, даже если там будет только один лишь священник: «А на Воздвижение Честнаго Креста во всякой церкви, по всей земли, где христиане живут, Крест воздвизают, хотя бы один поп был, на славу Честнаго и Животворящаго Креста» 1 .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6053316...

Прмч. Лев (Егоров). Фотография. Сер. 20-х гг. XX в. 30 мая 1918 г. Духовный собор лавры постановил «в нужных случаях» назначать Л. к совершению заказных литургий и др. служб по обители. Служение это было столь ревностным, что 5 нояб. 1918 г. наместник лавры архим. священноисп. Виктор (Островидов ; впосл. епископ) ходатайствовал перед митрополитом о награждении Л. набедренником; 7 нояб. митр. Вениамин поставил на прошении утверждающую резолюцию. 18 окт. 1919 г. Л. был временно командирован для восстановления монастырской жизни в Оятском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре Петроградской епархии. 22 февр. 1920 г. его избрали секретарем приходского совета храмов лавры, а в 1921 г. он также исполнял послушание заведующего складом обители. Важнейшей частью пастырской деятельности Л. оставалось окормление членов Александро-Невского братства. Он служил в лаврской Крестовой митрополичьей ц., являвшейся центром братской жизни. Позднее, на допросе 27 июня 1922 г., он указал, что основными целями братства являлись: возрождение церковного богослужебного устава, борьба с торгашеством в церкви (отсутствие продажи свечей и просфор, бесплатное совершение треб), «реформа церковного пения» - отказ от светского исполнения партиями и «пение по обиходу», чтобы «народ легко мог петь с нами». В нач. 1920 г. в составе братства был создан занимавшийся богословскими проблемами кружок св. Иоанна Златоуста, входивший в «Содружество под покровительством св. Василия Великого», председателем к-рого был старший из братьев Егоровых, Николай Михайлович (профессор математики), а духовным руководителем - Л. Просветительская деятельность братства состояла не только в устройстве лекций, диспутов и т. п., но и гл. обр. в церковной работе с детьми, к-рую возглавлял Л. Братчики делали все возможное, чтобы после отделения школы от Церкви подрастающее поколение не осталось без научения вере. Лаврские иноки и миряне из братства вели 69 детских кружков, в которых изучался Закон Божий. Эти занятия проходили в основном по воскресеньям в помещениях при Крестовой митрополичьей ц. Много внимания уделялось катехизации детей - их учили церковному пению, церковнослав. языку, проводили для них говение и отдельную литургию, на к-рой дети пели, читали и помогали священнику. По благословению митр. Вениамина для детей и подростков были заведены специальные кресты, хоругви, иконы и облачения. Дети участвовали в богослужениях и крестных ходах.

http://pravenc.ru/text/2463237.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 26 (9 декабря) Священномученик Иоанн Виноградов Священномученик Иоанн родился 5 января 1879 года в селе Преображенском Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Павла Виноградова. В 1901 году Иван Павлович окончил Московскую Духовную семинарию и был назначен законоучителем и учителем церковнославянского языка в Спасо-Наливковскую церковноприходскую школу города Москвы. В 1903 году Иван Павлович женился на Марии Федоровне Чертковой и в этом же году был рукоположен во диакона ко храму московского Никитского женского монастыря. В 1905 году он был рукоположен в сан священника и направлен служить в церковь, находившуюся на монастырском хуторе. Кроме служения в храме отец Иоанн нес и другие церковные послушания. С 1905 по 1917 год он был заведующим и законоучителем Серафимовской церковноприходской школы, с 1910 по 1918 год – законоучителем Пучковского земского училища, с 1911 по 1915 год – председателем Серафимовского Братства трезвости и заведующим народным домом и библиотекой при нем на фабрике братьев Крестовниковых, в 1914-1916 годах – попечителем семейств запасных и председателем комитета о беженцах при той же фабрике. В те же годы он состоял членом Московского уездного отделения епархиального училищного совета. В 1914 году отец Иоанн тяжело заболел, что потребовало ухода за ним. Духовной дочери, ухаживавшей за ним во время болезни, отец Иоанн написал: «Возлюбленной во Христе Паше Филатовой на молитвенную память от духовного отца и молитвенника. Благодарю за истинно христианский уход во время болезни ноги грешного иерея Иоанна Виноградова. Молись, трудись и терпи, и войдешь в чертоги твоего возлюбленного Жениха, Господа Иисуса Христа». В 1919 году священник тяжело заболел сыпным тифом и был помещен в больницу при фабрике братьев Крестовниковых. Хотя он и выздоровел, но болезнь впоследствии давала о себе знать слабостью сердца и расширением вен на ногах. В 1919 году отец Иоанн был награжден наперсным крестом, а в 1921 году возведен в сан протоиерея. В 1922 году протоиерей Иоанн был назначен настоятелем Никольской церкви села Чашниково Московского уезда. С 1922 по 1924 год он состоял членом благочиннического совета, а с 1924 года – благочинным 3-го округа Московского уезда и членом Московского епархиального совета при Святейшем Патриархе Тихоне.

http://fond.ru/kalendar/1364/ioann/

Санкт-Петербург. Церковь Георгия Победоносца при Георгиевской общине сестер милосердия. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Конец 60-х и начало 70-х годов XIX в. ознаменованы самыми полезными и капитальными благотворительными учреждениями со стороны Всероссийского общества Красного Креста, руководимого его покровительницей Государыней Марией Александровной. В промежуток этого же времени были открыты обществом Красного Креста фельдшерские женские курсы в 1870 году, а II и V комитетами общества, по соизволению государыни Марии Александровны и под покровительством императрицы Марии Федоровны, была осуществлена заветная идея графини Е.Н. Гейден, одной из главных представительниц помянутых комитетов, т.е. было положено начало общины св. Георгия сестер милосердия, имеющей целью безвозмездное пользование больных и раненых в военное и мирное время. Первоначальное, весьма скромное по размерам учреждение это, по желанию великой княгини Елены Павловны, приютилось при Крестовоздвиженской общине сестер милосердия, отчасти потому, что средства нового учреждения еще не позволяли приобрести собственного помещения, а главное для того, чтобы впервые набранный контингент сестер мог приглядеться и приучиться к уходу за больными под руководством опытных уже сестер Крестовоздвиженской общины... В 1871 г. община перешла в приобретенный в собственность дом от лейб-медика Нароновича, на Петербургской стороне, по набережной реки Большой Невки. Тут почва для благотворительной деятельности общины оказалось наиболее пригодной: берега реки Большой Невки застроены множеством разнообразных фабрик и заводов, привлекающих десятки тысяч рабочего люда, для которых община явилась ключем живой воды для исцеления их болезней и неизбежных увечий при фабричной работе. Теперь община св. Георгия, из первоначальной маленькой больнички на 8 кроватей, выросла в обширное с вполне правильной организацией, занимающей целый большой четырехэтажный каменный дом, и где увеличение числа больных и сестер вызвало потребность в церкви.

http://sobory.ru/article/?object=24687

Серпухов. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Автор: Сергей Зорин Снято: 13 августа 2013 Добавлено: 19 января 2015 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженская церковь построена в 1746-1755 годах на средства серпуховских купцов Николая и Василия Григорьевичей Кишкиных и их сестры Акилины. Она стоит на месте одного из первых каменных посадских храмов Серпухова - Святого великомученика Георгия (1694). Церковь представляет собой массивный двухстолпный четверик, перекрытый системой коробовых сводов с пятью миниатюрными гранеными барабанами. Несущие конструкции сложены из кирпича с большим запасом прочности. Стены, прорезанные тремя ярусами окон, убывают кверху, образуя внутренние уступы. Со столбами они связаны непропорционально узкими подпружными арками. Фасады храма, лопатками расчлененные на два прясла, завершены широким фризом, ячейки которого первоначально заполняли декоративные кокошники, видные под поздней штукатуркой. Верхние окна имели бровки. Проемы нижнего яруса, обрамленные белокаменным профилем, фланкированы полуколонками. Не имеющий трапезной, храм был с четырех сторон окружен сводчатыми арочными галереями - папертями, скрывавшими низкий трехчастный алтарь. Каменным переходом на арках церковь соединялась с оригинальной четырехъярусной колокольней, представлявшей из себя в плане квадрат со скошенными углами. Церковь в советское время была закрыта. Сейчас находится на территории хлопчатобумажного комбината и используются под складские помещения. Несмотря на отсутствие глав, колокольни, апсиды (её сводчатые перекрытия рухнули относительно недавно), значительной части галерей, храм не утратил своего значения для истории архитектуры как представитель оригинального архаизирующего направления в местном зодчестве XVIII века. Храмы Георгия Победоносца и Печерской иконы Божией Матери Ильинская, Егорьевская и Фроловская. Храмы, по которым названы были эти улицы -самые древние в Серпухове, вероятно, построенные еще во времена Владимира Андреевича Храброго. В Сотной 1552 г. посадский храм святого великомученика Георгия упоминается как деревянный. Мимо восточной стены церкви проходила улица, которая была продолжением большой дороги из Москвы, поэтому в XVII столетии Егорьевскую улицу уже называли Большой. К западу от церкви располагался Ямской двор с переулком к торгу.

http://sobory.ru/article/?object=02940

" Ставроанастасима " - крестовоскресные слова преп. Симеона Нового Богослова ПРАВОСЛАВИЕ.RU СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ НЕДЕЛИ ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск " СТАВРОАНАСТАСИМА " - КРЕСТОВОСКРЕСНЫЕ СЛОВА ПРЕП. СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА Здесь собраны отрывки из различных слов преподобного Симеона Нового Богослова, которые объединены одной темой - страданий и воскресения нашего Спасителя. Бог заушается от никчемного раба, а ты не хочешь потерпеть этого от такого же страстного человека, как сам? Стыдишься стать подражателем Бога - как же тогда будешь соцарствовать с Ним и сопрославляться в Небесном Царстве, если не терпишь своего брата? I. О КРЕСТЕ Христос, Иисус, Спаситель и Царь всего - свет; хлеб Его пречистой Плоти - свет; чаша Его честной Крови - свет; Его воскресение - свет; Его лицо - свет; Его руки, пальцы, уста - свет; Его глаза - свет. (3-е Богословское слово) В рае от мужа произошла жена - мать всех родившихся от земли. В Церкви верных от жены родился муж - Христос Бог наш - начало и жизнь всех возрождающихся духовно верой в Него. Там - дерево познания добра и зла, ставшее причиной смерти первородителей, когда они вкусили от его плода. Здесь - дерево креста, где Христос - второй Адам и Бог - был пригвожден в руки за руки Адама, которые прикоснулись к плоду, и в ноги за ноги, которые спешили навстречу преслушанию. И если Адам, попробовав плод того дерева, стал причиной смерти и проклятия для всех, кто от него произошел, то Христос и Бог, вкусив желчи и испив уксуса, избавил их от проклятья, освободил от смертного тления и всем верующим в Него даровал вечную жизнь, дав им возможность уже в этом мире жить равноангельным сообществом. (2-е Нравственное слово, 7) Когда кто-нибудь вложит в свой ум, какие страдания претерпел за него бесстрастный по природе Сын Божий: предательство ученика, оковы, претерпленные Им от хулителей, то, как Его волочили подобно злодею, предали как преступника Пилату, как Он был заушаем от раба и молча принимал осуждение на смерть (Пилат говорит Ему: Мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? (Ин.

http://pravoslavie.ru/put/nasledie/staur...

Старый иконостас Владимирского Успенского собор 229229 Письмо художника Н. И. Подключникова к Андрею Николаевичу Муравьеву из села Васильевского близ Шуи Зная, милостивый государь, какое участие принимаете Вы в обновлении мною древних святых икон, долгом поставляю сообщить Вам некоторыя подробности о моих занятиях в селе Васильевском графа Шереметева. Вам уже известно, что иконостас здешняго соборнаго храма один из самых древнейших в России; он находился некогда в древнем соборе Владимирском князя Андрея Боголюбскаго, но в исходе минувшаго столетия, при обновлении собора, был заменен совершенно новым в италианском вкусе. Половина иконостаса вовсе была уничтожена, а другая половина, т. е. средний ярус икон, к счастию, уцелела потому, что их купили для своей соборной церкви крестьяне села Васильевскаго; до сих пор сами не знали они, какое приобрели сокровище. Весьма замечательна скромность постановки фигур, приличествующая церкви, правильность рисунков огромнаго размера (ибо есть иконы в 4 1 / 2 арш.) и сочетание цветов в одежде святителей. Опишу Вам для примера одну икону Николая Чудотворца: лице его выразительно; фелонь чисто белая, с черными прозрачными крестами; омофор из-зелена-белый с легкими полосками вдоль его; подризник светло-красноватый, цвета зари, и по нем редкия полосы темно-красныя; эпитрахиль золотая, унизанная жемчугом и каменьями; палица также с крестом на середине, и дека Евангелия представляется будто унизанною настоящими камнями: так еще ярки краски, составленныя на яице, а поля у всех икон золотыя. Меня особенно заняло умное расположение крестов, на всех фелонях и саккосах Святительских; с перваго взгляда покажется во всей одежде подобие одного только креста, а как всмотришься, то увидишь пять или семь различных изображений крестов чрезвычайно приятных для глаз. С белых крещатых риз снято мною по два и по три слоя разноцветных одежд, в толщину медной копейки, на которых были узоры как бы штофной материи, красной и зеленой. Скажу еще о иконе Божией Матери, предстоящей Спасителю, в одном ряду с Апостолами и Святителями; величина ея 4 1 / 2 арш.; фигура во всю деку; постановка ея и все целое исполнены духовной величественной красоты, невольно внушающей благоговейную молитву. Вам более известно, в чем византийская живопись имела преимущество пред всеми другими, и что в наше время много опущено, по неразумению; иконописцы впали в прямолинейную рисовку, не уловляя тайны искусства греческаго. Со мною часто случалось, стоя перед сею иконою, следить глазами за общим ея очерком с духовным наслаждением, так, что не хотелось отвести от нея глаз, и сердечно благословлял я иконописца, столь глубоко проникнутаго божественным чувством, чего не встретишь в нынешней живописи, хотя есть хорошия писания, но не надолго нравятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

VI. Латинские государства в Палестине. Второй и Третий Крестовые походы. Углубление разделения Церквей Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Runciman, A History of the Crusades; Runciman, The Great Schism; Papadakis; Meyendorff, Ideological Crises; Previte-Orton; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Vasiliev; Шмеман, Исторический путь. 1. Итак, в 1099 г. Иерусалим был взят. Резня, которую крестоносцы устроили при взятии города, надолго запомнилась всем жителям Ближнего Востока. Королем Иерусалимским был избран Годфрид Бульонский. Однако он отклонил королевский титул и стал именовать себя «Защитником Гроба Господня». Годфриду сразу же пришлось защищаться. Он вывел свою армию к стенам Аскалона, куда продвинулась египетская армия, посланная на выручку к Иерусалиму. В кровопролитном сражении египтяне были разбиты, а жители Аскалона, наслышанные о резне в Иерусалиме, предложили сдаться, но только лично Раймунду Тулузскому. Годфрид, чье самолюбие было задето этим, отказался от таких условий. Обиженный Раймунд отделился от его армии и со своими отрядами направился на север. Теперь у Готфрида не было достаточно сил, чтобы штурмовать Аскалон, и ему пришлось снять осаду. Так из-за глупости и напыщенной гордыни Годфрида Аскалон остался в руках мусульман и был «жалом во плоти» франков в течение следующих пятидесяти лет. Все египетские набеги на Палестину совершались из Аскалона. В Иерусалиме был поставлен латинский патриарх Даймберт Пизанский. Боэмунд, новоиспеченный князь Антиохийский, также поставил латинского патриарха в своем городе, изгнав оттуда законного патриарха Иоанна IV. Так начался реальный раскол в патриархате, который до того формально не прерывал литургического общения с Римом. Правда, вскоре Боэмунд понес заслуженное наказание за все свои злодеяния: в 1100 г. он был захвачен в плен турками и уведен на три долгих года в Неокесарию. В Антиохии стал править как регент его столь же честолюбивый и столь же неразборчивый в средствах племянник Танкред.

http://sedmitza.ru/lib/text/434805/

V. Начало упадка Империи. Завоевания турок. Первый Крестовый поход Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Runciman, A History of the Crusades; Runciman, The Great Schism; Paradakis; Meyendorff, Ideological Crises; Previte-Orton; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Vasiliev; Шмеман, Исторический путь. 1. Константин Мономах скончался в начале 1055 г. Его жена императрица Зоя умерла еще раньше. Стала единолично править Феодора - ее сестра, которой к тому времени было уже за семьдесят. В 1056 г. скончалась и она. Македонская династия угасла. Патриарх Михаил Керуларий играл чрезвычайно активную роль в выборах нового императора. Он занял сторону земельной аристократии, выдвинувшей своего кандидата. Разгорелась борьба, в которой патриарх и его сторонники в конце концов проиграли: к власти пришел выдвинутый армией аристократ Исаак Комнен , способный генерал. Но земельная аристократия не давала ему править, блокируя каждое его действие. Исаак I, борясь за власть, отправил в отставку Керулария, продолжавшего выступать на стороне аристократии. Однако удержаться на престоле императору не удалось. Через два года после воцарения он был вынужден отказаться от престола и уйти в монастырь. Его преемником стал Константин X Дука . Имперская казна уже опустела, а армия опасно усилилась. Платить ей было нечем, солдаты волновались, назревали бунты. Император решил сократить военные силы, что, может быть, имело смысл для сохранения его власти, но для империи было чрезвычайно опасно, в особенности в тот исторический момент. На Востоке собирались грозовые тучи, а на Западе буря уже разразилась. Норманны перешли в новое наступление. Папы решили переменить политику на более реалистическую (или более оппортунистическую). В 1059 г. папа Николай II признал норманна Робера Гвискара правителем Апулии, Калабрии и Сицилии, благословив его отвоевывать первые две области у византийцев, а остров Сицилию - у арабов. Норманнское завоевание началось. Константин X умер в 1067 г. Его сын, Михаил VII, был еще малолетним. Через год вдова императора вышла замуж за генерала Романа Диогена, который стал регентом и императором.

http://sedmitza.ru/lib/text/434802/

А.А. Федоров-Давыдов Глава десятая. Третий Крестовый поход I. Настроение на Западе Еще король Амальрих, а затем Балдуин IV видели, насколько серьезная опасность растет в среде мусульман против христиан Востока, и посылали посольства на Запад просить о помощи средствами и людьми. Общее настроение в западных европейских государствах не оставляло желать ничего лучшего; везде посольства встречали полное участие, но крупной помощи в виде большого ополчения или крупных вкладов для нужд Востока не находилось. Как мы уже говорили выше, силы западных народов были заняты своими делами. Германские императоры враждовали с папами, короли Франции не ладили с английскими королями. Но теперь дело приняло иной оборот: известия о победах Саладина, о падении христианского могущества на Востоке возбудили во всех глубокое горе и яростную ненависть против мусульман. Папа Григорий VIII, несмотря на то, что рознь духовенства с императором Фридрихом I привела к решению отлучить последнего от церкви, оставил все политические соображения, решив направить все свои силы на устройство дел в Святой Земле. Полетели во все концы послания к государям и ко всем христианам, призывающие к единодушному восстанию против могущественного роста азиатских народов в ущерб народам Запада. Для возбуждения духа в народе власти прибегали вновь и к влиянию религиозного чувства народа, и к обещанию за готовность идти в новый крестовый поход улучшить материальное положение народа, выхлопотать прощение долгов, повинностей, принять на себя заботу о семьях. Духовенству предписывалось отрешиться от блестящей, богатой жизни, вести строгий образ жизни, отдавая свои доходы на военные издержки, и тем показывать пример мирянам. На семь лет был объявлен всеобщий мир. Папа Григорий VIII, начав это дело, вскоре умер, но дело его проповеди продолжал с той же энергией его приемник, папа Климент III. Развиваясь постепенно, единодушное восстание приняло огромные размеры, напоминая собою ополчения первого крестового похода. В Италии государи и города тоже оставили всякие междоусобия и деятельно готовились к походу, так что несколько эскадр вскоре вышли к сирийским берегам. Воодушевились на священный поход многие тысячи и на севере Европы, в Дании и Швеции. В то же время три самые могущественные государства деятельно готовились к вооружению крестового ополчения – Германия, Франция и Англия, и впереди всех вышло ополчение немецкое. II. Немецкое ополчение

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010