ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования 36 от 25 сентября 2023 г. ПРОТОКОЛ заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования 25 сентября 2023 36 ______________ Рассмотрение прошений о присвоении изданиям грифа Издательского совета по упрощенной схеме: 1 .         Заявитель: издательство Сретенского ставропигиального монастыря. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «А. Л. Дворкин. Хроники крестовых походов. Т. 1» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «А. Л. Дворкин. Хроники крестовых походов. Т. 1». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р23-336-3537. 2 .         Заявитель: издательство Сретенского ставропигиального монастыря. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «А. Л. Дворкин. Хроники крестовых походов. Т. 2» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «А. Л. Дворкин. Хроники крестовых походов. Т. 2». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р23-336-3538. 3 .         Заявитель: издательство Сретенского ставропигиального монастыря. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «А. Л. Дворкин. Хроники крестовых походов. Т. 3» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «А. Л. Дворкин. Хроники крестовых походов. Т. 3».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Сортировать по Исключить новости Протоиерей Всеволод Чаплин: Крестовый подход (+ Видео) Вся православная традиция говорит о том, что когда посягают на твоих ближних, на твою родину, на твой народ, на твои святыни, ты должен защищать их от любой агрессии всеми способами, какие у тебя есть. 21 марта, 2012 Вся православная традиция говорит о том, что когда посягают на твоих ближних, на твою родину, на твой народ, на твои святыни, ты должен защищать их от любой агрессии всеми способами, какие у тебя есть. «Крестовый подход» — эксклюзивное интервью протоиерея Всеволода Чаплина программе «Неделя» с Марианной Максимовской. Эфир состоялся на канале РЕН-ТВ 17 марта. Расшифровка текста передачи: портал «Правмир» Ведущая: Нельзя помиловать. В пятницу арестована еще одна участница панк-группы Pussy Riot Екатерина Санцевич. На этой же неделе Мосгорсуд признал законным арест двух других предполагаемых участниц группы Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной, несмотря на то что у обеих есть маленькие дети. Девушек обвиняют в участии в скандальном панк-молебне в Храме Христа Спасителя. Феминистки протестовали против вмешательства церкви в дела светского по конституции государства. Суд отказался приобщить к делу ходатайство общественности об освобождении задержанных, а также отказал юристам, которые собирались защищать участниц группы от имени уполномоченного по правам человека. Предельная жесткость за протест в храме – девушкам грозит до 7 лет тюрьмы – уже заставила правозащитников говорить о том, что в деле Pussy Riot российское правосудие превратилось в православную инквизицию. Градус реакции общества на эти события зашкаливает, и теперь в наступление пошли защитники веры и националисты. В интернете они не стесняются в словах, а в столкновениях с теми, кто защищает Pussy Riot, и в делах. Крестовый подход – протоиерей Всеволод Чаплин в эксклюзивном интервью «Неделе» о том, нужна ли России инквизиция. Отец Всеволод, а какого, по вашему мнению, наказания заслуживают участницы группы Pussy Riot?

http://pravmir.ru/protoierej-vsevolod-ch...

Скачать epub pdf III. Отношение государственной власти к Церкви Отношения, в какие становились византийские императоры к Церкви, на языке западных писателей обыкновенно называются цезаропапизмом. 247 Это значит, что указанные писатели находят в положении Византийско–восточной церкви самые ненормальные отношения между государством и Церковью, при которых императоры выражают себя как полновластные главы и владыки Церкви, при которых – иначе сказать – они являются вместе царями и первосвященниками. Представления эти о византийских отношениях государства и Церкви частью несправедливы, частью справедливы. Они несправедливы, когда хотят видеть в подобных отношениях какую-то систему, будто бы принятую и утвердившуюся, как закон, в Византийской империи; но они справедливы, если с этими представлениями соединяется лишь мысль о том, что в Византии нормальные отношения государства к Церкви весьма часто переходили в ненормальные, что здесь императоры в религиозных делах брали на себя более, чем сколько того требовали благо Церкви и польза ее, и что забывалось истинное понятие об императоре как члене Церкви, подчиненном голосу пастырей в вопросах религии. В самом деле, в рассматриваемый нами период Восточной церкви от начала крестовых походов до окончательного падения Константинополя, мы встречаемся с такими государями, которые смотрели на себя как на верховных распорядителей в делах Церкви, ставили себя выше ее иерархов. Подобные неправильные, спутанные понятия об отношении высшей светской власти к Церкви с замечательным самообольщением выражает император Исаак Ангел, когда говорит: «Царям все позволительно делать, потому что на земле нет никакого различия во власти между Богом и царем; царям все позволительно делать, и можно нераздельно употреблять Божие наряду со своим, так как самое царское достоинство они получили от Бога и между Богом и ними нет расстояния». 248 При другом случае в одной из своих новелл тот же Исаак прямо именует себя πιστημονρχης’οΜ Церкви, т е. опытнейшим правителем Церкви, причем он приписывает себе власть исправлять то, что совершается в Церкви вопреки каноническим постановлениям . 249 Некоторые византийские императоры в своем царском титуле употребляли выражение «святой», которое обыкновенно прилагали к себе патриархи, и весьма недовольны были, если кто-либо в титуловании их опускал этот термин; право на такое титулование себя императоры основали на том, что они лица, миропомазанные царским помазанием . 250 К чему же при водило то воззрение императоров на самих себя, на которое мы указываем? А вот к чему. По словам Никиты Хониата , для «большей части византийских царей решительно невыносимо только повелевать государством, ходить в золоте, пользоваться общественным достоянием как своим. Они почитают для себя крайней обидой, если их не считают мудрецами, богомудрыми, подобно Соломону, богодухновенными руководителями, вернейшим правилом из правил, одним словом, – непогрешимыми судьями дел Божеских и человеческих» . 251

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Раздел 5. Разные сообщения А. Б. Пермиловская. Крест из деревни Кушкопала Деревянные обетные кресты – явление характерное и распространенное для Русского Севера как в XIXbeke, так и в настоящее время. Довольно значительная их часть сохранилась на побережье и островах Белого моря, в бассейнах рек Мезени, Пинеги, на Каргополье. Настоящая небольшая публикация на эту тему дополняет ранее вышедший материал 617 . Уникальным и безусловно самым интересным из сохранившихся крестов на Русском Севере является крест из деревни Кушкопалы Пинежского района, в настоящее время – экспонат Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», его можно увидеть на выставке обетных крестов «Священное дерево» в Георгиевской церкви. Одной из первых этот крест зафиксировала экспедиция института «Спецпроектреставрация» (Москва) в 1967 году 618 . Ранее крест находился в специально построенном для него двухэтажном амбаре. Это один из самых высоких северных крестов, его высота – 6 м 10 см, с подземной частью – 8 м, выполнен из лиственницы. Размер вертикального бруса – 610х42х20,5 см (верх), 42х26 см (низ), верхнее большое перекрестие – 390х43,7х20,5 см. Верхнее малое перекрестие и нижняя наклонная перекладина утрачены. Крест представляет прекрасный образец резьбы по дереву и крестьянской палеографии. Как это часто встречалось в перенесении текста молитвы на поверхность креста, резчик, иногда по причине неграмотности, допускал неточности и ошибки, что мы можем видеть в кушкопольском кресте. Но это не сколько не умаляет эстетической и художественной ценности. Лицевая и особенно задняя сторона креста покрыты, как сплошным узором, вязью, текстом молитвы. На лицевой стороне, на центральной перекладине, вырезано: «Крест – хранитель всей вселенной, красота церковная». Эта надпись отражает сущность и несомненные архитектурные достоинства этого памятника. Перед нами подлинное произведение деревянного зодчества и народной монументальной скульптуры. Наибольший интерес представляет задняя сторона креста, в центральной части которого, вырезан текст пасхальной молитвы:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Раздел 6. Рецензии и библиография Новая литература по ставрографии за 2000–2002 годы Пуцко В. Г. Белокаменные резные кресты XV–XVIbb. в Поволжье//Сообщения Ростовского музея. Вып. XI. Ростов, 2000. С. 66–82, ил. Работа известного специалиста по церковному искусству В. Г. Пуцко посвящена анализу формально-содержательных особенностей ряда крестов, объединенных по типологическим (белокаменные монументальные), географическим (Ярославская земля) и историческим (XVIbek) признакам. Предметом анализа стали крест дьяка Стефана Бородатого из Ростовского музея, кресты из Воскресенского и Крестовоздвиженского соборов в Романове-Борисоглебске и крест из Успенского собора в Ростове Великом. Среди выдвигаемых исследователем гипотез – предположение о том, что типология Распятия на кресте из Воскресенского собора Романова-Борисоглебска «реально отражает деревянное изваяние Иисусова креста из Никольского погоста, ныне находящегося в церкви с. Годеново Ярославской области» (с. 73). Возводя, в свою очередь, хорошо известный и почитаемый сегодня Годеновский крест к формам меднолитого креста преп. Авраамия Ростовского XIV века, В. Г. Пуцко выстраивает три упомянутых креста в единый типологический ряд, при этом датируя Романов-Борисоглебский крест рубежом XV–XVI веками – по эпиграфическим признакам. Отмечая вторичность поволжских белокаменных резных крестов по отношению к московской и новгородской традиции XIV–XVbekob, в целом автор оставляет открытым вопрос о реальных исторических и географических границах вида крестов. А. В. Святославский Mixac ь Раманюк. Беларуск i я народныя крыжи: манаграфия. «Наша нива», Дзянис Раманюк, В i льня, 2000. 222 с., ил. – на белорус. яз. (Раманюк Михаил. Белорусские народные кресты. Монография. Вильнюс: «Наша нива». Дзянис Раманюк, 2000). Издание совмещает в себе научную монографию и прекрасного качества фотоальбом с 302 иллюстрациями, работами самого автора. М. Раманюк – наш современник (1944–1997), профессор кафедры истории и теории искусства Белорусской Академии художеств, этнограф, художник, фотограф, посвятивший жизнь изучению материальной и духовной культуры Белоруссии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Отношение государственной власти к церкви Отношения, в какия становились Византийские императоры к церкви, на языке западных писателей обыкновенно называются цезаропапством. Это значит, что указанные писатели находят в положении Византийско-восточной церкви самые ненормальные отношения между государством и Церковью , при которых императоры выражают себя как полновластные главы и владыки Церкви, при которых – иначе сказать – они являются вместе царями и первосвященниками. Представления эти о византийских отношениях государства и Церкви частью несправедливы, частью справедливы. Они несправедливы, когда хотят видеть в подобных отношениях какую-то систему, будто бы принятую и утвердившуюся, как закон, в Византийской империи; но они справедливы, если с этими представлениями соединяется лишь мысль о том, что в Византии нормальные отношения государства к Церкви весьма часто переходили в ненормальные, что здесь императоры в религиозных делах брали на себя более, чем сколько того требовали благо Церкви и польза ее, и что забывалось истинное понятие об императоре как члене Церкви, подчиненном голосу пастырей в вопросах религии. В самом деле, в рассматриваемый нами период Восточной церкви от начала крестовых походов до окончательного падения Константинополя, мы встречаемся с такими государями, которые смотрели на себя как на верховных распорядителей в делах Церкви, ставили себя выше ее иерархов. Подобные неправильные, спутанные понятия об отношении высшей светской власти к Церкви с замечательным самообольщением выражает император Исаак Ангел, когда говорит: «Царям все позволительно делать, потому что на земле нет никакого различия во власти между Богом и царем; царям все позволительно делать, и можно нераздельно употреблять Божие наряду со своим, так как самое царское достоинство они получили от Бога и между Богом и ними нет расстояния» 240 . При другом случае в одной из своих новелл тот же Исаак прямо именует себя πιστημονρχης’ οм Церкви, т е. опытнейшим правителем Церкви, причем он приписывает себе власть исправлять то, что совершается в Церкви вопреки каноническим постановлениям 241 . Некоторые византийские императоры в своем царском титуле употребляли выражение «святой», которое обыкновенно прилагали к себе патриархи, и весьма недовольны были, если кто-либо в титуловании их опускал этот термин; право на такое титулование себя императоры основали на том, что они лица, миропомазанные царским помазанием 242 . К чему же приводило то воззрение императоров на самих себя, на которое мы указываем? А вот к чему. По словам Никиты Хониата , для «большей части византийских царей решительно невыносимо только повелевать государством, ходить в золоте, пользоваться общественным достоянием как своим. Они почитают для себя крайней обидой, если их не считают мудрецами, богомудрыми, подобно Соломону, богодухновенными руководителями, вернейшим правилом из правил, одним словом, – непогрешимыми судьями дел Божеских и человеческих» 243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

XXI. Приходское благотворительное общество при с.-петербургской Крестововдвиженской, что в Ямской, церкви Учреждение и первый год деятельности общества. – Богадельня. – Воскресная школа. – Пожертвование И. Н. и П. Е. Демидовых и собственный дом общества. – Лазарет.– Приют для девочек.– Пожертвование Е. Т. Ефимовой. – Пожертвование Н. И. Ивановым дома. – Новый устав. – Расширение приюта; приют для мальчиков. – Церковно-приходская школа. – Выдача денежных пособий. – Главнейшие деятели и благотворители. Устав «Общества вспомоществования приходским бедным при Крестовоздвиженской церкви, что в Ямской», утвержден 26 марта 1875 года, открытие общества состоялось в том же году, 1 июня. В первый год деятельность общества ограничивалась помощью бедным посредством выдачи ежемесячных и единовременных пособий в широких сравнительно размерах: ежемесячное пособие получали от общества около 50 лиц, на единовременное израсходовано около 500 рублей. И относительно источников своих средств общество было счастливо: ко второму отчетному году у него осталось 3,800 рублей. Едва минул год со дня открытия общества, как оно нашло возможным значительно расширить свою деятельность. 23 июня 1876 года открыта была богадельня для 20 престарелых женщин, а 17 декабря открыта и воскресная школа, в которой собралось около 40 человек; сверх того, установилось взаимодействие с Императорским Человеколюбивым обществом. Богадельня помещалась в церковном доме, воскресная школа в Воздвиженском городском училище. В богадельне число призреваемых постепенно увеличивалось прибавлением стипендий на особые пожертвования и достигало 28. Жертвователями на содержание стипендий были: К. В. Жукова, А. С. Горохова, Е. С. Озеров, И. В. Кожевников , Н. Н. Каретников, две стипендии содержались в память П. И. Кожевникова и протоиерея А. А. Славинского. В воскресной школе обучалось от 32 до 85 человек. Преподаванием в ней занимались: протоиерей М. И. Розанов, священник М. П. Кедров, братья А. П. и П. П. Кореневы, А. П., Н. П. и О. П. Петропавловские, Е. С. Ильинская.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Крестовые походы, джихад и глобализация 16.10.2004 1539 Время на чтение 10 минут В последнее время мир все чаще сталкивается с таким ненаучным понятием как глобализация, которое не имеет четкого определения и может трактоваться сторонами по-разному. Для одних и это попытка навязать свою идеологию, свой образ жизни и мыслей, свои " ценности " . Для других - поиск новых путей ответа на эти вызовы для сохранения своей самобытности, быта, религии, древней культуры и своей цивилизации от внешнего разрушения. Одним из средств внедрения глобализации в общественное сознание служит политическая корректность, которая призвана закамуфлировать реальные намерения словами, возможно, более приятными на слух, но не передающими точного смысла того, что хочет сказать собеседник. Элементы глобализации и политической корректности не новы, их можно узнать и увидеть на примере истории крестовых походов, которые, как мы увидим ниже, еще не закончились. В 1095 г. после " Великой схизмы " 1054 г. (раскола единой христианской церкви на Западную, латинскую, и Восточную, православную), дабы решить свои социально-экономические, политические и религиозные проблемы, папа Урбан II в Клермоне нашел вполне политкорректный " раннеглобалисткий " лозунг для всей Западной Европы: " спасти Гроб Господень от сарацинов " , то есть местных арабов-мусульман. Призыв был услышан, и сотни тысячи безземельных, но титулованных дворян, благословленных " первым среди равных " , со словами " того хочет Бог! " надели на себя рыцарские доспехи с крестовыми мантиями и отправились в Святую Палестину. Еще в Европе крестоносцы стали " задирать " местных жителей и устраивать еврейские погромы. Византийскому императору Алексию I Комнину было непросто заставить крестоносцев уйти из гостеприимной и богатой столицы Восточной Римской империи, Константинополя, чтобы продолжить путь к поставленной цели дальше через Босфор в Азию, в Святую Землю. Тяжелые испытания и потери выпали на долю франков (араб. аль-ифранг), или " чужестранцев " как их называли местные " сарацины " , воспринимая непрошенных гостей как захватчиков и оккупантов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

(Речь, произнесенная 19 февраля 1912 г. в зале Общества религиозно–нравственного просвещения в духе Церкви православной на Стремянной улице).   В настоящие достопамятные дни, в этот святой вечер молитвенного поминовения, мученически скончавшегося «твердого адаманта, непоколебимого столпа, крепкого поборника по православной истинной христианской вере» и «противу врагов (Отечества) крепкого и непобедимого стоятеля», третьего всероссийского святейшего патриарха Гермогена, нам представляется вполне благовременным и уместным в настоящем торжественном собрании предложить вашему благосклонному вниманию свое посильное слово о патриархе Гермогене и русском православном духовенстве в их служении Отечеству в смутную на Руси годину, именуемую лихолетьем. Избрать этот предмет для настоящей поминальной беседы, по нашему мнению, благовременно и полезно по многим причинами. Чествуемый ныне первосвятитель российской Церкви, блаженнейший и святейший патриарх Гермоген, окруженный великим сонмом доблестных современных ему иерархов российской Церкви митрополитов, архиепископов и епископов, подвижников и вождей иночества архимандритов, игуменов, соборных и рядовых старцев, и неисчислимым множеством соборных протопопов, попов и диаконов, представляется перед нашими мысленными взорами во всем своем обаятельном величии именно несокрушимого адаманта и стойкого борца против врагов Церкви православной русской и нашего Отечества, с одной стороны, и нежного пестуна–отца среди своих горячо любящих и послушных чад, с другой стороны. Остановить ваше внимание на этом предмете нашей беседы побуждает нас далее и то, что сам подвиг мужественного стояния патриарха Гермогена на страже Отечества и Церкви православной был возможен для него лишь при условии, когда его ближайшие сотрудники архипастыри и все русское духовенство, за весьма немногими печальными исключениями, были с ним единомысленны в убеждениях и единодушны в действиях, всячески спомоществуя ему во всех его благих начинаниях. Находясь в самом сердце своей многострадальной родины, в Москве, и большей частью среди честолюбивых, коварных русских бояр и служилых людей, окруженный постоянно исконными хитрыми врагами родины и Церкви православной – поляками, зорко следившими за всеми движениями мужественного печальника русской земли, а потом заключенный даже «в велицем заточении», в душном подземелье Кирилловского подворья, патриарх Гермоген без помощи и энергичного содействия этих преданных ему душой и телом пособников и сотрудников не смог бы поднять всю Русь на ноги, вдохновить ее на крестовый поход к стенам Белокаменной для освобождения дорогих всем кремлевских святынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Не чисто британский секуляризм 16.03.2012 381 Время на чтение 4 минуты Новый скандал, связанный с запретом британским христианам носить нательные крестики на рабочем месте, уже получил достаточное освещение в отечественных СМИ. Нам здесь стоит рассмотреть стоящую за ним идеологию - поскольку эта идеология уже активно заявляет свои права и на Россию. С чем мы сталкиваемся в данном случае? С идеологией, которая рассматривает Христианство в качестве своего врага. Эту идеологию иногда обозначают как " воинствующий секуляризм " , иногда (прежде всего ее сторонники) как " либерализм " . Оба термина вызывают путаницу. Под " секуляризмом " могут понимать разные вещи. Во-первых, речь может идти об отделении Церкви от государства в том смысле, что закон не устанавливает государственной Церкви или даже прямо запрещает это делать. Такое отделение, например, существует в США и Франции; в Греции, скандинавских странах и самой Великобритании существуют государственные церкви. Опыт показывает, что государственный статус Церкви делает ее уязвимой, когда к власти приходят нехристианские силы, и, с точки зрения интересов самой Церкви, является скорее нежелательным. Другое значение термина секуляризм - это тенденция к удалению христианства из общественной жизни. Христианскую веру могут сквозь зубы терпеть как чье-то частное увлечение - но не больше. Нынешний британский случай - проявление секуляризма во втором смысле. Обычно он действует под тем предлогом, что общественное пространство должно быть одинаково комфортным для людей любой веры (или неверующих) а присутствие символов христианства (Рождественских вертепов, Крестов, икон и т.д.) будет как-то обижать иноверцев. Впрочем, сами иноверцы жалуются очень редко - напротив, несколько раз британские мусульмане выступали против удаления рождественской символики. Фактически, единственная конфессия " многоконфессиональной страны " , которая находит христианское присутствие оскорбительным (и в Британии, и у нас) - это сами секуляристы. Поэтому нам важно при любых ссылках на " многоконфессиональность " тут же уточнять, какую именно конфессию уполномочен представлять собеседник. Опыт показывает, что любые ссылки на предполагаемых обиженных иноверцев служат продвижению интересов только одной идеологической группы - воинствующих атеистов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010