Москва. Кремль. Собор Михаила Архангела. Архангельский Собор Кремля Карта и ближайшие объекты Собор Архангела Михаила в Московском Кремле. Дата создания: 1505-1508 гг. Автор: Алевиз Новый. Местонахождение: Государственный историко-культурный музей-заповедник " Московский Кремль " . Материал, техника: кирпич, белый камень. Построен на месте древней белокаменной Архангельской церкви 1333 г., служившей усыпальницей московских великих и удельных князей (придел Иоанна Предтечи у южной апсиды и придел Уара у северной пристроены в середине XVI в.). Итальянский зодчий не только отдал дань традиционному пятиглавию, как Фиораванти в Успенском соборе, но и вернулся к крестово-купольной системе с применением в основном полуциркульных сводов и крестчатых в плане столпов вместо крестовых сводов с круглыми столпами Аристотелева храма, что вызвало прежнюю дробность и неравномерность членений внутри собора, отличавшие древнерусские храмовые постройки, и лишало его той высоты, светлости и пространства, которые так поразили современников в памятнике, возведенном на четверть столетия раньше. Сложенные из кирпича широкие столпы водружены на высокие массивные постаменты, увеличивающие их сечение, и поставлены довольно близко друг от друга в рядах, разделяющих продольные нефы, благодаря чему возрастает изолированность нефов и впечатление их протяженности в направлении от главного входа к апсидам. При пониженных сводах боковых нефов это делает здание более похожим на базилику, чем на крестово-купольное сооружение. Некоторые исследователи связывают особенности Архангельского собора не столько с шестистолпными, крестово-купольными храмами домонгольской Руси, сколько с памятниками Венеции конца XV в., откуда был родом зодчий, продолжающими традиции византийской архитектуры. В соответствии с планом фасады членятся по вертикали на неравные части, а пятиглавие, в котором барабаны восточных глав по своему диаметру уже западных, оказывается сильно смещенным к востоку, тем более что в западной части храма Алевизом была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св.

http://sobory.ru/article/?object=03385

Балахна. Храмовый комплекс. Церкви Воздвижения Креста Господня и иконы Божией Матери " Знамение " . Крестовоздвиженская и Знаменская церкви Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Нижегородская область, г. Балахна, ул.Дзержинского, д.9 Координаты: 56.497307, 43.606212 Проезд:до остановки «Автостанция» от Нижнего Новгорода рейсовыми автобусами 203, 308, 1507, от Городца – автобусами 317, 108, 1507 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты В Балахне, на улице Дзержинского, которая является наследником бывшего Костромского тракта, тянувшегося из деревоземляной крепости на северо-запад, сохранились две церкви, две сестрички постройки XVIII века: Знаменская и Крестовоздвиженская. «Детали их, значительно более грубые, чем в изысканной Спасской церкви, свидетельствуют об устойчивости старых форм к происшедшим в послепетровское время переменам в жизни и быте, несмотря на сравнительно поздние даты постройки в этих сооружениях нет и следа обычной уже в те годы барочной декорации». Так высказался о них главный архитектор Горьковской области С. Агафонов в своей книге «Горький – Балахна – Макарьев». Но история этих церквей началась в начале XVII столетия. В этом храмовом комплексе соединены две более старые: Пятницкая и Воздвиженская. Первая находилась на берегу Волги и была холодная деревянная. В описи 1674 года говориться, что она ветха, что алтарь подмыло Волгою, что по челобитью той церкви попа Федора и прихожан под ту церковь дано иное место. Церковь эта была украшена довольно богато (см. писцовую книгу 1674-1678 гг.), при ней была теплая церковь во имя Знамения Пресвятыя Богородицы с пределом Тихона Чудотворца. Колокольни у нее не было, а на часовне висел всего один колокол. Писцовая книга действительно подтверждает, что «теплая церковь во имя Знамения Пресвятыя Богородицы находилась у Волги на берегу в паре с холодной нарицаемой Пятницы да в пределе Тихона Чудотворца древяна, а в них царские двери и деисус и всякое церковное строение патриарша казначея Тихона Обанина, родом из Балахны». Обанин построил новую церковь еще в половине XVII века - теплую во имя Знамения Богородицы с приделом св. Тихона и колокольню с четырьмя колоколами. Обанины были Балахнинские солепромышленники. Из других актов видно, что Тихон Обанин умер в Воскресенском монастыре, называемом Новым Иерусалимом (под Москвой). В той же писцовой книге говорится, что «по челобитью той церкви попа Федора и прихожан под ту церковь дано иное место в том же приходе в Пятницкой улице на место дворовых посадских людей Ивашка Ирьдяшина, Спирки Салата, Первушки Иришкина, да к той же церкве под кладбище сломаны два двора посадских людей, по правую сторону дверь Онтипки Яковлева сына Поздеева, а по левую сторону указанное место и всего под церковь и под кладбище и для пожарного времени отведено в длину сажени, а поперег сажень. А у той церкви поп Федор Дмитриев и у него дети: Ивашко, Фетка, Васка, Ефремко и с огородом».

http://sobory.ru/article/?object=01871

Взгляд на взаимные отношения церкви Греческой и Латинской Времена византийских патриархов Фотия (в IX в.) и Михаила Керулария (в XI) совершенно справедливо счи­таются эпохой, когда случилось действительное разделение церкви на Восточную и Западную. Но нет сомнения, эта взаимная вражда двух сестер-церквей улеглась бы, сгла­дилась бы, – с течением времени между ними возникло бы если не единение, полное и всецелое, то, по крайней мере, установились бы более или менее миролюбивые отношения. Но этому не суждено было последовать. Причиной этого были все новые и новые столкновения, какие имели место во взаимных отношениях между Греками и Латинянами в остальное время существования Греческой империи в XII, XIII, XIV и XV веках. Обстоятельства эти не только не способствовали к умиротворению вражды между двумя на­званными церквами, но еще более усиливали взаимный ан­тагонизм. При обозрении истории Восточной церкви от XII по XV век, т. е. до падения Византии,– поэтому мы хотим, прежде всего, объяснить: чем обусловливалось это прогрессивное возрастание нерасположения церкви Восточной и Западной одной к другой, и в каких замечательных фактах выразилось оно. Одним из значительных факторов, содействовавших такому отчуждению двух родственных по своей вере на­родов-Греков и Латинян-были крестовые походы, на­чавшиеся с конца XI века и продолжавшиеся до исхода XIII века. Западные крестовые походы довели нерасполо­жение Греков к Латинянам до высшей степени напряжения. Прежде всего, эти походы имели то следствие, что они наводнили Греческую империю разного рода предприни­мателями с экономическими задачами, выходцами с запада, повредившими экономическому благосостоянию Греции. Нам нет дела расследовать, отчего это зависело, только несо­мненно, что с этого времени промышленность, торговля и капиталы переходят в Греческой империи к иностран­цам. Правда, и до этого времени, в особенности Вене­цианцы, заметно забирают в свои руки коммерческие дела в Греции; но с XII века это стало каким-то роковым законом для Греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Скачать epub pdf I. Взгляд на взаимные отношения церкви Греческой и Латинской Времена византийских патриархов Фотия (в IX в.) и Михаила Керулария (в XI в.) совершенно справедливо считаются эпохой, когда случилось действительное разделение Церкви на Восточную и Западную. Но нет сомнения, эта взаимная вражда двух сестер–церквей улеглась бы, сгладилась бы, – с течением времени между ними возникло бы если не единение, полное и всецелое, то по крайней мере установились бы более или менее миролюбивые отношения. Но этому не суждено было последовать. Причиной этого были все новые и новые столкновения, какие имели место во взаимных отношениях между греками и латинянами в остальное время существования Греческой империи в XII, XIII, XIV и XV веках. Обстоятельства эти не только не способствовали к умиротворению вражды между двумя названными Церквами, но еще более усиливали взаимный антагонизм. При взгляде на историю Восточной церкви с XII по XV вв., т. е. до падения Византии, хотелось бы прежде всего объяснить, чем обусловливалось прогрессивное возрастание нерасположения церкви Восточной и Западной, и в каких примечательных фактах это отражено. Одним из значительных факторов, содействовавших такому отчуждению двух родственных по своей вере народов – греков и латинян – были крестовые походы, начавшиеся с конца XI века и продолжавшиеся до исхода XIII века. Западные крестовые походы Довели нерасположение греков к латинянам до высшей степени напряжения. Прежде всего эти походы имели то следствие, что они наводнили Греческую империю разного рода предпринимателями с экономическими задачами, выходцами с Запада, повредившими экономическому благосостоянию Греции. Нам нет дела расследовать, отчего это зависело, только несомненно, что с этого времени промышленность, торговля и капиталы переходят в Греческой империи к иностранцам. Правда, и до этого времени, в особенности венецианцы, заметно забирают в свои руки коммерческие дела в Греции; но с XII в. это стало каким-то Роковым законом для греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Церковная земля и церковные дома По упразднении Крестовоздвиженского монастыря, были отобраны в Синодальное ведомство все монастырские земли и угодья, да и самая погостная земля бывшего монастыря со всеми находившимися на ней зданиями, кроме церкви и колокольни, поступила также в ведение Св. Синода и указом от 6 окт. 1813 года отдана под жительство соборянам Успенского собора 155 . Монастырские здания частью сломаны, и на их месте воздвигнуты новые, частью же перестроены. В сентябре 1817 года соборяне введены в Крестовоздвиженский дом 156 . Так как, с образованием Крестовоздвиженского прихода, к Крестовоздвиженской церкви были приписаны три церкви: Николаевская, на Моховой, Николаевская и Благовещенская, на Старом Ваганькове, то и земельные участки этих церквей поступили во владение Крестовоздвиженской церкви. Впрочем, эти участки недолго были в церковном владении. Прежде других отошел участок Благовещенской, на Ваганькове, церкви, находившийся «в Тверской части, 4 квартала, под 381, 382, 383 и 384, в проулке Здвиженском» (Ваганьковском), на месте дома, принадлежащего теперь г. Семенову. Земля, имевшая по уличной линии Ваганьковского переулка 17 саж. 2½ ар., простиралась в длину, по направлению к Крестовоздвиженскому переулку. почти на 47 саж. и в заднем поперечнике имела около 6 саж. Всей земли было 541 кв. саж., которая, по табели об оценке, стоила 2,705 руб. Землю эту «яко впусте лежащую» просил у преосвященного Августина в вечное и потомственное владение Синодальной Типографской Конторы директорский товарищ коллежский ассесор Павел Левашев 157 «дабы ему жить ближе к Типографии и тем более средств (иметь) к надзору за вверенной ему Святейшим Синодом должностью». Резолюцией преосвященного Августина земля отдана просителю безвозмездно, о чем и сообщено московскому главнокомандующему 26 янв. 1817 года 158 . От Николаевской, на Моховой, церкви перешло церковной земли 317 кв. с. Эта земля в 1836 году «с надлежащего разрешения», как сказано в Клировой ведомости, была продана с торгов московскому купцу Михаилу Смирнову по 43 руб. за квадратную сажень, каковая продажа утверждена 21 сент. того же года 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Шуя. Храмовый комплекс. Церкви Воздвижения Креста Господня и Георгия Победоносца. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Между 1693 и 1703. Адрес: Шуя, Театральная пл., д.4 Координаты: 56.856779, 41.379355 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В Крестовоздвиженском приходе две каменные церкви: холодная пятиглавая Крестовоздвиженская и теплая Георгиевская. Колокольня и ограда - каменные. Время основания Крестовоздвиженской церкви неизвестно, но по народному преданию - она есть одна из древнейших церквей в городе. Известный составитель писцовых книг Афанасий Веков указал, что в 1629 г. была сия церковь деревянная. Каменною она сделана в 1693 г., в котором 25 сентября была освящена, как это видно из надписи на храмозданном кресте, хранящемся в церкви. До 1801 г. Крестовоздвиженская церковь была бедною, что доказывают старая церковная опись и приходорасходная книга. С этого же года, с поступлением в приход Крестовоздвиженский богатых и благочестивых купцов Посылиных и Киселевых, приехавших в Шую на жительство из уезда, церковь с каждым годом стала принимать более и более благолепный вид. Ветхости ее означенными купцами все были исправлены, церковная бедная утварь заменена новою, лучшею. Потом весь храм был ими возобновлен и украшен. По возобновлении его он был вновь освящен 23 сентября 1823 г. Парфением, епископом Владимирским и Суздальским. В церкви три престола: главный – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и придельные – в честь св. благ. князей Бориса и Глеба (устроен в 1776 г.) и в честь Божией Матери Тихвинской (устроен в 1823 г.). Престол в главном алтаре бронзовый, с отлитыми бронзовыми барельефами: с западной стороны - Тайная Вечеря, с южной – Рождество Христово, с восточной – Снятие с Креста и с северной - Благовещение Божией Матери с отлитыми херувимами вокруг, по углам и избранными святителями. Весь престол вызолочен через огонь и утвержден на основании из белого мрамора. Престол устроен в Москве художником итальянцем Кампиони на средства купца В.М. Киселева.

http://sobory.ru/article/?object=24286

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Болгария и Сербия на пути к конфронтации с латинским миром (30-е гг. XIII — начало XIV в.) Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Разрыв церковных связей между южнославянскими странами и Римом не мог не вызвать обострение их отношений с папским престолом, а затем и со всем латинским миром. Хотя разрыв между Римом и Сербией привел к последствиям, которые нанесли прямой ущерб позициям католической Церкви в сербском Приморье, мы ничего не знаем о реакции папской курии на учреждение по соглашению с Никеей автокефального Сербского архиепископства. Нарушение связей с Болгарией католической Церкви непосредственного ущерба не принесло, но реакция курии оказалась острой. Это объяснялось тем, что создание самостоятельного Болгарского Патриархата скрепило союз Второго Болгарского царства с Никейской империей, направленный против «латинян» в Константинополе. Папа Григорий IX пригрозил болгарскому царю Ивану Асеню II отлучением от Церкви , а когда после некоторых колебаний болгарский правитель остался верен союзу с Никеей, объявил в январе 1238 г. крестовый поход против «еретиков» и «схизматиков», живущих в «земле» Ивана Асеня II. Поскольку главную роль в этом походе должна была сыграть Венгрия, то в серии посланий, адресованных венгерскому королю, епископату, доминиканцам и францисканцам на территории Венгрии , папа предписал проповедовать на землях королевства крестовый поход против болгар, приравнял его участников к участникам похода за освобождение Святой Земли и дал право клирикам исповедовать их и отпускать им грехи. Одновременно он угрожал отлучением от Церкви всем, кто будут мешать участникам похода выполнять взятую на себя миссию. Папа также принял Венгрию под защиту «святого Петра» . Частью этой акции стало решение о передаче «земли Асеня» — Болгарии венгерскому королю и другим католическим государям, которые примут участие в походе . Это заявление вызвало возражения у короля Белы IV, и папа обещал ему, что никому другому, кроме него, не передаст «Bulgarie regnum» . Одному из венгерских епископов (по выбору короля) были предоставлены полномочия папского легата для устройства церковных дел на завоеванных территориях: определения границ, учреждения епископств и т. д.

http://sedmitza.ru/lib/text/442949/

Предстоятель Антиохийской Православной Церкви совершил молебен в крестовом храме резиденции Патриарха Московского и всея Руси Операторы: Л. Брусенцов, Р. Самсонов. Звукооператор: А. Бригадов 25 января 2014 г. 20:54 25 января 2014 года  Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X , прибывший в пределы Русской Православной Церкви с официальным визитом, посетил Патриаршую и Синодальную резиденцию в  Даниловом монастыре  в Москве. Блаженнейшего Владыку сопровождает делегация, в составе которой — митрополит Аккарский Василий, митрополит Триполийский Ефрем, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси  архиепископ Филиппопольский Нифон , архимандрит Филипп (Язейджи), архимандрит Парфений (Аллати), архидиакон Герасим (Каббас), а также ряд православных мирян. У входа в резиденцию в Даниловом монастыре Предстоятеля  Антиохийской Церкви  приветствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятели Антиохийской и Русской Православных Церквей проследовали в крестовый храм во имя Всех святых Церкви Русской. Блаженнейший Патриарх Иоанн X возглавил краткий молебен, во время которого Святейший Патриарх Кирилл молился в алтаре. Также за богослужением молились председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , председатель  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению   епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве  протоиерей Владимир Диваков , наместник Данилова монастыря  архимандрит Алексий (Поликарпов) , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов). По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл приветствовал Блаженнейшего Патриарха Иоанна X:

http://patriarchia.ru/db/text/3542567.ht...

Свердлово. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Каменная Крестовоздвиженская церковь сооружена на площади в середине села в самом конце XVIII в. тщанием прихожан, по преданию, на месте сгоревшей деревянной церкви. В ней три престола: во имя Воздвижения Креста Господня, апостола Иоанна Богослова и великомученика Димитрия. В середине 1860-ых гг. трапезная церкви ввиду «тесноты и невместительности» была расширена, заново устроены приделы. Стены расписаны в 1843 г., «возобновляемо было письмо» в 1873 г. Через десять лет выкрашена кровля на сводах церкви, в 1884 г. «начато устройство» новой белокаменной ограды в псевдорусском стиле, на углу которой поставили новую часовню во имя Александра Невского. Крупные реставрационные работы проводились в храме и на рубеже XIX-XX вв. В 1930-ые гг. Свердлово вошло в состав Калининской области. В 1937 г. при образовании Иваньковского водохранилища, село оказалось на самом берегу Волги. В первые годы войны церкви удалось выстоять по счастливой случайности. За двести лет существования она закрывалась несколько раз, но на непродолжительное время. На местном кладбище относительно недавно стояла также деревянная церковь. Церковь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня села Свердлово (Нового) Клинского уезда Московской губернии (ныне - входит в Конаковский район Тверской области) была построена в 1800 г. вместо обветшавшей деревянной церкви силами прихожан - крестьян, местных помещиков и торгово-промышленных людей. Здание храма первоначально состояло из увенчанного пятиглавием двусветного четверика с полукруглой апсидой, обширной трапезной, где по древним обычаям могли разместиться за столами все прихожане, и шестиярусной колокольни, высота которой составляет 42 м от подножия до венчающего ее креста. Теплые приделы - южный во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и северный - во имя святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого построены позднее, в 1865 г., на месте трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=02936

Содержание Предисловие к русскому изданию Введение Глава I. Папская церковная реформа 1. Церковь в феодальном обществе 2. Libertas ecclesiae 3. Папство на подъеме 4. Еще одна реформа: новые формы монашеской жизни Глава II. Первые крестовые походы: последствия для церкви 1. Попытки церковного примирения до 1095 года 2. Усиление христианского милитаризма 3. Церковный колониализм 4. Нарастание вражды между Востоком и Западом Глава III. Традиционные восточные церкви 1. Демографический аспект проблемы 2. Яковиты, армяне, марониты и несториане 3. Египет, Эфиопия, Нубия 4. Грузинская православная церковь Глава IV. Византийская церковь в XII столетии 1. Противоречивые течения: первенство Рима 2. Изменение методов богословия: Запад 3. Направления мысли: Восток 4. Становление христологии Глава V. Осажденная церковь 1. Папский «экуменизм» 2. Вселенский патриархат: единение православия в изгнании 3. Восстановление Византийской державы 4. Влахернский собор 1285 года Глава VI. Поместные церкви на Балканах 1. Болгарские церкви: Охрид и Тырново 2. Сербская церковь: св. Савва, Охрид и Печский патриархат 3. Церковь в румынских землях 4. Течения в литературе, искусстве и духовной жизни Глава VII. Исихастские споры 1. Монашество в поздней Византии 2. Исторический фон 3. Богословие живого богообщения 4. Плоды победы паламитов Глава VIII. Русская митрополия: от Киева до Москвы 1. Наследие Владимира и Ярослава 2. Церковь и Монгольская империя (1237–1380) 3. Преподобный Сергий и его братия. Митрополит Киприан и возрождение универсализма 4. Флорентийский собор и самоопределение Москвы Глава IX. Переход к новому времени 1. Раскол папства 2. Угроза для папской монархии: соборное движение 3. Ферраро–Флорентийский собор 4. Вероучительные дискуссии на Флорентийском соборе: «непогрешимая» вера? Глава X. L " eglise Apres Byzance(Цepkobь после Византии (фр.). Список сокращений     Исследование посвящено периоду церковной истории, которого учебники касаются мимоходом; первым четырем столетиям после отделения Западной церкви от Восточной. Взаимоотношения двух церквей рассмотрены на широком фоне церковно–исторических событий всего христианского мира – от нехалкидонских церквей до Русской митрополии. Специальные главы исследуют ключевые моменты эпохи, определившие дальнейшую судьбу православно–католических отношений: крестовые походы, исихастские споры, Ферраро–Флорентийский собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010