Барсов Т.В. О каноническом элементе в церковном управлении. М., 1882. Батишев Д.А. «Священная война» в контексте Крестовых походов. М., 2012. Баха Ад-Дин. Саладдин, победитель крестоносцев. М. СПб., 2009. Безобразов П.В. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл //Безобразов П.В. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл . Любарский Я.Н. Михаил Пселл : личность и творчество. СПб., 2001. Бейкер Дж. Константин Великий . Первый христианский император. М., 2004. Бейкер Дж. Юстиниан. Великий законодатель. М., 2004. Беляев Д.Ф. Byzantina. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. В 2 книгах. Книга 2. СПб., 1893. Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. Историко-критический обзор. Выпуск первый: папский догмат в процессе образования и развития до XIV в. Казань, 1882. Беневич Г.И. Никифор Влеммид, Григорий Кипрский и др. Вопрос об исхождении Святого Духа//Антология восточно-христианской богословской мысли. В 2 т. Т. 2. М. СПб., 2009. Берман Гарольд Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. Бернацкий М.М. Григорий Палама //Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. Бибиков М.В. К социально-психологическому анализу писем Григория Кипрского : бедность, бедствия, болезни//Византийский временник. 56 (81). 1995. Бирюков Д.С. О диспуте свт. Григория Паламы с Никифором Григорой и его изложение Факрасисом//Факрасис Георгий. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой философом. Святая гора Афон, 2009. Близнюк С.В. Короли Кипра в эпоху Крестовых походов. СПб., 2014. Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и Англии. М., 1998. Боголепов Н.П. Учебник истории римского права. М., 2004. Богородский А.Я. Еврейские цари//Еврейские цари и первосвященники/Сост. Р.А. Андреев. М., 2011. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4 т. М., 1994. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. М., 2007. Боханов А.Н. Византия – навсегда!//Имперское возрождение. 2. 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.Д. Лихачева VI. Искусство первой половины XIII века 13 апреля 1204 года Константинополь был захвачен крестоносцами, участниками Четвертого крестового похода. Император и его двор бежали в Никею, где оставались вплоть до освобождения столицы в 1261 году. Впервые пал гордый, считавшийся охраняемым богом город, основанный Константином Великим . Невиданный трехдневный грабеж превратил его из богатого и процветающего в опустевший и разоренный. Громадные пожары уничтожили центральные кварталы столицы. Пожары с небольшими перерывами длились в течение нескольких месяцев. Это вызвало упадок и даже прекращение некоторых видов ремесел, чьи секреты были известны только константинопольским мастерам. Вступившие в город крестоносцы оскверняли царские могилы, разрушали православные храмы, античные статуи, украшавшие город, вывозили к себе на родину памятники искусства. Историк Никита Хониат , свидетель грабежа, оставил нам неполный перечень уничтоженных памятников. Колоссальная статуя Геры, стоявшая на форуме, была переплавлена латинянами на монету. Статуя Париса сброшена ими в море. Более всего увозили из Константинополя венецианцы, стремившиеся украсить константинопольскими святынями свой город. Особенно ценили крестоносцы мощи святых, которых до тех пор в Европе было очень мало. Они, в драгоценных и разнообразных византийских реликвариях, теперь наполнили собой ризницы европейских соборов. На развалинах Византийской империи образовались новые латинские государства. Земли Византии были разделены между венецианцами, генуэзцами и другими участниками крестового похода (французскими и фламандскими рыцарями, немцами, англичанами, венграми). Однако в течение нескольких десятков лет латинского господства произведения византийского искусства продолжали все же создаваться. Конечно, в самом Константинополе не было создано памятников монументальной живописи. Но о творчестве художников рафинированной столичной школы свидетельствуют росписи сербской церкви Успения в селе Милешево, выполненные в 1234–1237 годах. Фрески были созданы константинопольскими мастерами по заказу сербского короля Владислава. Около фигуры святого Димитрия на стене храма художники оставили нам свои имена. Их звали Димитрий, Георгий и Феодор. Может быть, они были сербами, но несомненно учившимися на константинопольских образцах. Сам король Владислав изображен ими дважды – на северной стене нартекса и на южной стене храма. В обоих случаях он держит модель церкви в руках. Портрет его на южной стене более интимный. Лицо окрашено светло-розовым тоном, сильно отличающим его от сумрачной охры, покрывающей лики святых.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Воздвиженье. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня , Николая Чудотворца , Сергия Радонежского Год постройки:Между 1790 и 1792. Адрес: Россия, Ивановская область, Заволжский район, с. Воздвиженье, ул. Центральная, д. 52 Координаты: 57.498366, 42.018588 Проезд:проехав мост через Волгу в районе г.Кинешмы свернуть налево и ехать до перекрестка около 800 метров. На перекрестке свернуть налево по указателю " Воздвиженье " и ехать асфальтом около 3 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ с.Воздвиженье Церковь построена на средства прихожан в 1790 г. за два, как минимум, строительных периода и имеет два придела в честь святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского. Церковь представляет собой бесстолпный пятиглавый храм с ярусной колокольней, двусветной квадратной в плане трапезной и граненой апсидой алтаря. Это традиционный тип храмового комплекса, где на единой оси запад-восток расположены все составные части. Пристройки к южной и западной стенам колокольни, судя по размерам кирпича и отсутствию перевязки в кладке, поздние. Лестница на верхние ярусы колокольни находится в толще западной стены трапезной. Здание выложено из кирпича и имеет традиционную сводчатую систему перекрытий: над холодным храмом - четырех лотковый сомкнутый свод, в трапезной - система коробовых сводов с распалубками между столбами, над алтарем - цилиндрический свод, переходящий в граненую конху, над первым ярусом колокольни - коробковый свод, а в пристройках перекрытия плоские. Общая композиция церкви традиционна. К очень высокому четверику холодного храма, увенчанному ложными луковичными главами на граненых " шеях " , с востока примыкает пониженный объем граненого алтаря, перекрытый высокой граненой (полушатровой) кровлей. К западу к храму примыкает невысокий объем трапезной и шатровая колокольня с тремя рядами " слухов " на каждой грани и широкими арками звона. Столп колокольни увенчан луковичной главой. Интересен контраст пропорций стройных угловых барабанов и спокойных пропорций в центральной главе. Взлет вертикалей церкви (четверика и колокольни), подчеркнутый низким объемом алтаря и трапезной, особенно выразителен с глади волжских просторов. В наружном убранстве памятника своеобразно сочетаются формы древнерусского зодчества и классицизма. Вертикальный строй композиции четверика храма подчеркнут не только очень стройными пропорциями объема (отношение высоты четверика к ширине стены каждого фасада примерно 2:1), но и декором каждого фасада, очень стройными лопатками, а также раскрепованными над ними венчающим карнизом и двумя тягами. Четверик увенчан неполным антамблементом, карниз которого украшен сухариками, а фриз - сугубо декоративными мелкими закомарами. Широкая тяга, украшенная одним рядом сухариков и двумя рядами выпущенных углом кирпичей, опоясывает все части памятника на уровне верха стен трапезной и алтаря.

http://sobory.ru/article/?object=04026

Глава 9. Распятие Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие ( 1Кор.1:22–23 ). Эти слова апостола Павла представляют собой один из самых ранних манифестов христианской веры. «Соблазн креста», о котором Павел говорит и в другом месте ( Гал.5:11 ), был тем камнем преткновения, о который разбивались попытки ранней Церкви обратить в христианство иудеев. Но и для язычников крест – орудие позорной казни – был отнюдь не вдохновляющим символом. Массовое обращение язычников в христианство началось после того, как будущий император Константин Великий в 312 году, готовясь к битве с правителем Италии Максентием, увидел в небе «составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: сим победишь». Константин приказал изобразить крест на знаменах своих солдат и, несмотря на численное преимущество противника, одержал над ним победу. 443 На следующий год Константин издал знаменитый Миланский эдикт, по которому христианство получало свободу, и с этого времени началось победоносное шествие христианской Церкви по всей тогдашней «экумене». Главный же символ христианства – крест – стал и символом обновленной империи. Именно с тех пор получили распространение художественные изображения креста – с распятым на нем Христом или без Него. Кресты стали изготавливать из золота, серебра и других драгоценных металлов, украшать драгоценными камнями. Сегодня мы видим кресты на куполах храмов, внутри храмов на стенах и сводах, на груди епископов и священников. Благодаря столь широкому распространению крестов, облагороженных при помощи живописи, инкрустации и других художественных средств, из визуальной памяти человечества практически исчез их первоначальный прототип – деревянный крест, к которому гвоздями прибивали живого обнаженного человека, чтобы сделать его смерть позорной, долгой и мучительной. Современный человек, выходя из города, не видит крестов с висящими на них трупами людей. Страшные фотографии столетней давности, на которых запечатлены распятые на крестах женщины – жертвы геноцида армян, – далеко не всем известны (да и сам этот геноцид продолжают отрицать потомки тех, кто его развязал). Во многих странах смертная казнь запрещена, а там, где разрешена, она, как правило, не совершается публично.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Запретить посещать храм! Абсурд? Нет, реальность современной Женевы Прихожанам Крестовоздвиженского храма в Женеве Елене и Жюльену священники запретили посещать церковь в богослужебное и внебогослужебное время 09.11.2017 1423 Время на чтение 3 минуты «События развиваются в храме дальше. Отправляем вам постановление о запрете посещения храма двум нашим прихожанам, это православная семья, Елена родом из России, супруг Жульен - швейцарец. Елену освободили ранее указом Синода от руководства сестричества, а Жюльен, он адвокат, казначей епархии, выиграл дело в суде, когда приходу не давали возможность начинать реставрацию. Как и с владыкой Михаилом, выбивают ключевые фигуры, которые могут противостоять захватившей власть малочисленной группе. Все, что они могут себе позволить, это просить о добровольной поддержке у прихожан для отставания интересов в первую очередь Церкви», - говорится в письме, поступившем в редакцию РНЛ. Ниже приводим текст упомянутого постановления: «Чтобы защитить подобающее богослужениям спокойствие и положить конец различным нестроениям, произведенным на нашем приходе, мы, духовенство храма, с согласия архиерейской власти, считаем нашим долгом постановить, что г-н Юлиан Блан и г-жа Елена Блан должны отныне воздерживаться от посещения Крестовоздвиженского собора, будь то во время или вне богослужений, пока они не прекратят свою деятельность и не принесут перед Церковью и Синодом полное покаяние за пренебрежение исходившими от Митрополита призывами к спокойствию и за создание обстановки разделения в Церкви». Документ подписали: протоиерей Павел Цветков, протоиерей Емилиан Починок, священник Андриан Эчеваррия. «Неужели эта группа (мы пишем об этом в своем открытом письме) может так жестко управлять и направлять Священноначалие? Какая же сила стоит за всем этим? Нас просто хотят сломать об колено и выгнать из храма? У нас нет никакого опыта в таком противостоянии... самое главное не чувствуем ни малейшего намека на помощь и понимание со стороны Священноначалия. Неужели все реально идет к расколу и отрыву РПЦЗ от РПЦ МП? Как по-другому можно расценить, что на любое обращение прихожан, не согласных с этой малочисленной группой, вместо ответа приходит прещение от духовенства храма со ссылкой на согласие архиерейской власти! Как удается этой группе спрятаться за спиной Священноначалия и почему к ним такое расположение и доверие? Неужели с несогласными с этой группой будут разговаривать только языком прещений? Нам, что, всем не согласным покинуть ограду? Неужели это тупик и нам никто не сможет помочь? Может быть, молить Святейшего Патриарха Кирилла о помощи и заступничестве?» - вопрошают авторы письма, поступившего в редакцию РНЛ.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/09/za...

Калуга. Крестовоздвиженский мужской монастырь. Крестовский мужской монастырь Храмы монастыря: Церковь Воздвижения Креста Господня Церковь иконы Божией Матери " Троеручица " Скит монастыря: Корокино. Знаменский скит Карта и ближайшие объекты Описание монастыря: “Крестовоздвиженская, или обыкновенная Крестовская церковь, как по внешнему виду, так по внутреннему расположению имеет форму равностороннего Креста. Снаружи ветви Креста оканчиваются портиками с круглыми колоннами, поддерживающими фронтоны. Она освещена десятью окнами с железными решетками и двойными дубовыми рамами, имеет трое дубовых дверей: наружная железная, внутренняя деревяннаясо стеклами и железными замками.Купол покрыт белым, а прочие части простым железом окрашенным медянкой. Крест на ней железный позолоченый. С западной стороны церкви двухярусная столпообразная колокольня, каменного же здания, но купол оной длинный, шпиль из железа, покрытого белой жестью, а карниз покрыт простым железом окрашеным медянкой, на шпиле яблоко медное, позолоченное, крест железный позолоченный же, в пролетах в верхнем ярусе, где висят колокола (в самом большом вес 101 пуд), 4 чугунные решетки. При колокольне пристроены по обе стороны две каменные палатки: одна для ризницы, другая для сторожа. В первой три, а во второй два окна с железными решетками. При входе в колокольню с западной стороны створчатая дверь чугунная решетчатая. Внутренность церкви, как выше было замечено, расположением своих частей также образует равносторонний Крест, ветви его отделяются от середины, находящейся под куполом, арками с пролетами. Западная ветвь составляет притвор, восточную занимает алтарь, в правой помещается Чудотворный Крест, в левой придел в честь иконы Божей Матери называемой Троеручницей. Церковь вся расписана масляными красками в 1858 году живописцем Пановым, в арках небольшими репьями и колоннами, в куполе изображение Св. Троицы, в фонаре, или трибуне 4 Вселенских Святителя, в перемычках сводов между арками 4 Евангелиста; фонарь освещен 4 полукруглыми окнами. Пол выстлан лещадью, калужского изделия.

http://sobory.ru/article/?object=17481

Каменец-Подольский. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1799— 1801 гг.     Находится в предместье города Карвасары на узкой прибрежной полосе р. Смотрин, под стенами старого замка. Построена на месте церкви, существовавшей в XVII в. Колокольня 1863 г.     Деревянная. Фундамент сложен из камня-известняка. Трехсрубная, одноглавая с крыльцом и ризницей с северной стороны и пристроенной с запада колокольней. Все три сруба церкви и четвертый — колокольни — квадратные в плане. Имеет два входа — в северной стене колокольни и с северной стороны центрального сруба. Типичное для Подолья сооружение с более широким и высоким трехъярусным центральным срубом, переходящим с помощью парусов в восьмерик, завершенный шатровым верхом. Перекрытия алтарной части и бабинца плоские. Опасание — на выпусках венцов сруба. Внутреннее пространство нефа высотно раскрыто, объединено с бабинцем прямоугольной аркой-вырезом. Срубы над опасанием вертикально ошалеваны. На северном фасаде центрального сруба — крыльцо на четырех фигурных столбиках под навесом. Памятник является ярким произведением подольской школы народного деревянного зодчества. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 169, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Распоряжение великого короля Польского Сигизмунда I (1467-1548) о включении Каменца в перечень обязательных для ведения коммерции иностранных купцов городов и армянская монополия на торговлю внутри городских стен, сделали 1543 год точкой отсчёта существования поселения в долине у подножья Каменец-Подольской крепости, где по распоряжению старосты города, Владека разместились склады предпринимателей с востока. В связи с этим местность и получила благозвучное восточное название Караван-Сарай, в упрощённой интерпретации существующее и по сей день. Возможно, здесь в то же время появился и первый храм, исследователи относят его строительство к XVII веку, так как уже в 1672 году церковь на Карвасарах упоминается со схематической зарисовкой на плане города как православная во имя святого Креста.

http://sobory.ru/article/?object=04872

Марчуги. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженская церковь в селе Марчуги построена в 1768 г. на месте деревянной в родовом имении князей Пожарских тщанием А.М. Милославской. Храм кирпичный, на белокаменном известняковом фундаменте. В 1848 г. князем А.Б.Черкасским к храму были пристроены приделы - во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба и святителя Николая. В 1840-х гг. на средства князей А.Б. и М.Н.Черкасских была перестроена трапезная, а в 1858 г. - сооружена колокольня. Живопись на стенах и сводах - конца XIX в. В 1894-1895 гг. установлены новые деревянные резные позолоченные иконостасы, которые сохранились и поныне. В годы гонений церковь не закрывалась, но настоятель ее - священник Михаил Взоров - был расстрелян в 1937 г. на полигоне Бутово. http://www.vosvera.ru Первоначальная деревянная церковь в селе Марчуги предположительно была построена в двадцатых годах XVII века. Писцовая книга отмечает наличие в селе деревянной церкви, освященной в честь праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В конце XVII века река Москва изменила свое русло и церковь, которая находилась на берегу, оказалась на острове. В 1768 году на новом месте «тщанием» вдовы лейтенанта флота А. М. Милославской (урожденной Пожарской) была построена кирпичная церковь существующая и поныне. Трапезная и приделы храма (один был освящен во имя святого Николая, а другой – во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба) были построены в 1848 году хлопотами гвардии полковника князя А. Б. Черкасского. А в 1858 году была построена каменная колокольня. В дальнейшем Крестовоздвиженскую церковь не раз перестраивали, достраивали, ремонтировали. В 1894-1895 годах проводился большой ремонт, во время которого в храме были установлены новые деревянные резные позолоченные иконостасы, которые сохранились и поныне. Из инвентарной ведомости храма за 1913 год мы узнаем, что с 15 мая 1910 года здесь служил священник Михаил Пятикрестовский. Пришлось пострадать за Христа до смерти в годы репрессий и настоятелю храма священнику Михаилу Взорову. Он в возрасте 67 лет был расстрелян 31 октября 1937 г. на Бутовском полигоне. А в это время ключница храма Анна Жбанова пряталась с ключами от церкви в подполе у чужих людей больше месяца, тем самым внесла свою лепту в сохранение святыни. Церковь была спасена от разграблений, и на протяжении всего времени в ней проходили богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=00416

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. Между 957 и 967 гг. [груз. ], жен. мон-рь (2002) Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен на левом берегу р. Проне, близ Гори (Вост. Грузия). Из строений архитектурного комплекса сохранились ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, колокольня, руины архиерейского дома и марани (винного погреба), фрагменты окружной стены и крепости позднего средневековья. Церковь была построена между 957 и 967 гг., на что указывают строительные надписи вост. фасада, высеченные на асомтаврули и нусхури . В них упоминаются имена абх. (западногрузинского) царя Леона III (957-967), эристава Картли Иоанна (2-я пол. X в.), настоятеля храма Авраама и жертвователей Отинисдзе, Тевдоре, Гурама (X в.). Первые известия о мон-ре относятся к XVI в. Новаторский для груз. искусства подход к заказу росписей церкви Д. и высокое мастерство исполнения, отражающее связь с культурными центрами Византии, говорят о влиятельном и просвещенном ктиторе Д. в XIV в. Изображения ктиторов не сохранились - возможно, они располагались на зап. стене или на месте поздней арки юж. стены. Согласно грамотам царей Картли Симона I (1556-1569, 1578-1600) (грамота 1583 г.), Ростома (1632-1658) (грамота 1653 г.) и Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798) (грамота 1785 г.), «обязательству» (1798) настоятеля Крестового мон-ря в Иерусалиме Афанасия, а также сведениям груз. историка XVIII в. Вахушти Багратиони , церковь Д. в XVI-XVIII вв. одновременно принадлежала Крестовому мон-рю и Гробу Господню в Иерусалиме, которыми в тот период владели грузины. Известно, что храм Д. выплачивал налоги Крестовому мон-рю до нач. XX в., когда мон-рем владели греки ( Макалатия. 1963. С. 27-29). Однако характерные особенности иконографической программы росписи храма и некоторые косвенные источники XIV в. (напр., сведения араб. историка Фадлаллаха аль-Умари, использовавшего рассказы груз. монахов Крестового мон-ря - Джапаридзе. 1985. С. 183-185) указывают на то, что уже в этот период Крестовый мон-рь владел имуществом в Грузии, и позволяют предполагать существование связей Д. со Св. землей в XIV в.

http://pravenc.ru/text/178533.html

Москва. Кремль. Церковь Двенадцати апостолов в Патриаршем доме. Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов Карта и ближайшие объекты Патриаршие палаты были построены русскими мастерами в 1653-1655 годах для патриарха Никона. Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий - личные покои патриарха. На втором этаже располагались парадные помещения. Главное среди них - Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей. В XVIII-XIX веках в Патриарших палатах находилась Московская Синодальная контора. Сегодня на втором этаже Патриарших палат располагается музейная экспозиция. Она посвящена русской культуре XVII столетия, когда накануне петровских реформ менялись мировоззрение, традиции и весь уклад жизни русского общества. В музее представлены драгоценная посуда, ювелирные украшения, предметы царской охоты, старинная мебель, памятники лицевого и орнаментального шитья. В домовой церкви Двенадцати апостолов особый интерес представляет резной золоченый иконостас рубежа XVII-XVIII веков. В церкви также размещена выставка икон, рассказывающая об эволюции иконописи на протяжении всего столетия. О новых тенденциях в живописи наглядно свидетельствуют работы ведущих придворных изографов - Симона Ушакова и Федора Зубова. Экспозиция музея рассказывает о художественных вкусах русского общества XVII века, о своеобразии духовной жизни Руси, стоявшей на пороге Нового времени. Патриаршие палаты - редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века. Палаты были возведены по указу патриарха Никона в 1653-1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений митрополичьего, а затем патриаршего двора в Московском Кремле. Руководили работами подмастерье каменных дел Алексей Корольков и подмастерье Иван Семенов В отличие от дворцовых построек предшествующих столетий, состоящих из разнообъемных, самостоятельно стоящих зданий, Патриаршие палаты выстроены единым архитектурным блоком. Он включил двухэтажное здание палат (второй этаж заняла громадная по размеру Крестовая палата), трехэтажное здание палат для жилья и приказов и поднятую на высокие проездные арки домовую церковь Двенадцати апостолов. 

http://sobory.ru/article/?object=03384

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010