Чин Воздвижения Креста на праздник Крестовоздвижения 26 вересня 2009 р. 17:15 После события обретения Честного Креста в Иерусалиме очень скоро установился обычай ежегодно в память этого события, а также в память освящения («обновления») иерусалимского храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) совершать чин Воздвижения Креста. Уже в иерусалимском Лекционарии V в., сохранившемся в армянском переводе, упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V–VII вв., чин Воздвижения описан подробно. Он совершался 14 сентября на третий час после рассвета и начинался с того, что священнослужители входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже 3 Креста и полагали их на св. престоле. Сам чин включал в себя 3 воздвижения (поднятия) Креста, каждое из которых предварялось группой молитв и песнопений и сопровождалось 50-кратным Господи, помилуй. После третьго воздвижения Крест омывали благовонной водой, которая раздавалась народу после литургии, и все прикладывались ко Кресту; затем Крест вновь полагали на св. престол и начинали Божественную литургию. По крайней мере, к VI в. чин Воздвижения уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в других местах христианского мира: Евагрий Схоластик (Церковная история 4. 26) сообщает о священнодействии поднятия Креста и его обнесения вокруг храма, происходившем в Апамее Сирийской; составитель «Пасхальной хроники» VII в., отмечая празднование Крестовоздвижения в Константинополе в 644 г., говорит о «третьем воздвижении» (PG. 92. Col. 988), что указывает на существование уже к тому времени в Царьграде сложного чина Воздвижения. Согласно послеиконоборческому Типикону Великой церкви, в храме Св. Софии  чин Воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь Креста. Сам чин описан кратко: Патриарх, стоя на амвоне (представлявший из себя башенку посреди храма, на которую вели с двух сторон ступени), возносил Крест, держа его в руках, а народ возглашал: Господи, помилуй ; это повторялось трижды. Изображение святителя, стоящего на амвоне и возвышающего Крест, вошло в традиционную иконографию праздника Крестовоздвижения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201943...

Архив Пн Предстоятель Болгарской Православной Церкви совершил молебен в крестовом храме резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 23 мая 2014 г. 21:17 23 мая 2014 года  Святейший Патриарх Болгарский Неофит ,  прибывший  с визитом в пределы Русской Православной Церкви, посетил резиденцию Патриарха Московского и всея Руси в  Даниловом монастыре . Святейшего Патриарха Неофита сопровождает делегация в составе митрополита Видинского Дометиана, митрополита Ловчанского Гавриила, митрополита Варненского и Великопреславского Иоанна, митрополита Русенского Наума, начальника Синодального богослужебного отдела архимандрита Дионисия (Мишева), представителя Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси  архимандрита Феоктиста (Димитрова) , диакона Иоанна Петкова, начальника канцелярии Святейшего Патриарха Болгарского Теодора Русева Атанасова, начальника отдела по связям с общественностью при Священном Синоде  Болгарской Православной Церкви  Александра Иванова Карамихалева. В резиденции в Даниловом монастыре Предстоятеля Болгарской Церкви приветствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Святейший Патриарх Неофит совершил в крестовом храме во имя Всех святых Церкви Русской благодарственный молебен, во время которого Святейший Патриарх Кирилл молился в алтаре. Также за богослужением молились председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии  епископ Воскресенский Савва , наместник Данилова ставропигиального монастыря  архимандрит Алексий (Поликарпов) , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве  протоиерей Владимир Диваков , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии  архимандрит Филипп (Васильцев) , настоятель  Подворья Болгарской Православной Церкви в Москве  архимандрит Феоктист (Димитров), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин.

http://patriarchia.ru/db/text/3659055.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Корень Женевского противостояния Фарисействующее «Общество Русской церкви» мстит архиепископу Михаилу (Донскову) за его преданность России 19.10.2017 1707 Время на чтение 12 минут В минувшее воскресенье, 15 октября, состоялось приходское собрание Крестовоздвиженского собора Женевы, сообщает «Наша газета» . Заседание возглавил архиепископ Берлинский и Германский Марк. Обсуждался конфликт между архиепископом Михаилом (Донсковым) и «Обществом Русской церкви», которое является собственником Крестовоздвиженского собора. Напомним, 1 июня 2017 года в адрес Синода Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) от «Общества Русской церкви» была направлена формальная просьба об отстранении архиепископа Михаила «от его обязанностей как главы Западно-Европейской епархии или, по крайней мере, архиепископа Женевского». 2 октября сего года на экстренном заседании Архиерейского Синода РПЦЗ владыка Михаил был отстранен от управления Западно-Европейской епархией, временное управление освободившейся кафедрой возложено на митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. У редакции «Нашей газеты» оказалось два отчета прошедшего приходского собрания Крестовоздвиженского собора Женевы. Согласно отчету сторонников владыки Михаила, сбор прихожан на собрание «вылился в перебранку, согласия достичь не удалось, и после взаимных обвинений председательствовавший архиепископ Марк Берлинский и Германский собрание прервал». «Сильной неожиданностью для прихожан стала новость о том, что только те, кто числится в официальном списке, который мелькал в руках старосты В.В. Мелешко, считаются прихожанами и смогут присутствовать на собрании прихода. Члены совета Общества Русской церкви тихим голосом попросили всех выйти из церкви, чтобы впоследствии запустить по одному в соответствии с этим списком. Это вызвало сильный ропот, и многие решительно отказались выходить из церкви, настаивая, что они считают и ощущают себя полноценными прихожанами, поскольку регулярно посещают богослужения и активно, по много лет участвуют в жизни прихода, посильно поддерживая его деятельным участием, а также финансово», - сообщили изданию прихожане.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/19/ko...

Предстоятель Болгарской Православной Церкви совершил молебен в крестовом храме резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 23 мая 2014 г. 20:18 23 мая 2014 года Святейший Патриарх Болгарский Неофит , прибывший с визитом в пределы Русской Православной Церкви, посетил резиденцию Патриарха Московского и всея Руси в Даниловом монастыре . Святейшего Патриарха Неофита сопровождает делегация в составе митрополита Видинского Дометиана, митрополита Ловчанского Гавриила, митрополита Варненского и Великопреславского Иоанна, митрополита Русенского Наума, начальника Синодального богослужебного отдела архимандрита Дионисия (Мишева), представителя Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрита Феоктиста (Димитрова) , диакона Иоанна Петкова, начальника канцелярии Святейшего Патриарха Болгарского Теодора Русева Атанасова, начальника отдела по связям с общественностью при Священном Синоде Болгарской Православной Церкви  Александра Иванова Карамихалева. В резиденции в Даниловом монастыре Предстоятеля Болгарской Церкви приветствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Святейший Патриарх Неофит совершил в крестовом храме во имя Всех святых Церкви Русской благодарственный молебен, во время которого Святейший Патриарх Кирилл молился в алтаре. Также за богослужением молились председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Савва , наместник Данилова ставропигиального монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев) , настоятель Подворья Болгарской Православной Церкви в Москве архимандрит Феоктист (Димитров), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин.

http://patriarchia.ru/db/text/3654540.ht...

Енисейск. Церковь Воздвижения Креста Господня на Севастьяновском кладбище. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная однопрестольная кладбищенская церковь, выстроенная в 1794 г. купцом И. Волковым на кладбище в западной части города. Свой причт был упразднен в 1841 г., была приписана к Успенской церкви, а с 1862 г. к Богоявленскому собору. Закрыта и снесена в кон. 1930-х годов. http://kras-hram.ru/page313/ О строительной истории енисейской кладбищенской Крестовоздвиженской церкви, вследствие плохой сохранности документальных источников, известно совсем немного. Материалы церковных архивов, в частности, одна из клировых ведомостей «о церквах и причтах» Енисейска за 1829 год, относит её постройку к 1794 году. Ведомость сообщает, что здание было выстроено на средства енисейского купца Ивана Волкова. Эту же дату сооружения церкви указывает А.И. Кытманов в своем летописном сочинении по истории Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии, а также авторы обобщающего труда об истории приходов Енисейской епархии, вышедшего в свет в Красноярске в 1917 году. Иную дату строительства Крестовоздвиженской церкви содержат «Изъяснения представляющиеся о древнем и новейшем состоянии города Енисейска», составленные около 1820 года, и опубликованные в одном из номеров Иркутских епархиальных ведомостей в 1876 году. Авторы «Изъяснений» датой постройки церкви называют 1798 год. Ввиду отсутствия документальных первоисточников, содержащих достоверные сведения о строительной истории Крестовоздвиженской церкви, временем её сооружения, исходя из имеющихся в наших руках материалов, предположительно можно назвать 1794-1798 годы. До разрушения в 30-х годах XX в. церковь находилась на территории кладбища, располагавшегося к западу от городской застройки. Впервые решение о размещении кладбищ на земельных участках, специально предусмотренных с западной и восточной стороны Енисейска, было принято в начале 1770-х годов, и обусловлено требованиями изданного 24 декабря 1771 года сенатского указа «О сношении губернаторов и воевод с духовными правительствами по отводу мест для кладбищ и построения церквей», запретившего погребения при городских церквях.

http://sobory.ru/article/?object=36407

Закрыть itemscope itemtype="" > Труженик тыла и труженик Церкви 06.05.2020 483 Время на чтение 10 минут Священник Максим Плякин, секретарь епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, рассказывает о нашем земляке, иеромонахе Ниле (Поздневе) — исповеднике, страдальце за веру и при этом — труженике тыла Великой Отечественной, участнике послевоенного восстановления страны. В 2019 году в Петровске отмечалась 60я годовщина его преставления ко Господу. Приснопамятный иеромонах Нил, в миру Николай Федорович Позднев, родился 26 июля 1902 года в селе Мокрое Петровского уезда Саратовской губернии. С детства мальчик вместе с родителями, Федором и Евдокией, посещал Свято-Николаевский мужской монастырь в уездном городе Петровске. С 12-летнего возраста он исповедовался у одного из насельников монастыря — иеромонаха Серафима 1 . Уже в годы советской власти, в 1920е, когда монастырь признал обновленческий раскол, часть его насельников, не желая вступать в общение с раскольниками, ушла служить на приходы. Среди ушедших был и духовный отец Николая Позднева. До 26-летнего возраста Николай помогал родителям в крестьянском хозяйстве. Потом он скажет о себе на допросе: «Я был хлебопашцем». В 1928 году по благословению духовного отца Николай переехал в Саратов. Он поступил послушником в монашескую общину, которая после закрытия Крестовой церкви Архиерейского дома нашла приют в единоверческой Спасо-Преображенской церкви (сейчас на этом месте знаменитый саратовский памятник первой учительнице). Именно в этом храме служили священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Саратовский, и приснопамятный митрополит Саратовский Серафим (Александров). Официально Николай Позднев числился сторожем Крестовой церкви. В 1929 году он был пострижен в монашество с именем Нил, в честь преподобного Нила Столобенского. По благословению митрополита Серафима (Александрова) постриг совершил настоятель монашеской общины при Крестовой церкви архимандрит Иоанникий (Абрамов). В документах военного периода указано, что у отца Нила было образование три класса. По всей видимости, он закончил земскую школу в своем родном селе. Духовного образования он получить не успел, потому что к моменту его монашеского пострига все духовные школы Саратовской епархии уже были закрыты. Единственное, что ему оставалось, как вспоминал он позже, — это заниматься самообразованием. Он много читал, общался со старым духовенством и всеми силами старался подготовиться к пастырскому служению. Митрополит Серафим посвятил монаха Нила в иеродиакона, и он начал сопровождать Владыку на его службах, исполняя послушание иподиакона.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/06/truzhe...

Со времени великого раздора между восточными и западными христианами, случившегося при Римском папе Николае I и патриархе Константинопольском Фотии , хотя были неоднократные попытки восстановить мир и древнее единение между ними, но ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Всякими неправдами достигнутое папами «главенство» в церкви западной, освящающее все нововведения и уклонения догматические, нравственные и обрядовые, никогда не дозволяло им возвратиться на прямой и открытый путь истины; не любовь к правде, а желание владычества руководило их отношениями к Востоку; изворотливая хитрость, готовая преступить в насилие, управляла их речами и поступками. Каноническое утверждение этого «главенства» и «непогрешимости» папского престола внесло в недра западной церкви зло постоянное, которое всегда делало тщетною всякую надежду на воскресение церквей: потому что от признания главенства папы зависит, по мнению Латинян, восстановление единства. А это значит: нужно подчиниться прихотливой власти Римского епископа, не связанного никакими законами, чтобы считаться членом церкви. Ибо, что говорило каноническое право западной церкви? «Святая римская церковь утверждает каноны, но не связана ими и не покоряется им сама. Как Иисус Христос , давший закон, исполнил его, чтобы освятить в себе, и потом, чтобы показать, что Он есть владыка закона, оставил его и освободил от него своих апостолов, так и святители первого престола уважают каноны, изданные ими или другими с их согласия, и исполняют их по смирению, чтобы другие тем охотнее исполняли их, но иногда показывают своими определениями, ограничениями или примерами, что они владыки и установители этих самых канонов» 1 . Такого нововведения не хотели и не могли признать восточные христиане, а папы о нем только и хлопотали при всех сношениях по поводу «соединения или примирения», и при удобном случае, опираясь на свое мнимое верховенство, не задумывались на над какими мерами к подчинению себе восточных христиан: унижение греческой церкви считалось «прославлением» римской. – С мыслью о крестовых походах тесно связывались надежды римского престола на подчинение себе православной церкви. Уже папа Григорий VII, первый деятель крестовых ополчений, высказался об этом в письме (1074) к императору Генриху IV следующим образом: «Меня особенно побуждает к сему предприятию то, что константинопольская церковь , разногласящая с нами в учении о Святом Духе, ищет единения со святым престолом, и почти все восточные народы ждут, что вера Св. Петра скажет об их различных мнениях. И как наши отцы, по коих стопами желаем следовать, часто ходили в те страны для утверждения веры, так и мы обязаны хлопотать о том же, если Бог откроет нам туда путь 2 » Лет через семьдесят, Евгений III торжественно объявлял, что «если борьба (крестоносцев) и бесполезна в других отношениях, все-таки она нужна для того, чтобы латинских пастырей ставить в церквах восточных 3 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

В.Березин, В.Добронравов Приходские гор. Шуи церкви Крестовоздвиженская церковь В Крестовоздвиженском приходе – две каменные церкви: холодная пятиглавая – Крестовоздвиженская и теплая – Георгиевская. Колокольня и ограда – каменные же. Время основания Крестовоздвиженской церкви неизвестно. По народному же преданию, она есть одна из древнейших церквей в городе. Известный составитель писцовых книг, Афанасий Веков, говорит, что церковь сия в 1620 году была деревянная. Каменною же сделана она в 1693 году, в котором 25 сентября и была освящена, как это видно из надписи на храмозданном кресте, хранящемся в церкви. До 1801 г. Крестовоздвиженская церковь была бедною, что доказывает старая церковная опись и приходорасходная книга. С этого же года, с поступлением в приход Крестовоздвиженский богатых и благочестивых купцов Посылиных и Киселевых, приехавших на жительство в Шую из уезда, церковь с каждым годом стала принимать более и более благолепный вид. Ветхости ее означенными купцами все были исправлены, бедная церковная утварь заменена новою, лучшею. Потом весь храм был ими возобновлен и украшен так, что обращает на себя в настоящее время общее внимание. По возобновлении его он был вновь освящен 23 сентября 1823 г. Парфением, епископом Владимирским и Суздальским. В церкви три престола: главный – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и придельные: в честь Св. Благоверных Князей Бориса и Глеба (устроен в 1776 году) и в честь Божией Матери Тихвинской (устроен в 1823 году). Престол в главном алтаре – бронзовый, с отлитыми бронзовыми же барельефами, на которых изображены: с западной стороны – Тайная Вечеря, с южной – Рождество Христово, с восточной – Снятие со Креста и с северной – Благовещение Божией Матери, с отлитыми херувимами вокруг, по углам, и избранными святителями. На верхней гладкой доске выгравировано положение во гроб Спасителя. Весь престол вызолочен чрез огонь и утвержден на основании из белого мрамора. Престол устроен в Москве художником итальянцем Кампиони, на средства купца В. М. Киселева.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ Предмет христ. богослужения, один из важнейших предметов в наборе литургической утвари и в церковном убранстве каждого правосл. храма, название к-рого определяется местом его нахождения на престоле (жертвеннике) в алтаре. От др. типов крестов, используемых во время литургии и в иных чинопоследованиях, отличается тем, что содержит мощи, а также размером, определенной формой, богатством и изысканностью декора. Особым видом Н. к. является воздвизальный крест, содержащий частицу истинного Древа Креста Господня, т. е. Креста Распятия, и используемый в богослужениях нек-рых праздников (Воздвижения Креста Господня и ряд др.). В древнейших толкованиях на литургию, таких как «Мистагогия» прп. Максима Исповедника (VII в.) или «Сказание о Церкви и рассмотрение таинств» свт. Германа I, патриарха К-польского (715-730), среди покровов и сосудов на престоле крест как предмет из дерева или металла в драгоценном окладе с изображением Распятия не упоминается. В поздневизант. сочинениях этого жанра Н. к. назван среди алтарной утвари: в соч. «О святой церкви» архиеп. Симеона Солунского (до 1424) короткая 13-я глава посвящена тому, для чего полагаются на престол Евангелие и крест - как символы Христа, Его жертвенности (PG. 155. Col. 706). В трудах по литургике синодального и более позднего периода указаны точное положение Н. к. среди богослужебных предметов на престоле - сразу после покровов, мощей, Евангелия и перед ковчегом-дарохранительницей,- его символическое значение, отмечено, что Н. к. могут быть разного вида ( Вениамин. Новая скрижаль. С. 15; Никольский К., прот. Руководство к изучению богослужения правосл. Церкви. М., 2002. С. 13). При всем типологическом и функциональном многообразии служебных крестов разграничение их форм и функций в средние века не было точно определено. В церкви Св. Софии в Фессалонике алтарный крест (Н. к.) использовался в церковных процессиях, станциональных службах ( Darrouz è s J. Sainte-Sophie de Théssalonique de après un rituel//REB. 1976. T. 34. P. 63). Напрестольные отличаются от др. храмовых крестов, напр. от выносных (запрестольных) или благословенных, размерами: в сохранившихся памятниках XII-XVIII вв. они достигают 30-50 см.

http://pravenc.ru/text/2564676.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Мы должны с любовью решать все вопросы церковной жизни По словам митрополита Илариона, Первоиерарха РПЦЗ, Архиерейский Синод Зарубежной Церкви должен разобраться в сложившейся ситуации с архиепископом Михаилом (Донсковым) и принять соответствующие меры для общего блага 07.11.2017 1065 Время на чтение 3 минуты «Приветствую всех вас, дорогие мои, с добрым сердцем и христианской любовью и молитвенно желаю от Бога неоскудевающей помощи в это сложное время для нашего дорого Крестовоздвиженского кафедрального собора в Женеве, освященного подвигами святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского, Сан-Францисского чудотворца, и великих братьев Бартошевичей, преданных учеников митрополита Антония (Храповицкого) - Преосвященных архиепископа Антония и епископа Леонтия! И среди моих собратьев Преосвященных членов Архиерейского Синода, и в моем архипастырском сердце глубоко почитаются сии приснопамятные святители, которым небезразлична судьба нашего собора. Горячо молимся мы в эти дни святителю Иоанну и о упокоении вышеупомянутых архипастырей, чтобы Господь благословил всех вас крепостью Своею и неземным Своим миром», - говорится в поступившем в редакцию РНЛ архипастырском послании митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, Управляющего Западно-Европейской епархией, клиру, прихожанам и богомольцам Крестовоздвиженского кафедрального собора в Женеве. «Выслушав доклад архиепископа Берлинского и Германского Марка, посетившего вас недавно, Архиерейский Синод на последнем своем заседании единогласно постановил поручить Его Высокопреосвященству собрать и возглавить работу особой комиссии по внесению необходимых поправок в устав прихода Крестовоздвиженского кафедрального собора. Во время доклада архиепископа Марка нас обрадовала и весть о том, что представители «Общества русской церкви» в Женеве (SER) выразили свою готовность к оцерковлению ключевых пунктов своего устава, принятого много лет тому назад. Даст Бог, мы будем совместно работать в этом направлении, чтобы окончательно урегулировать ситуацию в Женеве», - сказано в документе.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/07/my...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010