Минусинск. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Карта и ближайшие объекты К построенным в 1801-1803 гг. в стиле сибирского барокко восьмерику на четверике главного объема с пятигранной апсидой, трапезной и колокольне в конце XIX в. добавилась одноэтажная пристройка с трех сторон колокольни. В 1930-е годы закрыт, в 1937 г. с собора сняты колокола, с 1938 г. - зерносклад. С 1943 г. богослужения возобновлены. Нынешний архитектурный облик собора сложился в первой половине XIX века, когда были выполнены основные строительные работы. В это время сам Минусинск был селом. 21 декабря 1779 года Варлаам, Епископ Тобольский и Сибирский, разрешил заложить деревянную церковь, которая была освящена в 1781 году. 12 сентября 1803 года закладывается новая каменная церковь вместо деревянной. Неизвестен ни автор проекта, ни главный строитель церкви. Основные средства на строительство передал Иван Тимофеевич Масленников (купец 3 гильдии). Известно и имя человека, на средства которого построен каменный домик рядом с храмом, предназначенный для богадельни (приюта для бедных и инвалидов), ставший первым каменным домом села Минусинского. Это местный крестьянин Федот Кузьмич Самков. В 1813 году строительство было закончено. Освящение новой церкви во имя Христа Спасителя с приделом Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 11 октября 1814 года. Вначале Спасская церковь числилась сельской, с открытием города (1823 г.) - городской. Силуэт церкви напоминал корабль, а вся ее композиция подчинялась идее устремленности вверх. Церковь венчали 5 главок, покрытых медью, с позолоченными железными крестами. Жестяная крыша выкрашена в зеленый цвет. На колокольне висело 7 колоколов, самый большой весил 57 пудов (912 кг). В 1853 году на средства купца Масленникова (более 11 тысяч рублей серебром) пристроили с левой стороны придел в честь Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского. Придел был освящен 7 мая 1854 года. Минусинская Спасская церковь стала трехпрестольной. С 17 сентября 1854 года переименована в Соборную. В 1855 году был поднят восьмой колокол весом более двух тонн. Красноярский архитектор В.А.Соколовский в 1902-1904 годы перестраивает собор. В результате храм стал вместительнее почти в три раза. Десять крестов расположены симметрично относительно оси из четырех крестов – над входом, над колокольней, над главным храмом и главным алтарем. Каждый из крестов неповторим по форме и рисунку.

http://sobory.ru/article/?object=11382

Кизляр. Кизлярский Крестовоздвиженский монастырь. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Кизлярский Кресто-Воздвиженский монастырь, общежительный, в городе Кизляре, Терской области. Основан в 1736 году игуменом Даниилом, родом из грузинских князей. Сначала был мужским, но в 1908 году обращен в женский. Здесь находятся особо чтимые иконы Божией Матери — Казанская и Грузинская Знамения — весьма древнего письма, принесенная сюда основателем обители и бывшая в его роде фамильной. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Кизлярский Крестовоздвиженский женский монастырь, возрожденный в 2006 году, - единственный монастырь на территории Кизлярского и Махачкалинского округов Владикавказской и Махачкалинской епархии. Время основания неизвестно. В 1735 году, по договору России с Ираном, была упразднена крепость Святого Креста. Гарнизон и административное управление этой крепости переведены в новооснованный генерал-аншефом В.Я. Левашовым город Кизляр. Высокопреосвященнейший Иоанн, архиепископ Манглийский, православный миссионер в Дагестанской области, принимая во внимание выгодное для дела миссии положение этого города, ходатайствует об открытии при Кизлярской Крестовоздвиженской церкви, построенной грузинами, мужского монастыря. Ходатайство это имело успех. Монастырь был открыт при астраханском епископе Илларионе  (1731-1755 гг.), который в 1739 году возвел в сан архимандрита первого кизлярского настоятеля – игумена Даниила. Архимандрит Даниил был родом из грузинских князей, с собой в обитель он привез фамильную икону Божией Матери «Знамение». Монастырские летописи свидетельствуют, что первый настоятель выхлопотал для церкви священные сосуды, а в 1752 году по делам монастыря был в Астрахани. Кизлярская обитель за годы своего существования несколько раз переживала периоды упадка. Причинами были частые грабительские набеги горцев на обитель и многочисленные стихийные бедствия. Например в 1744 году во время пожара монастырь сгорел вместе со всем городом.

http://sobory.ru/article/?object=08540

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАТАМОН [греч. Ιερα Μον Καταμνας], мон-рь во имя прав. Симеона Богоприимца, муж., действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви, находится в юго-зап. части Иерусалима, недалеко от Крестового мон-ря , на холме над долиной Вади-эль-Паша. Точное время основания К. неизвестно. По преданию, на этом месте находился дом прав. Симеона Богоприимца , в саду которого был устроен родовой склеп, где впосл. был похоронен и он сам. Ссылаясь на неизвестный источник, Т. Даулинг и Р. Жанен утверждали, что К. был основан в 1177 г. груз. царем Вахтангом ( Dowling T. E. The Georgian Church in Jerusalem//PEFQSm. 1911. Vol. 43. N 4. P. 185; Janin R. Les Géorgiens à Jérusalem//EO. 1913. Vol. 16. P. 217-218). Однако в это время в Грузии правил Георгий III (1156-1184). Возможно, речь идет о Вахтанге, младшем сыне св. Давида IV Строителя . По всей видимости, грузины поселились в К. ранее XII в.: пергаменное грузинское Евангелие от Иоанна из синайского Екатерины великомученицы мон-ря было переплетено на Синае в 983 г. по заказу иером. Микаела Катамонели, который прибыл из Палестины ( Цагарели. 1888. С. 200). Т. о., К. возник ранее Крестового мон-ря, от к-рого он впосл. зависел. Сохранился араб. документ 1169 г. о приобретении игум. Крестового мон-ря Махаребели расположенного неподалеку виноградника, известного как Эль-Катамун ( Pahlitzsch. 2003. P. 36-37). Возможно, к XII в. относится башня мон-ря, длина фундамента к-рой составляла 20 м. По палеографическим данным, XII в. датируется сильно поврежденная груз. надпись, которую в 1883 г. А. Цагарели видел в алтаре ц. прав. Симеона Богоприимца ( Цагарели. 1888. С. 124). В наст. время камень с этой надписью хранится в сев.-зап. углу церкви. В 2002 г. надпись изучил Г. Гагошидзе ( Гагошидзе Г. Груз. надписи на Святой Земле//Academia. Тбилиси, 2003. T. 5 (A). С. 41-42 (на груз. яз.)). В ней упомянут некий Кутатели, т. е. Кутаисский епископ, видимо сделавший пожертвование в К.

http://pravenc.ru/text/1681355.html

Саратов. Крестовоздвиженский монастырь. Арка Святых врат Владимирской Никольской церкви /// Объект утрачен Храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты Арка Святых врат - это практически всё, что осталось от Крестовоздвиженского монастыря. Первое упоминание о монастыре относится к 1680 году. Монастырь находился в бедственном положении, пока в 1722 году его не посетил Пётр Первый, приказавший увеличить казённое содержание. В 1738 году пожар уничтожил весь город вместе с деревянной Крестовоздвиженской церковью и всеми монастырскими постройками. На следующий год на средства капитана В. Я. Суровцева и пожертвования горожан, по благословению астраханского епископа Иллариона был построен каменный монастырский храм. Его освятили в 1740 году в честь Воздвиженья Креста Господня с приделом во имя пророка Ильи и мученицы Параскевы Пятницы. Пожертвования постепенно росли, и монастырь был благополучен, но последующие годы принесли пожары, голод, нашествие крестьянских отрядов Пугачева. Монастырь снова беднел, насельниц и послушниц становилось всё меньше, и в 1777 году Крестовоздвиженский монастырь стал заштатным. Спустя еще 13 лет женский монастырь был упразднён, а храм его стал приходским. Новый этап жизни монастыря начался в 1828 году с учреждением Саратовской епархии. В 1902 году по проекту ставшего в последствии известным архитектора Ю. Терликова в монастыре была выстроена многосаженная Владимирская Никольская церковь. Во время Первой Мировой войны в обители был организован госпиталь. В 1918 году монастырь потерял свои земельные угодья. Свертывалась работа мастерских и школы. Послушницы уходили в мир. Игуменья Антония организовала общину верующих при Крестовоздвиженском храме, обращалась за помощью в различные инстанции. Но несмотря на это весной 1919 года у монастыря отобрали древнюю Крестовоздвиженскую церковь якобы для хранения в ней ценностей, изъятых из городских церквей как музейных редкостей. В начале 1922 года женский монастырь был ликвидирован, последняя Никольская церковь закрыта, а в скором времени взорвана. Сейчас на месте монастыря находятся гостиница «Словакия» и несколько близлежащих зданий. Из монастырского комплекса уцелели только арка Святых врат Владимирской Никольской церкви и Храм во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

http://sobory.ru/article/?object=15576

Саратов. Крестовоздвиженский монастырь. Церковь Воздвижения Креста Господня при Епархиальном учебном центре сестёр милосердия. Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженский монастырь возник в середине XVII в. при одноименной церкви. В 1738 г. пожар, уничтоживший почти весь Саратов, не пощадил и монастырский храм. На следующий год на средства жителя Саратова В.Я. Суровцева в обители начато строительство новой каменной церкви, которая была освящена в 1740 г. в честь Воздвижения Креста Господня. Во второй половине XVIII в. монастырь пострадал от очередного пожара, затем от отрядов Емельяна Пугачева, пришел в упадок и к 1790 г. был закрыт. Подъем монастырской жизни начался в 30-х годах XIX в. В 1830 г. обитель была восстановлена, стала получать пожертвования, появились каменные строения келий, кирпичная ограда с угловыми башенками. К храму Воздвижения креста господня пристроили придельный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Открылась больничная церковь во имя апостола Иоанна и мученицы Пелагеи. В 1903 году был возведен трехпрестольный храм во имя святителя Николая Чудотворца. В период I мировой войны на территории монастыря работал лазарет. В 1919 г. монастырь был закрыт, хотя насельницы жили на его территории ещё около 10 лет. Со временем практически все постройки монастыря были разобраны, На освободившейся площади построена гостиница «Словакия», жилые и общественные здания. В сохранившемся угловом здании была размещена поликлиника. В 2005 г. здание передано Саратовской епархии для устройства Учебного центра сестер милосердия, а 22 августа 2006 г. был освящен домовой храм в честь Воздвижения Креста Господня. Здание, в котором освящен храм, входило в состав архитектурного ансамбля Крестовоздвиженского женского монастыря. Дата основания обители не сохранилась. Первое, дошедшее до нас упоминание о ней относится ко второй половине XVII века. Церковь и строения монастыря были деревянными. Они не раз сгорали в городских пожарах, но стараниями горожан вновь возрождались.

http://sobory.ru/article/?object=14808

Шуя. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Находится на территории посада, прилегающего к кремлю. До середины XVII в. главным престолом был Борисоглебский, затем Воздвиженский. В 1616 г. рядом с деревянной Крестовоздвиженской существовала отдельная Борисоглебская церковь с собственным причтом (предполагается, что первыми шуйскими храмами на посаде были Козмодемьянская, Никольская и Борисоглебская церкви, позднее ставшие приделами или зимними). По названию Борисоглебской церкви на посаде именовалась значительная территория по левому берегу Тезы - Борисоглебская слобода. Возможно, Шуя младше Борисоглебской слободы и возникла на ее территрии. Крестовоздвиженская церковь на рубеже XIX-XX вв. - одна из крупнейших городских церквей, комплекс сооружений которой играл существенную роль в городском ландшафте. На территории храмового комплекса существовал небольшой женский монастырь, именовавшийся поочередно Борисоглебским и Воздвиженским и прекративший свое существование в конце XVII в. Существующее каменное здание построено в 1693 г. (одно из наиболее древних сооружений в Шуе). Значительные перестройки произошли в первой noлobuhe XIX в. на средства успешных шуйских фабрикантов Посылиных и Киселевых. Церковный комплекс включал Крестовоздвиженскую летнюю церковь (на фото), Георгиевскую зимнюю церковь, шатровую колокольню, часовню в одной ограде. После перестроек, росписи, оформительских работ XIX b. Крестовоздвиженская церковь в Шуе по своему наружному и внутреннему благолепию, значительному количеству церковных ценностей, произведений искусства, древностей входила в число лучших во всей Владимирской губернии. Церковь в 1837 г. посетил наследник престола – будущий император Aлekcahдp II с сопровождавшим его поэтом В.А. Жуковским. После закрытия в 30-е годы комплекс значительно пострадал – снесена колокольня, часовня, главы, ограда, выполнена внутренняя перепланировка, пристроены производственные корпуса. Сейчас в комплексе зданий размещается фабрика.

http://sobory.ru/article/?object=06292

Активисты молодежного православного лагерного сбора Храма новомучеников и исповедников российских в Бутове устанавливают поклонный крест на Рашкинском погосте (Тверская область) 26 сентября 2012 г. 11:55 Верных утверждение: как воздвигают кресты Завтра, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, на Волжской набережной Самары устанавливается 7-метровый поклонный крест, выполненный кресторезной мастерской Соловецкого монастыря. Как сообщил ЦВ соловецкий мастер-кресторезчик Георгий Кожокарь, это уже второй поклонный крест, охраняющий город на Волге со стороны реки (один размещен выше по течению, второй – ниже). Христианской традиции устанавливать кресты вне храма на земле не одна сотня лет. Обычно эти святыни воздвигают для молитвы и поклонения Спасителю, поэтому в русском языке для них прижился эпитет " поклонные " . Символ веры Трудно сказать, где и когда появился первый в истории поклонный крест. Скорее всего, случилось это не на наших землях. А вот в Киевской Руси, по преданию, первый поклонный крест поставила на днепровских горах святая равноапостольная княгиня Ольга. В современной же России эта традиция начала возрождаться на излете советской эпохи, после празднования Тысячелетия Крещения Руси. Сейчас на канонической территории Русской Православной Церкви тысячи поклонных крестов. Но, если верить преданиям, было время на Руси, когда взгляду православного христианина, где бы тот ни находился, открывалось по крайней мере одно зримое воплощение символа нашей веры. Исходя из такого критерия поклонных крестов у нас, конечно, мало. Поэтому вполне естественно, что кресты продолжают ставить – и по решению властей и органов местного самоуправления, и по инициативе различных общественных организаций, и, что называется, по предложениям снизу. Россия велика, и, быть может, из крупных мегаполисов интенсивность и всеохватность этого движения заметна не очень хорошо. Но, попытавшись подсчитать, сколько поклонных крестов появилось в России только в этом году, мы быстро спасовали, остановившись где-то в районе сотни. Большое получается число! Здесь мы упомянем только о некоторых начинаниях, сопровождавшихся серьезным общественным резонансом.

http://e-vestnik.ru/analytics/poklonnye_...

Керчь. Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Уникальный керченский храм - церковь Иоанна Предтечи - единственный из памятников архитектуры, сохранившихся с периода расцвета Тмутороканского княжества (X-XI вв). Церковь представляет собой изящный четырехстолпный крестово-купольный храм с единственным куполом на высоком барабане. Массивные стены сложены из чередующихся полос, состоящих из белокаменных блоков и красного кирпича. Сочетание различных форм придает керченской церкви оригинальность и остроту, ее не спутаешь ни с какой другой: здесь как бы соединены две архитектурные системы - базиликальная и крестово-купольная. Церковь Иоанна Предтечи - выдающееся произведение архитектуры. Некоторые свойственные ей черты прослеживаются и в древнерусских церквах. С сайта http://www.crimea.edu/crimea/sights Храм святого Иоанна Предтечи в Керчи – уникальный памятник архитектуры, древнейший из сохранившихся раннехристианских церковных зданий, православный храм, сооруженный в начале VIII века. Древняя часть храма — четырехстолпное крестово-купольное coopyжehue VIII века с гранеными апсидами и крещатыми столбами. С запада к ней примыкает более поздняя бaзuлuka XI-XIII века, имеющая в интерьере четыре колонны. В 1834 г. к храму был пристроен новый придел, в 1846 г. базилика была увеличена к западу каменной пристройкой с колокольней по проекту А. Дигби 1842 г., при этом стена древнего нартекса была разобрана. Материал стен древней части – светлый керченский известняк, каждые четыре ряда кладки которого чередуются с четырьмя слоями красноглиняной плинфы, тонкого кирпича. В конце XIX века к северному фасаду базилики по проекту А. Карапетова пристраивается помещение второго престола с разборкой части стен базилики. На северном и южном предалтарных крещатых столбах находятся два изображения святых. Более 50 лет храм не использовался как церковное здание (с 28 декабря 1937 г.). С 1990 года храм вновь стал действующим. По материалам официального сайта Феодосийской епархии

http://sobory.ru/article/?object=01382

Кылтово. Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь. Храмы монастыря: Подворья монастыря: Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь был основан в 1878 году архангелогородским купцом первой гильдии Афанасием Васильевичем Булычевым, владельцем Сереговского солеваренного завода, в Бозе почившим и погребенном в Соловецком мужском монастыре иноком. В 1894 году был построен кирпичный собор преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Место для монастыря было выбрано не случайно. По преданию, раньше здесь жил в отшельничестве богомольный православный христианин. Он поставил вблизи от своей избушки большой деревянный крест. После его смерти этот крест, излучавший свет, нашли заблудившиеся путники. С тех пор место на берегу речки Кылтовки получило название «Крестовый стан», чудесный крест хранится в Кылтовском монастыре и «обладает даром исцеления», поэтому и в честь православного праздника Воздвижения Животворящего Креста решено было монастырь именовать Крестовоздвиженским. В монастыре существовали единственные в Коми-крае золотошвейная и иконописная мастерские. В новой обители в Кылтово поселились монахини, прибывшие из Шенкурского монастыря во главе с будущей игуменьей Филаретой. Согласно страховым карточкам, Кылтовскому монастырю принадлежали два заводика (смолокуренный и гончарный), конюшня, погреба, жилые корпуса, дом для священника. Осенью 1911 г. было закончено строительство каменной пятиглавой церкви, выполненной в русско-византийском стиле. Всего к 1911 г. обитель владела постройками — хозяйственными, жилыми и культовыми в количестве 44 штук. Монастырь был обнесен деревянным забором и кирпичной стеной, остатки которой можно увидеть и по сей день. Через шесть лет после начала дела по ходатайству об основании монастыря, в апреле 1894 г. Святейшим Синодом был принят указ. Он гласил «об учреждении на жертвуемой Архангельским 1 гильдии купцом Афанасием Васильевичем Булычевым земли в Вологодской губернии, Яренского уезда, Ибской волости, при речках Кылтовке и Большой Ели Зырянского общежительного женского монастыря с наименованием его Крестовоздвиженским монастырем, с богадельнею при нем и с таким числом монашествующих, какое обитель по своим средствам может содержать».

http://sobory.ru/article/?object=16441

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ [греч. Η παγκσμιος ψωσις το τιμου κα ζωοποιο Σταυρο - Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста; лат. Exaltatio S. Crucis - Воздвижение св. Креста], один из главных христ. праздников в правосл. Церкви, входящий в число двунадесятых . Одной из особенностей праздника является чин воздвижения Креста (см. ниже). Событие обретения св. Креста После того как свершились величайшие события в истории человечества - Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест , послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима рим. войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на нек-рых были построены языческие храмы. Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. имп. Константина I Великого . По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена , отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление к-рого стало для св. Константина знаком победы над противником. Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста ( Nestle. 1895; Straubinger. 1912; Heid. 1989; Borgehammar. 1991; Drijvers. 1992). Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на к-ром был распят Господь, иерусалимский еп. Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения.

http://pravenc.ru/text/155081.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010