6) Протоиерей Феофилакт Иоаннович Кротков, 1886–1897 гг. Сын диакона. По окончании курса в Московской духов. академии в 1844 году, возведенный в степень магистра богословия, до окт. 1848 года состоял сначала помощником инспектора, а потом профессором в Московской духовной семинарии по предметам патристики, гомилетики и греч. языка. В 1848 г. произведен во священника соборной Троицкой г. Клина церкви и возведен в сан протоиерея. В 1854 г. перемещен в Москву, где проходил служение при церквах: Новодевичьего монастыря (1854–1865 гг.), Ваганьковского кладбища (1865–1872 гг.), Троицкой, в Вишняках (1872–1884гг.), Троицкой, на Грязях (1884–1886 гг.), а с 30 июня 1886 г. при Крестовоздвиженской церкви. 30 июля 1897 г. перемещен к Варваринской, на Варварке, церкви. 7) Священник Павел Иванович Парусников, сын священника, кандидат Богословия. С 3 сент. 1891 г. состоял священником Марие-Магдалининской, во Вдовьем доме, церкви. В 1897 г. 13 авг. переведен на настоящее место. Состоит законоучителем в Императорском Строгановском училище технического рисования и в частном реальном училище К. К. Мазинга. Диаконы 1) Симеон Иванович Полянский, 1814–1824 гг. Из класса риторического бывшей Московской академии быв уволен в 1799 г. янв. 29 дня, посвящен во диакона к церкви Вознесения Господня, состоящей бывой Воскресенской округи в селе Еремееве, и в том же году марта 4 дня перемещен в Москву к Николаевской, у Старого Каменного моста, церкви. 22 янв. 1814 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви. † 1824 г. 2) Георгий Стефанович Колычев, 1824–1847 гг. По окончании курса в Московской дух. семинарии, был учителем Высокопетровского училища втечение 4 л. и 8 мес. и, «быв посвящен в стихарь, проповедывал слово Божие во всю бытность в учительской должности». 3 фев. 1824 г. рукоположен во диакона к Крестовоздвиженской церкви, а в 1847 г., по смерти священника Н. В. Богородского, занял место, священника. 3) Александр Николаевич Богородский, 1848–1859 гг. Сын местного священника. Поступил на место по окончании курса в Московской духовной семинарии, в 1848 г. сент. 12 дня. В 1859 г. рукоположен во священника в Московский Георгиевский бывший монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

В Великий вторник Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Крестовоздвиженском Иерусалимском монастыре Москва, 14 апреля 2009 г. В Великий вторник Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре. Его Святейшеству сослужили архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Красногорский Савва, представители духовенства Москвы и Московской области. Перед въездом на территорию монастыря Патриарх Кирилл освятил надвратные иконы обители, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. По словам Его Святейшества, после своего торжественного входа в Иерусалим Господь учил народ и учеников, проповедуя накануне страданий с особой силой. В понедельник Господь осудил смоковницу, которая имела богатую листву, но не имела плодов. Он осудил ее как символический знак лицемерия. В основе лицемерия, двоедушия, как заметил Святейши Владыка ложь, которая нарушает целостность бытия человека. Во вторник Господь продолжил эту тему, осудив книжников, лицемеров и фарисеев. «Господь в частности укорял фарисеев за то, что они буквально воспринимали иудейский закон», сказал Патриарх. К примеру, закон предписывал раздавать десятину со всего того, что выращивали люди, однако фарисеи, не желая делиться своим имуществом с одной стороны, а с другой не желая терять праведность в глазах народа, отдавали десятину с тмина, укропа, мяты и тому подобного. Таким образом, жертва фарисеев превратилась в формализм. «Нередко и в нашей жизни происходит то же самое, особенно в среде церковных людей», отметил Святейший Патриарх Кирилл. Он подчеркнул, что мы часто очень внимательно исполняем предписания внешнего устава, но невнимательно относимся к состоянию своего сердца. «Господь осуждает такое внешнее лицемерное благочестие, но было бы ошибочно говорить, что Он осуждает любое внешнее благочестие», отметил Патриарх. Господь обличил фарисеев, сказав, что и одно следует делать, но и другого не следует забывать.

http://pravoslavie.ru/30066.html

Дело было передано в Особое совещание при коллегии ОГПУ для внесудебного рассмотрения. Перед Особым совещанием предстало дело 25 женщин. В протоколах не всегда указывалось монашеское имя, поэтому некоторые имена здесь даны в соответствии с крещальными именами, известными из документов. Приносим извинение за качество фотографий из следственных дел, лучшего в нашем распоряжении не имеется. Вот какие сведения о каждой из них сохранили документы дела. Феодосия Михайловна Дубовенкова, 1886 г. р., урож. с. Самойловка Самойловского р-на Саратовской обл., украинка, из крестьянской семьи, б/п. В Саратовский Крестовоздвиженский монастырь была отдана в 10 лет из приюта, поскольку была сиротой, в монастыре была послушницей, выполняла черную работу по 1928 год. По данным 1917 года — временно проживающая в монастыре. После закрытия монастыря в 1928 году занималась стеганием одеял и рукоделием. Проживала в г. Саратове по адресу: ул. Соколовая, 145. Монахиня Ксения (Ксения Николаевна Богданова), 1883 г. р., урож. с. Митрофановка Федоровского кантона АССР НП, русская, из крестьянской семьи, б/п, монашка. В Саратовском Крестовоздвиженском монастыре была примерно с 1901 по 1928 год. По данным 1917 года — временно проживающая в монастыре. После закрытия монастыря в 1928 году работала уборщицей в храме во имя свв. Петра и Павла г. Саратова. До ареста проживала в г. Саратове по адресу: ул. Нижняя, 22. Монахиня Надежда (Надежда Николаевна Введенская), 1877 г. р., урож. г. Саратова, русская, самоучка. Отец был чернорабочий. Беспартийная, монашка-лишенка. В Саратовском Крестовоздвиженском монастыре — с 1892 по 1928 год. По данным 1917 года — временно проживающая в монастыре. После закрытия монастыря в 1928 году занималась разной поденной работой. Была прихожанкой храма в честь Сошествия Святого Духа на апостолов г. Саратова. Проживала в г. Саратове по адресу: ул. Соколовая, 59. Матрона Поликарповна Жулидова, 1884 г. р., урож. с. Питерка Питерского р-на, русская, из крестьянской семьи, самоучка, б/п, монашка-лишенка. В Саратовском Крестовоздвиженском монастыре была послушницей с 1895 по 1928 год. По данным 1917 года — временно проживающая в монастыре. После закрытия монастыря в 1928 году была кустарем по вышивке до 1929 года, потом работала домработницей. Проживала в Саратове по адресу: ул. Нижняя, 128.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/19/sarato...

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил престольные торжества Крестовоздвиженского собора Спасо-Евфросиниевского монастыря г. Полоцка 28 сентября 2023 г. 11:12 27 сентября 2023 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в Спасо-Евфросиниевском монастыре г. Полоцка состоялись престольные торжества. Позднюю литургию в Крестовоздвиженском соборе возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин . Его Высокопреосвященству сослужили: почетный настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» г. Новополоцка архиепископ Феодосий (Бильченко) , епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий , ответственный секретарь Управления делами Белорусской Православной Церкви протоиерей Андрей Волков и клирики Спасо-Евфросиниевского монастыря. Богослужебные песнопения исполнил хор сестер обители под управлением монахини Февронии (Бармичевой). Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Иоанн Гаврильчик. По завершении Литургии состоялся крестный ход вокруг Крестовоздвиженского собора, после которого было совершено славление празднику. Митрополит Вениамин поздравил всех с праздником и обратился со словом назидания, в котором отметил, что обретение Креста, по слову преподобного Андрея, было осуществлено могуществом и мудростью Божией и вместе с тем глубокой верой и решительностью царицы Елены, которая нашла место и совершила раскопки, чтобы обрести эту святыню. «Крест, который дарован нам как орудие, как защита, подает свою благодатную силу, но из этой истории, которую мы сегодня вспоминаем, важно, чтобы мы сокровище искали с решимостью в нашей повседневной жизни, чтобы за ежедневной суетой мы не забывали о силе Креста и с благоговением изображали его на себе, — напутствовал Патриарший экзарх. — Во время обретения Креста Господня совершались многочисленные чудеса, и эти чудеса происходят до нынешнего дня по вере нашей. И в сегодняшний день, когда современные люди очень отягощены различными скорбями, переживаниям, размышлениями, заботами и самим ритмом жизни, очень важно, чтобы мы иногда находили возможность не спеша и вдумчиво изображать на себе крестное знамение с молитвой Иисусовой или иной молитвой, осознавая, какую силу таит в себе крестное знамение. И сегодняшний день да будет нам об этом напоминанием и вдохновением: какое оружие мы имеем, какое богатство обрела наша Церковь! И относиться к нему нужно очень вдумчиво, бережно, с любовью и с благодарностью Богу». Затем Патриарший экзарх поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение. По окончании богослужения состоялась праздничная трапеза. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6063414.ht...

Казанский храм, в котором была обретена икона Богородицы, будет отреставрирован на средства администрации города 19 июля 2005 г. 14:28 Место обретения Казанской иконы Божией Матери — один из храмов ансамбля Богородицкого женского монастыряКрестовоздвиженская церковь, будет отреставрирована силами администрации Казани. Эта информация прозвучала 18 июля на брифинге в администрации города, посвященном прибытию иконы в Казань. По словам заместителя председателя Казанского Совета народных депутатов Людмилы Андреевой, все документы, обеспечивающие правовую базу передачи помещений и территорий Казанской табачной фабрики в ведение Казанской епархии, уже подписаны. Но, поскольку средства епархии ограничены, руководство города приняло решение на собственные средства провести в здании Крестовоздвиженской церкви реставрационно-восстановительные работы, а затем передать его Казанской епархии. Сейчас в здании храма и на территории Богородицкого женского монастыря полным ходом идут реставрационные работы, которые закончатся, предположительно, только в следующем году, сообщила Людмила Андреева. Часть помещений табачной фабрики, не представляющих исторической ценности, будут снесены. На месте обретения иконы планируется построить часовню. Требование реставрации Крестовоздвиженской церкви было выдвинуто Русской Православной Церковью в качестве одного из условий для передачи в город известного списка Казанской иконы Божией Матери, который долгое время находился в Ватикане. В Крестовоздвиженской церкви Богородицкого монастыря установили киот для Казанской иконы Божией матери, сообщил на брифинге в администрации города архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий. В целях безопасности реликвии киот снабжен бронированным стеклом. Для охраны иконы, которую, как ожидается, привезет 20 июля в Казань Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, будут предприняты все меры безопасности, заверил архиепископ Анастасий. «Благовест-Инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/29211.html

Святыни Ярославской земли Фоторепортаж о паломнической поездке насельников московского Сретенского монастыря по Ярославской епархии. За два дня, 18-19 сентября, братия посетила несколько древних русских городов и монастырей и поклонилась святыням края. Собор вмч. Феодора Стратилата Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском Переславль-Залесский. Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь Собор Свято-Троицкого Данилова монастыря. Лик Спасителя осквернен пробоинами от большевицких пуль Храм Преображения Господня в Переславле-Залесском. XII век Мощи св. блгв. князя Александра Невского Воссозданный собор Никольского монастыря в Переславле-Залесском Владыка Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский, встречает братию Сретенского монастыря Храмы Спасо-Яковлевского монастыря У мощей святителя Димитрия Ростовского Спасо-Яковлевский монастырь Ростовский кремль. Архиерейский двор Ростовский кремль На звоннице Ростовского кремля Поклонение мощам свт. Леонтия, еп. Ростовского, поминаемого на св. Проскомидии Могила прп. Петра Ордынского Здания Петровского монастыря преврщены в мастерские и жилые помещения Троице-Сергиев Варницкий монастырь Учащиеся варницкой гимназии Рака с мощами св. блгв. князя Феодора Ярославского и чад его Давида и Константина в Феодоровском кафедральном соборе Ярославля У мощей священноисповедника Агафангела. Ярославль, Казанский монастырь Икона Иоанна Предтечи - Ангел пустыни Учащиеся ярославской православной гимназии Вверх по Волге Вид Толгского монастыря с Волги У мощей свт. Игнатия Брянчанинова в Крестовоздвиженском храме Толгского монастыря Мощи свт. Игнатия Брянчанинова в Крестовоздвиженском храме Толгского монастыря Молитва у Толгской иконы Божией Матери Кедровая роща Толгского монастыря, основанная Иоанном Грозным Тутаев. Колокольный завод Тутаев. Колокольный завод Лития на могиле архимандрита Павла (Груздева) Глава Иоанна Крестителя в тутаевском храме Иоанна Милостивого На пароме, соединяющем Романовскую и Борисоглебскую части Тутаева Чудотворный образ Спаса Всемилостивого в Воскресенском храме Тутаева

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery8.h...

Киприан Скрыпицын 10 янв. 1732 перев. из Дмитровского Борисоглебского монастыря; управлял до 18 февр.; после в Спасо-Андрониеве. Варлаам Городецкий 20 янв. 1732, из Чудовских иеромонахов; † 10 нояб. 1737. Николай , Грузинский архим. безместный, определён 13 янв. 1738; в исх. 1740 назначен в Лужецкий мнтрь, но, кажется, там не был. Иосиф , Грузинский архиеп., бывший в Новгородском Юрьеве мнтре, определён 9 янв. 1741; управлял не долго и уволен. Николай (вторично) с 2 окт. 1741; в 1764 уволен на покой; † 8 мая 1768 тут же в мнтре. Варфоломей 4 мар. 1764 перев. из Спасо-Елиазарова монастыря, а 18 окт. 1770 – в Саввин Сторожевский. Игумены Софроний Младенович произведён 17 окт. 1770, а в янв. 1776 уволен на покой в Полтаву и там † … Серапион Александровский 27 янв. 1776 перев. из Московского Крестовоздвиженского, а 17 февр. 1779 – в Богоявленский мнтрь. Макарий Сусальников , из проповедников Московской акад., определён 3 мар. 1779, а 1 авг. 1782 перев. в Петергофскую Сергиеву пустынь. Иннокентий Полянский определён 14 сент. 1782, а 4 дек. 1783 перев. в С.-Петербургский Зеленецкий мнтрь. Ириней Клементьевский 9 дек. 1783 перев. из Московского Крестовоздвиженского, а в нояб. 1784 – в Ростовский Борисоглебский мнтрь. Моисей Гумилевский определён 21 нояб. 1784, а в янв. 1788 перев. в Екатеринославский Спасо-Николаевский мнтрь. Ираклий Евреинов 13 янв. 1788 перев. из Давидовой пустыни; в 1797 перев. в Московский Златоустов мнтрь. Иоасаф 19 янв. 1798, из экономов Троицкой Сергиевой Лавры; 30 сент. 1808 уволен на покой. Геннадий Шумов произведён в 1808, а 1810       перев. в Московский Крестовоздвиженский мнтрь. Архимандриты Иннокентий Смирнов , игум. Угрешский, перев. 14 окт. 1810; архим. с 1 июня 1812; 30 сент. 1813 перев. в Петергофскую Сергиеву пустынь. Парфений Чертков 14 окт. 1813 перев. из Московского Крестовоздвиженского, а 12 авг. 1814 – в Лужецкий мнтрь. Неофит Докучаев-Платонов 12 авг. 1814 перев. из Серпуховского Высоцкого, а в окт. 1816 – в Ростовский Борисоглебский мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Широкую известность приобрела в свое время и Крестовоздвиженская келлия Каракальского монастыря, восстановленная русскими иноками в середине XIX века. В 1913 г. в Крестовоздвиженской келлии подвизалось около 70 насельников, действовало множество мастерских (кузнечная, столярная, сапожная, портняжная, переплетная, фотомастерская); келлия претендовала на статус скита, который не был, однако, подтвержден Протатом Святой Горы. Храм обители имел множество святынь: несколько частиц Животворящего Креста Господня, до 30 частиц мощей, часть главы вмч. Пантелеймона. С 1894 по 1915 г. обитель возглавлял иеросхимонах Пантелеймон (Важенко) († 1915), ведший активную строительную и благотворительную деятельность: в 1900 г. он устроил подворье Крестовоздвиженской келлии в Константинополе, а в 1903 под Иерусалимом приобрел в пользу семи русских иноков Фаранскую обитель прп. Харитона Исповедника. Афонской Крестовоздвиженской обителью в помощь русским паломникам был возрожден монастырь св. Пророка Илии под Бейрутом, заселенный 40 русскими иноками. Таким образом, благотворительная, просветительская, организаторская деятельность Братства русских обителей Афона охватывала не только русских святогорцев, но простиралась за пределы Святой Горы – в Россию, на Балканы и Ближний Восток. 1140 Цит. по: Троицкий П. История русских обителей Афона в XIX-XX веках. Серия «Русский Афон». Выпуск I. М., 2009. С. 85. 1141 Фундамент сгоревшего впоследствии древнего патриаршего дворца можно видеть в Андреевском скиту и поныне: «В центре двора находился фундамент какого-то здания, судя по расположению, некогда игравшего важную роль. (Позднее я узнал, что это был знаменитый Серай, патриарший дворец.)»//М. Талалай. Русский Афон. Путеводитель в исторических очерках. М., 2009. 1149 Памяти в Бозе почившего настоятеля Св.-Андреевского на Афоне общежительного скита иеросхимонаха о. Феоклита//Наставления и утешения святой веры христианской. 1892. 5. 1150 Десятилетие настоятельства в Русском на Афоне Св.-Андреевском Ските о. архимандрита Иосифа//Наставления и утешения святой веры христианской. 1902.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Практика Н.Н. Неплюева свидетельствует, что христианское пастырство как служение церковного собирания не является исключительной прерогативой иерархического священства. В опыте Крестовоздвиженского братства старшинство стало и служением женщин, причем не только в исключительных случаях. Таким образом, в жизни Трудового братства были актуализированы центральные экклезиологические темы второй половины XX – начала XXI вв. Теперь, по прошествии эпохи советских гонений на Церковь, приведших к концу 30-х годов XX в. к фактическому уничтожению ее канонической структуры, необходимо подчеркнуть актуальность опыта Н.Н. Неплюева для церковной жизни в условиях светского и даже антихристианского государства, во многом соответствующих ситуации первых двухсот лет церковной истории. В XIX в. в России были известны идеи «монастыря в миру». Однако Неплюев не просто возродил смысл христианского благочестия во внемонастырских условиях, но интуитивно вернул в церкви первохристианские, евангельские основания жизни, обновив представление об апостоличности церковного предания. В собирании братства Неплюев сделал акцент на том, что когда-то в древности заставило язычников признать силу любви христиан (Послание к Диогнету, 1). В плодах его деятельности, в смысле и духе его письменных трудов для нашего времени раскрывается и актуализируется апостольское предание. В опыте Крестовоздвиженского братства проявились фундаментальные качества церковной жизни: соборность, неиерархическое старшинство, практическое единство, кафоличность, которые стали предметом размышлений и крупнейших православных экклезиологов XX в.: протопр. Николая Афанасьева, прот. Сергия Булгакова, протопр. Александра Шмемана и др. Изучение опыта Н.Н. Неплюева приводит нас к ряду вопросов, не только собственно пастырского, но и экклезиологического характера. Так, важной темой в контексте размышлений об общинно-братской экклезиологии являются особенности личных взаимоотношений в братстве. С одной стороны, они сохраняли черты общинного уклада, дружеского и семейного круга, но в то же время – и прежде всего – определялись церковным характером данного сообщества. Интересно было бы ответить на вопрос, какие черты этих взаимоотношений принадлежат российской культуре конца ΧΙΧ – начала ΧΧ в., а какие сохраняют актуальность для церковной жизни нашего времени.

http://bogoslov.ru/article/6177593

В Великий вторник Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Крестовоздвиженском Иерусалимском монастыре 14 апреля 2009 г. 15:01 В Великий вторник Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре. Его Святейшеству сослужили архиепископ Орехово-Зуевский Алексий , епископ Красногорский Савва , представители духовенства Москвы и Московской области. Перед въездом на территорию монастыря Патриарх Кирилл освятил надвратные иконы обители. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. По словам Его Святейшества, после своего торжественного входа в Иерусалим Господь учил народ и учеников, проповедуя накануне страданий с особой силой. В понедельник Господь осудил смоковницу, которая имела богатую листву, но не имела плодов. Он осудил ее как символический знак лицемерия. В основе лицемерия, двоедушия, как заметил Святейши Владыка ложь, которая нарушает целостность бытия человека. Во вторник Господь продолжил эту тему, осудив книжников, лицемеров и фарисеев. «Господь в частности укорял фарисеев за то, что они буквально воспринимали иудейский закон», сказал Патриарх. К примеру, закон предписывал раздавать десятину со всего того, что выращивали люди, однако фарисеи, не желая делиться своим имуществом с одной стороны, а с другой не желая терять праведность в глазах народа, отдавали десятину с тмина, укропа, мяты и тому подобного. Таким образом, жертва фарисеев превратилась в формализм. «Нередко и в нашей жизни происходит то же самое, особенно в среде церковных людей», отметил Святейший Патриарх Кирилл. Он подчеркнул, что мы часто очень внимательно исполняем предписания внешнего устава, но невнимательно относимся к состоянию своего сердца. «Господь осуждает такое внешнее лицемерное благочестие, но было бы ошибочно говорить, что Он осуждает любое внешнее благочестие»,  отметил Патриарх. Господь обличил фарисеев, сказав, что и одно следует делать, но и другого не следует забывать.

http://patriarchia.ru/db/text/615542.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010