Священно-церковно-служители и старосты церковные Священники 1) Иосиф Терентьевич Соловьев, 1814–1828 гг. По окончании курса в Московской академии, 1792 г. февр. 1 дня посвящен во диакона к Богословской, что в Бронной, Никитского сорока, церкви. 30 авг. 1796 г. рукоположен во священника к Николаевской, на Старом Ваганькове, церкви. 17 янв. 1813 г. перемещен, Сретенского сорока, к ружной Покровской, что в Покровском, церкви, а в январе 1814 г. переведен к Крестовоздвиженской церкви. † 1830 г. в ноябре. 2) Василий Симеонович Советов, 1828 – 1831 гг. По окончании курса в Спасо-Вифанской семинарии, два года был Дмитровских духовных училищ инспектором и уездного училища учителем по латинскому яз., арифметике и географии. 9 мая 1827 г. посвящен во диакона в Петро-Павловской, на Якиманке, церкви и того же года 21 мая рукоположен во священника «в Военный гофшпиталь»; в 1828 г. апр. 13 перемещен в Запасный дворец, а 8 авг. того же года – к Крестовоздвиженской церкви, † 4 июля 1831 г. 3) Николай Васильевич Богородский, 1831–1847 гг. По окончании курса в Московской духовной семинарии в 1817 году, 21 мая 1819 года посвящен во священника к Воскресенской г. Коломны церкви; был учителем низшего отделения Коломенского уездного училища, а потом и инспектором училищ духовного и приходского; с 24 авг. 1829 г. – священник Страстного девичьего монастыря, а 9 июня 1831 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви. С 1845 г. – духовник округа. † 26 нояб. 1847 года. 4) Георгий Стефанович Колычев, 1847–1849 гг. Из мест. диаконов, определен 1 дек. 1847 г. 5) Александр Васильевич Вишневский, 1849–1886 гг. Сын диакона. По окончании курса в Московской дух. семинарии в 1834 году, посвящен во диакона к Филипповской, на Мещанской, церкви, в 1835 году. 12 февр. 1849 года рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви. С 1842 по 1871 г. был законоучителем в Николаевском детском приюте, а с 1846 до 1871 г., кроме того, законоучителем малолетнего отделения Воспитательного дома и Фельдшерской школы. С 1863 г. – духовник округа. С 1879 г. – протоиерей. В день 50-ти летнего юбилея служения в священном сане, 23 нояб. 1885 г., поднесен ему от прихожан золотой, с драгоценными украшениями, наперсный крест. 184 † 7 июня 1886 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

В день памяти святителя Николая Чудотворца Предстоятель Русской Церкви освятил Вознесенский собор Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря 19 декабря 2015 г. 16:20 19 декабря 2015 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь  в селе Лукино городского округа Домодедово Московской области. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения главного храма обители — возрожденного собора Вознесения Господня и Божественную литургию в новоосвященном соборе. Центральный престол был освящен в честь Вознесения Господня, северный — в честь Успения Пресвятой Богородицы, южный — в честь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца. За Божественной литургией была совершена хиротония  архимандрита Сергия (Копылова)  во епископа Семилукского, викария  Воронежской епархии . Его Святейшеству сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Воронежский и Лискинский Сергий ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник  Троице-Сергиевой лавры , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Россошанский и Острогожский Андрей ;  епископ Валуйский и Алексеевский Савва ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Петр Петров, настоятель Никольского храма г. Воронежа; клирики  Воронежской митрополии , Свято-Троицкой Сергиевой лавры и г. Москвы. За богослужением молились заместитель председателя Синодального отдел по монастырям и монашеству, настоятельница  Зачатьевского ставропигиального женского монастыря   игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря  игумения Екатерина (Чайникова) , настоятельница  Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря  игумения Викторина (Перминова), настоятельница  Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря  игумения Елисавета (Жегалова), настоятельница Князь-Владимирского архиерейского подворья в Нарва-Йыэсуу (Эстония) монахиня Флавиана (Пономарева), насельницы Крестовоздвиженской Иерусалимской обители.

http://patriarchia.ru/db/text/4301933.ht...

Историческое описание Белевского девичьего Крестовоздвиженского третьеклассного монастыря Предисловие Многие из мужских монастырей и пустынь уже имеют свои отдельные исторические описания, тогда как описание женских обителей, за весьма немногими исключениями, составляет предмет еще мало разработанный и будущий историк Русского Православного монашества с сожалением заметит этот немаловажный для его труда недостаток. Это обстоятельство служило не малым для меня поощрением в составлении исторического описания Белевского Крестовоздвиженского девичьего монастыря, по просьба его почтенной Настоятельницы Игуменьи Павлины. К тому же обитель эта, благодаря благодетельному влиянию на нее двух известных своею духовною опытностью и благочестием Старцев – Иеросхимонахов Леонида († 1841) и Макария († 1860) и благоразумному управлению; справедливо почитается одною из самых благоустроенных по своей внутренней духовной жизни из числа девичьих монастырей нашего отечества. История обители обнимает собою два с половиною столетия; но материалы для ее описания весьма скудны. Монастырский архив XVII и половины XVIII столетия уничтожился вовсе, частно по поводу упразднения обители в 1764 году, частно же но время пожара, бывшего в ней в 1801 году, который истребил и большую часть актов второй половины прошедшего столетия. Этот весьма чувствительный недостаток вознаграждают отчасти материалы, найденные старанием Игуменьи Павлины в Московском Архиве старых дел, благодаря обязательному вниманию его почтенного Начальника, Действительного Статского Советника Петра Ивановича Иванова. Внешняя история обители, от ее восстановления в 1768 году до настоящего времени, описана по уцелевшим в монастырском Архиве актам; история же ее внутреннего, духовного обновления и преуспеяния основана как на письменных документах, так и на устных сказаниях самой Настоятельницы, которая была свидетельницею и участницею всех замечательных событий в ее обители, в течение последних 30 лет. I. Местоположение обители Белевский Крестовоздвиженский третьеклассный девичий монастырь находится Тульской губернии в городе Белеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Надгробные надписи на стенах Крестовоздвиженской церкви 148 При Крестовоздвиженской церкви в монастырский период было кладбище, на котором погребались не только братия монастыря, но и лица сторонние, преимущественно знатных фамилий. Так, в 1637 г. св. патриарх «отпевал (в монастыре) по Петре Мусорском»; в мае того же года св. патриарх «ходил в Здвиженский мон. погребать боярина Матвея Михайловича Годунова сноху»; а июля 9 «дьяка Матвееву жену Сомову». Также св. патриархом отпеты и погребены в Воздвиженском монастыре боярин князь Василий Григорьевич Ромодановский (3 окт. 1671 г.); вдова окольничего Феодора Михайловича Ртищева – Ксения Матвеевна (21 окт. 1681 г.); жена боярина князя Петра Иван. Прозоровского – Анна Феодоровна (11 мая 1683 г.); боярин Иван Феодорович Стрешнев (17 мар. 1684 г.); жена боярина Никиты Конст. Стрешнева – Ирина Григорьевна (18 июня 1695 г.) 149 . В монастыре погребены умершие из рода кн. Воронцовых, Васильчиковых, Волошиных 150 , Каменских и др. Умершие погребались и внутри храмов (соборного нижнего и бывшего Казанского), и вне них, на кладбище, вокруг соборной церкви. От монастырского кладбища в настоящее время не осталось ни одного надгробного памятника, и только сохранившиеся на церковных стенах надписи напоминают некогда бывшее кладбище, но под землею скрыто много каменных плит, которые пришлось нам видеть в 1895 г., при прокладке водопроводных труб. Надписи на стенах от времени очень попортились, и трудно разобрать, что было написано; некоторые же, вследствие поднятия уровня окружающей церковь площади, засыпаны землею. Надписи на стенах внутри церкви сохранились хорошо и читаются свободно. Внутри храма обращает на себя внимание мраморный памятник в Николаевском приделе, поставленный графу Михаилу Илларионовичу Воронцову 151 . Превосходной работы мраморные аллегорические фигуры, украшавшие памятник, несколько лет назад сняты. На памятнике вырезаны по мрамору надписи: Мужу Добродетельнейшему твердостию духа и любовию к отечеству прославившемуся

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

М.И. Одинцов Глава V. На родной нижегородчине. 1924–1934 годы Приемля новое назначение После покаяния и возвращения в Патриаршую церковь Сергий некоторое время продолжал жить в Москве. После всего происшедшего летом 1922 года и в последующие месяцы непросто было начинать отношения заново, и патриарх не спешил приближать его к себе. Однако теперь Сергий был в церкви, общался с членами Синода, московским духовенством, по просьбе которого стал выезжать на службы. Паства принимала его и тем самым укрепляла в нем силы, вселяла надежду на будущее. В самом начале 1924 года менялись и жизненные обстоятельства Сергия Страгородского . От митрополита Тверского Серафима, члена Синода при патриархе Тихоне, он получил письмо следующего содержания: «За уклонением в так называемый обновленческий раскол Нижегородского архиепископа Евдокима, считать Нижегородскую кафедру свободной, на каковую и переместить Высокопреосвященнейшего митрополита Владимирского Сергия» 93 . В Нижнем Новгороде владыко Сергий поселился в квартире в одном из корпусов на территории Крестовоздвиженского женского монастыря. После закрытия монастыря в 1919 году монахини, бывшие его насельницы, вынуждены были впредь именовать себя «трудовая артель» и взять здания своей обители в аренду. В 1923 году им пришлось соединиться с приходской общиной, срочно созданной вокруг монастыря, чтобы власти не изъяли помещения. 347 монахинь подали заявление о вхождении «в общину верующих при Крестовоздвиженском монастыре», а 27 апреля 1923 года был зарегистрирован «Устав Крестовоздвиженского автономного православного общества при бывшем Крестовоздвиженском монастыре и кладбище г. Нижнего Новгорода». Именно к этой общине и был приписан митрополит Сергий после прибытия в Нижний Новгород. К этому времени Нижегородский кафедральный Спасо-Преображенский собор в Кремле уже был закрыт. Владыко Сергий, зарегистрированный местными властями как «представитель культового сословия» в приходе Спасского храма Нижнего Новгорода, чаще всего и совершал архиерейские богослужения в этом храме. Во время пребывания Сергия в Нижнем Новгороде его постоянно посещали богомольцы, направлявшиеся в Саровскую пустынь на поклонение мощам преподобного Серафима Саровского . Они приходили в простую келью Сергия, чтобы принять от него благословение и продолжить путь. Стремились к маститому старцу и монашествующие, волею обстоятельств оказавшиеся в Нижнем. И всех принимал митрополит, одинаково одаривая вниманием и любовью. Многим из них он оказывал ту или иную материальную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Церковь Воздвижения Креста Господня Улица Воздвиженка. Открытка XIX в. Церковь Воздвижения Креста Господня стояла напротив здания Военторга на одноименной улице – Воздвиженка, там, где сейчас находится подземный переход. До 1814 года она была соборным храмом Крестовоздвиженского монастыря, по которому была названа улица, после революции переименованная в улицу Коминтерна (по находящемуся на ней зданию, где Коминтерн работал в первые годы после революции), а потом в проспект Калинина – также по угловому зданию с Моховой, где находилась приемная «всесоюзного старосты». По упразднении монастыря в 1814 году после нашествия Наполеона церковь стала обыкновенным московским приходским храмом. История древней Крестовоздвиженской церкви овеяна множеством легенд. Одна из них гласит, что в середине XV века на этом месте стоял дом любимца Василия Темного, князя Ховрина, чьи владения простирались от Старого Ваганькова (за Музеем изящных искусств) до Поварской и Арбата к Москве-реке. На его дворе стояла деревянная церковь. Потом на месте своего дома князь выстроил новую, каменную, и вскоре основал здесь монастырь и сам принял в нем иночество. Когда в 1440 году казанский хан Махмед явился в Москву, схимник Крестовоздвиженского монастыря, вооружив монашескую братию, присоединился к начальнику московского войска князю Юрию Литовскому и неожиданно напал у Арбатских ворот на казанцев, грабивших город. Отбив у них плененных женщин, детей и граждан московских, он на том же месте окропил всех святой водой. Летопись повествует о другой истории Крестовоздвиженской церкви: в 1540 году в Москву из Ржева принесли две чудотворные иконы – Богоматери и Воздвижения. Их встречали малолетний великий князь Иоанн (будущий царь Иван Грозный) с митрополитом за Неглинной, и на этом месте был поставлен памятный Крестовоздвиженский храм. Хотя в 1899 году здесь было найдено погребение 1538 года, и это может подтверждать версию о князе Ховрине. Так или иначе, но церковь точно известна со времен Ивана Грозного. Тогда она была деревянной, и именно от нее вспыхнул страшный пожар 1547 года. За день до пожара к церкви пришел юродивый Василий Блаженный и «плакашеся неутешно» перед ней. Долго народ гадал, от какого горя плачет юродивый, а следующий день был в Москве такой пожар, в котором погибали каменные здания и плавилось железо.

http://pravoslavie.ru/23743.html

После восстановления в 2005 г. Крестовоздвиженского храма и возрождения КБМ (в статусе мужского) тема воссоздания его главного собора получила новое развитие, однако до принятия решения о конкретном воплощении столь масштабного проекта на протяжении последующего десятилетия дело не доходило. Вместе с тем, было восстановлено правое крыло Крестовоздвиженского корпуса и облагорожено место обретения КИБМ, с которого демонтирован надземный с. 9] Ситуация кардинально изменилась в 2015 г. в связи с продвижением руководством Татарстана плана создании Болгарской исламской академии, поддержанного Президентом России В.В. Путины м. С учётом местной этнорелигиозной специфики было принято решение об одновременной реализации двух проектов - мусульманского и православного (в качестве которого определено воссоздание собора КИБМ). 2 октября 2015 г. с целью ознакомления с историческим местом, на котором планируется возродить собор, КБМ посетил председатель Попечительского Совета Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры (РФВПиК) РТ, Государственный Советник РТ М.Ш. с. 67] Официальным началом реализации данных проектов следует считать 4 ноября 2015 г., когда Президентом РТ Р.Н. Миннихановым был подписан Указ УП-1066 «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери». Его издание в День народного единства и День празднования Казанской иконе Божией Матери имело важное символическое значение. О подписании указа Президент РТ Р.Н. Минниханов объявил в своём приветствии в адрес участников гала-концерта республиканского этнокультурного фестиваля «Наш дом - Татарстан-2015», прошедшего 4 ноября 2015 г. в г. Казани в Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени М. 27] В соответствии с указом, «в целях сохранения и развития традиционных духовных ценностей, укрепления межконфессионального и межнационального мира и согласия», было постановлено: поддержать инициативу Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ, Центрального духовного управления мусульман России иДУМ РТ по созданию в г. Болгаре Спасского муниципального района РТ научно-образовательного и духовно-просветительского мусульманского центра «Болгарская исламская академия» (БИА), а также инициативу Татарстанской митрополии РПЦ и Мэрии г. Казани «о воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери в рамках комплекса Казанского Богородицкого монастыря».

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/10/...

Церковная земля и церковные дома По упразднении Крестовоздвиженского монастыря, были отобраны в Синодальное ведомство все монастырские земли и угодья, да и самая погостная земля бывшего монастыря со всеми находившимися на ней зданиями, кроме церкви и колокольни, поступила также в ведение Св. Синода и указом от 6 окт. 1813 года отдана под жительство соборянам Успенского собора 155 . Монастырские здания частью сломаны, и на их месте воздвигнуты новые, частью же перестроены. В сентябре 1817 года соборяне введены в Крестовоздвиженский дом 156 . Так как, с образованием Крестовоздвиженского прихода, к Крестовоздвиженской церкви были приписаны три церкви: Николаевская, на Моховой, Николаевская и Благовещенская, на Старом Ваганькове, то и земельные участки этих церквей поступили во владение Крестовоздвиженской церкви. Впрочем, эти участки недолго были в церковном владении. Прежде других отошел участок Благовещенской, на Ваганькове, церкви, находившийся «в Тверской части, 4 квартала, под 381, 382, 383 и 384, в проулке Здвиженском» (Ваганьковском), на месте дома, принадлежащего теперь г. Семенову. Земля, имевшая по уличной линии Ваганьковского переулка 17 саж. 2½ ар., простиралась в длину, по направлению к Крестовоздвиженскому переулку. почти на 47 саж. и в заднем поперечнике имела около 6 саж. Всей земли было 541 кв. саж., которая, по табели об оценке, стоила 2,705 руб. Землю эту «яко впусте лежащую» просил у преосвященного Августина в вечное и потомственное владение Синодальной Типографской Конторы директорский товарищ коллежский ассесор Павел Левашев 157 «дабы ему жить ближе к Типографии и тем более средств (иметь) к надзору за вверенной ему Святейшим Синодом должностью». Резолюцией преосвященного Августина земля отдана просителю безвозмездно, о чем и сообщено московскому главнокомандующему 26 янв. 1817 года 158 . От Николаевской, на Моховой, церкви перешло церковной земли 317 кв. с. Эта земля в 1836 году «с надлежащего разрешения», как сказано в Клировой ведомости, была продана с торгов московскому купцу Михаилу Смирнову по 43 руб. за квадратную сажень, каковая продажа утверждена 21 сент. того же года 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

В конце XIX века купеческая вдова Анна Семидетнова пожертвовала 100 000 рублей на сооружение храма в Крестовоздвиженском женском монастыре. Обитель эта появилась ещё в левобережном Саратове в XVII веке. При переносе города на правый берег Волги (при планировке города), монастырь занял тогда довольно внушительное место на улице Покровской (ныне - Лермонтова). Главным храмом монастырского комплекса в последние годы его существования стала Николаевская церковь. Юрий Терликов разработал проект церкви в 1898 году. Заложена она была на месте бывшей церкви Параскевы Пятницы в мае 1899-го, а в мае 1903 года года открыта и освящена. После строительства Николаевская церковь стала архитектурной доминантой, хорошо обозреваемой с Волги. Она поражала своим размахом и высотой. В основе композиционного построения храма лежала традиционная схема - пятиглавие, с выделением центральной главы. Над главным входом располагалась колокольня. Нижний этаж колокольни был открытым и оформлен в виде сквозного прохода. Стены декорировались " полосатой " кладкой, имитирующей средневековую византийскую. Внутри храм был высокий, светлый, с двухъярусными хорами. Позолоченный иконостас включал иконы выполненные в московской мастерской. Он вмещал тысячу человек одновременно. Стоимость церкви с иконостасом обошлось в 150 тыс. рублей. После революции храмы монастыря были закрыты. Единственной действующей церковью оставалась Никольская, вплоть до её разрушения в 1936-м году. С восточной стороны между храмами и монастырским зданием Терликов спроектировал въездные ворота во двор обители. Они - единственное, что сохранилось до наших дней от обители и храма, выстроенных по проектам этого зодчего. В 1990-м году (к 400-летнему юбилею Саратова) Святые ворота были отреставрированы, а в начале 2008 года в центальной арке появилась мозаика с изображением святителя Николая Чудотворца. Сегодня эти ворота являются неотъемлемым украшением улицы Лермонтова. Параллельно с проектированием и строительством храма в Крестовоздвиженском монастыре Юрий Николаевич работал над проектами ещё двух церквей - в горной части Саратова и кафедральным собором Александра Невского в Царицыне.

http://sobory.ru/article/?object=47901

Закрыть itemscope itemtype="" > Риза златотканная 28.11.2016 584 Время на чтение 12 минут Батюшка-регент В редакцию зашёл молодой благожелательный священник и попросил последние номера «Веры». - Издалека приехали? - спрашиваю гостя, складывая в стопку газеты. - Из Йошкар-Олы, - ответил отец Евгений Самойлов и, сообщив, что читает «Веру» давно, сказал много добрых слов о газете. - В Сыктывкаре есть где остановиться? - интересуюсь. - Спаси Господи. У меня супруга отсюда родом. - Возможно, я знаком с нею. Как зовут вашу матушку? - В девичестве она Елена Шулепова. - Знаю, конечно! Помнится, познакомились мы во время восстановления Крестовоздвиженского Кылтовского монастыря. Будучи ещё студенткой СГУ, Елена и несколько её сокурсниц по благословению игуменьи Стефаниды (Запорощенко) решили помогать монахиням. Разбирали деревянные перекрытия в Зосимо-Савватиевском соборе, откапывали фундамент монастырской стены, взялись проводить в городе и монастыре благотворительные ярмарки, продавая свои изделия ручной работы. Вырученные средства шли на восстановление обители. Елена была и одной из устроительниц молодёжного лагеря «Добрые побуждения». Далее выясняется, что сам батюшка не из Йошкар-Олы, а из Петрозаводска, из семьи протодиакона Евгения Фёдоровича Самойлова. В школьные годы пел с отцом в хоре Крестовоздвиженского храма, затем, когда учился в Петрозаводском музыкальном училище, был уставщиком Александро-Невского кафедрального собора, певчим архиерейского хора. А потом, живя в Сергиевом Посаде, руководил братским будничным хором Лавры при старшем регенте отце Филиппе (Неседове). Сейчас отец Евгений служит в Благовещенском кафедральном соборе Йошкар-Олы. Стал я дальше расспрашивать отца Евгения о его жизни, и оказалось, что наши пути неоднократно пересекались, да и общих знакомых, кроме матушки Елены, немало. Петь всем храмом - Получается, что я прямиком пошёл по стопам своего отца, - отметил молодой батюшка. - Он учился в Московской духовной семинарии, затем в академии, а в 60-70-е годы пел в братском хоре под руководством «регента всея Руси» архимандрита Матфея (Мормыля), получил учёную степень кандидата богословия. Так что, учась в Лавре, частенько во время прогулок с отцом Матфеем вспоминали товарищей отца. Мы шли вместе и беседовали о прошлом Лавры, благо я благодаря воспоминаниям отца знал немало. Говорили о духовном пении. Я просил советов, которые отец Матфей охотно давал, пояснял мне, как с хором нужно работать, как снисходить к певчим, как правильнее исполнить ту или иную стихиру либо тропарь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010