В 1848 г. обветшавшая колокольня была разобрана и к 1849 г. возведена новая — шестиярусная по проекту архитектора П.П. Буренина. После 1917 г. церковь Воздвижения некоторое время была Патриаршим и Московским кафедральным собором, так как храм Христа Спасителя был захвачен обновленцами. Церковь закрыта не ранее 1929 г., снесена в 1934 г. На месте снесенного храма устроили шахту Метростроя. До зимы 1979 г. на проспект Калинина еще выходили бывшие монастырские ворота, но и их снесли при строительстве подземного перехода. В наши дни на месте собора находятся подсобные сооружения метрополитена. Уцелела лишь часть монастырских зданий на углу Воздвиженки и Крестовоздвиженского переулка. http://www.losev-library.ru/index.php?pid=4927 Церковь Воздвижения Креста Господня стояла напротив здания Военторга на одноименной улице - Воздвиженка, там, где сейчас находится подземный переход. До 1814 года она была соборным храмом Крестовоздвиженского монастыря, по которому была названа улица, после революции переименованная в улицу Коминтерна (по находящемуся на ней зданию, где Коминтерн работал в первые годы после революции), а потом в проспект Калинина - также по угловому зданию с Моховой, где находилась приемная " всесоюзного старосты " . История древней Крестовоздвиженской церкви овеяна множеством легенд. Одна из них гласит, что в середине XV века на этом месте стоял дом любимца Василия Темного, князя Ховрина, чьи владения простирались от Старого Ваганькова (за Музеем изящных искусств) до Поварской и Арбата к Москве-реке. На его дворе стояла деревянная церковь. Потом на месте своего дома князь выстроил новую, каменную, и вскоре основал здесь монастырь и сам принял в нем иночество. Когда в 1440 году казанский хан Махмед явился в Москву, схимник Крестовоздвиженского монастыря, вооружив монашескую братию, присоединился к начальнику московского войска князю Юрию Литовскому и неожиданно напал у Арбатских ворот на казанцев, грабивших город. Отбив у них плененных женщин, детей и граждан московских, он на том же месте окропил всех святой водой. Летопись повествует о другой истории Крестовоздвиженской церкви: в 1540 году в Москву из Ржева принесли две чудотворные иконы - Богоматери и Воздвижения. Их встречали малолетний великий князь Иоанн (будущий царь Иван Грозный) с митрополитом за Неглинной, и на этом месте был поставлен памятный Крестовоздвиженский храм. Хотя в 1899 году здесь было найдено погребение 1538 года, и это может подтверждать версию о князе Ховрине.

http://sobory.ru/article/?object=34439

Возвращенный в Казань список Казанской иконы Божией Матери решено не переносить на временное хранение в Зилантов монастырь 28 июля 2005 г. 10:38 Список Казанской иконы Божией Матери, которую 21 июля передал Казанской епархии Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, решено оставить в Крестовоздвиженской церкви Богородицкого монастыря Казани. «Таково решение архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия», — сообщил агентству «Интерфакс-Поволжье» в среду руководитель пресс-службы Казанской епархии Александр Павлов. Ранее икону предполагалось временно поместить в Зилантов монастырь или Петропавловский собор Казани до окончания реставрации Крестовоздвиженской церкви. «В настоящее время реставрация храма продолжается, но ни икона, ни пришедшие поклониться ей верующие не мешают рабочим, и владыка счел возможным оставить икону в церкви — на месте постоянного ее пребывания», — сообщил собеседник агентства. Святыня находится в специальном киоте с пуленепробиваемыми стеклами, круглосуточную охрану в церкви осуществляют сотрудники УВД Казани. А. Павлов напомнил, что одним из условий пребывания иконы в Казани Патриарх Алексий назвал доступность святыни для верующих. Сейчас каждый день с 8 до 19 часов любой желающий может прийти в Крестовоздвиженскую церковь и поклониться образу Богородицы. В самой церкви агентству сообщили, что поток верующих был особенно велик в первые дни после визита Патриарха, сейчас он несколько меньше, но, несмотря на период отпусков и каникул, «люди идут с утра до вечера». Богородицкий монастырь был построен на месте обретения Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Здесь же собирались разместить список иконы на постоянное хранение после его передачи Казанской епархии. Как сообщалось, предстоятель Русской Православной Церкви 21 июля передал Казанской епархии список Казанской иконы Божией Матери, долгое время хранившийся в Ватикане. Патриарх Алексий II и несколько тысяч верующих совершили с иконой крестный ход от стен Казанского Кремля к Крестовоздвиженской церкви Богородицкого монастыря, где в 1579 году был обретен образ Богородицы. Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/30139.html

Моисей, – 1653 и 1654 гг. † в сент. Геннадий, – 29 окт. 1655 г. Иосиф, – 1656 73 , 1659 и 1660 гг. Арсений, – с 1661 г. мар. в 1665 г. хиротонисан в архиеп. Псковского. Тихон, – 1665–1670 гг.; 1671 74 . Пахомий, – 1673–1674; 1675 г. 75 Тихон , – 1674–1675 гг. 76 Никифор, – 1676–1680 гг. Переведен в Новинский мон.; впоследствии митрополит Астраханский. Ефрем, – в 1680–1688 гг. Варлаам, – 1689–1692 гг. Сергий, – 1698–1700 гг. 29 авг. переведен в Московский Знаменский монастырь. Сильвестр, – 1700–1706 гг. Макарий (Феофилактов сын Чернцов), – в 1715–1723 г.; в этом году 21 го мая умер и погребен в Крестовоздвиженском монастыре, в приделе св. Симеона (ныне Марии Магдалины 77 . Макарий вторый, – 1723–1730 или 31 г. 78 Исаакий, – 1731–1740 г. Митрофан, бывший соборный священник г. Воронежа Мина Григорьев Петров, скончался 2 апр. 1744 г. и погребен в Крестовоздвиженском монастыре 79 . Гедеон Лебедев, – произведен из иеромон. Чудова мон. 20 апр. 1744 г. и в том же году выбыл 80 . Феофил Краснопольский, – 1744–1746 г. 81 Феофил Дроздовский (второй, эконом), – в 1746 г. переведен из Новинского монастыря, в 1750 г. июля 19 убит в Крестовоздвиженском монастыре 82 . Варсонофий, – 23 авг. 1750 г. переведен из Серпуховского-Владычня монастыря, где был игуменом же 83 . Александр, – 1760–1763 г. Переведен в Александро-Свирский монастырь 84 . Вениамин,—1763—1771 г. из проповедников академии, отличался строгостью в отношении к братии и ввел в монастырь общебратскую трапезу 85 . Филипп, – 1771 (посвящен в игумены 6 янв. 1772 г.) – 1775 г., сын дворцового служителя, был казначеем Златоустова мон., в этот же монастырь уволен на покой и там умер 25 янв. 1783 г 86 . Гавриил, иеромонах, – 1775 г. Сделан настоятелем на время, до открытия в каком-либо монастыре вакансии архимандрита. В том же году определен в архимандрита в Киевскую епархию 87 . Серапион Александровский, – произведен 10 мар. 1775 г. из проповедников академии; 27 янв. 1776 г. переведен в Знаменский монастырь, Впоследствии (в начале XIX стол. ) был митрополитом Киевским 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

   О. Пантелеймон был уроженцем Курской губернии, впоследствии перебрался в Харьковскую и оттуда пришел на Афон в 1878 году сразу после турецкой войны и попал к одному из самых строгих афонских старцев Хаджи Георгию. Здесь у строгого даже для афонских аскетов старца, прошли школу несколько русских монахов. Самый видные из них: схимонах Парфений настоятель Благовещенской келлии и иеросхимонах Пантелеймон настоятель Крестовоздвиженской.    Через 15 лет после этого о. Пантелеймон приобрел у Пантократорского монастыря маленькую, полуразвалившуюся келлию Пресвятой Богородицы, в которой прожил три с половиной года. В 1896 году 73-х летний монах Евстратий, проживавший в Крестовоздвиженской келлии с 6-ю престарелыми насельниками, попросил его переселиться в эту келлию и стать ее старцем. Была составлена омология [vii] . Монастырь Каракалл получил за келлию 300 лир (1 лира – 8 руб. 60 коп.), (в омологии было указано только 120) и обязал о. Пантелеймона принять этих 6 человек в число своей братии и содержать до конца жизни. Братство келлии на тот момент состояло уже из 20 человек. Так начался нелегкий путь о. Пантелеймона в Крестовоздвиженской келлии. В келлию он перешел после некоторого колебания, так как Каракалл был уже известен своим недоброжелательным отношением к келлиотам. Но монастырь принял о. Пантелеймона хорошо, обещал переписать омологию и убрать некоторые тяжелые пункты. В омологии записаны условия, на которых монахи живут в келлии и условия, на которых наследуют ее. Это важная бумага, но русские привыкли небрежно относиться к документам, ведь для них слово всегда было гораздо важнее бумаги. Тем более писались они на греческом, а многие из русских тогда еще греческого не понимали. И потом обещания монахов были для них гораздо важнее: не будет же монах обманывать. Но, увы, дипломатами в Османской Империи в основном были греки, и дух дипломатии был у них в крови. Они не могли действовать открыто, они привыкли достигать всего хитростью и по положению на начало XIX века можно сказать, что достигли многого в Османской империи, но восстание греков 1821 года нанесло страшный удар по этим кругам. Скарлат Каллимах ктитор Пантелеймонова монастыря, Григорий V и др. были казнены, и власть фанариотов в Османской империи пошатнулась.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=1641

29 января 1991 года Св. Синод удовлетворил прошение архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о благословении на открытие Свято-Николаевского монастыря на Белой горе, где была возобновлена монашеская жизнь. 18 мая 1991 года состоялся акт передачи зданий Белогорского монастырского комплекса в безвозмездное и бессрочное пользование Русской Православной Церкви. 26 мая 1991 года в верхнем храме Крестовоздвиженского собора прошло первое в возрождающемся монастыре богослужение. 15 апреля 1991 года игумен Варлаам (Александр Передернин), с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, вступил на пост наместника Белогорского Свято-Николаевского монастыря. Это был самый трудный период начала восстановления Белогорской обители. За короткий срок до своей кончины о. Варлаам II с немногочисленной братией проделали огромную работу. Главное — очищен от десятков тонн мусора огромный Крестовоздвиженский храм. Собрана братия числом в 10 человек. Потекли на Белую гору многочисленные паломники и благотворители. В 1992 году в обители было заготовлено 25 тонн оцинкованного железа, 3 тонны железа на скобы, гвоздей около полутора тонн, лес, краски и т.д. В мае 1993 года Крестовоздвиженский собор, два братских корпуса и мастерские были внесены в государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного (областного) значения. Осенью 1993 года архитектурной секцией областной администрации ВООПИиК под председательством Кацко Г.Л. был разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря. В этом же году началось строительство автодороги до Белой горы. В январе 1995 года о. Варлаама не стало, а уже в мае на нескольких главах собора засияли кресты... На многотрудный пост наместника Белогорского монастыря в декабре 1995 года был назначен игумен Даниил (Александр Ишматов). В период его деятельности (до февраля 2000 г.) также многое было сделано. В 1995 году благодаря помощи Пермской областной администрации закончено строительство грунтовой дороги к храму, начались работы по реставрации Крестовоздвиженского собора.

http://sobory.ru/article/?object=09085

В праздник Обрезания Господня глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Крестовоздвиженском храме города Алма-Аты 14 января 2019 г. 16:27 14 января 2019 года, в праздник Обрезания Господа нашего Иисуса Христа и день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Крестовоздвиженском храме микрорайона Карасу города Алма-Аты. Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили: благочинный приходов города Алма-Аты, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, игумен Феодосий (Белобородов), иеромонах Силуан (Синегубов), ключарь Христорождественского собора протоиерей Александр Гайченя, настоятель Крестовоздвиженского храма иеромонах Мелитон (Поротиков), благочинный Талдыкорганского церковного округа иеромонах Клавдиан (Поляков), руководитель отдела Алма-Атинской епархии по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов), руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, протодиакон Николай Гринкевич, протодиакон Михаил Спельник, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Димитрий Савченко, диакон Виталий Быструшкин, клирики Крестовоздвиженского храма. Перед началом Литургии митрополит Александр освятил новый иконостас северного придела храма, посвященного святым благоверным Петру и Февронии. Дубовый иконостас выполнен в традиционном средневековом русском стиле. На богослужение из Софийского храма Иверско-Серафимовского монастыря была доставлена икона XVIII века с частицами мощей многих почитаемых святых, среди которых находятся мощи святителя Василия Великого. За Литургией пел хор Крестовоздвиженского храма под управлением Н. Бурдуковой. Проповедь по запричастном стихе произнес иеромонах Иаков (Воронцов). В завершение богослужения состоялось славление празднику Обрезания Господня и святителю Василию с молитвами Каппадокийскому иерарху и на Новолетие. После возглашения многолетия владыка Александр обратился к собравшимся с проповедью , в которой рассказал о жизни и трудах святителя Василия Великого и раскрыл духовный смысл праздника Обрезания Господня. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Надгробные надписи на стенах Крестовоздвиженской церкви 148 При Крестовоздвиженской церкви в монастырский период было кладбище, на котором погребались не только братия монастыря, но и лица сторонние, преимущественно знатных фамилий. Так, в 1637 г. св. патриарх «отпевал (в монастыре) по Петре Мусорском»; в мае того же года св. патриарх «ходил в Здвиженский мон. погребать боярина Матвея Михайловича Годунова сноху»; а июля 9 «дьяка Матвееву жену Сомову». Также св. патриархом отпеты и погребены в Воздвиженском монастыре боярин князь Василий Григорьевич Ромодановский (3 окт. 1671 г.); вдова окольничего Феодора Михайловича Ртищева – Ксения Матвеевна (21 окт. 1681 г.); жена боярина князя Петра Иван. Прозоровского – Анна Феодоровна (11 мая 1683 г.); боярин Иван Феодорович Стрешнев (17 мар. 1684 г.); жена боярина Никиты Конст. Стрешнева – Ирина Григорьевна (18 июня 1695 г.) 149 . В монастыре погребены умершие из рода кн. Воронцовых, Васильчиковых, Волошиных 150 , Каменских и др. Умершие погребались и внутри храмов (соборного нижнего и бывшего Казанского), и вне них, на кладбище, вокруг соборной церкви. От монастырского кладбища в настоящее время не осталось ни одного надгробного памятника, и только сохранившиеся на церковных стенах надписи напоминают некогда бывшее кладбище, но под землею скрыто много каменных плит, которые пришлось нам видеть в 1895 г., при прокладке водопроводных труб. Надписи на стенах от времени очень попортились, и трудно разобрать, что было написано; некоторые же, вследствие поднятия уровня окружающей церковь площади, засыпаны землею. Надписи на стенах внутри церкви сохранились хорошо и читаются свободно. Внутри храма обращает на себя внимание мраморный памятник в Николаевском приделе, поставленный графу Михаилу Илларионовичу Воронцову 151 . Превосходной работы мраморные аллегорические фигуры, украшавшие памятник, несколько лет назад сняты. На памятнике вырезаны по мрамору надписи: Мужу Добродетельнейшему твердостию духа и любовию к отечеству прославившемуся

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Историческое описание Белевского девичьего Крестовоздвиженского третьеклассного монастыря Предисловие Многие из мужских монастырей и пустынь уже имеют свои отдельные исторические описания, тогда как описание женских обителей, за весьма немногими исключениями, составляет предмет еще мало разработанный и будущий историк Русского Православного монашества с сожалением заметит этот немаловажный для его труда недостаток. Это обстоятельство служило не малым для меня поощрением в составлении исторического описания Белевского Крестовоздвиженского девичьего монастыря, по просьба его почтенной Настоятельницы Игуменьи Павлины. К тому же обитель эта, благодаря благодетельному влиянию на нее двух известных своею духовною опытностью и благочестием Старцев – Иеросхимонахов Леонида († 1841) и Макария († 1860) и благоразумному управлению; справедливо почитается одною из самых благоустроенных по своей внутренней духовной жизни из числа девичьих монастырей нашего отечества. История обители обнимает собою два с половиною столетия; но материалы для ее описания весьма скудны. Монастырский архив XVII и половины XVIII столетия уничтожился вовсе, частно по поводу упразднения обители в 1764 году, частно же но время пожара, бывшего в ней в 1801 году, который истребил и большую часть актов второй половины прошедшего столетия. Этот весьма чувствительный недостаток вознаграждают отчасти материалы, найденные старанием Игуменьи Павлины в Московском Архиве старых дел, благодаря обязательному вниманию его почтенного Начальника, Действительного Статского Советника Петра Ивановича Иванова. Внешняя история обители, от ее восстановления в 1768 году до настоящего времени, описана по уцелевшим в монастырском Архиве актам; история же ее внутреннего, духовного обновления и преуспеяния основана как на письменных документах, так и на устных сказаниях самой Настоятельницы, которая была свидетельницею и участницею всех замечательных событий в ее обители, в течение последних 30 лет. I. Местоположение обители Белевский Крестовоздвиженский третьеклассный девичий монастырь находится Тульской губернии в городе Белеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников Архимандрит Леонид (Кавелин) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Историческое описание Белевского девичьего Крестовоздвиженского третьеклассного монастыря — архимандрит Леонид (Кавелин) Архимандрит Леонид (Кавелин) В Избранное ( 1  голос:  5.0 из  5) Предисловие Многие из мужских монастырей и пустынь уже имеют свои отдельные исторические описания, тогда как описание женских обителей, за весьма немногими исключениями, составляет предмет еще мало разработанный и будущий историк Русского Православного монашества с сожалением заметит этот немаловажный для его труда недостаток. Это обстоятельство служило не малым для меня поощрением в составлении исторического описания Белевского Крестовоздвиженского девичьего монастыря, по просьба его почтенной Настоятельницы Игуменьи Павлины. К тому же обитель эта, благодаря благодетельному влиянию на нее двух известных своею духовною опытностью и благочестием Старцев – Иеросхимонахов Леонида († 1841) и Макария († 1860) и благоразумному управлению; справедливо почитается одною из самых благоустроенных по своей внутренней духовной жизни из числа девичьих монастырей нашего отечества. История обители обнимает собою два с половиною столетия; но материалы для ее описания весьма скудны. Монастырский архив XVII и половины XVIII столетия уничтожился вовсе, частно по поводу упразднения обители в 1764 году, частно же но время пожара, бывшего в ней в 1801 году, который истребил и большую часть актов второй половины прошедшего столетия. Этот весьма чувствительный недостаток вознаграждают отчасти материалы, найденные старанием Игуменьи Павлины в Московском Архиве старых дел, благодаря обязательному вниманию его почтенного Начальника, Действительного Статского Советника Петра Ивановича Иванова. Внешняя история обители, от ее восстановления в 1768 году до настоящего времени, описана по уцелевшим в монастырском Архиве актам; история же ее внутреннего, духовного обновления и преуспеяния основана как на письменных документах, так и на устных сказаниях самой Настоятельницы, которая была свидетельницею и участницею всех замечательных событий в ее обители, в течение последних 30 лет. I. Местоположение обители

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/istorich...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Крестовоздвиженском монастыре в Нижнем Новгороде завершились археологические раскопки 07.07.2006 В Крестовоздвиженском монастыре в Нижнем Новгороде завершились археологические раскопки. Работы проходили в нижнем храме. Там в склепе были обнаружены останки пяти игумений монастыря. Как рассказала настоятельница монастыря игумения Филарета, также при раскопках захоронений были найдены мантии, крест, четки, иконы. Ранее склеп был монашеской усыпальницей. По архивам было установлено, где именно располагались захоронения. Решение о том, где будут перезахоронены останки бывших настоятельниц, примет архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Раскопки проходили под руководством московского археолога Юрия Смирнова. Крестовоздвиженский монастырь ведет историю от Зачатьевской обители, основанной около 1370 года женой великого Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича Василисой под кремлевским холмом на берегу Волги. Это был обычный для Древней Руси монастырь с рублеными строениями. В пожарах 1685 и 1715 годов монастырь выгорел " без остатку " , к тому же бившие из-под горы родники постоянно разрушали строения. Поэтому в середине XVIII века епископ Димитрий (Сеченов) перевел инокинь в Происхожденский женский монастырь, стоявший над обрывом Дятловых гор между Георгиевской башней каменного кремля и одноименной церковью. Во время церковной реформы 1764 года все нижегородские женские обители были слиты в единый монастырь. В 1809 году он выгорел. Игумения Дорофея (Новикова) добилась от губернатора А.Руновского и епископа Моисея согласия на перенос монастыря за территорию города, к кладбищенской Казанской церкви. Проект монастырского комплекса разработал губернский архитектор И. И. Межецкий. В 1819 – 1823 гг. он спроектировал и построил собор, план которого представлял собой равноконечный крест (35х35) с четырьмя центральными пилонами, поддерживающими центральный купол. Четыре малых главы ставились над крыльями. Здание отличалось оригинальным решением. В XIX веке в монастыре жило 30–35 инокинь и более ста послушниц. В 1838 году при монастыре было открыто женское училище. После революции 1917 года монастырские храмы были частично взорваны, частично приспособлены под бытовые нужды. В 1995 году монастырь стал возрождаться. Сайт Нижегородской епархии/Седмица.Ru Редакция текста от: 07.07.2006 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/838.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010