г Со слова Слушали вписано от руки. д Исправлено из первоначально напечатанного 2). Далее исправлена нумерация пунктов: с Зи и т.д. Обозначения подпунктов исправлены от руки с цифровых на буквенные. е «собирании и вписано над строкой от руки. ж о количестве верующих вписано над строкой от руки. з Далее до ковца предложения дописано от руки. и Вписано от руки. к в случае вписано над строкой от руки. Далее зачеркнуто оно хочет. л встречается необходимость вписано над строкой от руки. м Со слова Просить вписано над строкой от руки. н Далее до конца предложения дописано от руки. о 1927 г. вписано над строкой от руки. п Вписано над строкой от руки. р Исправлено от руки из первоначально напечатанного публичные моления. Протокол 118 заседания антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП(б) от 4/XI – г. Совершенно секретно. Хранить конспиративно. ПРОТОКОЛ 118 а ЗАСЕДАНИЯ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ КОМИССИИ ПРИ ЦК ВКП(б) От 4-го ноября 1929 г. Присутствовали: т.т. ЯРОСЛАВСКИЙ, КРАСИКОВ. СТУКОВ, КУЗНЕЦОВ, ИКРЯНИСТОВА, ТУЧКОВ. КАНДЫРЕВ (НКЗ) и ДРОНИН (ОКВК). Порядок дня: 1) Рассмотрение ходатайства церковников об издании религиозных календарей на 1930 год. 2) О закрытии в Иваново-Вознесенске т.н. Крестовоздвиженской церкви и использовании ее под общественные надобности. 3) Рассмотрение циркуляра НКЗ о правах землепользования служителей культов. 4) Об урегулировании колокольного звона. 5) О сектантских религиозных центрах. 6) О выселении Высшего вр[еменного] церк[овного] совета из помещения б[ывшего] Донского монастыря. 7) О меннонитах и духоборах. Слушали: 1 . Рассмотрение ходатайства церковников об издании религиозных календарей на 1930 год (Тучков) б . Постановили: В издании религиозных календарей отказать, о чем поставить в известность Главлит для дачи соответствующих указаний на места в . Слушали: 2 . О закрытии в Иваново-Вознесенске т.н. Крестовоздвиженской церкви 572 и использовании ее под общественные надобности (т. Тучков). Постановили: а) АРК поддерживает закрытие церкви и считает необходимым мобилизовать около этого вопроса рабочие массы Иваново-Вознесенска для вовлечения их в Союз Безбожников г .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рассерженная своей неудачей Игуменья представила Преосвященному м. Анфию упорною еретичкою, ни в чем не сознающеюся. Над остальными оговоренными в мнимой ереси сестрами (всех числом 13) поручено было произвести дознание бывшему тогда Настоятелю Новосильского Св. Духа монастыря, Игумену N 15 ; следователь хотя и допрашивал по одиночке сестер, но не мог узнать ничего более того, что было прежде известно всему монастырю, то есть, что сестры эти ходили к старице Анфии за духовными советами, от чего ни она, ни сестры и не думали отпираться. Не желая обвинить в слишком поспешном заключении отца N. N., следователь не решился оправдать и подпавших гневу Владыки сестер, и потому представил их в своем донесении как упорных, ни в чем не сознающихся. После этого дознания, неприведшего ни к какому положительному результату, Преосвященный Дамаскин приказал Игуменье Епафродите словесно, донести ему письменно о случившемся в ее обители. Добросердечная, но робкая Старица Игуменья, видя, что ей во исполнении данного поручения всячески придется обвинить тех, кого она по внутреннему своему убеждению считала невинными, решилась по крайней мере обвинить их не в ереси, а в самочинии, в котором, как показывают многие примеры, не раз обвинялись по недоразумениям лучше из людей, будучи принуждены силою внешних обстоятельств и чтобы не возбудить зависти в других, в тайне соделовать свое собственное спасение и помогать спасению других, уповая на то, что «видяй еже в тайне, воздаст яве». Черновой отпуск рапорта о сем Преосвященному, весь исчерканный и многократно исправленный, служит доказательством сколько душевных страданий, перенесла, писавши эту бумагу, добрая Старица, прежде чем решилась переписать ее набело, оставляя место требуемому обвинение тех, кого она уважала. Вот что вылилось из-под перл Старицы после долгой душевной борьбы: « Живущая в сем монастыре дочь Господина N. девица N. N. и находящаяся в услужении у нее девка Z. объявили прежде, как духовному их отцу, священнику N. N. а он мне, что они сего монастыря к рясофорной монахине Анфии ходили для откровения совести и еще ходили сего монастыря послушницы (следуют имена 3-х послушниц), живущие в сем монастыре по свидетельствам, но еще неопределенные, выше означенного г-на N. другая дочь, девица N. (следуют имена 10-ти лиц), Священник же N. почитает оное за ересь; но как сие обстоятельство, учиненное означенными лицами, не было мне известным и без всякого моего на то позволения, оказалось для меня сомнительным, то при всем моем настоятельном разведывании рясофорная монахиня Анфия и прочие ходившие к ней лица объявили мне, что они ходили к ней Анфии для советов о своих помышлениях; кроме же сего я не нашла ни какой, другой ереси, как одно лишь монахини Анфии своевольство. О чем Вашему Преосвященству благопочтеннейше же доношу. Ноября 24, 1840 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

«Вашему Преосвященству вполне известно положение Крестовоздвиженского девичьего монастыря, по неоднократному обозрению оного. Он был обстроен в разное время, по мере нужды и скудных средств монастыря, без определенного плана и без соблюдения порядка. Многие кельи так обветшали, что требуют немедленного уничтожения. Кроме двух каменных корпусов, – в одном из коих помещена общая трапеза, кухня, хлебопекарня и подвалы, – все здания деревянные, из этих только настоятельские кельи и больницы не слишком ветхи. Относительно помещения своего сестры обители с находящимися на испытании в числе 250 терпят крайнюю нужду во всех отношениях. На ряду с кельями для монахинь помещаются также и разные монастырские службы, устроенные очень неудовлетворительно и неудобно. Деревянные амбары, кладовые и сеновалы, устроенные по необходимости среди жилых зданий и наполненные хозяйственными запасами, не могут быть защищены от конечного истребления в случае пожара. Кроме сего, для соблюдении экономии желательно было бы в удобное время года закупать единовременно выгодною ценою годовые хозяйственные запасы, как-то: дрова, муку, разные крупы, сено и т. д., а по неимению помещения поставляемся мы в необходимость покупать все эти запасы частями с немалым и постоянным ущербом для монастырской экономии, весьма чувствительным в общем итоге. Дрова, за неимением особого места, расставлены между деревянными кельями и службами тесно между собою соединенными. В случае пожара трудно или даже невозможно подать помощь. Ко всему этому должно присовокупить еще то, что сплошь по всему протяжению монастырской каменной невысокой ограды с западной и северной стороны устроены разные обывательские службы, как-то: конюшни, сараи, бани и проч., приставленные даже к монастырской ограде. Такая смежность сколько неприятна для обители, столько же и опасна. Находясь в таком положении, обитель требует безотлагательного восстановления. По всем вышеизложенным обстоятельствам настоит крайняя нужда для большей удобности к учреждению общежительного порядка и безопасности монастыря 1) устроить каменные корпуса для жительства сестер или, по крайней мере, разобрать и перестроить по новому плану все существующие ныне жилые деревянные монастырские здания с возведением двух или трех новых корпусов для жительства сестер, которые теперь помещаются с крайнею стеснительностью для себя и вместе с неудобством в отношении общежительного порядка; 2) все имеющиеся монастырские службы или перестроить или вновь возвести и расположить их в одном месте по возможности дальше от церкви; 3) с западной и северной сторон между оградою, примыкающею к обывательским зданиям и монастырским строениям, оставить надлежащее пустое пространство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Желая использовать происшедшую перемену в отношениях к нашему братству каракальского игумена и старшей братии, я поручил иеромонаху Геннадию продолжить переговоры о примирении. После многократных разговоров о. игумен при последнем свидании высказал о. Геннадию, в присутствии монастырских эпитропов и некоторых соборных старцев и нашего о. Досифея следующее: «В настоящий момент ни я, ни соборные старцы нашего монастыря ничего не имеют ни против примирения, ни лично против о. Пантелеймона и против того, чтобы он оставался старцем-настоятелем Крестовоздвиженской обители, но дело в том, что Константинопольская Патриархия, лишивши сана о. Пантелеймона, настаивает на том, чтобы он не проживал ни на Афоне, ни в Палестине. Как только патриархия восстановит о. Пантелеймона в его сане и примет свое решение относительно права проживать ему на Афоне, а самое главное представит нашему монастырю полюбовно покончить наши несогласия мы немедленно покончим это досадное для нас дело и выдадим вашему братству новую омологию. Это заявление игумена меня очень удивило. В Константинопольской Патриархии мне всегда говорили, что дело примирения с монастырем зависит от о. игумена и соборных старцев монастыря, теперь же о. игумен просит, чтобы ему с монастырскими соборными старцами предоставить право полюбовно покончить наши несогласия. Из этого положения я логически необходимо должен придти к заключению: противниками моего примирения с монастырскими начальствующими являются не сами эти начальствующие, а Константинопольская Патриархия. Уже пятый год я несу тяжкое наказание, и наказание это действует на мою душу тем более угнетающе, что оно наложено на меня не за какие-либо церковно-канонические нарушения, а за несогласие делать уступки в деле хозяйственного и имущественного порядка и. кроме того, за покупку у мусульман древней святыни – Фаранской лавры в Палестине. До сих пор я в точности соблюдал на меня наложенную епитимью, но непреклонность Патриархии с одной стороны и дипломатичность с другой совсем не душеспасительно действуют на мое нравственное существо.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=1661

1995 год В 1995 году Администрация Ленинского р-на МО осуществила землеотвод участка площадью 18,77 га в бессрочное пользование Центру, в который вошел и земельный участок Монастыря площадью 0,7 га прилегающий к корпусу Новое здание, несмотря на выделенные средства и землю не строилось. Почему? А вот сейчас и станет понятно. 2000 год Прошло пять лет и в 2000 году Центр вдруг отказывается от части земельного участка площадью 3,14 га, поэтому Постановлением Администрации Домодедовского р-на у Центра изымается весь участок и те самые 6 га подмосковной земли включаются в фонд перераспределения района. Казалось бы бедных врачей обидели муниципальные власти. Но смотрим дальше. Тут же администрация Домодедовского р-на обратно из только что изъятых 6 га предоставляет участок 3,14 га Центру, но уже не под корпус для детей-инвалидов, а уже под коллективное садоводство. А затем эти же 3,14 га снова изымаются у Центра Администрацией Домодедовского р-на и передаются уже окончательно СНТ «Эскулап» (под таким названием руководство и сотрудники Центра зарегистрировали свое садоводческое товарищество). Но на этом история не заканчивается. Для оставшихся от 6 гектар – 2,86 га Администрация Домодедовского р-на меняет целевое назначение участка на использование для строительства опять же Центром конно-спортивного иппотерапевтического комплекса. Таким образом места для шестого корпуса не остается вовсе! 2002 год Затем, уже в 2002 году, из оставшихся 2,86 га изымается 0,47 га и передается СНТ «Эскулап» под строительство подъездной автодороги. Она важнее и детей и лошадок. Как же садоводству быть без благоустроенной дороги! 2004 год В 2004 году оставшиеся 2,39 га (уже земли особо охраняемых территорий и объектов, т.е. построить там частные дома уже никак) Администрация района снова предоставляет Центру под строительство конно-спортивного иппотерапевтического комплекса в аренду сроком на 5 лет. И вдруг, в 2007 году Центр подписывает соглашение о расторжении договора аренды земельного участка, отказываясь от той самой земли, которую предоставляли для строительства реабилитационных корпусов для детей-инвалидов.

http://pravmir.ru/zayavlenie-igumeni-ier...

Но абсурдное сосуществование венизелистов и роялистов, совершенно невозможное во время войны, так как одни поддерживали Антанту, другие их противников хорошо объяснил русский консул Каль: «Разделение страны на два якобы враждующих между собою лагеря, из коих один якобы германофильский, а другой явно франкофильский, является, очевидно, наилучшим выходом для маленького государства, принужденного лавировать между двумя европейскими группировками, исход борьбы коих для него еще не ясен». И далее: «несмотря на личную антипатию короля и Венизелоса, порой полную противоположность их политических воззрений, я склонен думать, что антагонизм… далеко не так глубок, как кажется, и каким хотят изобразить его газеты противоположных лагерей. Не допуская мысли о существовании между ними определенного соглашения, я не сомневаюсь, … что между отдельными членами правительств идет обмен мнений и ведутся даже переговоры» [xxxviii] . Это лавирование привело к фактическому предательству Сербии, у которой был с Греции договор. Это предательство единоверцев дало возможность Греции выступить в последний момент на стороне победителей, чтобы воспользоваться успехом последних. Но циничный успех политиков вскружил Греции голову и привел к малоазийской катастрофе. Националистические мечты давно уже стали для греческих монахов гораздо выше православной веры. Последняя стала чем-то вроде традиционной одежды, в которую должен быть одет грек. Отсюда совершенно немыслимые для православного человека вещи, которые творились тогда на Афоне. Любые несогласия с греками после оккупации Афона в 1912 году стали опасны. Во время войны эта опасность еще более усилилась. Любой повод мог бы послужить причинной силового решения вопроса. В то сложное время возникла большая проблема с Крестовоздвиженской келлией. Братия никак не хотела признать старца Лота, выбранного вместо умершего о. Пантелеймона. Смута была столь велика, что генеральный консул просил до приезда в феврале 1916 года Н.В. Кохманского направить в келлию архимандрита Пантелеймонова монастыря Мисаила с целью урегулирования конфликта [xxxix] .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=1683

Отсюда следует описание «Новаго города», который простирался от кремля, с северной стороны, до Крестовоздвиженского монастыря и Сульского протока (ныне уже закрытого), с западной, – на восток от р. Волги до церквей Воскресенской и Благовещенской. Город этот был окружен рвами и деревянными стенами, с 23 башнями и 6 воротами (Материал для географии и статистики России. Костромская губерния. Составил Я. Крживоблоцкий. Петербург. 1861 г., 581 стр.). «А новаго города от кремля города от осыпи от Спасских ворот с Волгской стороны стены до Предтеченских ворот двести тридцать сажен. А в стене ворота Никольския, ширина четыре сажени, поперег три сажени с полу-саженью, об одном мосту. А от ворот Никольских башня в стене средняя, ширина полтретьи сажени, поперег тож. Башня Предтеченская, ширина две сажени с четью, поперег тож. Башня другая Предтеченская, ширина три сажени е четью, поперег тож. Башня ж от Предтеченских ворот ширина полтретьи сажени, поперег тож. Предтеченским воротам ширина четыре сажени с четью, поперег четыре сажени, а в них два моста. А от Предтеченских ворот городовыя стены от Настасьинскаго монастыря до Сульской башни и до Васильевской выводной башни и до Исаковской и до Дмитревской башни и до Благовещенских ворот двести двадцать сажен. Первой башни Сульской ширина три сажени без чети, поперег полтретьи сажени. Васильевской выводной башни ширина полтретьи сажени, поперег две сажени с четью. Башни Исаковской ширина полтретьи сажени, поперег две сажени. Башни Дмитриевской ширина полтретьи сажени без чети, поперег тож. Благовещенским воротам ширина три сажени без чети, поперег тож, об одном мосту. А от Благовещенских ворот до Гостиной башни и до Воскресенских ворот и до кремля города, до осыпи сто двенадцать сажен. Гостиной башни ширина четыре сажени с четью, поперег тож. Воскресенским воротам ширина три сажени с четью. А поставлен был тот Новый Город для осаднаго времени в 127 (1619) году, а ставили посадские люди собою, а рублен тарасы косыя, как ставится острог лежачей, а около его веден был ров. Изгородь во многих местах развалилась и ров посыпался».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Преосвященный, смущенный неблагоприятными слухами о обители и притом опасаясь, чтоб молва эта не пошла далее и не повредила ему в мнении высшего Начальства, поспешил дать веру голословному извету отца N. и решился строгими мерами пресечь зло в самом начале и тем утолить молву, невыгодную для обители в частности и для Епархии вообще. Дело началось тем, что вслед за о. N. была вызвана в Тулу оговоренная им в ереси м. Анфия. По прибытии в Тулу, она по приказанию Преосвященного отдана на увещание тогдашней Игуменьи Тульского Успенского монастыря Клавдии. Игуменья, наслышавшись о какой-то ереси и боясь как бы самой не подпасть гневу Владыки, принялась за дело с полным усердием; позвала м. Анфию в свою образную и, поставив ее перед иконами, стала настойчиво увещевать мнимую еретичку признаться чистосердечно в своем заблуждении, обещая, что она в таком случае будет ходатаицею о их прощении у Преосвященного, который, как чадолюбивый отец, желает лишь раскрыть истину. Анфия, не зная за собою никакой вины, просто и кротко отвечая Игуменье, что она, признавая себя грешною вообще, однако не знает за собою никакой ереси и просит в свою очередь объяснить ей, в чем именно требуют от нее признания. Тогда Игуменья повела речь с другой стороны и начала осыпать неизвестного ей Старца хулами, говоря, что он масон и увлек их невинных в свою ересь. М. Анфия заметила на это, что она не знает, что такое значит масон, но твердо знает, что безвинно хулимый ею Старец о. Леонид известен как муж опытный в духовной жизни, учил их не чему иному, как правому монашескому пути, согласному с писаниями св. богодухновенных Отцов, просиявших в монашеском жительства. Игуменья прервала ее вопросом: «а что, он давал вам читать свои книги?» – «Да, отвечала Анфия, я и теперь читаю, по его наставлению, книгу Аввы Дорофея , которая, по словам Старцев, есть азбука монашеской жизни». – Но Игуменья, как видно никогда не читавшая книги Аввы Дорофея 14 и желая привесть неудачное увещание к какому-либо концу, воскликнула: «ну, так и есть масон, масон, говорю вам: вы, милая, впали в ересь и, если не раскаетесь, погибнете, погибните непременно и здесь еще будете наказаны с примерною строгостью. »

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Оклады жалованья, положенные по штатам 1764 г., указом Павла I, от 18 дек. 1797 года, увеличены, и монастыри наделены мельницами, рыбными ловлями и др. угодьями 57 . По силе этого указа Московская Казенная Палата чрез Духовную Консисторию извещала московские монастыри, «какие которому монастырю определены в отдачу угодья». Во владение угодьями монастыри должны были вступить по окончании сроков, на которые те угодья отданы по контрактам, «а до того времени довольствовать их (монастыри) собираемым с них (угодий) доходом, с мельниц и рыбных ловель полным, а с земель – сколько кому по числу десятин причитаться будет». Крестовоздвиженскому монастырю определены следующие угодья: 1) «Земли к владеемым им при деревне Шелепихе 6 ти десятинам 24 десятины, н Дмитровском уезде при селе Баркове пустошь Цветушкову с прочими, в коих 9 десятин 1200 сажен, отданную в оброк генерал-поручице Авдотье Дмитриевне с 1797 на 4 года по 66 руб. 2). А достальные 14 десятин с половиною сенокоса из состоящих при деревни Путиловой пустошей, называемых Меньшие Новинки с прочими, в коих мерою 36 десятин с саженьми, которой содержанию срок кончился. 3) Мельницу в Дмитровском уезде при селе Рогачеве, отданную с 7 мая 1797 г. на 4 года деревни Судниковой крестьянину Никите Лукьянову по 250 руб. 4) Рыбную ловлю при селе Игнатове в озере Збоевском, бывшем по 1798 год в оброке, а ныне (июня 18 дня 1798 г), от оного уже исключенном» 58 . В приходо-расходной книге монастыря 59 , выданной из Казенной Палаты на 1813 год, за 395, значится штатной суммы, полученной из Палаты на содержание монастыря на первое полугодие, 730 р. 1¼ к., да на вольнонаемных подьячего и троих служителей 24 руб. Из штатной суммы выдано на жалованье: настоятелю 100 руб., ему же на рыбу 25 руб., на вино 10 руб., на пиво 5 руб.; всего 140 руб.; казначею 17 руб. 50 коп.; двоим иеромонахам, двоим белым священникам, белому диакону и послушнику на иеродиаконской ваканции по 12 руб.; всего 72 руб.; четверым послушникам по 10 руб.; всего 40 руб. Таковая же сумма выдана и на второе полугодие, и из нее выделено на жалованье монашествующим столько же, сколько и в первое полугодие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

в Москве двух женских монастырей), с производством и положенного по штату содержания и дозволить тогда сверх штатного числа монахинь иметь такое же количество оных на содержании обители; 2) по примеру Нижегородского третьеклассного Крестовоздвиженского монастыря, как для охранения обители, так и для разных работ, определить служителей десять человек; 3) утвердить законным актом места, занятые обителью, домами священно церковнослужителей и монастырских служителей, а также и назначенные под кладбище; 4) оставить навсегда за обителью расчищенные трудами и иждивением оной для сенокоса места с лежащим при одном из них малым Каменным озером, в котором по очищении, можно было производить рыбную ловлю; а сверх того, для хлебопашества отвести из оброчных земель, по избранию ее, Игуменьи, нужное количество десятин с платежом положенных за них в казну оброчных денег, и наконец 5) давать лес на дрова и монастырские надобности без взыскания попенных денег и не более того количества, за какое последовала от обители уплата в прошедшее время. Это прошение Игуменьи Таисии отослано было при указе к Преосвященному Иустину с тем, чтобы доставлены были Св. Синоду подлежащие сведения по содержанию прошения, с присовокуплением к тому и мнения его, Преосвященного, относительно возведения обители в число штатных монастырей 11 . Преосвященный Иустин, в рапорте от 1-го июля 1821 года, сообщив подробные сведения о состоянии обители, представил Св. Синоду, что устроение при Екатеринбургской общежительной женской пустыни обширных зданий, могущих поместить в себе от 150 до 200 монахинь или сестер, произведено в столь короткое время, и вообще обитель доведена до такого совершенства одними только доброхотными от усердных людей подаяниями и вкладами, а также трудами обитающих в ней сестер; что, напротив, со стороны екатеринбургских чиновников и прочих граждан, обязавшихся, при начальном устроении пустыни, оказывать ей всевозможные пособия, не только оных не оказало, но и совершенно от этого отказались, и даже не были внесены подписанные ими при учреждении пустыни 946 руб.; что хотя и отпускаются Екатеринбургскою городскою Думою каждогодно с 1-го апреля 1812 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010