1206 ...о епископе Херсона – peri de tou episkopou tes Chersonos. Во всех остальных случаях Николай Мистик именует главу херсонской церкви архиепископом. Согласно данным церковной документации, нотиций, до образования митрополии, происшедшего не позже мая 1280 г., в Херсоне существовала автокефальная архиепископия из числа тех, что «...подчиняются Константинопольскому престолу и не подчиняются никакому митрополиту и не имеют в подчинении епископские (области)» (см.: Богданова H. М. Церковь Херсона... – С. 20–23). 1207 ...помнит, конечно, твое благоразумие – memnetai sou e agathe sunesis («помнит твой добрый ум»). Слово e sunesis обычно означает ум, рассудок, разумение, знание, сообразительность, понятливость, смышленность. H. М. Богданова переводит оборот agathe sunesis как «благая мудрость» (Богданова H. М. Церковь Херсона... – С. 35); также в английском переводе (Nicolas I... – Р. 315). Ср.: «...твоя премудрость помнит» (Иванов С. А. Византийская религиозная миссия... – С. 63). 1208 ...что наказывали мы своими устами – oti kai stomati oi(k)eio prosomilesamen («потому что и своими устами обращались»), У Х.-Ф. Байера: «...то, что мы устно выразили» (Байер Х.-Ф. Указ. соч. – С. 356). В английском переводе: «...я сказал тебе в разговоре» (Nicolas I... – Р. 315). У С. А. Иванова : «...мы своими собственными устами говорили» (Иванов С. А. Указ. соч. – с.63). Следовательно, речь идет о личной беседе неизвестного с патриархом перед отправкой в Херсон. По мнению H. М. Богдановой, это наверняка происходило в императорском дворце, но доводов в пользу такой уверенности исследовательница не приводит (H. М. Богданова. Церковь Херсона... – С. 35). (Иванов С. А. Византийская религиозная миссия... – С. 63). 1209 ...и теперь письменно объявляем – kai nun deloumen dia tou grammatos («и теперь через письмо являем»), H. М. Богданова: «...и теперь уведомляем письменно» (Богданова H. М. Церковь Херсона... – С. 35; ср.: Nicolas I... – Р. 315); С. А. Иванов : «... теперь.заявляем в письменной форме» (Иванов С. А. Указ. соч. – С. 63); Байер Х.-Ф.: «...и теперь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приведем только одну цитату: «В России вообще не произошел процесс обмирщения (секуляризации) культуры. Вопреки всем колебаниям и смещениям русский народ до сих пор таит в своем сверхсознании идеал Святой Руси, т. е. образ России как Церкви» (Казин 1998: 131). Святая Русь — это жертвенность Бориса и Глеба, это Софийские соборы Киева, Новгорода, храм Покрова на Нерли и храм Василия Блаженного, это иконы, фрески Рублева, Дионисия и многих безымянных иконописцев, это православные песнопения и народные песни, это жития святых, это мощи святых, это праздничные богослужения и крестные ходы, это огромные монастыри и маленькие скиты, это все то, на чем явственно проступают следы дыхания Духа Святого, свидетельства божественного вдохновения. Монашество в этом случае понимается не как пассивность и бегство от мира, а как активное духовное освоение и спасение мира. Монашество — это также грамотность, культура, развитие разных видов искусства: зодчества, иконописи, литературы. Наконец, — это освящение новых территорий, земель. Такую идею развивали Вячеслав Иванов, о. Сергий Булгаков, Николай Бердяев, Георгий Федотов и др. «Гений для русского народа — святой», — писал Вячеслав Иванов (Иванов 1987: 3,316). В гениальности есть нечто от святости, а святость в свою очередь вдохновляет гения, а потому, считал Вячеслав Иванов, не возник бы Достоевский, если б не было прп. Серафима Саровского (см. Иванов 1987: 4, 478, ср. 584). Не случайно также, что идея Святой Руси очень ярко выражена именно в духовных стихах, которые пели странники. Сюда же надо отнести и «очарованных странников» Лескова. О симфонии и ее необходимости напоминает российский герб: над головами двуглавого орла находятся две маленькие короны, символизирующие духовную и государственную власть, власть царя и патриарха, а над ними возвышается одна большая корона символизирующая власть Царя Царей — Христа. И именно эта большая корона напоминает  монарху и первоиерарху, что их власть от Бога, что они не имеют власти в самих себе, что симфония между ними — это не только государственная необходимость, но и заповедь от Бога. Это также напоминание царю, что он царствует на Святой Руси. Конечно, в нашем изложении представлен лишь идеал симфонии, желаемое, а не действительное.

http://pravoslavie.ru/340.html

И вот Александр Андреевич Иванов, получив в Академии Художеств золотую медаль за выпускную картину, едет в Италию, где он знакомится с искусством Ренессанса. Его поражает этот масштаб евангельских сюжетов в итальянском искусстве, и он задумывает огромную картину, в которой, как он пишет в письме к отцу и брату, он хотел бы выразить весь смысл Евангелия. Но это грандиозная задача. Как можно выразить весь смысл Евангелия в одной картине? Тем не менее этим почти двадцать лет и был занят Александр Иванов. Он копировал работы старых мастеров, писал итальянские пейзажи, которые, как средиземноморские, близки к Палестине. Он искал типажи к своей картине и т.д. Удивительно, что когда он привез это полотно, над которым работал почти 20 лет, публика приняла его холодно. И он сам разочаровался в этой картине. Более того, когда Брюллов, с которым они почти одновременно были в Италии, привез свой «Последний день Помпеи», его публика встретила овациями. А картина Иванова оказалась как бы в проигрыше. Почему? Давайте начнем хотя бы с того, что Александр Андреевич Иванов дал своей картине название «Явление Мессии», а сегодня мы знаем ее под названием «Явление Христа народу». Почему? Потому что Иванов задумал эту картину действительно как явление Мессии, Христа, которое должно потрясти весь мир, перевернуть его. И он запечатлел, как Спаситель подходит на берег Иордана, Он еще приближается, а Иоанн Креститель уже видит Его и показывает народу, собравшемуся на берегу Иордана, Того, во имя Кого он хочет крестить людей, Кому он пролагает пути, к Кому призывает прийти, очистившись в водах Иордана. Но кто-то Его видит, кто-то не видит, кто-то выходит из воды, кто-то занят тем, что разбирает свои одежды на берегу реки. Мощная фигура Иоанна Крестителя, расположенная рядом с ним фигура Иоанна Богослова и фигура самого художника образуют центр этой картины. Иванов вводит даже себя в картину как свидетеля этих событий. И народ, который их окружает, вдруг становится в этой картине главным, а вовсе не Спаситель. Многие исследователи даже пишут, что не понятно, насколько далеко отстоит Христос от этой толпы. Иногда кажется, что Он приближается только издалека, иногда, что Он вроде бы близко, но Он как будто бы отделен от этой толпы стеклянной стеной.

http://academy.foma.ru/category/zhivopis...

«История есть пророчество, обращенное в прошлое» — формулировал Ф. Шлегель. «Историческое есть лишь некоторый род символического» — так выразил это Ф. В. Шеллинг. Будучи хорошо знакомым с системами немецких философов-идеалистов, Иванов представил  своеобразное пророчество о грядущем веке: это призыв к духовному пробуждению, путь к которому лежит через покаяние и очищение от власти греха. Здесь и аллюзия на духовное возрождение России, о котором говорили русские религиозные философы и общественные деятели XIX столетия. Это и прямой намек на царствование Александра II, именуемого «царем-освободителем», начавшим крестьянскую реформу и ряд других преобразований в стране. История Картина была написана в 1837-1857 годах. Идея создания монументального многофигурного полотна на тему «Явления Мессии народу» появилась у Иванова в 1833 году, когда он жил и работал в  в качестве пансионера в Риме. Примерно в то же самое время была начата работа над эскизами и этюдами для будущей картины. Работу над большим полотном Иванов начал в 1837 году в своей мастерской в Риме. Работа над этим поистине грандиозным произведением продолжалась более двух десятилетий. В процессе создания картины были написаны многочисленные эскизы и этюды, ставшие для многих поколений художников единственной в своем роде школой живописного реалистического мастерства. Иванов поначалу называл свое сочинение просто «Явление Мессии» или «Появление Мессии». Название «Явление Христа народу» появилось только в момент ее представления в Петербурге в 1857 г. Критика Как известно, картину «Явление Христа народу», которую А. Иванов считал делом всей своей жизни, было принято неоднозначно. Критике был подвергнут необычный гигантский масштаб, а также необычная трактовка библейского сюжета. Поскольку художник опирался на в своей работе на образ Христа в книге известного протестантского теолога тюбингенской школы Д. Штраусса 1 , то сюжет был действительно изменен. Христос представленный незаметно среди огромной толпы людей символизировал присутствие Бога в человеческом сердце. Однако критики благосклонно отнеслись к Д. Штрауссу, но весьма строго к изображению Христа, Который в Православной иконографии изображался иначе – крупным планом и был центром композиции. Высказанное недовольство картиной негативно сказалось на здоровье Иванова, впоследствии он заболел холерой, ослабленный и истощенный организм не смог справиться с недугом, и художник скончался. Спустя несколько часов после его смерти пришло известие, что император Александр II высоко оценил картину в 15 000 рублей, и автору пожаловал Орден Святого Владимира.

http://azbyka.ru/art/yavlenie-hrista-nar...

Причт с 1780 г. составляли: священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. В метрической книге 1780 г. подписались священник Иаков Андреев, диакон Спиридон Агафоников, дьячок Никифор Иванов и пономарь Илья Борисов. Из прежних священников известны: Сила Тимофеев (скончался 1784 г.), Спиридон Агафоников (бывший диакон), умерший в 1810 г., Павел Иванов, перешедший, в 1818 году, в Петербургский Казанский собор и бывший здесь до смерти, в должности ключаря; Димитрий Иванов Митицкий, уволенный в 1846 году и умерший 12-го января 1847 г. С 1846 г. священствовал Никифор Верольский, перешедший в 1871 г. в Новую Ладогу. После него служил Николай Иванов Папоротский, сложивший сан; Симеон Иванов Певцов, умерший здесь. Ныне служит Павел Федоров Добряков. До штатов причт пользовался ругою и платою за требы; по штатам 1844 г. причислен к 3 классу и, за вычетом 43 р. процентов с 1,114 р. сер., положенных разными лицами за поминовения и 2 копеек с рубля, в состав особого капитала, получает следующее жалованье: священник – 176 руб. 40 коп., диакон – 88 руб. 20 коп., дьячок – 61 руб. 75 коп., пономарь 52 руб. 96 коп., просвирня – 29 руб. 40 коп. сер. Дохода в год получает не более 400 руб. Земли при церкви 36 десятин. Из них: 2 дес. усадебной, 25 пахатной и 8 – сенокосной. Из них священнику дается 17 дес. 840 саж., диакону – 6 дес. 720 саж., дьячкам по 5 дес. 60 саж., просвирне – 2 дес. 720 саж. Земля находится у погоста. Кроме хлебопашества причт занимается садоводством. Церкви принадлежит деревянный, на каменном фундаменте, дом для сторожа и для приходского училища. Члены причта имели свои дома, при устройстве которых причт, с разрешения начальства, занимал деньги из церкви. Так священник Верольский занял 300 р., с обязательством уплаты в 6 лет; дьячок Константин Иларионов 60 р. на 3 года; пономарь Виктор Вознесенский 75 р. на 5 лет. В 1874 г. на попечительскую и церковную суммы устроен дом для священника и застрахован в 1,300 р. Соседние приходы: Поддубский, Гагринский, Запольский и Городецкий. Приход составляют 18 деревень. Самые большие: Городонь, Кулотино, Любенско, Полосы, Которско, Петрилово, Скирицы, Заплюсье и Замошье. Большая часть деревень находится вблизи погоста. Отдаленнейшими считаются: Городище и Лющик (в 7 верстах от церкви), Городень (в 9 вер.), Кулотино (в 13 вер.), Беглово (в 16 вер.), Полосы (в 7 вер.) Которско (в 10 вер.), Петрилово (в 15 вер.), Замошье (в 10 вер.). Ближайшие к погосту суть: Крицы, Закрупье, Шереги (усадище и деревня), Скирицы в 2 верстах, Любенско – в 4 верстах от церкви, Вечаша – в 5 и Заплюсье – в 4 верстах. Всех прихожан, по клировым ведомостям 1883 г., мужск. пола 889 и 968 женск. пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Евстафий Плакида (ок. 118) – великомученик Егоров Александр Ильич (18831939) – командарм Красной Армии, маршал Советского Союза Елизавета (см. Флоренская Е.А.) Елизавета Федоровна (18641918) – великая княгиня, преподобномученица Ельчанинов A.B. (см. Александр) Ермоген/Гермоген (ок. 15301612) – святитель, патриарх, священномученик Ермолова Мария Николаевна (18531928) – актриса Ершов Иван Васильевич (18671943) – певец Ефимов Адриан Иванович (19072000) – гидрогеолог Ефимов Иван Семенович (18781959) – скульптор, график Ефимова Н.Я. (см. Симонович-Ефимова Н.Я.) Ефимовы Ефрем Сирин (ок. 306373) – преподобный Ж Жегин (Шехтель) Лев Федорович (18921969) – математик, искусствовед Жуковский Николай Егорович (18411921) – профессор Московского университета, учитель П.А. Флоренского 3 Заболоцкий Николай Александрович (19031958) – поэт Завьялов Яков – литейщик, колокольный мастер (первая половина XIX в.) Зелинский Фаддей Францевич (18591944) – филолог, поэт-переводчик Зосима – священник, расстрелян 19.08.1938 в Карлаге Зосима Московский (Бутовский) (см. Зосима (Трубачев)) Зосима Соловецкий (ум. 1478) – основатель Соловецкого Преображенского монастыря, преподобный Зосима (Трубачев Зосима Васильевич, 18931938) –отец С.З. Трубачева, священномученик Зубачевский Сергей Иванович (ум. 1969) – регент в Сергиевом Посаде, автор духовно-музыкальных сочинений И Иван IV Грозный (15301584) царь Иван Калита (12961340) – великий князь Московский Иван Логгин – инок Троице-Сергиевой Лавры, распевщик (XVII в.) Иванов Александр Андреевич (18061858) – живописец Иванов Вячеслав Иванович (1866–1949) – русский поэт, теоретик символизма Иванов Константин Константинович (19071984) – дирижер Иванов Нестор – колокольный мастер (XVI в.) Иванов-Ρадкевич Николай Павлович (19041968) – церковный композитор Игнатий (Брянчанинов Дмитрий Александрович, 18071867) – архиепископ, духовный писатель, богослов Игумнов Константин Николаевич (18431948) – пианист, педагог Иерофей (Померанцев) – архиерей, обновленец ( 1920-е)

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Иванов Василий (дата рождения не установлена – сконч. после 1984, Австрия), протоиерей. Из перемещенных лиц в Австрии, состоял в юрисдикции РЗЦ, священник, рукоположение совершил еп. Стефан (Севбо), помощник настоятеля церкви в Зальцбурге (1950-е гг. после 1984), протоиерей (12.5.1965), член епархиального совета Австрийской епархии (1972нач. 1980), администратор приходов РЗЦ в Австрии (1970), больше сведений о нем не имеется. Иванов Евгений (дата рождения не установлена – 1980, Германия), протоиерей. После 2-й мировой войны жил в Германии, состоял в юрисдикции РЗЦ, священник (11.4.1965), рукоположение совершил еп. Филофей (Нарко), разъездной священник северо-западного викариатства, помощник настоятеля церкви в Дортмунде (1960-е гг.), настоятель Покровской церкви в Арнеме (Нидерланды) (1970-е гг.), вышел за штат по болезни. Архив: АГЗ. Иванов Иван Андреевич см. Иларион, иеромонах. Иванов Леонид Георгиевич см. Серафим, архиепископ . Иванов Николай Петрович (1.5.1877, г. Архангельск – 8.7.1964, Ганьи, Франция), протоиерей. Окончил Череповецкое реальное училище и Московское Алексеевское военное училище (1897), прапорщик 22-й артиллерийской бригады в Новгороде, участник 1-й мировой войны в чине командира батареи 67-й артиллерийской бригады, участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии на Сибирском фронте, командир отделения Черноморского дивизиона у адмирала А.И. Колчака, окончил войну в чине полковника, Георгиевский кавалер, эмигрировал в Константинополь (1920), переселился во Францию (1923), работал простым рабочим на парижских заводах, доцент на Высших военных курсах ген. Головина, одновременно был псаломщиком Галлиполийской церкви в Париже (19251930), затем Троицкой церкви в Клиши под Парижем (19321942), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), окончил Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1935), диакон (25.5.1942), священник (4.3.1945), рукоположение совершил архиеп. Владимир (Тихоницкий) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, приписан к причту Троицкой церкви в Клиши (5.3.1945), духовный руководитель молодежной организации «Витязи» (1946), настоятель домовой церкви при старческом доме в Севре (19451954), настоятель церкви при старческом доме в Ганьи (9.6.19548.7.1964), настоятель Св.-Серафимовской церкви в Шелле (20.4.19578.7.1964), протоиерей (12.4.1958), член правления «Содружества помощи русским туберкулезным имени митр. Евлогия», член правления Общества памяти о. Иоанна Кронштадтского .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смиренный Иван Иванов Зыков. 30 ноября 1889 года. Москва. Петербургские наставники ответили так: „Прибывшие с Дону в г. С.-Петербург уполномоченные от старообрядцев беспоповцев поморского согласия, Усть-Бело-Калитвенской станицы, казаки: Пётр Мануйлов и Александр Иванов Пятибратов, которые представили нам старообрядцам, – жителям столицы, составленные на бумаге вопросы о нуждах своих с подробным изложением о религиозном последовании их Донских жителей, как ими выражено на бумаге, а именно: 22 «Мы Донские старообрядцы беспоповцы поморского согласия веру православную исповедуем и церковные обряды содержим по книгам старопечатным, таинства св. крещения и покаяния действуется духовным отцом простолюдинам, тайна брака действуется с согласия жениха и невесты по благословению родителей с участием духовного отца, при свидетелях. Действия таинств приемлем за святое и спасительное». Мы старообрядцы, жители г. С.-Петербурга сего числа соборне из членов попечителей молитвенного дома и под председательством духовных отцов, рассмотрев изложенные в грамоте Донских жителей вопросы ответствуем от божественного Писания следующее: как видно в вопросах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 12 и 18, что составившие беззаконные браки духовные отцы: Емельян Никифоров Синев, Григорий Иванов Давыдов, Семён Иванов Иванов, Иосиф Панкратьев Писарев, Димитрий Андреев Фатеев, Андрей Федоров Котов и Иван Андреев Кононов, на основании св. Евангелия от Матфея зач. 13 и 87, от Луки 82 от Марка 43 и 44; книга Кормчая: св. апостол пр. 48, 6 вселенского собора пр. 87, Василия Великого пр. 9, 35. 48 и 77, Карфагенского собора пр. 102 подлежат конечному извержению, а если кто из таковых лиц не подчинится правилам вышеуказанным, то на таковых лежит св. апостол правило 28, а составленные им беззаконные браки подлежат расторжению, аще и дети родили бы, Кормч. л. 560. На вопросы 8 и 10, не духовные лица, совершившие без духовных отцов беззаконные браки, подлежат отлучению от Церкви под епитимией и должны на общей молитве без участия чтения и пения стоять, пока расторгнутой любодейные браки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с.81 Толстой Д. «Римский католицизм в России» С-Петербург 1876г., с.81 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с.81 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с.81 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996г. с.81 Успенский Ф. «Сношение Рима с Москвой», с.390 Филарет, архиепископ Черниговский «История Русской церкви I-V периоды» Чернигов 1862г., с.119 Толстой Д. «Римский католицизм в России» С-Петербург 1876г., с.81 Толстой Д. «Римский католицизм в России» С-Петербург 1876г., с.81 Филарет, архиепископ Черниговский «История Русской церкви I-V периоды» Чернигов 1862г., с.118 Феодосий Иванов «Церковь в эпоху смутного времени на Руси» Екатеринослав 1906г., с.73 Карташов А. В. «Очерки по истории Русской церкви», Том 2. Москва 1992г., с.60 Корольков Н. Ф. «Старец Авраамий Палицын и его деятельность в Смутное время на Руси» С-Петербург 1902г., с.18 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с.645 Карташов А. В. «Очерки по истории Русской церкви», Том 2. Москва 1992г., с.62 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с.83 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с.84 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996г., с.84-85 Тальберг Н. «История Русской церкви», изд. Сретенского монастыря, 1997г.,с.306 Феодосий Иванов «Церковь в эпоху смутного времени на Руси» Екатеринослав 1906г., с.26 Феодосий Иванов «Церковь в эпоху смутного времени на Руси» Екатеринослав 1906г., с.27 Феодосий Иванов «Церковь в эпоху смутного времени на Руси» Екатеринослав 1906г., с.28 Феодосий Иванов «Церковь в эпоху смутного времени на Руси» Екатеринослав 1906г., с.29

http://ruskline.ru/analitika/2010/8/03/r...

Почему вершиной творчества Иванова считают вовсе не «Явление Христа народу» После смерти Иванова его брат Сергей попросил знакомого, художника Михаила Боткина, у которого остановился Иванов в Петербурге, срочно отправить все вещи и альбомы Александра в Рим – Сергей тогда находился в Италии. А там были акварельные «Библейские эскизы» – вершина творчества Александра Иванова, по мнению многих специалистов. Иванов писал их последние десять лет своей жизни и из-за этого почти забросил «Явление Христа народу». Он мечтал создать цикл произведений из жизни Христа, включив туда библейские сюжеты и апокрифы. Работать с акварелью Иванов впервые начал в 40-е. Сделал несколько эскизов из итальянской жизни, загорелся идеей написать запрестольный образ «Воскресение» для храма Христа Спасителя в Москве. В эскизах он соединил «западную» и «восточную» иконографические традиции, и в окончательном варианте Христос в развевающихся одеждах идет навстречу воскресшим праведникам, над Ним парят ангелы с орудиями Его страданий, а под Ним – пустые гробы. Эта тема называется «Праведники парят над пустыми гробами». Воскресение Христово. Первый эскиз. Праведники парят над пустыми гробами Воскресение Христово. Изведение из гробов Воскресение Христово Эскиз запрестольного образа для храма Христа Спасителя Но мечта Иванова не сбылась: заказ на работу получил Карл Брюллов. Иванов не отчаялся: он сделал графические сюжеты райской жизни Адама и Евы, их грехопадения и изгнания из рая. Написал серию небольших картин о днях творения – Бог и ангелы создают вселенную. Из этих работ получился бы декоративный фриз. Вскоре он познакомился с книгой немецкого писателя Д.Штрауса «Жизнь Иисуса», после которой у Иванова появится еще одна мечта – создать настенные росписи общественного здания, которое художник называл «храмом человечества». Перед зрителем должна проходить вся история человечества, рассказанная в Библии. Проект был грандиозным: художник задумал около 500 сюжетов, 22 тематических цикла, основной стержень которых – жизнь Христа. Иванов исполнил двести работ, перед этим изучив искусство и историю Египта, Финикии, Ассирии, Вавилона, Древней Византии. Но все события он пытается увидеть своими глазами.

http://pravmir.ru/creative/vsemirnyiy-sy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010