17 Еще А. Кошелев в свое время с горечью писал А. Хомякову: «Мы сделали из веры покойные кресла… и в них посиживаем… Это зло, по-моему, вреднее, опаснее самого неверия, ибо оно ему корень». Действительно, вера, ставшая предметом интеллектуальных упражнений и спекуляций, в «покойных креслах», а не подвигом жизни, вреднее самого неверия, ибо, полностью охлаждая душу, вырождая ее, создает в то же время яркую иллюзию «религиозного возрождения». 38 Схиигумен Анатолий, – в миру Александр Алексеевич Зерцалов (1824–1894). Иеромонах Анатолий, – в миру Александр Потапов (1855–1923). Игумен Варсонофий, – в миру Павел Иванович Плиханков (1845–1913). Был полковником Оренбургского казачьего войска, в 1891 году по благословению преп. Амвросия Оптинского († 1891) поступил в Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни. Во время русско-японской войны находился в действующей армии, был священником при лазарете. Иеросхимонах Нектарий, – в миру Николай Васильевич Тихонов (1856–1928). 39 Владыка Вениамин в своей книге передает следующий рассказ о посещениях Л.Н. Толстым Оптикой пустыни: «Отец Иоиль, старый монах, рассказал мне маленький эпизод из жизни Л. Толстого, бывшего в скиту. Долго он говорил с о. Амвросием. А когда вышел от него, лицо его было хмурое. За ним вышел и старец. Монахи, зная, что у отца Амвросия известный писатель, собрались вблизи дверей «хибарки». Когда Толстой направился к воротам скита, старец сказал твердо, указывая на него: «Никогда не обратится ко Христу! Горды-ыня!». Как известно, он перед смертью ушел из своего дома. И между прочим, посетил свою сестру Марию Николаевну, монахиню Шамординского женского монастыря, созданного о. Амвросием, верстах в двенадцати от Оптиной. И тут у него снова явилось желание обратиться к старцам. Но он опасался, что они откажутся принимать его теперь, так как он был уже отлучен Церковью за свою борьбу против христианского учения: о Святой Троице, о воплощении Сына Божия, о таинствах (о которых он выражался даже кощунственно). Сестра же уговаривала его не смущаться, а идти смело, уверяя, что его встретят с любовью… И он согласился… Слышал я, что он будто бы подошел к двери «хибарки» и взялся за ручку, но… раздумал и ушел обратно… Потом он поехал по железной дороге; и, заболев, вынужден был остановиться на ст. Астапово, Тульской губернии, где и скончался в тяжелых душевных муках. Церковь посылала к нему епископа Тульского Парфения и старца Оптинского Варсонофия, но окружавшие его лица (Чертков и др.) не допустили их до умирающего.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

58 Любопытно, что за несколько лет до написания диссертации в свет вышла написанная Н. П. Колюпановым биография А. И. Кошелева, в приложении к которой он дал переписку славянофильского кружка, в том числе по вопросу о причине страданий. В этой переписке И. С. Аксаков высказал весьма сходные с изложенной в диссертации архим. Сергия точкой зрения тезисы. Ознакомившись с ними, Кошелев писал Хомякову: «Письмо его стоит ответа, и если ты не ответишь, то грех будет на твоей душе. Я вполне сочувствую, что это не так, что это мнение не религиозное, а философское, что оно противно не только нашей церкви, но всем христианским церквам, что оно охлаждает жизнь… мой ответ едва ли будет для него удовлетворителен, ибо мои доводы будут почерпнуты главнейшее из св. отцов [так в тексте]; но ты ответишь из собственного fonds, твой ответ будет гораздо современнее, глубже и шире, а потому ты должен непременно ответить Аксакову, и твой ответ будет истинным благодеянием для многих» (Колюпанов Н. Биография Александра Ивановича Кошелева: В 2 т. М., 1889–1892. Т. 2. Приложения. С. 73). Однако последний – «из собственного fonds» – Аксакова поддержал, хотя, нельзя не отдать должное Хомякову, – он при этом придавал чрезвычайно важное значение действию благодати вообще. 59 Ср.: архим. Сергий: «…человек должен сам бросить грех и, насколько он бросит его в своей воле, настолько и освободит его от греха благодать» (Православное учение о спасении. С. 169); свт. Феофан: «В таинстве крещения или покаяния Господь благодатию своею входит внутрь человека, живо общается с ним и дает ему вкусить всю сладость Божества, так обильно и ощутительно, как свойственно совершенным, но потом опять скрывает сие заявление Своего общения, только по временам возобновляя его – и то легко… до определенной меры возраста или воспитания по мудрому Своему руководству. После же сего Господь осязательно являет Свое вселение в духе человека, который тогда становится храмом преисполняющего его Триипостасного Божества» (Свт. Феофан Затворник . Путь ко спасению. С. 310–311). Или еще у свт. Феофана: «Вся жизнь верующего после сего (после совершения Таинства Крещения. – свящ. П. Хондзинский ) течет в следующем порядке: он со смиренною покорностию и желанием принимает благодатные освящающие средства – Слово Божие и таинства, а благодать в сие время производит в нем многообразные действия просвещения и укрепления… По сему у него нет, собственно, ни одного действия, которое бы он совершил без благодати и которого сознательно не относил бы к ней. Они и действительно относятся к ней как по началу, ибо она возбуждает, так и по совершению, ибо она дает силу» ( Феофан Затворник , свт. Начертание христианского нравоучения. С. 90).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

В 1860 году Алексей Степанович весну и начало лета провел в Москве, а в июле один поехал в свое рязанское поместье Ивановское. В тех местах была холера. Хомяков, не считаясь с собой, начал деятельно лечить заболевавших крестьян, и с Божьей помощью многих спас от смерти. Но случилось так, что не избежал заражения холерой он сам. Некоторое время он перемогался, принимая лекарства, но все же слег и понял, что это всерьез. Узнав это, приехал в Ивановское сосед Хомякова по имению Леонид Матвеевич Муромцев. «Что с Вами? – спросил он. «Да ничего особенного, – отвечал Хомяков, – приходится умирать. Странная вещь: сколько народу я вылечил, а себя вылечить не могу». 23 скнтября он скончался. Перед кончиной соборовался и причащался Святых Христовых Таин. В последние минуты жизни твердо, уверенной рукой осенял себя крестным знамением. Так, с крестным знамением и испустил дух. 15 октября состоялись похороны в Московском Даниловском монастыре. Мария Алексеевна Хомякова вспоминала: «Когда мы шли за гробом моего отца, мне думалось, что Сам Христос шел вместе с нами» с. 196]. Весть о смерти Хомякова потрясла многих его друзей. Иван Сергеевич Аксаков писал 19 октября 1860 года: «Сколько света дал он людям, сколько мыслей, сколько возвышенных звуков, сколько радости и отрады, – без гордости, а с детской простотою расточавши направо и налево сокровищницу своих даров! Не только был он человек гениальный, но и святой человек, не только деятель общественный и мыслитель, и поэт, но и великий человек христианства, великий учитель Церкви» с. 224]. Александр Иванович Кошелев, друг Хомякова и потом опекун его осиротевших детей, писал в своих воспоминаниях: «Простота его обхождения была очаровательна. Он себя ценил очень невысоко, никогда и никому не давал почувствовать свое над ним превосходство и ко всем относился как к существам, вполне ему равным… Обряды церковные, и в особенности посты, он соблюдал строго… В церковь ходил очень прилежно, и хотя имел привычку вставать по утрам поздно, однако по праздникам не пропускал обедни и часто ходил даже к заутрени. Молился он много и усердно, но старался этого не показывать. Никто и никогда не мог упрекнуть его в святошестве… Да! Жизнь этого человека была постоянным подвигом на благо ближнего, подвигом, который достойно оценится разве потомством» с. 130].

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/05/...

В духовном развитии Киреевского открывается и другая, очень характерная, связь – с предыдущей эпохой, с духом Александровского (и даже Екатерининского) мистицизма... Отец Киреевских, Василий Иванович, секунд-майор в отставке и практически филантроп, был убежденным масоном, с увлечением занимался химией, как «божественной наукой». Он был лично близок с Лопухиным, и именно, его и пригласил в крестные отцы к Ивану. Известную брошюру Лопухина о «внутренней Церкви» крестник получил от бабушки уже в самые юные годы – «за доброе сердце..». Отца он рано лишался, воспитывала его мать. И она имела прочные масонские и пиетические отношения или связи, – с Жуковским, с Батенковым... Не случайно Ив. Киреевский заговорил о Новикове уже в первой своей статье (1830 г.), – и заговорил с большим подъемом: «подвинул на полвека образованность нашего народа». Киреевский приготовил о Новикове и отдельную статью, но она была оставлена в цензуре... Мать Киреевских особенно увлекалась французской литературой: Фенелон, Массильон, Сен-Пьер, Руссо, из современных Вине. Переводила она из Жан-Поля и из Гофмана... Отчим Киреевских, А. А. Елагин, был знатоком и почитателем немецкой философии, Канта и Шеллинга, – он был дружен с Велланским 82 ... Иван Киреевский вырос и был воспитан под таким тройным влиянием матери, отчима и Жуковского, – в обстановке сентиментально пиетического напряжения. И тень мечтательной грусти,– печать «святой меланхолии»,как любили говорить тогда, – легла навсегда на его мировоззрение... В очень юные годы он прочел не только Локка, 83 но даже и Гельвеция. 84 Локка он перечитывал и позже. «Локка мы читали вместе», вспоминает Кошелев о юношеских годах, – «простота и ясность его изложения нас очаровывала..». Приблизительно в те же ранние годы Киреевский увлекается политической экономией, пишет сочинение «о добродетели». Это было связано, кажется, с чтением шотландских, философов, которых настойчиво рекомендовал Жуковский (вместо заоблачного Шеллинга, к которому Жуковский чувствовал непреодолимое недоверие), – Дугалда Стуарта, 85 Рейда, Фергусона, 86 Смита, – «их свет озаряет жизнь и возвышает душу». Кстати заметить, интерес к шотландским философам «общего чувства» характерен для Франции при Первой Империи, в эпоху «идеологов». И в развитии Киреевского это был французский мотив...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В духовном развитии Киреевского открывается и другая, очень характерная, связь — с предыдущей эпохой, с духом Александровского (и даже Екатерининского) мистицизма… Отец Киреевских, Василий Иванович, секунд-майор в отставке и практически филантроп, был убежденным масоном, с увлечением занимался химией, как «божественной наукой». Он был лично близок с Лопухиным, и именно, его и пригласил в крестные отцы к Ивану. Известную брошюру Лопухина о «внутренней Церкви» крестник получил от бабушки уже в самые юные годы — «за доброе сердце…» Отца он рано лишался, воспитывала его мать. И она имела прочные масонские и пиетические отношения или связи, — с Жуковским, с Батенковым… Не случайно Ив. Киреевский заговорил о Новикове уже в первой своей статье (1830 г.), — и заговорил с большим подъемом: «подвинул на полвека образованность нашего народа». Киреевский приготовил о Новикове и отдельную статью, но она была оставлена в цензуре… Мать Киреевских особенно увлекалась французской литературой: Фенелон, Массильон, Сен-Пьер, Руссо, из современных Вине. Переводила она из Жан-Поля и из Гофмана… Отчим Киреевских, А. А. Елагин, был знатоком и почитателем немецкой философии, Канта и Шеллинга, — он был дружен с Велланским [ 9 ]… Иван Киреевский вырос и был воспитан под таким тройным влиянием матери, отчима и Жуковского, — в обстановке сентиментально пиетического напряжения. И тень мечтательной грусти,— печать «святой меланхолии»,как любили говорить тогда, — легла навсегда на его мировоззрение… В очень юные годы он прочел не только Локка, [ 10 ] но даже и Гельвеция. [ 11 ] Локка он перечитывал и позже. «Локка мы читали вместе», вспоминает Кошелев о юношеских годах, — «простота и ясность его изложения нас очаровывала…» Приблизительно в те же ранние годы Киреевский увлекается политической экономией, пишет сочинение «о добродетели». Это было связано, кажется, с чтением шотландских, философов, которых настойчиво рекомендовал Жуковский ( вместо заоблачного Шеллинга, к которому Жуковский чувствовал непреодолимое недоверие), — Дугалда Стуарта, [ 12 ] Рейда, Фергусона, [ 13 ] Смита, — «их свет озаряет жизнь и возвышает душу». Кстати заметить, интерес к шотландским философам «общего чувства» характерен для Франции при Первой Империи, в эпоху «идеологов». И в развитии Киреевского это был французский мотив…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Иванов Л.И., б/п, инженер завода «Деталь». «Я смотрю с юридической точки зрения, безусловно, они все большие политики и, пользуясь тем, что их призывом хотят завоевать юридическое право на легальное существование. Со времен Петра I до революции Патриаршество на Руси не существовало, цари не хотели иметь второго духовного лица и руководили церковью через обер-прокуроров, выбираемых царем». Последний патриарх был Тихон, сейчас первым кандидатом будет первый Сергий. Кошелев Г. М., б/п, юрисконсульт завода «Калибр». «Прием товарищем Сталиным духовенства вызван пожеланием Америки. После этого собора религия не будет в загоне. Я противник тому, чтобы религия была также распространена как раньше, ибо она в человеке вырабатывает чувства жалости, пугливости перед каким-то всевышним». Баралев К. М., б/п, начальник ОТК завода 1 НКСтроя. «Если правительство так их принимает, то, очевидно, пойдет и на уступки, возможно даже может быть будет преподавание в школах закона божьего». Стасенко В. И., б/п, диспетчер завода 220. «По всему видно, что идет к старому, на нас жмут англичане и американцы». Афонин, б/п, начальник пожарной охраны завода 220. «Организация священного синода даст возможность выяснить нанесенный ущерб СССР фашистскими мерзавцами. Раньше церковники занимались шпионажем и восхвалением капиталистического строя, а теперь они будут воспитывать чувства к своей родине». Воробьев, б/п, электромонтер завода «Калибр». «Недавно я был в церкви на Елоховской площади, там было торжественное богослужение с тремя митрополитами. Во время богослужения было провозглашено здравие Сталину и победоносному русскому воинству». Александров, б/п «Если даже мы победим немцев, то все равно у нас многое в политике изменится, большевикам придется отказаться от многих своих дикостей, разрешение созыва синода это только начало, возвращаемся постепенно к прежнему». Обрезков С. А., б/п, пенсионер «Это хорошо, что разрешают свободно служить в церквах как раньше и на душе было радостно и приятно, не то что сейчас, сейчас не жизнь. У нас все построено на обмане».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предположения Николая Федоровича об организации совместных занятий университетов и музеев совпадают с высказанными им в других статьях (см. два тома статей, мыслей и писем Н. Ф. Ф. под заглавием «Философия общего дела», изд. в Верном, месте службы Петерсона). 259. Письмо князя В. П. Мещерского, издателя «Гражданина» (см. NoNo 143–44). Записка его о печати в архиве Победоносцева не сохранилась: очевидно, она передана была по назначению. 260. Миклухо-Маклай Николай Николаевич, известный путешественник в Новую Гвинею. В 1882 году он приезжал в Петербург, чтобы склонить русское правительство занять Маклайский берег Новой Гвинеи, но успеха не имел. Об этом деле он и желал переговорить лично с императором Александром III. Князь Владимир Сергеевич Оболенский был полковником Кавалергардского полка и состоял в должности гофмаршала двора. 261. Вельский Леонид Петрович, приват-доцент московского университета по кафедре русской словесности. Предположение его об особой службе при освящении храма Христа Спасителя в Москве не осуществилось. 262–264 Письмо великой княгини Екатерины Михайловны и два приложения говорят об одном деле чиновника Соколова, вовлеченного в «дружину», а потом отвергнутого (см. No 207). Справки о Соколове (No 264) даны департаментом полиции. 265–267. Три письма Найденова Николая Александровича, председателя московского биржевого комитета и гласного городской думы. В первом (No 465) говорится о кандидатуре барона Кор фа на должность инспектора городских училищ (см. NoNo 234 – 236). Самарин Д. Ф. известный земский деятель и писатель. Алексеев Николай Александрович, потом был московским городским головой. Рубинштейн Николай Григорьевич, основатель и организатор московской консерватории. «Выставка» – всероссийская выставка 1882 г. Ермаков Николай Андреевич, директор департамента торговли и мануфактур министерства финансов (см. No 9). Во втором письме (No 266) упоминаемый Н. А. Е. – Н. А. Ермаков (см. No 265). Гласные городской думы: Сергей Андреевич Муромцев, впоследствии председатель первой государственной думы, Ланин Николай Петрович , издатель газеты «Русский Курьер», Кошелев Александр Иванович (см. No 232), Скалой Василий Юрьевич, публицист, издатель газеты «Земство» и редактор «Русских Ведомостей».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

т. 5 наст. изд., стр. 578). 649 …так шло и с Юрьевым, которому первому были предложены и «Соборяне» и «Запечатленный ангел»…— Первоначально «Соборяне» («Божедомы») и «Запечатленный ангел» были предложены Лесковым для опубликования С. А. Юрьеву, редактору журнала «Беседа». 650 …и, наконец, 2-я часть «Захудалого рода», явившаяся бог весть в каком виде…— Подробнее об этом см. в письме 78, а также в примечаниях к «Захудалому роду» (наст. изд., т. 5, стр. 577–578). 651 …по должности члена уч ком при гр. Толстом…— См. примечание к письму 65. 652 …я служил у Скотта и Вилькенс…— О службе Лескова в английской компании «Шкотт и Вилькенс» см. А. Лесков. Жизнь Николая Лескова, стр. 118–124. 653 …я хотел бы, чтобы меня взял к себе на службу кто-нибудь из добрых торговых людей, как брали Громеку, Данилевского, Полонского и им подобных. — С. С. Громека (1823–1877) — публицист; до начала литературной деятельности служил железнодорожным жандармским офицером, потом был начальником отделения в министерстве внутренних дел. Г. П. Данилевский в 50-х годах служил при министерстве народного просвещения, получая неоднократные командировки в архивы южных монастырей, Крым, Харьковскую, Полтавскую и др. губернии. Я. П. Полонский в 1846–1848 годах служил в канцелярии наместника в Тифлисе; в 1847 году ему было поручено составление статистики города Тифлиса и всего уезда. 654 …положение мое при Толстом…— то есть в министерстве народного просвещения (см. выше). 655 Кошелев, Александр Иванович (1806–1883) — публицист славянофильского лагеря, издатель «Русской беседы» (1858–1860), фактическим редактором которой был И. С. Аксаков. 656 Майков — очевидно, Аполлон Николаевич Майков (1822–1897) — поэт, с 1852 года служил цензором Петербургского комитета цензуры иностранной. 657 Страхов. — См. примечание к письму 4. 658 Графиня Толстая — графиня Софья Андреевна Толстая, жена А. К. Толстого. 659 Скальковский, Константин Аполлонович (1843–1906) — административный деятель и писатель; был секретарем Горного ученого комитета, впоследствии директором Горного департамента.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Труды Хомякова не забыты. Дореволюционное восьмитомное Собрание сочинений выдержало несколько переизданий. Много раз переиздавались его стихи и драмы, выходили отдельными книгами богословские сочинения, публицистика и литературная критика. «Церковь одна» в самое последнее время печатался неоднократно. Творчество Хомякова на протяжении более чем ста лет постоянно и внимательно изучается. Пишутся диссертации, монографии, статьи. Есть труд профессора В. З. Завитневича «Алексей Степанович Хомяков (Киев, 1902). В известном труде протоиерея Георгия Флоровского « Пути русского богословия» (Париж, 1937) много страниц посвящено богословским трудам Хомякова. В 2000 году издана и капитальная биография Хомякова, написанная доктором филологических наук В.А. Кошелевым. В Томске, при университете, начал выходить «Хомяковский сборник» — периодическое издание. Словом, Алексей Степанович Хомяков — явление живое, украшение нашей культуры и церковной жизни. Растет интерес не только к его трудам, но и к его личности. Он, в особенности для интеллигенции, — пример высокой духовной жизни, глубокого и правильного понимания смысла жизни во Христе, непоколебимой верности Единой, Соборной Апостольской Церкви. Монах Лазарь (Виктор Васильевич Афанасьев (1932 — 2015)), поэт, прозаик, литературовед Март, 2002 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Уильям Пальмер (1811–1879) — английский теолог, священнослужитель Англиканской Церкви и сотрудник колледжа Магдалины в Оксфорде, который исследовал практическую возможность общения между Англиканской Церковью и Православной Церковью. Впоследствии принял католичество. Дмитрий Ерофеевич Остен-Сакен (1790–1881) — русский военачальник, генерал от кавалерии, генерал-адъютант, член Государственного совета, заведующий военными поселениями на юге России, участник походов против Наполеона, Кавказской войны и Крымской войны. В годы служения А. С. Хомякова в Астраханском полку являлся его командиром. Александр Иванович Кошелев (1806–1883) — известный общественный деятель славянофильских взглядов, издатель и публицист.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/05/...

Академии Художеств по исторической живописи. Был неоднократно награждаем медалями – за рисунки и гравюры и отправлен в заграничную командировку в Рим на счет Академии (Петров, – Материалы для Истории Имп. Акад. Худ.: «Рус. Биогр. Слов.», том «Сабатеев – Смыслов», стр. 366). Иван Иванович Сердюков (род. 1803, † 1886) общественный деятель и писатель. В 60-х годах был мировым посредником в Могилевской губернии. Написал несколько комедий, составил «Малорос. Словарь». Писал в различных органах по сельскому хозяйству, составлял разные записки и проекты о лучшей организации земледелия и сельского хозяйства вообще («Большая Энциклопедия», Т. II, стр. 314). Анатолий Иванович Сердюков «политический деятель, сыгравший очень видную роль в первые годы народнического движения 70-х годов XIX века». За время своей революционной деятельности он шесть раз был арестован († 5 марта 1878). («Большая Энциклопедия», Т. 22, дополн. 1, стр. 495. Тут же и литература о нем). Любовь Ивановна Сердюкова, тоже деятельница революции; в 1879 г. была арестована («Народная воля», 1, 1 окт. 1879. – «Литература партии народной воли», Вып. первый. Третье приложение к сборникам «Государственные преступления в России», стр. 43). П. Ф. 568 Известно шесть, родов, носящих фамилию Кошелевых. Пять из них происходят от Василия Кушелева, жившего в конце XV века. Известный общественный деятель и публицист Александр Иванович Кошелев † 1883), как и дядя его, мистик Александровской эпохи, Родион Александрович Кошелев † 1827),–потомки этого Василия Кушелева, и принадлежат ко второй ветви. Другого происхождения род , пошедший от Аршера пли Аршера Кошелева, записанный во вторую часть Бархатной книги под 288 (изд. Новикова, 1787 г., Ч. 2, стр. 332, ср. стр. 417), в шестую часть родословной книги Московского и Калужского дворянства и в четвертую часть Общего Гербовника (Ч. IV, л. 71), где помещено описание герба их: «В щите, имеющем голубое поле, изображена золотая Стрела, вверх летящая, и под нею серебряная Луна, рогами обращенная к положенным внизу щита крестообразно двум Пальмовым ветвям, а по сторонам Стрелы видны две Руки, выходящие из Облак.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010