В 1771 году, во время чумы, братия монастыря была переведена в Донской монастырь, а в Даниловом монастыре разместился карантинный лазарет. К тому времени, когда карантин сняли, в живых оставался только настоятель монастыря. В 1812 году монастырь был разграблен французскими оккупантами, которые украли серебрянный оклад с гробницы св. благоверного князя Даниила. Новая, позолоченная, рака была устроена в 1817 году. А в 1838 году монастырь украсился ещё одним великолепным зданием - Троицким собором, построенным по проекту московского зодчего О.И. Бове. Собор вмещает 3000 человек. В монастыре были похоронены великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь (1809-1852), поэт Николай Михайлович Языков (1803-1847), художник Василий Григорьевич Перов (1834-1882), известный благотворитель, основатель Третьяковской галереи Сергей Михайлович Третьяков (1834-1892), академик, историк русской литературы Николай Саввич Тихонравов (1832-1893), философ и публицист Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), известные общественные деятели Александр Иванович Кошелев (1806-1883) и Юрий Фёдорович Самарин (1819-1876), директор Румянцевского музея Василий Андреевич Дашков (1819-1896). Несколько захоронений после ликвидации монастыря были перенесены на Новодевичье кладбище. Накануне революции Данилов монастырь мало выделялся среди других московских монастырей, но после ликвидации Троице-Сергиевой лавры, Оптиной и Серафимо-Саровской пустыни он остался одним из последних светильников православия. В 1918 году в Даниловом монастыре была открыта Высшая богословская школа, просуществовавшая несколько лет. Она прекратила своё существование после ареста её руководителей. " Первый монастырь на Москве " был закрыт одним из последних - в 1930 году. Настоятель монастыря, архиепископ Волоколамский Фёдор (Александр Васильевич Поздеевский) (1876-1937), и около пятидесяти даниловских монахов были расстреляны. В монастыре был устроен детский приёмник-распределитель, просуществовавший до 1938 года. Сооружения монастыря были искажены до неузнаваемости. В мае 1983 года Данилов монастырь был передан Русской православной церкви. После шестидесяти лет запустения, осквернения от стал первым действующим монастырём в Москве. Ныне здесь находится местопребывание патриарха и Священного Синода.

http://sobory.ru/article/?object=03047

Разработку составляют письма А.И. Кошелева и И.С. Аксакова, написанные летом 1853 г., они выясняют значение для жизни «системы» и «удовольствий». Внутренняя связь этих достаточно разнородных понятий становится яснее из одного пассажа в письме Александра Ивановича, где он, отвечая, очевидно, на аксаковские упреки из не дошедшего до нас письма, пишет в защиту Церкви: «Наша Церковь , как и многие другие церкви, слишком систематизировала, то есть все определила, все подвела под точные положительные правила; но из этого не следует, чтобы мы, превознося свободу Христову, получали чрез то право черкануть все, что церковь сделала в течение времени, при постоянном своем развитии... Разумная система человека истекает не из одного его мозга, а есть результат человеческой деятельности всего прошедшего времени; и сверх того главнейшее есть плод дерева Божественного Откровения» 16 . Из этого текста можно предположить, что речь здесь идет в том числе и об аскетических системах, что и подтверждается в конце письма: «В заключение должен вам сказать, дражайший Иван Сергеевич, что ваши мнения и против систематиков и за удовольствия в некоторых границах, то есть в тех, в которых вы, вероятно, их заключаете, могут быть истинны, но, во всяком случае, они не своевременны. Нам должно, по моему мнению, теперь бояться менее систематизма и аскетизма, чем противоположных наклонностей. Как отличительные черты нашего времени суть сибаритизм, отсутствие строгих правил, искание удовольствий в умерщвлении человеческой потребности чего-то иного, равнодушие ко всему высокому, отвращение от труда и проч., то систематизм, аскетизм до некоторой степени суть в человеке не недостатки, а качества» 17 . Аксаков возражает. Системе надо противополагать не чувство, как думает Кошелев, а свободу: «...свободное отсутствие системы и вместо нее цельность и простота – вот высокий идеал, который поставлен нам в Евангелии, необходимо, чтоб Евангелие текло в наших жилах. Требование, конечно, не только великое, но и невозможное почти для человека. А между тем только тогда будет доступна человеку совершенная свобода, когда он весь насквозь осветится Христом, когда вселится в него разум Христов!» 18 . И наоборот: «Холодом веет от доброго дела, сделанного вследствие системы» 19 . Вопрос об удовольствиях Иван Сергеевич в этом письме не затрагивает, казалось бы, вообще, если не считать иронического заключения письма: «Не во гнев будь сказано, погода разгуливается, небо яснеет, и как я, по системе, предположил летом как можно меньше работать, а гулять, пользоваться воздухом, наслаждаться природой и запасаться бодрыми силами духа на 9-месячную нашу зиму, то спешу в сад.» 20 , однако за неделю до этого он пишет Хомякову знаменитое письмо о страданиях и молитве, вызвавшее бурную реакцию у всех членов кружка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Таковы были причины, по которым значительная доля юношества двадцатых годов училась дома. Одно случайное обстоятельство придало этому учению характер, которого не имело ни более раннее, ни последующее время. Как и прежде и как долго после - домашними учителями в русских семьях были иностранцы, но до поколения, о котором идет речь, еще дожили воспитатели, каких после уже не было, - французские эмигранты. Из них некоторые были люди с выдающимся характером, образованием и умом, конечно, такой состав учителей не мог не отразиться на общем уровне учеников. Молодые люди из высшего круга, приготовившись дома, обыкновенно держали в университете экзамен для поступления на службу, иные поступали в университет студентами или вольными слушателями, редкие прямо держали экзамен на кандидата. Таким образом, связь с университетом все же поддерживалась постоянно через профессоров и товарищей. Первым и ближайшим товарищем И.В. Киреевского был, как мы уже сказали, Александр Иванович Кошелев, один из немногих русских людей, которым долгота жизни позволила довершить все, к чему они сами считали себя призванными. Деятельность Кошелева еще в памяти людей, ныне живущих, жизнь его подробно рассказана в недавно вышедшем обширном труде . Поэтому личность его одна из наиболее определенных в нашем недавнем прошлом. Незадолго до его смерти, когда составитель настоящего очерка, приступая к обработке биографии Хомякова, попросил у Александра Ивановича объяснения одной черты богословской деятельности его покойного друга, Кошелев, дав, как всегда, короткий и ясный ответ на предложенный вопрос, прибавил: «Впрочем, знайте, что я всегда больше был по политической части». Эти слова необыкновенно ясно рисуют сказавшего их и в то же время доказывают, как верно понимал он свое призвание. Ум сильный, способный, но не склонный к философскому самоуглублению и потому всегда предпочитающий ему деятельность практическую, твердая воля и привычка к последовательной и усидчивой работе, отсутствие художественных способностей, дающее вид сухости и холодности, при ясном понимании сердечных отношений и при неизменной крепости сердечных привязанностей, свежесть духа и тела до глубокой старости - вот каким представляется нам Кошелев. В отношении И.В. Киреевского он любопытен тем, что был едва ли не полной его противоположностью, тем поучительнее их почти полувековая неразрывная дружба.

http://ruskline.ru/analitika/2015/06/24/...

46 Как своему предстоятелю, папе рим., Католическая церковь присваивает главенство над всеми епископами, так и своим поместным соборам придает значение Вселенских, насчитывая их всего двадцать. Вследствие этого в XI в. Латинская церковь приняла в качестве догмата учение о Filioque (исхождении Святаго Духа от Отца и Сына); в 1564 г. объявила себя «матерью и наставницей всех Церквей»; в 1854 г. был провозглашен догмат о непорочном зачатии Девы Марии; в 1870 г.– определение о непогрешимости папы римского. Принятию новых догматов предшествовало их фактическое распространение в Католической церкви. Отличия Католической церкви от Вселенской находим и в учении о спасении, в совершении Таинств Крещения, Причащения, Священства, Брака, Елеосвящения и в церковном календаре. 47 Главными особенностями протестантских вероучений являются: 1) признание исключительного авторитета Священного Писания и отрицание Священного Предания; 2) учение об оправдании верой и – в связи с этим – отрицание или ложное истолкование церковных Таинств. Протестантами называются как все участники Реформации XVI века, так и их многочисленные современные последователи. 48 Перв. публ.: Колюпанов Н. П. Биография Александра Ивановича Кошелева: В 2 т. М., 1892. Т. 2, прил. С. 101–103. Публ. по: Киреевский И. В. Полн. собр. соч.: В 2 т. М., 1911. Т. 2. С. 256–258. Александр Иванович Кошелев (1806–1883) – публицист, общественный деятель, один из самых близких друзей И. В. Киреевского. В 1823–1826 гг. служил, как и И. В. Киреевский, в Московском архиве Государственной коллегии иностранных дел, затем переехал в Санкт-Петербург. Главным делом его жизни было освобождение крестьян, он занимался этим и как чиновник, и как помещик-практик, и как общественный деятель. В 1840-е гг. А. И. Кошелев входил в кружок славянофилов, в 1852 г. на его средства был издан «Московский сборник», в котором он поместил статью «Поездка русского земледельца в Англию и на всемирную выставку». В 1856–1860 гг. Кошелев издавал журнал «Русская беседа», печатался и в др. периодических изд., публикуя статьи по хозяйственно-экономическим вопросам. Подготовил и издал «Полное собрание сочинений И. В. Киреевского» (М., 1861. Т. 1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

На памятнике были помещены три таблички. В центре, посвященная Василию Николаевичу, справа Марии Ивановне, слева табличка была оставлена пустой (скорее всего это место Софья Доминиковна приготовила для себя). «Памятник исполнен по проекту академика архитектуры А.А. Парланда из цельного финляндского гранита красноватого цвета и представляет собой сплошную высокую стену у изголовья могилы, с высеченными на лицевой стороне тремя крестами. В верхней части среднего креста помещен художественной работы мозаичный образ Спаса Нерукотворенного, исполненный по эскизу профессора Н.А. Кошелева, затем, на нижней перекладине креста, вделан тонкой ювелирной работы Высочайше утвержденный знак Почетного члена Общества, воспроизведенный по золотому фону с белою и черною эмалью, с сохранением всех находящихся на лицевой стороне надписей; под крестом высечено на камне: „Духа не угашайте! Василий Николаевич Хитрово , 1834–1903“» 48 . К созданию памятника приложили свои усилия известные деятели искусства: профессор архитектуры Альфред Александрович Парланд и профессор живописи Николай Андреевич Кошелев. Профессор А.А. Парланд стал автором проекта храма Спаса на Крови, построенного в городе Санкт-Петербурге, на том месте, где в 1881 году был смертельно ранен Государь Император Александр II. Именно ему принадлежит идея мозаичного убранства храма. Он же стал автором около двадцати эскизов для мозаик собора, самое значительное из которых – «Распятие», фиксирующее место смертельного ранения Государя Императора. Николай Андреевич Кошелев – русский исторический, портретный и жанровый живописец, график, иллюстратор, иконописец, художник-монументалист. Сподвижник Ивана Николаевича Крамского, академик (1873), профессор (1878) Императорской Академии художеств, член Императорского Православного Палестинского Общества. Автор эскизов и росписей храма Христа Спасителя в Москве, храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, Александро-Невского собора в Варшаве. За работы в храме Христа Спасителя Николай Кошелев получил в 1878 году звание профессора Императорской Академии художеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

39 Иоанн 3латоуст, св. Беседы на Послание к ефесянам//Творения. СПб., 1905. Т. 11. Кн. 1.С. 102. 43 Самарин Ю. Ф. Предисловие к первому изданию богословских сочинений A.C. Хомякова. C. XXXIII-XXXIV. 45 Письмо И.В. Киреевского к А.И. Кошелеву. Цит. по: Ко л ю п ан ов Н. Биография Александра Ивановича Кошелева. М., 1892. Т. 2. Приложения. С. 102. 55 Феофан,еп. О покаянии, причащении святых Христовых Таин и исправлении жизни. М., 1909. С. 247–248, 207. Среди работ епископа Феофана была и такая: «Умная молитва – долг мирян» (Киев, 1883). Тоже в «Домашней беседе» за 1869 г. (Вып. 44). 56 Некоторые случайно сохранившиеся имена этих древних подвижников в браке передает Руфин в «Жизни пустынных отцов». 60 Письмо И.С. Аксакова к Н.С. Соханской (Кохановской) от 20 сентября 1861 года//Русское обозрение. 1897. Апр. С. 564. 62 Самарин Ю. Ф. Предисловие к первому изданию богословских сочинений A.C. Хомякова. C. X-XII, XXXVI. 67 Киреевский И. В. Письмо [неизв. адресату] от 3/15 марта 1830 г.//Поли, собр. соч./Под ред. М. Гершензона. М., 1911. Т. 1. С. 31. 68 Кошелев А. И. Материалы для биографии И.В. Киреевского//Киреевский И.В. Поли. собр. соч. М., 1861. Т. 1. С. 84–85. 69 Лясковский В. Братья Киреевские. СПб., 1899. С. 49–51. Отпевал о. Филарета сам митрополит Московский Филарет. См.: Филарет (Дроздов) , митр. Письма к игуменье Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой). М., 1868. С. 46. 72 См.: Л ясковский В. Братья Киреевские. С. 49–51; Кошелев А.И. Материалы для биографии И.В. Киреевского. С. 101. 73 См,: Из писем И.В. Киреевского к оптинскому иеромонаху Макарию//Русский архив. 1912. 4. С. 584–596. 84 Бродский Н.Л. Славянофилы и их учение//Ранние славянофилы/Под. ред. Н.Л. Бродского. М., 1910. C. XXV-XXVI. 85 Записка Л .М. Муромцева о последних минутах A.C. Хомякова//Хомяков A.C. Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 8. Приложение. С. 52. 106 Тихон Задонский , св. О истинном христианстве//Творения. М., 1889. Т. 3. С. 199, 68, 89, 240; Он же. Сокровище духовное, от мира собираемое//Там же. М., 1889. Т. 4. С. 278; Он же. Наставление христианское//Там же. М., 1889. Т 5. С. 150.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

231. Комиссию о женском врачебном образовании составляли: И. Д. Делянов, П. С. Ванновский, К. К. Грот, К. П. Победоносцев и граф Д. А. Толстой. 232–233. «Голос» А. А. Краевского, петербургская газета, «Русский Курьер» Н. П. Лапина под редакцией Гольцева " В. А., «Московский Телеграф» и «Русские Ведомости» Н. С. Скворцова и В. М. Соболевского – московские газеты. «Русская Мысль» С. А. Юрьева – московский журнал. Кошелев Александр Иванович , известный публицист и общественный деятель. В No 337 от И декабря напечатан его фельетон: «Великая наша беда», с резкими суждениями о современности и требованием «взаправского» дела для общества. 234–238. Телеграммы, письма и приложение писаны князем Владимиром Андреевичем Долгоруковым, московским генерал-губернатором (см. No 77). Первые три корресподенции касаются одного предмета – избрания барона Корфа инспектором городских училищ. Московским городским головой в это время был В. Н. Чичерин (см. NoNo 100 –107). 237–238. Письмо и приложение к нему написаны Долгоруковым по поводу сборов пожертвований в пользу женских врачебных курсов. 6-го августа 1882 года состоялось распоряжение о постепенном упразднении высших женских курсов, и сбор пожертвований, не отвечал видам правительства. Барановский Александр Иванович состоял за обер-прокурорским столом в четвертом департаменте сената в Петербурге. 239. Михаил Семенович Каханов, член государственного совета, стал во главе особой комиссии для составления проектов местного управления. Комиссия эта известна под названием Кахановской. Задачей ее было завершить и об " единить реформы Александра II. В настоящем письме говорится о труде комиссии по организации совещания, которое должно было наметить общие основные начала реформ. Кахановская комиссия закрыта была 1 мая 1885 года, еще до окончания своих работ (см. No 295) 240. Набоков Дмитрий Николаевич, министр юстиции с 1878 года. Он все время стоял на страже судебных уставов императора Александра, и, если допускал уступки, то лишь по требованию, но не по своей инициативе.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Соллогуб Мария Федоровна (1821–1888) – сестра Ю.Ф. Самарина. Черкасский Владимир Александрович (1824–1878) – князь, славянофил, видный государственный и общественный деятель, один из главных участников подготовки крестьянской реформы 1861 г. в России и в 1864 г. в Польше. Погодин Михаил Петрович (1800–1875) – историк, прозаик, драматург, публицист, издатель. Академик Императорской Академии наук по отделению русского языка, автор известных «Исторических афоризмов» (М., 1836). Веневитинов – видимо, Алексей Владимирович (1806–1872) – брат поэта Дмитрия Веневитинова. Кошелев Александр Иванович (1806–1883) – публицист, общественный деятель, славянофил, видный деятель по крестьянскому вопросу, мемуарист, был женат на Ольге Федоровне, рожденной Петрово-Соловово. Васильчиков Петр Алексеевич (1829–1899) – чиновник Петербургского губернского правления, камергер. Васильчиков Александр Илларионович (1818–1881) – князь, сын генерал-адъютанта, председателя Государственного совета и Комитета министров князя Иллариона Васильевича Васильчикова (1776–1847) от второго брака с Т.В. Пашковой. Видный земский деятель. Автор ряда публицистических работ, посвященных крестьянскому вопросу. Орлов Алексей Федорович (1786–1861) – граф (1825), князь (1856), командующий Императорской главной квартирой, председатель Государственного совета и Комитетов министров, Сибирского и Кавказского, председатель Негласного и Главного комитетов по крестьянскому делу, шеф жандармов и главный начальник III Отделения собственной е.и.в. канцелярии. Милютин Николай Алексеевич (1818–1872) – сенатор, видный государственный деятель, товарищ министра внутренних дел, один из главных деятелей крестьянской реформы в России и в Польше, «честный кузнец-гражданин», как писал о нем Некрасов. Аксакова Анна Федоровна (1829–1889) – дочь Ф.И. Тютчева, фрейлина императрицы Марии Александровны, жена И.С. Аксакова (1823–1886), известного публициста-славянофила, издателя ряда газет. Бартенев Петр Иванович (1829–1912) – археограф, библиограф, историк, публикатор и автор ряда важнейших исторических трудов, актуальных по сегодняшний день. Являлся издателем и составителем (1863–1912) первого российского исторического журнала «Русский архив».

http://pravoslavie.ru/5711.html

Константин Великий (ок. 285–337) – рим. император с 306 Константинов Егор Константинович – историк Константинов Константин Иванович (1817, по другим данным 1819–1871) – рус. ученый в обл. артиллерии; генерал-лейтенант Констанций II (317–361) рим. император в 337–361 Конфуций (Кун-цзы; ок. 551–479 до н. э.) – др.-кит. мыслитель Конг-фу-тсеу – см. Конфуций Корнилий – рим. сотник Италийского полка, после явления ему ангела принявший крещение от апостола Петра Корнилий – один из первых по времени рус. расколоучителей Корреджо (наст. фамилия: Аллегри) Антонио (ок. 1489–1534) – итал. живописец Корш Евгений Федорович (псевд.: Челышевский Н.; 1811–1897) – рус. журналист, критик, переводчик Коссович Каэтан Андреевич (1815–1883) – санскритолог, переводчик древнеиндийских текстов Кошелев Александр Иванович (1806–1883) – рус. общ. деятель, близкий к славянофилам Крез (595–546 до н. э.) – последний царь Лидии (с 560) Ктезий Книдский (ок. 400 до н. э.) – перс. историк Кузен Виктор (1792–1867) – фр. философ-идеалист, эклектик Кук Джеймс (1728–1779) – англ. мореплаватель Курбский Андрей Михайлович (1528–1583) – писатель, полит. деятель Кювье Жорж (1769–1832) – фр. зоолог Лазарь – брат Марфы и Марии, воскрешенный Иисусом Христом Лакордер Анри Доминик (1802–1861) – фр. проповедник Ламартин Альфонс (1790–1869) – фр. писатель и полит. деятель Лао-цзы (IV–III в. до н. э.) – автор трактата «Дао дэ цзин», основатель даосизма Лаперуз Жан Франсуа (1741–1788?) – фр. мореплаватель Лев Х (1475–1521) – рим. папа с 1513, поощрявший торговлю индульгенциями; в 1520 отлучил от Церкви М. Лютера Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716) – нем. философ-идеалист, математик, физик, языковед Леклерк Николай Габриель (1726–1798) – фр. врач и историк Лжедмитрий I (? – 1606) – рус. царь с 1605, самозванец (предположительно Отрепьев Г.) Лжедмитрий II («Тушинский вор»; ? – 1610) – самозванец неизвестного происхождения Лже-Нероны – самозванцы, трижды появлявшиеся после смерти в 68 г. рим. императора Клавдия Нерона Либерий – папа рим. в 352–366 гг., отпал от Церкви в арианство

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Стольник Яков Иванович Татищев в 1664 году. Стольник воевода Василий Иванович Лаговчин в 1687 году. Стольник и воевода Савин Семенович Горчаков в 1697 году. Стольник и воевода Дмитрий Полонский в 1699 году. Со времени последнего сего, город управляем был больше обер-комендантами, и в чине генерал-губернатора Донского пребывавшим на Воронеже при адмиралтействе адмиралом Апраксиным. Обер-комендантом до 1708 года упоминается Колычев. А когда в сем году учреждены губернии, то он же сделан вице-губернатором и упоминается до 1717 года. В 1725 году упоминается губернатор генерал-майор Петр Измайлов. С тех пор кто были губернаторы, порядка паки не отыскано. В 1730 году упоминается губернатор Пашков. В 1735 году упоминается губернатор. Алексей Антонович Мякинин. В 1744 году упоминается вице-губернатор Василий Гурьев, а после него бригадир Хрипунов. С 1748 году по 1760 год действительный камергер и ордена Св. Анны кавалер Алексей Михайлович Пушкин. По нем исправлял губернаторскую должность вице-губернатор действительный статский советник Иван Родионович Кошелев. С 1761 года до 1763 за уряд определен в должность губернатора статский советник Федор Яковлевич Жилин. С 1763 по 1764 год был губернатором действительный статский советник Григорий Прокофьевич Толстой. С 1765 по 1767 год был губернатором генерал-поручик и ордена Св. Александра Невского кавалер Александр Петрович Лачинов. С 1767 по 1773 генерал-поручик и Св. Анны кавалер Алексей Михайлович Маслов. С 1773 по 1775 генерал-поручик и ордена Св. Анны кавалер Николай Лаврентьевич Шетнев. С 1775 по 1793 генерал-поручик и ордена. Св. Анны кавалер Иван Алексеевич Патапов. По открытии Воронежского наместничества первым правящим генерал-губернаторскуйю должность был генерал-поручик и орденов Св. Александра Невского и Св. Анны кавалер Евдоким Алексеевич Щербинин до 1782 года. Вторым правящим должность генерал-губернатора с 1792 по 1793 год генерал-поручик и орденов Св. Александра Невского и Св. Анны кавалер Василий Алексеевич Чертков.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010