В 1982 году о. Марк принял монашеские обеты, став в следующем году игуменом, а в 1987 — архимандритом. Он обустроил общину, опираясь преимущественно на студентов из Греции, и поэтому службы здесь шли первоначально на греческом. Иконы иконостаса были написаны художником из Эллады С. Папаспиросом. Характерная деталь: если в русских храмах «местная» икона — в данном случае образ святителя Василия Великого — ставится в иконостасе рядом с образом Спасителя, справа от Царских Врат, то в Болонье она поставлена, как в греческой традиции, рядом с образом Божией Матери. Вместе с тем о. Марк не изменял своему изначальному влечению к русскому Православию, и учитывая появление в Болонье нескольких оседлых русских — преимущественно, «русских жен» — с конца 1980-х гг. стал проводить службы и на церковно-славянском языке. Ныне, с укрепелением русского состава прихода половина богослужений идет по-славянски. В русскую атмосферу ему приходилось погружаться и благодаря своему статусу клирика Русской Зарубежной Церкви. Иеромонаху приходилось совершать пастырские поездки по всей Италии, так как он был назначен настоятелем «зарубежников» и в Южный Тироль (Мерано), до 1997 года, и в Апулию (Бари), до 1996 года. С середины 1990-х гг. болонский батюшка стал тяготиться своим юрисдикционным состоянием, придя к выводу, что у «зарубежной» Церкви нет будущего. Главным импульсом, изменившим впоследствии судьбу храма, стало восстановление храма Христа Спасителя в Москве. Итальянец, по его собственным словам, осознал, что у Русской Церкви наступила новая эпоха, и что русским эмигрантским приходам нужно возвращаться в материнское лоно. И вот, в 1998 г., произошло событие, изменившее «карту» русского православия в Италии: община святителя Василия Великого перешла под омофор Московского Патриархата. «Принятие» совершил митрополит Гурий, епископ Корсунский. Святыни [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Via Isaia, 35, Bologna Тел.: (+39) 328 2323429

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_свт._В...

Возведение собора шло медленно. Не хватало денег. Да и откуда им взяться, если в пожаре у многих погибло все. В конце концов строительство пришлось приостановить. Но велико было желание горожан увидеть новый собор, и они обратились к Павлу I с просьбой о пожертвовании на окончание работ. Вероятно, опасаясь отказа, торопчане в своей челобитной перечисляют все знаки внимания, оказанные собору предками императора. Всей запрошенной суммы Павел I не дал. Выделил лишь половину, которой с трудом хватило на окончание строительства, и в 1804 году новый собор был торжественно освящен. Осип Спиркин, чей проект послужил основой собора, не был первоклассным архитектором, но столичную архитектуру знал. Владея определенными навыками, он свободно скомпоновал высокий четверик с двумя одинаковыми выступами: один, с востока, служит апсидой, другой, с запада, значительно увеличивает площадь храма. Своды, перекрывающие храм, усложнены световым барабанчиком и световыми люкарнами. Архитектор стремился привнести в собор даже светские мотивы, трактуя боковые главки как стройные обелиски, завершив их не крестами, а сферами и осветив интерьер большими оконными проемами. Но, к сожалению, удачно найденные детали почти не находят своего выражения во внешних объемах. По-видимому, условием договора было оговорено, что собор должен быть с двумя приделами, и Спиркину пришлось добавить с запада крытую галерею, а с севера и юга сами приделы. Из-за этого зрительно потерялась колоссальная высота собора. Он стал каким-то дробным, лишенным четкости силуэта, неуклюже большим, что подчеркнули выстроенная во второй половине XIX века каменная ограда с часовней и сторожкой, за которой зданию стало тесно. Гораздо интереснее интерьер, более разработанный, светлый – черта, характерная для эпохи классицизма. Однако у собора есть одно достоинство, заставляющее забыть о просчетах архитектора. Это его высота, которая много значит для силуэта города. Поставленный почти на самой окраине, он завершает панораму, открывающуюся с противоположного берега и с озера. Когда-то эта панорама была еще интереснее. Возле собора стояла огромная колокольня. Её начали строить за несколько лет до пожара, и она повторяла выстроенную несколько ранее колокольню в Осташкове. Торопецким колокольням не везло. Их предпочитали ломать, а не ремонтировать. Этим исказили панораму города, о которой еще в середине XIX века писали: «она имеет вид какого-то кремля». 

http://sobory.ru/article/?object=00176

" ... И вот 20 октября 1966 г. я вновь в Новгороде. Моим глазам представились грандиозные новостройки, прекрасные сооружения, как-то: вокзал, мост через р. Волхов и т. д. Стопы мои сразу же по выходе из автобуса устремились к сердцу города – Кремлю, который совсем ещё недавно был превращён чуть ли не в руины. Тот же Софийский собор с золотой главой и легендарным голубем на кресте, тот же неповторимый памятник 1000-летию России, правда, ажурной ограды из красной меди не сохранилось. Когда я взошёл в Софийский собор, то слёзы невольно потекли из глаз моих, я сразу же устремил мой взор в главный купол храма к дивному изображению Спасителя, но этот образ уничтожен снарядом, пробившим главный купол собора. Я искал глазами древнейший иконостас-тябло, но его даже нет и следа. Я искал взором паникадило-хорос, но видал одну цепь, на которой оно висело. Я не увидел ни одной иконы, а какие были дивные и древние изображения. Я видел те постаменты, на которых стояли раки св. мощей некоторых новгородских чудотворцев; я поклонился святым мощам почивающему под спудом святителю Григорию. Я был на хорах собора, я видал древнейшие западные Сигтунские XII b. врата, а также Корсунские, и немало порадовался, что эта ценность уцелела для потомства. Из собора я пошёл в Грановитую палату, она построена в 1433 году. У входа в палату я поклонился древнему изображению Спасителя с раскрытым Евангелием, на страницах которого начертано: «Не на лице зряще судити, сынове человечестии, но праведен суд судите, им же бо судом судите, судится и вам». По преданию, перед этим изображением молился святитель Иоанн в ночь накануне сражения новгородцев с суздальцами в 1169 г. и в момент молитвы услышал глас, говорящий ему: «Иди в церковь иже есть на Ильине улице и тамо вземши образ Богородицы вознеси на стены граду противу супостатов и узриши спасение граду». Я видел многое множество драгоценностей, как-то: материальных, а также исторических. Из Грановитой палаты я направился к древней звоннице Софийского собора, у подножия которой стоят 5 колоколов. От звонницы я был у миниатюрной церкви Андрея Стратилата, к сожалению, внутри которой в окно я увидал какие-то грязные корзины и т. д. Осмотрев этот храм, я посетил здание музея, где видал чудотворную икону Знамение Божией Матери и Дворищенский образ святителя Николая XII b. и немало порадовался их сохранности. Посещение музея произвело на меня прекрасное впечатление, и от всего сердца я мысленно поблагодарил того, кто неимоверный труд закладывает в это благородное дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

К 1891 г. в К. и Д. м. были построены настоятельский корпус с кладовой (1890), 3 братских корпуса, 2 гостиницы, трапезная с кухней, баня (1880), помещение для экипажей с конюшней и деревянная торговая лавка (1890). В 1891 г. над источником вместо деревянной была возведена каменная часовня святых Космы и Дамиана. В центре часовни находился небольшой каменный резервуар, наполняя к-рый, вода стекала в обширный деревянный бассейн-купальню. Она разделялась на муж. и жен. половины. Ко дню празднования св. бессребреников (1 июля) в К. и Д. м. прибывало множество богомольцев. В 1879-1884 гг. мон-рь возглавлял иером. Василий (Раевский), в 1884-1888 гг.- иером. Иоанн (Азбуков), в 1888-1889 гг.- иером. Павел (Козловский), в 1889-1895 гг.- игум. Серапион (Лещенко), в 1895-1896 гг.- игум. Андрей (Балдинский), в 1896-1899 гг.- иером. Филадельф (Топорков). К 1877 г. в мон-ре проживало 16 насельников, в 1882 г.- от 15 до 20, в 1883 г.- 9. Частая смена настоятелей, отсутствие единых уставных требований к братии привели к расстройству внутренней монашеской жизни, уменьшению численности братии и упадку хозяйства обители. В нач. 1899 г. мон-рь посетил еп. Таврический Николай (Зиоров) , решивший преобразовать его в женский. 16 июля 1899 г. по указу Синода киновия стала женским нештатным общежительным Космо-Дамиановским мон-рем Ялтинского у. Таврической губ. По указу Таврической духовной консистории от 23 июля 1899 г. иером. Филадельф был освобожден от должности и переведен в Корсунской иконы Божией Матери монастырь Таврической епархии; настоятельницей К. и Д. м. была назначена бывш. казначея Топловского во имя прп. Параскевы жен. монастыря мон. Варсонофия (Акулова). Консистория предписала ей «выбрать» 25 сестер для перевода в обитель. 1 авг. 1899 г. братия в последний раз служила литургию в К. и Д. м., а затем была переведена в др. мон-ри Таврической епархии. 5 сент. того же года еп. Николай прибыл в К. и Д. м. и во время литургии возвел мон. Варсонофию в сан игумении. Для служения в мон-ре были временно оставлены иером. Гурий и иеродиак. Досифей. Впосл. по просьбе игум. Варсонофии для совершения богослужений в обитель были назначены насельник Инкерманского во имя сщмч. Климента, папы Римского, мон-ря иером. Климент и иеродиак. Антоний.

http://pravenc.ru/text/2458853.html

Около 1860-х годов в пустыньку из нижегородского женского монастыря перешла девица Агафья, которая горячо принялась за устройство женской обители. До неё монахини жили без всякого устава. Кельи их находились частью на церковной и частью на помещичьей земле. Когда помещица умерла, то земля перешла к её родственнику, который принудил монахинь выкупить у него землю под кельями за 300 рублей. Девицы землю выкупили. В 1865 году, Агафья обратилась к преосвященному Феофану, епископу Владимирскому и Суздальскому с прошением, чтобы Владыка бла-гословил монахиням жить при Троицкой церкви Серапионовой пустыни, построить дом, так как кельи уже обветшали. 19 января 1865 года епископ Феофан разрешил устроить при пустыни общежительный монастырь. После получения благословения Преосвященного, смотрительница Агафья с ещё большей энергией принялась за устройство обители. Добрые люди пожертвовали лесу на постройки. С помощью жителей окрестных деревень началось строительство общинного дома. Дом, состоящий из двух этажей, был построен 22 сентября 1868 года. Он находился несколько в отдалении от Троицкой церкви и бревенчатых изб священника и причетника. Верхний этаж дома занимали большая светлая моленная с множеством икон, гостиная и келья смотрительницы Агафьи. В нижнем этаже располагалась трапезная, кухня и пять келий для насельниц. К этому времени число сестер увеличилось до восемнадцати. Хор с пополнением улучшился. Богомольцев стало приходить больше. За счет труда монахинь пустынь стала приобретать благоустроенный вид. Разработали монахини на земле два огорода. Завели пять коров и лошадь. Дом огородили дощатым забором и обсадили деревьями. Устроили сводчатые кирпичные ворота с крестом. Жили только своим трудом. Слава чудотворной Корсунской иконы Божией Матери, а так же хора обители широко распространилась по окрестным селениям, и в большие праздники в Серапионову пустынь съезжалось много богомольцев. В большие праздники съезжалось в Серапионову пустынь много богомольцев из разных городов России. Среди них и особо чтимые, люди известные, как приехавшие из далека, из Сибири, Москвы, Владимира, Нижнего Новгорода, так и местные. Такие как граф Апраксин Николай Петрович, Акинфов Владимир Николаевич, супруги Алябьевы Иван Васильевич и Наталья Павловна, Артлебен Николай Андреевич, Муромский купец Зворыкин, Ушаков Сергей Михайлович, Шумилов Валентин Александрович и многие другие.

http://sobory.ru/article/?object=07627

Первый по времени храм, построенный в 1679 г. А. И. Траханиотовым, простоял почти 60 лет. Одним из первых священников там служил Петр Федотов, а его преемником стал иерей Иван Михайлов. Отец Иоанн в июле 1738 г. писал в Синодальный казенный приказ, что Троицкая церковь в Горках «ныне весьма имеется ветха и божественной службы отправлять никак не возможно». Преосвященный епископ Коломенский и Каширский Вениамин предписал дать храмозданную грамоту для строительства новой церкви, которая была освящена, как и прежняя, - в честь «Пресвятыя Троицы». Эта церковь простояла в селе до 1801 года. После строителя деревянной церкви о. Ивана Михайлова в Троицкой церкви в Горках во второй половине XVIII века священствовал Степан Иванов (ум. в 1811 г.). В 1801 г. вместо деревянной в Горках построили каменную холодную Троицкую церковь, при которой в 1864 г. был устроен теплый придельный храм с двумя престольными в честь Корсунской иконы Божией Матери и во имя Святого Великомученика Димитрия Солунского. В 1811 - 1844 гг. в горкинском храме служил священник Григорий Иванов, затем в 1844 - 1862 гг. - священник Парфений Иванович Воскресенский и в 1862 - 1867 гг. - священник Иван Петрович Альбицкий. После кончины последнего в Троицкую церковь села Горки был назначен молодой священник Николай Леонтьевич Любимов. В этом храме он вел службу в течение 45 лет, длительное время исполняя должность благочинного 2-го округа Ковровского уезда. За отлично-усердную деятельность получил множество наград: набедренник (1875 г.), скуфью, камилавку (1881 г.), наперсный крест, сан протоиерея, ордена Св. Анны II ст. (1905 г.) и Св. Владимира IV ст. (1909 г.). Скончался Н. Л. Любимов 5 июня 1912 г. Его преемником в Горках стал священник Николай Вознесенский, переведенный туда из села Кузминского Юрьевского уезда. После реформы 1861 г. временнообязанные горкинские крестьяне еще долго платили оброк по 10 рублей серебром с ревизской души. К 1895 г. население села составляло 506 человек, из них 85 жили заработками как плотники, столяры, кровельщики, маляры и каменщики. С 1864 по 1896 гг. Горки являлись центром одноименной Горкинской волости, которая была затем объединена с Эдемской волостью Ковровского уезда. К началу XX столетия в Эдемской волости появились первые крупные ткацкие фабрики Ремезова и Дербеневых. За счет рабочих население почти всех сел и деревень этого района значительно увеличилось.

http://sobory.ru/article/?object=02468

Петр I с женой Екатериной Алексеевной снова посещает Иоанно-Предтеченскую церковь и в конце 1722 года по пути на войну с Персией, а в ноябре того же года звонница храма извещает о возвращении государя из похода. В это время, по мнению А. В. Материкина, приказом Петра к церкви был пристроен придел во имя апостолов Петра и Павла. Антиминс для него был освящён астраханским епископом Платоном в 1799 году. А антиминс на престоле алтарного придела во имя Корсунской иконы Божией Матери был освящён астраханским епископом Никифором ещё в 1689 году. Реформа, предпринятая Петром в духовных делах, сильно задела и положение царицынских монастырей и храмов. Штат средней церкви тогда состоял лишь из священника, дьячка и пономаря. Еще к концу 17 века Иоанно-Предтеченский монастырь беднеет, его игуменья и сестры довольствуются скудным жалованьем и подаянием. Тем не менее, он действует до середины 18 века. В 1739 году в нем пребывали: игуменья — 1, монахинь — 12, а из белых священно и церковнослужителей: священник — 1, дьякон — 1, пономарь — 1. Известно, что на октябрь 1704 года здесь священствовал о. Кондрат Иларионов, примерно с 1708 года священником в монастыре был Егор Алексеев (вероятно, недолго, т.к. в тот же год посвящается в иереи диакон Дмитрий), на 1712 год диаконом является Савелий Климентьев (также посвящённый из дьячков в 1708 году), а на сентябрь 1720 года служил о. Захар Иванов. В марте 1720 года диакон Савелий (или как говорили тогда Савва) переходит в соборную церковь, а на его место назначают Никиту Никифорова. Источник «Ведомости о монастырях за 1739 год» сообщает, что в монастыре наличествует 1 каменная церковь с 2 престолами, 10 настоятельских и монашеских келий. Последние сохранились до середины 19 века, будучи крепкими постройками размером 42×10 метров. В 1741 году их населяли игуменья и 20 насельниц, по 2 в каждой келье. К монастырю было приписано 52 приходских двора. Церковь предоставила и помещение для частной школы по обучению грамотности, открытой в 1718 году по приказу епископа Астраханского и Ставропольского Иоакима (и при поддержке Троицкого и Успенского храмов). В ней обучалось первый год 17 мальчиков. Ею руководил священник Захарий (он через 4 года станет управителем Царицынского духовного приказа). По причине скудного содержания от казны епископ Астраханский и Ставропольский Илларион в 1741 году предлагает закрыть монастырь. Но событие это происходит лишь в 1755 году. Часть его монахинь переезжает в Астраханский Благовещенский монастырь, часть пожилых доживает свои последние дни здесь.

http://sobory.ru/article/?object=50553

По материалам: Д.Ф. Белоруков " Деревни, сёла и города Костромского края " , стр.257; " Памятники архитектуры Костромской области " , выпуск 11, стр. 209-213; журнала " Мерянский летописец " , стр. 20-21. Троицкая церковь села Есипова. В приходе две отдельно устроенные церкви: теплая, построенная в 1781 г. и холодная – в 1820 г. усердием прихожан. Вокруг церкви каменная ограда, кладбище вне села, в 150 саженях, окопано канавой. В летней церкви три престола: во имя Св. Троицы, в честь Корсунской иконы Божией Матери и преп. Сергия Радонежского. В теплой один престол - вот имя вмч. Екатерины. Приходских часовен 2, дохода церкви не приносят. Причт: священник и псаломщик, казенное жалование священнику 70 руб. и псаломщику 23 руб. 52 коп. Общий причтовый капитал 350 руб. Земли в пользовании причта усадебной 1 десятина 1221 кв. сажень, пахотной и сенокосной 36 десятин 177 кв. сажень, в том числе неудобной 3 десятины 1055 кв. сажень и под проселочной дорогой 921 сажень. Особого плана на землю нет. Прихожан муж. пола 440, жен. пола 479. Приход сельскохозяйственный, в нем 7 селений. Школ две: одна в селе, другая в деревне Новой – земская. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г. Крупный каменный храм в формах раннего классицизма, отличающийся исключительно своеобразной объемной композицией и оригинальным убранством интерьера. К настоящему времени восьмерик в венчании храма утрачен, частично обрушены своды храма, не сохранилось завершение колокольни. Здание выстроено из кирпича и покрыто известковой обмазкой. Композиция церкви симметрична относительно продольной оси. К массивному прямоугольному в плане двусветному объему храма с востока и запада примыкают вытянутые на всю его ширину пониженные прямоугольные в плане объемы алтаря и западной паперти (у последней углы скруглены). Ярусная колокольня состоит из четырех уменьшающихся по размеру четвериков. Композиция боковых фасадов строго симметрична.

http://sobory.ru/article/?object=13112

После присоединения в 1783 г. к России Крымского ханства, в 90-х гг. XVIII в., шло заселение нижнего левобережья Днепра, к-рое сопровождалось строительством здесь правосл. храмов. В 1790 г. кнг. Вяземская построила в с. Н. Рогачик каменный храм во имя св. кн. Александра Невского. Каменная Покровская ц. в с. Каховка в 1791 г. «заложена и построена полковником Дмитрием Матвеевичем Куликовским. Вместе с церковью... обселена и слобода Каховка на Таврической степи, противу Берислава, близ речки Конской». В 1792 г. в с. Каиры часовня Вознесения Господня «обращена во временную церковь с выдачею антиминса и с дозволением приискать священника из выходцев подольских». В 1796 г. построена каменная Георгиевская ц. в с. Князе-Григоровка ( Гавриил (Розанов). Историко-хронологическое описание. 1848. С. 62-64). В 1799 г. появился молитвенный дом в Б. Лепетихе. Новый каменный Покровский храм, возведенный на месте обветшавшего, был освящен в Каховке в 1861 г. В кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. на правобережье Днепра в пределах совр. Н. и Г. е. были возведены храмы: каменный Николаевский в с. Николаевка (с 1821 Ново-Воронцовка) (1795), каменный Николаевский в с. Б. Александровка (1805, в 1829 заложено новое здание), Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Ивановке (1807), каменный Адриано-Наталиевский в Заградовке (1810), Вознесенский в Золотой Балке (1827), каменный Михайловский в М. Александровке (1829), каменный Михайловский в Архангельском (1830), каменный Успенский в Бериславе (1835), молитвенный дом в Качкаровке (1829, в 40-х гг. XIX в. возведена каменная Покровская ц., в 1909-1919 построен новый Покровский храм неподалеку от старого). На левом берегу Днепра в тот же период построены: Преображенская ц. (1798) и Николаевский молитвенный дом (1813) в М. Лепетихе, церкви Димитриевская (1802) и Корсунской иконы Божией Матери в Корсунском мон-ре (1803), Николаевская в Б. Лепетихе (1807), каменная Григорьевская в Князе-Григоровке (1810), каменная Преображенская в Каирах и деревянная Михайловская в Рубановке (1811), Преображенская (1811) и Покровская (1820) в Горностаевке, Николаевская каменная в Н. Рогачике (1815), Николаевская в В. Рогачике (1820, с 1810 действовал молитвенный дом, в 1878 построена каменная Николаевская ц.), Николаевская в Н. Серогозах (1821), Варваринская в Агайманах (1826), каменная Казанская в Заводовке (1827), Успенская в Усть-Азовском (ныне Геническ) (1828, в 1855 сгорела при обстреле города англо-франц. эскадрой, вскоре выстроена в камне), каменная Михайловская в М. Лепетихе (1829), каменная Троицкая в Любимовке (1831).

http://pravenc.ru/text/2577833.html

Предположение о первоначальном размещении К. в. при входе из зап. Корсунской паперти в основное пространство храма имеет подтверждение в несовпадении совр. размера врат и проема между приделом в честь Рождества Пресв. Богородицы и Мартириевской папертью (придел с юж. стороны собора). Обнаруженная Г. М. Штендером притолока зап. портала позволила рассчитать его размер: 350×220/230 см ( Штендер. 1977. С. 39-40), что существенно больше размера совр. К. в. В связи с этим А. Н. Трифонова высказала гипотезу, что первоначально К. в. состояли из 20 филенок (5 - по вертикали, 4 - по горизонтали), а поля рамы были более узкими - ок. 10 см. Данная структура характерна для визант. дверей и совпадает с предполагаемыми размерами портала. Размещение парадных врат на входе из паперти имеет аналогию в соборе Св. Софии в К-поле ( Лидов А. М. Чудотворные иконы в храмовой декорации: О символической программе имп. врат Софии К-польской//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 44-75). При архиеп. Василии Калике размер и структура К. в. были изменены. Их уменьшили, они получили дополнительные крепления в виде гвоздей с фигурными шляпками в форме розеток и рукояти в виде львиных масок. Врата были перемещены в сев. или юж. портал. В пару им не позднее сер. XIV в. новгородскими мастерами были созданы Тверские врата (ныне в Успенском соборе александровского в честь Успения Божией Матери жен. мон-ря). Вероятно, это произошло в 1336 г., когда были созданы Васильевские врата придела Рождества Пресв. Богородицы и привезены Магдебургские врата ( Трифонова. 1995. С. 235-236). Т. о., архиеп. Василий Калика осуществил масштабный проект по украшению порталов собора Св. Софии в Вел. Новгороде: в западном были установлены Магдебургские врата (XII в.), в одном из боковых порталов - Тверские, в другом - К. в., на входе в придел Рождества Пресв. Богородицы - Васильевские (1336). После XIV в. К. в. дважды подвергались реконструкции: после 1692 г., когда их укоротили до 3 филенок в высоту, перенесли и установили в приделе в честь Рождества Пресв. Богородицы, и в XIX в., когда они получили новую деревянную основу (Там же. С. 238).

http://pravenc.ru/text/2458751.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010