Есть закон 327 (о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, — ред.). Собственно говоря, сегодня мы исполняем федеральный закон. И когда мы перешли в 2014 году в Российскую Федерацию, мы вернулись домой и были уверены, что сможем исполнить закон РФ, сможем получить право пользования на эти объекты. — А сейчас богослужения не совершаются в храмах на территории музея-заповедника в Херсонесе? — Нет, сегодня ежедневно совершаются богослужения во Владимирском соборе, в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Божественные литургии совершаются в храме Семи священномучеников Херсонесских. Единственное — не совершаются богослужения в храме Корсунской иконы Божией Матери, точнее, совершаются два раза в году, в день празднования этого образа Божией Матери. Сегодня этот храм является средневековым залом Херсонесского музея. Речь идет и о других сооружениях, которыми мы по факту уже пользуемся. Это дом, так называемый 13-й корпус, который опять-таки по украинским документам передан нашей Церкви и в котором мы находимся, — наше административное здание, управление, благочиние… Это здание, где находится наша вторая воскресная школа, где находится наша пресс-служба и библиотека. Это здание подсобных помещений, в котором располагается трапезная, церковь там находится с 1992 года. Собственно говоря, мы сегодня испрашиваем возможность пользования этими зданиями, чтобы мы могли их содержать, обеспечивать и так далее. — А музей не занимается содержанием этих зданий? - Нет. Все здания, которыми сегодня оперативно управляет Симферопольская и Крымская епархия, содержатся исключительно на средства Церкви. И не только содержатся, но и реставрируются на церковные средства. Потому что, сами понимаете, такие объекты требуют постоянного внимания, содержания. Участия государства или музея в этом нет никоим образом. Упомянутый храм Семи священномучеников Херсонесских был восстановлен на средства спонсоров и средства Симферопольской и Крымской епархии. Это было полуразрушенное здание, которое было совершенно никому не нужно. И равно как и Владимирский собор, храм был восстановлен из руин и возвратился из забвения совершенно не на средства музея. И содержится, еще раз скажу, не на средства музея.

http://pravoslavie.ru/100645.html

Иконе дали название Феодоровской. Невеста принесла в приданое Эфесскую (Корсунскую) икону Божией Матери, писанную, по преданию, Евангелистом Лукой, которая была получена ее родственницей, святой Ефросинией Полоцкой, от греческого императора. Помолвка состоялась в Витебске, а венчание в Торопце - удельном городе князя Александра. Список с Чудотворной Эфесской иконы Божией Матери был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Украсив образ драгоценностями, преподобная Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери, где икона находилась более 60-ти лет. В 1239 году святой благоверный князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой в городе Торопце. Княжна забрала с собой из Полоцка Эфесскую Богородичную икону благословила свою племянницу этой иконой и передала в дар городу Торопцу, поставив ее в соборной Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ стал именоваться Корсунской иконой Богоматери. Помолвка прошла в Витебске, венчание в Торопце. Два грандиозных пира устроили по этому случаю: в Торопце и в Новгороде. Летописец пишет: «...в Торопце ту кашу чини, в Новгороде - другую». Это сейчас «кашей» называют самую простую еду, тогда так назывался роскошный свадебный пир, на который собирался весь город. Оттуда, кстати, пошло выражение «заварить кашу», то есть устроить что-то такое глобальное. Женским православно-патриотическим обществом в рамках проекта «Супружества благословение» была подготовлена выставочная экспозиция «Образ Александра Невского в изобразительном искусстве», которая демонстрировалась 12 июля 2019 года в Художественном музее Витебска в рамках большой культурной программы, специально подготовленной ко Дню Союзного государства Белоруссии и России, который традиционно проходит в дни проведения фестиваля искусств «Славянский базар» и 28 июля 2019 года в г.Торопце Тверской области в рамках Дня города, посвященного 780-летию венчания Святого Благоверного Князя Александра Невского и Полоцкой княжны Александры Брячиславны.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/21/sv...

Первоначально храм в Казани был деревянным, а в 1722 году его перестроили, сделав каменным. Обновленная Троицкая церковь имела уже два придела: холодный - во имя Живоначальной Троицы и теплый - во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Престол располагался в трапезной - небольшая главка в правой части трапезной позволяет понять место его расположения. После перестройки церкви в 1888 году в храме появился еще один придел - в честь популярной в народе Корсунской иконы Божией Матери. В ограде церкви также находились кельи и жилые помещения для священнослужителей. По всему видно, что особой нужды храм не испытывал. И неудивительно: конец XIX века - время расцвета Троицкой церкви, когда она была реконструирована, вследствие чего весь храмовый комплекс обрел торжественные черты в русско-византийском стиле. Главный придел и колокольня украшены оригинальными архитектурными и скульптурными деталями, на звонницу подняты новые колокола. На колокольне Троицкого храма в конце XIX века было восемь больших колоколов. Самый большой имел надпись: " Въ царствующем граде Казани ко храму Живоначальной Троицы въ царство благочестивейшаго, самодержавнейшаго, великаго Государя нашего Императора Александра Павловича всея России и при супруге его благочестивейшей Государыне Императрице Елизавете Алексеевне, при Казанском и Симбирском архиепископе Серапионе, того-же храма священникъ Иоаннъ Ионновъ, с прихожанами и прочих приходов прихожанами, всеобщимъ ихъ учердиемъ вылитъ сей колокол во 100 пудовъ. 1802, мая 22 " . В 1864 году на средства прихожанина Евдокима Савватеева на углу погоста была построена часовня. Именно в ней до революции хранилась Корсунская икона Божией Матери. Наконец, в 1875-76 годах вместо обветшавшей деревянной ограды на пожертвования прихожан и благодаря трудам церковного старосты Наума Широкова была возведена каменная - с железными решетками и тремя железными воротами. Но были и смутные времена в истории храма. Не раз он страдал от пожаров. Порой церковь выгорала полностью. Так было, например, в 1749, 1815 и 1859 годах. А в 1774-м перед сожжением храм первоначально подвергся еще и варварскому разграблению пугачевцами. Однако, как птица Феникс, церковь каждый раз восставала из пепла (и становилась другой - вот почему ее описания в литературе столь противоречивы).

http://sobory.ru/article/?object=31733

ХЕРСОНЕССКИЙ МОНАСТЫРЬ В обители построили храмы: Владимирский собор; каменная церковь во имя Семи священномучеников Херсонесских (12 апреля 1861 г.  освящена); в 1860 году по проекту архитектора К. Вяткина начали строить двухэтажный братско-настоятельский корпус. В северной части здания устроили домовую церковь, которую освятили 14 июля 1863 года во имя Покрова Божией Матери (сегодня это малый экспозиционный зал средневековой истории Херсонеса). В 1899 году в братском корпусе делали ремонт, и церковь перенесли в центральную часть, освятив в 1900 году во имя Корсунской иконы Божией Матери (теперь это большой экспозиционный зал). Многие туристы, приехавшие в Севастополь, отправляются на Гераклейский полуостров побродить среди развалин древнего города Херсонеса. От центрального входа аллея, по обеим сторонам которой растут темные печальные туи, ведет к двум зданиям. Здесь находятся античный и средневековый отделы музея. А раньше это были монастырская трапезная и братско-настоятельский корпус Херсонесского монастыря. История монастыря началась с посещения этих мест архиепископом Иннокентием. Конечно же, на руинах легендарного Херсонеса, на месте крещения киевского князя Владимира было решено основать монастырь. Создавалась киновия под руководством настоятеля Бахчисарайского Успенского скита архимандрита Поликарпа, но весь основной труд лег на плечи игумена Василия (Юдина). Именно он собирал пожертвования и занимался строительством первой церкви. Небольшой каменный храм был освящен в честь княгини Ольги 23 февраля 1853 года. Рядом с церковью во вновь созданном Херсонесском монастыре построили два небольших дома для монахов. Но мирная жизнь киновии прервалась началом Крымской войны. На территории монастыря французы разместили свою батарею и пороховые склады. В результате яростных обстрелов церковь и все остальные здания были полностью разрушены. Архиепископ Иннокентий искренне сожалел по этому поводу: " Двух скитов наших - Херсонесского и Инкерманского - как не бывало..., Херсонесский, построенный едва не одними слезами, пошел на топливо у французов " . После окончания войны игумен Василий отправился собирать пожертвования на восстановление обители на Дон, в 1856 году он, переправляясь через реку, утонул. Новым настоятелем монастыря был назначен иеромонах Таврического Архиерейского Дома Евгений.

http://sobory.ru/article/?object=01502

Благовещенская церковь бала закрыта в 1930-х годах. Венчания сломаны, а само помещение бывшей церкви переоборудовали под жилье. После возвращения монастыря Русской Православной Церкви в Благовещенском храме был произведен полномасштабный ремонт. На средства благотворителя обители Виктора Ивановича Тырышкина в Благовещенской церкви устроили вызолоченный четырехрядный иконостас, украшенный резьбой. Иконы для иконостаса писали выпускники иконописной школы при Троице-Сергиевой лавре. В храме ныне покоятся мощи переславского святого преподобного Корнилия Молчальника, а также находится торжественно переданный монастырю 12 июня 2010 года из Переславского музея " Корсунский крест " . www//pereslavl.ru/architecture/nikolskiy.htm Знаменательное событие в жизни Свято-Никольского монастыря произошло в 2000 году - это принесение в обитель святых мощей преподобного Корнилия, Переславского чудотворца. Преподобный Корнилий Молчальник, схимонах. День памяти 22 июля/4 августа. Родился он около 1635 года в купеческой семье. Мирское имя святого было Конон. Пятнадцатилетним отроком он оставил дом и поселился в Лукиановой пустыни, что в 25 верстах от Переславля-Залесского. Через пять лет, духовно окрепший, приняв на себе обет молчания, святой Конон пришёл в Борисоглебский Песоцкий монастырь, который граничил с Никольской обителью. Здесь он нёс самые тяжёлые послушания, объясняясь знаками. Братия долгое время считали его немым. По преданию, духовником его был настоятель Никольской церкви игумен Варлаам. Через пять лет послушника Конона постригли в монахи с именем Корнилий. 30 лет нёс преподобный подвиг молчания, имел дар прозорливости и исцелений. Перед кончиной был пострижен в великую схиму и мирно отошёл ко Господу 22 июля 1693 года. В 1701 году во время пристройки каменной церкви во имя иконы Смоленской Божией Матери к прежней, Борисоглебской, гроб преподобного Корнилия нашли неповреждённым. В 1705 году, то есть всего через 12 лет после кончины преподобного, при освящении Смоленской церкви святителем Димитрием Ростовским, мощи святого Корнилия были освидетельствованы и поставлены в новом храме за левым клиросом под спудом. Над гробом находилась вызолоченная рака.

http://sobory.ru/article/?object=05680

Для принятия святыни в Киеве и доставления в Витебск отправлен был казначей Архиерейского дома иеромонах Дапиих с рясофорным послушником. 1 декабря 1870 года, в 9 часу вечера, посланные прибыли со святыней на витебскую станцию железной дороги, где святыня была встречена кафедральным ключарем и привезена в карете в ближайшую к станции Богоявленскую (Симеоновскую тоже) церковь . Здесь святыня встречена была городским благочинным с местным причтом и поставлена на нарочито устроенном возвышенном месте среди храма. Вместе со святыней мощей привезена была из Киева икона преподобной Евфросинии – точный список с находящейся при нетленных ее мощах иконы, –которая положена на аналое позади ковчега с мощами. О времени прибытия святыни в Витебск, хотя и не было официально извещено жителям, но однако не малое число, узнавши о том частным образом, собралось на станцию, и нужно было видеть, с какой жаждой, с каким благоговейным нетерпением ожидали приближения поезда и потом с какой поспешностью последовали за экипажем до Богоявленской церкви, где тотчас же поставленные около ковчега и иконы подсвечники были уставлены зажженными свечами. На другой день (2 декабря) в 10 часов утра раздался во всех городских церквях благовест, призывающий благочестивых христиан к участию в предстоящей встрече православной святыни, и продолжался до тех пор, пока собралось в Рынково-Воскресенскую церковь все городское духовенство. В половине 11-го часа открылся крестный ход с хоругвями, крестом, Евангелием, запрестольными иконами и иконой Корсунской Божией Матери. Во главе духовенства городского и прибывшего из ближайших к городу сельских приходов, шествовал наш архипастырь в полном архиерейском облачении. В этой торжественной процессии приняли участие местные власти и чины, а также воспитанники и воспитанницы всех духовных и светских учебных заведений. Хор архиерейских певчих и воспитанники семинарии, по очереди, пели Богородичны восьми гласов. По мере того как крестных ход подвигался вперед, масса народа увеличивалась более и более.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На хорах собора есть придел в честь Преображения Господня. К собору примыкает паперть, от неё идёт лестница к нижней площадке монастыря и входу в храм Всех Святых. Храм Всех Святых являлся монастырской усыпальницей. В монастыре есть также храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. Двухэтажный. На хорах - придел в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Кроме храмов в монастырский комплексе есть: трехъярусная колокольня над Святыми вратами, больничные кельи, 3 двухэтажных монашеских корпуса, странноприимница и каменная ограда с башнями. Раньше за территорией монастыря находились 2 каменных дома, скотный и конный дворы, суконная фабрика, кирпичный завод, хлебопекарня и пруды. Святыни [ править править код ] Монастырская ризница и богатейшая библиотека были разграблены и уничтожены в первые годы советской власти, старин ных предметов церковной утвари не сохранилось. В монастыре имеются два креста-мощевика современной работы, со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Древа Креста Господня, Хитона Господня и камень от Гроба Господня. В обители хранится стопа от мощей преп. Антония Оптинского, который в течении тринадцати лет был настоятелем Свято-Никольского монастыря и, как известно, особенно страдал здесь от болезни ног. Немало икон пожертвовано в разные годы.Особо почитаются иконы с частицами мощей преп. Киево-Печерских подвижников, преп. старцев Оптинских, преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского, преп. Феодосия Тотемского, св. Иоанна Тобольского, препмц. св. великой княгини Елизаветы Федоровны, Вифлеемских младенцев, Петра и Февронии Муромских. Имеются также частицы мощей афонского старца Иосифа Исихаста и преподобномученикаКосмы Прота, убиенного латинянами. На монастырском кладбище находится чтимая могила схимон. Антонии (ХХ в.). Престольные праздники [ править править код ] Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Николаевский_Ч...

Одно время я занимался войной 1812 года. В частности Бородинским сражением. Этой темой 40 лет занимался покойный академик Иванов. Поле это он прошел вдоль и поперек сначала с войсками русскими, потом французскими. Говоря о сражении этом, Николай Иванович всегда утверждал, что только предстательство Смоленской иконы Божией Матери спасло наше государство и нашу армию от поражения. Об этом мало кто говорит. Еще меньше кто знает, что она была украдена в советское время на рубеже 33-38 годов. Никто не знает теперь, где она. Есть список. Сама икона более 100 лет находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля и там сейчас мы можем видеть один из величайших списков этой иконы. Это не шедевр, нельзя так об иконе, но это наивысшая красота духовного и божественного мира. Спустя столетия Смоленск вернулся под руку Москвы, после 1515 икона была перенесена в Смоленск, и с этого года каждый год совершается праздник иконе. 15 лет тому назад была принесена десница княгини Елизаветы Федоровны, крестный ход прошелся по всей нашей русской земле от Владивостока до Бреста. Эта икона все время находилась с мощами, возглавляла шествие. Надеюсь, когда потребуется, этот величайший образ займет свое место с войсками русской армии. Меня недавно спросили, зачем столько икон Богородицы, как это они так появляются. Это же просто! Если икона была явлена в Казани, то она Казанская. А есть Владимирская, которую спасал Андрей Боголюбский. Принес ее во Владимир, а потом она торжественно вошла в Москву и стала её охранять. А есть Донская, связанная с Куликовским полем. А есть Корсунская, которая связана с битвой на Курской дуге. Таких много. Божия Матерь нас любит, никогда не оставит, если мы будем соответствовать тому, что ей необходимо показать. Вернусь к учебникам. Они не отвечают на главные вопросы. Как можно не сказать о Сергии Радонежском, его воинах Ослябе и Пересвете, которые заложили фундамент русского государства, освободили. А Федор Ушаков, память которого недавно праздновали? А Серафим Саровский, как без него можно говорить об истории? А современные люди? Архимандрит Кирилл Павлов, например.

http://radonezh.ru/2023/08/17/cerkov-i-s...

После реконструкции, 28 ноября 1910 года, Преосвященнейшим Мефодием, епископом Забайкальским и Нерчинским, в сослужении с духовенством г. Читы храм был вновь освящен архиерейским чином. Иоанно-Предтеченский храм славился среди храмов города своим церковным хором, который состоял из работников железной дороги и учащихся железнодорожных школ и училищ. Священнослужители уделяли большое внимание церковному пению, и даже сами содействовали привлечению людей к этому благому делу. После 1917 года храм не закрыли. Священнослужители в это смутное время продолжали нести Слово Божие. Исправно справлялись богослужения. 27 марта 1920 года в Иоанно-Предтеченском храме прошла торжественная служба с участием Архиепископа Мелетия. Пел Церковный хор под управлением А.И. Неверова. В годы революционного террора и богоотступничества священники Иоанно-Предтеченского храма не перешли на сторону обновленческой церкви, а остались верны Патриарху Московскому и Всея Руси Тихону, поэтому популярность храма была велика, отсюда и излишнее внимание властей, отсюда и репрессии. Последний настоятель Алексей Соболев и клирики Иоанно-Предтеченского храма были сосланы на Соловки. После 1927 года храм был закрыт. Его помещение приспособили сначала под начальную школу, а затем под спортивный зал общества «Локомотив». В 1993 году распоряжением Администрации Читинской области помещение бывшего храма было передано православной общине. В 1996 году в Иоанно-Предтеченском храме стали совершаться регулярные богослужения. Из хранилищ Свято-Воскресенского храма были переданы иконы XIX века, в частности иконы из иконостаса Кафедрального собора во имя святого благоверного Александра Невского, взорванного большевиками в 1936 году, и Казанского собора г. Читы. В ночь с 24 на 25 октября 1997 года в Иоанно-Предтеченском храме чудесным образом обновилась Казанская икона Божией Матери, сим было явлено особое благоволение Небесной Владычицы. Чудо обновления засвидетельствовано было епархиальным начальством. В 1997 году по благословению епископа Иннокентия (ныне архиепископа Корсунского) был уточнен престольный праздник храма – Рождество Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=37119

Реставрация православного храма проходила за счет средств прихожан, а также пожертвований. С 2000 года здесь совершаются регулярные богослужения. Из числа святынь Николо-Георгиевской церкви сохранились иконы Серафима Саровского и Николая Чудотворца. А семь лет назад церковь стала обладательницей иконы Корсунской Божией Матери, славящейся своими чудотворными свойствами. Буквально в километре от автодороги Москва-Минск возвышается величественный Николо-Георгиевский храм в селе Смогири, ранее называвшееся село Ядревичи Духовщинского уезда. Он был выстроен супругой Фёдора Спиридоновича Ракеева Еленой Павловной в 1894 году. После смерти генерал-лейтенанта Ф.С. Ракеева в 1878 году, его жена Елена Павловна Ракеева продала находившееся здесь имение и на вырученные деньги построила этот великолепный храм-усыпальницу. Для строительства были приглашены мастера из Италии, Санкт-Петербурга, а также местные каменщики. Подготовка к строительству длилась два года. Сюда были привлечены рабочие из разных мест, трудились здесь и местные жители. На строительстве было использовано более 80 видов кирпича, изготовленного из построенного рядом с храмом кирпичного заводика. Тело генерала Ракеева было забальзамировано и погребено в склепе. Покрыт саркофаг был чугунной плитой, поверх которой была прикреплена табличка с описанием его заслуг на поприще военной славы. Генерал Ракеев был морским офицером, участвовавшим в Крымской войне 1853-1856 гг. Поэтому свод нижнего храма решено было выполнить в виде Андреевского стяга в память о морских сражениях тех лет. Пол был мраморным. Вся церковная утварь была выполнена из золота и серебра. На стенах было развешено боевое оружие и знамёна. На месте нынешнего храма в XIX веке стоял небольшой деревянный Свято-Никольский храм. Все прихожане во время богослужения не помещались в стенах церкви. Ракеев ещё при жизни мечтал, чтобы после его смерти был выстроен двухэтажный вместительный храм. Для этого он завещал продать часть имения и пустить деньги на постройку новой каменной церкви. Прокт храма Елена Павловна решила заказать у одного из виднейших архитекторов того времени Альфреда Александровича Парланда, работавшим тогда в " русском стиле " .

http://sobory.ru/article/?object=00852

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010