стены позади Мономахова трона, где она находится и в наст. время. Как «Иерусалимская Богоматерь» икона упоминается в рукописных сборниках 1-й четв. XVIII в., содержащих сказания о чудотворных богородичных иконах. В сб. «Солнце Пресветлое», составленном в 1715-1716 гг. сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым, раздел о чудотворных иконах открывается сказанием об иконе Богоматери «…иже во граде Иерусалиме, в Гефсимании веси», дополнительно упоминается первоисточник легенды: «Со иконы тоя святыя сие писано, по поновлении писмом» (НБ МГУ. Ф. 293. 10535-22-71. Л. 24 об.- 26). Те же сведения содержатся и в сборнике, датируемом ок. 1720 г. (РНБ. Соф. 1428. Л. 458 об.- 459). В 10-х гг. XVIII в. Кириллом Улановым было создано неск. списков с древней иконы, в т. ч. 3 - для Троицкой Кривоезерской пуст., где царский изограф принял постриг с именем Корнилий. Списки Г. и. находились также в московских храмах: Покрова Пресв. Богородицы в Измайлове (ныне в ц. Рождества Богородицы), арх. Михаила в Бронницах, прор. Илии в Черкизове, Покрова в Вешняках и др. Иконография Г. и. («Корсунской» или «Иерусалимской») имела древние прототипы. Изображения Богоматери с Младенцем на правой руке (греч. Δεξιοκρατοσσα), отмеченные меньшей иератической строгостью по сравнению с образом Одигитрии, встречаются на печатях уже с VII в., а в иконописи известны с IX в. Древнейшая из них - икона из ц. Санта-Мария Нуова в Риме (IX в.). Мозаичные изображения Дексиократуссы находятся в люнете юж. капеллы кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (30-е гг. XI в.) и на иконе кон. XII в. в мон-ре вмц. Екатерины на Синае. К софийской иконе восходят неск. сохранившихся до наст. времени икон кон. XV-XVI в. (напр. икона из собрания ЦМиАР, 1-я пол. XVI в.), относящиеся к новгородской художественной традиции, а также московская икона «Богоматерь Иерусалимская», по поздней надписи на обороте называемая «Гребенская» (рубеж XV и XVI вв.). К этому же типу (иногда в зеркальном переводе) относятся нек-рые списки т.

http://pravenc.ru/text/164925.html

Христорождественская в Чулковой слободе. Приход этой церкви находится в Чулковой слободе, отделяющейся от города р. Упою и Сызрано-Вяземскою ж. д. Чулковская слобода, как видно из писцовых книг 1627, 28 и 29 гг., была вотчиною гг. Чулковых и называлась селом Рождественским, а Чулково тож. Селом Рождественским слобода эта называлась несомненно по храму во имя Рождества Христова, а Чулковой по фамилии своих владельцев. Таким образом приход Чулковский существовал уже в XVII-м столетии. Первоначально прихожане его состояли из вотчинных крестьян гг. Чулковых. В ст. в состав его входили крестьяне дер. Комарок помещиков Ивашкина и Мансурова, и крестьяне – заводские работники Акинфия Никитина Демидова. В начале ст. к приходу причислены крестьяне г. Нарышкина, приписанные к тульскому оружейному заводу и поселенные близь чулковой кладбищенской церкви. Посадские обыватели составляли незначительное количество в приходе. До 1864 г. прихожане этой церкви жили не в Чулковой только слободе, но рассеяны были и по другим частям города. В 1864 г. жители Чулковой слободы были разделены между 3-мя церквами этой слободы: Христорождественской, Донской и Димитриевской кладбищенской. Прихожан числится в настоящее время в приходе 1390 м. п. и 1411 ж. п.; между ними есть раскольники в количестве 31 м. п. и 25 ж. п. Какой был первоначальный храм в приходе – каменный или деревянный и на том же ли он месте стоял, где находится настоящий, сведений не сохранилось. Ныне существующий храм во имя Рождества Христова, как видно из клировых ведомостей, построен в 1732 г. тщанием прихожан. В 1769 спустя 16-ть лет по открытии мощей св. Димитрия Ростовского, „иждивением прихожан и вкладчиков " устроен был придельный храм во имя этого святителя. В 1816 г. на средства церкви и доброхотных дателей устроен новый придельный храм во имя свв. Бориса и Глеба. Побуждением к этому служило желание несколько увеличить объем церкви, сделавшейся малопоместительною. В 1821 г. придел Димитриевский был перестроен заново, так как он обветшал и не был в должной симметрии с Борисоглебским приделом. В последующее время производились поновления в храме, не имевшие капитального характера. Из икон храма отличается древностью: образ Рождества Христова, по преданию, бывший местным еще в деревянной церкви; а особенным чествованием, как чудотворные иконы, пользуются иконы: Корсунской Божией Матери и св. Дмитрия Ростовского.

http://sobory.ru/article/?object=01484

Покров Божией Матери и, по её ходатайству пред Сыном Ее, покров милости Божией постоянно хранил и хранит обитель Преподобного Сергия, а ради обители, в известной мере, и посад Сергиев от различных бедствий и между прочим от губительных болезней, из коих особенно часто, по крайней мере за последнее столетие, посещала Россию холера. Представляем исторические к тому доказательства. В 1770–1771 годах Россию постигло одно из величайших народных бедствий. Страшная болезнь – чума губила население разных городов и сел нашего отечества и достигши Москвы, истребила здесь множество народа. Вследствие запрещения скопления народа при чтимой иконе Богоматери, что у Варварских ворот в Москве, чернь взбунтовалась и совершила неслыханное злодеяние: убила Московского архипастыря, архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского), удалившегося от её ярости в Донской монастырь, что на окраине города, разграбила и разорила архиерейский дом в Чудовом монастыре и другие бесчинства производила, подстрекаемая людьми, которым этот бунт надобен был для других, неблаговидных целей. Многие города и селения Московской губернии также поражены были в большей или меньшей степени смертоносною язвою и пострадали от неё. Сергиев посад от чумы также лишился многих из своих жителей, хотя число их было гораздо меньше числа погибших в других городах и населенных местностях Московской губернии. В самой же обители Преподобного Сергия, после того, как, в виду чумы, братиею её совершён был вокруг монастыря крестный ход с молениями об избавлении от губительной болезни, несмотря на то, что Лавра, по обычаю, открыта была всем приходящим, сохранились невредимыми и монашествующие и ученики семинарии, коих было более 200 человек. Никто не умер даже из служителей Лавры, которые жили в Посаде и имели свои дома между домами умиравших от язвы. Тогда многие монастыри и сёла, прежде принадлежавшие Лавре, брали себе от нее на благословение святые иконы. В память этого события чудесной защиты Лавры от губительной болезни, в северном притворе Троицкого собора Лаврского, в 1774 году была высечена на камне следующая надпись: «В славу Богу всемогущему, молитвами зде почивающаго Угодника, среди смертныя язвы, в Москве и окрест самого места сего свирепевшия, лето от Рожд. Христова 1771, не токмо живущия в обители сей, но вне оныя принадлежащих ей служителей ни чем же не вредимых чудесно сохранившему, аще обитель и бе отверставсем приходящим. На память незабвенную будущим родам толикаго чудесе и благодеяния, изсечен камень сей лета 1774» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Но совет советом, а собору был нужен главный хранитель. Сначала обязанности хранения взяла на себя староста, но она не специалист, а без азов музейного дела на такой должности не продержаться. Владыка обращался к сотрудникам Новгородского объединенного музея-заповедника с просьбой стать хранителями собора — все отказались. В это время в музее появился молодой сотрудник — искусствовед Татьяна Юрьевна Царевская, недавно окончившая аспирантуру, специалист по монументальной живописи. «В 1993 году владыка предложил мне попробовать взять на себя функции хранителя Софии. Я сомневалась, но потом подумала, что отказаться легче всего, и решила попробовать. — Татьяна Царевская, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, является хранителем Софийского собора уже 17 лет. — Я оказалась перед этим гигантским памятником в довольно “зеленом” возрасте, все эти годы мне приходится постоянно учиться». Главная задача хранителя собора — отслеживать сохранность памятника, координировать работу специалистов, руководить реставрационными и ремонтными работами. В случае с Новгородской Софией хранитель — не сотрудник музея, как, например, главный хранитель Успенского собора Московского Кремля, а сотрудник епархии. Все средства — на реставрацию, исследования, зарплату — в Софии выделяет епархия. «С 1993 года музей оставил за собой только право проведения экскурсий. Все остальное целиком было на Церкви, даже охрана, — рассказывает Царевская. — До 2003-2004 годов государство никак не помогало, деньги собирались по крохам». Бабушки высшей квалификации В 1000-летней Софии Новгородской есть что хранить. Здесь уже 20 лет находится величайшая святыня — икона Божией Матери «Знамение» XII века. В соборе два древних иконостаса: один огромный, другой малый с иконами XIV и XVI веков; знаменитый список XVI века Тихвинской иконы Божией Матери; двое древних входных врат — Корсунские XI века, Магдебургские XII века; бронзовое паникадило XVI века; основная роспись стен собора XIX века, но сохранились и уникальные фрески XI и XII веков. Все эти памятники требуют неусыпного внимания! В последние годы в соборе на средства епархии были завершены археологические раскопки — сейчас в части одного из приделов храма, в Мартирьевской паперти, пол понижен на 1 метр 80 см — это уровень пола XII века, найдены уникальные захоронения.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Я понял: все в жизни может стать богослужением В этот день я опытно осознал для себя две важные вещи. Что, где бы мы ни были и чем бы мы ни занимались, все в нашей жизни может стать богослужением, потому что каждый христианин и есть тот самый храм, и есть тот самый жертвенник, на котором непрестанно приносится жертва благодарения Единому Богу! И что вода жизни может вот так запросто превратиться в вино радости, и именно потому, что Он здесь, что Учитель рядом, что Он посреди нас! Спустя ровно три недели в наше отделение принесли подарки от этой молодой мамы. К счастью, она достаточно быстро пошла на поправку и в скором времени вернулась домой со своей дочерью. К подаркам было приложено письмо, в котором она сердечно благодарила всех врачей и медперсонал: «Я вам бесконечно благодарна за вашу превосходную работу, вы все сделали правильно. Проявили огромную любовь и заботу. Благодаря вам я и моя дочь Виктория живы. Поверьте мне, я вас никогда не забуду!». И Евхаристия, как вечный полдень, длится – Все причащаются, играют и поют, И на виду у всех божественный сосуд Неисчерпаемым веселием струится. Иерей Николай Тихончук , клирик храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и преподобной Женевьевы Парижской Корсунской епархии Русской Православной Церкви, медбрат госпиталя в Париже Записал Владимир Басенков 28 апреля 2021 г. Рейтинг: 10 Голосов: 1056 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Интубация трахеи  – введение эндотрахеальной трубки (ЭТТ) в трахею с целью обеспечения проходимости дыхательных путей. Используется для проведения искусственной вентиляции легких, в том числе при проведении реанимационных мероприятий. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Иулия 16 июля 2021, 12:25 Спаси Господи батюшка! Помощи Божией! Татьяна 29 апреля 2021, 10:20 Вот так человек скромно, обычно и буднично совершает, с Божьей помощью, обыкновенное чудо. О себе не думает. И достойно служит Богу. вячеслав 28 апреля 2021, 13:37 Слава Богу. рб. МАРИНА 28 апреля 2021, 10:36 ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ ! СПАСИ , СОХРАНИ И ПОМИЛУЙ НАС, ГРЕШНЫХ !

http://pravoslavie.ru/138955.html

7 мая 1974 г. избран почетным членом Московской духовной академии. 15 апреля 1975 г. возведен в сан митрополита. 3 марта 1976 г. избран в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. 2 сентября 1977 г. награжден правом ношения второй панагии. Решением Священного Синода от 10 октября 1978 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским; с 12 октября — Патриарший экзарх Западной Европы. Неоднократно посещал приходы экзархата. 16 ноября 1979 г. поручено временное управление Корсунской епархией (в связи с переходом епископа Корсунского Петра (Л’Юилье) в юрисдикцию Православной Церкви в Америке). 23 декабря 1980 г. назначен членом комиссии Священного Синода по организации празднования 1000-летия Крещения Руси. Решением Священного Синода от 14 апреля 1981 г. назначен председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Священного Синода. 22 июля того же года назначен заместителем председателя комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. 19 декабря 1983 г. избран председателем общественной Комиссии по связям с религиозными кругами, выступающими за мир. 1 февраля 1984 г. освобожден от должности экзарха Западной Европы, согласно прошению. 19 апреля 1985 г. поручено окормление православных приходов в Финляндиии. 24 марта 1985 г. награжден памятной панагией с изображением Жировичской иконы Божией Матери. 4 июля 1988 г. награжден именной панагией за активное участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. В 1988 г. на учредительной конференции Ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры» избран ее вице-президентом. 15 декабря 1988 г. вошел в избирательную комиссию по выборам народных депутатов СССР от движения за мир, объединенного Советским комитетом защиты мира, и от Ассоциации содействия ООН в СССР. 16 октября 1989 г. назначен экзархом Белорусским с титулом «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белорусский». Определением Священного Синода от 13 ноября 1989 г. освобожден, согласно поданному прошению, от обязанностей председателя ОВЦС с сохранением постоянного членства в Священном Синоде до решения этого вопроса на Архиерейском Соборе. Определением Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г. — митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх всея Белоруссии.

http://radonezh.ru/2021/01/12/otoshel-ko...

7 мая 1974 г. избран почетным членом Московской духовной академии. 15 апреля 1975 г. возведен в сан митрополита. 3 марта 1976 г. избран в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. 2 сентября 1977 г. награжден правом ношения второй панагии. Решением Священного Синода от 10 октября 1978 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским; с 12 октября — Патриарший экзарх Западной Европы. Неоднократно посещал приходы экзархата. 16 ноября 1979 г. поручено временное управление Корсунской епархией (в связи с переходом епископа Корсунского Петра (Л’Юилье) в юрисдикцию Православной Церкви в Америке ). 23 декабря 1980 г. назначен членом комиссии Священного Синода по организации празднования 1000-летия Крещения Руси. Решением Священного Синода от 14 апреля 1981 г. назначен председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Священного Синода. 22 июля того же года назначен заместителем председателя комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. 19 декабря 1983 г. избран председателем общественной Комиссии по связям с религиозными кругами, выступающими за мир. 1 февраля 1984 г. освобожден от должности экзарха Западной Европы, согласно прошению. 19 апреля 1985 г. поручено окормление православных приходов в Финляндиии. 24 марта 1985 г. награжден памятной панагией с изображением Жировичской иконы Божией Матери. 4 июля 1988 г. награжден именной панагией за активное участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. В 1988 г. на учредительной конференции Ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры» избран ее вице-президентом. 15 декабря 1988 г. вошел в избирательную комиссию по выборам народных депутатов СССР от движения за мир, объединенного Советским комитетом защиты мира, и от Ассоциации содействия ООН в СССР. 16 октября 1989 г. назначен экзархом Белорусским с титулом «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белорусский». Определением Священного Синода от 13 ноября 1989 г. освобожден, согласно поданному прошению, от обязанностей председателя ОВЦС с сохранением постоянного членства в Священном Синоде до решения этого вопроса на Архиерейском Соборе.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197897...

Более того, для нас создается очень сложная проблема. Газа в Херсонесе нет. Отопление храмов — за счет электричества. Если бы мы сегодня использовали эти объекты, то есть храмы, как религиозная организация, мы бы и платили как религиозная организация за свет. А мы платим как коммерческие организации за электричество, это в пять или в десять раз дороже, чем могли бы платить. С этим Церковь, Симферопольская и Крымская епархия смиренно соглашается, смиренно молится, но при этом мы совершаем действия юридического характера, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Не более того, и не менее того. — Представители музея со своей стороны говорят, что решение, которое предлагаете вы, не позволит развиваться уникальному археологическому заповеднику и его следует отложить. Что вы на это могли бы ответить? - Я очень много говорю о том, что музей должен развиваться. Ведь сегодня он находится в зданиях бывшего Владимирского монастыря. Это храм Корсунской иконы Божией Матери, это монастырская трапезная, это монашеские кельи… Они явно не предназначены для столь важной и интереснейшей экспозиции, которой сегодня обладает " Херсонес Таврический " . Сейчас 220 тысяч экспонатов находятся в запасниках Херсонеса — в бывших монастырских подвалах, очевидно не приспособленных для хранения столь ценных экспонатов. 220 тысяч экспонатов, кроме ученых, никто не видел! Библиотека тоже расположена в зданиях, которые, в общем-то, не соответствуют нынешним нормам хранения древних и ценных книг, и так далее. Собственно говоря, и смысл-то в том, чтобы на свет вывести все эти сокровища нашей истории, чтобы воспитывать на них наше подрастающее поколение. Вот что самое главное. Поэтому, безусловно, государство должно развивать музей. Должны строиться современные выставочные площадки. Но заметьте: сегодня Церковь не говорит музею: выходите, и мы зайдем. Мы понимаем, что даже при положительном решении этого вопроса понадобятся годы, а может быть, и десятилетия, чтобы был построен современный музей и Симферопольской и Крымской епархии были переданы объекты.

http://pravoslavie.ru/100645.html

Брюссельский. Фотография. Нач. 80-х гг. XX в. Василий (Кривошеин), архиеп. Брюссельский. Фотография. Нач. 80-х гг. XX в. В период жизни в Оксфорде В. занимался активной церковно-научной деятельностью, принимал участие в съездах и собраниях Албания св. и прп. Сергия содружества , выступал на международных научных конгрессах и конференциях: участвовал в работе 1-го Международного съезда патрологов в Оксфорде (1951, затем вплоть до 1979 - в каждом из оксфордских патрологических съездов, являвшихся самыми представительными богословскими собраниями своего времени), в 1958 г. был на съезде византологов в Мюнхене. В апр. 1957 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) В. был возведен в сан архимандрита; 26 мая 1958 г. постановлением Святейшего Патриарха и Свящ. Синода был назначен 2-м викарием экзарха МП в Зап. Европе архиеп. Клишийского Николая ( Ерёмина ; впосл. митр. Корсунский) с титулом еп. Волоколамского и пребыванием в Париже. Хиротония В., однако, неск. задержалась из-за трудностей с получением франц. визы. В марте 1959 г. был назначен настоятелем Благовещенского храма в Оксфорде; 14 июня 1959 г. в Лондоне, в храме Успения Пресв. Богородицы (РПЦ), была совершена хиротония В. архиеп. Николаем (Ерёминым) и еп. Сергиевским Антонием ( Блумом ; впосл. митр. Сурожский) (ЖМП. 1959. 9. С. 27-32). В наречении принял также участие еп. Иаков Апамейский (Вирвос, К-польский Патриархат). В нояб. 1959 г. В. переехал в Париж, где нес архипастырское служение в качестве помощника архиеп. Клишийского; в том же году (11-15 нояб.) состоялась его поездка в Фессалонику для участия в торжествах, посвященных 600-летию со дня кончины свт. Григория Паламы (ЖМП. 1960. 2. С. 72-80). После смерти (в апр. 1960) митр. Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского) указом Патриарха Алексия I и Свящ. Синода В. был назначен на Брюссельскую кафедру, на к-рой пребывал вплоть до своей кончины. Вскоре после назначения В. посетил Москву, где 21 июля 1960 г., в праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, был возведен в сан архиеп.

http://pravenc.ru/text/150717.html

В 1918 году монастырь был закрыт.. С 26 декабря по 8 января местная Чрезвычайная комиссия произвела здесь несколько обысков, в результате которых было конфисковано всё имущество монастыря. Настоятель монастыря, архимандрит Илия, был помещён под домашний арест и в марте 1919 года выселен из обители. До 1926 года оставался действующим только Никольский собор. В 1920-е годы в нём располагался педагогический техникум, а в здании собора — музей. После 1950 года здания бывшего монастыря были превращены в квартиры. Современное состояние [ править править код ] В 1991 году здания Николаевского Черноостровского монастыря передали Калужской епархии. Ныне это действующий монастырь. В 1992 году в бывшем странноприимном доме Черноостровского монастыря была открыта «Малоярославецкая городская картинная галерея имени Е. А. Чернявской» (пл. Ленина, 12), где выставлены картины малоярославских художников. В 2005 году, Черноостровский монастырь проводит реставрацию перекрытий и внутренний отделки Никольского храма. В 2006 году реставрируют (воссоздают) колокольню (архитекторы Андрей Анисимов и Владимир Шарапов). В 2007 году устанавливают Белокаменный резной иконостас (архитектор Андрей Анисимов и Ольга Ермакова, художник Александр Брусов). В 2009 году реставрируют главные ворота монастыря и устанавливают белокаменную водосвятную часовенку (дар архитектора Андрея Анисимова детскому приюту «Отрада»), авторы — Андрей Анисимов и Наталья Бледнова, художники Александр Брусов и Анна Верди из «Товарищества реставраторов». Реставрационные работы проводимые в монастыре с 2005 по 2009 год, так же выполнены специалистами из «Товарищества рестараторов» под руководством Андрея Анисимова. В настоящее время при монастыре открыт детский приют " Отрада " в котором воспитываются девочки из неблагополучных семей. Архитектурно-планировочный облик монастырского ансамбля [ править править код ] Настоящий облик монастыря сформировался к середине XIX beka. Входят 3 храма: Никольский собор, построенный в память победы русских войск в войне с Наполеоном, с храмом в честь Всех Святых и храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. Собор начал строить архимандрит Макарием (Фоминым) в 1812 г. Собор строился более 30 лет и был построен в 1843 году в настоятельство преподобного Антония Оптинского. 26 августа 1843 года был освящен его главный придел. Высота собора—47 метров. Купол опирается на четыре колонны коринфского ордера, середина храма образует большую ротонду.

http://azbyka.ru/palomnik/Николаевский_Ч...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010