110-119 119-120 120-122 122-125 125-127 127-131 КОРНИЛИЙ (Синяев Владимир Александрович; род. 22 дек. 1976), митрополит Архангельский и Холомогорский 131-133 133-136 136-137 137-138 КОРНИЛИЙ СОТНИК (I в.), св. (исп. или сщмч.?) (пам. 13 сент.; пам. визант. 11, 13 сент., 20 окт., 9 июня; пам. зап. 20 окт.) 138-143 143-144 КОРОБЕЙНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ в Казанской иконы Божией Матери монастыре в с. Коробейникове Усть-Пристанского р-на Алтайского края 144-145 145-147 «КОРОЛЕВСКАЯ КНИГА» (офиц. название «A necessary doctrine and Erudition for Апу Christian Man» («Необходимое учение и наставление для христианина»)), катехизис Церкви Англии, составленный в 1543 г. по приказу и при участии кор. Генриха VIII 147-148 148-149 КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского 149-155 CORPUS IURIS CANONICI офиц. свод канонического права Римско-католической Церкви, изданный папой Римским Григорием XIII 155-156 156-166 166-167 167-169 КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ название, относимое к образам Пресв. Богородицы, чье происхождение связывают с древней Корсунью (Херсонесом) 169-188 КОРСУНСКИЕ ВРАТА внутренние двери собора Св. Софии в Вел. Новгороде, отделяющие придел в честь Рождества Пресв. Богородицы от Мартириевской паперти 188-189 189-192 КОРСУНСКИЙ Николай Николаевич (1843-1899), правосл. богослов, публицист, переводчик трудов авторов древней Церкви 192-193 193-194 194-199 КОРЧИНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Корицкая митрополия], епархия Албанской Православной Церкви, расположена в юго-вост. части Албании 199-203 203-207 КОСИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ см. Старорусский Косинский во имя свт. Николая Чудотворца женский монастырь в Старорусском р-не Новгородской обл. КОСКОНИЙ (Конкордий), мч. Никомидийский (пам. визант., пам. зап. 2 сент.) - см. ст. Зинон, Косконий (Конкордий), Меналап (Меланипп) и др. мученики Никомидийские

http://pravenc.ru/vol/XXXVIII.html

- Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы с шатровым верхом; кровля на церкви и алтаре обветшала и прогнила, сгнила также и шатровая колокольня, устроенная над папертью церкви. - Каменная церковь во имя Двенадцати апостолов с приделом во имя Иоанна Воина. - Ветхая деревянная церковь Иоанна Златоустого, в которой с давних лет за ветхостью службы не совершались. Очевидно, что обветшавшая Успенская церковь была именно та, которая была построена в Станках к 1628 г. В 1753 г. церковь эта была ремонтирована. В 1819-26 гг. вместо нее был построен существующий ныне каменный пятиглавый храм. Златоустовская церковь, так обветшавшая к 1753 г., была, очевидно, построена задолго до 1753 г. В 1753 г. она была разобрана, и материал был употреблен на перестройку колокольни. Что касается церкви каменной во имя 12 апостолов, то время построения ее неизвестно, но, судя по ее архитектуре, построение ее можно относить к последней четверти XVII ст. В 1882 г. церковь эта перестроена заново: с запада приложено 7 аршин, своды устроены вновь, паперть обращена в трапезу, окна расширены, глава устроена новая. Таким образом, в Станках две каменных церкви. В Успенской церкви престолов три: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы, в приделах – во имя Иоанна Златоустого (устроен в 1840 г.) и Иоанна Богослова (устроен в 1844 г.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон обращают на себя внимание: храмовая икона Успения Божией Матери в серебряной позлащенной ризе, убрус Богоматери низан жемчугом; шитые шелком иконы Корсунской и Казанской Божией Матери в сребропозлащенных ризах; древняя икона Успения Божией Матери из деревянной церкви и икона Похвалы Богородицы – древнего письма. В теплом каменном храме два престола: главный – во имя Двенадцати апостолов и в приделе – во имя Иоанна Воина. Из св. икон своею древностью отличается икона Спасителя, Иоанна Воина и поклонение веригам апост. Петра. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентного капитала 74 руб., от земли и от служб и требоисправлений 670 руб. Дома у членов причта собственные, построенные на церковной земле. Приход состоит из села Станков и 8 деревень, расстоянием от церкви до 3 верст, в коих по клировым ведомостям числится 253 двора, 618 душ муж. пола и жен. пола 734 души. В селе Станках имеется земская народная школа.

http://sobory.ru/article/?object=01886

20 ноября , в 17.00, в канун дня Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Его Святейшество совершит Всенощное бдение в храме св. Архангела Михаила в Тропареве. 21 ноября , в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. Начало богослужения в 9.30. 22 ноября , в день иконы Божией Матери «Скоропослушница», Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в крестовом храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Переделкино. Начало богослужения в 9.30. 26 ноября , в день памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий совершит Божественную литургию и хиротонию архимандрита Елисея (Ганабы) во епископа Богородского, викария Корсунской епархии. Начало богослужения в 9.30. 30 ноября по случаю дня памяти святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в храме свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке (Б. Полянка, 29-а). Декабрь: 1 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Начало богослужения в в 17.00,  2 декабря , в день памяти Свт. Филарета, митр. Московского Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 9.30. 3 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 17.00. 4 декабря , в 9.30, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Святейший Патриарх совершит Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. 13 декабря , в  17.00, Святейший Патриарх совершит панихиду по митрополиту Николаю (Ярушевичу) в крипте Смоленской церкви Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 18.00 Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в крестовом храме Патриарших покоев в честь св. прав. Филарета Милостивого в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

http://patriarchia.ru/db/text/154913.htm...

В богослужебной практике собора есть свои особенности. В отличие от дру­гих храмов епархии по давней традиции в соборе совершаются две Божествен­ные литургии; по воскресеньям за вечерним богослужением читается акафист Боголюбской иконе Божией Матери, а по средам еженедельно совершается всенощное бдение с чтением акафиста святителю Василию Рязанскому у его чтимой иконы. Среди святынь храма верующие рязанцы особо почитают Феодоровскую, Корсунскую, Казанскую, Феодотьевскую иконы Божией Матери. http://www.ryazan-hram.ru/node/180 Про протоиерея Бориса Скворцова " следует отметить " , что он служил в Борисоглебском соборе не " с 1947 по 1965 годы " , а гораздо дольше. Сын священника этого собора о. Гавриила Скворцова, скончавшегося 17 августа 1917 г., он был рукоположен на место отца (по избранию прихожан) в сентябре 1917 г.; в 1923 г. стал здесь ключарем, а в 1930 - настоятелем. " Вынужденный перерыв " в настоятельстве в родном Борисоглебском соборе (в 1935-1947 гг.) у протоиерея Бориса Скворцова был обусловлен самой уважительной причиной - закрытием храма. Как только собор был открыт, о. Бориса возвратили к исходному месту служения - вероятно, это единственный случай в русской церковной истории кровавых 1930-х - 1940-х гг. Осенью 1957 протоиерей Б.Г. Скворцов отметил в соборе 40-летие священства, а 5 февраля 1965 г. он был определен епископом Рязанским и Касимовским. Борисоглебский собор стал не только кафедральным храмом епископа Бориса (при постриге он сохранил прежнее имя), но и местом совершения его епископской хиротонии. Невиданное в послевоенной Рязани церковное торжество возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), который сам в детстве жил в Рязани и в годы войны молился в единственном действовавшем в городе храме, настоятелем которого был о. Б. Скворцов. При вручении жезла митрополит засвидетельствовал епископу Борису: " ...твое совершение Божественных служб влекло меня и пленяло и уловило в мрежу Христову " . 11 августа 1972 г., на 77-м году жизни, епископ Борис скоропостижно скончался, и отпевание его было совершено все в том же Борисоглебском соборе. Таким образом, Борисоглебский собор Рязани неразрывно связан с епископом Рязанским Борисом (Скворцовым), человеком редчайшей для русского духовенства ХХ века судьбы.

http://sobory.ru/article/?object=00866

ТРОИЦКИЙ, муж. 2 класса, в уездном городе Белгороде, при реках Донце и Везелке; находится под управлением архимандрита. Основан в 1599 году, по повелению царя Бориса Феодоровича Годунова, воеводою кн. Григорьем Константиновичем Волконским, а совершенно кончен, по грамоте Патриарха Филарета, воеводою ж Амвросием Иванович ем Лодыженским. Здесь две каменные церкви: 1) Соб. Николая Чудотворца, в которой погребено тело епископа Белградского Иоасафа (Горленко), известного по своему благочестию 2) Живоначальной Троицы, теплая. МОЛЧАНСКИЙ-ПЕЧЕРСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Путивле, при реках Семе и Крынке; состоит под управлением архимандрита; а прежде сего начальство было здесь игуменское. О времени основания этого монастыря точных сведений нет; и известно только, что он в конце XVI века уже существовал; что доказывается хранящеюся здесь панагией, устроенною в царствование Бориса Годунова; название ж Молчанского получил он от иконы Пресвятой Богородицы, явившейся в 1635 году, в 20 верстах от Путивля, на болоте, именуемом Молче, и тогда ж перенесенной сюда. В 1731 году обитель эта возобновлена игуменом Моисеем. – Здесь ныне соб. церковь Смоленской Божией Матери, с приделами, в которой находятся две явленные и чудотворные иконы Богородицы: вышеписанная Молчанская и другая Путивльская, явившаяся в 1238 году, которым празднества совершаются, первой 24 апреля, а второй 2 мая. – Вблизи от обители видны развалины древней каменной крепости, где укрывался самозванец, а в Архимандричьих кельях есть кресло Лжедимитрия. НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. 3 класса, близ уездного города Рыльска; находится под управлением архимандрита. О времени основания этой обители сведений нет. Здесь три каменные церкви; из коих соб. Николая Чудотворца, построена разными вкладчиками в 1753 году. БОГОРОДИЦКИЙ, муж. 3 класса, близ уездного города Обояни; находится под управлением архимандрита. В нем соб. церковь Знамения Божией Матери. Когда и кем основана эта обитель, неизвестно. КОРЕННАЯ пуст. муж. общежительная, в 27 верст. от губернского города Курска; состоит под управлением архимандрита. Основана в 1597 году, при царе Феодоре Иоанновиче, на том месте, где явилась чудотворная икона Знамения Богородицы, именуемая ныне Корсунскою-Коренскою, или Курскою. Икона эта обретена жителями города Рыльска 8 сентября 1295 года, в лесу, при реке Тускаре, на корне дерева – ее тщетно переносили с этого места в Рыльск: она каждый раз являлась здесь снова, и таким образом оставалась в часовне, для того устроенной, 302 года; а потом, по основании монастыря, находилась 18 лет в соборном храме оного, откуда (1615) перенесена в Курск, в Воскресенскую соборную церковь , а оттуда, чрез три года, в Богородицкий Знаменский монастырь, к которому была и самая эта пустынь приписана с 1718 по 1764 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Устное предание сохранило рассказы очевидцев о том, что во время битвы русским воинам помогал старик на коне с огненным мечом в руках. При отступлении французы, увидев в одной из церквей образ святителя Николая, стали в панике кричать: «Этот старик выгнал нас из-под Малоярославца». За последующие 10 лет Свято-Никольский монастырь был полностью восстановлен — теперь уже как памятник событиям 1812 года. В 1813 г. было построено здание братских келий, в 1814-м — Корсунская церковь. В 1817 г. обитель стала штатным третьеклассным монастырем «в память и в вечное благоволение Всевышнего, Отечеству нашему над врагами преславную победу под стенами его даровавшего». В 1821 году были сооружены святые врата с колокольней. Комплекс зданий монастыря сформировался к середине XIX в. В центре монастырского ансамбля расположены три храма: Никольский собор, построенный в память победы русских войск в войне с Наполеоном, храм в честь Всех святых и храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. Никольский собор был заложен в 1812 г. настоятелем архимандритом Макарием (Фоминым), его строительство было завершено в 1843 г. в настоятельство преподобного Антония Оптинского. 26 августа 1843 г. был освящен его главный придел в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Автором проекта собора предположительно является архитектор А. Витберг. На хорах расположен придел в честь Преображения Господня. Купол собора опирается на четыре колонны коринфского ордера, середина храма образует обширную ротонду. Рядом с входом на хоры располагалась монастырская библиотека. Высота всего здания — 47 метров. К собору примыкает паперть, от которой ведет лестница к нижней площадке монастыря и входу в храм Всех святых. Этот храм служил монастырской усыпальницей. Двухэтажная каменная церковь в честь Корсунской иконы Божией Матери находится на средней площадке монастыря. Одна ее сторона обращена внутрь монастыря, другая смотрит в овраг. Обе стороны украшены выступами с фронтонами. В прошлом церковь имела на хорах придел в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, освященный в 1819 г. Главный придел был освящен в 1814 г.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2552976...

          Возлюбленные! В истекшем году Господь благословлял Свою Церковь миром, радостью и успехами во многих трудах, ко спасению народа Божия прилагаемых. В праздник Вознесения Господня была восстановлена полнота единства Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью, к которой принадлежит значительная часть нашего церковного народа, рассеянного по разным странам мира. Ныне мы вновь единая Церковь, скрепленная общением в таинствах и молитвах, несущая свидетельство об истине Святого Православия не только в Отечестве, но " даже до края земли " (Деян. 1,8).           В пределы нашей Церкви были принесены честные мощи святого апостола и евангелиста Луки, святителя Спиридона Тримифунтского, святителя Иоанна Златоуста. Из Петербурга в Москву были доставлены мощи святого благоверного князя Александра Невского, которые затем были пронесены по городам, исторически связанным с земными подвигами Небесного защитника нашего Отечества. Многие и многие чада церковные пришли в православные храмы, чтобы поклониться святым угодникам Божиим, получить от них духовное утешение и благословение, исцелиться от недугов душевных и телесных.           При активном участии православного народа совершались торжества в честь 600-летия преставления преподобного Саввы Сторожевского - ученика Преподобного Сергия, молитвенника за благочестивых русских правителей и наставника иноков. О лучшем будущем для России, об исправлении ее исторических путей мы молились пред иконой Божией Матери " Державная " в день 90-летия ее явления. Молитвенно и торжественно отметили 90-летие восстановления Патриаршества в нашей Святой Церкви. В память о многих сотнях новомучеников и исповедников Российских, о тысячах и тысячах невинно убиенных в годы богоборческой власти из Соловецкого монастыря в Москву, на Бутовский полигон, где приняли мученическую кончину тысячи страдальцев за веру и правду, был принесен поклонный крест. Дай Бог, чтобы память об их подвиге укрепляла наш народ на путях духовного возрождения!           В минувшем году по милости Божией я многократно совершал богослужения в первопрестольном граде Москве, посещал приходы и монастыри Подмосковья, побывал на Валааме, где освятил скит в честь Смоленской Иконы Божией Матери. Господь сподобил меня посетить Вологодскую, Ижевскую и Корсунскую епархии нашей Церкви, свидетельствовать о духовных ценностях и общественной миссии Православия перед членами Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге. Об этом же - о вере нашей, просвещающей и преображающей мир, - я говорил во время встреч с государственными деятелями, с людьми различных вер и убеждений.

http://bogoslov.ru/event/265652

В 1858 году на должность соборного старосты был выбран сумской купец Димитрий ИвановичСуханов, родом из города Обояни Курской губернии. С именем этого богатейшего и именитого купца, щедрого благотворителя – связывается вся дальнейшая судьба соборного храма. Современный вид Спасо-Преображенский собор приобрел после капитальной реконструкции, произведенной в 1882-1892гг. по проекту епархиального архитектора, авторитетного харьковского зодчего – профессора Технологического института М.И.Ловцова. В начале была пристроена к храму величественная трехярусная колокольня. По углам вызлащенного купола-крыши установлены фигуры четырех евангелистов Луки, Марка, Иоанна и Матфея. Трехметровые чугунные скульптуры, выкрашенные под малахит, отливались на сумском заводе Вулкан. В верхнем ярусе колокольни помещены башенные часы, отбивающие часы и получасы, с циферблатами на все четыре стороны. Часовой механизм с курантами точно такой же, как и на Спасской башне Кремля в Москве и выполнен одной фирмой. Придельные храмы были освящены Высокопреосвященнейшим Амвросием, архиепископом Харьковским и Ахтырским при жизни покойного храмоздателя Димитрия Ивановича Суханова в 1885 году: Благовещенский 14 мая, Димитровский 15 мая. Главный престол во имя Преображения Господня освящался Владыкой Амвросием уже после смерти строителя собора – 30 августа 1892 года. С 1867 года благочинным Сумского уезда и настоятелем соборного храма был священник Василий Никольский, а духовником – отец Николай Фесенко. С 1901 года церковным старостой был избран потомственный дворянин статский советник Павел Иванович Харитоненко. Сегодня среди многих чтимых икон, находящихся в Спасо-Преображенском соборе, предметом особого благоговения и почитания являютсяЧудотворная Корсунская икона Божией Матери, именуемаяШпилевская “Прозренная”, список Тихвинской иконы Божией Матери,а также икона Апостола Первомученика архидиакона Стефана с частицей мощей святого. Одной из достопри-мечательностей собора, которая доступна взору только духовенства (на ней совершаетсяБожественная Литургия), является антиминс времен Екатерины II, освященный Преосвященнейшим Аггеем (Колосовским), епископом Белгородским и Обоянским.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

В XVII веке, в числе послушников оной обители был славный Никон, сделавшийся потом Всероссийским Патриархом. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в Нижнем-Новгороде, подле крепости, при соединении рек Оки и Волги; находится под управлением архимандрита. Обитель эта основана в начале XIII века; но вскоре в 1230 году сожжена Мордовским князем Пургасом, разорившим Нижний-Новгород, и после того была в совершенном запустении до второй половины XIV века. Св. Алексий, Митрополит Киевский и всея Руси, при неоднократном путешествии своем из Москвы в Орду, останавливался здесь, и возымел намерение возобновить, или, лучше сказать, вновь устроить обитель на свое иждивение; что им и совершено в 1367 году, по вторичном возвращении из Орды. Ныне здесь три каменные церкви: 1) Соб. Благовещения Богородицы, сооружена сначала в 1370, а потом вновь перестроена в 1649 году. В сем храме находится замечательная по древности своей икона (Корсунская) Божией Матери, писанная в Греции иеромонахом Симеоном, в 993 году. 2) Теплая Успения Божией Матери. 3) Алексия, митрополита Московского. В горе, на которой стоит монастырь, есть древние пещеры, в коих вероятно, подвизались прежние иноки; близ обители существует каменная часовня, старинной архитектуры, с колодцем, построенная на том самом месте, где св. Алексий, проезжая в 1359 г. в орду, останавливался и имел трапезу. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Арзамасе; находится под управлением архимандрита. Он основан в царствование Иоанна Грозного, около 1555 года, и состоял прежде из деревянных строений; а ныне существующие каменные церкви, ограда и прочие здания, сооружены в 1685 году. – Здесь три церкви: 1) Соб. Преображения Господня; 2) теплая, двухэтажная, в которой престолы: Рождества Богородицы и Сретения Господня; 3) Великомученика Георгия, над св. вратами, возобновленная в 1706 году. ОРАНСКИЙ-БОГОРОДИЦКИЙ, муж. заштатный, близ Нижнего-Новгорода, на урочище, называемом издревле Орано-Поле. Находится под управлением игумена. Основан при царе Михаиле Феодоровиче, по случаю явления в 1629 году на этом месте иконы Владимирской Богоматери, во имя коей воздвигнута здесь и Соборная церковь , где эта икона, известная под именем Оранская, находится; празднество ей совершается 21 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Для воспитания своей паствы в духе почитания святыни им было установлено ежегодное празднование иконы Божией Матери «Умиление» с крестным ходом в Троицкую церковь Ямской слободы, где находилась эта икона. Крестный ход был установлен в память явленного иконой чуда: 8 июля 1337 года икона была видима в церкви поднявшейся на воздух и источающей слезы из очей. Своей богоугодной жизнью, патриотической и благотворительной деятельностью святитель Василий заслужил великое почтение и любовь новгородцев. В отличие от других русских архиереев Константинопольский патриарх в 1341 году прислал ему крестчатые ризы и белый клобук. Сама смерть святителя Василия свидетельствовала о его любви к пастве. В 1352 году во Пскове появилась страшная моровая язва, которую называли «черная смерть». Она в короткое время произвела в городе великое опустошение. Псковичи, подавленные горем и страхом, просили архиепископа, которому прежде много досаждали непослушанием, прибыть к ним и помолиться за них вместе с ними. Забыв все обиды, владыка прибыл немедленно, совершил богослужения в трех церквах, обошел город с крестным ходом и утешил псковичей. Здесь он заболел и на обратном пути 3 июля 1352 года скончался в обители Архангела Михаила на р. Шелони. Погребен под Корсунской папертью Софийского собора. Труды: Послание к Феодору, епископу Тверскому. О Рае, уцелевшем на земле. Степенная книга//Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1921, т. 21: Книга степенная царского родословия. – СПб., 1908, т. 1. – С. 480; Собрание летописей, т. 6. – С. 46–80; т. 7. – С. 212–214. Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1891, т. 1. – С. 165–190. Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. – 3-е изд. – Новгород, 1902. – С. 92. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 138, прим. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010