В ордере от 11 сент. 1787 г. кн. Потёмкина правителю Таврической обл. Каховскому значилось: «...вашему превосходительству предписываю на тот конец поблизости селения Знаменки, на речке Конской, ежели при сих урочищах есть праздная, и ни с каким препятствием не соединенная земля, отвесть потребное число десятин оной под строение старообрядческого монастыря... В случае же там каковой-либо неудобности, имеете позволить им избрать для того самого другое приличное место» ( Мурзакевич. 1848. С. 310). Поскольку место для мон-ря не было удачным ввиду недостатка леса и отдаленности от Днепра, игум. Иоасаф просил катеринославского и таврического ген.-губернатора кн. П. А. Зубова выделить братии 120 дес. из лесных дач жителей г. Никополя. Правитель наместничества отказал монастырю в выделении лесных угодий, т. к. самим никопольчанам леса не хватало, и тогда игумен с братией обратили внимание на местность ниже мест. Каховка и г. Берислава по течению Днепра, а именно на урочище Фролово, лежащее между землями казенного с. Казачьи-Лагери и дачи полковника Д. М. Куликовского ( Бельский. 1999. С. 79). 5 апр. 1796 г. на имя кн. Зубова последовал рескрипт имп. Екатерины II о разрешении перевести К. м. на более удобное место с выделением 3 тыс. дес. земли. 30 окт. в подтверждение правительственных распоряжений игум. Иоасаф получил от митр. Екатеринославского и Таврического Гавриила (Банулеску-Бодони) грамоту на перемещение обители на новое место и построение храма свт. Николая Чудотворца. 8 февр. 1797 г. уездный землемер В. Писемский отмежевал на участке Фроловой дачи 3 тыс. дес. удобной земли для хозяйствования и 2447 дес. и 775 саж. неудобной земли - прилегающих плавней, и 14 марта того же года эта земля вместе с планом и межевыми книгами была передана мон-рю по указу губернатора Таврической обл. ген.-майора С. С. Жегулина ( Мурзакевич. 1848. С. 311). Уже 9 марта братия старообрядческого мон-ря приступила к строительству деревянного храма свт. Николая Чудотворца. 9 окт. того же года из урочища Мамай-Сурка, близ с. Б. Знаменка, все насельники К. м. переселились в урочище Фролово. Деревянный Никольский храм вскоре был сооружен, и братия в 1801 г. приступила к строительству каменной 5-купольной соборной ц. в честь Корсунской иконы Божией Матери, освященной 30 мая 1803 г. игум. Иоасафом по благословению архиеп. Херсонского и Таврического Афанасия (Иванова) . Иконы писали старообрядческие иконописцы из Москвы и Суздаля. В 1802 г. была возведена и освящена небольшая теплая ц. во имя вмч. Димитрия Солунского, к 1804 г. освящен храм во имя прп. Михаила, еп. Синадского. В 1799 г. открыто монастырское подворье в г. Херсоне на углу Богородицкой ул., 9, и Торгового пер., при ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (освящена в 1803). Впосл. подворье было преобразовано в приходский храм.

http://pravenc.ru/text/2458759.html

Внутри он был благолепен, расписан хорошей живописью и имел богатые иконостасы. Из икон почиталось две: пророка Аввакума, и икона Корсунской Божией Матери. В пристройке к храму помещалась церковноприходская школа на 50 учеников. Храм был закрыт в тридцатых года,но в настоящее время ужепередан Епархии. Приход в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость в п.Шопино Приход образован в 1998 году. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt На первом пересечении улицы виднеется синеглавая Успенская церковь “за верхом”, на правой стороне Березуйского оврага. В первый раз она упоминается в описи 1685 г. и значится деревянной с шестью колоколами в Ямской слободе. С 1754 года начата строением каменная и, как видно из надписи на горнем месте главного престола, освящена 4 мая 1762 г. Приделы во имя Николая Чудотворца и Пр. Аввакума перестроены — первый в 1836 г., а второй—в 1844 г. (по сообщению о. Беляева, оба в 1834 г.). Колокольня в 3 яруса надстроена в 1799 г. Храм пятиглавый, 4 главы на углах церкви, на трех сторонах верхи выдались полукругом, наподобие закомар; в каждом полукружии изображена храмовая икона — (Успения, св. Николая и пр. Аввакума). Главы луковичнообразные; пятая глава более других и посажена на двойном трибуне, который внизу имеет вид восьмигранника с ликом святого на каждой грани, а потом после покрытия круглым “обломом” становится круглым с желобками и перехватом перед главой. Колокольня скомпонована четырехугольной, с преобладанием угловатых и четырехугольных форм во всем корпусе, так что обработка ее кажется вычурной. На втором ярусе с каждой стороны поставлено по портику, сильно выдавшемуся вперед, а в образовавшихся от этого глубоких углах поставлено по тосканской колонне. В третьем ярусе четырехугольные колонны (пилястры), но уже без фронтонов; они искусно связаны вырезом кровли, украшенным зубчиками; на углах колонн не поставлено, но симметрия достигнута рядом продольных складок. Исторических достопримечательностей в храме нет; внутри он благолепен, расписан хорошей живописью и имеет богатые иконостасы. Из икон почитается две: 1) св. пр. Аввакума, на которой повешен привесок в виде сердца с надписью: “сие сердце принесено в дар за исцеление”; к этой иконе прибегают многие из простого народа летом с младенцами и молятся об исцелении от “младенческой болезни”; 2) икона Корсунской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=01761

Прихожан в селе Зарине, в деревнях: Займище, Глазово, Сахарово, Байгорово, Высокая - 127 дворов (471 мужчина, 541 женщина). По данным Епархиального статистического сборника за 1901 год: Церковь Успенская, построена в 1866 году, каменная, престола три: в холодной Успения Божией Матери, в теплой: Святителя Тихона Амофунского и Корсунской Божией Матери. Церковные документы: опись 1843 года, метрики с 1800 года, исповедные с 1831 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Георгий Иоаннович Волков 65-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1860 года, священником с 1860 года, состоял благочинным, награжден в 1899 года наперстным крестом. Диакон Иаков Григорьевич Смирнов 27-ми лет, в служении с 1892 года, диаконом с 1896 года. Диакон, в должности псаломщика, Николай ВАсильевич Успенский 36-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1886 года, диаконом с 1888 года. Прихожан в селе Зарине, в деревнях: Займище, Глазове, Сахарове, Высокове, Байгорове - 197 дворов (772 мужчины, 836 женщин). Поселение это небольшое (и двух десятков дворов не было), а церковь у них была своя. Вместительное, каменное строение, построено в 1866 году. Центральный Престол зорниского храма был освящен в честь Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Два теплых придела святителя Тихона епископа Амофунтского и в честь иконы Корсунской Божией Матери. За приходом значилось прихожан - 197 дворов местного поселения: 772 человека мужчин и 836 женщины. При Успенской церкви была устроена церковно-приходская школа. В качестве учителей, как и во всех сельских школах в XVIII - начале XIX века, были священник и дьякон. Здесь учились и дети байгоровских прихожан. Дети были из разных семей деревни, но с одной и той же фамилией - Хорьковы. В 1900 году в первый класс в церковно-приходскую школу пришли четыре родственника - Хорьковы и три однофамильца... ...В 1901 году в Успенской церкви деревни Зорино службу ведет старший сын о.Иоанна, Волков Георгий Иоанович. (При жизни отца он диаконствовал). Диаконом с ним служил 27 летний Иаков Смирнов.

http://sobory.ru/article/?object=21246

«Икона Ефесская Одигитрия стояла в малой церкви архимандрита Иосифа в Царьграде много лет. Турки пленили Царьград. Эту икону скрыли в землю от врагов, не была бы поругана святая икона. В земле сохранялась она немало лет. По воцарении турок в Царь Граде прошло немного время, и вынули из земли святую икону, ничем невредиму. По обретении множество болящих исцелилось от святыя иконы. Вознегодовали на християн турки, и второе боялись християны, чтобы турки не истребили святую икону, всем болящим врача. После архимандрита Иосифа, принесшего сию икону из Ефеса, много было наместников. Святую икону передавал в Россию, московским боярам Морозовым, цареградский архимандрит Гавриил в 1461 году… И устроили принесенному образу драгоценную ризу из злата и сребра и драгоценных каменей и другого жемчуга и драгоценную корону. Это дар царский: царицы Анастасии Романовны — супруги царя Иоанна Грознаго, скованный из чистаго злата. Царица Анастасия имела любовь к принесенному образу из Ефеса и часто ходила на молитву Ефесской «Одигитрии» в дом бояр Морозовых. Царица Анастасия шествовала своими ногами на молитву, а не изволила в каретах царских». И так продолжалось много лет. Но род бояр Морозовых угасал, остались от него только боярин Глеб и жена его боярыня Феодосия. Решили Морозовы передать чудотворную святыню «в пустынную Шарпанскую обитель в нижегороцких пределах во области Семеновской в лесах за рекою Волгою», устроенную в 1622 году в царствование Михаила Федоровича. В Шаранской обители Корсунская сохранялась без малого двести лет. В первые же годы пребывания чудотворной в обители здесь на средства боярыни Феодосии были выстроены странноприимный дом и огромный храм, вмещавший до тысячи молящихся. Сотни православных получали исцеление от сей святыни. Однажды в 1728 году Нижегородский архиепископ Питирим, «подвергшись недугу телесному, стал расслаблен телом от истечения крови его. Он искал помощи от земных врачей, но не един врач не мог исцелить его от кровотечения. И оставил земных врачей, и стал призывать на помощь Бога и Пречистую Богородицу. Архиепископ Питирим слышал и видел, что множество людей — нижегородцев и из прочих стран — идут и едут на поклонение чудотворному образу, множество болящих и страждущих. Везут и все приемлют в себе исцеление от святыя иконы. Архиепископ Питирим дал свое обещание ехать в область Семеновскую, в обитель Шарпанскую, на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы, видя, что от нея истекает великий источник, богатыя милости и все страждущие и болящие приемлют исцеление от неистощимаго источника святыя иконы».

http://pravoslavie.ru/1940.html

Вклад на построение церкви сделал в 1678 году царь Федор Алексеевич, а на окончание его в 1685 году 250 рублей дал Петр I. Попечителем строительства стал ярославец Иоанн Аверкиев. Вскоре после завершения строительства в 1688 году была учинена опись монастыря, дающая представление о всем комплексе:  " В монастыре церковь Пресвятой Богородицы Сретения иконы Владимирския и трапеза каменная, в церкви и в трапезе по два столпа, на церкви пять глав деревянных гладких не в отделке, кресты железные опаяны белым железом, ... колокольница деревянная на 4-х столбах решетчатая с шатром, крест железный опаян белым железом корсунской, на колокольнице ... часы мерою в полтора аршина. Круг монастыря ограды половина огорожены бревны в столбы забрано, а святых ворот и водяных не поставлено ... Да в монастыре ж богоделенная келья строенье ярославскаго посадского человека Ивана Кемского... " Около 1700 году к юго-востоку от церкви возведена шатровая колокольня, а 18 лет спустя были построены каменная ограда и игуменские кельи. В 1764 году Сретенский монастырь постигла участь многих других бедных обителей - секуляризация имущества (изъятие в пользу государства). Церковь становится приходской. Постепенно некоторые монастырские постройки утрачиваются, оставшиеся частично перестраиваются. В 1833 году расширяется примыкавшая с запада теплая церковь с приделами Сретения и Михаила Архангела. Невосполнимый урон понесли памятники спустя столетие. В 1930 году начали разбирать ограду, а спустя некоторое время была разрушена колокольня, сломано пятиглавие церкви, уничтожено убранство интерьера. Из книги С.В. Демидова, Е.В. Кудряшов " Нерехта " , Издательство " Отчий дом " , Москва Одной из великих святынь древнего города Нерехта является образ Нерехтской иконы Божией Матери- чудотворный список с Владимирской иконы. Вот его небольшая история: В 1634 году Пресвятая Богородица, явившись в сонном видении благочестивому жителю града Ярославля Иоанну Аверкиеву, повелела ему: " Иоанн, пойди к живущему в городе иконописцу по имени Димитрий, возьми у него икону Пресвятой Богородицы, именуемую Владимирской, и отнеси её в город Нерехту- там многие желают видеть Меня " . Вначале Иоанн усомнился в истинности видения, за что был наказан тяжёлой болезнью. Убедившись, что повеленное ему есть действительная воля Царицы Небесной, он исполнил желание Божией Матери и на лодке по рекам Волге и Солонице доставил образ Пресвятой Богородицы в Нерехту, где икону торжественно встретили духовенство и жители города. Многие чудеса- в том числе и исцеление от недуга самого Иоанна Аверкиева- сразу же засвидетельствовали благодатную цельбоносную силу иконы. Святыню поставили в деревянную часовню, а затем по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа устроили здесь деревянную церковь и при ней иноческую обитель, именуемую Сретенской. В 1678 году Царь Феодор Иоаннович посетил Нерехту и, поклонившись чудотворной иконе, повелел воздвигнуть в обители каменный храм.

http://sobory.ru/article/?object=00156

Тогда же государь и государыня Мария Александровна пожертвовали богатый серебряный с позолотой оклад, украшенный драгоценными камнями, к чудотворной Корсунской иконе Божией Матери, которой святитель Иннокентий Таврический благословил еще первоначальный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских. От представителей Одесского общества истории и древностей, с усердием участвовавших в разработке соборного проекта, поступила престольная средневековая византийская мраморная доска с высеченными крестами, обнаруженная при раскопках Херсонеса в 1845 году.      Пока шло строительство Владимирского собора, монастырь креп и развивался. Был поставлен настоятельский корпус с домовой церковью в честь Корсунской иконы Божией Матери, освященный 14 июля 1863 года. С просторной террасы второго этажа, где находились покои архимандрита и высоких гостей, был виден Инкерманский монастырь. 14 августа 1867 года великий князь Владимир Александрович заложил основание престола верхнего соборного храма и тогда же принял почетное послушание соборного ктитора. Император Александр II пожертвовал монастырю 1000 рублей и средства на отливку 111-пудового монастырского колокола. В 1874–1876 годах третьим настоятелем был поставлен игумен Анфим (Казимиров). При нем возводился Владимирского собор, генеральным подрядчиком исполнения проекта был московский предприниматель Губонин. Закончилось строительство в 1877 году при архимандрите Александре, управлявшем монастырем в 1876–1877 годах. Все отделочные работы предполагали завершить к 900-летию Крещения Руси. Но нужной суммы для дорогостоящего благоукрашательства так и не удавалось собрать. Тогда в 1887 году архимандрит Иннокентий (Жежеленко), бывший настоятелем монастыря в 1886–1893 годах, благодаря покровительственному участию обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, повелением императора Александра III получил от казначейства 300 тысяч рублей. Потому монастырь смог в 1888 году принять верующих в сияющем радостной красотой нижнем храме – месте купели святого Владимира, освященном в честь Богородичного Рождества.

http://pravoslavie.ru/4380.html

Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М., 1972. hram-tver.narod.ru Одним из самых величественных храмов города был и остается главны храм города - Корсунско-Богородицкий собор. Именно в нем некогда хранилась святыня Руси - чудотворная икона - Корсунская икона Божьей Матери. По преданию икона была написана самим евангелистом Лукой при жизни Богородицы, когда Пресвятая Дева увидела свое изображение, то сказала: «Благодать родшагося от Меня и Моя да будет с сею иконою». В XII в. По прошению Преподобной Ефросинии Полоцкой эта икона была «уделена» из Эфеса в Полоцк. А уже в 1239 г. Корсунская икона попадает в наш город - полоцкая княжна Параскева дарит ее Торопцу в память о своем венчании с Александром Невским. В 1676 г. царь Алексей Михайлович приказывает построить в Торопце каменный Корсунско-Богородицкий собор, который и простоял до конца XVIII в., но во время одного из страшнейших пожаров собор обгорает так, что богослужения в нем вести невозможно. Но церковную утварь и чудотворную икону удается спасти. И на «общественном собрании» торопчане постановили, чтобы городской глава «чрез знающего архитектуру сделал приличный соборно церкви план и фасад и представил обществу на рассмотрение». Таким «знающим архитектуру» стал смоленский архитектор Осип Спиркин. И в 1795 г. приступили к строительству. Возведение собора шло медленно, потому что у многих во время пожара погибло все. Но не только поэтому. Была и более веская причина. 1772 г. - первый раздел Польши. В России присоединена восточная часть белорусских земель, и границы отодвигаются далеко на запад. Торопец теряет свою главную привилегию - он перестает быть приграничным городом. И город, как о нем пишут современники, приходит в упадок. И поэтому единственный раз за всю историю города торопчане обращаются с просьбой о пожертвовании к государю. Павел I выделяет 4 тыс. рублей. И на эти средства был «устроен» великолепный ручной работы иконостас, а с правой стороны в позолоченном киоте хранилась чудотворная икона. В октябре 1804 г. собор был торжественно освящен протоиереем Нечаевым с «градским духовенством при громадном стечении народа». Но и потом соборное духовенство и граждане Торопца заботились о главном храме города - «старались придать ему лучший вид и довести до возможного совершенства». Так, в 1840 году - позлащены главы на сумму 968 руб., 1876 г. - церковный староста Абаканов пожертвовал 4500 руб. для «возобновления» Георгиевского придела собора и т.д. А в 1877 г. в заметках о Торопце было написано: «Благолепие собора полное … Весьма красивое здание, вполне соответствующее своему назначению».

http://sobory.ru/article/?object=00176

Х - 1-я пол. XI в.), хранивших там реликвии, церковную утварь и иконы, вывезенные из Корсуни. Известно, что кн. Владимир возвращался из Корсуни в 989 г. «с мощми святого Климента и Фифа, ученика его, поима съсуды церковныя и иконы на благословенье себе» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. С. 116; см. также Ипатьевскую летопись: Там же. Т. 2. С. 106). Поскольку Корсунь в рус. религ. сознании с раннего времени воспринималась «святым градом», крещальной купелью Руси, то все происходящие оттуда (или связываемые легендой с этим местом) св. реликвии, драгоценная церковная утварь, византийско-греч. иконы и, возможно, книги на протяжении средневековья также почитались как священные предметы. Их наделяли сакральным наименованием «корсунские» - «корсунские врата», «корсунские кресты», «корсунские святыни», «корсунские древности», «корсунские иконы»,- что означало не только древность памятников, но также их принадлежность греч. христ. миру, высокий художественный уровень исполнения, служивший русским мастерам образцом для подражания (см.: Сперанский М. Н. «Корсунское» чудо Козмы и Дамиана//ИОРЯС. 1928. Т. 1. С. 367), необычность иконографии или истории, связанной с появлением святыни на Руси. О том, что название древностей «корсунские» ассоциировалось с работой греч. мастеров, свидетельствуют летописи: «святыя иконы чюдотворныя, Корсунския, писма Греческих живописцев», «иконы драгия Греческия, сиречь Корсунския», «не одна та икона ис Корсуня привезена Греческаго писма» (Новгородская 3-я летопись: НовгорЛет. С. 183, 399-400). Очевидно, что со временем среди особо почитаемых чудотворных икон должен был появиться ряд «корсунских» образов, написанных, привезенных, прославившихся или хотя бы какое-то время пребывавших в сакральном пространстве «града Корсуни» - символа Нового Града, обновленного крещением кн. Владимира. Символическое восприятие Херсонеса должно было усилиться после потери городом былого политического значения, а его фактическая гибель к сер. XV в. облегчила наделение полулегендарного города мифологемой Св.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Здание церкви построено в виде четырехугольного креста; холодный храм, от западной стены до иконостаса, имеет вид квадратной палаты без всяких столбов, кончается вверху полукруглым сводом с фонарем; длина церкви от горнего места до западной стены трапезы 13 аршин, в ширину 12 аршин, алтарь отделяется каменной стеной с тремя пролетами для царских, северных и южных дверей; алтарь величиною в длину 9 арш., в ширину 8 арш. Церковь освещается 10 окнами в два света, с обеих сторон по 5 окон, по 3 с верху и 2 внизу и в самом куполе фонарем; алтарь освещается тремя окнами; входов в холодную церковь 2 с западной стороны во входные двери через трапезу (придел во имя Корсунской Богоматери), и в арку среди каменной стены, 2-й вход с южной стороны в симметрию южного входа устроен снаружи также вход с железной дверью, но на самом деле он не существует, а только устроен для соблюдения симметрии в храме; пол в церкви и алтаре каменный, помост алтаря возвышается от помоста храма на одну ступень, амвон каменный, в алтаре престол и жертвенник деревянные; иконостас в 5 ярусов, резной, по малиновому фону золоченными арабесками и орнаментами; царские двери изображают Благовещение Пресвятой Богородицы с 4 евангелистами, над ними полукругом изображена Тайная вечеря, а над ней Господские праздники, св. Троица, Успение Прсев. Богородицы, Сретение Господне, Вознесение Господне, вход в Иерусалим. 1-й ярус иконостаса состоит в местных иконах; по правую сторону царских врат, к северной стороне, древний образ св. Иоанна Крестителя с изображением чудесных событий из жизни угодника; рядом с этой иконой в выступе икона Корсунской Божией Матери, окруженная изображениями разных святых; за северной дверью на клиросе икона Казанской Божией Матери; в левую сторону царских врат икона Воздвижения Креста Господня, рядом с ней благословляющий Спаситель с открытым евангелием: «приидите ко мне вси труждахощиеся»; за южной дверью алтаря на другом клиросе храмовой престольный образ св. Троицы; во 2-м и 3-м ряду иконостаса изображены Господь Саваоф, Господь Вседержитель, по сторонам их апостолы, а в самом верху Воскресение Христово; иконы иконостаса письма новейшего времени, многие из них хорошей кисти.

http://sobory.ru/article/?object=44927

Ответов: 1. Последний ответ: Святой священномученик Поликарп, епископ Смирнский. http://pravicon.com/icon-2737 Предположительно, вторая половина 19 века. Добавлено на опознание: 2013-08-11 10:21:24 Владелец: frindigonda Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Я купила ее в монастыре св.Патапия. В Греции , ясно , что это богородица, но я хочу знать , может есть название или стиль или что она значит, она мне понравилась , я ее приобрела , на ней нет никаких надписей и она из глины. [Добавлено 2013-08-11 11:26:23]: Описание: Я купила ее в монастыре св.Патапия. В Греции , я хочу знать , может есть название или стиль или что она значит, она мне понравилась , я ее приобрела , на ней нет никаких надписей и она из глины. Ответов: 2. Последний ответ: Точно не скажу, возможно просто Умиление (http://pravicon.com/icon-325), обрезанная в стиле Девпетерувской или Корсунской икон (но у них свои особенности). Подобное изображение есть в разделе Корсунской иконы (http://pravicon.com/image-1394), но фор [...] Добавлено на опознание: 2013-08-11 10:21:20 Владелец: frindigonda Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Я купила ее в монастыре св.Патапия. В Греции , ясно , что это богородица, но я хочу знать , может есть название или стиль или что она значит, она мне понравилась , я ее приобрела , на ней нет никаких надписей и она из глины. Ответов: 1. Последний ответ: " Умиление " Добавлено на опознание: 2013-08-11 10:16:56 Владелец: frindigonda Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Я купила ее в монастыре святого Потапия., понятно , сто это богородица , но ничего не написано, она их глины. Хочу знать что это за икона и почему без надписей , может какой то стиль. Ответов: 1. Последний ответ: " Умиление " http://pravicon.com/icon-325 Добавлено на опознание: 2013-08-10 13:15:28 Владелец: marinaV Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Смоленская Ответов: 1. Последний ответ: Смоленская икона Божией Матери. Предположительно, вторая половина 19 века.

http://pravicon.com/unknown/66

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010